еуіе. Учебник шахматной игры
Скачать 7.44 Mb.
|
2. cb+. В случае 2…K:b7 белые выигрывают важный для защиты темп, продолжая 3. Ef3+; если же 2… Kb8, то атака развивается посредством Например 3… K:b7 4. C:d8+Kc8 5. I:d7+K:d7 6. Gfd1+ с последующим Ef3. Пшепюрка – Кон Ход черных Позиция белого короля непрочна. Пешка h2 защищена лишь королем, поле g2 незащи- щено, поле f2 защищается только королем, пешка g3 – только пешкой h2. Защитить пешку g3 ферзем или ладьей белые могут не ранее чем в два хода. Ферзь d3 защищает белые поляне имеющие в данном случае никакого значения. Его место явно на d4. Черные одним ударом вскрывают все эти слабости. ... Gh6:h2 2. Kg1:h2 Белые сдались, так как немо- гут защитить пункт g3. Фрейман – Форгач Ход белых Черный король в опасности, и только пешка d5 защищает его от катастрофы (Ec4). В тоже время эта пешка должна защищать и поле е она перегружена. Cc3-e4 Угроза 2. Cd6+ слишком сильна, поэтому черные вынуждены взять коня КОМБИНАЦИЯ. ... d5:e4 2. Ed3-c4 Kf7-g8 3. Ge6:f6+ Kg8-h7 4. Gf6:g6 Cd7-f6 5. Черные сдались. Рубинштейн – Ласкер Ход белых Ясно, что черные угрожают сыграть 1…G:e3. Белые защищаются посредством контратаки и выигрывают. Ga1-c1 Лучше было бы 1…Kb8 2. Gc5 If4 3. d5 G:e3 4. Ic1 Ge4. 2. Gc1:c6+ b7:c6 3. Id1-c1! Однако и после 3…Ge5 4. I:c6+ Kb8 5. de I:e5 6. Gc1 белые стоят превосходно. f2:e3 Gd4-d7 5. Ic1:c6+ Kc8-d8 6. Эндшпиль выиграли белые. Мэкензи – Блэкберн Белые выигрывают Функции отдельных фигур следующие белый король должен блокировать пешку h2, а ладья f1 – задерживать пешку е. Единственная фигура, защищающая черного короля слон с – грозит перейти к активным действиям посредством Eh3-g2+. Так как белые не в состоянии воспрепятствовать ходу ее, то им нужно держать ладью f1 на 1- й горизонтали, тщательно оберегая ее от размена, который мог бы, например, последовать, если черная ладья займет поле d1 или Цель белых должна заключаться в том, чтобы разгрузить ладью f1, при случае выиграть пешку f3 и не выпускать неприятельского короля, беспокоя его угрозами мата. Для осады короля служат белые пешки ферзевого фланга. Так как ладья d4 должна защищать пункт d1, то ход 1. Gh4 опровергается ответом е с последующим Gd8. Таким образом, у белых остается ГЛАВА ТРЕТЬЯ единственная возможность ввести в действие свободную фигуру – ход g3-g4. Тогда комбинация будет развиваться следующим образом. g3-g4 e3-e2 2. Gf1-e1 Gh8-h4 3. Gd4-f4 Черные угрожают сыграть 4… Gg1+. Поэтому. Gf4:g4 Теперь ладья е находится в безопасности. Kh1:h2 Eg4-f5 6. Kh2-g3 Ef5-e4 7. Ge1-h1 Kb8-c8 8. c5-c6 b7:c6 9. d5:c6 Kc8-d8 10. Kg3-f4 Ee4-d5 11. Kf4-e5 Ed5:a2 12. Ke5-f6 Белые как раз вовремя успевают достигнуть цели своей комбинации, заключающейся в том, чтобы либо выиграть пешку f3, либо зама- товать запертого черного короля. ... Ea2-g8 13. Gh1-h8 e2-e1I 14. Gh8:g8+ Ie1-e8 15. Gg8:e8+ Kd8:e8 16. И белые выигрывают ввиду невыгодной позиции неприятельского короля. Следует обратить внимание на то, что вследствие не прекращавшихся угроз пешке f3 у черных не было времени сыграть а7-а6 и что ход 2…Gg8 опровергался ответом 3. K:h2 E:g4 4. Вместо бесплодной попытки освободить короля посредством 7… Kc8 черные могли бы попытаться создать для него надежное убежище на краю доски и сыграть а. Тогда комбинация развивалась бы такс последующим В этом варианте возможно еще и 8…Kc8 (вместо 8…cb) с целью защитить пункт d6. В этом случае белые спасают свои пешки, продолжая. Теперь белые добились преимущества, достаточного для того, чтобы постепенно довести партию до победы 12…b6 13. cb. Если теперь 13…K:d6 14. Kf4 Ed5 15. Gc1, то белые сыграют Ke3-d2 и освободят свою ладью, у которой имеется целый ряд объектов для атаки, например пешка «а». Кроме того, они угрожают еще сыграть а2-а4-а5. Против всех этих угроз черные бессильны. Тартаковер – Ласкер Ход черных 189 КОМБИНАЦИЯ Функция пешки f4 заключается в защите пункта е и торможении хода Ce5. 1. ... На 2. fg последовало бы 2… Ce5 3. Ec5 Gd1. Если же 3. Gc3, то 3…Gd3. 2. Ib3-a2 g5:f4 3. Gc2-e2 Ie4-g6 4. Ia2-c2 Kg8-h7 5. Ic2-c3 Gd8-g8 6. Kg1-h1 Ig6-h5 7. Ge2-d2 И черные легко выиграли. Рубинштейн – Шпильман Ход черных Против атаки ходом 1…Gf1+ белые защищены слоном g2 ила- дьей е. Двойная защита необходима ввиду того, что у противника сдвоены ладьи. Одновременно эти же фигуры белых защищают и пешку е. Можно ли сыграть 1…E:e4? Такой вопрос возникает в итоге сплетения функций белых фигур. Во всяком случае, этим ходом черные защищают своего ферзя, так как, связывая слона g2, они угрожают матом. Надо еще отметить, что ход 1…E:e4 настолько грозен, что белые вынуждены принять предлагаемую им жертву. Таким образом, остается рассмотреть два варианта в обоих черные будут продолжать 2… Gf1+. Если 2. E:e4, то 2…Gf1+ 3. G:f1 G:f1+ 4. Kg2, после чего позиция белых слишком раскрыта и черные получают возможность оттеснить неприятельского короля на линию «h» или «f». Последнее для черных выгоднее, потому что пешки «g» и «h» гибнут, и белый король остается совсем беззащитным. Для быстрого мата наличных сил черных недоста- точно. Итак, 4…Gg1+ 5. Kf3 Ih5+ 6. Ke3 I:h2. Теперь пешка g3 слаба и погибает, после чего белый король вынужден искать безопасное убежище. Однако это дело трудное и ненадежное. Можно утверждать, что благодаря численному пешечному превосходству и чрезвычайно невыгодному положению неприятельского короля черные должны постепенно добиться выигрыша. Второй вариант – 2. G:e4 получился в самой партии, которая продолжалась так. ... Gf7-f1+ 3. Eg2:f1 Gf8:f1+ ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Kh1-g2 Ic5-f2+ 5. Kg2-h3 Gf1-h1 6. Gd3-f3 If2:h2+ 7. Kh3-g4 Теперь находящемуся в столь открытой позиции королю отрезаются пути отступления. ... Ih2-h5+ 8. Kg4-f4 Ih5-h6+ 9. Kf4-g4 Белые накануне катастрофы. Они вынуждены были сыграть 10. G:e6 и через восемь ходов сда- лись. Существуют такие сочетания ходов, когда все они связаны между собой и подчинены одной общей идее и, следовательно, представляют собой комбинацию, нос той лишь разницей, что они состоят не из форсированных ходов. Такой ряд последовательных ходов обычно тоже называют комбинацией однако в этом случае объединяющей и руководящей идее, которая резко отличается от других идей, дали название «цугц- ванг». По правилам игры шахматист не вправе отказаться отхода, даже если бы он этого и захотел. Таким образом, право хода является в тоже время и обязанностью сделать его. Обычно такая обязанность необременительна. Но бывает итак фигуры уже заняли наиболее благоприятные позиции для нападения или защиты, и всякая перемена в их расположении сопряжена с некоторой невыгодой тогда-то и дает себя чувствовать эта обязанность. Та сторона, которая вынуждена отказаться от сохранения наивыгоднейшей позиции, попадает подчас в очень плохое положение и шаг за шагом оттесняется противником со всех сильных позиций. Игрок, который задолго предвидит наступление такого момента ив ожидании его делает ряд подготовительных ходов, осуществляет комбинацию, подчиненную идее цугцванга. Используя идею цугцванга, комбинирующий как бы опутывает противника тонкой паутиной, в то время как в подлинной комбинации он то вяжет его крепкими веревками, то приканчивает дубиной. Цугцванг вносит в шахматную игру элемент хитрости, замысловатости. В комбинации, основанной на цугцванге, проницательность, опирающаяся на логику, торжествует над идеей силы. То же относится и комбинациям, которые завершаются патом. Пат не является продуктом реальности. Прототипом его, быть может, послужила идея святилища, то есть места, находясь в котором всякий, даже отъявленный преступник, пользовался правом убежища. В то время как в действительной жизни мы встречаем много аналогий мата, вряд ли можно встретить хоть одну для пата 191 КОМБИНАЦИЯ Цугцванг обычно проявляется в эндшпиле, когда на доске осталось немного фигур, чаще всего в пешечных окончаниях. Так как пешки назад ходить не могут, число их ходов ограничено вскоре они оказываются блокированными, истого момента, когда они становятся неподвижными, могут возникнуть идеи цуг- цванга. В этой борьбе королей, ведущейся под знаком вынужденного хода, существенное значение приобретают геометрические условия оппозиция и треугольник. Иногда вступает в силу и математическая идея соответствия, или «сцепления». В подобных эндшпилях успех зависит от умения использовать элементы логики и математики, а также способности вычисления и расчета. Белые выигрывают Здесь существенную роль играют цугцванг и пат. Черный ко- Уже в этом элементарном эндшпиле проявляется идея цугцван- га и пата. В соответствии с идеей силы белые должны были бы выиграть, а между тем они выигрывают лишь в том случае, если ход черных, и то лишь благодаря цуг- цвангу. Иначе игра окончилась бы патом. Черные начинают и делают ничью Это окончание одного из этюдов А. Троицкого Черные ходом 1…Kf1 защищают пешку, не преграждая ей в тоже время пути. В случае 2. I:d2 черным пат. Этой хитрой уловкой черные спасаются ГЛАВА ТРЕТЬЯ роль не может уйти на е или е ввиду с5-с6. Он может пойти нас и, если уйдет белый король, нас. Белый король может защитить пешку с с полей d4, c4 и d5. Белые гораздо менее стеснены в своих движениях, и поэтому им играть легко. Сначала они оттесняют черного короля с поля d7, оперируя своим королем в треугольнике Создалось первоначальное положение, стой, однако, разницей, что теперь ход за черными, и они вследствие цугцванга вынуждены уступить поле Идея треугольника ясна король, располагающий треугольником, может сделать три хода, чтобы, выйдя из первоначального положения, вновь к нему возвратиться королю же, у которого такого треугольника нет, для осуществления подобного передвижения требуется два или четыре хода, но никак не три. После того как черные оказались вынужденными уступить противнику поле d7, развязка наступает быстро. ... Kd7-d8 4. Kd5-d6 Kd8-c8 5. Kd6-e7 Kc8-b8 6. Ke7-d7 Теперь появляется возможность пата. Белым нельзя по аналогии с предыдущим сыграть 7. Kc7. Партию решает пешка. c5-c6 b7:c6 8. Теперь пешка b6 проходит в ферзи (к выигрышу вело и 8. K:c6, тоже благодаря цугцвангу). Г. Венинк Белые выигрывают Пешка g2 слаба, ив тоже время стремление атаковать влечет белого короля на b5. Белые могут выиграть лишь в том случае, если им удастся разменять пешку g2 при выгодной позиции своего короля. Ход 1. g3 ничего не дает. Kf3-e4 Теперь задача заключается в том, чтобы потерять ходи посредством цугцванга оттеснить неприятельского короля от пешки f4, которая обречена на гибель. Ke4-d5 слито, и белые достигли своей цели КОМБИНАЦИЯ. Kd5-c6! Теперь ход 3…Kg6, при помощи которого черные могли бы сохранить оппозицию, не годится, так как белый король возьмет пешку b5, вернется обратно и вовремя успеет взять еще и пешку. Этими примерами основная идея эндшпиля выявлена в достаточной степени. Тактика его проведения вытекает из общего плана. Белые выигрывают. Черные при своем ходе делают ничью Здесь центральные поляна- ходятся в следующем взаимном соответствии если белый король будет находится нас, то черный должен стоять нас, чтобы отразить наступление противника если же белый король займет поле е, тов этот момент черный должен занять е, чтобы успеть защитить как пешку g5, таки пешку а. Следовательно, полю d4 соответствует поле Установив это, перейдем к рассмотрению соответствия других полей. Полю d3, откуда король может попасть нас, соответствует поле d7, откуда черный король может пойти на c6, d6, e6. По аналогии с изложенным во взаимном соответствии находятся поля сисе и е и, следовательно, поля сиси, е и е. Отсюда следует, что белые при своем ходе выигрывают посредством 1. Kd2; черные же, начиная, делают ничью, а именно ходом Путь к выигрышу таков 1. Kd2 Kc8. Так как черные теперь уступили пункт e7, то 2. Ke3 Kd7 3. Kd3 Kd6 4. Kd4. Если черный король пойдет налево, то белый пойдет направо, и наоборот. При ходе черных они посредством займут поле соответствия и будут неуклонно следовать этому методу, куда бы ни пошел белый король. Таким образом, если последний попытается пройти вперед, он всегда застанет неприятельского короля в нужном оборонительном пункте и не сможет форсировать ю горизонталь ГЛАВА ТРЕТЬЯ Шельфхут – Муурлинк Белые выигрывают В распоряжении белого слона f3 на диагонали h1-a8 имеются три свободных поля, у черного же слона на диагонали е8-а4 – лишь два. Король h6 также располагает для защиты пунктов h5 и g5 лишь двумя полями. Таким образом, белый слон сильнее и приводит противника к цугцвангу. 1. Ef3-g2 Ee8-d7 2. Eg2-h1 Делать же ход 1…Ed7 в сочетании с 2…Kg6 черные не могут, потому что тогда после 3. Ef3 погибает пешка h5. 3. Eh1-f3 ... Цугцванг: черные вынуждены отдать одну из пешек – с или h5; для них, однако, ценнее пешка с. На 3…Ef7 последует 4. E:c6 E:c4, а затем проще всего 5. Ee8 Eb3 6. c6 E:a4 7. c7. Поэтому 3. ... Ee8-d7 4. Ef3:h5 Ed7-c8 5. Eh5-e8 Ec8-b7 6. Ee8-d7 Kh6-g6 7. Kh4-g3 Kg6-f6 8. Kg3-f3 Kf6-g6 9. Kf3-e3 Kg6-f6 10. Ke3-d4 Теперь белый король угрожает занять поле е, и поэтому черный король прикован к пункту f6. 10. ... Eb7-a8 11. Белые выигрывают благодаря цугцвангу. Белые делают ничью В этом положении мы встречаемся с мотивами пата, цугц- ванга и вечного шаха. Ошибочно было бы 1. Ka1 из-за а, после чего черные выигрывают благодаря цугцвангу. Правилен следующий путь. Kb2-a3 Kh7-h6 2. Ic2-c1+ Kh6-h7 3. Ic1-c2 a7-a6 4. Этот предлагаемый мною этюд является видоизменением давно составленного этюда Г. Готтша- 195 КОМБИНАЦИЯ ля. Насколько мне помнится, его этюд был таков белые – Kb1, Ic2, п. h4; черные – Kh7, Ig6, пп. c3, g7, h5; решение заключалось входе. Забавно, ново всех советских изданиях учебника, начиная с 1926 года, белая пешка стояла на b4, что делало этюд нерешаемым – Прим. ред.) А. Троицкий Белые выигрывают В этом этюде идея цугцванга проведена очень красиво. Сначала белые ограничивают подвижность неприятельского короля. Kg5-h6 Теперь, чтобы не дать возможности черному слону уйти на освободившееся поле, белые (на случай 2…Eg8) создают угрозу мата. Cg2-h4 После этого конь стремится расширить сферу действия, не уступая в тоже время пункта g6. Цель коня – угрожать не только полю g6, но и g8. 3. Ch4-f3 Kg8-h8 4. Cf3-e5 Kh8-g8 5. Ce5-c6 Kg8-h8 6. И белые благодаря цугцвангу выигрывают слона. Гораздо более естественным является мотив превращения пешки. Здесь мы наблюдаем три стадии) создание проходной пешки путем устранения неприятельской, загораживающей ей дорогу например, посредством прорыва) продвижение пешки при помощи ходов или путем взятия и, наконец, 3) овладение полем превраще- ния. Белые выигрывают В этой позиции выигрыш достигается посредством 1. Gh8; здесь, следовательно, имеет место геометрический мотив ГЛАВА ТРЕТЬЯ Линден – Берг Ход черных. ... If4-f1+ 2. Ie2:f1 e3-e2+ 3. Cd1-f2 И черные выигрывают. Дюфрень – Гаррвиц Ход белых Белые выигрывают благодаря проходной, которая может с шахом продвинуться на ю горизонталь. If7-e8 Kh8-h7 2. Черные сдались. Мароци – Тарраш Ход белых Белые могли бы выиграть, обезвредив неприятельскую пешку и методически продвигая свои собственные 1. G:h2 K:h2 2. Ka6 Kg3 3. b5 Kf4 4. b6 Ke5 5. b7 Gb1 6. Ka7 Kd6 7. b8I+. Черный король опаздывает на один ход. В действительности же партия развивалась следующим образом С угрозой 3…Gh4. 3. Gh8:h2 Gc4:b4+ 4. Kb6-c5 Gb4-a4 Ничья. (См. диаграмму) Белую пешку f5 вынуждены защищать король или ладья. Кроме того, последняя должна еще задерживать пешку b2. Задача черных сводится к тому, чтобы занять ладьей линию «b» или выиграть пешку f5. С этой целью 197 КОМБИНАЦИЯ Халльгартен – Димер Черные начинают и выигрывают Из «Chess Players Ход черных. Белые выигрывают Ладья, заняв ю горизонталь, не остановит белую пешку, ибо на 1…Ga8 последует 2. Gh8 с выигрышем. Черные могут попытаться задержать пешку, став ладьей на линию «g»; конечно, в этом случае собственный король g5 является для них помехой. Но поле g6 еще свободно. Поэтому черная ладья стремится туда попасть. ... Король теперь ничего не достигал, отступая на ю или ю горизонталь, потому что там он подвергался бы беспрестанным шахам. В конце концов он вынужден был бы занять поле b7 или b8. Но здесь он оказался бы вне игры. Например 2. Kc7 Gg6 и затем Kf6 или 2. Kd7 Ga7+ 3. Kc8 Ga8+ 4. Kb7 Gg8. Следовательно, белые могут добиться развязки, лишь отступая королем на ю горизонталь. В этом случае черным нельзя продолжать шахо- вать: они рискуют не попасть ла- они навязывают белой ладье b5 двойную функцию, отвлекая белого короля. ... Эта пешка слишком сильна, чтобы можно было ее не брать. В случае же 2. Kh4 черные выиграли бы, продолжая также, как в партии. Kg4:h5 Если белый король займет теперь прежнюю позицию, то последует+ и затем Gb4. 3. a2-a3 Gd2-e2 4. Kh5-g4 Белые все равно погибли. Ход ладьей губит пешку f5; в случае 4. a4 черные сыграют 4…Gd2, атак как король не может пойти на h6, то вследствие цугцванга он вынужден встать на ю горизонталь И черные выигрывают ГЛАВА ТРЕТЬЯ дьей на линию «g». Поэтому ладья вынуждена занять поле Возникает еще вопрос на какое же поле следует отступить белому королю Самым сильным является е но ведь ясно, что как белые, таки черные располагают чрезвычайно ограниченным числом ходов. Назревает цугцванг, и поэтому самое благоразумное для белых – оставить сильнейшее поле про запас, чтобы в дальнейшем при помощи цугцванга оттеснить черного короля от ладьи и пешки. Правильность этих соображений подтверждается наделе В заключение на сцену вступает еще и геометрический мотив. ... Kg4-f3 5. Gh1-f1+ Kf3-e3 6. Gf1-f7 и Kf5. Белые выиг- рывают. Л. Куббель Белые выигрывают Черные не в состоянии овладеть полем превращения их пешки в ферзя. В тоже время белый конь может защитить свою пешку от нападения неприятельского слона. Задача заключается в том, чтобы воспрепятствовать слону занять диагональ a1-h8, пока пешка не дойдет до h8. Для этого требуется два хода. Поэтому конь должен прежде всего взять под удар поле d4. Конечно, из двух доступных ему полей – е и е – конь выбирает то, с которого он может больше угрожать неприятельскому королю, то есть поле е. Cf4-e6 Если теперь 1…Ee1 или 1… Eh4, то 2. Cc5+ с последующим Ce4; если же 1…Eg3, то 2. Cd4+ и Cf3. Слон не в состоянии ни при каких обстоятельствах овладеть желанной диагональю. Л. Куббель Белые выигрывают 199 КОМБИНАЦИЯ Главную роль здесь играют проходные пешки. Пешка f3 занимает угрожающую позицию. Только при помощи шаха белые успевают еще остановить ее на f1. Но и после этого задача их трудна, потому что на помощь пешке поспешит черный король, который будет угрожать как пешке е, таки коню. В какой степени уравновешены силы в этой позиции, видно из того, что соблазнительный ход 1. Ce5 ввиду 1…Kb5 ведет лишь к ничьей, так как после 2. C:f3 Kc4 3. e4 h5 белая пешка е погибает. Правильно здесь. Cf7-d6 Препятствуя черному королю занять поле b5. 1. ... f3-f2 2. Cd6-c4+ Ka5-b5 3. Cc4-d2 Этот ход необходим, чтобы открыть дорогу своему королю, так как в противном случае белые, продолжая 4. Kb3, легко выигрывают Горькая необходимость, потому что иначе белые сыграют 7. Kd1 и сделают свою позицию неприступной. Теперь же проходные пешки начинают движение. e3-e4 Если теперь белая пешка будет продолжать продвигаться в ферзи, то черная успеет встать на h2, обеспечивая ничью. Однако белый король может попытаться остановить неприятельскую пешку. Kc1-d2 h7-h5 9. Kd2-e3 Черный король вынужден поспешить на выручку к своей пешке. e4-e5 h5-h4 11. e5-e6 h4-h3 12. e6-e7 h3-h2 13. e7-e8I В заключение борьба ведется вокруг занимающего невыгодную позицию черного короля, которому ферзь, находящийся еще в углу, не в состоянии помочь. Ie8-g6+ Kg2-h3 15. Kg6-h5+Kh3-g2 16. Ih5-g4+ Kg2-h2 17. И белые выигрывают. Чигорин – Тарраш Ход черных. ... а3-а2 ГЛАВА ТРЕТЬЯ Эта проходная пешка, подкрепленная ладьей, является достаточной компенсацией за жер- твуемого ферзя. Gg6:f6+ Ввиду того, что черные угрожают сделать убийственный ход 2…Gb1, белым следовало бы взвесить, стоит ли черный ферзь того, чтобы отдавать за него ладью. Однако после 2. Cg5 черные предварительно защитились бы ходом 2…Ke7. Если тогда белые сыграют 3. Ih7, то 3…Kd6, и 4. I:g7 невозможно, так как ферзь должен парировать угрозу мата в два хода. После же 4. Cf3 черные выигрывают, продолжая 4…Gb1 5. Ce1 a1I 6. I:g8 (или 6. I:g7) 6…G:e1, так каким в конце концов удается укрыться от шахов ферзя, у которого нет никакой поддержки. ... g7:f6 3. Gf1-d1 Gb2-b1 4. Ib3-f1 Gc2-b2 5. Cf3-d2 Белым во чтобы тони стало нужно овладеть полем d1. 5. ... Gb1:d1 6. If1:d1 Gb2:d2 7. Id1-c1 Черные не боятся шахов ферзем, потому что поле h8 служит надежным убежищем для короля. Теперь они угрожают сыграть 8… Gb3. На 8. а они ответили бы 8…Ga3 или 8…Gd2. 8. Kh1-g2 Gd3-c3 9. Ic1-a1 Gc3-c2+ 10. Kg2-f3 d4-d3 11. Ia1-d1 Конечно, черные выиграли бы и после 11…d2. Но избранный ими ход сильнее. Id1-a4 Белые сдались. Томас – Маршалл Ход черных Основными мотивами в данном положении являются одновременное нападение ладьи на несколько фигур, находящихся на й горизонтали, слабость пешки b2 и сила проходной пешки. ... Ea4-b5+ 2. Kf1-g1 Теперь на 3. Cc2, конечно, последует 3…Gc8; в случае же 3. Cd3 черные сыграют 3…Ga1. 3. Ec1-d2 Ga8-a1 4. f2-f3 Ga1-b1 5. Kg1-f2 Gb1:b2 6. Kf2-g3 b4-b3 7. f3-f4 Gb2:d2 КОМБИНАЦИЯ. Gd4:d2 Ee7-b4 9. Gd2-d1 Eb4:e1+ 10. Gd1:e1 И черные выигрывают. Р. Рети Белые делают ничью Как это ни странно, но белые могут использовать свою отдаленную пешку с, согласовывая ходы своего короля с продвижением этой пешки. Kh8-g7 h5-h4 2. Kg7-f6 Теперь белые угрожают сыграть (или 3. Ke6) и провести пешку св ферзи. ... Ka6-b6 3. С угрозой 4. Kd6 или же 4. Kf4. Ничья теперь очевидна. Старинный пример прорыва Белые выигрывают (См. диаграмму) В этой позиции белые создают себе проходную пешку они прорывают неприятельскую пешечную цепь. b5-b6 c7:b6 2. a5-a6 b7:a6 3. Или. ... a7:b6 2. c5-c6 b7:c6 3. a5-a6. Тарраш – Ласкер Ход белых Здесь Тарраш мог выиграть при помощи комбинации, мотивом которой служит прорыв. g4-g5 ... ГЛАВА ТРЕТЬЯ Белые во всех случаях получают проходную пешку. ... В партии я сделал более слабый ход – 1…Gf7, после чего белые могли бы выиграть, продолжая. Однако они сыграли, и партия окончилась вничью. f5-f6 Ge7-f7 3. Ee3-d4 Gf7-d7 4. Gc3-e3! Если теперь 4…G:d4, то 5. f7 Gd8 6. G:e4 Gf8 7. Ge7+ K:b6 8. Kg4 Kc6 9. K:g5 Kd6 10. Kf6, и белые выигрывают. После 4. Ge3 возможны два продолжения. А 4. ... Ee4-f5 5. Ge3-e7 Gd7:e7 6. f6:e7 Ef5-d7 7. Kg3-f3 Kb7-c6 8. Kf3-e4 Kc6-d6 9. Ed4-c5+ Kd6-c6 10. И белые выигрывают. Б 4. ... Ee4-c6 5. Ge3-e7 Gd7:e7 6. f6:e7 Kb7-c8 7. Kg3-g4 Kc8-d7 8. Ed4-f6 Kd7-e8 9. Kg4:g5 Ke8-f7 10. Kg5-f4 Kf7-e8 11. Kf4-e5 Ke8-d7 12. И белые выигрывают. Ласкер – Яновский Ход белых Задача белых – получить проходную пешку. У черных, правда, превосходство на ферзевом фланге, но ввиду наличия у них сдвоенных пешек получение проходной сопряжено для них с большими трудностями, преодолеть которые они могут лишь с помощью фигур. Белые начинают атаку парадоксально. Обычно, когда хотят создать проходную, начинают движение той пешкой, на пути которой нет 203 КОМБИНАЦИЯ неприятельской; следовательно, в данном случае белым нужно было бы пойти пешкой е. Однако такое продвижение для них опасно, так как они рисковали бы окончательно ослабить свои белые поля ведь у них чернопольный слон. Например, в случае ее черные могли бы в будущем сыграть с5-с4 и занять конем прочную позицию на d3; да и после h7-h5, g7-g6 и Cc6 черные получали превосходство на белых полях. Но если белые не создадут проходной, тов партии наступит полное затишье. Для этой цели белые занимают пешками белые поля, оставляя слону возможность бороться за обладание пунктом е. f4-f5! Черные, в свою очередь, стремятся закрепить за собой поле е. Этого они могут добиться, например, посредством 1…Cc6, Ge7 и Ghe8 (как указывает Тарраш в своей Современной шахматной партии, на что белые ответили бы 2. Ef4, Ge3 и затем примерно g2-g4. В этом случае белые угрожали бы осуществить ее при помощи Gde1 и, следовательно, в любой момент могли бы вынудить черных сыграть Ce5+. Но тогда, как правильно указывает Тарраш, черным все равно не удалось бы овладеть полем е без помощи пешки f7, потому что белые сыграют, например (после размена) и переведут одну из ладей на h3. Итак, одними лишь фигурами черные не в состоянии захватить пункте. Вопрос в том, в какой момент сделать ход f7-f6. Пожалуй, Тар- раш прав, осуждая этот ход теперь, и неправ, отрицая его необходимость вообще в данный момент ход f7-f6 является преждевременным После 5…fg 6. E:g5 Ce5+ 7. Kg3 Gf7 8. Ef4 Cc4 9. Gee1 белые получили бы возможность овладеть полем е. ... Этим ходом черные ухудшают свое положение, так как, пока они бездействуют, белые успевают подвести резервы. h2-h4 Ca5-c4 7. Ge3-e2 Ge7-f7 8. Gd1-g1 Kc8-d7 9. h4-h5 ... ГЛАВА ТРЕТЬЯ Белые угрожают ходом 10. h6 расстроить весь пешечный фланг неприятеля. Например 10…gh? 11. gf, после чего у них образуются две грозные проходные пешки или 10…g6 11. fg hg 12. gf, и у белых на h6 сильная проходная пешка. ... Cc4-d6 10. h5-h6 f6:g5 11. Gg1:g5 g7-g6 12. f5:g6 h7:g6 13. Gg5:g6 Ge8-f8 14. Gg6-g7 Gf7:g7 15. И черные вскоре сдались. Приведенных примеров (их число легко можно было бы увеличить) вполне достаточно. Самое интересное и существенное не столько примеры, сколько метод. Последний же освещен нами в должной степени, чтобы быть понятным. На основе описанных нами мотивов можно с легкостью создавать положения, допускающие изумительные комбинации. Можно взять, например, какое- нибудь замечательное финальное положение и попытаться получить его посредством каких-либо необычных ходов, например путем пожертвования ферзя. При этом, скомпоновав предварительно последние ходы, продолжить построение в обратном направлении, пока наконец не получится начало задуманной комбинации. Или же можно взять положение, случившееся на практике и содержащее какую-нибудь глубокую и изящную идею, устранить все второстепенное, несущественное и, таким образом, представить идею более выпукло. Но возможен и другой путь. Великие мастера не создавали комбинаций, исходя из схема творили их. Об этом искусстве и его большом эстетическом воздействии мы поговорим позднее. Сейчас же достаточно указать, что искусственные комбинации, которые могут быть очень глубокими (насколько глубоким может быть вообще человеческое остроумие, опубликованы в огромном количестве уже с давних времен. Но самые глубокие и тонкие идеи дает нам только практическая партия, подобно тому, как величайшие творения создаются не художниками, а природой, или же подобно тому, как золото добывается не в реторте алхимика, а в глубоких слоях горных пород. Поэтому начинающему шахматисту не следует слишком увлекаться красотой придуманных, искусственных задач. Наоборот, он должен всеми силами стремиться к тому, чтобы в практической партии почувствовать комбинацию и оформить ее. Однако для этого помимо знания мотивов, являющихся элементами всякой комбина- 205 КОМБИНАЦИЯ ции, необходим еще другой метод, который на первый взгляд совершенно чужд комбинации и даже как будто противоречит ее духу. Но здесь мы должны заметить, что так только кажется. Ближайшая наша задача будет заключаться в том, чтобы рассеять это кажется. Конечно, на первых порах изучающий испытает разочарование, ибо он хотел бы верить, что красота правдива, а правда красива. Но если он смело будет следовать нашему указанию – во всем исходить из практической партии, то он – конечно, постепенно – ощутит подлинную красоту шахмат, которая никогда больше для него не померкнет В то время как комбинация вызывает неожиданную переоценку ценностей, позиционная игра, наоборот, утверждает и укрепляет их. В этом отношении позиционная игра является противоположностью комбинационной различие становится особенно заметным, когда за доской встречаются, с одной стороны, комбинационный игрок, сила которого заключается в умении создавать комбинацию, ас другой – позиционный игрок. По натуре оба часто совершенно различны. Комбинационный игрок – искатель приключений, скиталец, мот позиционный же игрок твердо верит в установленные догмы, стремится создать себе прочное положение и боязливо бережет всякое, хотя бы и самое незначительное сделанное им приобретение. Комбинационный игрок ругает позиционного филистером, ремесленником, бездарностью в ответ на это позиционный игрок называет комбинационного романтиком, фантазером, самонадеянным хвастуном. В повседневной жизни мы можем встретить оба этих типа и наблюдать, как они потешаются друг над другом. Об одном комбинационном игроке рассказывают следующее. Он был в числе зрителей. Внезапно он прервал игравших, воскликнув Я вижу великолепную комбинацию с пожертвованием ферзя И, обратившись к игроку, которому надлежало сделать ход, заметил Если ваш противник возьмет тогда пешку, он получит мат тотчас же, а если он попытается отступить, то последует мат в два хода. – Все это хорошо, – ответил тот, – но как быть, если он просто возьмет ферзя – Гм, это единственный вариант, о котором я еще не подумал, – пробормотал комбинационный игрок. Однако если у большинства шахматистов-любителей эти различия выявляются отчетливо, то среди мастеров возможности такого противопоставления нет. У мастеров комбинационная и позиционная игра дополняют друг друга. При помощи комбинации мастер стремится опровергнуть ложные ценности, а путем позиционной игры он старается закрепить и использовать истинные ценности. Он подобен участнику диспута, который хорошо знаком с софистикой, но пользуется ею лишь для того, чтобы разобла- ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА |