Главная страница
Навигация по странице:

  • Значение логики для юристов

  • Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеУчебник Москва Издательство бек, 199 8
    АнкорИванов Е.А., Логика.doc
    Дата18.05.2017
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИванов Е.А., Логика.doc
    ТипУчебник
    #7816
    страница4 из 37
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
    Глава III. Значение логики

    1. Социальное назначение и функции логики

    Возникая из насущных потребностей общества и развива­ясь вместе с ним, логика, в свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное, воздейст­вие. Ее социальное назначение и роль в обществе определя­ются прежде всего ее природой и тем местом, которое она занимает в общей системе культуры.

    Под культурой вообще понимается совокупность ценностей, накопленных человечеством. При этом имеются в виду не толь­ко результаты материальной и духовной деятельности людей, но и средства этой деятельности, и способы ее осуществления. Логика, как это очевидно, относится к духовному компоненту культуры и лишь через него так или иначе воплощается в тех или иных элементах материальной культуры. Но какое она занимает здесь место? Будучи одной из наиболее старых и важных наук в истории человечества, она входит неотъемле­мой составной частью в систему наук, образующих интеллек­туальное ядро духовной культуры, и вместе с ними выполня­ет многообразные и ответственные функции в обществе. В этих социальных функциях логики проявляется ее сущность и глу­бокая специфика как науки. Основными из таких функций выступают следующие.

    1. . Познавательная функция. Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, с той лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимав важ­ное место в общей систем^ познания мира, она выполняет пре­жде всего общенаучную — познавательную функцию, т. е. объ­яснительную и предсказательную. Она дает более или менее точное объяснение определенной группы явлений и процессов мышления, а на этой основе — предсказание, при каких ус­ловиях возможно достижение истинных знаний и каковы по­следствия неправильного хода рассуждения.

    2. . Мировоззренческая функция. Логика, как отмечалось выше, особая наука. Если в естественных и общественных на­уках мышление служит лишь средством познания действи­тельности, то в логике — непосредственной целью познания. По­этому, раскрывая закономерности мышления как одной из важ­нейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной философской проблемы — от­ношения мышления к бытию. Следовательно, она активно учас­твует в формировании мировоззрения людей — более или ме­нее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Вот в каком смыс­ле говорится о ее мировоззренческой функции.

    3. . Методологическая функция. Как и любая теория вооб­ще, логическая теория, будучи результатом предшествующе­го познания своего объекта, становится средством, а следова­тельно, методом его дальнейшего познания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления, про­являющийся во всех науках без исключения, логика обеспе­чивает и их определенным методом познания. Это справедли­во уже по отношению к традиционной формальной логике, основу которой составляет теория умозаключений и доказа­тельств, обслуживающая науки методами получения выводного знания. Это еще более справедливо в отношении символичес­кой логики, разрабатывающей все новые, специальные мате­матические методы решения мыслительных задач. И конечно, это особенно справедливо относительно диалектической логи­ки, требования которой и есть, по существу, требования на­иболее общего, диалектического метода, используемого мно­гими науками.

    4. . Идеологическая функция. Зарождаясь и развиваясь в клас­совом обществе, логика никогда не была нейтральной в идеоло­гической борьбе. Она служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с другой. В ней самой всегда развертывалось идейное противоборство важнейших философ­ских Направлений — материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Отсюда — ее идеологическая функция.

    Свои важнейшие функции логика выполняла всегда, на всех этапах своего развития; хотя проявлялись они в разное время по-разному. В современных условиях ее роль и значение осо­бенно возрастают. Это обусловлено двумя основными обстоя­тельствами. '

    Одно из них — особенности современного этапа развития самого обгцества. Этот этап характеризуется все большим воз­растанием роли наук в развитии веек сторон общественной жиз­ни, ее проникновением во все поры социального организма. Со­ответственно этому усиливается и значение логики, исследую­щей средства и закономерности научного познания. Роль науки, а значит, и логики особенно велика в нашей стране — в услови­ях перехода России к рыночной экономике, требующей осмыс­ления новых, сложнейших и многообразных экономических и социальных процессов, протекающих в жизни общества.

