Главная страница
Навигация по странице:

  • Возникновение и этапы развития формальной логика

  • Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеУчебник Москва Издательство бек, 199 8
    АнкорИванов Е.А., Логика.doc
    Дата18.05.2017
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИванов Е.А., Логика.doc
    ТипУчебник
    #7816
    страница3 из 37
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

    Истинность и правильность мышления

    Наконец, остановимся еще на том, что логика изучает не всякое, а правильное мышление, ведущее к истине.

    Выше уже отмечалось, что в мышлении выделяются пре­жде всего содержание и форма мысли. С этими сторонами и связано в первую очередь различение понятий «истинность» и «правильность». Истинность относится к содержанию мыс­лей, а правильность — к их форме.

    Что значит истинность мышления? Это его свойство, про­изводное от истины. Под истиной разумеется такое содержа­ние мысли, которое соответствует самой действительности (а это в конечном счете проверяется практикой). Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то это ложь (заблуждение). Так, если мы выскажем мысль: «День солнечней» — и на улице действительно вовсю сияет солнце, то она истинна. И наоборот, ложна, если погода на самом деле пасмурная или даже идет дождь. Другие примеры: «Все юристы имеют специальное образование» — истина, а «Некоторые юристы не имеют специального образования» — ложь. Или: «Все свидетели дают верные показания» — ложь, а «Некото­рые свидетели дают верные показания» — истина.

    Отсюда истинность мышления — это его коренное свой­ство, проявляющееся в отношении к действительности, а имен­но: свойство воспроизводить действительность такой, ка­кова она есть, соответствовать ей по своему содержанию, спо­собность постигать истину. А ложность — свойство мышления искажать это содержание, извращать его, способность давать ложь. Истинность обусловлена тем, что мышление есть отра­жение действительности. Ложность же — тем, что существо­вание мышления относительно самостоятельно, а вследствие этого оно может отходить от действительности и даже всту­пать в противоречие с ней.

    Что такое правильность мышления? Это его другое корен­ное свойство, которое также проявляется в отношении к дей­ствительности. Оно означает способность мышления воспро­изводить в структуре, строении мысли объективную струк­туру действительности, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления есть его способность искажать структурные связи и отношения вещей. Следовательно, категории «правильность» и «неправильность» применяются лишь к логическим опера­циям с понятиями (например, к определению и делению) и суждениями (например, к их преобразованию), а также к стро­ению умозаключений и доказательств.

    Какое значение имеют истинность и правильность в реаль­ном мыслительном процессе? Они служат двумя фундамен­тальными условиями получения его успешных результатов. Это особенно рельефно проявляется в умозаключениях. Ис­тинность исходных суждений — первое необходимое условие достижения истинного вывода. При ложности хотя бы одного иэ суждений определенного вывода получить нельзя: он мо­жет быть как истинным, так и ложным. Например, ложно, что «Все свидетели дают верные показания». При этом известно, что «Сидоров — свидетель». Значит ли это, что «Сидоров дает верные показания»? Вывод здесь неопределенный.

    Но истинность исходных суждений — недостаточное усло­вие получения истинного вывода. Другим необходимым усло­вием выступает правильность их связи между собой в струк­туре умозаключения. Например:

    Все адвокаты — юристы.

    Петров — адвокат.

    Следовательно, Петров — юрист.

    Это умозаключение построено правильно, так как вывод следует из исходных суждений с логической необходимостью. Понятия «Петров», «адвокаты» и «юристы» соотносятся меж­ду собой по принципу матрешек: если маленькая вложена в среднюю, а средняя — в большую, то и маленькая вложена в большую. Другой пример:

    Все адвокаты — юристы.

    Петров — юрист.

    Следовательно, Петров — адвокат.

    Такой вывод может оказаться ложным, так как умозаклю­чение построено неправильно. Петров может быть юристом, но не быть адвокатом. Образно говоря, маленькая матрешка может входить в большую, минуя среднюю.

    Логика, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, тем самым не исследует непосредственно путей и способов пости­жения истины, а значит, и обеспечения истинности мышле­ния. По остроумному замечанию одного философа, ставить перед логикой вопрос «что истинно?» так же смешно, как если бы один человек доил козла, а другой подставлял решето. Разумеется, логика учитывает истинность или ложность ис­следуемых суждений. Однако центр тяжести она переносит на правильность мышления. Причем сами логические струк­туры рассматриваются независимо от составляющего их ло­гического содержания. Поскольку в задачу логики входит ана­лиз именно правильного мышления, то оно по имени этой на­уки называется еще логичным.

    Правильное, логичное мышление отличается рядом черт. Важнейшие из них — определенность, последовательность и доказательность.

    Определенность — это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли качественную определен­ность самих предметов и явлений, их относительную устойчи­вость. Она находит свое выражение в точности мысли, отсут­ствии сбивчивости и путаницы в понятиях и т. д.

    Последовательность — свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, спо­собность следовать «логике вещей». Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе, выведении всех необ­ходимых следствий из принятого положения.

    Доказательность есть свойство правильного мышления от­ражать объективные основания предметов и явлений окружаю­щего мира. Она проявляется в обоснованности мысли, установ­лении ее истинности или ложности на основе других мыслей, неприятии голословности, декларативности, постулирования.

    Отмеченные черты не произвольны. Они представляют со­бой продукт взаимодействия человека с внешним миром в процессе труда. Их нельзя ни отождествлять с коренными свойствами действительности, ни отрывать от них.

    В каком отношении находятся правильность мышления и пра­вила логики? На первый взгляд кажется, что правильность про- изводна от этих правил, что она представляет собой соблюдение правил, требований, норм, формулируемых логикой. Но это не так. Правильность мышления есть производное прежде всего от объективно существующей «правильности», регулярности, упо­рядоченности самого внешнего мира — словом, от его законо­мерности. Именно в таком смысле физики говорят, что, напри­мер, шрифт набранной поэмы^ упавший на пол и рассыпавший­ся, — это правильно, а рассыпанный шрифт, поднявшийся с пола и сам сложившийся в поэму, — неправильно. Правильность мышления, отражая прежде всего объективную закономер­ность мира, возникает и существует стихийно, задолго до воз­никновения каких бы то ни было правил. Сами логические правила — это лишь вехи на пути постижения особенностей правильного мышления, действующих в нем закономерностей,

    которые неизмеримо богаче любого, пусть самого полного, свода таких правил. Но правила вырабатываются на основе этих закономерностей именно для того, чтобы регулировать после­дующую мыслительную деятельность, обеспечивать ее пра­вильность уже сознательно.

    Формулируя правила, логика учитывает также горький опыт неправильного мышления, выявляет допускаемые в нем ошиб­ки, которые называются логическими ошибками. Они отлича­ются от фактических ошибок тем, что проявляются в строе­нии мыслей, связях между ними. Логика анализирует их с тем, чтобы избегать их в дальнейшей практике мышления, а если они уже допущены, то находить их и устранять. Логи­ческие ошибки — это помехи на пути к истине.

    Все это объясняет, почему логика определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине

    .Возникновение и этапы развития формальной логика

    Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно свя­занную с историей развития общества в целом.

    Возникновению логики как теории предшествовала уходя­щая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой, материально-производственной деятельности людей шло постепенное совершенствование и развитие их мысли­тельных способностей, прежде всего способности к абстрак­ции и умозаключению. А это рано или поздно, но неизбежно должно было привести к тому, что объектом исследования стало само мышление с его формами и законами.

    История свидетельствует, что отдельные логические про­блемы возникают перед мысленным взором человека уже свы­ше 2,5 тыс. лет назад — сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полную разработку в Древ­ней Греции и Риме. Лишь постепенно они складываются в бо­лее или менее стройную систему, оформляются в самостоя­тельную науку.

    Каковы причины возникновения логики? Основными являют­ся две. Одна из них — зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основыва­лась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаклю­чения и доказательства. Отсюда — необходимость исследования природы самого мышления как формы познания.

    Логика и возникла прежде всего как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять на­учное мышление, чтобы его результаты соответствовали дей­ствительности.

    Другая, пожалуй еще более важная, причина, что особенно полезно знать юристам, — это развитие ораторского искус­ства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древ­негреческой демократии|Величайший римский оратор и уче­ный Цицерон (106—43 гг. до н. э.), говоря о могуществе орато

    -ра, обладателя «божественного дара» — красноречия, подчер­кивал: «Он может безопасно пребывать даже среди воору­женных врагов, огражденный не столько своим жездом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать него­дование сограждан и низвергнуть кару на виновного в пре­ступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нереши­тельный народ к подвигу, способен вывести его из заблужде­ния, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим сло­вом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела»4.

    I Помимо политических и торжественных речей развитию красноречия особенно способствовало множество, разнообра­зие и значительность судейских дел. В хорошо подготовлен­ных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слу­шателей сила убеждения и в то же время великая принуди­тельная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы.

    . Логика и возникла тоже как попытка раскрыть «тайну» этой принудительной силы речей, понять, в чем же именно заклю­чается ее источник, на чем она основывается, и, наконец, по­казать, какими свойствами должна обладать речь, чтобы убеж­дать слушателей и вместе с тем вынуждать их с чем-либо соглашаться или яе соглашаться, признавать что-то истин­ным или ложным.}

    По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к красноречию и долгое время им славилась...»5. Не случайно, чтО именно Древняя Греция стала родиной логики как науки. Естественно также, что сам термин «логика» древнегреческо­го происхождения (от греч. logos — мысль, слово, разум, зако­номерность).

    ( Основателем логики — или, как иногда говорят, отцом ло­гики — принято считать крупнейшего древнегреческого фи­лософа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э.). Следует, однако, учитывать, что первое довольно рйз- вернутое и систематическое изложение логических проблем фактически дал более ранний древнегреческий философ и естествоиспытатель Демокрит (460 — примерно 370 г. до н. э.). Среди его многочисленных трудов был ц обширный трактат в трех книгах «О логическом, или О канонах» (от греч. kanon — предписание, правило). Здесь была не только раскрыта сущ­ность познания, его основные формы и критерии истины, но и Показана огромная роль логических рассуждений в познании, Дана классификация суждений, подвергнуты решительной Критике некоторые виды дедуктивных умозаключений и пред­принята попытка разработать индуктивную логику. /

    К сожалению, этот трактат Демокрита, как и все осталь­ные, до нас не дошел. Однако он был широко использован Аристотелем в его разработке грандиозной системы логики. А от нее непосредственно ведет начало современная логика.

    Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объ­единенных позднее под названием «Органон» (от греч. orga­non — орудие, инструмент).

    В фокусе всех его логических размышлений — теория де­дуктивных умозаключений и доказательства. Она разрабо­тана с такой глубиной и тщательностью, что прошла сквозь толщу столетий и в основном сохранила свое значение до на­ших дней. Аристотель дал классификацию категорий — на­иболее общих понятий и близкую к демокритовской класси­фикацию суждений, сформулировал три фундаментальных Закона мышления — закон тождества, закон противоречия и Закон исключенного третьего. Логическое учение Аристотеля Замечательно тем, что в зародыше оно содержит, по сущест­ву, все позднейшие разделы, направления и типы логики — Индуктивной, символической, диалектической. Правда, сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а пре­жде всего аналитикой, хотя и употреблял термин «логичес­кое». Сам же термин «логика» вошел в научный оборот не­сколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с дву­единым смыслом древнегреческого слова «logos» (и «слово», и «Мысль») он объединял и искусство мыслить — диалектику, и Искусство рассуждать — риторику. Лишь с прогрессом науч­ных знаний этим термином стала обозначаться собственно Логическая проблематика, а диалектика и риторика выдели­лись в самостоятельные отрасли знания.

    Будучи гигантским обобщением предшествующей практи­ки мышления, логика Аристотеля оказала мощное влияние на ее последующее развитие, и прежде всего на научное позна­ние. Так, под сильным впечатлением от этой науки написаны знаменитые «Начала» Евклида (IV — начало III в. до н. э.). В них подведен величественный итог развития греческой мате­матики за предшествующие три столетия и впервые с такой силЬй проявился на практике дедуктивный метод построения научной теории. Оценивая историческое значение труда Ев­клида как практического применения логики, А. Эйнштейн подчеркивал, что это удивительное произведение дало чело­веческому разуму ту уверенность в себе, которая была так необходима для его последующей деятельности.

    Логика Аристотеля значительно повлияла также на разви­тие ораторского искусства, особенно судебных речей. Так, один из теоретиков риторики Гермагор около середины II в. до н. э. разработал знаменитую «систему нахождения», которая яви­лась высшим достижением риторической теории эпохи элли­низма. Все многообразие судебных «казусов» (случаев) сведе­но в ней к единой схеме видов и разновидностей («статутов»), которой пользовались ораторы в речах.

    В свою очередь*сама логика получила дальнейшее разви­тие как в Греции, так и в других странах, причем и на Западе, и на Востоке. Это развитие вызывалось, с одной стороны, не­прерывным совершенствованием и обогащением практики мышления (в котором все больший удельный вес занимало научное познание), а с другой — все более глубоким проник­новением в сущность мыслительных процессов. А проявля­лось оно как во все более полном и точном истолковании сло­жившегося круга проблем, так и в последовательном расши­рении предмета логики — за счет выдвижения и анализа все новых ее проблем. Первоначально это выразилось, например, в детализации и обобщении аристотелевской теории дедук­ции. Наряду с усиленной разработкой теории'силлогизма ис­следовались и новые, несиллогистические формы дедуктив­ного вывода. ,

    | В средние века большой общественный резонанс получила проблема- общих понятий — «универсалий». Спор о них рас­тянулся на столетия. *

    2—517

    В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис. Она расценивалась в качестве логики «искусственного мышле­ния», основанного на вере, которому противопоставлялось естес­твенное мышление, базирующееся на интуиции и воображении.

    Новый, более высокий этап в развитии логики начинается с хкш в. Он органически связан с созданием в ее рамках наря­ду с дедуктивной логикой логики индуктивной. В ней нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе все более накапливавшегося эмпирического матери­ала. Потребность в получении таких знаний наиболее полно осознал и выразил в своих трудах выдающийся английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Он и стал родоначальником индуктивной логики. «... Логика, которая имеется в настоящее время, бесполезна ^ля откры­тия наук», —вынес он свой суровый приговор. ^Тоэтому как бы в противовес старому «Органону» Аристотеля Бэкон напи­сал «Новый Органон...», где и изложил индуктивную логику.

    'Главное внимание в ней он обратил на разработку индуктив­ных методов определения причинной зависимости явлений^ В этом огромная заслуга Бэкона. Однако созданное им учение' об индукции, по иронии судьбы, оказалось не отрицанием пред­шествующей логики, а ее дальнейшим обогащением и разви­тием. Оно способствовало созданию обобщенной теории умо­заключений. И это естественно, ибо, как будет показано ниже, индукция и дедукция не исключают, а предполагают друг друга и находятся в органическом единстве.

    Индуктивная логика была позднее систематизирована и развита английским философом и ученым Джоном Стюартом Миллем (1806—1873) в его двухтомном труде «Система логи­ки силлогистической и индуктивной». Она существенно по­влияла на дальнейшее развитие научного познания, способ­ствовала достижению им новых высот.

    Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и ученый Рене Декарт (1596—1650). В своем главном труде «Рассуждение о методе...», основываясь на данных прежде всего математики, он подчеркивает значе­ние рациональной дедукции.

    Последователи Декарта из монастыря в Пор-Рояле А. Арно и П. Николь создали труд «Логика, или Искусство мыслить». Он получил известность как «Логика Пор-Рояля» и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторы далеко вышли за пределы традиционной логики и уделили главное внимание методологии научного познания, логике открытий. Создание подобных «расширенных логик» стало характерным в XIX—XX вв.

    Известный вклад в развитие формальной логики внесли рус­ские ученые. Так, уже в первых трактатах по логике начиная приблизительно с X в. предпринимаются попытки самостоятель­ного комментирования трудов Аристотеля и других ученых. Оригинальные логические концепции в России разрабатывают­ся в XVIII в. и связаны прежде всего с именами М. Ломоносова (1711—1765) и А. Радищева (1749—1802). Расцвет логических исследований в нашей стране относится к концу XIX в. Так, М. Каринский (1840—1917) создает оригинальную общую тео­рию выводов — как дедуктивных, так и индуктивных. Труды его ученика Л. Рутковского (1859—1920) посвящены прежде всего основным типам умозаключений, их дальнейшей разра­ботке, и представляют собой, по сути, частный случай более общей теории логических отношений. С. Поварнин (1870—1952) стремился разработать общую теорию отношений в логике. Дальнейшее развитие логика получила в годы советской власти. Она успешно разрабатывается и в наши дни.

    1. Создание символической логики

    f Подлинную революцию в логических исследованиях вызва­ло создание во второй половине XIX в. математической ло­гики, которая получила еще название символической. ) Зачатки этой логики прослеживаются уже у Аристотеля — в виде элементов исчисления высказываний и теории модаль­ных выводов, — а также у его последователей. Однако систе­матическая разработка ее проблем относится к гораздо более позднему времени.

    Растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй поло­вине XVII в. настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это применение логики для раз

    ­работки теоретических оснований математики, а с другой — математизация самой логики как науки. Наиболее глубокую и плодотворную попытку решить вставшие проблемы предпри­няв крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646—1716). Тем самым он стал, по существу, зачинателем ма­тематической (символической) логики. (Лейбниц мечтал о том времени, когда учейьге будут заниматься не эмпирическими ис­следованиями, а исчислением с карандашом в руках.|Он стре­мился изобрести для этого универсальный символический язык, посредством которого' можно было бы рационализировать лю­бую эмпирическую наук^'Шовое знание, по его мнению, будет результатом логической “калькуляции — исчисления^

    Идеи Лейбница получили некоторую разработку в XVIII в. и первой половине XIX в. Однако наиболее благоприятные усло­вия для мощного развития символической логики сложились лишь со второй половины XIX в. К этому времени математизация наук достигла особенно значительного прогресса, а в самой математи­ке возникли новые фундаментальные проблемы ее обоснования. Английский ученый, математик и логик Дж. Буль (1815—1864) в своих работах применял математику к логике. Он дал математи­ческий анализ теории умозаключений, выработал логическое исчисление («Булева алгебра»^ Немецкий логик и математик Г. Фреге (1848—-1925) применял логику для исследования матема­тики, ее оснований. Посредством расширенного исчисления пре­дикатов он построил формализованную систему арифметики. Английский философ, логик и математик Б. Рассел (1872—1970) совместно с А. Уайтхедом (1861—1947) в трехтомном фундамен­тальном труде «Принципы математики» в целях ее логического эбоснования попытался осуществить в систематической форме дедуктивно-аксиоматическое построение логики!

    (Так открылся новый, современный этап в развитии логи­ческих исследований. Пожалуй, наиболее важная отличитель­ная особенность этого этапа состоит в разработке и использо­вании новых методов решения традиционных логических про­блем. Это разработка и применение так называемого формализованного языка — языка символов, т. е. буквенных и других знаков (отсюда и наиболее общее наименование со­временной логики —«символическая»).

    Различают два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов. При первом допус­кается отвлечение от понятийной структуры суждений, а при втором эта структура учитывается и, соответственно, симво­лический язык обогащается, дополняется новыми знаками, j

    Значение символических языков в логике трудно переоце­нить. Г. Фреге сравнивал это значение со значением телеско­па и микроскопа. А немецкий философ Г. Клаус (1912—1974) считал, что создание формализованного языка имело для тех­ники логического вывода такое же значение, какое в сфере производства имел переход от ручного труда к машинному. рЗйзникая на основе традиционной формальной логики, симво­лическая логика, с одной стороны, уточняет, углубляет и обоб­щает прежние представления о логических законах и фор­мах, особенно в теории выводов, а с другой — все более знат чительно расширяет и обогащает логическую проблематику. {СЗЬременная логика — сложнейшая и высокоразвитая систе­ма знанйй. Она включает в себя множество направлений, от­дельных, относительно самостоятельных «логик», все более полно выражающих запросы практики и в конечном счете от­ражающих многообразие и сложность окружающего мира. 1!

    Символическая логика находит все более широкое приме­нение в других науках — не только в математике, но и в фи­зике, биологии, кибернетике, экономике, лингвистике. Она приводит к возникновению новых отраслей знаний (метама­тематика). Особенно впечатляюща и наглядна роль современ­ной логики в сфере производства. Открывая возможность как бы автоматизировать процесс рассуждений, она позволяет передать некоторые функции мышления техническим устрой­ствам. Ее результаты находят все более широкое применение в технике — при создании релейно-контактных схем, вычис­лительных машин, информационно-логических систем и т. д. По образному выражению одного из ученых, современная ло­гика — это не только инструмент точной мысли, но и «мысль» точного инструмента, электронного автомата.

    Специально отметим, что достижения современной логики используются и в правовой сфере. Так, в криминалистике на разных этапах исследования производится логико-математи­ческая обработка собранной информации.

    Растущие потребности научно-технического прогресса обус­ловливают дальнейшее интенсивное развитие современной ло­гики.

    ! Остается сказать,1^гго в разработку систем символической логики внесли важный вклад русские ученые. Среди них осо­бенно выделяется П. Порецкий (1846—1907). Так, он первым в России начал чтение лекций по математической логике. Его собственные труды в этой области не только были на уровне -трудов современных ему западноевропейских ученых, но и в ряде случаев превосходили их-j

    1. Становление диалектической логики

    Обращаясь снова к истории логики, мы находим, что уже Аристотель поставил и попытался решить ряд фундаменталь­ных проблем диалектической логики — проблему отражения реальных противоречий в понятиях, проблему соотношения отдельного и общего, вещи и понятия о ней и т. д. Элементы диалектической логики постепенно накапливались в трудах доследующих мыслителей и особенно отчетливо проявились в работах Бэкона, Гоббса, Декарта, Лейбница. ОднакаГкак са­мостоятельная логическая наука, качественно отличная от фор­мальной логики своим подходом к мышлению, диалектичес­кая логика начала оформляться лишь в конце XVIII — нача- ' де XIX в. И это также связано прежде всего с прогрессом #аук11Гих развитии все более четко обозначивался новый этап; 143 ЙЙук о сложившихся, «готовых» предметах они все более Превращались в науки о процессах, о происхождении и раз­витии зтих предметов, а также о той связи, которая объеди­няла их в одно великое целое.

    Господствовавший до этого метафизический метод иссле­дования и мышления, связанный с изолированным рассмот­рением предметов и явлений действительности, вне их связи, изменения и развития, вступал во все более глубокое проти­воречие с достижениями нау^Велбйием времени становился новый, более высокий, диалектический метод, основанный на Принципах всеобщей связи, изменения и развития. Этому спо­собствовало также все более динамичное развитие общества, все рельефнее демонстрировавшее взаимосвязь и взаимодей­ствие всех сторон общественной жизни, реальные противоре­чия между ниш| (вспомним в этой связи надвигавшуюся Ве­ликую французскую буржуазную революцию 1789 г.).

    В таких условиях во весь рост вставал вопрос о закономер­ностях диалектического мышления/Нервым, кто попытался сознательно ввести диалектику в логику^ьш немецкий фило­соф И. Кант (1724—1804). Обозревая многовековую историю развития логики, начиная с Аристотеля, он прежде всего под­вел итоги этого развития. В отличие от некоторых своих пред­шественников Кант не отрицал ее достижений/Наоборот, счи­тал философ, логика добилась известных успехов, и этими успехами она обязана «определенности своих границ», а сами ее границы обусловлены тем, что она есть «наука, обстоятель­но излагающая и строго доказывающая одни только формаль­ные правила всякого мышления...»6.

    (Но в этом несомненном достоинстве логики Кант обнаружил и ее основной недостаток — ограниченные возможности как сред­ства действительного познания и проверки его результатов. По­этому наряду с «общей логикой», которую Кант впервые в ее истории назвал также «формальной логикой» (и это название закрепилось за ней вплоть до настоящего времени), необходима специальная, или «трансцендентальная логика» (от лат. transcen- dens — выходящий за пределы чего-либо, в данном случае за пределы опыта). Главную задачу этой логики он усматривал в исследованиях таких, по его мнению, действительно основных форм мышления, как категорш^ «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с пбйощью категорий...»7. Они служат условием всякого опыта, поэтому носят априорный, доопытный характер.<Таковы категории пространства и времени, количест­ва и качества, причины и следствия, необходимости и случай­ности и другие диалектические категории, применение которых якобы не подчиняется требованиям законов тождества и проти­воречия^ Кант впервые обнажил действительно противоречивый, глубоко диалектический характер человеческого мышления. В этой связи он стремился выработать соответствующие рекомен­дации ученым. Заложив, таким образом, принципы новой логи­ки, центральной проблемой которой становилась проблема диа­лектического противоречия, Кант, однако, не дал ее системати­ческого изложения. Он не раскрыл также ее действительного соотношения с формальной логикой, более того, попытался про­тивопоставить одну другой.

    (Грандиозную попытку выработать целостную систему но­вой, диалектической логики предпринял другой немецкий философ — Г. Гегел^ 1770—1831). В своем основополагающем труде «Наука логики» он прежде всего раскрыл фундамен­тальное противоречие между наличными логическими теори­ями и действительной практикой мышления, которое к тому времени достигло значительных высот. Средством разреше­ния этого противоречия и стало создание им — правда, в свое­образной, религиозно-мистической форме — системы новой логики. В фокусе ее — диалектика мышления во всей его слож­ности и противоречивости. Гегель заново подверг исследова­нию природу мышления, его законы и формы. В этой связи он пришел к выводу, что «диалектика составляет природу само­го мышления, что в качестве рассудка оно должно впадать в отрицание самого себя, в противоречие»^ Свою задачу мысли­тель видел в том, чтобы найти способ разрешения этих противо­речий. Гегель подверг жесточайшей критике прежнюю, обыч­ную логику за ее связь с метафизическим методом познания. Но в этой своей критике зашел так далеко, что отверг ее принципы, основанные на законе тождества и законе противоречия. Извра­тив действительное соотношение формальной логики и логики диалектической, он тем самым нанес первой тяжелый удар, су­щественно затормозил ее последующее развитие.

    ' Проблемы диалектической логики, ее соотношения с формаль­ной нашли дальнейшую конкретизацию и развитие в трудах философов и ученых Германии К. Маркса (1818—1883) и Ф. Эн­гельса (1820—1895). Используя богатейший мыслительный ма­териал, накопленный философией, естественными и обществен­ными науками, они создали качественно новую, диалектико-ма­териалистическую систему, которая нашла воплощение в таких произведениях, как «Капитал» К. Маркса,«Анти-Дюринг» и «Ди­алектика природы» Ф. Энгельса и др. С этих общефилософских позиций Маркс и Энгельс и оценивали специальное «учение о мышлении и его законах» — логику и диалектику! Они не отри­цали значения формальной логики, не считали ее «бессмысли­цей», но подчеркивали ее исторический характер! Так, Энгельс отмечал, что теоретическое мышление каждой эпохи — это исторический продукт, принимающий в различные времена очень различные формы и вместе с тем очень различное со­держание. «Следовательно, наука о мышлении, как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об историчес­ком развитии человеческого мышления»8.

    Теория законов мышления, по Энгельсу, отнюдь не есть какая-то раз и навсегда установленная истина, как это связы­вает со словом «логика» обывательская мысль: «Сама фор­мальная логика остается, начиная с Аристотеля и до наших дней, ареной ожесточенных споров»9.

    Что же касается диалектической логики, то уже Аристо­тель «исследовал существеннейшие формы диалектического мышления»10. Говоря о новейшей немецкой философии, кото­рая нашла свое завершение в Гегеле, Энгельс считал ее «ве­личайшей заслугой» возвращение к диалектике как высшей форме мышления. В то же время Маркс и Энгельс показали глубокое качественное отличие своей диалектики от гегелевс­кой: гегелевская была идеалистической, а марксистская — ма­териалистической, рассматривающей мышление, его формы и законы как отражение внешнего мира.

    | Раскрывая действительное соотношение между формаль­ной и диалектической логикой, Энгельс показал, что они не исключают друг друга. Формальная логика необходима, но не достаточна. Поэтому необходима также диалектическая логи­ка. Возражая против того, чтобы считать формальную логику и тем более диалектику инструментом простого доказывания, он подчеркивал: «Даже формальная логика представляет со­бой прежде всего метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному; и то же самое, только в гораздо более высоком смысле, представляет собой диалектика, которая к тому же, прорывая узкий горизонт формальной логики, содержит в себе зародыш более широко­го мировоззрения»^. Энгельс сравнивал соотношение формаль­ной и диалектической логики с соотношением элементарной и высшей математики — математики постоянных величин и математики переменных величин.

    К- Маркс в «Капитале» попытался применить диалектичес­кую логику к анализу современного ему общества. Однако спе­циальных работ по Диалектической логике у Маркса и Эн­гельса нет.

    Становление диалектической логики как науки продолжа­лось в разных странах и в конце XIX в., а также на протяже­ний всего XX в.

    ПЗ России разработку отдельных проблем диалектической ло­гики, ее соотношения с логикой формальной продолжили Г. Пле­ханов (1856—1918) и В. Ленин (1870—1924). Так, Плеханов, вы­ступая против тех, кто отвергал диалектическую логику, следу­ющим образом раскрывал ее соотношение с формальной логикой:

    «Как покой есть частный случай движения, так и мышление по правилам формальной логики (согласно «основным законам» мысли) есть частный случай диалектического мышления»11. Ди­алектика, считал он, «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолют­ного значения»12,’

    1. Ленин в работе «Еще раз о профсоюзах...» показал прежде , всего принципиальное различие между формальной логикой и логикой диалектической. Логика формальная берет фррмаль- ные определения, руководствуясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим. Логика диалектическая требует, чтобы мы шли дальше. В этой связи он сформулировал основные требования диалектичес­кой логики: 1) всесторонность анализа («чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и “опосредствования”»); 2) учет развития («брать пред­мет в его развитии, самодвижении... изменении»); 3) связь с практикой («вся человеческая практика должна войти в пол­ное «определение» предмета и как критерий истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку»); 4) конкретность подхощ|(«абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»)13. Значительный материал по диа­лектической (и формальной) логике содержится в «Философ­ских тетрадях» Ленина.

    В последние десятилетия в нашей стране предпринято не­мало более или менее плодотворных попыток систематическо­го изложения диалектической логики. Разработки идут в двух магистральных направлениях. С одной стороны, это раскры­тие закономерностей отражения в человеческом мышлении развивающейся действительности, ее объективных противо­речий. А с другой — раскрытие закономерностей развития самого мышления, его собственной диалектики.

    В условиях научно-технической революции, когда науки переходят на новые, более глубокие уровни познания и когда возрастает роль диалектического мышления, потребность в диалектической логике все более усиливается. Она получает новые стимулы для своего дальнейшего развития.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта