Главная страница

Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8


Скачать 3.32 Mb.
НазваниеУчебник Москва Издательство бек, 199 8
АнкорИванов Е.А., Логика.doc
Дата18.05.2017
Размер3.32 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИванов Е.А., Логика.doc
ТипУчебник
#7816
страница2 из 37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Содержание и форма мышления

Выясним теперь, что такое «форма мышления», которую изучает логика и которую поэтому называют еще логической формой. Это понятие является в логике одним из фундамен­тальных. Вот почему остановимся на нем специально.

Из философии известно, что любой предмет или явление имеют содержание и форму, которые находятся в единстве и взаимодействуют между собой. Под содержанием вообще ра­зумеется совокупность элементов и процессов, определенным образом связанных между собой и образующих предмет или явление. Такова, например, совокупность процессов обмена веществ, роста, развития, размножения, входящих в содер­жание жизни. А форма — способ связи элементов и процес­сов, составляющих содержание. Такова, например, форма — внешний вид, внутренняя организация — живого организма. Различные способы связи элементов или процессов объясня­ют потрясающее разнообразие живого на Земле.

Мышление тоже имеет содержание и формы. Но есть и прин­ципиальное отличие. Если содержание предметов и явлений действительности Находится в них самих, то наиболее глубо­кое своеобразие мышления заключается именно в том, что у него нет собственного, порождаемого самопроизвольно содер­жания. Будучи отражательной системой, оно черпает свое со­держание из внешнего мира. Этим содержанием является от­раженная, как в зеркале, действительность.

Следовательно, содержание мышления есть все богатство наших мыслей об окружающем мире, конкретные знания о нем. Из этих знаний состоит и обыденное мышление людей, то, что принято называть здравым смыслом, и теоретическое мышление — наука как высший способ ориентирования че­ловека в мире.

Форма мышления, или, иначе, логическая форма, — это структура мысли, способ сврзи ее элементов. Это то, в чем сходны мысли при всем различии их конкретного содержа­ния. В процессе общения, при чтении книг, газет, журналов мы обычно следим за содержанием сказанного или написан­ного. Но часто ли мы обращаем внимание на логическую фор­му мыслей? Да это и не так просто. Один из чеховских героев никак не мог уловить ничего общего в таких действительно различных по содержанию высказываниях, как «Все лошади едят овес» и «Все реки впадают в Каспийское море». А общее в них есть. Это прежде всего их структура. Они построены по единому образцу: в них налицо утверждение чего-то о чем-то. Это и есть их единая логическая структура.

Наиболее широкими и общими формами мышления, кото­рые исследует логика, являются понятие, суждение, умоза­ключение, доказательство. Как и содержание, эти формы не самопроизвольны, т. е. не порождены самим мышлением, а представляют собой отражение наиболее общих структурных связей и отношений между предметами и явлениями самой действительности.

Для того чтобы получить хотя бы общее предварительное представление о логических формах, приведем в качестве примеров несколько групп мыслей.

Начнем с наиболее простых мыслей, выраженных словами «планета», «дерево», «адвокат». Нетрудно установить, что они весьма различны по содержанию: одна отражает предметы неживой природы, другая — живой, третья — общественной жизни. Но в них заключено и нечто общее: каждый раз мыс­лится группа предметов, причем в их общих и существенных признаках. Это и есть'их специфическая структура, или логи­ческая форма. Так, говоря «планета», мы имеем в виду не Землю, Венеру или Марс во всей их неповторимости и кон­кретности, а все планеты вообще, притом мыслим то, что объ­единяет их в одну группу и в то же время отличает от других групп — звезд, астероидов, спутников планет. Под «деревом» разумеем не данное дерево и не дуб, сосну или березу, а вся­кое дерево вообще в его наиболее общих и характерных чер­тах. Наконец, «адвокат» — это не конкретный индивид: Ива­нов, Петров или Сидоров, а адвокат вообще, общее и типичное для всех адвокатов. Такая структура мысли, или логическая форма, называется понятием.

Приведем для примера еще несколько мыслей, но более сложных, чем предыдущие: «Все планеты вращаются с Запа­да на Восток»; «Всякое дерево — растение»; «Все адвокаты — юристы».

