Главная страница

еуіе. Учебник шахматной игры


Скачать 7.44 Mb.
НазваниеУчебник шахматной игры
Дата27.09.2022
Размер7.44 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаuchebnik_shakhmatnoy_igry_lasker_2018.pdf
ТипУчебник
#700619
страница31 из 40
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   40

b6:b5+
22. Kb1-a1 Здесь черные в цейтноте упустили простой выигрыш – с. Этим ходом они или выиграли бы пешку d4, или сделали бы невозможной для противника единственную защиту 23. Gd2, так как на этот ход последовало бы 23...Ic3+.
23. Gd1-d2
Gc7-c4
24. Gh1-d1
Gc4-c3
25. Ih5-f5
Ib5-c4
26. Ka1-b2? Ошибка. Правильно 26. Kb1.
26. ...
Gc3:a3
27. If5-e6+
Kg8-h7
28. Kb2:a3 На 28. Kb1 последовало бы теперь 28...E:d4 29. If5+ g6 30.
Id7+ Eg7, и черные выигрывают. ...

Ic4-c3+
29. Ka3-a4 b7-b5+
30. Ka4:b5
Ic3-c4+
31. Kb5-a5 И мат следующим ходом.
Цукерторт – Блэкберн
Лондон, 1883
1. c2-c4
e7-e6
2. e2-e3
Cg8-f6
3. Cg1-f3 b7-b6
4. Ef1-e2
Ec8-b7
5. 0-0
d7-d5
6. d2-d4
Ef8-d6
7. Cb1-c3 0-0
8. b2-b3
Cb8-d7
9. Ec1-b2 Этот слон занимает менее выгодную позицию, чем слон b7, так как диагональ b2-g7 для него пока закрыта. Поэтому белым нужно постараться усилить его действие. ...
Id8-e7
10. Cc3-b5
Cf6-e4
11. Cb5:d6 c7:d6
12. Cf3-d2
Cd7-f6
13. f2-f3
Ce4:d2
14. Id1:d2 d5:c4
ЭСТЕТИКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ
Размен облегчает положение белых, которые не могли предпринять ничего существенного, поскольку при c4:d5 e6:d5 их пешка е оставалась слабой. Хорошим продолжением былое с последующим ее.
Ee2:c4 В случае 15. bc пешка с сделалась бы объектом атаки. ... Черные запирают этим своего слона b7. Лучше было с. Ec4-d3
Gf8-c8
17. Ga1-e1
Gc8-c7
18. e3-e4
Ga8-c8
19. e4-e5
Cf6-e8
20. f3-f4
g7-g6
21. Ge1-e3 Черным нелегко создать для своего короля надежное убежище. Поле f8 может быть атаковано слоном b2, поле h7 тоже слабо. e5:f6 Следовало взять ферзем, так как теперь слабая пешка е оказывается еще и связанной. f4-f5 Начало замечательной концепции грандиозного масштаба
(Стейниц).
23. ...
Cf6-e4
24. Ed3:e4 d5:e4
25. f5:g6!
Gc7-c2
26. g6:h7+
Kg8-h8
27. d4-d5+ e6-e5
28. Id2-b4 Красиво и решительно
(Стейниц).
28. ... Если 28...I:b4, то белые дают мат в семь ходов 29. E:e5+ K:h7 30. Gh3+ Kg6 31. Gf6+ Kg5 32.
Gg3+ Kh5 33. Gf5+ Kh6 34. Ef4+ и т.д.
29. Gf1-f8+ Предыдущие ходы и только что сделанный ход белых составляют одну из величайших комбинаций, может быть даже самую красивую из всех, которые когда- либо были созданы на шахматной доске. Не хватает слов, чтобы выразить наше восхищение высоким мастерством, с которым
Цукерторт провел эту партию
(Стейниц).
29. ...
Kh8:h7
30. Ib4:e4+
Kh7-g7
31. Eb2:e5+
Kg7:f8
32. Ee5-g7+
Kf8-g8
33. Черные сдались.
Рети – Боголюбов
Нью-Йорк, 1924
1. Cg1-f3
Cg8-f6
ГЛАВА ПЯТАЯ. c2-c4
e7-e6
3. g2-g3
d7-d5
4. Ef1-g2
Ef8-d6
5. 0-0
0-0
6. b2-b3
Gf8-e8
7. Ec1-b2 Оба мастера последовательно и правильно развертывают свои силы. Нехорошо было бы е, так как после 8. спешка е погибает План белых заключается в том, чтобы как можно скорее избавиться от пешек, ввиду того что их слоны занимают более активные позиции, чем неприятельские. ...
e4:f3
13. Eg2:f3
Id8-c7
14. Ce5:d7
Ec8:d7
15. e2-e4 Иначе последовало бы 16. е, и белые грозили бы при случае прорывом посредством d4-d5 или, как указывает Алехин, ходом Белые выполнили свой план они вскрыли линии и несколько опередили противника враз- витии. Теперь следует красивая комбинация. Ef3-h5
Ge8-e5
20. Eb2:d4
Ge5:f5
21. Gf1:f5
Ed7:f5
22. Ic2:f5
Gd8:d4
23. Ga1-f1 На е последовало бы
24. Ef7+ Kh8 25. Ed5 If6 26.
Ic8.










24. Eh5-f7+
Kg8-h8
25. Черные сдались.
Рубинштейн – Тейхман
Вена, 1908
1. d2-d4
d7-d5
2. c2-c4
e7-e6
3. Cb1-c3
Cg8-f6
4. Ec1-g5
Cb8-d7
5. e2-e3
Ef8-e7
6. Cg1-f3 0-0
7. Id1-c2 Обычный ход здесь с. c4:d5
e6:d5
9. Ef1-d3
Ec8-b7
10. 0-0-0
c7-c5
11. h2-h4 Этим ходом черные запирают линии для своих фигур. Гораздо
ЭСТЕТИКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ
больше шансов давало им е с последующими Здесь Шлехтер указал лучшую защиту 16...C:g5 17. C:g5 I:g5 18. E:h7+ Kh8 19. Gdg1 Ih6.
17. Gd1-g1 a7-a6
18. Ef5:h7+! Если бы Тейхман видел все последствия этой жертвы, он вместо сделанного им хода сыграл бы 17...g6. Но, несомненно, жертва явилась для него неожиданностью. Идея этой жертвы становится ясной лишь через четыре хода. ...
Kg8:h7
19. Ноне из-за 20. C:e4 de
21. Cg5+.
20. Cc3:e4 Нельзя, конечно, брать ферзем из-за 21. gf+.










21. h5-h6! В этом идея пожертвования. На 21...ef последует 22. gf+ K:f7 23. Ig6+ и затем h6:g7 или 22...
I:f7 23. hg.
21. ...
f7-f6
22. h6:g7
e4:f3
23. Gh1-h8+
Kg8:g7
24. Gh8-h7+
Kg7-g8
25. Ic2-f5 Ничего нельзя сделать. Если черные отступят ферзем, то партию решит 26. Ih5 или 26. I:f6.
26. Черные сдались.
Великолепная комбинация.
Вскоре после партии Бого- любов – Шпильман, игранной в Стокгольме в 1919 году, в целях исследования дебюта была сыграна следующая партия, начатая таким же образом.
Боголюбов – NN
1. e2-e4
e7-e6
2. d2-d4
d7-d5
3. Cb1-c3
Cg8-f6
4. Ec1-g5
Ef8-e7
ГЛАВА ПЯТАЯ. e4-e5
Cf6-d7
6. h2-h4 Принятие жертвы считается сомнительным. В то время этот вариант был объектом усиленного изучения. h4:g5
Id8:g5
8. Cg1-h3
Ig5-e7
9. Ch3-f4 a7-a6
10. Id1-g4 g7-g6
11. Ef1-d3 c7-c5
12. Ig4-g3! Грозит жертва коня на d5.
12. ... Ввиду этой угрозы черный конь вынужден занять невыгодную позицию. d4:c5
Ie7:c5
14. 0-0-0 Чтобы предупредить жертву на g6.










15. Ed3-e4! Редкий по красоте ход. Белые опять угрожают жертвой на d5.
15. ...
d5:e4
16. Cc3:e4
Cb8-d7
17. Ig3-c3
If8-e7
18. Ce4-f6+ Если теперь 18...Kd8, тов случае же 18...Kf8 белые сыграют 19. C:h7+ Kg7 20.
Ch5+ и вскоре заматуют противника. Черные грозят теперь сыграть
Ih6+ и затем 0-0.
24. Kc1-b1
Ga8-d8
25. Gd1:d5
Gd8:d5
26. Черные сдались.
Громадка – Лист










Белые выигрывают
Здесь из практической партии получился очень тонкий этюд. Белые должны продвинуть одну из пешек, но какую именно Разница почти незаметна, а между тем ход 1. g7 не ведет к выигрышу
ЭСТЕТИКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ. a6-a7
Ed4:a7
2. g6-g7
b4-b3
3. g7-g8I Теперь следуют изумительно красивые маневры ферзем. Ig8-b3 Если сто, и белые выиграли бы, приблизив короля к пешке Но после избранного черными продолжения ход 5. Kg6 привел бы только к ничьей, – после 5...Eh8 пешка b2 и слон h8 вне опасности. Ib3-a2! С угрозой Ib1.
5. ...
Kd2-c2
6. И белые выигрывают.
А. Троицкий










Белые выигрывают
Решение не очень трудно, ибо белым нужно действовать энергично. Все же оно изящно.
Ge2-e6+
Gf6:e6
2. If1-a6+
Kc6-d5
3. Иначе черные после 4. с+ потеряют ферзя. Ic4-c5+
Kd6-d7
5. выигрывая ферзя.
А. Троицкий










Белые делают ничью
В этом этюде комбинация выражает очень яркую идею. Черным нельзя помешать провести пешку f1 в ферзи. Белый конь для контроля над полем f1 стремится через поле f5 попасть на е или g3. К тому же с поля е он дает шах. Таким образом, вторым мотивом является нападение на короля. Как же сочетаются между собой эти два мотива.
Gf5-d5 Или 1...K:d5 2. Cf5.
2. Чтобы в случае 2...K:d4 сделать ход 3. Cf5+ с темпом. Белые выигрывают ферзя
ГЛАВА ПЯТАЯ
А. Троицкий










Белые делают ничью
Остроумная идея. Белая пешка стремится пройти в ферзи с шахом. Вследствие этого черный король, несмотря на открытую позицию, оказывается настолько стесненным в движениях, что белые могут дать ему вечный шах конем.
Cd3-f2+
Kh3-g3
2. c6-c7
a3-a2
3. Cf2-e4+ Черным приходится опасаться как хода 4. с, таки хода 4. cdI+.
3. ...
Kg3-f3
4. Ce4-d2+
Kf3-e3
5. Cd2-c4+
Ke3-e4
6. Cc4-d2+
Ke4-e5
7. Королю не уйти от шахов. При обилии свободных полей у черного короля и незначительности материала конь, несомненно, выполняет колоссальную работу.
Б. Ратнер










Белые выигрывают
Этот этюд производит сильное впечатление. Прежде всего импонирует экономичность сил, при помощи которых построен этюд. Ни одна из белых фигур не занимает угрожающей позиции и не может увеличить свою мощь, как это бывает у пешек. И тем не менее этих сил оказывается достаточно для выполнения задания. А оно трудно, ибо черные выигрывают одну из белых фигур, так как грозит не только а, но и вскрытый шах с последующим 2…Ed4.
1. Ea6-e2 Единственный ход, ведущий к выигрышу. В случае 1. Ef1 белый король впоследствии загородил бы слону поле h3; ход же 1. Ed3, как будет указано, имеет свой недостаток Как выяснится, опять единственный ход
ЭСТЕТИКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ. ...
Ea7-d4
3. Ca1-b3 И это единственная возможность добиться выигрыша. ...
Ed4:e5
4. Cb3-a5+ В этом заключается идея. Черный король не может отступить ни на b8, ни на а, ни на b6, ибо тогда черные проиграют слона из-за шаха конем. Вот почему белый слон не должен стоять на d3: в этом случае последовало бы 4...
Kb6 5. Cc4+ Kc5 6. C:e5 Kd4 с ничьей. Однако черному королю нельзя отступать и нас, так как белые посредством Eg4+ оттеснили бы короля на b8 или d8 и затем выиграли бы слона е. ...

Kb7-a8
5. Ca5-c6
Ee5-d6
6. Ee2-a6 Теперь белые грозят пойти королем нас и затем дать мат посредством. Ноу черных есть пешка «g». Если бы ей удалось добраться до g4, она приковала бык себе белого короля, и игра кончилась бы вничью. Поэтому- тов свое время ходили был бы ошибкой. ... И 6...g6 повело бык тому же. Kg2-f3
E-


8. Kf3-g4
E-
9. Kg4-f5
E-
10. Kf5-e6 g5-g4
11. Ke6-d7 g4-g3
12. Kd7-c8 g3-g2
13. Яркое и сильное впечатление.
Л. Куббель










Белые выигрывают
Идея автора в том, чтобы представить геометрический мотив борьбы ферзей друг против друга в двух возможных случаях на горизонтали и на диагонали. И, конечно, автор стремится к максимальному достижению при минимальных средствах ипритом исходя из возможно более естественного в смысле сходства
ГЛАВА ПЯТАЯ
с позицией из практической партии положения.
Cg1-e2
Kf1:e2
2. Ea4-d1+ Если теперь 2...K:d1, то 3. b8I h1I 4. Ib1+. Геометрический мотив на горизонтали. ...
Ke2-f2
3. Ed1-f3
Kf2:f3
4. b7-b8I h2-h1I
5. Геометрический мотив на диа- гонали.
Л. Куббель










Белые делают ничью
Идея – достижение пата. Все возможности имеющихся на доске белых фигур использованы очень тонко. Сперва надо принудить черных взять коня на й горизонтали. ас Нельзя теперь с, так как тогда после 2. е+ и Cg3 проходная пешка будет задержана. В случае же а белые сыграют
2. ас последующим Cd1+. Таким образом, соединенными силами ладья и конь вынуждают черного короля занять поле с. ...

Kb1-c2
2. Cc3-d1 Вынужденный ход. Теперь белый король занимает патовую позицию. Kg7-h8 Белые грозят 4. Gg2. Черные ничем не могут возразить. Ходко- ролем ничего не изменит – слону нельзя уходить, ибо он прикрывает линию «f» на случай Gf8. А на. ... белые играют. добиваясь размена или пата, а следовательно, и ничьей.
Экономичность во взаимных действиях фигур проведена здесь с высоким совершенством.
Г. Ринк










Белые выигрывают
При незначительном материале этюд выявляет ряд мотивов,
ЭСТЕТИКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ
связанных с борьбой проходной пешки. Последняя охраняется слоном от нападения ладьи, которой, впрочем, сильно мешает пешка f6. Слону удается запереть линию «g» для ладьи. се Прямое нападение на пункт g1.
1. ...
Gf1-f3
2. Ee3-g5 В случае 2...fg собственная пешка помешает ладье напасть на неприятельскую проходную пешку. После же 2...Gg3 слон, становясь на h4, связывает ладью.
Все изящно и экономично

Бергер – Гаспари
1. e2-e4
e7-e5
2. Cg1-f3
Cb8-c6
3. Ef1-b5
Cg8-f6
4. d2-d3 В случае 5. C:e5 c6 6. Cc4 Cg6 белые попали бы в затруднительное положение. Eb5-c4 c7-c6
6. Cb1-c3 Белым следовало теперь ходом создать угрозу коню g6.
7. Cf3-g5 d7-d5
8. e4:d5 Лучше было сперва оттеснить коня g5 посредством 8...h6, хотя ив этом случае белые путем 9. е сохраняли инициативу. А теперь, после ошибочного хода противника, белые проводят решающую комбинацию. Cc3:d5 Это удлиняет линию слона с. ...
Cf6:d5
10. Id1-f3 Теперь диагональ а4-е8 не защищена Если е, то 16. d4 e5 17.
Ic6+ Ke7 18. Eb4+ и 19. Ec4+; наследует мат в пять ходов, а в случае 15...Cd5 белые играют 16. с (Прим. Бергера из его книги «Probleme, Studien,
Partien»).
16. с2-с4.
Черные сдались.
Тарраш – Пильсбери
Монте-Карло, 1903
1. e2-e4
d7-d5
2. e4:d5
Id8:d5
3. Cb1-c3
Id5-d8
4. d2-d4
Cg8-f6
5. Ec1-e3 c7-c6
6. Ef1-d3
Ec8-g4
7. Cg1-e2 e7-e6
8. Id1-d2 Слабый ход. Белые угрожали ходом Cg3 отрезать отступление слону g4 и обменять его на коня. Черным следовало играть 8...
Eh5.
9. Ce2-g3
Id8-c7
10. h2-h3 Меньшим злом было бы 10...
Eh5. Правда, ив этом случае белые стояли бы лучше, но их преимущество было бы невелико. Ход в партии должен был привести к проигрышу черных. h3:g4 С угрозой использовать линию
«h» посредством Глава шестая

ПРИМЕРНЫЕ ПАРТИИ
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ...
Cf6:g4
12. f2:g3
Ic7:g3+
13. Ee3-f2
Ig3:g2
14. Ed3-e4
Ig2:f2+
15. Id2:f2
Cg4:f2
16. Ke1:f2 Хотя три пешки заслона и являются вполне достаточным эквивалентом, у белых громадное превосходство в развитии. Поэтому им следовало атаковать. Но где На ферзевом фланге, так как там их превосходство очевидно, но нив коем случае не на королевском фланге, где у белых нет ни одной пешки.
Как правильно замечает Тар- раш в книге Современная шахматная партия, объектом атаки является пешка с. Играя 17. b4, белые угрожали бы продвижением. На а могло последовать. а. Тогда черные уже не могли бы предотвратить хода b4- b5 и одна из пешек, а или «b», сделалась бы у них слабой численно превосходящие фигуры белых одержали бы победу раньше, чем успели бы приобрести силу проходные пешки черных.
Но так как белые приступили к выполнению этого плана с большим опозданием, то они постепенно лишились своего превосходства в развитии, и партия окончилась вничью. Поэтому дальнейшая игра представляет мало интереса.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   40


написать администратору сайта