    Другое обстоятельство — потребности развития научно- технической революции. Эта революция означает, что наука и техника переходят на качественно новый и более высокий этап своего развития, когда усиливается значение абстрактного мыш­ления. А в этой связи и возрастает значение логики, исследую­щей его структуру, формы и законы. Потребность в логике, осо­бенно символической, становится все более ощутимой в России — в обстановке нового этапа развертывания научно-технической революции, связанного с широкой компьютеризацией производ­ства, управления, обслуживания, в условиях интенсивного раз­вития информатики и других ее новейших направлений.

    1. Роль логики в формировании логической культуры человека

    С общей культурой всего общества неразрывно связана куль­тура отдельного человека. Это средства, способы и результа­ты той или иной его материальной или духовной деятельнос­ти, предполагающей определенные связи и отношения с дру­гими людьми. Сюда входят культура труда, досуга и общения, политическая культура, правовая и нравственная культура (или культура поведения), эстетическая культура и т. д.

    В каком отношении к этим элементам находится логическая культура? Ее не следует рассматривать как еще один из эле­ментов такого ряда. Она буквально пронизывает каждый из этих элементов, входя в них неотъемлемой составной частью. Аналогично тому, как никакая культура невозможна без язы­ка, так невозможна никакая материальная или духовная дея­тельность людей без мышления. Отсюда — особое значение логической культуры в жизни каждого культурного человека.

    Что же такое логическая культура? Это культура мышле­ния, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает:

    а) определенную совокупность знаний о средствах мысли­тельной деятельности, ее формах и законах;

    б) умение использовать эти знания в практике мышле­ния — оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать;

    в) навыки анализа мыслей — как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их.

    Разумеется, выработка логической культуры — дело долгое и трудное. И значение логики здесь, несомненно, велико. Го­воря об этом значении, важно избегать двух крайностей; как переоценки логики, так и ее недооценки. С одной стороны, нельзя полагать, будто логика учит нас мыслить. Это было бы большим преувеличением. Логика не учит нас мыслить так же, как физиология не учит переваривать пищу. Мышление — такой же объективный процесс, как и пищеварение. Само ис­пользование логики предполагает наличие двух необходимых условий: во-первых, определенной способности к мышлению, а во-вторых, известной суммы знаний. Люди мыслили, и мыс­лили более или менее правильно, задолго до появления логи­ки. Она сама возникла лишь как обобщение практики мышле­ния, и притом правильного мышления. Еще знаменитый ора­тор древности Демосфен полагал, что мы от природы, до науки умеем излагать, как было дело, и доказывать то, что нам нуж­но, и опровергать. И в настоящее время многие люди, не зная логики, мыслят и рассуждают довольно правильно.

    Означает ли это, что без нее можно обойтись? Нет. Это было бы другой крайностью: игнорированием или преуменьшением ее значения, недооценкой. На самом деле без логики трудно обходиться, если мы хотим, чтобы наша мысль протекала пра­вильно не только в простых, обыденных, но и в сложных, тео­ретических рассуждениях. Изучение логики открывает воз­можность надежно контролировать мышление со стороны его формы, структуры, строения, проверять его правильность, предупреждать логические ошибки или обнаруживать и ис­правлять их. В этом отношении она сродни грамматике, осво­ение которой позволяет производить лингвистический анализ письменной или устной речи, предупреждать грамматические ошибки или быстро находить их и исправлять.

    Значение логики обусловлено тем, что логические ошибки допускаются весьма часто — гораздо чаще, чем думают неко­торые, полагая, будто культура мышления является приро­жденным качеством каждого человека. Нет, как и всякой куль­турой, ею нужно упорно овладевать.

    Отсюда следует, что хотя научиться мыслить с помощью логики невозможно, все же изучать ее необходимо. Ее главное значение для нас состоит в том, что она усиливает наши мыс­лительные способности и делает мышление более рациональ­ным, подобно тому как знание физиологии помогает нам пра­вильно, рационально питаться.

    Конечно, для разных людей с различным уровнем развития мышления логика имеет неодинаковое значение — как высшая математика для дикаря и для современного инженера. Но тот, кто усердно изучает ее, в любом случае получает преимущес­тво перед тем, кто ее не знает. А тот, кто осознает недостатки своего мышления, может значительно развить и упорядочить его с помощью логических упражнений. Это можно сравнить с тем, как Демосфен упорной тренировкой исправил дефекты своей речи и достиг вершин в ораторском искусстве, стал зна­менитым оратором. '

    Именно на практические аспекты изучения логики обраща­ли прежде всего внимание выдающиеся умы прошлого. Так, уже упомянутый выше -средневековый философ и ученый Востока аль-Фараби — выдающийся комментатор трудов Аристотеля, заслуживший громкое имя «Второго учителя» (после Аристотеля), специально подчеркивал: логика учит со­вокупности законов и правил, «способствующих совершенство­ванию интеллекта и наставляющих его на путь истины», охраняющих его от ошибок и помогающих проверять наши мысли. Правила логики, их значение для проверки правиль­ности наших знаний о вещах он сравнивал с «весами и мера­ми, линейкой и циркулем». Он отмечал «большую ценность» логики и раскрывал отрицательные последствия ее незнания.

    Если мы невежественны в логике, считал он, то не можем быть уверенными в правильности утверждений того, кто прав, и не будем знать ошибки того, кто заблуждается, — словом, «колем дрова ночью»14.

    Г. Лейбниц вполне справедливо полагал, что если бы уче­ные так же старательно занимались логикой, как музыканты музыкой, то они творили бы чудеса.

    Дж. Ст. Милль считал, что единственной задачей логики выступает управление собственными мыслями.

    В. Минто утверждал: «главной целью и назначением» логи­ки является «предохранение ума от заблуждений»15.

    Как видим, логика в той или иной степени была нужна чело­веку в самые разные исторические эпохи. Но особенно необходи­ма она в современную эпоху. Объясняется это в решающей сте­пени тем, что чем выше уровень развития общества, тем боль­шие требования предъявляются к самому человеку, уровню его собственного развития, его общей и специальной культуре. Тем более высокой должна быть и его логическая культура. Все бо­лее настоятельной необходимостью для него становится умение масштабно мыслить и рассуждать, способность глубоко разби­раться в происходящих процессах общественной жизни. Соот­ветственно этому усиливается роль и значение логики как науки о мышлении. Такая тенденция особенно заметна в условиях эко­номической реформы, осуществляемой в России, и демократи­зации страны. Эти кардинальные процессы захватывают все бо­лее широкие слои населения, требуют от них подъема деловой и общественно-политической активности, а следовательно, и ак­тивности мышления. Эта тенденция органически связана с ре­формой народного образования в России. Ее магистральное направление — все большее перемещение центра тяжести с уз­копрофессиональной в сторону широкой фундаментальной под­готовки специалиста, способного лучше ориентироваться в до­стижениях науки и техники, полнее отвечать быстро меняю­щимся потребностям общества, переходящего к рыночной экономике.

    В зтих условиях особую значимость приобретает такая фун­даментальная наука, как логика. В силу своей предельной общ­ности и абстрактности она имеет отношение буквально ко всем конкретным отраслям науки и техники. Ибо как бы ни были различны и своеобразны эти отрасли, все же законы и прави­ла мышления, на которых они основываются, едины. Правда, так же, как специалист по питанию может дать нам любую информацию, как питаться, но не может ни питаться за нас, ни переваривать пищу, так и логик Может выдать богатей­шую информацию о правильном мышлении, но не способен помочь тем, кто не учится мыслить самостоятельно.

    1. Значение логики для юристов

    Как явствует из сказанного, знание логики требуется так или иначе всем нормальным людям, поскольку они мыслящие су­щества. Однако есть отрасли человеческой деятельности, про­фессии и специальности, где это знание особенно необходимо.

    Так, логические знания сугубо важны для работников сис­темы народного образования. Ведь эти люди участвуют в осу­ществлении очень важного социального процесса — передачи знаний, накопленных человечеством, от одного поколения к другому. Их деятельность также в значительной степени свя­зана с формированием мышления подрастающего или моло­дого поколения. И здесь важно не только самим ясно и пра­вильно мыслить, ибо «кто ясно мыслит, ясно излагает». Не менее важно научить этому других, сформировать логичес­кую культуру обучающихся.

    Знание логики настоятельно необходимо работникам печа­ти и средств массовой информации. Ведь их мысль и слово обращены к громадным массам населения и могут вызывать самые серьезные социальные последствия. Поэтому тут очень важно, чтобы любая информация была строго выверенной, взвешенной, точной, чтобы в ней не было лжи, фалыкя, кри­вотолков, логических ошибок, чтобы высказываемые мысли были логически увязаны между собой, не противоречили себе, были не только истинными, но и обоснованными.

    Необходимость знания логики очевидна для медицинских работников. Они имеют дело с самым дорогим для челове­ка — его жизнью и здоровьем. Поэтому в анализе признаков болезни и диагнозе, а значит, определении методов лечения особенно опасны логические просчеты. Известный врач Ос­троумов, именем которого названа, в частности, одна из круп­нейших больниц Москвы, не раз заявлял, что есть медики, которые лучше, чем он, знают медицину, однако лучшим ди­агностиком считают именно его. «Почему, — спрашивал он, — мне удаются диагнозы лучше, чем другим? Только потому, что кроме медицины я знаю еще логику. Зная логику, я легко справляюсь с тем материалом, который дает история болезни в качестве своих признаков. Я могу построить силлогизм в любой форме, я могу сделать индуктивное умозаключение и оценить степень достоверности вывода. Любую логическую форму я могу применить к тем немногим показателям, кото­рыми характеризуется данная болезнь на своей первой ста­дии. Всем этим другие медики воспользоваться не могут, ибо они не учились логике. Преимущество у меня именно в этом».

    Знание законов и правил нормально протекающего мышле­ния используется в психиатрии как средство выявления на­рушений мыслительной деятельности у психических больных. Здесь применяются такие логические приемы, как анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.

    Логика имеет особое значение также в деятельности юрис­тов. Еще Цицерон, говоря о судебных делах, советовал орато­ру, какие бы дела он ни взялся вести, «тщательно и основа­тельно в них разобраться». Он подчеркивал, что на судебном форуме — документы, свидетельства, договоры, соглашения, обязательства, родство, свойство, указы магистратов, заклю­чения правоведов, вся жизнь, наконец, тех, чье дело разбира­ется, и все это должно быть разобрано. В этой предваритель­ной работе Цицерон особо выделял логическую сторону дела: «Тот довод, в котором больше помощи, чем вреда, я намечаю привести; где я нахожу больше зла, чем блага, то я целиком отвергаю и отбрасываю. Так мне и удается сначала обдумать, что мне сказать, а потом уж и сказать»16.

    В современной юридической практике широко использует­ся, по существу, весь богатейший арсенал логических средств: определение (юридических понятий), деление (например, клас­сификация преступлений), подведение под понятие (например, квалификация конкретного деяния), версия как вид гипотезы (например, как следственная версия), умозаключение (напри­мер, в обвинительном заключении), доказательство и опровер­жение (например, во время судебного разбирательства) и т. д.

    Для успешного использования логического арсенала нужно в совершенстве им владеть. И тут нет иного пути, кроме глу­бокого и вдумчивого изучения логики — освоения определен­ной суммы логических знаний, выработки соответствующих логических умений и навыков. Можно смело сказать: чтобы стать настоящим, хорошим юристом, требуются две вещи: высокая правовая культура и столь Же высокая логическая культура. И в зтом нет никакого преувеличения.

    О том, какое значение имеет логика для юристов, свидетель­ствуют стенограммы материалов упоминавшегося уже Консти­туционного Суда, поскольку они опубликованы. Как видно из стенограмм, на заседаниях множество раз употреблялся сам тер­мин «логика»: «обычная логика», «вопреки логике», «дела логич­но объединены», «логическая форма мысли». Использовались и специальные логические термины: «определение», «тезис», «до­казательство», «довод», «аргументы», «основание», «вывод» (или «выводы»). Делались ссылки на законы и требования логики: говорилось о «подмене тезиса» (закон тождества), выявлялись логические противоречия в рассуждениях сторон (закон проти­воречия), применялось требование «или-или» (закон исключен­ного третьего), говорилось о «достаточных основаниях» для вы­водов (закон достаточного основания).

    Понятно, что решение суда могло быть правильным лишь в том случае, если не тольйо его юридические основания верны, но и ход рассуждений — правильный. А это и есть логичес­кая сторона юрйдических доказательств.

    Характерно, что сами юристы признают важность и значение логики для юридической практики. Так, в учебнике «Кримина­листика» подчеркнуто: «Широко и творчески криминалистика заимствует положения логики, и особенно такие приемы логи­ческого мышления, как анализ, синтез, дедукция и индукция, аналогия, обобщение, абстракция и т. п. Использование сведений из области логики позволило разработать “логику следствия”, “логические основы криминалистической тактики”»17. В сложных ситуациях расследования, говорится там, нельзя достичь успеха в раскрытии преступлений без знания законов диалектической и формальной логики, без умения следователя мыслить, без спо­собности его к вероятным суждениям, предположениям. Приме­нительно к частному случаю расследования там далее сказано: «Достоверное установление свойства объекта требует, таким об­разом, исследования различных его проявлений, обобщения на­блюдений, экспериментов, построения умозаключений о меха­низме образования следов, а также использования других форм логической деятельности»18. В связи с использованием новейшей техники, основанной на математическом моделировании, от­мечается, что при построении так называемых формализо­ванных языков и создании автоматизированных систем сбора, хранения, переработки и выдачи юридической информации традиционная символика математики и логики модифициру­ется и используется с учетом характера конкретного объекта исследования19.

    Логика имеет большое значение не только для криминалис­тики, но и для решения всего спектра юридических задач, регулирования трудовых, имущественных и иных отношений, социальной и правовой защиты трудящихся, пенсионного обес­печения и т. п.

    В нынешних условиях развития нашей страны значение логики для юристов еще более возрастает. Становление пра­вового государства в России предполагает выдвижение на одно из первых мест в обществе всего комплекса юридических наук как теоретической основы Правового регулирования всей со­вокупности общественных отношений в условиях перехода к рыночной экономике. Предстоит также огромная практичес­кая работа, связанная с приведением всего многообразного законодательства в соответствие с требованиями рыночных отношений. В связи с этим и усиливается роль логики как одной из незаменимых теоретических опор юридической на­уки и практики

    .Раздел первый. Понятие

    Теперь, когда дана общая характеристика самой логики как науки, перейдем непосредственно к изложению ее проблем.

    С чего же начать? Если логика исследует мышление пре­жде всего под углом зрения его структуры, то очевидно, что надо начать анализ этой структуры с относительно самого про­стого ее элемента — «клеточки» мышления. Таким элементом и выступает понятие.

    Узловыми логическими проблемами здесь являются следу­ющие: общая характеристика понятия как формы мышле­ния; виды понятий; отношения между понятиями; логические операции с понятиями.

    Настоятельная необходимость изучения темы определяется особенностями мышления современного человека, которое носит преимущественно понятийный характер. Наши понятия прости­раются, по существу, на весь необъятный мир, окружающий нас: от ближайших, повседневных предметов труда и быта до наибо­лее удаленных космических тел; от самого поверхностного явле­ния до глубочайших тайн мироздания; от самой грубой и низ­менной вещи до высочайшего душевного порыва. Искусство же оперирования понятиями не дано человеку от рождения. Оно формируется и развивается лишь в практике мышления. [Значе­ние логики состоит здесь в том, что она помогает превратить этот процесс из стихийного в сознательный, а следовательно, сделать его более кратким, интенсивным и плодотворным.

    Глава I. Общая характеристика понятия

    Если, как отмечалось выше, мышление неразрывно связано с действительностью и находит свое непосредственное выра­жение в языке, то, чтобы дать общую характеристику поня­тия в качестве формы мышления, необходимо ответить на два коренных для логики вопроса: как соотносится цонятие с дей­ствительностью и как оно выражается в языке.

    1. Понятие и предмет

    Генезис и природа понятия. В истории логики при реше­нии вопроса о понятии допускались прежде всего две край­ности. Одна — это отрыв понятия от действительности, про­тивопоставление ей, неумение уяснить органическую связь с ней. А другая — отождествление понятия с действительностью, неспособность осмыслить его глубокое качественное отличие, его специфику. Чтобы избежать этих крайностей, нужно вна­чале установить генезис (происхождение) понятия и раскрыть его природу (сущность).

    Возникновение понятий — объективная закономерность ста­новления и развития человеческого мышления. Иными слова­ми, этот процесс имеет свои предпосылки и условия, а также причины.

    Какова объективная возможность возникновения и су­ществования понятий в нашем мышлении? Это предметный характер окружающего нас мира, т. е. наличие в нем отдель­ных предметов, обладающих качественной определенностью. Таковы, например, камни, растения, животные, сами люди, их строения и поселения, Земля в целом, Солнце, Луна, звезды и т. д. Если бы не было таких предметов, то не было бы и соответствующих понятий.

    Все предметы имеют более или менее сложный характер: они состоят из элементов, так или иначе связанных между собой, и обладают теми или иными свойствами. В то же время они находятся в определенных связях и отношениях с други­ми предметами. Все то,'что так или иначе характеризует пред­мет, позволяет, рассматривать его именно как данный, а не иной предмет, служит для человека его признаком, (т. е. пока­зателем, приметой, средством признания предмета). Так, мы говорим о признаках жизни, признаках государства, призна­ках кризиса и т. п. Слово «признак» часто используется в юри­дической сфере, например: признаки преступления или нака­зания, анатомические признаки живого лица или трупа, при­знаки почерка.

    Признаки предмета могут носить самый разнообразный ха­рактер. Они могут быть общими и отличительными, сущес­твенными и несущественными, необходимыми и случайны­ми и т. п. Правда, это деление в известной степени относи­тельно. Признаки, общие для одной группы предметов, могут выступать как отличающие их от других предметов; сущес­твенные, т. е. выражающие сущность, в одном отношении мо­гут быть несущественными в другом; необходимые в одной связи могут выступать как случайные в другой, и наоборот. Но само их разграничение носит в целом объективный смысл. И для человека далеко не безразлично, с какого рода признаками он имеет дело. Особую роль в его жизни играют общие, существен­ные, необходимые признаки. Они и лежат в основе понятий.

    А чем вызывается необходимость в понятиях? Она нераз­рывно связана с трудовой, и прежде всего материально-про- изводственной, деятельностью людей. В процессе этой дея­тельности человек сталкивается с неизбежным противоречи­ем — между бесконечным многообразием отдельных предметов действительности и потребностью овладеть ими в целях ус­пешного воздействия на природу (а затем и на общественную жизнь). Средством разрешения этого противоречия и служит понятие.

    Образование понятия — не простой зеркальный акт отра­жения предметов действительности, а сложнейший диалек­тический процесс. Он предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейши­ми из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагиро­вание и обобщение.

    Анализ — это мысленное разложение предмета на его при­знаки.

    Синтез — мысленное соединение признаков предмета в одно целое.

    Сравнение — мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.

    Абстрагирование (от лат. abstractio — отвлечение) — мыс­ленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других. Результат этого процесса называется абстракцией, что служит синонимом понятия.

    Обобщение — мысленное объединение однородных предме­тов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.

    Все эти логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму — понятия. Го­воря метафорически, в процессе образования понятия проис­ходит своего рода мысленное «просеивание» отдельных пред­метов и их признаков через «познавательное сито». В них выделяются наиболее важные и ценные в том или ином отно­шении признаки и «отсеивается» все ненужное: частное, не­существенное, случайное. v

    Знание генезиса понятия дает возможность раскрыть его действительную природу. Понятие — зто форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. (Под предметом здесь и далее будут подразумеваться не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действитель­ные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем — словом, все то, на что может быть направлена человеческая мысль, любой объект мысли. Этим подчеркивается универ­сальность понятия как формы мышления, его способность от­разить все качественное многообразие и единство мира.)

    Так, понятие «плод вообще» в отличие от конкретных, чув­ственно воспринимаемых плодов — яблок, груш, слив и т. д. — охватывает лишь их общие и существенные признаки: съедоб­ность, способность утолить голод, наличие того или иного цвета, вкуса, запаха, консистенции и проч. Таковы также понятия «де­рево вообще», «животное вообще», «человек вообще», «дом вооб­ще» по с^аЬнению с отдельными деревьями, домами и проч. При­меры юридических понятий:» «преступление» включает в себя такие признаки, как общественно опасный характер деяния — действия или бездействия, противоправность, виновность. Сово­купность признаков, образующих, согласно закону, конкретный вид преступления, именуется составом преступления.

    Будучи отражением предметной действительности, поня­тия характеризуются относительной самостоятельностью сво­его существования. Предмет может исчезнуть, а понятие его — сохраняться, передаваясь от поколения к поколению.

    С изменением и развитием действительности возникают новыё понятия. Так, с возникновением частной собственности появляется возможность и ее нарушения — кража, а также средство ее защиты от кражи — право. Все это находит свое ртражение в соответствующих понятиях, в частности в поня­тии «право». Возникновение новых понятий связано и с про­цессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений. Таковы многие понятия наук: «масса», «энергия», «жизнь» и др. Глу­бокая диалектика объективной действительности делает не­избежной диалектику понятия о ней.

    Развитие познавательной способности человека ведет к тому, что от первых простейших абстракций мысль движется ко все более широким и глубоким, все более мощным абстракциям, способным все полнее отражать действительность, — «приро­да», «общество», «производство», «труд» и др.

    Роль понятий в познании, их функции и структура. Из сущности понятий вытекает их роль в познании. Она поистине огромна и ничем не заменима. Понятия служат одним из важ­нейших способов духовного освоения человеком окружающего его мира — для того чтобы освоить его затем практически. Об­разование понятий есть мысленное завязывание человеком сво­его рода «узлов» в сети предметов и явлений действительности, помогающее ему овладеть,всей этой сетыо/До известной степени это похоже на то, что хитроумно сделал герой известного фан­тастического произведения Джонатана Свифта Гулливер в стране лилипутов. Привязав к кораблям неприятельского флота бечев­ки и связав их в один узел, он смог разом увести весь флот из полусотни кораблей на сторону своих друзей.

    Разумеется, объединять в понятии допустимо лишь то, что едино в самой действительности/ Иначе можно исказить сущ­ность предметов, их объективное (^отношение, а следовательно, обречь практическую деятельность на неудачу. Как сказано у поэта: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Если'же мы попытаемся объединить, например, сапожную щет­ку в единую категорию с млекопитающими, от этого у нее еще не вырастут молочные железы. Естественно, что и отношение к ней на практике не может быть таким Же, как к млекопита­ющим.

    Понятия выполняют две основных функции.

    Первая это их познавательная функция. В нйх концентри­руются успехи познавательной, абстрагирующей деятельности людей. Будучи результатом предшествующего процесса позна­ния, они служат здтем средством дальнейшего познания. Это осуществляется на основе такой массОвидной логической опера­ции, как применение понятия (или подведение предмета под понятие). Например, выработав понятие «вещество» путем обоб­щения твердых тел, жидкостей и газов, мы распространяем его затем на новые виды вещества, например плазму.

    Накапливаясь, эмпирические знания систематизируются, углубляются и уточняются, рано или поздно превращаясь в науку. Без понятий нет науки. А без науки невозможно разви­тие материального производства и, следовательно, других сто- рор общественной жизни.

    В настоящее время мы живем в огромном мире не только ве­щей, но и соответствующих понятий. Они широко используются в практике повседневного мышления, включая и юридическую практику. Каждая наука тоже имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему, — ее понятийный аппарат. Так, в физике — это понятия «масса», «энергия», «заряд» и т. д.; в химии — «элемент», «реакция», «валентность» и т. п.; в биоло­гии — «жизнь», «клетка», «организм», «вид». В общественных науках — это понятия «общество», «производство», «государст­во» и проч. Научные понятия, отражая самые различные сторо­ны природы и общества, обеспечивают человеку особую силу ориентировки в окружающем мире.

    Юридические науки оперируют такими специфическими понятиями, как «право», «законность», «правосудие» и т. д. Их своеобразие заключается в том, что в них отражается широ­кий спектр общественных отношений между людьми, регули­руемых правом. С его помощью устанавливаются нормы пове­дения людей в обществе, регулируются и совершенствуются сами отношения между ними.

    Другая, тесно связанная с предыдущей функция понятия — коммуникативная, т. е. функция средства общения. Закреп­ляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется со­циальное наследование знаний, обеспечивается духовная пре­емственность поколений.

    Будучи относительно наиболее простой формой мышления, понятие само имеет сложную структуру, т. е. состоит из эле­ментов, определенным образом связанных между собой. Эта структура обусловлена функциями понятия и служит средст­вом их осуществления.

    , В понятии различаются прежде всего содержание и объем. >Содержание — это мыслимые в понятии общие и существен­ные признаки предметов. Например, содержание понятия «пра-

    во» составляют такие его признаки, как «совокупность норм поведения людей», их «установление или санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой госу­дарственных органов» и др. Они являются общими и сущес­твенными для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют его среди других общественных явлений — поли­тики, морали, искусства, религии, философии.

    Содержание понятия схематически можно выразить так:

    A (BCD...), где А — всякое понятие вообще, a BCD... — мысли­мые в нем признаки предметов.

    Следует учитывать, что различие между понятием и его структурным элементом — признаком относительно: то, что по отношению к одному понятию выступает как признак, в другом случае есть самостоятельное понятие, имеющее свои признаки. В этом Смысле можно сказать, что содержание по­нятия само слагается из... понятий! Но это не парадокс, а про­явление глубокой взаимосвязи и единства понятий, отражаю­щих объективную взаимосвязь и единство мира. Разница между ними лишь в сложности их структуры.

    Нужно также учитывать, что мыслимые в понятии призна­ки существуют не порознь, а в неразрывной связи друг с дру­гом, образуя более или менее целостную систему. И в этом также находит свое отражение системный характер самой действительности.

    1. В системе признаков, образующих содержание понятия, различают два типа признаков: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой отно­сится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысди и отличаю­щие его от других предметов той же предметной области. Так, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», которые включают в себя и нормы морали. Но если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то видовыми отличительными признаками права слу­жит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются,, государством, а их исполнение обеспечивается соответствую-^! щими органами государственного принуждения.

    Объем понятия — это охватываемые им предметы мысли. Так, объем понятия «право» составляют все конкретные сово­купности лравовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем. Графически объем понятия изобража­ется кругом:




    понятие.



    Предметы, входящие в объем понятия, называются в логи­ке также классом или множеством. Класс (множество) состо­ит из подклассов, или подмножеств. Например, класс явле­ний, охватываемых понятием «право», включает в себя такие подклассы (подмножества), как исторические формы права — рабовладельческое, феодальное, буржуазное и др., его раз­личные отрасли — трудовое, гражданское, уголовное и т. п. Конечно, разграничение понятий «класс» и «подкласс» отно­сительно. Один класс может быть подклассом другого, более широкого (например, право —- подкласс общественных явле­ний). А подкласс, в свою очередь, может выступать как само­стоятельный класс (гражданское право по отношению к на­следственному праву).

    Отдельный предмет, принадлежащий,к классу предметов, называется элементом. Таково, например, римское право, со­ветское право, современное российское право по отношению к праву в целом. Понятие «элемент» тоже относительно. Так, современное российское трудовое право и гражданское пра­во — элементы современного российского права.

    Класс предметов может быть универсальным, единичным и нулевым (пустым). Универсальный класс включает всю сово­купность предметов исследуемой области: например, класс планет Солнечной системы, городов мира, академий или вузов Российской Федерации. Причем класс, универсальный *в одном отношении, может быть неуниверсальным в другом (планеты Солнечной системы по отношению к планетам вооб­ще, а тем более — к космическим телам).

    Единичный класс — класс, состоящий из одного предмета (пла­нета Земля, столица России — город Москва, Академия труда и социальных отношений).

    Пустой (нулевой) класс — такой, который не содержит ни одного предмета (кентавр, вечный двигатель, мировой разум).
    Содержание и объем понятия органически связаны между

    • собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот. ‘ Причем в их соотношении прослеживается своеобразная зако- | номерность: с уменьшением объема понятия его содержание ста­новится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и У’ наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного от­ношения между содержанием и объемом понятия. Во избежа­ние недоразумений следует иметь в виду, что, как и всякая за­кономерность вообще, эта логическая закономерность действует лишь при определенных условиях. Ее действие распространяет­ся на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого и проявляется в процессе таких логических операций, как обобщение и ограничение понятий (см. об этом ниже, в гл. IV). Рассмотрим, например, понятия «человек», «сла­вянин», «русский». Содержание понятия «человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независи­мо от того, славяне это или не славяне, а тем более русские или не русские. Содержание понятия «славянин» — богаче: оно вклю­чает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки славян (в отличие от немцев, французов, англичан и т. п.). Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, именно славяне. Содержание понятия «русский» еще богаче: к признакам всех людей вообще и славян в частности присоединяются еще специфические признаки рус­ских людей (в отличие от украинцев, белорусов, болгар и др.). Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть славян — именно русские.

    Для наглядности представим соотношение этих понятий гра­фически:

    где А — русский, В — славянин, С — человек.

    Знание природы понятий, их отношения к действительнос­ти — важная предпосылка их правильного применения в прак­тике мышления.


    1. Понятие и слово

    Будучи отражением предметов действительности, понятие неразрывно связано со
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта