еуіе. Учебник шахматной игры
Скачать 7.44 Mb.
|
6. … е А, вот спасение Принципы все же правильны». Действительно, расположение коня b5 столь же неудачно, как и расположение коня е. Пешечная фаланга черных еще не ослаблена, а атака белых уже прошла свой кульминационный пункт. а2-а4 Утомленные упорными неожиданным сопротивлением, белые допускают ошибку в оценке положения. Нужно было подумать об укреплении позиции и сыграть 7. b4. 7. … Cе6:с5? Но Стейниц тоже устала может быть, он ошибся потому, что слишком рано торжествовал. Раз белые в стремлении атаковать допустили ослабление, нужно было играть а. Так как отступление конем влечет за собой потерю пешки с, пришлось бы продолжать. с се а 10. ас хорошим развитием у черных. После ошибки Стейница последовало. си. с с выигрышем качества. Стейниц в проигранном положении держался еще 60 ходов и затем сложил оружие. Почетное поражение, ибо для защиты требуется большое мужество и большая выдержка. Обоснование и доказательство своих принципов отняло у Стей- ница столько труда и времени, что уже одного этого могло хватить на целую жизнь. Если о принципе говорит историк, то это – простая вещь, но установить принцип, сформулировать его, а затем добиться, чтобы тебя услышали и поняли окружающие, которые не обращают на тебя внимания, не хотят ни слышать, ни понимать его, – это поглощает человека целиком. Не следует также забывать, что первый напавший на великую мысль отдается ей несравненно больше, чем какой-нибудь позднейший пос ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА ледователь. Творец идеи отдает ей все свои силы, последователь же изучает то, что было сказано или написано до него. Первый создает, следуя интуиции и чувству, второй постигает идею рас- судком. То, что Стейниц в практической игре был побежден мной, а позднее и некоторыми другими мастерами, отнюдь не доказывает ошибочности его теории. Она была и остается гениальной, руководящей. В практической игре ни один человек не поднимается слишком высоко над окружающими теми мастерами, среди которых он провел свои творческие годы. Одаренность Стейница как практического игрока была ниже, чем одаренность Блэкбер- на или Цукерторта, которых он все же победил, ибо был великим мыслителем, а они нет. Но когда появились шахматные мастера, которые выработали в себе умение последовательно мыслить, и, таким образом, понимали по крайней мере то из теории Стей- ница, что могло быть выражено в понятиях, и которые, помимо этого, обладали еще природным талантом в практической игре, то перед Стейницем возникла задача, разрешить которую в его возрасте ему было не под силу. Трудно сказать, каковы были бы успехи Стейница в наши дни. Он был борцом, а потому и ныне он вышел бы с честью из борьбы, если бы даже и не стал первым. Я перехожу теперь к проблемам, которые в теории Стейница не получили разрешения. Стейниц не говорит о том, какой стратегии должен придерживаться шахматисту которого нет оснований считать себя ни атакующей, ни обороняющейся стороной. Что нужно делать в равном положении, в котором ни один пункт не указывает нам пути атаки или защиты Этот вопрос тесно связан с одним высказыванием Стейница, хотя оно не является правилом, общеобязательным для всякой борьбы, и даже в шахматах имеет относительное применение. На вопросе этом стоит остановиться, ибо он имеет прямое отношение к позиционной игре, которая призвана готовить атаку или защиту задолго до непосредственных действий. У Стейница, как показано выше, большую роль играет принцип накопления мелких преимуществ. Этот принцип базируется на представлении, что преимущества подобны гирям, так что два преимущества подобны сумме двух гирь. Это представление в шахматах близко к истине, но уже пример пешечной цепи, в которой, поучению самого же Стейница, ценность двух пешек может резко меняться в зависи- ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ мости от их положения, показывает, что сравнение определенного преимущества с гирей не может быть проведено полностью. Дело в том, что помимо ценности отдельных фигур существует ценность их координированного действия, ив шахматах это очень заметно. Подобно тому как для целей защиты, для целей сопротивления фаланга представляет собой самую сильную форму пешечного строя, ибо она отличается наибольшей гибкостью, таки в действии фигур для этих целей сила заключается в их взаимном дополнении, а не в дублировании. Два слона всегда дополняют друг друга, в их действиях всегда ощущается ценность координации. Два коня, стоящие рядом или так, что их действие равномерно распределяется на комплекс важных пунктов, могут оказать большее сопротивление, чем два коня, защищающие друг друга. Короче говоря, идея фаланги распространяется и на фигуры. В практике шахматных мастеров часто встречаются случаи координированного действия слона и пешки. Очевидно, что в таких случаях, при желании сделать защиту гибкой, упорной ипритом не пассивной, надлежит, согласно вышеизложенному, ставить пешку не на поля цвета своего слона – лишь тогда слон и пешка дополняют друг друга. Конечно, могут быть случаи, когда мы оказываемся вынужденными нарушить наиболее сильное построение – фалангу. Происходит это либо вследствие атаки противника, либо ввиду собственной атаки, когда нам приходится дублировать действия фигур. Нов соответствии с правилами Стейница, никогда не следует идти на ослабление позиции, не будучи к тому вынужденным, без попытки избежать этого. При ослабленном расположении фигуры теряют в подвижности, они как бы цепенеют, но вновь оживают, как только вновь достигается построение фаланги. Это правило следует осветить несколькими примерами. Ход черных Здесь действия коня и слона не дополняют друг друга. Чтобы образовать вместе со слоном фалангу, не допускающую приближения черного короля, ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА конь должен был бы стоять на g3. Поэтому для белых есть некоторая опасность проигрыша. Например 1…Ib7 2. е с 3. Cg3 Ig2. В затруднительном положении белые находятся потому, что из-за неблагоприятной позиции коня королю пришлось несколько отдалиться от своих фигур. Ход черных Выигрыша нет, ибо черные не в силах продвинуть свои пешки 1…Kd4 2. Kb2 ее. а. Если бы у черных была еще одна пешка – на b5, они выиграли бы, жертвуя пешку d3: ее. си черные продвигают пешку сна с, затем b5 на b4 ивы- игрывают. В положении на диаграмме слон h5 совершенно бездеятелен – пешки отняли у него возможность работы. Слон мертв, положение застыло. Ход черных Черные легко выигрывают, например, следующим образом. … d4-d3 2. Kc1-d1 Ef5-g4+ 3. Kd1-c1 Eg4-h5 Так как белые должны теперь сделать ход, они больше не в состоянии удерживать пункт d2. Подобное положение слона и пешек полно жизни. Ход черных Белые могут воспрепятствовать приближению черного короля и потому делают ничью ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Ход черных Положение коней затруднительное. Черные будут преследовать белого короля и запатуют его, и тогда один из коней окажется вынужденным сделать ход, после чего оба они погибают. Например с 3. аса си катастрофа неминуема. Не продолжая этих примеров, мы перейдем теперь к разъяснению принципа, на котором основывается координированная игра фигур. Нельзя понять искусства, если ограничивать себя изучением одной только его области. Искусство познается в сравнении ив логическом соотношении с другими вещами, с жизнью вне его. Когда речь идет о координированной игре фигур, естественно, приходят на мысль отношения, заимствованные из другой области (дружба, вражда и т.п.). Одна фигура защищается другими или, наоборот, другие на нее нападают, и при таких зависимостях на фигуры возлагаются определенные задачи, ей придаются известные функции. Как же должен шахматный мастер использовать свои фигуры Или, точнее, каким образом должен он защищать их и какие функции им поручать? Ответ мастера-практика гласит, что он защищает свои фигуры и пользуется ими в зависимости от их ценности, руководствуясь при этом принципом справедливости. Дело в том, что ценность фигур непостоянна – она меняется. Фигура гораздо более ценна в действии, чем в бездействии. Если фигура заставила противника отвлечь на нее силы, это значит, что она стала ценнее и заслуживает помощи. Если фигура проявляет мало деятельности, то ее по возможности нужно привлечь к работе. Совместно с другими фигурами она должна принять участие в разрешении уже поставленных задачи создании новых планов. Но нужно стараться не возлагать на нее уже проделанной работы она должна дополнять, а не дублировать работу других фигур. За эту свою деятельность она пользуется защитой. Притом более ценная фигура получает более важные задания и пользуется большей защитой ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА Так как более ценная фигура должна находиться в большей безопасности, то менее ценные фигуры должны выдвигаться вперед, чтобы привлекать на себя неприятельскую атаку выдвинутые вперед, они не должны, конечно, оставаться бездеятельными. Хорошим примером является ладья с проходной пешкой. Проходная пешка – впереди, защищающая ее ладья – сзади. Таким образом, проходная пешка заставляет считаться с собой. Слабая пешка, напротив, должна быть защищена ладьей по возможности сбоку или же ее слабость должна компенсироваться контратакой, ибо ладья, как мощная фигура, стремится к контратаке. Ладья скорее откажется от защиты пешки, чем будет трусливо держаться около нее. Белые выигрывают Главная сила белых заключается в пешке атак как неприятельский король находится далеко от нее. Поэтому 1. а а 2. Ga1, а затем король спешит на помощь пешке а. Например а 3. Kf1 Kf7 4. ее. с с Теперь белые не могут существенно улучшить свое положение, если в игруне вступит пешка «f»: 7. f4 Kb6 8. Kd4 Gf5 9. е Gf8 10. а5+Kа6 11. В этом положении координированная игра короля и пешки «f» проявляется очень ярко король защищает пешку, пешка закрывает короля от шахов. Белые легко выигрывают. Позиция коня перед пешкой невыгодна, так как он тормозит движение пешки, не получая от нее никакой пользы. Конь спешкой образует фалангу, когда он находится позади своей пешки наискось от нее, так как тогда они вместе владеют четырьмя смежными полями на той горизонтали, которая находится впереди пешки. Не такую сильную, но все же хорошую позицию конь занимает, когда он стоит сбоку от пешки на втором поле от нее. В этом случае пешка защищает его, по крайней мере с одной стороны, от его смертельного врага – неприятельской пешки, а * Например пешка на f5, конь на е * Например пешка на f5, конь на е или или g4. ** Пешка на f5, конь на d5 или h5. ** Пешка на f5, конь на d5 или h5. *** На е или g7 *** На е или g7 Прим. перев.). (Прим. перев.). ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ вместе они владеют тремя смежными полями на лежащей впереди горизонтали. Если конь защищает пешку, то позиция носит оборонительный, пассивный характер тоже самое, если пешка подкрепляет коня. Чем дальше пешка находится от коня, тем менее координирована их игра. Отсюда следует, что ценность коня возрастает, если поляна которые целесообразно распространить координированную игру коня и пешки, расположены близко друг к другу. Относительно увеличивается ценность коня, когда на доске имеется много преград, так как тогда подвижность слонов, ладей и ферзя ограничена, а подвижность коня – нет. Координация действий короля спешкой очень важна, так как часто встречается в эндшпиле. При защите королю лучше всего находиться позади своей пешки тогда он прикрыт спереди, а также от нападений коня. При атаке, если он сопровождает проходную, ему лучше всего находиться впереди пешки, наискось от нее. Слабее позиция короля как для нападения, таки для защиты, когда он стоит наискось позади пешки, за исключением того случая, когда по одну сторону от пешки королю грозит опасность тогда, конечно, для короля естественно стремиться на другую, защищенную сторону. Но все эти рассуждения имеют значение только при отсутствии особых обстоятельств. Они должны служить лишь некоторыми предварительными указаниями, путеводными нитями в оценке позиции и скорее учить методу, чем полностью предрешать последствия. Поэтому дальнейшую разработку я предоставляю чита- телю. Я хотел бы воспитать учеников, которые умеют самостоятельно мыслить и подвергать материал критике. Я хочу преподать им не абстрактные понятия, не общие места, но дать им живое знание, которое способно расти и развиваться, – знание, в котором заключена жизненная сила. Они должны быть готовы подвергнуть испытанию свои понятия и оценки – и не один, а много раз – прилежно и с ра- достью. Итак, поскольку правильно положение, что ценность нескольких фигур не является только суммой ценности отдельных фигур, так как при этом должен быть учтен еще и момент координированной игры данных фигур, постольку истинно и другое положение, а именно нельзя считать, что какая-нибудь фигура уравновешивает равноценную неприятельскую, не учитывая при этом контригры противника. На этот момент нужно всегда об ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА ращать внимание, даже в том случае, если ценность неприятельских фигур сильно отличается от ценности наших. Каков же основной принцип, на основании которого мастер может судить о контригре противника Исходя из вышеизложенных соображений, он должен базироваться на двух логических основах во-пер- вых, на основе справедливости, согласно которой на более сильного возлагаются большие задачи, более сильный должен быть более деятельным, а во-вторых, на основе учета особых обстоятельств Возьмем для примера часто встречающийся случай борьбы слона против пешек. Очевидно, что слон, как обладающий большей силой, должен стремиться завоевать или по меньшей мере заблокировать пешки. Как только это достигнуто, наступает некоторый выжидательный момент, продолжающийся до тех пор, пока на поле борьбы не появится новая сила (см. об этом книгу А. Нимцовича Шахматная блокада. Если выжидательное положение не создается, то для этого должна быть причина (например, сила, которая приходит пешкам на помощь). Другим часто встречающимся примером является борьба слона против одноцветного слона, ладьи против ладьи, ферзя против ферзя. Эти фигуры будут стремиться выполнить важные задачи ив этом стремлении будут приходить в столкновение друг с другом. Если можно поставить слона, ладью или ферзя таким образом, чтобы они оказывали сильное давление, в то время как противник не имеет возможности предложить размен, тотем самым достигается преимущество. Белые выигрывают. се. ее с (черные не хотят допустить пешку на b6) 5. b5. У черных уже не хватает ходов 5…Kf6 6. g4 е 7. g5 g6 8. Eb2. Черные в цугцванге. На этом примере ясно видно, что слон белых сильнее слона черных последний не может ему противостоять. Правда, у белых есть еще то преимущество, что они могут блокировать пешку е. Этих двух преимуществ достаточно для выигрыша ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Борьба слона спешкой против слона поясняется следующим окончанием. Здесь вопрос сводится, понятно, к завоеванию полей g7 и g8, чтобы пешка могла пройти в ферзи. Белые выигрывают Пункт g8, разумеется, может быть завоеван лишь королем, поэтому, пока черный король не занял этого поля, необходимо поскорее сыграть. Kh6-h7 … Теперь нужно завоевать еще пункт g7. Черные делают пока выжидательный ходе Белые ставят противника перед дилеммой разменять слонов или уступить большую диагональ. Первое было бы равносильно немедленному проигрышу. Поэтому. … с. Eg7-b2 с Отнять теперь у черных короткую диагональ f8-h6 не представляет труда, так как пункты g7 и h6 уже во власти белых. Опять следует типичный маневр. Eb2-а3. И белые выигрывают. Недостаточная координированность действий фигур часто определяется уже значительностью расстояния между ними. Часто, ноне всегда. В конечном счете определяющей является сущность, а не внешняя структура. Все же при простой геометрии шахматной доски и ходов фигур расстояние между фигурами является хоть и не вполне точным, но важным показателем степени координированности. Близко стоящие друг к другу фигуры одной стороны, естественно, дополняют функции друг друга и усиливают совместные действия. Две близко расположенные фигуры разных сторон почти всегда вступают в резкий конфликт. Если расстояние между двумя принадлежащими к одному лагерю фигурами, скажем между двумя конями, велико, то координированные действия их возможны только в будущем или же могут заключаться лишь в общем стремлении создать затруднения противнику (например, один из коней готов пожертвовать собой, чтобы усилить другого ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА Несколько примеров пояснят сказанное. Слон на b2 и ладья на линии «g» действуют координирован- но, поскольку объектом атаки является пункт g7. Таким образом, расстояние между ними не является обязательным признаком отсутствия согласованности действий. Но и у таких фигур координированность действий тем больше, чем ближе они стоят друг к другу, как, например, в том случае, если бы слон стоял на f6, а ладья – на g5. Здесь обе фигуры стоят ближе к противнику, больше стесняют его, к тому же слон атакует еще пункты е и d8 и защищает ладью. При положении коней на b2 и g3 координация действий возможна только в центре, например на полях d3 и е, но и то лишь слабая для систематической координации своих действий коням пришлось бы сначала приблизиться друг к другу. Координация действий пешек аи почти невозможна она достигается лишь в той форме, что одна пешка создает угрозу в момент, когда противник атакует и теснит другую это возможно, например, в том случае, когда обе пешки проходные. Поразительный пример координированной игры пешек аи с королем дает следующее красивое окончание. Белые выигрывают Белые двигают пешку на аи им нужно лишь счастливо миновать поле а, чтобы превратить пешку в ферзя. Черные спешат поэтому захватить поле а. а4-а5 E |