Главная страница

еуіе. Учебник шахматной игры


Скачать 7.44 Mb.
НазваниеУчебник шахматной игры
Дата27.09.2022
Размер7.44 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаuchebnik_shakhmatnoy_igry_lasker_2018.pdf
ТипУчебник
#700619
страница21 из 40
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   40
c5-c4
5. Eg2-f3
Gf8-d8
«Капабланка демонстрирует противнику все его промахи. Ga1-d1
Gd8:d1+
7. Ef3:d1
Gb8-d8
8. Ed1-f3 g7-g6
9. Ie4-c6
Ic7-e5
10. Ic6-e4
Ie5:e4
11. Ef3:e4
Gd8-d1+
12. Kg1-g2 a7-a5
13. Gc3-c2 b5-b4
14. a3:b4
a5:b4
15. Ee4-f3
Gd1-b1
16. Ef3-e2 b4-b3
17. Gc2-d2
Gb1-c1
18. Ee2-d1 c4-c3
19. b2:c3
b3-b2
20. Gd2:b2
Gc1:d1
21. Gb2-c2
Ee6-f5
22. Gc2-b2
Gd1-c1
23. Gb2-b3
Ef5-e4+
24. Kg2-h3
Gc1-c2
25. f2-f4
h7-h5
26. g3-g4
h5:g4+
27. Kh3:g4 И через семь ходов белые сда- лись.
Нимцович – Капабланка










Ход черных
В примечаниях к этой партии
Капабланка (в Моей шахматной карьере) пишет Ясно, что план белых заключается в том, чтобы укрепить свою позицию и
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
благодаря лишней пешке в конце концов выиграть партию. Однако они не самым лучшим образом препятствуют осуществлению плана противника, который намеревается занять своими ладьями открытые линии и перевести, если удастся, коня нас, чтобы затем соединенными усилиями обеих ладей, коня и слона – а если окажется необходимым, то и ферзя – оказать давление на пешки аи и отыграть пешку, сохраняя при этом позиционное преимущество!»
Игра развивалась следующим образом. ...

Id7-e6
2. f2-f3
Cf6-d7
3. Ec1-d2
Cd7-e5
4. Id3-e2
Ce5-c4
5. Ga1-b1 Если теперь белые сыграют 6. b3, то последует 6…C:d2 7. I:d2
Ga3, и пешка а должна погибнуть. И все же белые, не имея ничего лучшего, должны были избрать именно это продолжение. a2-a4

Cc4:d2
7. Ie2:d2
Ie6-c4
8. Gf1-d1
Ge8-b8
9. Id2-e3
Gb8-b4
10. Ie3-g5
Eg7-d4+
11. Kg1-h1
Ga8-b8
12. Иначе черные уничтожат ферзевый фланг белых. Выиграв качество, черные легко выиграли партию.
Кауфман и Фендрих –
Капабланка Ход черных
(В этом и следующем примерах в кавычках примечания Ка- пабланки из его книги Моя шахматная карьера. ... Начало широко задуманного плана, ближайшая цель которого вынудить продвижение одной из белых пешек ферзевого фланга и тем лишить белые ладьи возможности нападать на пешки ферзевого фланга черных. b2-b3 Достаточную защиту белым пешкам дал бы и ход 2. с, но он невозможен из-за невыгодной позиции белого короля последовало бы 2…f4 3. Gee2 (или 3. е)
3…Gg8+ 4. Kf1 Ed3 с выигрышем качества. Однако, играя 2. Gb3, белые могли держаться дольше. ... Чтобы помешать ладье е занять поле с. В тоже время на
ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА
падение на пешку с удерживает коня на d4 и приковывает одну из ладей к защите этой пешки.
Cf3-d4
Gb6-f6
4. Gf2-f4 Вынуждая продвижение пешки с, что входит в план черных. В случае 5. Gf2 пешка f5 вскоре начнет двигаться вперед, а ладья с займет пункт с. c2-c3
Kg6-g5
6. Cd4-e2 План близок к завершению. Белые вынуждены сыграть а2-а4, после чего черные осуществят прорыв при помощи b7-b5».
7. h3-h4+
Kg5-f6
8. a2-a4 Теперь, когда черная ладья вторгается в лагерь противника, а король продвигается к центру, громадная сила слона е становится очевидной. Проходная пешка вскоре двинется впереди судьба партии будет решена. a4:b5
Ga6-a1+
10. Gf2-f1
Ga1:f1+
11. Kg1:f1
Kf6-e5
12. Ce2-d4 f5-f4
13. Ge3-h3
Gc8-g8
14. Kf1-e1
Gg8-g1+
15. Ke1-e2
Gg1-g2+
16. Ke2-f1
Gg2-b2
17. Kf1-e1 h6-h5
18. Ke1-d1
Ee4-f5
19. Cd4:f5
Ke5:f5
20. c3-c4 Если 20. Gd3, то 20…Ke4 21.
Gd4+ Ke3 22. G:d5 f3 23. Ge5+
Kf4 24. Ge7 f2 25. Gf7+ Ke3, и белые в конце концов должны будут отдать ладью за пешку. ...

