Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Скачать 5.8 Mb.
|
Глава 11 Общество и культура 231 лирования общественных и межличностных отношений), но от того не менее важными образцами поведения. Обычаи иногда называют менее важными социальными нормами (Н. Смелзср). Если нарушение норм (особенно институциональных и правовых) влечет за собой жесткое наказание, то нарушение обычаев — либо мягкое, либо вообще никакого. «Нарушителя» обычаев чаще всего пожурят и останутся о нем не самого лучшего мнения. В любом обществе обычаев очень много. Даже в самом примитивном их насчитываются тысячи, а в развитых обществах — гораздо больше. Не случайно слово «обычно» произошло от слова «обычай» и означает многократно повторенное действие. Обычаи касаются в первую очередь элементарных норм поведения: как сидеть, есть, здороваться, держать вилку, нож, каков набор блюд за завтраком, обедом, ужином, как вести себя по отношению к женщине (мужчине), старшим, детям и т.д. и т.п. Процесс усвоения культуры часто начинается с обычаев, которые особенно важно знать, когда попадаешь в чужую (и чуждую) для себя среду. К числу обычаев относят табу — различного рода запреты (на мясо некоторых животных, на произнесение бранных слов и т.д.). Язык Язык — один из основных компонентов культуры. Он выступает как система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Поскольку культура передается в значительной части своих творений в символической форме и в такой же форме воспринимается большинством людей, постольку именно язык служит главным средством трансляции, передачи культуры. В этом смысле он очень тесно срастается с культурой и становится ее наиболее полным выразителем. Однако у культуры есть еще и «свой», внутренний, присущий только ей язык, который так и называют — язык культуры. Для того чтобы по-настоящему понять ее произведения, необходимо овладеть именно этим языком,. Этот процесс связан с проникновением в мир «культурной» профессии — композитора, художника, скульптора. Если человек хочет по-настоящему глубоко понять мир музыки или живописи, чтобы не только ощутить их эстетическое и нравственное воздействие, по и осмыслить содержание художественных произведений, ему необходимо (хотя бы частично) овладение соответствующим профессиональным «языком». Язык — явление общественное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, вне общения с другими людьми. Это обстоятель- 232 Раздел III. Общество и его структура ство хорошо объясняет, почему в «закрытых обществах», странах, изолированных от остального мира (а такой до недавнего времени была Россия), население плохо владеет иностранными языками. До какого-то уровня язык можно «выучить», но по-настоящему овладеть им можно лишь в процессе социального общения и взаимодействия в условиях того общества, той страны, i де этот язык является основным средством коммуникации. Язык включает в себя правила, которые необходимо соблюдать для установления взаимодействия, поскольку он организует опыт людей. Как и культура в целом, язык вырабатывает общепринят ы е значения. Они составляют содержание устной и письменной речи, которая оказывается определенной формой существования языка. В этом смысле язык объективен, а речь субъективна. Язык имеет общественный, а речь — индивидуальный характер. Язык «принадлежит» всем, а речь — только тем, кто говорит (при этом не имеет значения как — устно, письменно или с помощью жестов, используемых немыми людьми). Деятельность Стержневым элементом культуры является деятельность, состоящая в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Этот элемент культуры называется и рассматривается далеко не всегда. Между тем, по нашему мнению, он является системообразующим для культуры. Какой бы срез культуры мы пи взяли, в любом из них деятельность определяет ее содержание. В социологии деятельность в сфере культуры часто определяют как культурную. При этом ее сводят к таким конкретным видам, как чтение, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творчестве (музыкальном, художественном) и т.д. Особенно этим «грешат» те, кто проводят их конкретно-социологические исследования. Конечно, названные виды занятий относятся к культурной деятельности (их обычно связывают со сферой свободного времени и называют досуго-выми), но составляют только ее часть, и не более того. Культурная деятельность гораздо более многообразна и глубока. Главная ее характеристика состоит в том, что она выступает как реализация (самореализация) сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. В этом смысле целесообразно выделять культурное содержание в любой сфере социальной деятельности, будь то труд, семья, быт, образование, политика, досуг. В процессе культурной деятельности социальная общность (и индивид в ее рамках) преодолевает ограниченность своего пространст- Глава 11 Общество и культура 233 венно-временного бытия, собственного социального окружения, осваивает ценности, нормы, правила более высокого порядка и таким образом включается в новую систему отношений. Таким образом, культурная деятельность становится катализатором развития социальной общности. Культурная деятельность в жизни общества в целом и отдельных социальных общностей осуществляется в нескольких формах. Некоторые из них на определенных этапах развития общества играют заметную роль (как позитивную, так и негативную). Учитывая особенности российского общества па рубеже XX—XXI вв. и прогнозируя его развитие на ближайший исторически обозримый период, следует иметь в виду в первую очередь две формы культурной деятельности — этноцентризм и культурный релятивизм. § 3. Этноцентризм и культурный релятивизм Этноцентризм Впервые в социологии этноцентризм и культурный релятивизм были описаны американским социологом Уильямом Самнером в книге «Народные обычаи» (1906). Суть этноцентризма — в оценке других культур на основе собственной, базирующейся на вере в биологическое и культурное превосходство своей социальной общности над другими. У. Самнер считал этноцентризмом такой взгляд на общество и его культуру, при котором определенная социальная общность считается центральной, а все другие соотносятся и соизмеряются с ней. Отсюда этноцентризм часто выступает как противопоставление «мы — они». Как показывают социологические исследования, проведенные в раз-11ых странах, люди склонны переоценивать свою культуру и недооценивать чужую, поэтому этноцентризм можно считать в известной мере универсальной человеческой реакцией. Позитивен или негативен этноцентризм? На это вопрос не просто ответить. Этноцентризм содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны. Он сплачивает социальную общность, стимулирует и усиливает патриотизм, способствует росту активности. Вместе с тем этноцентризм может выступать как средство разжигания неприязни между социальными общностями, народами. В определенных условиях он способен быть фактором их обособления и вести к национализму. Что касается этноцентризма в культуре, то, наряду с пробуждением и активизацией интереса к культуре собственного этноса, он часто играет тормозящую роль. Логика здесь примерно такова: если моя куль- 234 Раздел III. Общество и его структура тура — лучшая в мире, то зачем тогда нужны взаимодействия с другими культурами и их использование? Эта логика свойственна сегодня определенной части американского общества, лозунг которого — «Америка — лучше всех». При рассмотрении культуры с позиций этноцентризма трудно прийти к пониманию необходимости ее взаимодействия с другими культурами. Проявляется ли этноцентризм в современном российском обществе и российской культуре? Безусловно, да. Процессы 1990-х гг. в достаточно жесткой форме выдвинули проблему выбора пути развития общее г-ва и его культуры. Наряду со сторонниками «прозападного» варианта, связанного с использованием в основном опыта развитых западных стран, а также Японии, Южной Кореи и др., есть немало защитников чисто русского, национального пути развития. Но их наличие еще не означает причин для появления «русского» этноцентризма. Выбор собственного пути — процесс естественный, особенно для большой страны, переживающей тяготы переходного периода к новому этапу развития. Сложность ситуации состоит в том, что среди многочисленных лозунгов, целей и средств их достижения одним из них становится чрезвычайно реакционный, доводящий этноцентризм до крайней формы его проявления — национализма лозунг «Россия — для русских». Питательную среду он находит в многочисленных конфликтах и противоречиях межэтнического и межнационального характера,*связап-ных с войной в Чечне, с отношением к русскоязычному населению во всех (или почти во всех) республиках бывшего СССР, с трудностями жизнеустройства беженцев из них и т.д. Социологические исследования в Чечне показывают растущую неприязнь значительной части россиян не только к самой этой войне, но и к представителям ряда национальностей Кавказа. В отдельных городах возникают стихийные движения протеста, требования выселить их из России. На рынках больших городов устраиваются погромы, поджоги, избиения этих людей. Однако следует надеяться, что с прекращением войны ситуация нормализуется, по крайней мере внешне. Здесь необходимо быть реалистами и понимать, что в сфере общественной психологии быстрых, коренных изменений не происходит. Нужно время, и немалое, для избдвления от крайних форм этноцентризма. ч Культурный релятивизм Определенной противоположностью этноцентризма является другая форма культурной деятельности, получившая название культурного релятивизма. Он основан на утверждении, что члены одной социальной общности не могут понять ценностей других общностей, если они Глава 11. Общество и культура 235 рассматривают их с позиций собственной культуры. Другими словами, признается относительность, релятивность явлений культуры, их ценность только в определенных границах. Такой подход дает основания для выводов о множественности культур, ценностных систем, культурно-исторических типов и путей их развития. По мнению У. Самнера, самого бывшего сторонником культурного релятивизма, любую культуру можно понять только на основе рассмотрения ее ценностей в собственном контексте. При этом, как выяснилось позднее из работ известного американского антрополога Р. Бенедикт, ценности культуры необходимо рассматривать не порознь, ав системе, целостно. Можно, конечно, противопоставлять отдельные ценности, нормы, обычаи одной культуры соответствующим компонентам другой, но такой подход будет иметь лишь иллюстративное значение. По-настоящему же они осмысливаются только в системе всей культуры. С позиций культурного релятивизма утверждается, что каждая культура характеризуется наличием своей доминанты, собственного «фокуса», объединяющего вокруг себя целый ряд элементов. Если подходить в целом к оценке форм культурной деятельности в обществе, то необходимо признать за культурой каждой социальной общности право на самостоятельность и автономию в создании собственных ценностей, норм, правил, обычаев. Одна из формул, которая здесь может быть предложена, выглядит примерно так: я предпочитаю ценности, нормы, обычаи своей социальной общности, своей страны, но допускаю, что другие могут быть не хуже, а даже лучше. Для этого необходим сравнительный анализ культур как систем форм деятельности, закрепившихся в общественном сознании и социальной практике, организованных на основе ценностей, норм, обычаев, языка. Вопросы и задания Какие подходы к определению понятия культуры вам известны? В чем специфика социологического анализа культуры? Почему культура является базисом общества'1' Чго представляет собой общество как культурное целое' 5 Охарактеризуйте основные виды культуры в обществе 6. Что такое структура культуры, каков ее элементный состав? Раскройте содержание каждого из элементов. 7 Почему ценности выступают ведущим элементом культуры1? 8. Каким образом культурная деятельность способствует развитию социальной общности' 9 В чем суть этноцентризма и почему культурный релятивизм является его противоположностью' 236 Раздел III. Общество и его структура Литература Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл 2 Ерасов Б С Социальная культурология. М , 1994. Ч. 1,2. ИонинЛТ. Социология кулыуры: путь ii понос шсячекчпе. М., 2000. КомаровМ.С. Впсдепис в социологию. М , 1994 С. 67 89 Краткий словарь но социолог ии. М , 1989. Разин В.М Введение в культурологию М , 1994 Российская социологическая энциклопедия М., 1998. Современная западная социология: Словарь. М„ 1990 Социология. М., 1995. Гл. 4. Фролов С.С. Социология М., 1996. С. 45- 76. Глава 12 Специфика современного российского общества как социальной общности и социальной системы § 1 Социетальньш крилш и е/о особенности в России § 2.Социологические ai пекты реформирования российского общества § 1. Социеталыный кризис и его особенности в России Понятие социетального кризиса Рассматривать общество как социальную систему и социальную общность и не касаться вопроса о его кризисе (социетальном либо социальном) заведомо значило бы ограничить возможности социологического анализа, более того, допустить его односторонность. Дело в том, что любое общество возникает, развивается и уступает место другому в результате социетального кризиса, т.е. кризиса отношений и процессов на уровне общества в целом. Социетальньш кризис базируется на основном противоречии общества, которое выступает его (кризиса) объективной основой. Субъективной составляющей кризиса является его осознание широкими социальными слоями. Осознать кризис — значит понять саму ситуацию как кризисную (а часто и тупиковую), за которой должно стоять осмысление необходимости изменений в обществе по всем основным параметрам его экономической, социальной, политической, духовной жизни. По мнению многих отечественных социологов, которое мы разделяем, Россия на протяжении последних 10—15 лет переживает ситуацию затяжного социетального кризиса. Его разновидность была определена как переходный кризис, или кризис переходного периода (Л.А. Гордон, Э.В. Клопов). Меняется общественный строй, совершается переход от одной цивилизации к другой. Кризис охватил все общество, он проявился не только в производственно-хозяйственной сфере (где развал экономики стал очевиден для всех), но и в политике, общественных отношениях, культуре, образовании и др. 238 Ралдел III Общество и его структура Кризис коснулся каждой клеточки российского социума. Главная его, кризиса, особенность состоит в том, что он сопровождается, а точнее, даже проявляется в виде всеобъемлющего реформирования общества. О нем подробнее будет сказано в следующем параграфе, сейчас же — о самом социетальном кризисе, коюрый обусловил переход к новому обществу и сделал необходимым осуществление комплекса реформ. Объективная и субъективная стороны социетального кризиса Обратимся к обеим сторонам социетального кризиса в России — объективной и субъективной. Основное противоречие, вызвавшее социе-тальный кризис, заключается, с нашей точки зрения, в противоречии между характером и структурой производства и потребностей. В любом нормальном рыночном обществе первое определяется вторыми. Потребности основных социальных общностей, их структура являются базовыми для развития производства. Если люди испытывают потребность, к примеру, в приобретении автомобилей, а не танков, производство будет выпускать в первую очередь машины. Следовательно, структура производства и вытекающая из его характера инфраструктура всего общества (в том числе развитие образования, науки, культуры) есть следствие трансформации потребностей населения и стремления их удовлетворить. При этом, конечно, сами потребности не являются чем-го изолированным, автономным, самодостаточным, не подверженным никаким влияниям. Они формируются и изменяются под воздействием самого производства, что в целом не мешает им «соответствовать» сущности человека. Сказанное выше очень важно, чтобы понять возникновение в России XX в. явления структурного «перевертыша» производства и потребностей основных социальных общностей. Суть его в том, что производство и потребности поменялись местами, главными оказались не последние, а интересы политического руководства страны, сформировавшего уродливую структуру производства, более 70% предприятий которого относились к ВПК (военно-промышленному комплексу). Произошло отчуждение производства, его характера и структуры от потребностей основных социальных общностей. Людям нужны были продукты питания, хорошая одежда, промышленные товары, автомобили, предприятия же занимались производством танков, пушек, ракет. Милитаризация охватила не только экономику, но и всю жизнь страны, руководству которой необходимо было содержать громадную армию. В то время как во всем мире происходила научно-техническая революция, в СССР имела место военно-техническая революция. Глава 12 Специфика современного российского общества .. 239 В итоге все это привело к созданию в стране механизма «остаточного» потребления, на долю которого приходилась лишь небольшая часть ресурсов и товаров, остававшихся после удовлетворения потребностей ВПК. Само «остаточное» потребление оказалось следствием системы привилегированных и непривилегированных структур в экономике и в обществе в целом. При этом к привилегированным структурам относились ВПК и тяжелая промышленность, к непривилегированным — легкая, пищевая промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера (образование, здравоохранение, культура). Подобное «расслоение» общественных структур не могло не сказаться на развитии, к примеру, высшего образования, в котором учебные заведения также делились (не формально, а по существу) на вузы «первого сорта» (технические, инженерные), «второго сорта» — университеты и «третьего сорта» — пединституты, сельхозвузы, институты культуры и др. Похоже, что сегодняшняя ситуация в высшей школе «мстит» обществу за допущенную дискриминацию, существенно перекроив сложившуюся ранее структуру вузовских приоритетов, статусов и конкурсов. В целом в обществе возникло отчуждение, охватившее все основные социальные общности. Это было в первую очередь отчуждение от труда, его результата, от собственности. Социализм стал губителем частного, индивидуального интереса к труду, он его по-настоящему не стимулировал, поскольку связь между количеством и качеством труда и получаемым за него вознаграждением существовала только в крайне ограниченных пределах. Люди видели низкий уровень такой зависимости и в массе своей «платили» производству, трудовому процессу соответствующим отношением. Более того, в условиях практической «уравниловки» работники могли быть спокойными за завтрашний день, зная, что, как бы они ни трудились, «свое» обязательно получат. Итогом этого процесса явилось самоотчуждение общества от развития, что и составляет суть его социетального кризиса. Он сопровождался созданием ложного, иллюзорного сознания и идеологических мифов о социализме как самом передовом типе общества, лишенном такого «порока» капитализма, как «потребительство», а на самом деле — стремления людей к полному удовлетворению своих потребностей. Объективная сторона социетального кризиса нашла отражение в субъективной — высоком уровне неудовлетворенности положением дел в обществе. Долгое время он приглушался чисто искусственными, пропагандистскими методами, однако затем стал очевидным для многих. Следовательно, проявили себя оба компонента социетального кризиса, охватившего общество в целом. Такова общая характеристи- 240 Раздел III. Общество и его структура ка этого кризиса, которая может быть конкретизирована в рамках краткого рассмотрения его основных стадий. Основные стадии социетального кризиса . Первая стадия кризиса, закончившаяся в середине 1980-х гг., характеризуется дестабилизацией всей социальной системы, углублением дезинтеграции общества, нарушением равновесия между основными сферами и структурами экономики, равно как и отношений между отдельными социальными (прежде всего национальными) общностями. В обществе многие группы людей начинают осознавать свое отчужденное состояние относительно власти, управления, исторического прошлого. Смерть в течение короткого промежутка времени лидеров партии и государства (Л.И. Брежнева, М.А. Суслова, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко и др.) еще более способствовала осмыслению тупико-вости ситуации. Следующая стадия социетального кризиса охватывает вторую половину 1980-х — начало 1990-х гг. Она характеризуется резким нарастанием разрушительных тенденций. Возникает острый, охватывающий все сферы общества, универсальный конфликт между командно-административной системой и зарождающимися реформаторскими силами. Провозглашенные М.С. Горбачевым линии развития общества, связанные с «ускорением научно-технического прогресса», а затем с «перестройкой», не только не снизили остроты социетального кризиса, но, наоборот, вследствие их нереализованное™ еще больше его усилили. Общество быстро продвигалось навстречу экономической и политической катастрофе. К началу 1990-х гг. явственно ощущалось приближение паралича власти. Положение в стране оказалось взрывоопасным во многом благодаря конфликтам национально-этнического характера. Первые наиболее серьезные из них имели место в Алма-Ате и Нагорном Карабахе. Появилось осознание неотвратимости исторического заката социализма и коммунизма. Этому в значительной степени способствовал чрезвычайно быстро распространившийся по стране идеологический плюрализм. Возникла ситуация «перекрестка дорог»: назад — тоталитаризм, вперед — демократия. Вседозволенность правовых способов постановки и решения проблем нашла отражение в чрезвычайной популярности лозунга «разрешено все, что не запрещено». Оборотной стороной этого процесса стал рост преступности, активно начавшийся именно с этого периода. (Хотя это не значит, конечно, что провозглашение правовой вседозволенности стало главной причиной эскалации преступности в обществе.) Завершилась вторая стадия социетального кризиса распадом СССР. Глава 12 Специфика современного российского общества. . \ 241 Третья стадия кризиса (1990-е гг.) характеризуется не только сохранением старых нерешенных проблем, по и появлением новых, которые лишь усугубляют его. Анализ этой стадии можно начать с характеристики углубляющегося экономического и социального кризиса, продолжающегося падения производства, снижения жизненного уровня. Вот некоторые данные по итогам развития России в первой половине 1990-х гг., приведенные журналом «Социологические исследования»: «Критическим уровнем падения ВВП (валового внутреннего продукта. — Г.З.) в мирное время считается его снижение на 30%. В России оно беспрецедентно — 50%. В качестве критического принимается и 30-процентный уровень потребления импортных продуктов питания, после чего возникает стратегическая зависимость от импортеров. Россия... закупает сейчас 40% потребляемых продуктов. ...Практика развитых стран свидетельствует, что 10-кратная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения является критической. В России 10% наиболее обеспеченных получают доходы, в 15 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных слоев населения»1. Однако дело не только в приведенных экономических и социальных характеристиках третьей стадии социетального кризиса. Происходит катастрофическое обнищание значительной части населения. Крайне низкая оплата труда многих работников (особенно бюджетной сферы), частые задержки с выдачей зарплаты, безработица толкают людей на «дно» общества. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, обитателями социального «дна» являются 14 млн человек: 4 млн бомжей, 3 млн нищих, 4 млн беспризорных детей, 3 млн уличных и привокзальных проституток2. Свыше 3 млн употребляют наркотики, из них две трети — молодежь. Количество наркоманов в стране растет катастрофически быстро, причем в основном за счет детей и беспризорников. Становясь легкой добычей наркоторговцев, они пополняют ряды преступников. Рост преступности также свидетельствует о глубоком и затяжном социетальном кризисе общества. За 1999—2000 гг. общая преступность увеличилась в три раза. В 2001 г. зарегистрировано свыше 3 млн преступлений, более 32 тыс. убийств, около 25 тыс. тяжких телесных повреждений со смертельным исходом, более 30 тыс. человек пропало без вести. 606 тыс. преступлений остались нераскрытыми. По количеству умышленных убийств страна занимает первое место в мире. Са- ' Социоло! ические исследования 1997. № 5. С. 9. 2 См.: Россия' 10 лег реформ. Социально-демографическая ситуация / Под ред. Н.М Римашевской. М., 2002. 242 / |