Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. f3:e4 Если 4. E:e4, то 4…Gd2+.4. ... Ноне е, так как после 5. E:e4 Gd2+ 6. I:d2 белые получили бы за ферзя три фигуры ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Ce1:d3 Eb7:e4 +6.

  • 3. b7

  • 1. c7 Eh3 2. ba Eg4 + (c целью сделать возможным ход Gc2) 3. Kc1 Ef5 4. a7 Gc2 + 5. Kd1 Ee4.

  • 1. ... c6:b5 2. Id1-d2 Черные охотно разменяли бы ферзей, чтобы облегчить положение короля. Ga1-e1 +Ke8-d8 ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

  • 1. f4

  • 1. Теперь черные грозят сыграть 2…I:b5, так как после этого ни-Итак, 1… Cf6

  • 1. g2-g4 Eh5-g6 2. g4:f5 Eg6:f5 3. Ed3:e4 Ef5:e4 4. Cb1-c3 Ee4:f3 5. Cc3:d5 Ef3:d1

  • еуіе. Учебник шахматной игры


    Скачать 7.44 Mb.
    НазваниеУчебник шахматной игры
    Дата27.09.2022
    Размер7.44 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаuchebnik_shakhmatnoy_igry_lasker_2018.pdf
    ТипУчебник
    #700619
    страница16 из 40
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   40
    1. e4 e5 2. Cf3 Cc6 3.
    Eb5 a6 4. Ea4 d6 5. d4 b5 6. Eb3
    C:d4 7. C:d4 ed 8. I:d4? (лучше 8.
    Ed5) 8…c5 9. Id5 Ee6 10. Ic6+
    Ed7 с последующим с5-с4.
    Фигуре, ворвавшейся в неприятельский лагерь, нередко отрезаются пути отступления, и, окруженная, она погибает, иногда после упорного сопротивления, в котором принимают участие все силы спешащей на помощь армии. Часто гибнет блокированная пешка, нередко – связанная фигура, лишенная возможности движения, а иногда и сам король, которому отрезаны пути отступления, становится объектом губительной атаки.
    Чтобы подобрать название разбираемому мотиву, отметим два понятия, лежащие в его основе понятие силы и понятие неподвижности. Неподвижная фигура обречена на то, чтобы подвергнуться нападению. Маленькая легкокрылая птичка без труда спасается от допотопного ящера, в то время

    157
    КОМБИНАЦИЯ
    как вросшему корнями в землю исполинскому дереву придется выдержать его натиск и лишиться не только листвы и плодов, но, возможно, и жизни. Назовем этот мотив – мотивом окружения, так как это понятие объединяет в себе указанные выше понятия нападения и неподвижности.
    Другой мотив можно вывести из самой природы игры, потому что он вытекает из геометрии шахматной доски и ходов фигур. Мы будем называть его геометрическим мотивом. Как мы уже знаем, этим мотивом обусловлена возможность одновременных нападений на несколько фигура также возможность ограничения подвижности.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход белых
    Здесь одним из мотивов является геометрическое положение короля и ферзя черных, так как последний не защищен. Правда, имеется лишь одно поле, с которого белый ферзь мог бы использовать это обстоятельство для нападения а. Нотам он ничем не защищен. В тоже время черный король, попав на а, оказался бы в окружении. Таким путем возникает выигрывающая комбинация. Cc2#.
    Гейлер – Майзелис
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход черных
    В этой позиции (из первенства Москвы, 1925) черные после
    1…Gd6 2. Ic2 следующим образом использовали благоприятное для них геометрическое положение неприятельских фигур. ... С угрозой 3…C:e4.
    3. Ee2-d3 Это лишь кажущаяся защита. Пункте незащитим.
    3. ...
    Cf6:e4!
    4. f3:e4 Если 4. E:e4, то 4…Gd2+.
    4. ... Ноне е, так как после
    5. E:e4 Gd2+ 6. I:d2 белые получили бы за ферзя три фигуры
    ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Ce1:d3
    Eb7:e4+
    6. Kg2-h2
    Ee4:d3
    7. Ic2-c8+
    Kg8-g7
    8. Gb1-g1 На 8. Gb2 последовало бы, как в партии, е, и против угрозы+ и Ed3+ у белых нет защиты. ... Идея комбинации. Gg1-g2 Черные после 9…E:g2 выиграли в эндшпиле. Еще форси- рованнее было 9…If3, что сразу выигрывало.
    Мотивом, основанным начисто геометрических соображениях, является ограничение подвижности ладьи собственным слоном или наоборот. Это может быть осуществлено, например, занятием точки пересечения тех линий, по которым действуют слон и ладья. Прекрасный пример использования такого ограничения подвижности дает следующий этюд А. Троицкого.

    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Белые выигрывают
    Слон может задержать пешку
    «f» с поля а ладья же останавливает пешку «b», заняв линию
    «b». Или слон с f4 останавливает пешку «b», а ладья на линии «f»
    – пешку «f». Выбор принадлежит черным. Чтобы нарушить координацию движения черных фигур, белые отвлекают неприятельскую ладью с й горизонтали. Они достигают этого маневром коня 1.
    Cd3. Если черные сыграют теперь
    1…Ea3, то белые легко выиграют посредством 2. b4. Значит им нужно сыграть 1…G:d3. А тогда 2. f7. На 2…Gf3 последует 3. b7, и теперь ход 3…Ef4 загородит путь ладье если же 2…Ea3, то 3. b4 E:b4
    4. b7, и слон опять преграждает путь ладье. Здесь следует обратить внимание на то, как сильно впер- воначальном положении пешка g5 стесняет ладью и слона.
    Смысл мотива точки пересечения становится ясным из рассмотрения следующего этюда А.

    Троицкого.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Белые выигрывают

    159
    КОМБИНАЦИЯ
    Решение начинается грубыми ходами 1. c7 Eh3 2. ba Eg4+
    (c целью сделать возможным ход
    Gc2) 3. Kc1 Ef5 4. a7 Gc2+ 5.
    Kd1 Ee4. Казалось бы, у черных все благополучно. Однако белые ходом 6. Cc6 занимают точку пересечения, после чего одна из пешек беспрепятственно проходит в ферзи. Этот же мотив является основой и других вариантов.
    Мотив ограничения подвижности, который мы рассматривали выше со стороны геометрической, основан на одном из принципов борьбы, а именно на естественном стремлении фигур свободно проявлять свою силу. С этим стремлением борется противодействующая фигура, которая то загораживает путь ферзю, ладье, слону, пешке (запирает или блокирует, то фиксирует неприятельские фигуры, стесняющие передвижение своих же собственных фигур это фиксирование достигается блокированием или связыванием неприятельских фигур, или отрезанием им путей отступления. В иных случаях силой угроз и нападений мы заставляем фигуры противника остаться на занятых ими позициях. Таким образом, неприятель оказывается стесненным не только нашими, но и собственными невыгодно расположенными фигурами, которые он охотно переместил бы мы же стараемся затруднить такое передвижение и даже вовсе не допустить его.
    Пост – Каган
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход белых
    Белые, на стороне которых материальный перевес, хотят несколькими ходами использовать его и добиться выигрыша. Они осуществляют комбинацию, имеющую целью сковать противника. Ef4-d6! Этим ходом белые блокируют пешку d7, ас ней слона си ладью а кроме того, они препятствуют рокировке и стесняют неприятельского короля. К тому же позиция ферзя и короля на открытой линии е наводит на мысль перевести на эту линию ладью, то есть сыграть Ge1.
    1. ...
    c6:b5
    2. Id1-d2 Черные охотно разменяли бы ферзей, чтобы облегчить положение короля. Ga1-e1+
    Ke8-d8
    ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Ed6-f4! Красивая, тонкая и сильная идея. Поле d6 с успехом может быть занято как слоном, таки ферзем поэтому слон освобождает его для ферзя. Черные, ферзь которых не может уйти с й горизонтали (из-за Id2-d6), вынуждены принять какое-нибудь определенное решение. Если 4…Ig6, то 5. Cg4. Ввиду угрозы Id2-d6 черным нельзя брать коня, а ведь он угрожает нанести смертельный удар, заняв поле е. Например 5…
    Ge8 6. Ce5 Ie6 7. Id6! Эта возможность оказывается для черных роковой. Но есть и другая, если черный ферзь пересечет поле d6, как это и случилось в партии. ...

    Ib6-c6
    5. Ef4-d6 Этим ходом белые отрезают ферзя от полей е и g5.
    5. ...
    f7-f6
    6. Черные после 6…Ge8 7. Ec7+ и затем G:e8+ теряют ферзя.
    Мотивы комбинации могут встречаться в чрезвычайно сложных сочетаниях они разветвляются, связываются и переплетаются между собой. Чем же объединена эта множественность мотивов Идеей, которая заключает в себе некое творческое начало. Такие мотивы, как, например, одновременное нападение на две незащищенные фигуры или отнятие у неприятельского короля полей, на которых он мог бы искать спасение, носят характер ремесла идея же – область искусства.
    Даже те простые мотивы, око- торых мы только что говорили, приобретают оттенок художественности, когда ими пользуются для овладения полями, принадлежащими, казалось бы, противнику. Для примера рассмотрим следующий этюд Л. Куббеля из сборника шахматных этюдов этого остроумного композитора).
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Белые выигрывают
    Отводя коня, белые дают вскрытый шах. Но куда поставить этого коня Везде он оказываются незащищенным, так как ферзю, занятому атакой неприятельского короля, нельзя терять время на его защиту, а иной фигуры для этой цели у белых поблизости нет. И тут белым приходит на помощь мотив, что король и ферзь, расположенные на одной линии, подвержены опасности. Значит,

    161
    КОМБИНАЦИЯ
    конь, даже незащищенный, может занять позицию на линии неприятельского ферзя, подальше от последнего, с таким расчетом, что если черные впоследствии возьмут коня королем, то потеряют ферзя. И вот возникает ряд мотивов, раскрывающих идею композитора.
    Cg4-e3+
    Kh3-g3
    2. If5-g4+
    Kg3-f2
    3. Ig4-f4+
    Kf2-e2
    4. If4-f1+ Этим ходом белые одновременно защищают коня, так как король не может его взять из-за 5. Ie1+.
    4. ...
    Ke2-d2
    5. If1-d1+
    Kd2-c3
    6. Id1-c2+
    Kc3-b4
    7. Ic2-b2+
    Cc5-b3
    8. Черные либо теряют ферзя, либо получают мат.
    Еще один простой пример, взятый из практической партии, а не созданный искусственно, то есть продукт действительности, а не вымысла.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход белых
    Гибель коня скажется неминуемой. Однако поле а, которым как будто владеют черные, в действительности вовсе не находится в их распоряжении. Поэтому конь спасается на а, а затем отступает на b6, где он больше уже не нуждается в защите ферзя.
    Следующий мотив часто встречается в эндшпиле, когда проходной пешкой пользуются для защиты других отдаленных от нее пешек или для защиты фи- гур.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход белых
    Конь не в состоянии защитить пешку зато последняя ходом может защитить коня, и вот оказывается, что обе фигуры взаимно защищают одна другую. Это дает время белому королю приблизаться к ними решить исход партии.
    Вообще, сила, или, скажем, способность деятельности фигуры (например, черного короля
    ГЛАВА ТРЕТЬЯ
    в приведенном выше примере) уменьшается с того момента, когда на эту фигуру возлагается ка- кая-нибудь определенная задача, например ограничение подвижности ладьи, защита от мата или предотвращение угрозы одновременного нападения на несколько фигур. Такую задачу или совокупность таких задач, возложенных на одну или несколько фигур, мы назовем функцией этой фигуры или этих фигур. Рассмотрение функций позволяет выявить мотивы, которые могут претвориться в комбинацию.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход белых Функцией пешки g7 здесь является защита пешки h6 и поля f6, с которого белые могли бы напасть на короля и ферзя.
    Пользуясь этим, белые ходом выигрывают важную пешку, так как пешка g7 не в состоянии одновременно выполнить обе возложенные на нее задачи.
    Стейниц – Гиршфельд
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Белые выигрывают
    Конь f6 защищает ферзя е и поэтому является объектом атаки.
    Стейниц уже подготовил эту атаку, которая оказывается сокрушительной, так как на беззащитного коня будет нападение и белые будут угрожать взять его с шахом. Черные сдались. Черным следовало очень тщательно взвесить, можно ли такую важную задачу, как защита ферзя, возложить на коня, занимающего столь непрочную позицию.
    (См. диаграмму)
    Белым кажется, что пункт d5 уже завоеван ими для слона, и они готовы торжествовать победу. Однако функцией ферзя е является защита ладьи h5. Это служит вполне достаточным основанием для нападения на ферзя, в результате которого черные выигрывают целую ладью

    163
    КОМБИНАЦИЯ
    Лёвенталь – Майет
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход черных
    ным своего коня, намереваются сыграть Ce6. Поэтому белым нужно торопиться, это следует сделать еще и ввиду угрозы с5-с4. Можно ли здесь сыграть 1. f4+? Оказывается, можно, так как в случае 1…K:f4 2. Gh4+ белые используют геометрическое положение неприятельского короля и ладьи.
    Алехин – Кусман
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход белых
    У черного короля имеется лишь одно поле для отступления кроме того, он слабо защищен. Поэтому король служит объектом для атаки. Белые могли бы заматовать его ходом 1. Cf6, если бы этому не препятствовал ферзь b6. Как следствие этой функции действие ферзя распространяется в данный момент лишь на юго- ризонталь.
    1. Теперь черные грозят сыграть
    2…I:b5, так как после этого ни-
    Итак, 1…Cf6, и черные без труда выигрывают.
    Стейниц – Чигорин
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход белых
    Функция черного короля заключается в защите пешки f5, а ладьи b4 – в защите пешки b5. Ввиду того что у этих фигур имеются определенные обязанности, они весьма чувствительны к малейшему беспокойству.
    Черные, чтобы сделать актив
    ГЛАВА ТРЕТЬЯ
    чем несвязанный конь d7 будет в состоянии защитить поле f6. Однако белые, подводя еще одну мощную фигуру, делают эту защиту иллюзорной даже в том случае, если конь будет развязан.
    Gf1-e1 Оборонительный ход 2…Ee7 мало действенен, так как слон, защищенный лишь одним королем, представляет слишком слабое препятствие последовало бы 3. Ced6+ Kf8 4. G:e7 I:b5 5.
    G:f7+ Kg8 6. Ch6 или Ce7 с матом. Белые вскоре заматовали про- тивника.
    Стейниц – Мейтнер
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход белых
    Пешка f7 защищает короля по диагонали h5-e8, пешка d7 загораживает дорогу ладье d1 и прикрывает поле d8. Поэтому естественно, что белые постараются напасть на эти важные пешки, стремясь в тоже время избавиться от пешки е, преграждающей путь ладье е. e5-e6! В случае 1…fe белые посредством+ выиграют коня a5; если 1…de, то после 2. E:c7 белые выигрывают вследствие обладания линией «d»; после же 1…C:c4 исход партии в пользу белых решает открытая линия е. e6:f7
    +
    Ig7:f7
    3. Ch4-f5.
    Бергер – Шмид
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход белых
    Конь е, ограничивая деятельность ладьи е, защищает пешку е пешка f5 защищает поле е, слон h5 связывает коня f3. В результате такого сплетения функций пешка f5 оказывается перегруженной обязанностями, а слон h5 – источником угрозы

    165
    КОМБИНАЦИЯ
    Очевидно, что следует сыграть g2-g4.
    1. g2-g4
    Eh5-g6
    2. g4:f5
    Eg6:f5
    3. Ed3:e4
    Ef5:e4
    4. Cb1-c3
    Ee4:f3
    5. Cc3:d5
    Ef3:d1
    6. Cd5:c7+
    Ke8-f7
    7. Cc7:a8
    Ed1-f3
    8. И белые выиграли.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход белых
    Задача черного короля в том, чтобы защищать ферзя. Поэтому сфера его действия суживается, ион не может уйти ни на f8, ни на f7. Это дает белым возможность посредством 1. Ef7+ либо выиграть ферзя, либо заматовать короля противника.
    Иногда фигура невольно действует на руку противнику, например когда она ограничивает подвижность собственных фигур. В этом случае уничтожение вредного влияния такой фигуры является благодарным мотивом.
    Поэтому весьма распространенным мотивом является буйное стремление к атаке, проявляемое обреченной на гибель, или, если можно так выразиться, потерявшей всякую надежду фигурой. Она становится desperado (неистовой, отчаянной. Быть может, причина такого отчаяния заключается в том, что на занимаемой ею позиции она мешает другим своим фигурам (например, преграждая собственной пешке путь в ферзи).
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход черных
    Здесь такого отчаяния преисполнена ладья. До тех пор пока она стоит на ас целью защиты пешки а, позиция черных находится в опасности. Ила- дья в поисках наиболее ценного объекта атаки устремляется на короля – 1…Gc1+. Этим ходом черные спасают пешку a2 ивы- игрывают.
    ГЛАВА ТРЕТЬЯ
    Форгач – Дурас
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход черных
    В данном случае к ходу отчаяния прибегает ферзь, так как ход
    1…G:f2 не годится ив опасности ладья е. Он уничтожает самую сильную, самую агрессивную из всех доступных ему фигур. После
    1…I:e5 черные выигрывают.
    Попиль – Марко
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход черных
    Слон d4 под страхом потери ладьи d7 прикован к своему месту и атакован превосходящими силами противника. Он поистине desperado. Поэтому следовало попытаться создать максимальную угрозу – угрозу мата посредством
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   40


    написать администратору сайта