Главная страница
Навигация по странице:

  • Значение закона исключенного третьего.

  • Требования, вытекающие из закона достаточного основания, и ошибки, связанные

  • Значение закона достаточного основания.

  • Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеУчебник Москва Издательство бек, 199 8
    АнкорИванов Е.А., Логика.doc
    Дата18.05.2017
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИванов Е.А., Логика.doc
    ТипУчебник
    #7816
    страница35 из 37
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37

    при решении альтернативного вопроса нельзя уклоняться от определенного ответа; нельзя искать что-то промежу­точное, среднее, третье.

    С такого рода альтернативами человек сталкивается дово­льно часто. Еще в Древнем Риме родилась крылатая фраза: «Aut Caesar, aut nihil» (буквально «Или Цезарь, или ничто»), которую иногда употребляют в обобщенном смысле: «Все или ничего». Подобную интеллектуальную ситуацию гениально вы­разил У. Шекспир, вложив в уста Гамлета слова, ставшие тоже крылатыми: «Быть или не быть?» У А. Пушкина мы на­ходим: «Она меня зовет: поеду или нет?» Ясно, что из этих вариантов приходится выбирать: ничего третьего нет.

    И в современных условиях возникают альтернативы, тре­бующие однозначного выбора. Вот лишь несколько примеров из газет: «Либо общими усилиями будет спасен весь мир, либо погибнет вся цивилизация»; «Или дальнейшее утверждение политической целесообразности, или утверждение закона в России». В статье, характерно озаглавленной «Дилемма Чер­номырдина» («Российская газета», 12 января 1993 г.) сказано: «Продолжать эксперимент «шоковой терапии», которая по­рождает пороки дикого капитализма — хаос, анархию, безра­ботицу и обнищание, или вводить государственное регулиро­вание и контроль за экономическими процессами. Такая ди­лемма стоит не только перед Виктором Черномырдиным и его правительством, но и перед всей Россией».

    Нарушение требования выбора проявляется в разных фор­мах. Иногда сам вопрос сформулирован неальтернативно. С дав­них пор до нас дошла шутка: «Перестал ли ты бить своего отца?» Как правильно ответить? Если «перестал», значит, бил. Если же «не перестал», значит, продолжаешь, бить. Тут как раз возможно третье: «Я его не бил и не бью». Или на вопрос: «Любишь ли ты его?» нередко нельзя ответить по формуле «или — или». Ведь можно кого-то любить, можно презирать или ненавидеть, а мож­но просто проявлять безразличие или равнодушие.

    Но если вопрос сформулирован правильно, то уклонение от определенного ответа на него, поиски чего-то третьего будут ошибкой. Она свойственна людям нерешительным, неуверен­ным в себе или просто беспринципным.

    Значение закона исключенного третьего. Конечно, как и закон противоречия, этот закон не может точно указать, ка­кое именно из двух противоречащих суждений истинно. Но его значение состоит в том, что он устанавливает для нас вполне определенные интеллектуальные границы, в которых возмо­жен поиск истины. Эта истина заключена в одном из двух отрицающих друг другй высказываний. За этими пределами Искать ее не имеет смысла. Сам же выбор одного из суждений в качестве истинного обеспечивается средствами той или иной науки и практики.

    Какое значение имеет закон исключенного третьего в юри­дическом отношении? Можно сказать, что именно здесь он празднует свой триумф. На принципе «или — или» основана, по существу, вся юридическая практика. Еще в афинском суде было установлено двойное голосование судейгпервым опреде­лялась виновность или невиновность, а вторым — мера нака­зания. Этим достигалась большая точность в рассмотрении дел.

    И в настоящее время суды постоянно сталкиваются с альтер­нативами. Так, в уголовном судопроизводстве — имело место событие преступления или не имело, находился на месте пре­ступления подозреваемый или не находился, признает он себя виновным или не признает, виновен обвиняемый на самом деле или не виновен, правилен приговор суда или неправилен.

    Аналогично и в гражданских делах. Например, если ответ­чик не признает своего отцовства, то суд может назначить судебно-медицинскую экспертизу, и эксперт либо исключает то, что ребенок мог родиться от данного человека, либо допус­кает такую возможность. Правда, подобное заключение ис­пользуется в качестве доказательства лишь в совокупности с другими. Но само решение суда остается однозначным.

    В законодательной практике решаются свои альтернатив­ные вопросы. Так, на заседании Государственной Думы либо есть кворум, либо его нет, вопрос вносится в повестку дня или не вносится, то или иное решение принято или не принято. Вспомним электронное табло в зале заседаний депутатов, ко­торое мы не раз наблюдали по телевидению и на котором вся­кий раз однозначно высвечивались результаты голосования: либо «решение принято», либо «решение не принято».

    1. Закон достаточного основания

    Важное место среди формально-логических законов мыш­ления занимает закон достаточного основания. Он тоже нахо­дится в неразрывной связи с остальными. И действительно, если мысль обладает определенностью (закон тождества), то это открывает возможность для установления ее истинности или ложности во взаимоотношениях с другими мыслями (за­кон противоречия и закон исключенного третьего). Само же установление истинности или ложности мысли невозможно без соответствующего обоснования.

    Отсюда — действие закона достаточного основания. В нем выражается еще одна коренная черта правильного мышления наряду с определенностью и последовательностью, непроти­воречивостью — его обоснованность, доказательность.

    Объективные предпосылки и смысл закона достаточного основания. Качественно определенные предметы, известным образом соотносящиеся между собой (о чем уже говорилось

    выше), так или иначе возникают из других предметов и сами, в свою очередь, порождают другие, изменяются и развивают­ся в процессе взаимодействия между собой. Следовательно, все в окружающем мире имеет свои основания в другом.

    Такая объективно существующая универсальная зависи­мость одних предметов от других и служит важнейшей пред­посылкой возникновения и функционирования в нашем мыш­лении закона достаточного основания. Этот закон был открыт и впервые сформулирован Г. Лейбницем. Он писал: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым — без достаточного осно­вания, почему именно дело обстоит так, а не иначе...»37/

    Правда, у Лейбница он дан как универсальный закон и бы­тия, и познания — закон причинности. Применительно лишь к мышлению ему можно дать следующую формулировку: ни одно суждение не может быть признано истинным без до­статочного основания. Отсюда — название самого закона. Но почему идет речь именно о «достаточном» основании? Доста­точными являются такие фактические и теоретические основания, из которых данное суждение следует с логичес­кой необходимостью. Примерная формула закона: «А истин­но, потому что есть достаточное основание В».

    Логическое основание неразрывно связано с объективным, но в то же время и отлично от него. Объективным основанием служит причина, а результат ее действия — следствие. Логи­ческим же основанием может выступать ссылка как на при­чину, так и на следствие. Классический пример. Дождь про­шел. Это объективное основание (причина) того, что крыши домов мокрые (следствие), но не наоборот. Логических же ос­нований в рассуждении об этой причинно-следственной связи может быть два: «Крыши домов мокрые, потому что прошел дождь» и «Прошел дождь, потому что крыши домов мокрые». Почему это возможно? Потому что причина и следствие свя-i заны между собой необходимым образом. Если есть причина; то есть и следствие, и наоборот: если есть следствие, то есть и причина. Надо только учитывать фактор «множественности причин» или «множественности следствий» (см. об этом выше).

    Какова сфера действия закона достаточного основания? Если закон тождества явился обобщением прежде всего практики опе­рирования понятиями, а закон противоречия и исключенного третьего — практики функционирования суждений, то закон достаточного основания есть результат обобщения практики по­лучения выводного знания. В нем выражено отношение одних истинных мыслей к другим — отношение логического следова­ния, обеспечивающего в конечном счете их соответствие дей­ствительности. Этот закон означает, что в правильном рассуж­дении вывод всегда достаточно обоснован.

    Следовательно, в сферу действия этого закона входят пре­жде всего умозаключения. Когда, например, из двух посылок «Все живое смертно» и «Люди — живые существа» мы дела­ем вывод, что «Все люди смертны», то это означает: «Все люди смертны» потому, что «Все живое смертно». Подведение того или иного предмета мысли под общее понятие служит доста­точным основанием для распространения на него всех тех свойств, которые присущи всему классу предметов, мыслимо­му в этом понятии. Вспомним аксиому простого категоричес­кого силлогизма: Dictum de omni et de nullo.

    В сфере действия закона достаточного основания находят­ся также доказательства. Уже само их существование есть показатель того, что такой закон существует. Кроме того, одно из важнейших правил доказательства — правило не только необходимости, но и достаточности оснований — прямо обус­ловлено действием этого закона. Например, существует объ­ективная связь между ясным мышлением и ясным изложени­ем. Поэтому если мы хотим обосновать, почему человек ясно излагает свои мысли, то можем сослаться на то, что он ясно мыслит. Это достаточное основание. Впрочем, можно сказать и наоборот: «Он ясно мыслит, потому что ясно излагает». Это тоже достаточное логическое основание.

    Требования, вытекающие из закона достаточного основания, и ошибки, связанные с их нарушением. Будучи объективным, закон достаточного основания предъявляет к нашему мышле­нию важные требования: всякая истинная мысль должна быть обоснованной, или нельзя признать высказывание истинным, если для него нет достаточных оснований. Иными словами, ничего нельзя принимать на веру: надо основываться на досто­верных фактах и ранее доказанных положениях. Этот закон на­правлен против бессвязных, хаотичных, бездоказательных рас- суждений; голого, необоснованного теоретизирования; неоправ­данных, неубедительных выводов. Он враг всяких догм, пустых верований, суеверий и предрассудков.

    Важнейшей логической ошибкой, связанной с нарушением требований закона достаточного основания, выступает «поп se- quitur» («не следует»). Она обнаруживается там, где нет доста­точной логической связи между посылками и заключением, между тезисом и основаниями, доводами и выводами. Пример такой ошибки содержится в известном произведении Н. Гоголя «По­весть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифо­ровичем». Вот какое обоснование злостных намерений И Н. Дов- гочхуна дает И И. Перерепенко: «Вышеизображенный дворя­нин, которого уже самое имя и фамилия внушает всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме. Несомненные чему признаки из нижеследую­щего явствуют: во-первых, оный злокачественный дворянин на­чал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей лености и гнусной тучности тела, не предприни­мал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственную, полученную мною от покойного родителя моего, блаженной памяти Ивана, Онисиева сына, Пе- ререпенка, землю, ежедневно и в необычайной продолжитель­ности горит свет, что уже явное есть к тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушаем».

    Итак, если человек начал часто выходить из своих покоев и в людской его ежедневно и подолгу горит свет — значит, име­ется намерение поджечь соседа. Здесь явно нет достаточного основания: вывод не следует из доводов. /

    Образцом подобной нелогичности служит рассуждение фи- лософов-лилипутов в произведении Джонатана СвЦфта «Пу­тешествие Лемюэля Гулливера»: «Вы утверждаете, правда, что на свете существуют другие королевства и государства, где живут такие же гиганты, как вы. Однако наши философы сильно сомневаются в этом... Ведь не подлежит никакому со­мнению, что сто человек вашего роста могут за самое корот­кое время истребить все плоды и весь скот во владениях его величества. Кроме того, у нас есть летописи. Они заключают в себе описание событий за время в шесть тысяч лун, но ни разу не упоминают ни о каких других странах, кроме двух великих империй — Лилипутии и Блефуску».

    Здесь снова вывод не вяжется с доводами. Если в летопи­сях нет упоминания о каком-либо событии, то это еще не зна­чит, что его не было на самом деле. Существование события не связано необходимым образом с летописями.

    Ошибка «не следует» иногда сознательно допускается для создания комичной ситуации, шутки и т. п. Мы находим, на­пример, у бессмертного Козьмы Пруткова: «Я поэт, поэт даро­витый! Я в этом убедился; убедился, читая других: если они поэты, так и я тоже». Или: «Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться».

    Значение закона достаточного основания. Этот закон, ра­зумеется, ничего не говорит о том, какие конкретно основания для данного вывода являются достаточными. Он только дис­циплинирует наше мышление, направляя его на поиск таких оснований, на обеспечение обоснованности вывода.

    Это особенно важно в научном познании, прежде всего в теоретических науках, где велика роль выводного знания. Вот почему Г. Лейбниц придавал фундаментальное значение не только принципу противоречия, но и принципу достаточного основания. Он имеет большое значение, в частности, в связи с коренным вопросом теории познания — о критерии истиннос­ти наших знаний. Установлено, что таким критерием служит прежде всего общественная практика — материально-произ- водственная, общественно-политическая деятельность, прак­тика научных наблюдений и экспериментов. Именно она поз­воляет надежно отделять истинные знания от ложных. Одна­ко далеко не все знания возможно и необходимо проверять непосредственно на практике. Если мы знаем, что существует закон всемирного тяготения, то нет надобности каждый раз проверять, упадет предмет или нет, когда мы его выпустим из рук. Это можно сделать и логическим путем: вывести одно знание из другого, уже проверенного на практике и получив­шего статус истинного. Следовательно, наряду с коренным, практическим критерием истинности наших знаний есть и другой — производный, логический критерий. Весь вопрос только в том, достаточны ли логические основания для того или иного вывода. На правильное решение этого вопроса и ориентирует нас закон достаточного основания.

    В практической деятельности тоже важно руководствоваться этим законом. Так, известный русский социолог Питирим Со­рокин (с 1922 г. — в эмиграции), выступая против извращений в строительстве социализма в нашей стране, заявлял: «Мож­но и должно звать всех к производительной работе по возро­ждению страны, но ниоткуда не следует, что эта работа мо­жет и должна совершаться только по штампам и циркулярам в качестве агентов власти и чиновников, или обратно — дол­жна быть непременно работой, низвергающей власть»38.

    Таким образом, автор отмечал известное отсутствие после­довательности в определенных тогдашних практических дей­ствиях власти в стране. И позднее не было достаточных осно­ваний для того, чтобы десятилетиями игнорировать мировой опыт развития рыночных отношений в экономике страны. Но и в настоящее время, когда произошла смена власти, многие ее действия представляются тоже недостаточно обоснованны­ми, правда уже в ином социальном смысле. Так, нередко опыт предшествующего развития страны огульно отрицается лишь на том основании, что он в конечном счете не удался. Однако это еще не достаточное основание для подобного нигилизма.

    Против аналогичного необоснованного поведения, но уже в литературе, в свое время выступал М. Шолохов. «Добротно написанная книга, — отвечал он на вопросы одного коррес­пондента, — живет долго, а все живущее нельзя отвергать без достаточных к тому оснований»39.

    Закон достаточного основания имеет прямое отношение к юридической практике. В законодательстве довольно широко распространено само понятие «достаточные основания». Так, в уголовном процессе по отношению к обвиняемому (а в ис­ключительных случаях к подозреваемому) законом преду­смотрены меры пресечения при наличии для этого достаточ­ных оснований. Причем самй эти основания раскрываются.

    В гражданском законодательстве говорится, что граждан­ские права и обязанности возникают из предусмотренных за­коном оснований.

    , В судебной практике дело может стать предметом судебно­го разбирательства, если для этого есть достаточные основа­ния. Приговор или решение суда должны быть мотивирован­ными, т. е. обоснованными.

    В повседневной речи, говоря о том, что многие законы не действуют, мы приводим в качестве основания то, что нет процедуры их использования и т. д.

    Рассмотренные выше основные формально-логические за­коны
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


    написать администратору сайта