Kf5-e4
21. Gh3-c3 f4-f3
22. Kd1-e1 Белые сдались.
Яновский – Капабланка










Ход черных
«План черных заключается в том, чтобы продвинуть вперед пешку b6 и перевести коня нас. Белые будут тогда вынуждены взять этого коня, в ответ на что черные возьмут пешкой “b”, избавляясь от сдвоенной пешки и усиливая давление на неприятельские пешки аи. В целях осуществления плана отступает даже выведенная уже фигура. План – превыше всего.
Ef1-e2 Лучше было бы 2. Eb5, так как это мешало бы плану черных ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ...
e7-e6
3. 0-0
Ef8-d6
4. Gf1-c1
Ke8-e7
5. Ed2-c3
Gh8-c8
6. a2-a3 Мы видим разницу в игре обоих противников черные проводят определенную мысль, у белых план отсутствует. Cf3-d2 Чтобы на время задержать белую пешку е. g2-g3
b6-b5
9. f2-f3 Теперь черные потратят два- три хода на то, чтобы улучшить общее стратегическое расположение своих фигур, прежде чем приступить к осуществлению нового плана, заключающегося на этот разв атаке неприятельской позиции. Ee2:c4 b5:c4
11. e3-e4
Ke7-f7
12. e4-e5
Ed6-e7
13. f3-f4 Черные закончили формирование своей позиции им не грозит никакая опасность, и все их фигуры хорошо расположены. Поэтому пора начинать осуществление нового плана атаки. В данном положении он заключается в том, чтобы, угрожая ходом b5-b4, приковать к ферзевому флангу как можно больше неприятельских фигур, вскрыть королевский фланг посредством g7-g5 и затем занять открытую линию
“g” благодаря большей подвижности своих фигур.
Kg1-f2
Ga8-a4
15. Kf2-e3
Gc8-a8
16. Ga1-b1 h7-h6
17. Cd2-f3 Лучше было бы 17. h4, чтобы нигде не оставлять слабых пешек и вскрыть не одну, а две линии. ...
g7-g5
18. Cf3-e1
Ga8-g8
19. Ke3-f3 g5:f4
20. g3:f4
Ga4-a8
21. Ce1-g2
Gg8-g4
22. Gc1-g1 А теперь для победы остается лишь использовать слона d7, усилив давления на позицию белых».
Разумеется, что борьба была бы для черных гораздо труднее, если бы и белые следовали како- му-нибудь плану.
Ec3-e1 b5-b4
24. a3:b4 Если 24. E:b4, то 24…E:b4 25. ab h5 с угрозой продвинуть пешку дальше, и черные должны выиграть. ...
Ed7-a4
25. Gb1-a1 Это облегчает задачу черных. Белым следовало сыграть 25.
Gc1».
25. ...
Ea4-c2
26. Ee1-g3
Ec2-e4+
27. Kf3-f2 h6-h5
28. Ga1-a7 В случае 28. Ce3 черные выигрывают посредством 28…h4».
ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА. ...
Ee4:g2
29. Gg1:g2 h5-h4
30. Eg3:h4
Gg4:g2+
31. Kf2-f3 И черные вскоре выиграли партию.
Человек может создать бесчисленное количество планов обоснованиях этих планов можно сказать словами Гамлета, что они дешевы, как ежевика. Но найти правильный план также трудно, как отыскать верное обоснование его. Прошло много времени, по меньшей мере тысяча лет, прежде чем шахматный мир понял значение плана.
План берет свое начало с эндшпиля король и ладья против короля. Здесь игра развивается планомерно. Но затем человеческий ум, гордый этим достижением, надолго почил на лаврах. Партия, сыгранная в Барселоне в XIV веке и сохранившаяся в архивах этого города, свидетельствует о полном отсутствии плана у игроков того времени. Они легко меняли планы, не доводя ни одного до конца они играли планами подобно тому, как играют дети, строящие домики из песка.
С возрождением науки искусств в Италии началась новая история создания плана в шахматной игре. Мастера того времени нашли здоровый и плодотворный план, сводившийся к тому, чтобы, пренебрегая пешками, достичь быстрого развития фигур для скорейшего нападения на неприятельского короля. В противовес этому был создан контрплан, сущность которого заключалась в том, чтобы развивать фигуры, выводя их на прочные позиции, принимать жертвы и затем выигрывать благодаря материальному превосходству. Мастера первого типа находили и осуществляли блестящие комбинации. Сначала они ограничивали свободу движений неприятельского короля, а затем путем жертв старались выиграть время и пространство для прямой атаки. Мастера второго типа изобрели систематический размен как средство ослабить ив конце концов отразить атаку.
Мастера первого типа были изобретателями гамбитов, а мастера второго типа открыли qiuoco piano, фианкетто и сицилианс- кую защиту.
К сожалению, мы располагаем очень небольшими документальными данными о том периоде. Тем не менее, можно утверждать, что прогресс в игре шахматных мастеров того времени, несомненно, проявлялся лишь в области комбинации. Только француз ФА. Филидор, выступавший в конце XVIII столетия в Голландии и Англии, выдвинул мысль о необходимости построения плана. На это указывает и его выраже-
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ние, что пешки – душа шахматной игры».
Пешка является одним из элементов позиции в течение долгого времени пешка не изменяет своего положения, ионов значительной мере определяет характер позиции. Следовательно, пешка является фактором, определяющим план. Вот что хотел сказать Филидор. Итальянские мастера комбинации придавали пешкам небольшое значение,
Филидор же указывал на ценность пешки для вскрытия или преграждения важных линий. Пешки впереди, фигуры сзади
– вот в чем, поучению Фили- дора, заключался способ атаки прочных позиций. Насколько
Филидор питал расположение к планомерности, видно из его внимания к эндшпилю. Его анализы окончаний – ладья и пешка против ладьи, а равно ладья и слон против ладьи – являются классическими.










Черные начинают и делают ничью. ...

Gg6-f6
2. d5-d6 Пока пешка не заняла поля d6, черной ладье нельзя покидать й горизонтали. После же хода 2. d6 белый король не может найти надежного убежища впереди пешки, и черные могут согнать его шахами с любого опасного для них положения.










Ход черных. Белые выигрывают. ...

Kd8-e8
2. Gh7-h8+
Ke8-f7
3. Kd6-d7
Gc1-c2
4. d5-d6
Gc2-c1
5. Kd7-d8
Gc1-c2
6. d6-d7
Gc2-c1
7. Gh8-h4 Если теперь 7...Gf1, то 8. си с. ...
Gc1-c2
8. Gh4-f4+
Kf7-g7
9. Kd8-e7
Gc2-e2+
10. Ke7-d6
Ge2-d2+
11. Kd6-e6
Gd2-e2+
12. Ke6-d5
Ge2-d2+
13. Gf4-d4.
ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА
Позиция Филидора










Белые выигрывают
Самым существенным в данном положении является чрезвычайно сильная позиция короля и слона белых по отношению к королю противника, а равно и угроза мата ладьей с двух сторон. И тем не менее белые могут добиться выигрыша лишь тонкой игрой. Черные угрожают сыграть Ge7+ например, 1. Ef6 Ge7+!), и этим определяется начало атаки белых.
Gc1-c8+
Gd7-d8
2. Gc8-c7 Белые угрожают сыграть 3.
Gh7.
2. ... Ясно, что черным нельзя уводить короля. Теперь белые стараются как можно больше приблизить черную ладью к своему королю и слону, чтобы сделать ее менее опасной и более уязвимой. Gc7-a7
Gd2-d1
4. Ga7-g7
Gd1-f1
5. Ee5-g3 С одной стороны, слон препятствует шаху ладьей, ас другой
– защищает поле f2.
5. ... Ладья вынуждена приблизиться к королю и слону белых. Eg3-d6
Gf3-e3+
7. Ed6-e5 Теперь черный король оттесняется на поле цвета слона. Gg7-e7+
Ke8-f8
9. Ge7-a7
Kf8-g8
10. Ga7-g7+
Kg8-f8
11. Gg7-g4 Темп, выигранный белыми благодаря шахам.
Белые грозят теперь сыграть
12. Ed6+. В случае е последует, так как черная ладья не в состоянии занять пункт g3 – она слишком приблизилась к неприятельскому слону, который сильно стесняет свободу ее действий. ...

Kf8-e8
12. Теперь слон завладевает полем е и лишает черных спасительного шаха ладьей.
Это – главный вариант, однако внимания заслуживают и некоторые второстепенные, которые мы приводим ниже.
А
5. ... Ладья пытается остаться на своей выгодной позиции. Gg7-g4
Kf8-e8
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Теперь белые оперируют угрозами мата на й горизонтали, при которых черные не могли бы закрыться ладьей. При положении короля на g8 белая ладья дает мат на h8, а при занятии им поля сна. с Если теперь 7...Kf8, то 8. Ee5
Kg8 9. Gh4.
7. ...
Gf1-d1
8. Eg3-h4
Ke8-f8
9. Eh4-f6
Gd1-e1+
10. Ef6-e5
Kf8-g8
11. Gc4-h4.
Б
В этом варианте белые пользуются для выигрыша угловым полем h8.
4. ...
Ke8-f8
5. Gg7-h7 Здесь ладья погибает, так как шахматная доска ограничена справа линией «h», и черный король, не имея в своем распоряжении девятой горизонтали, принуждается к невыгодному отступлению на линию «g».
6. Gh7-c7
Kf8-g8
7. Gc7-c8+
Kg8-h7
8. И следующим ходом белые выигрывают ладью.
Ниже мы приводим одну из трех партий, игранных Фили- дором черными вовремя сеанса одновременной игры не глядя на доску.
Брюль – Филидор
1. e2-e4
e7-e5
2. Ef1-c4 c7-c6
3. Id1-e2 d7-d6
4. c2-c3
f7-f5
Филидор сразу же двигает пешки. Белым следовало быстро развить коней, чтобы на медлительную атаку Филидора ответить энергичным контрударом. d2-d3

Cg8-f6
6. e4:f5
Ec8:f5
7. d3-d4
e5-e4
8. Ec1-g5 Теперь черные укрепили свою позицию. Ec4-b3
Ef8-d6
10. Cb1-d2
Cb8-d7
11. h2-h3
h7-h6
12. Eg5-e3
Id8-e7
13. f2-f4 Чтобы помешать белым образовать пешечную цепь. c3-c4
a7-a6
15. c4:d5
c6:d5
16. Ie2-f2 0-0
17. Cg1-e2 Теперь план черных совершенно ясен пешки выдвигаются вперед, а конь переводится на надежную ив тоже время угрожающую позицию. Белые вынуждены разменять этого коня, после чего черные получают в центре компактную пешечную массу, которая должна раздавить противника ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА. Ga1-c1
Cb6-c4
21. Cg3:f5 g6:f5
22. If2-g3+
Ie7-g7
23. Ig3:g7+
Kg8:g7
24. Eb3:c4 b5:c4
25. g2-g3 Дальнейший план черных – давление на пешку «b».
26. b2-b3
Ed6-a3
27. Gc1-c2 c4:b3
28. a2:b3 Вторжение в лагерь противника Атака на пункт f4. Черные должны в конце концов выиграть, потому что у них сильная пешка е, в то время как у белых никакой компенсации за нее нет. Gc2-c7+
Kg7-g6
37. g3:h4
Cf6-h5
38. Gc7-d7
Ch5:f4
39. Ee3:f4
Gb3-f3+
40. Kf2-g2
Gf3:f4
41. Gd7:d5
Gf4-f3
42. Gd5-d8
Gf3-d3
43. d4-d5
f5-f4
44. d5-d6
Gd3-d2+
45. Kg2-f1
Kg6-f7
46. h4-h5
e4-e3
47. h5-h6 Черные угрожают матом. Белый король слишком слаб, чтобы остановить пешечную фалангу противника, и поэтому черные выигрывают.
Филидор написал книгу
«Analyse du jeu des echecs», в которой он исследует дебюты согласно своим принципам. Эта книга дала сильный толчок медленно развивавшейся истории плана, главным образом потому, что она встретила противников. Система
Филидора, заключавшаяся в том, чтобы продуманно и осторожно формировать свои штурмующие колонны, не соответствовала ни темпераменту, ни направлению ума его соотечественника Лабур- доннэ, и тот, избирая в игре другие пути, как бы преодолел систему
Филидора и стал творцом самого здорового в истории шахмат плана, а именно противопоставлять в центре всякой развитой боевой единице противника такую силу, которая могла бы соперничать с неприятельской, и отброшенного из центра неприятеля преследовать, создавая в его лагере прочные форпосты. Лабурдоннэ никогда не высказывал такого плана, но, побуждаемый инстинктом шахматиста, всегда старался проводить его в жизнь.
В виде доказательства приведем следующую партию.
Лабурдоннэ – Мак-Доннель
1. d2-d4
d7-d5
2. c2-c4
d5:c4
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. e2-e3
e7-e5
4. Ef1:c4 e5:d4
5. e3:d4
Cg8-f6
6. Cb1-c3
Ef8-e7
7. Cg1-f3 0-0
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   40


написать администратору сайта