Главная страница

Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


Скачать 5.8 Mb.
НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Дата04.12.2022
Размер5.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
ТипУчебник
#827399
страница23 из 59
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   59
Раздел III Общество и его структура





женных конфликтов не только локального, но и регионального харак­тера. Так, их зоной на протяжении ряда десятилетий является значи­тельная часть Африканского континента. Когда крупные этнические общности разделены государственными границами и оказываются пространственно локализованными в нескольких граничащих друг с другом странах (вдобавок недостаточно развитых в экономическом, социальном, политическом отношениях), это зачастую вызывает не только идеологические споры, но и военные конфлшаы.

Однако территориально-пограничные противоречия возникают и между вполне цивилизованными странами. Эти противоречия часто связаны с историческими процессами, войнами в предшествующие времена и переделами границ, особенно если они осуществлялись не­однократно. Доказать одностороннюю приоритетность каких-либо территориальных притязаний в этом случае практически невозмож­но. В ситуации таких противоречий и территориальных притязаний оказались сегодня многие государства СНГ — республики бывшего Советского Союза. Да и внутри отдельных из них, прежде всего Рос­сии, эти противоречия время от времени напоминают о себе достаточ­но сильно. Чего стоит только положение на Северном Кавказе, остаю­щееся напряженным на протяжении последнего десятилетия (война в Чечне), в том числе и в связи с проблемой территориально-пространс­твенной локализации отдельных этнических общностей.

Проблема пространственной локализации социальных общностей приобретает в социологии и совершенно иные очертания, касаясь вза­имосвязи общества и природы, форм общения людей, их образа жиз­ни и социальной мобильности. Пространство для общества выступает прежде всего как географическая и природная среда. Поэтому в опре­деленном смысле она является ключевой причиной всей обществен­ной эволюции. Социальный мир можно назвать пространственным, поскольку он является областью взаимодействия социальных общно­стей не только мелсду собой, но и со средой.

О социальном пространстве можно говорить и как об объективной социальной реальности, и как о субъективной возможности людей зада­вать пространственную структуру, т.е. устанавливать связи, создавать коммуникации, консолидироваться в социальные и социально-психоло­гические общности, строить жилища — одним словом, формировать не­обходимую жизненную (социально-пространственную) среду Социаль­но организованное пространство — это форма взаимодействия социальной и вещно-предметной структуры общества, характеризую­щаяся объективностью, метричностью, территориальным распределе­нием населения, направленностью и интенсивностью перемещений, соци-

Глава 10 Общество как социальная общность и социальная система

211

альной дистанцией между социальными общностями, а также между ними и индивидами}.

Важным для социологического анализа является такой показа! ель социального просхранства, как социальная дистанция Он был введен в научный оборот американским социальным психологом Дж. Морено2 и американским социологом Э Богардусом3. Социаль­ная дистанция эго не расстояние в физическом смысле, а степень бли­зости индивидов и социальных общностей, «плотность» их связей. Но еще в большей мере — это психологическое взаимодействие (взаимо­понимание, симпатия, антипатия и пр ). Социологи употребляют ме­тафору «разведенная близость», имея в виду, что если нет определен­ной меры близости, то не г и социальной реальности В общее 1ве, по мнению Морено, действует особый фактор — «геле», простейшая еди­ница чувства, которая не только передается от одного человека к дру­гому, но и означает их контакшость4. Возникает «социальное поле». Это понятие также появилось и распространилось под влиянием кон­цепций Дж. Морено и Э. Богардуса5.

Итак, социальное пространство — это пространство природной сре­ды общества и пространство «очеловеченной» природы, сливающихся в освоенную часть природы, которая превращена в среду обитания, в пространственно-территориальный ареал деятельности людей. Вместе с тем это «жизненное пространство», т.е. пространство социального вза­имодействия общностей, ассоциаций, коллективов, их «расположения» в системе общественных связей и отношений. Это также пространство индивидуального бытия (место жительства и работы, зона свободного времени, область межличностного общения). Наконец, это «психологи­ческое» пространство взаимодействия, выступающее часто и как вос­принимаемое людьми (перцептуальное) пространство.

Третье ограничение: временная локализация

Взаимосвязь социальных общностей локализована не только в соци­альном пространстве, но и в социальном в р е м е н и. Оно выступа­ет как форма бытия социальных общностей, являющаяся необходимым условием человеческой деятельности, ее структурной расчлененности и

1 Подробнее см Зборовский ГЬ Иросфанство и время как формы социального
бытия Свердловск, 1974 С 66—105

2 См Морено Дж Социомефия М, 1958 С 97
3См BogardusESociology NY, 1954 Р 535-536
^ См Морено Дж Указ соч С 40

5 См МеуНStudien zur Anwendung ties Feldbegnffs in der so/ial wissenschaften Munchen, 1965

212

Раздел III. Общество и его структура





исторического развития с учетом продолжительности общественных процессов. В этом определении выражено стремление соединить горизон­тальный и вертикальный срезы социального времени, связав структур­ный и исторический подходы к деятельности социальных общностей.

Любая социальная общность, взятая как порознь, так и во взаимо­связи с другими общностями, локализует свою историческую и акту­альную деятельность в социальном времени. Не будем забывать о том, что общество является исторической реальностью, осмысление кото­рой поэтому доллено охватывать основные этапы ее развития. Выра­зить эти этапы и показать тем самым специфику изменения общества можно только с помощью фактора времени.

Таких попыток периодизации общества в социологии было немало. Вспомним теорию общественной формации К. Маркса (в соответст­вии с которой общество проходит в своем развитии несколько обяза­тельных этапов: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капи­талистический, коммунистический). Назовем широко принятую па Западе концепцию деления общества на доиндустриалыюе, индустри­альное, постиндустриальное. Примеры подобного рода можно долго продолжать. Важно, однако, отметить, что в каждой из таких теорий все этапы имели не только содержательные, но и — обязательно — вре­менные характеристики.

Социальное время может быть рассмотрено как единство целостно­сти и расчлененности. Оно целостно постольку, поскольку вся жизнь общества проходит в изменениях, характеризующихся временными па­раметрами — длительностью, продолжительностью, последовательнос­тью, чередованием, ритмом и т.д. Вместе с тем социальное время рас­членено, дифференцировано, структурировано. В этом находит свое отражение феномен рассечения жизни общества, социальных общнос­тей по сферам, видам деятельности, процессам, отношениям и т.д.

Благодаря социальному времени возникает возможность совершен­но специфической локализации социальных общностей не в историчес­ком, а в актуальном плане. Прежде чем говорить об особенностях этой локализации, обратим внимание на то, как связано общество (социаль­ные общности) со «своим» временем, что выступает в роли «посредни­ка» между ними. На такую роль может претендовать только то, что под­лежит самой многообразной структурной расчлененности. В обществе есть лиЩь один подобный «претендент» — деятельность различных со­циальных общностей. Рассмотрим ее временную структурированное! ь.

Анализ социального времени, проведенный в историческом ракурсе, показывает, что его современная структура формировалась па протяже­нии многих эпох. Историческое развитие общества, обусловливаясь его

Глава 10. Общество как социальная общность и социальная система 213

материально-производственной деятельностью, внепроизводственными формами жизни, самыми разнообразными потребностями функциони­рования и развития, на каждом конкретном этапе требовало соответству­ющей структуры социального времени. Исторический путь, который «прошло» социальное время, прежде чем оно «достигло» нашей эпохи, может быть в краткой форме определен как движение от цельности соци­ального времени примитивного (первобытного) общества, где только на­мечалось разделение па время труда и время досуга, к четкой дифферен­циации рабочего и внерабочего, в том числе свободного, времени.

Следует отметить, что в обществе существует несколько структур социального времени. Некоторые из них обусловлены спецификой социальной общности, выступающей в качестве субъекта социально­го времени. Так, если речь идет об учащихся (школьниках, студентах и т.д.), то основными элементами их социального времени являются учебное и внеучебное (в рамках последнего и свободное) время. Для социальных общностей, запятых производственной деятельностью, характерны другие элементы социального времени — рабочее и внера­бочее (в рамках последнего и свободное) время. Очевидно, что иные временные структуры будут характеризовать жизнедеятельность та­ких социальных общностей, как дошкольники, пенсионеры.

Названия структурных элементов социального времени определя­ются и спецификой наук, изучающих его. Так, педагогика не оперирует понятиями рабочего и внерабочего времени, обращаясь лишь к учебно­му и внеучебному времени, а, скажем, наука трудового права выделяет в качестве своих узловых понятий время труда и время отдыха.

Далеко не все социальные общности «вписываются» в подобные вре­менные структуры. К примеру, относительно этнических общностей, рав­но как и социально-территориальных, они не «работают» вообще. Там требуются иные критерии. Для многих социальных общностей основани­ем структурирования социального времени является удовлетворение ос­новных групп потребностей — физиологических, бытовых, социальных, интеллектуальных и т.д. Но о каких бы структурах социального времени ни шла речь, каждая из них, рассмотренная в рамках социологического анализа, способна дать четкое «количественное» представление о специ­фике образа жизни данной социальной общности, особенностях ее функ­ционирования в сравнении с другими (сопоставимыми) общностями.

Понимание специфики общества с точки зрения временной локали­зации деятельности социальных общностей создает возможность пере­хода с макросоциологического уровня его анализа на микросоциологи­ческий. Этот переход становится еще более эффективным, когда временной фактор рассматривается не изолированно, а в единстве с про-

214

Раздел III. Общество и его структура

странственным. Пример такого «совместного» рассмотрения приводит Э. Гидденс. Он говорит о том, что деятельность социальных общностей, занятых на производстве, «зонирована» как во времени, так и в прост­ранстве. «Зона» их ежедневного рабочего времени — с 9 до 17 часов, она же включает в себя пространственные перемещения между домом и ра­ботой. Когда анализируется контекст социального взаимодействия, по­лезно анализировать движение общностей во времени-пространстве. Социальные географы, говорит Гидденс, ввели интригующее понятие конвергенции (сближения, соединения) времени-пространства, чтобы видеть, как социальное развитие и технологические изменения влияют на образцы деятельности социальных общностей и индивидов. Далее английский социолог приводит интересные данные по поводу простран­ственной миграции в городах, которая сопровождается «миграцией» во временных зонах — вечерней и ночной: Оказывается, что в США еже­дневно 30 млн человек ведут активный образ жизни ночью, и даже тог­да, когда она «умирает» — от 3 до 5 часов утра, — свыше 10 млн человек продолжают оставаться на ногах.

Таким образом, общество, рассматриваемое нами как взаимодейст­вие различных социальных общностей, может быть охарактеризовано с точки зрения взаимосвязи временной и пространственной локализации их деятельности. Каждая социальная общность, обладающая собствен­ной пространственно-временной структурой деятельности, оказывается связанной не просто с иными общностями, но и с их пространственно-временными структурами. Накладываясь друг на друга, взаимопересе-каясь, эти структуры создают сложную картину социального пространс­тва-времени общества в целом.


§ 3. Общество как социальная система

Системный подход

До сих пор общество рассматривалось как взаимосвязь и взаимодей­ствие социальных общностей. Однако если двигаться от «ядра» пред­метной зоны социологии к ее «периферии», то появляется возмож­ность характеризовать общество как совокупность и взаимосвязь социальных процессов, связей и отношений, социальных институтов и организаций, как социальную структуру, наконец, как социальную систему. Этот процесс движения от «ядра» к «периферии» есть не что иное, как «расширение» границ общества, включение в него все новых элементов — вплоть до характеристики его как социальной си-сгемы.

Глава 10. Общество как социальная общность и социальная система 215

Что такое система вообще и социальная система в особенности? Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи понимал под системой взаимосвязь элементов, находящихся в опре­деленных отношениях друг с другом и образующих«некоторое единс г-во. Среди основных системных принципов им были названы: цело­стность (означающая принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого), структурность (возможность описа­ния системы через установление связей и отношений между элемен­тами внутри системы), взаимозависимость системы и с р е -д ы (система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой, являясь его ведущим, активным компонентом), иерар­хичность (каждый элемент рассматривается как система по отноше­нию к его составляющим и как подсистема по отношению к более ши­рокой системе), функциональный характер системы и ее элементов (система в целом и каждый ее элемент выполняют стро­го определенные функции, несводимые друг к другу). Системы харак­теризуются относительным постоянством, устойчивостью.

Все эти принципы являются универсальными, присущими любому типу систем. Нас, однако, интересуют не всякие, а лишь социальные си­стемы, и среди них в первую очередь общество. Помимо названных принципов, обществу как системе присущи и иные: самоорганизация, динамизм, открытость, наличие управления, передача информации и др. Но главная отличительная особенность общества как системы состоит в том, что ее основными элементами являются люди, а сама она функ­ционирует на базе тех или иных социальных общностей.

Социальная система и ее виды

Что считать социальной системой? Конечно, в первую очередь обще­ство в целом. Более широкой социальной системы нет. Но оно пред­стает как совокупность подсистем, каждая из которых, в свою очередь, является социальной системой. Каковы же они, эти социальные под­системы-системы, которые образуют общество как целостность? По­мимо взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общнос­тей, на основе которых формируется социальная система, она включает в себя социальные институты и организации, социальные нормы и ценности, регулирующие связи и отношения в этой системе, наконец, социальную структуру. В фундаменте социальной системы лежит деятельность социальных общностей, институтов и организаций, направленная на воспроизводство и развитие дан­ной системы.

216

Раздел III. Общество и его структура





В отечественной литературе есть точка зрения, в соответствии с которой социальная система может быть представлена в пяти аспек­тах. Первый связан с понятием индивидуальности, второй — социаль­ной группы, третий — социальной общности, четвертый — социаль­ной организации, пятый — социального института и культуры. «Социальная система таким образом выступает как взаимодействие ее основных структурных элементов»!.

Социальные системы выступают на двух основных уровнях общ­ности — с о ц и е т а л ь н о м и социальном. Социетальный (от лат. societas — общество) — ото самый широкий уровень; он означает рас­смотрение общества как совокупности наиболее сложных и крупных систем с развитыми и разветвленными социальными структурами, институтами и организациями (например, экономической, политиче­ской, социокультурной), которые тесно связаны друг с другом, взаи­модействуют, выполняя многочисленные функции. Социальный уро­вень характеризуется взаимосвязью явлений и процессов в рамках тех или иных конкретных социальных структур (подсистем), прежде все­го социальных общностей, институтов и организаций.

Социальные системы могут быть либо гомогенным и, либо ге­терогенными. Первые однородны, включают в себя элементы, обла­дающие одними и теми же свойствами, не обнаруживающие глубоких различий в структуре (например, студенческая группа как разновид­ность малой группы). Вторые разнородны и состоят из элементов с раз­личными свойствами и структурами (например, предприятие, включа­ющее в себя людей, технические подсистемы, организацию и т.д.).

Социальные системы могут быть более сложными и менее слож­ными. Причем степень сложности зависит не от масштабов системы, ее «величины», а от структуры, организации, характера связи элемен­тов и ряда других факторов. В этом смысле личность как социальная система неизмеримо сложнее многих других гораздо более «крупных» по размеру социальных систем.

Противоречия в обществе

Общество как социальная система находится в состоянии самодвиже­ния, источником которого служат многочисленные противоречия. Возникает вопрос, какое из них выступает основным, поскольку от его верного определения в значительной степени зависит стратегия развития общества. В отечественной социальной философии и теоре­тической социологии неоднократно дискутировался вопрос, какое же

Социология. С. 98.

Глава 10. Общество как социальная общность и социальная система 217

противоречие считать основным: между природой и обществом? меж­ду производством (его характером и структурой) и потребностями (их характером и структурой)? между производительными силами и производственными отношениями? между свободной деятельностью и отчуждением? и.т.д. Но убедительного ответа на поставленный во­прос до сих пор получить не удалось.

Для анализа социальных систем существенное значение имеют и другие противоречия — внутренние и внешние, антагонис­тические и и е а н т а г о н и с т и ч е с к и е. Последние отличаются друг от друга по: а) степени остроты, б) глубине влияния на социаль­ные действия и процессы, в) возможности разрешения в рамках одной и той же социальной системы. Антагонистические противоречия наи­более остры, оказывают сильное и глубокое влияние на ситуацию в об­ществе и не могут быть разрешены в рамках «своей» социальной сис­темы, требуя перехода в новую. Преодоление иеантагонистических противоречий, не затрагивающих коренных, сущностных интересов участвующих в них сторон, происходит-в форме компромисса и кон­сенсуса, тогда как преодоление антагонистических противоречий — в форме конфликта. При этом конфликт выступает как столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, действий; компро­мисс — как соглашение противоречащих сторон, достигнутое путем взаимных уступок; консенсус — как соглашение по спорным, противо­речивым вопросам, являющееся результатом переговорного процесса между его различными субъектами.

Стабильность социальной системы и ее механизмы

Одна из определяющих характеристик социальной системы — ее ста­бильность, на что обратили внимание еще основоположники социоло­гии, а затем детально исследовали представители структурного функ­ционализма. Стабильность — это состояние социальной системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне. Но стабильность не может быть абсолютной. В обществе и его подсистемах постоянно возникают колебания, отклонения, измене­ния, которые дестабилизируют ситуацию, приводят эти подсистемы (либо общество в целом) к неустойчивости и разбалансированности. Противостояние и даже противоборство двух тенденций — стабиль­ности и неустойчивости — пронизывает всю жизнь любой социальной системы, какой бы прочной на первый взгляд она ни казалась.

В процессе такого противоборства социальная система проявляет свои способности к балансированию, «эквилибризму», т.е. сохране-

218

Раздел III Общество и его структура

нию себя при самых резких колебаниях. Однако здесь существует своя «критическая масса», превышение которой может привести к ги­бели, краху социальной системы. К примеру, снижение жизненного уровня населения, резкое падение качества потребления, рост пре­ступности, ухудшение здоровья, снижение продолжительности жиз­ни, увеличение смертности и падение рождаемости, неудовлетворен­ность действиями властей, как следствие этого — различные формы протестного движения в обществе могут быть в пределах «нормы», не " угрожая устоям системы.

Но в определенных обстоятельствах ситуация может перейти «крити­ческую массу», норма будет нарушена, и наступит «коллапс» социальной системы. Одно из вероятных последствий ее дестабилизации в таких ус­ловиях — формирование склонности руководства системы к принуди­тельным, авторитарным и даже тоталитарным мерам, связанным с мно­гочисленными запретами, введением различного рода мораториев, объявлением чрезвычайного положения и т.д. Подобный сценарий нель­зя исключить при прогнозировании процессов во многих странах мира, поскольку уровень нестабильности в них очень высок в условиях про­должающегося экономического, социального и политического кризиса и недовольства положением в стране значительной части населения.

Как же сохранить стабильность в обществе? Для этого существует ряд механизмов, которыми должны владеть властные структуры в рам­ках данной социальной системы (или социальных систем) и при необ­ходимости их использовать. К числу этих механизмов относятся, к при­меру, четкие, отлаженные, профинансированные экономические, социальные и политические программы, направленные на достижение и сохранение баланса интересов различных социальных общностей.

Это могут быть программы экономической стабильности (в осно­ве принципы нормального, «не удушающего» налогообложения, са­моокупаемости, эффективности, рентабельности производства в усло­виях регулируемых рыночных процессов), социальные программы поддержания человеческого потенциала (в основе — принципы обеспе­чения прожиточного минимума для всего без исключения населения, его нормального медицинского обслуживания, предоставления воз­можностей трудоустройства, образования, получения профессии), про­граммы сохранения в обществе политического консенсуса при наличии плюрализма взглядов, партий и общественных движений.

Удельный вес социальных программ в общем бюджете государс­тва — один из основных показателей стабильности. Принято считать, что в странах со средним уровнем развития он не должен снижаться ниже 25% (в максимуме — 40%), далее может произойти обвальная

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   59


написать администратору сайта