Главная страница

еуіе. Учебник шахматной игры


Скачать 7.44 Mb.
НазваниеУчебник шахматной игры
Дата27.09.2022
Размер7.44 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаuchebnik_shakhmatnoy_igry_lasker_2018.pdf
ТипУчебник
#700619
страница30 из 40
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   40
П. Морфи










Белые дают мат в 2 хода
Здесь перед нами трудная задача. Уже сам выигрыш не так-то прост он, казалось бы, возможен лишь посредством методического нажима на пункт g7. Но задача требует, чтобы мат был дан не позднее чем через два хода, и поэтому она уподобляется как бы грубому противнику, с которым нужно совладать. А вот решение
– не демонстрация силы, например взятие или шаха жертва сильнейшей фигуры 1. Gh6. И тем не менее этот, и только этот, на вид почти неразумный ход разрешает трудную задачу.
Идеалом наших шахматных предков была следующая партия, названная ими «бессмертной».
Андерсен – Кизерицкий
Лондон, 1851
1. e2-e4
e7-e5
2. f2-f4
e5:f4
3. Ef1-c4 b7-b5
4. Ec4:b5
Id8-h4+
5. Ke1-f1
Cg8-f6
6. Cg1-f3
Ih4-h6
7. Cb1-c3
Cf6-h5
8. Cf3-h4 c7-c6
9. Ch4-f5
Ih6-g5
10. Gh1-g1 c6:b5
11. g2-g4
Ch5-f6
105
12. h2-h4
Ig5-g6
13. h4-h5
Ig6-g5
14. d2-d3
Ef8-c5
15. Id1-f3
Cf6-g8
16. Ec1:f4
Ig5-f6
17. Cc3-d5
If6:b2
ГЛАВА ПЯТАЯ. Ef4-d6!
Ec5:g1
19. e4-e5!!
Ib2:a1+
20. Kf1-e2
Cb8-a6
21. Cf5:g7+
Ke8-d8
22. If3-f6+
Cg8:f6
23. Конец партии, начиная с положения на диаграмме, проведен белыми, несомненно, тонко. Мат являет собой исключительное достижение имея перед собой всю неприятельскую армию, три легкие фигуры совершают невероятное. Однако начало партии оскорбляет наше чувство, хотя наши предки этого недостатка не замечали.
А теперь вернемся к нашему рассказу о Давиде и Голиафе. Если бы мы в конце рассказа добавили, что Голиаф вовсе не был убит, что все это было лишь игрой, что все это было заранее условлено, чтобы воодушевить войско, то симпатии наших слушателей были бы, вероятно, на стороне обманутого войска и они больше не верили бы Давиду. Также обстоит дело и стем чувством, которое возбуждает в нас положение на шахматной доске мы должны находиться под впечатлением, что для его создания понадобились усилия, причем дальнейшее развитие партии должно это впечатление усугубить, иначе партия нас не заинтересует или же мы сочтем ее просто комич- ной.
Впечатление, что данное положение явилось результатом действительных усилий, нельзя создать искусственно или путем хитрости у заинтересованного зрителя имеется в этом отношении тонкое чутье. И его симпатии на стороне напрягающего усилия, борющегося, сопротивляющегося он сочувствует более слабому, который поставлен перед трудной задачей, ион нив коем случае не хочет очутиться в положении разочарованного, обманутого, введенного в заблуждение. Если шахматисту показать ход, который выглядит героическим, а в действительности оказывается блефом, и если, поддавшись первому впечатлению, он серьезно поверит этому ходу, то после того, как блеф будет раскрыт, он почувствует себя глубоко оскорбленными потребуется много времени, чтобы сгладилось это чувство.
Это суждение правильно в тех пределах, когда усилие, борьба
ЭСТЕТИКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ
или разрешение задачи возбуждают к себе интерес. Для того чтобы добросовестно скомпоновать мат в два хода, требуется такое же серьезное усилие, как ив борьбе двух соперников. Если при взгляде на задачу у решающего создается впечатление серьезного замысла и если в дальнейшем, при попытке найти решение, это впечатление усиливается, то такая задача нравится. Если же она построена неуклюже (например, четыре пешки расположены на одной вертикали, то создается, быть может и неосновательно, впечатление шутки. Такая задача не будет пользоваться успехом, в лучшем случае она покажется за- бавной.
Далее, нельзя требовать серьезных усилий там, где они не требуются. Если какую-нибудь двухходовку удается решить шаблонным способом, другого мата искать просто не будут. Таким образом, результат должен достигаться только этим единственным ходом – он не может иметь конкурентов.
Решение должно быть таким, чтобы нам даже в голову не приходила мысль о наличии другого решения. Эта единственная возможность должна производить впечатление предельного достижения. Если требование выполняется не в полном объеме, тов такой же степени нарушается и эстетическое впечатление. Впрочем, иногда в целях занимательности композитор сознательно идет на это.
Древнее персидское положение










Белые выигрывают
Серьезность борьбы (по крайней мере для человека, настроенного не слишком критически) ясна и убедительна. Каждая из сторон атаковала неприятельского короля. Белые численно слабее, но зато за ними ходко- торый они должны максимально использовать. Однако никакое обычное, банальное продолжение не ведет к цели. Позиция черных как будто слишком крепка, и белые, казалось бы, погибли. Но. вот идея
1. Gc7-h7+
Kh8-g8
2. Cd5-f6+
Kg8-f8
3. e6-e7+
Cc6:e7
4. Gh7-f7+
Cd8:f7
5. Cg5-e6#.
ГЛАВА ПЯТАЯ
С. Лойд










Мат в 3 хода
Здесь белые совершают колоссальную работу их ферзь ловит слона, хотя в распоряжении последнего не менее шести полей. Задача имеет только одно решение Белые намереваются сыграть с угрозой мата на h7. Если черные ответят 2...g6, тогда
3. а. Кроме этого варианта, который получается, например, в случае 1...h6, черные могут избрать один из следующих шести ходов пойти слоном на b2, c3, d4, e5, f6 или же сыграть 1...g3. Соответственно этим ходам белые играют 2. Ib1, 2. Id3, 2. Id3, 2.
If5, 2. If5 или 2. При попытках решить задачу другими ходами, кажущимися сильными, например 1. е, мы убеждаемся, что требуется больше трех ходов. Задача Лойда проникнута серьезной целью, и поэтому в ней сохранена естественность положения.
Наоборот, в следующем положении автор сознательно стремится создать эффект занима- тельности.
Г.Ф.Л. Майер










Белые начинают.
Через сколько ходов они получают
мат?
Уже сама постановка вопроса несерьезна. Черные для победы располагают до смешного большим материальным превосходством. К тому же белый король стоит в центре этого циклона вражеских сил. Для борьбы у белых лишь два коня (ясно, что ладья и слон не принимают в ней участия. И только черный король занимает невыгодную позицию. Он должен найти где-нибудь убежище, что, как он думает, ему вскоре и удастся. Сколько еще времени продлится эта возня с глупыми ко
ЭСТЕТИКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ
нями?» – спрашивает он себя. И вот довольно тучный король отправляется на поиски спокойного убежища. Уходить на g6 бесполезно из- за 2. е соседство ладьи h8 и слона с оказывается все-таки неприятным.
Cg3-f5+
Ke7-d7
3. Уф Наконец-то в безопасности Проклятая ладья. ...
Kc8-b8
5. Ce5-d7+ Эта узкая улица ужасна, – думает король. – Нонет худа без добра, здесь никакой конь не пройдет. ...
Kb8-a7
«Ау!»
Белые кони призадумались А ведь он уйдет от нас. Через такую теснину лошадь не проберется. Но что делать Нужно продолжать преследование. Ce7-c8+
Ka7-a6
7. Cd7-b8+ Обращаясь к другому коню И я, приятель, вынужден страдать в этой тесноте. Дело-то, оказывается, нешуточное. ... Уф. Cc8-a7+ Я, кажется, что-то себе вывихнул Ау меня растяжение. ... Здесь я наконец дома. Ca7-b5+
Kc3-d3
11. Ca6-b4+
Kd3-e2
12. Поскорее прочь от этого ужасного поля е. Cb4-d3+
Kf2-g3
14. Cc3-e4+
Kg3-g4
15. Cd3-e5+
Kg4-f5
16. Ce4-g3+
Kf5-f6
17. И черный король подумал Ах, опять начинай сначала И это при моей-то тучности!»
Лексикон шахматной фигуры не так беден, как это думают честолюбие – при выполнении работы, ярость – если этому мешают, отчаяние – из-за незаслуженно горькой участи, ликование – по поводу счастливого случая, насмешка – над противником, которому она загородила путь, ненависть – ко всякому, кто угрожает королю, а в особенности к тому, кто ее связывает, брань – по адресу неприятельской фигуры, которая сколько-нибудь ее стесняет, смех – когда удается избежать ловушки, и даже просто острое словцо, как это будет видно из следующего примера. Атак как на доске находится много актеров, то шахматная сцена обладает богатым репертуаром
ГЛАВА ПЯТАЯ
Ж. Вильнев-Эсклапон










Белые выигрывают
Ясно, что в данном положении главную роль играют пешки h6 и а. Ход 1. h7 не ведет к выигрышу, даже больше того – он проигрывает из-за 1...Ee5 (слон лукаво улыбается) 2. K:e5 Правильное решение такое.
Ca6-b4
Kb3:b4
2. h6-h7 Слон улыбается. Ke4:e5 a3-a2
4. Eh4-e1+
Kb4-b3
5. Ee1-c3 Слон хохочет. ...
Kb3:c3
6. h7-h8I a2-a1I
7. И белые выигрывают.
Эстетический эффект таков, что шахматные фигуры представляются нам реально действующими и чувствующими существами. Иллюзия особенно сильна именно при эстетическом восприятии. Любитель музыки, когда он слышит ее в хорошем исполнении, становится творцом призрачных образов и переживаний. Шахматисты подвоз- действием хорошей игры начинают чувствовать мнимые переживания шахматных фигур. Оба грезят и пребывают в царстве сказки, оба попадают под влияние волшебного ослепления, не подлежащего дальнейшему анализу. События в сказке развиваются в зависимости оттого, что переживают и рассказывают шахматные фигуры в моменты отдыха или активных действий.
В настоящее время существует пестрая, многоликая теория о сущности красоты в шахматах – свод законов, господствующих в искусстве шахматной игры, в составлении задачи этюдов, правила критики, причем в этом вопросе имеются самые разнообразные точки зрения. Однако не будем слишком отвлекаться от нашей основной цели. На каждый день хватает забот!
Андерсен – Дюфрень










Ход белых
ЭСТЕТИКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ
В этом положении Андерсен сделал подготовительный ход к комбинации, благодаря которой эта партия получила название неувядаемой (вечнозеленой. В книге «Lärobok i Schack», вышедшей в свет несколько лет назад, этот подготовительный ход Андерсена трактуется как заслуживающий величайшего восхищения. Между тем он не выдерживает критики, а поэтому и комбинация не в состоянии вполне удовлетворить требованиям строгой критики.
Белые могут выиграть посредством, ибо их атака неотразима, в то время как атака черных терпит неудачу. Например с выигрышем белых. Или 1...Ih3 2. g3 G:g3+ 3. hg I:g3+ 4. Kh1
E:f2 5. Ge2, и белые выигрывают Или 1...Gg4 2. Ic2, и белые простои уверенно добиваются победы ввиду большого количества слабых мест в неприятельской позиции.
Однако Андерсен сыграл.
Ga1-d1 И этот ход привел к победе пресловутый первый ход бессмертной комбинации, вызвавшей всеобщее восхищение. Однако необходимости в этом ходе не было, ибо, как было указано выше, белые выигрывали посредством 1. е. Но, может быть, он по крайней мере точен Соединение необходимого с достаточным является отличительной чертой всякой эстетической ценности. Повторяем, необходимости хода Андерсена, к сожалению, доказать нельзя. Но так как практическая партия лишь редко в полной мере удовлетворяет требованиям эстетической оценки, то поставим вопрос, в какой степени в данном случае выполнены эти требования.
Это положение уже часто подвергалось анализу. Правда, насколько мне известно, никто до сих пор не указал хода 1. е. Люди до такой степени находятся под обаянием красоты, что перестают быть объективными в своих суждениях. В своем увлечении они неохотно ставят перед собой вопросы и не любят исследований. Нов один прекрасный день все же выступает критика это также неизбежно, как неизбежна смерть. Правда, до сих пор критика была занята разбором лишь той части партии, которая следует заходом Андерсена. И здесь были найдены следующие варианты+ 2. K:g2 Ce5. Этот ход, который кажется страшным, опровергается посредством 3.
I:d7+, после чего игра развивается примерно также, как в партии.
Ход е опровергается продолжением 2. G:e5 G:g2+ 3.
Kf1 Ih3 4. G:e7+ Kf8 (иначе 5.
I:d7+) 5. I:d7.
ГЛАВА ПЯТАЯ
В случае 1...Ih3 2. Ef1 d6 черные проигрывают из-за 3. G:e7+
Kf8 4. G:d6 cd 5. G:b7 или 3...Kd8 4. Но простой ход 1...Gg4 создает для белых трудности, так каких ферзь оказывается под ударом, а для стесненного черного короля освобождается поле g8. В этом случае белые вынуждены отказаться от комбинации, которую они осуществили в партии, и продолжать борьбу. Но борьба предстоит сложная так, например, на
2. е черные могут ответить 2...
d5, а отступление белого ферзя позволяет черным начать контратаку посредством Таким образом, достаточность хода 1. Gad1 остается недоказанной, и потому эстетическая ценность его представляется весьма проблематичной.
Но, с другой стороны, вполне понятно, что ход импонировал зрителям, ибо они, не будучи настроены критически, сочли его хотя и странными опасным для белых, но все же необходимыми достаточным. ... Для широкой публики такой ответ понятен и очевиден. Начиная с этого момента комбинация
Андерсена безупречна. Если 2...Kd8, то 3. G:d7+ Kc8 4. Gd8+ ведет к мату или выигрышу ферзя 4...C:d8 5. Id7+!
3. Ia4:d7+
Ke8:d7
4. И белые вскоре заматовали противника.
Мэзон – Винавер
Вена, 1882
1. e2-e4
e7-e5
2. Cg1-f3
Cb8-c6
3. Ef1-c4
Ef8-c5
4. d2-d3
d7-d6
5. Ec1-e3
Ec5-b6
6. Cb1-d2 h7-h6
7. Cd2-f1
Cg8-f6
8. h2-h3
Cc6-e7
9. Cf1-g3 c7-c6
10. Ec4-b3
Eb6:e3
11. f2:e3
Id8-b6
12. Id1-d2 a7-a5
13. c2-c3
a5-a4
14. Eb3-d1
Ec8-e6
15. 0-0
Ib6-c7
16. Cf3-h4 Более неотложным был ход
16...Cd7; к тому же получающееся теперь расположение черных пешек является слабым, так как белые могут после необходимой подготовки каким-нибудь контрударом (например, с3-с4) расшатать все построение черных.
Ed1-c2 c6-c5
18. Cg3-f5
Ee6:f5
19. Ch4:f5
Ce7:f5
20. Gf1:f5
Cf6-d7
21. Ga1-f1 f7-f6
22. Ec2-d1 a4-a3
23. Ed1-h5+
Ke8-e7
24. b2-b3
Gh8-f8
ЭСТЕТИКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ. Gf5-f3
Cd7-b6
26. Gf3-g3
Ke7-d8
27. Eh5-g4
Ic7-e7
28. Eg4-e2
Kd8-c7
29. d3-d4 Этим ходом белые наносят удар по ослабленной пешечной массе на ферзевом фланге. ...
c5-c4
30. Gf1-b1 g7-g5
31. b3:c4
b5:c4
32. Gb1-b4
Ie7-e6
33. d4-d5
Ie6-c8
34. Ee2:c4
Cb6-a4
35. Ec4-b5
Ca4-c5
36. Id2-e2 f6-f5
37. e4:f5
e5-e4
38. Eb5-c6
Ga8-b8
39. Ie2-h5
Gf8-f6
40. Gg3:g5 Как видно будет дальше, прекрасная комбинация. Для черных лучше было сыграть теперь 40...
If8, хотя и этот ход был бы недостаточным. Черные сдались.
Пильсбери – Ласкер
Петербургский четверной матч-турнир, 1895/96
1. d2-d4
d7-d5
2. c2-c4
e7-e6
3. Cb1-c3
Cg8-f6
4. Cg1-f3 c7-c5
5. Ec1-g5 c5:d4
6. Id1:d4 Здесь белым представлялась возможность сыграть 7. E:f6 gf
8. Ih4, на что последует 8...dc
9. Gd1 Ed7 10. e3* f5. Черные, несмотря на сдвоенные пешки, стоят неплохо, так как у них два слона и хорошее развитие. Естественным продолжением является. Черные могли бы избежать этих осложнений, играя здесь
6...Ee7.
7. Id4-h4
Ef8-e7
8. 0-0-0
Id8-a5
9. e2-e3
Ec8-d7
10. Kc1-b1 Этим ходом черные приковывают неприятельского ферзя к занимаемому им месту или вынуждают размен слона g5.
11. c4:d5
e6:d5
12. Cf3-d4 0-0
13. Eg5:f6
Ee7:f6
14. Ih4-h5
Cc6:d4
15. e3:d4
Ed7-e6
16. f2-f4 Подготавливая ослабление пешки d5 путем f4-f5.
* См. партию Пильсбери – Лас- кер из турнира в Кембридж-Спрингсе
1904 года Прим. перев.)
.
ГЛАВА ПЯТАЯ. ...
Gа8-с8
Защищаясь от угрозы и создавая контратаку. f4-f5

Gc8:c3
18. f5:e6 Идея комбинации. e6:f7+ Или 19. e7 Ge8 20. ba Ib6+ 21.
Kc2 (в случае 21. а черные выиграли бы, продолжая 21...E:d4+ с последующими белым нет спасения. ...

Gf8:f7
20. b2:a3
Ia5-b6+
21. Ef1-b5 Лучше всего. Если, например,
21. Kc2, то 21...Gc7+ 22. Kd2
I:d4+ 23. Ed3 Gc2+, и черные быстро матуют противника. ...

I
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   40


написать администратору сайта