Главная страница

еуіе. Учебник шахматной игры


Скачать 7.44 Mb.
НазваниеУчебник шахматной игры
Дата27.09.2022
Размер7.44 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаuchebnik_shakhmatnoy_igry_lasker_2018.pdf
ТипУчебник
#700619
страница24 из 40
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40
d2-e3
Ib6-d8
17. Cf3-d4
Cd7-f8
18. 0-0 Черные препятствуют продвижению, ноу белых имеются достаточные предпосылки для успешных действий на ферзевом фланге. Cd1-c3 Начало многоходового маневра, имеющего целью создать форпост в слабом пункте неприятельской позиции. ...
Ke8-f7
20. Cc3-b1 g7-g6
21. Cb1-d2
Cf8-d7
22. Cd2-b3
Ga8-c8
23. Cb3-a5 ...
Наконец-то!
23. ...
Eb7-a8
24. Gc1:c8
Id8:c8
25. Gf1-c1
Ic8-b8
26. Ie2-c2
Ee7-d8
27. Ca5-c6
Ib8-b7
28. Cc6:d8
Gh8:d8
29. Ic2-c7 Слабость черных полей на ферзевом фланге стала ощутимой ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА
И на королевском фланге слабы черные поля – h4, g5 и т.д.
30. ...
Ib8-b6
31. Cd4-f3
Ib6:c7
32. Gc1:c7
Kf7-e8
33. Cf3-g5
Cd7-f8
34. Ef2-c5
Cf8-d7
35. Черные не могут защитить пешки е и а они бессильны создать какую-либо контратаку, едва могут двигаться и потому сдаются.
Цукерторт – Стейниц
13-я партия матча. d2-d4

d7-d5
2. c2-c4
e7-e6
3. Cb1-c3
Cg8-f6
4. Ec1-f4 c7-c5
5. e2-e3
c5:d4
6. e3:d4 У белых изолированная пешка
«d», но зато несколько более свободная игра.
Ef1:c4
Cb8-c6
8. Cg1-f3
Ef8-e7
9. 0-0
0-0
10. Gf1-e1
Ec8-d7
11. Id1-e2
Id8-a5
12. Cc3-b5 a7-a6
13. Ef4-c7 b7-b6
14. Cb5-c3
Gf8-c8
15. Ec7-f4 Черный ферзь защитился от нападения, и теперь пешки ферзевого фланга должны продвинуться вперед, чтобы завоевать пространство для легких фигур. Ec4-b3
Ia5-b6
17. Ge1-d1 Черные хотят создать прочный форпост на слабом пункте белых с. Eb3-c2
Ca5-c4
19. Ec2-d3 Неясно, почему черные так скоро снимают свой форпост. Правда, с поля d6 они имеют возможность перевести коня на другой сильный форпост – f5.
20. Cf3-e5
Ed7-e8
21. Ef4-g5
Ib6-d8
22. Ie2-f3
Ga8-a7
23. If3-h3 h7-h6
24. Eg5-e3 Черные хорошо развились в центре они стоят лучше, а на ферзевом фланге грозят перейти в наступление. d4-d5 Черные уже развились, и Цу- керторт хочет избавиться от изолированной пешки. Однако черные отдают за пешку «d» пешку
«а» и усиливают свое превосходство в центре. ...

b5-b4
26. Cc3-e2
Cf6:d5
27. Ed3:a6
Gc8-a8
28. Ea6-d3
Ee7-f6
29. Ee3-d4
Cd6-b5
* Эта и следующие партии были сыграны в Америке в 1886 году в матче на мировое первенство, который
Стейниц выиграл с результатом +10
–5=5 Прим. перев.)
.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Ce5-f3
Cb5:d4
31. Cf3:d4 Пешка а беззащитна, конь d4 связан, фигуры же черных владеют большим пространством. Таким образом, пешечная атака на ферзевом фланге оправдала себя. Ih3-f3
Ee8-a4
33. Gd1-e1
Cd5-e7
34. If3-e4 g7-g6
35. b2-b3
Ea4-e8
36. Ed3-c4 Белые не могут защитить коня d4. На 37. Gad1 последует 37…
Gd7.
37.Cd4:e6 Жертва, вызванная отчаянием Это потеря темпа, что при защите влечет за собой тяжелые последствия. Черные должны были немедленно напасть на ферзя ходом 39…Ia8. На 40. I:b4 последовало бы 40…Ch4, и атака перешла бык черным пешка же а от них все равно не уйдет. Таков должен был быть логический конец, но Стейниц упустил эту возможность, сделал в дальнейшем еще ошибку, вследствии того что ферзь на е занимал неблагоприятную позицию на линии неприятельской ладьи, ив конце концов проиграл. Дальнейшая часть партии не представляет никакой ценности для пояснения идеи атаки на ферзевом фланге, и потому мы неприводим ее.
СтейницЦукерторт
6-я партия матча. e2-e4

e7-e5
2. Cg1-f3
Cb8-c6
3. Ef1-b5
Cg8-f6
4. 0-0
Cf6:e4
5. Gf1-e1
Ce4-d6
6. Cf3:e5
Cc6:e5
7. Ge1:e5+
Ef8-e7
8. Cb1-c3 0-0
9. Eb5-d3 Здесь можно играть е, чтобы на 10. Ih5 отвечать 10...g6 11. Ih6 Cg7. Наследует сиво всех случаях черные успевают развиться, выигрывая время нападением на ладью. Ge5-e3 Белые угрожали сыграть 11.
E:h7+ K:h7 12. Ih5+ с последующим. Можно было еще
10...Gе8.
Стейниц в примечаниях называл сделанный ход вызовом, ибо считал каждый ход пешкой на королевском фланге ослаблением. Таким образом, истинность его теории подверглась здесь испытанию на практике. b2-b3

Gf8-e8
12. Id1-f3 Черные оставляют важную диагональ ради атаки, лишенной какой бы тони было силы.
Чтобы добиться размена ладей хотя, быть может, и не вынуждая
ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА
его), можно было сыграть 12...
Ed4.
13. Был ли размен ладей вынужденным Если бы белые сыграли
13. Eb2, то давление по диагонали грозило бы черным опасностями и ходе был бы слишком рискованным, ибо после создавалась немедленная угроза 15. Cd5. Например 14...c6 15. Gf1 (с угрозой 16. е) 15...
Ie7 16. Ea3, и белые выигрывают. Или 14...f5 15. e4. Другой вариант с угрозой
Ec4. Допустим, что Цукерторт и
Стейниц видели какую-нибудь не замечаемую нами защиту против этой страшной атаки. Но все же остается непонятным, почему в примечаниях не было даже упомянуто об этой возможности. Или это правда, что комментарии к партиям мастеров всегда писались очень небрежно С такой небрежностью, которая граничит с неэтичностью.
Ec1-b2 К этому превосходному ходу Э.
Шаллоп в своей книжечке, посвященной матчу, делает примечание цитируем по Л. Бахману): Белые оставили пешку d2 под ударом. Если бы черные ее взяли, они подверглись бы сильной атаке, нов конце концов использовали бы свое преимущество. Для доказательства приводится следующий вариант 14...E:d2 15. Ce4 Eg5 16. C:g5 I:g5 17. Ge1 Cg7 18. Ge7 подставляя тем самым ладью) с. По-видимому, это должно означать «18. Ef6 с последующим е. Но как бы тони было, этот анализ ужасен. Как черным играть нас После 16...d5 17. C:g5 I:g5 18. E:d5 они могут сдаться. К тому же Стейниц указал на возможность и другой атаки, которая начинается ходом 15. си тоже ведет к выигрышу.
Так небрежно Шаллоп, ученик Андерсена, освещал матч за мировое первенство – матч, историком которого он хотел быть ив котором принимал участие другой ученик Андерсена. И никто, никто не возразил против этого.
Cc3-e4 Черные вновь укрепились, и их позицию еще можно защищать Чтобы вынудить f7-f6 и подготовить продвижение пешки «h», которая должна еще более ослабить и без того уже ослабленную позицию черного короля. ...
d7-d5
17. Ie3-d4 f7-f6
18. Ce4-g3
Ec8-e6
19. Ga1-e1
Ce8-g7
20. h2-h4
Id8-d7
21. h4-h5
Ee6-f7
22. h5:g6 На 22...hg последовал бы сильный ответ 23. Ih4. Черные хорошо провели защиту
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Id4-e3
Kg8-f7
24. Ie3-f4
Ga8-e8
25. Ge1-e3 Начиная с го хода и до этого момента, когда черные только защищались или развивались, они хорошо вели партию. Ноте- перь им предстояло выработать план, и этого-то они не сумели, ибо только Стейниц, с которым
Цукерторт боролся и которого он не понимал, впервые указал принципы планирования.
Черные должны были прежде всего позаботиться о том, чтобы были защищены слабые пункты f5 и h5, а также не упускать из виду пешки f6 и всеми силами стремиться к ничьей путем размена опасных фигур и укрепления центра ходом с6-с5, в связи с чем они могли бы при случае освободить одного слона. Задача, конечно, нелегкая, и Цукерторт, не опиравшийся на теорию Стейница, споткнулся на первом же шагу – и должен был споткнуться. ... Оставляет без защиты пункты f5 и h5.
26. If4-g4
Ce6-f8
27. Cg3-f5
Ee7-c5
28. И тут после повторения ходов, которыми Стейниц хотел выиграть время, последовало. Ed3:g6 Этой комбинацией Стейниц выигрывает пешку. ...

Id7:g4
36. Ch6:g4
Ge8:e3
37. f2:e3
Kg7:g6
38. С лишней пешкой Стейниц выиграл эндшпиль. Конец не содержит ничего примечательного для нашей темы, и поэтому здесь мы заканчиваем разбор партии.
Цукерторт – Стейниц
7-я партия матча. d2-d4

d7-d5
2. c2-c4
e7-e6
3. Cb1-c3
Cg8-f6
4. e2-e3
c7-c5
5. Cg1-f3
Cb8-c6
6. a2-a3
d5:c4
7. Ef1:c4 c5:d4
8. e3:d4
Ef8-e7
9. 0-0
0-0
10. Ec1-e3
Ec8-d7
11. Id1-d3 Лучше было бы поставить ферзя на линию е, но белые собираются создать давление на пункт h7.
11. ...
Ga8-c8
12. Ga1-c1
Id8-a5
13. Ec4-a2
Gf8-d8
14. Gf1-e1 Лучше было бы пойти ладьей на d1. Нов понимании игры Цу- кертортом в этом не было существенной разницы. ...
Ed7-e8
15. Ea2-b1 g7-g6
Цукерторт вызвал ослабление, но, судя по его последующей игре,
ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА
он, очевидно, не вполне понимал все значение этого ослабления.
Id3-e2
Ee7-f8
17. Ge1-d1
Ef8-g7
18. Eb1-a2
Cc6-e7
19. Ie2-d2 Здесь, на линии ладьи, ферзь стоит хуже, чем раньше. Цукер- торт видит остроумную угрозу 20.
Cd5, но эта угроза мимолетна. ...

Ia5-a6
20. Ee3-g5 Трудное положение. Белые должны были сыграть теперь 21. е, чтобы затем добиться продвижения. Но Цукерторт не понимает, что могут сулить мелкие преимущества. Он теряет терпение и прибегает к насильственным средствам. g2-g4 Белые добровольно ослабили важное поле f3 и всю позицию короля. Черные стремительно открывают линии. ...
Cf5:d4
22. Cf3:d4 e6-e5
23. Cc3-d5
Gc8:c1
24. Id2:c1 e5:d4
25. Gd1:d4
Cf6:d5
26. Gd4:d5
Gd8:d5
27. Ea2:d5 Черные одновременно атакуют пункты g4 и b2, чем доказывают нелепость продвижения пешки Здесь Стейниц сыграл не лучшим образом. Нов эндшпиле
Стейниц был вообще не на высоте во-первых, потому, что ему почти не требовалось подобное несколько педантичное и механическое мастерство, так как он выигрывали без него, а во-вто- рых, его богатой фантазии было тесно в области расчета.
Правильно было 28...E:b2 29.
Ic5 Id1+ 30. Kh2 Ee5+ 31. Kg2
I:d5+ 32. I:d5 Ec6 с последующим методичным выигрышем благодаря лишней пешке.
Ed5-c4 ...
Цукерторт не понимает своего счастья. Он должен был сыграть
29. е. Таким образом он нападал на пункты аи и вместе стем защищал своего короля. ...

Ie2-f3
30. Ic1-e3
If3-d1+
31. Kg1-h2
Ee8-c6
32. Eg5-e7
Eg7-e5+
33. f2-f4 Еще скорее выигрывало 33...
g5.
34. Ie3:f4
Id1-h1+
35. Kh2-g3 Белые сдались.
Цукерторт – Стейниц
9-я партия матча. d2-d4

d7-d5
2. c2-c4
e7-e6
3. Cb1-c3
Cg8-f6
4. Cg1-f3 d5:c4
5. e2-e3
c7-c5
6. Ef1:c4 c5:d4
7. e3:d4
Ef8-e7
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. 0-0 До сих пор белые только развивались. Это Цукерторт умел делать мастерски. Стейниц уже в этой ранней стадии игры преследует план – изолировать ферзевую пешку противника и таким путем получить преимущество поэтому он отстал в развитии. Id1-e2 ...
Цукерторт собирается комбинировать. Вместо этого он должен был планомерно строить свою позицию, постепенно накапливая небольшие преимущества, но этого он как разине умеет. ...
Cb8-d7
10. Ec4-b3
Cd7-b6
11. Ec1-f4
Cb6-d5
12. Ef4-g3 Эта потеря времени уже ясно показывает, что Цукерторт играет без всякого плана. Он надеется на осложнение игры, которое даст повод к комбинациям, а до этого играет почти как придется. ...
Id8-a5
13. Ga1-c1
Ec8-d7
14. Cf3-e5 Каждый ход черных связан с планом. Закончив развитие, они уже располагают некоторым позиционным преимуществом. Ie2-f3
Ed7-e8
16. Gf1-e1
Ga8-c8
17. Eg3-h4
99
Белые грозят теперь ходом 18.
E:f6, чтобы ослабить позицию коня d5.
17. ...
Cd5:c3
18. b2:c3
Ia5-c7
19. If3-d3 Инициатива у черных. Белые ведут лишь тактическую контригру.
20. Eh4:e7
Ic7:e7
21. Eb3:d5 Этого прекрасного слона белые должны были бы сохранить, нов погоне за форсирующими ходами и связанными сними комбинациями они отдают даже свои сильные фигуры. ...
Gd8:d5
22. c3-c4
Gd5-d8
23. Ge1-e3 Эта атака на невероятно сильную позицию неприятельского короля предпринята недостаточными средствами, а значит, неосновательна. В противовес этому – планомерное давление на пешечную фалангу. Gc1-d1 f7-f6
25. Ge3-h3 В поисках комбинации. ...
h7-h6
26. Ce5-g4 Черные принимают меры против пожертвования. Cg4-e3 Атака кончилась, ладья h3 де- пласирована. Начинается контратака ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА. ... Чтобы удалить ладью с й горизонтали, которой вскоре овладеют черные. Gh3-f3
If4-d6
29. Gd1-d2
Ea4-c6
30. Gf3-g3 f6-f5
Депласированные фигуры вынуждены отступить. Цукерторт вновь ищет комбинаций.
Gg3-g6
Ec6-e4
32. Id3-b3 Белые угрожают выиграть пешку е посредством с4-с5, вследствие чего черные не могут играть f5-f4.
32. ... Меры приняты Теперь комбинируй Белые сдались.
Когда Цукерторт руководствуется планом, его игра по меньшей мере не уступает игре Стейница. Сравните следующую партию матча с предыдущей. Каждый ход
Цукерторта целесообразен согласованная игра фигур, направленная на атаку короля противника как при его первоначальном положении, таки после рокировки, превосходна. Но мощная концентрация фигур для атаки на короля была старым, известным планом, который Цукерторту ненужно было изобретать, а в тактическом выполнении этого плана он был мастером.
Стейниц же изобретал хорошие, таящие в себе залог успеха, планы за доской
.
Цукерторт – Стейниц
5-я партия матча. d2-d4

d7-d5
2. c2-c4
c7-c6
3. Cb1-c3
Cg8-f6
4. e2-e3
Ec8-f5
5. c4:d5 Лучше, как указывает сам
Стейниц, 5...C:d5.
6. Id1-b3 Во избежание этой печальной необходимости было предложено играть здесь 6...Ib6 и на 7. C:d5
C:d5 8. I:d5 продолжать е, выигрывая важный темп.
Cg1-f3
Cb8-c6
8. Cf3-e5 e7-e6
9. Ef1-b5
Id8-c7
10. Ec1-d2
Ef8-d6
11. f2-f4
0-0
12. Ga1-c1 Давление на пункт сочень сильно. Грозит, между прочим,
13. с с последующими. Положение очень трудное. Ходом в партии Стейниц позволяет белым вскрыть линию «f». Быть может, 12...Gd8 могло еще спасти партию
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. f4:e5
Cf6-e8
14. 0-0 Надежда черных вынудить размен пешки е не оправдывается ввиду слабости пункта h7.
15. Eb5-d3 Это препятствует ходу 15...fe, в ответ на что последовало бы 16.
E:h7+.
15. ...
Gf8-f7
16. Ib3-c2 Если теперь 16...g6, то 17.
E:g6; если же 16...h6, то 17. Eg6 с победоносной атакой. ... Теперь белые стремятся к тому, чтобы разменять пешку f5. Сильная и прямолинейная игра.
Cc3-e2
Ec8-d7
18. Gf1-f2
Ga8-c8
19. Ed2-c3
Ic7-b6
20. Ic2-d2
Cc6-e7
21. Gc1-f1
Ed7-b5
22. Ed3-b1
Ib6-a6
23. g2-g4
g7-g6
24. h2-h3
Gc8-c7
25. Gf1-e1
Ce8-g7
26. Ce2-f4
Ce7-c8
27. g4:f5 Если 27...C:f5, то 28. e4 de
29. E:e4, и пешка «d» двигается вперед. В этом случае судьба партии была бы решена в центре, теперь же она решается по линии «g».
28. Gf2-g2
Kg8-h8
29. Kg1-h2
Ia6-c6
30. Ge1-g1
Cc8-e7
31. Id2-f2 Это – грубая ошибка, но все равно партия черных проиграна вследствие слабости черных полей в их лагере и чрезвычайно сильного давления белых по линии. Черные сдались.
Так разумный план делает из всех нас героев, отсутствие же плана – малодушных глупцов. В итоге накопление незначительных преимуществ, обращение их в длительные преимущества, учение о слабых пешках и пунктах, совет ведущему защиту и все, что с этим советом связано вот практические правила
Стейница; их достаточно и для того, чтобы объяснить игру Стей- ниц, и для того, чтобы они могли сыграть педагогическую роль
– оказать помощь шахматисту, желающему стать мастером.
Но не в натуре Стейница, этого глубокого мыслителя, было формулировать правила, имеющие лишь непосредственную практическую ценность.
Поэтому он придал своему учению форму, далеко выходящую за пределы практической игры. Для чего Никто этого не понимал, но он исходил из более глубоких соображений. Уже установленное Стейницем понятие
«balance of position» выходит за рамки шахматной игры. Равновесие позиции. Бедная старая
ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА
шахматная игра даже и не понимала этого, такие вещи существуют лишь в бурной жизни дав философии.
Для практики шахматной игры достаточно и понятия компенсации. Если преимущества, которые имеются у моего противника, компенсируются преимуществами, имеющимися у меня, то позиции «равны».
В этом случае, гласит принцип
Стейница, нельзя атаковать сна- мерением выиграть равные позиции приводят при правильной игре
опять-таки к равным позициям. Лишь тогда, когда равновесие нарушено, у стороны, обладающей преимуществом, есть достаточное основание для атаки. И здесь
Стейниц поднимается до высоты истинного философа, утверждая, что тогда владеющий преимуществом должен атаковать под угрозой потери своего преимущества.
Это должен есть некоторый этический закон, следовать которому трудно и тяжело. Но только тот, кто ему следует, может стать художником кто не следует, тот никогда им не станет. Тот, кто ему следует, будет часто ошибаться и проигрывать кто не следует, будет не раз выигрывать на ошибках противника, ион никогда не будет подвергаться опасности. Однако художником, повторим, может стать лишь тот, кто этому закону следует. Стать художником – это стать темна кого с вниманием взирает мири делает это с радостью, никогда не огорчаясь. Художник – это тот, у кого есть индивидуальность, кто находит многообразие форм и творит нечто истинное и значительное, доставляя радость и поучение многим. Если ты хочешь стать таким художником, ты должен подчиниться внутренней этике борьбы – будь то за шахматной доской или в ка- кой-либо другой области, где ты творишь.
В шахматах это должен означает ищи комбинацию, которая реализует твое преимущество. Верь, что такая комбинация существует, и ищи ее. И если после многократных попыток ты все еще не нашел ее – продолжай искать. Возможно, что у тебя вовсе и нет преимущества и что это только ложное представление в результате неправильных оценок. Тогда ты должен проверить их и уточнить. Но прежде всего ищи
– старательно и добросовестно
– и работай, ибо результат стоит труда.
Стейниц хочет помочь ищущему. Он приказывает тому, кто владеет преимуществом, нападать. Но, помимо этого, он дает совет, каким образом лучше всего выполнить это приказание. Он спрашивает по какому направлению должна развивать
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ся атака И отвечает объектом атаки должна явиться слабость в позиции противника. Он сравнивает, таким образом, позицию с цепью, состоящей из многочисленных звеньев, а ведущего атаку
– стем, кто эту цепь стремится разорвать, и советует нападающему отыскать самый слабый пункт, самое слабое звено цепи, и туда направить свои силы. Если цепь повсюду равномерно крепка, тонет повода напрягать свои усилия. Нов действительности цепь никогда не бывает одинаково крепкой повсюду, и мастер сосредоточенно и добросовестно выбирает пункт, где сопротивляемость противника наиболее слаба, и направляет туда свои атакующие силы.
Нет нужды педантично следовать этому правилу самое педантичное следование ему вряд ли особо вознаградит вас, аза некоторое отступление от него вы не будете слишком строго наказаны. Это правило выходит за пределы шахмат, шахматы слишком малы для него. Оно базируется на знаменитом древнем представлении, значение которого неоспоримо, – это представление о «linea minoris resistentiae» (линия наименьшего сопротивления. Молния, поездили разбитое войско движутся именно по этой линии.
На шахматной доске нет линий наименьшего сопротивления, а только пункты наименьшего сопротивления поэтому вышеуказанный тезис становится у Стейница принципом слабых пунктов. Логика в полной мере проявляется и на шахматной доске, поэтому самые успешные и решительные комбинации, также как и далеко рассчитанные и глубоко задуманные планы атаки, почти чудесным образом связаны со слабыми пунктами.
Уже многочисленные коротенькие партии, игранные за долгие века шахматной истории, решались прямой атакой на пешку f2 или f7, ибо эти пешки, защищенные в начальном положении только своими королями, очевидным образом представляют ахиллесову пяту позиции.
Приведем всего один пример:
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40


написать администратору сайта