Эти мысли еще более различны по содержанию. Но и здесь налицо нечто общее: в каждой из них есть то, о чем высказана мысль, и то, что именно высказано. Подобное строение мысли, ее логическая форма именуется суждением.

Рассмотрим, далее, примеры еще более сложных мыслей. В логике для наглядности и удобства анализа они располагают­ся следующим образом:

Все планеты вращаются с Запада на Восток.

Марс — планета.

Следовательно, Марс вращается с Запада на Восток.

Всякое дерево — растение.

Береза — дерево.

Следовательно, береза — растение.

Все адвокаты — юристь!.

Петров — адвокат.

Следовательно, Петров — юрист.

Приведенные мысли еще более разнообразны и богаты по содержанию. Тем не менее это также не исключает единства их строения. А состоит оно в том, что из двух высказываний, определенным образом связанных между собой, выводится новая мысль. Подобное строение, или логическая форма мыс­ли, есть умозаключение.

Можно было бы привести еще ряд доказательств, использу­емых в различных науках, и показать, что при всем их содержа­тельном различии они тоже имеют общность строения, т. е. логи­ческую форму. Но это заняло бы здесь слишком много места.

В реальном процессе мышления содержание мысли и ее логическая форма не существуют порознь. Они органически связаны между собой. И эта взаимосвязь выражается прежде всего в том, что нет и не может быть абсолютно неоформлен­ных мыслей, как нет и не может быть «чистой», бессодержа­тельной логической формы. Причем именно содержание опре­деляет форму, а форма так или иначе зависит от содержания.

В то же время логическая форма обладает в своем существо­вании относительной самостоятельностью. Это проявляется, с одной стороны, в том, что одно и то же содержание может при­нять разные логические формы, — подобно тому как одно и то же явление, например Великая Отечественная война, может быть отражено в научном труде, художественном произведении, жи­вописном полотне или скульптурной композиции. С другой сто­роны, одна и та же логическая форма может заключать в себе самое различное содержание. Образно говоря, это некий сосуд, куда можно влить и обыкновенную воду, и драгоценное лекарст­во, и заурядный сок, и благородный напиток. Разница лишь в том, что сосуд может быть и пустым, а логическая форма сама по себе существовать не может.

Достойно удивления, что все неисчислимое богатство знаний, которое накопило к настоящему времени человечество, облека­ется в конечном счете в четыре фундаментальные формы — по­нятие, суждение, умозаключение, доказательство. Впрочем, так уж устроен наш мир, такова диалектика его многообразия и един­ства. Из какой-то сотни химических элементов слагается вся неорганическая и органическая природа, все вещи, сотворенные самим человеком. Из нескольких основных цветов создано все многоцветье предметов и явлений окружающей действительности. Из нескольких десятков букв алфавита созданы бесчисленные книги, газеты, журналы того или иного народа. Из нескольких нот — все мелодии мира.

Относительная самостоятельность логической формы, ее независимость от конкретного содержания мысли и открыва­ет благоприятную возможность для отвлечения от содержа­тельной стороны мыслей, вычленения логической формы и ее специального анализа. Этим и определяется существование логики как науки. Этим же объясняется и ее наименование — «формальная логика». Но это вовсе не означает, будто она проникнута духом формализма, оторвана от реальных про­цессов мышления и преувеличивает значение формы в ущерб содержанию. С этой точки зрения логика сходна с другими науками, исследующими формы чего-либо: геометрией как 'наукой о пространственных формах и их отношениях, морфо­логией растений и животных, юридическими науками, иссле­дующими формы государства и права.

Логика — такая же глубоко содержательная наука. А ак­тивность логической формы по отношению к содержанию де­лает необходимым ее специальный логический анализ, рас­крывает все значение логики как науки.

Все изучаемые логикой формы мышления — понятие, суж­дение, умозаключение, доказательство — имеют прежде все­го то общее, что они лишены наглядности и неразрывно свя­заны с языком. В то же время они качественно отличны друг от друга как по своим функциям, так и по структуре. Главное отличие их как структур мысли состоит в степени их слож­ности. Это разные структурные уровни мышления. Понятие, будучи относительно самостоятельной формой мысли, входит составной частью в суждение. Суждение, в свою очередь, бу­дучи относительно самостоятельной формой, в то же время выступает составной частью умозаключения. А умозаключе­ние — составная часть доказательства. Таким образом, они представляют собой не рядом стоящие формы, а иерархию этих форм. И в этом отношении они подобны структурным уровням самой материи — элементарным частицам, атомам, молекулам, телам.

Сказанное вовсе не означает, что в реальном процессе мыш­ления сначала образуются понятая, затем эти понятия, соединя­ясь, дают начало суждениям, а суждения, сочетаясь тем или иным способом, порождают затем умозаключения. Сами поня­тия, будучи относительно наиболее простыми, формируются как результат сложной и длительной абстрагирующей работы мыш­ления, в которой участвуют и суждения, и умозаключения, и доказательства. Суждения, в свою очередь, складываются из понятий. Точно так же суждения входят в умозаключения, а результатом умозаключений выступают новые суждения В этом проявляется глубокая диалектика процесса познания.

С точки зрения современных научных представлений окру­жающий нас мир есть связное единое целое. Связность — все­общее свойство составляющих его структурных элементов. Это способность предметов, явлений и т. д. существовать не по­рознь, а вместе, соединяясь определенным образом, вступая в те или иные связи и отношения, образуя более или менее це­лостные системы — атом, Солнечную систему, живой орга­низм, общество. Причем сами эти связи и отношения исклю­чительно многообразны. Они могут быть внешними и внутрен­ними, несущественными и существенными, случайными и необходимыми и т. д. Одним из видов связи является закон. Но закон — это не всякая связь. Под законом вообще разумеется внутренняя, существенная, необходимая связь между предме­тами и явлениями, повторяющаяся всегда и всюду при опреде­ленных условиях. Каждая наука изучает свои специфические законы Так, в физике зто закон сохранения и превращения энер­гии, закон всемирного тяготения, законы электричества, газов, света и т. д. В биологии — закон единства организма и среды, законы наследственности и т. п. В юридических науках — зако­ны возникновения и развития государства и права и т. д.

Мышление тоже имеет связный характер. Но его связность качественно иная, так как структурными элементами здесь выступают не сами вещи, а лишь мысли, т. е. отражения ве­щей, их умственные «слепки». Эта связность проявляется в том, что возникающие и циркулирующие в головах людей мысли существуют не отдельно и изолированно одна от дру­гой, подобно мельчайшим осколкам разбитого зеркала, в каж­дом из которых отражается лишь какой-то отдельный фраг­мент, кусочек действительности. Они так или иначе связаны между собой, образуя более или менее стройные системы зна­ний (например, в науках) вплоть до наиболее общей системы взглядов и представлений о мире в целом и отношении к нему человека (мировоззрение). Наряду со структурными элемен­тами мышления связь мыслей — другая важнейшая характе­ристика его как сложной отражательной системы.

О каких конкретно связях идет речь? Поскольку мышление имеет содержание и форму, то эти связи двоякого рода — содержательные и формальные. Так, в высказывании «Моск­ва есть столица» содержательная, или фактическая, связь со­стоит в том, что мысль о конкретном городе — Москве соотно­сится с мыслью о специфических городах — столицах. Но здесь есть и иная, формальная связь, между самими формами мыс­лей — понятиями. Она выражается в русском языке словом «есть» и означает, что один предмет включается в группу пред­метов, а следовательно, одно понятие входит в другое, не ис­черпывая его. Вместе с изменением содержания высказыва­ния меняется и содержательная связь, а формальная может повторяться сколь угодно долго. Так, в высказываниях «Пра­во есть общественное явление», «Конституция есть закон» со­держательная связь каждый раз новая, а формальная — та же, что и в первом высказывании. Поскольку именно логика ис­следует такого рода связи между мыслями, отвлекаясь от их конкретного содержания, они получили наименование «логичес­кие связи». Их также существует огромное множество, что сви­детельствует о развитости и богатстве человеческого мышления. Это связи между признаками в понятии и самими понятиями, между элементами суждения и самими суждениями, элемента­ми умозаключения и умозаключениями. Они выражаются со­юзами «и», «или», «если... то», частицей «не» и др. В них отража­ются реальные, объективно существующие связи и отношения между предметами и явлениями действительности: соединения, разъединения, обусловленности и проч.

Особым видом логической связи является закон мышления., или закон логики, логический закон. Это внутренняя, необхо­димая, существенная связь между мыслями, рассматривае­мыми со стороны их формы. Она тоже носит общий харак­тер, т. е. относится к целой совокупности мыслей, различных по своему содержанию, но имеющих Сходную структуру.

Основными в формальной логике считаются закон тождест­ва, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их более или менее подробная харак­теристика будет дана в разделе пятом «Основные законы мыш­ления». Они называются основными потому, что, во-первых, но­сят наиболее общий характер, а во-вторых, определяют собой действие других, неосновных законов, которые могут высту­пать как форма их проявления. К неосновным относятся за­кон обратного отношения между содержанием и объемом по­нятия, законы распределенности терминов в суждении, зако­ны построения умозаключений и т. п.

В каком отношении к действительности находятся логичес­кие законы? Здесь важно избежать двух крайностей: отождес­твления их с законами действительности и противопоставле­ния ей, отрыва от нее.

  1. . Все законы, раскрываемые логикой, есть законы мыш­ления, а не самой действительности. Это обстоятельство при­ходится подчеркивать потому, что в истории логики нередко игнорировалась эта их качественная специфика и они рас­сматривались как законы и мыслей, и вещей. Например, за­кон тождества толковался не только как закон однозначности мысли, но и как закон неизменности вещей; закон противоре­чия — как отрицание не только логических противоречий, но и объективных противоречий самой действительности.

  2. . Как и все другие законы, открываемые науками, законы мышления носят объективный характер, т. е. существуют и действуют в мышлении независимо от жедания и воли людей. Они лишь познаются людьми и используются ими в их мысли­тельной практике. Объективной основой этих законов служат коренные свойства окружающего нас мира — качественная опре­деленность предметов и явлений, их закономерные связи и от­ношения, их причинная обусловленность и т. п. Это необходи­мо подчеркнуть потому, что в истории логики иногда предпри­нимались попытки рассматривать их как законы «чистого» мышления, никак не связанного с действительностью.

  3. . От самих логических законов, существующих в мышле­нии объективно, следует отличать требования, вытекающие из них, т. е. нормы мышления, формулируемые самими людь­ми, чтобы обеспечить достижейие истины. Необходимость под­черкнуть это вызывается тем, что первое и второе зачастую смешиваются. В формулировки объективно действующих за­конов вводятся выражения типа «должны», «следует», «тре­буется» и т. д. В действительности сам закон никому ничего не «должен». Он есть лишь устойчивая, повторяющаяся связь между самими мыслями. А что должен в этом случае делать человек, это уже совсем иное дело. Он не может нарушить такой закон, как невозможно нарушить, например, закон все­мирного тяготения. Можно лишь не выполнять его требова­ний, например выпустить драгоценную вазу из рук. Разбив­шись, она лишь с особой силой подчеркнет нерушимое дейст­вие закона тяготения. В этой связи вспоминается образное срав­нение моего учителя и духовного наставника проф. П. С. По­пова. «В старину, — писал он, — промысел бортничества в не освоенных культурой лесах обставлялся следующим остроум­ным приспособлением против медведей, которые любили ла­комиться медом, скоплявшимся в пчелиных колодах. Над ко­лодами устраивалась жердь, на которой привешивался чур­бан. Медведь отстранял чурбан, чтобы добраться до меда. Чурбан своей тяжестью, приходя в равновесие, ударял мед­ведя по голове. Засвидетельствовано, что повторявшиеся уда­ры чурбана по голове доводили медведей до изнеможения. Но объективно медведи не могли устранить ударов чурбана, так же мы не можем устранить и законы мышления. Как бы мы ни хотели увильнуть от них, строя свои махинации, все равно они ударят по нашим процессам мышления, как возмездие за непризнание их»3.

4). Все законы, которые выявляются и изучаются логикой, внутренне связаны между собой и находятся в органическом единстве. Это единство определяется тем, что все они обеспе­чивают соответствие мышления действительности, а следова­тельно, служат духовной предпосылкой успешной практичес­кой деятельности.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта