Главная страница
Навигация по странице:

  • Значение закона тождества.

  • Требование непротиворечивости мысли и его нарушения в практике мышления.

  • Чтобы наши мысли были истинными, они должны быть последовательными, непротиворечивыми.

  • Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеУчебник Москва Издательство бек, 199 8
    АнкорИванов Е.А., Логика.doc
    Дата18.05.2017
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИванов Е.А., Логика.doc
    ТипУчебник
    #7816
    страница33 из 37
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37
    $ понятиях», «подмена одного понятия другим», «подмена тези^к» и т. д.

    Аналогичная ситуация нередко возникает вс/ сне. Вот что рассказывал один психолог: «Припоминаю, что однажды я видел себя во сне куда-то едущим: сначала я ехал в пролетке, потом немедленно за этим я ехал в санях и еще через мгнове­ние был уже в лодке на какой-то реке, и эта быстрая смена способов передвижения меня нисколько не удивила». Действи­тельно, во сне мы зачастую не сознаем, что это алогичность. Но если мы проснулись и понимаем, что так не бывает, то это значит, что в нашем мышлении действует закон тождества. Ибо если мы едем в пролетке, то это именно пролетка, и она не может быть через мгновение санями или лодкой.

    Отождествление нетождественного во сне хорошо описал Л. Толстой в романе «Анна Каренина». Облонский, просыпа­ясь, вспоминает сонные видения: «Да, как это было? Да! Ала­бин давал обед в Дармштадте; нет, не в Дармштадте, а что-то американское. Да, но там Дармштадт был в Америке. Да, Ала­бин давал обед на стеклянных столах, да, — и столы пели: II mio tesoro (мое сокровище), и не II mio tesoro, а что-то лучше, и какие-то маленькие графинчики, и они же женщины». Здесь налицо несколько сбоев мысли о случившемся: Дармштадт не Дармштадт, поющие столы, графинчики-женщины...

    Подобная неопределенность мышления возможна и в состо­янии бодрствования. Вспомним классический образ Хлестако­ва в пьесе Гоголя «Ревизор». Сам Гоголь обрисовал его так. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой- нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. В самой пьесе, нарисовав яркую картину вранья Хлестакова, Гоголь показал, как раздваива­ется его мысль, теряет определенность и становится непонят­ной, бессмысленной. Он безбожно путает разных людей — Смирдина с Брамбеусом, Маврушку с посланниками и т. д. А когда, делая предложение дочери городничего Марье Анто­новне, он вдруг делает аналогичное предложение его жене Анне Андреевне, та произносит знаменательную фразу: «Но позвольте, я еще не понимаю значения слов». Это верный по­казатель того, что мышление Хлестакова окончательно запу­тывается, требования закона тождества не выполняются.

    Яркие примеры нелогичного мышления, вызванного нару­шениями требований закона тождества — двусмыслицами, неожиданными переосмыслениями слов и т. д., дает Льюис Кэрролл в «Приключениях Алисы в стране чудес». Вот лишь один из них:

    «— Совершенно верно, — согласилась Герцогиня. — Фла­минго кусаются не хуже горчицы. А мораль отсюда такова: это птицы одного полета!

    • Только горчица совсем не птица, — заметила Алиса...

    • Кажется, горчица — минерал, — продолжала Алиса за­думчиво.

    • Конечно, минерал, — подтвердила Герцогиня... — Мине­рал огромной взрывчатой силы. Из нее делают мины и закла­дывают при подкопах... А мораль отсюда такова: хорошая мина при плохой игре — самое главное!

    • Вспомнила, — сказала вдруг Алиса... — Горчица — это овощ. Правда, на овощ она не похожа — и все-таки это овощ!

    • Я совершенно с тобой согласна, — сказала Герцогиня. — А мораль отсюда такова: всякому овощу свое время! Или, хо­чешь, я это сформулирую попроще: никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случа­ях, когда иначе нельзя не быть»32.

    Это апофеоз бессмыслицы: мысль Герцогини окончательно запутывается и теряет всякую определенность.

    Подобное бывает и в реальной практике мышления. Вот что писал по этому поводу Г. Плеханов. «Иногда людям приходит­ся вести долгие споры просто потому, что они употребляют слова в разных смыслах. Это скучные и бесплодные споры. Но еще несравненно скучнее и еще несравненно бесплоднее та­кие споры, в которых один человек связывает с данными сло­вами определенное понятие, а у его противника с теми же словами не связывается ровно никаких определенных поня­тий, вследствие чего он и получает возможность играть ими как ему вздумается»33.

    Иногда подмена понятия, использование одного и того же слова одновременно в разных смыслах осуществляется созна­тельно — в качестве основы для остроты. Вспомним рекламу: «Мы не в Находке, мы в Москве, но мы находка для вас». Или: «Шли дождь и два студента». Но этим не отрицается, а лишь подтверждается действие закона тождества в нормально про­текающем, не парадоксальном мышлении.

    Значение закона тождества. Знание закона тождества и его использование в практике мышления имеет принципиаль­ное значение, так как позволяет сознательно и четко отделять правильное рассуждение от неправильного, находить логичес­кие ошибки — двусмысленность, подмену понятий и т. д. — в рассуждениях других людей и избегать в своих собственных.

    В любой речи — письменной или устной — следует в соот­ветствии с законом тождества добиваться ясности изложения, а она предполагает использование слов и выражений в одном и том же смысле, понятном для других, и в естественных со­четаниях с другими словами.

    Очень важно соблюдать требования закона тождества в дискуссиях, спорах и т. д. Чтобы спор не был беспредметным, необходимо всегда то^но определить предмет спора и точно выяснить ключевые понятия'в нем. Для равнозначных поня­тий можно и нужно использовать слова-синонимы. Они, как уже отмечалось, обогащают речь. Следует лишь помнить, что синонимия носит относительный характер (слова, являющие­ся синонимами в одном отношении, не являются ими в дру­гом). А под видом синонимов иногда употребляются совершенно разные понятия. Если же применяются слова-омонимы, то требуется точно выяснить тот смысл, в котором они в данном случае берутся.

    Неоценимо значение требований закона тождества в дея­тельности юриста. Надо учитывать, что даже в законодатель­ных актах, над которыми, как правило, ведется особенно тща­тельная работа, нередко встречаются неясности и просто дву­смысленности. А это очень опасно, так как неизбежно ведет к различному толкованию одного и того же закона и, следова­тельно, к его неоднозначному применению.

    На требованиях закЬна тождества основано такое важное следственное действие, как опознание. Суть этого действия сводится к тому, что опознающему (потерпевшему, свидетелю и др.) предъявляются в установленном законом порядке чело­век или какой-нибудь предмет, чтобы установить их тождес­тво (или различие) с тем, что наблюдалось ранее и о чем уже даны показания. Результаты опознания имеют важное дока­зательственное значение.

    В следственной практике широко используется также иден­тификация (отождествление). Ее задача — установление тож­дества тех или иных вещей, людей, документов и т. д., которые до этого мыслились раздельно. Например, идентификация подо­зреваемого в разных преступлениях, идентификация ножа,' ко­торым был ранен или убит человек, и ножа, найденного у подо­зреваемого. Для этого применяются так назывйёмь^ идентифи­кационные свойства. Идентификация живых лиц- чиоже^ производиться на основе'их анатомических признаков — роста, строения, пальцевых узоров, по признакам почерка, фотосним­кам и проч. Идентификация вещей — по их следам: на пулях, гильза# и т. п.

    В ходе расследования и на самом суде важно выясйить точ­ный смысл, в котором употребляются слова обвиняемым, сви­детелем; не подменять их, иначе цель не будет достигнута, а дело приостановлено из-за возникших неясностей. В самом приговоре или решении особенно важны точность понятий, их определенность и однозначность, исключающие всякую недо­говоренность, неясность, неточность.

    1. Закон противоречия

    С законом тождества органически связан закон противоре­чия. Можно сказать так: если бы не было первого, то не могло бы быть и второго. В то же время закон противоречия носит самостоятельный характер* Если закон тождества выражает такую коренную черту правильного мышления, как опреде­ленность, то закон противоречия выражает его последователь­ность, непротиворечивость.,

    Объективная основа закона противоречия и его сущность. Как уже показано, основу закона тождества составляет ка­чественная определенность предметов и явлений, сохраняю­щаяся в процессе их взаимодействия на протяжении более или менее длительного времени. Отсюда следует, что если такой предмет существует, то он не может в то же время не сущес­твовать; он не может вместе обладать тем или иным качес­твенно определенным свойством и не обладать им, находиться в том или ином отношении с другими предметами и не нахо­диться в этом отношении.

    Эта фундаментальная особенность окружающего мира и составляет объективную основу закона противоречия как за­кона мышления. Аристотель, открывший этот закон, дал ему свою формулировку. Он сознательно исходил из объективной предпосылки мышления: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении»34. И в другом месте: «Невозмож­но что-либо вместе утверждать и отрицать»35.

    Почему же этот закон позднее получил наименование зако­на противоречия? Потому что в нем отражена закономерность, действующая в сфере логического противоречия.

    Но что такое логическое противоречие? Очевидно, что это два несовместимых/взаимоисключающих высказывания о чем- либо. Однако далеко не всякие подобные высказывания ока­зываются логическим противоречием. Рассмотрим с этой целью ряд пар суждений.

    Например: «Ночь длинная» — «День короткий». Здесь на­лицо два противоположных высказывания, но они касаются разных предметов. Такие два высказывания могут быть од­новременно истинными. Следовательно, никакого логического противоречия здесь нет: есть лишь отражение противополож­ных свойств, присущих дню и ночи.

    А если мы выскажем два противоположных суждения об одном и том же предмете? Могут ли они быть одновременно истинными, т. е. не образуют ли они логического противоре­чия? Нет, но при условии, если предмет рассматривается в разное время. Например: «Октябрьский день короткий» — «Июньский день длинный».

    Могут ли, далее, быть одновременно истинными противопо­ложные высказывания об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время? Да, но при одном условии: если он рас­сматривается в разных отношениях. Например: «Октябрьский день короткий по сравнению с июньским» — «Октябрьский день длинный по сравнению с январским».

    Возьмем, наконец, последний случай. Могут ли быть одно­временно истинными два противоположных суждения об од­ном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении? Нет. Октябрьский день по сравнению с июньским не может быть и длинным, и коротким. Если мы будем рассуждать так, то допустим логическое противоречие. Это такой феномен мышления, когда высказываются два вза­имоисключающих суждения об одном и том же предмете, ко­торый рассматривается в одно и то же время и в одном и том же отношении.

    Что же характерно для логического противоречия? Какая в нем скрыта закономерность? Как мы могли убедиться, в отли­чие от других высказываний здесь два таких высказывания не могут быть одновременно истинными.

    Вот эта объективная закономерность и нашла свое отраже­ние в формально-логическом законе противоречия: два про­тивоположных или противоречащих суждения об одном и том же предмете, который взят в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Одно из них по необходимости ложное.

    Формула такош закона: «Неверно, что А и не-А». Иногда го­ворят, что это лишь отрицательная формула закона тождества. Но в этом отрицании есть свой собственный глубокий смысл.

    Какова же сфера действия закона противоречия? Она тоже весьма широка. Этот закон представляет собой прежде всего обобщение практики оперирования суждениями. В нем отража­ется закономерное отношение между двумя суждениями — утвердительным и отрицательным, отношение несовместимости их по истинности: если одно истинно, то другое непременно ложно.

    Поскольку суждения делятся на утвердительные и отрица­тельные, а они, в свою очередь, на истинные и ложные, то этим объясняется универсальный характер закона противо­речия. Естественно, что поскольку из простых суждений об­разуются сложные, то закон противоречия действует и здесь, если они находятся в отношении отрицания.

    Этот закон распространяется также на понятия, а именно на отношения между ними. Это отношения несовместимости. Так, если лес «хвойный», то он не может быть «лиственным» (отно­шение соподчинения); если человек «щедрый», то он не может быть в то же время «нещедрым» (отношение противоречия) или «скупым» (отношение противоположности). Конечно, все это про­является в процессе функционирования понятий.

    Закон противоречия обнаруживается и в умозаключениях. На нем основаны, например, непосредственные умозаключе­ния через превращение суждений. Эта операция, как мы пом­ним, возможна лишь потому, что предмет мысли не может одновременно принадлежать и не принадлежать к одному и тому же классу предметов («Все адвокаты — юристы» — это значит, что «Ни один адвокат не может быть неюристом»). В противном случае будет логическое противоречие. В умозак­лючениях через отношение суждений в логическом квадрате действие закона противоречия сказывается в том, что если какое-либо суждение истинно, то противоречащее или проти­воположное ему будет ложным. Иными словами, они не могут быть одновременно истинными.

    Наконец, аакон противоречия действует в доказательстве. Он лежит в основе одного из правил оснований доказательства: они не должны противоречить друг другу. Без действия этого закона было бы невозможным,опровержение. Доказав истинность одно­го тезиса, мы не смоглй бы заключить отсюда о ложности проти­воположного или противоречащего ему тезиса.

    Требование непротиворечивости мысли и его нарушения в практике мышления. Действие объективного закона противо­речия в мышлении предъявляет человеку важное требование — непротиворечивости в его рассуждениях, в связях между мыс­лями. Чтобы наши мысли были истинными, они должны быть последовательными, непротиворечивыми. Или: в процессе лю­бого рассуждения нельзя противоречить себе, отвергать свои собственные высказывания, признаваемые за истинные.

    Вот почему закон противоречия называют иногда законом непротиворечия. Но подобное наименование основано на недора­зумении. Ведь сам закон и требование, вытекающее из него, — это разные вещи. Объективный закон называется законом про­тиворечия потому, что он действует лишь там, где есть логичес­кое противоречие, где образующие его суждения объективно не могут быть вместе истинными. Называть его законом непротиво­речия — значит отождествлять его с требованием, которое фор­мулируют сами люди на его основе.

    С нарушением требований закона противоречия тоже связа­ны логические ошибки. Они весьма разнообразны, но их общее наименование —
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


    написать администратору сайта