Главная страница

Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


Скачать 5.8 Mb.
НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Дата04.12.2022
Размер5.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
ТипУчебник
#827399
страница28 из 59
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   59
Глава 13. Структура общества

263

Феноменологическая парадигма социальной структуры

Веберовская концепция социальной структуры (социальной страти­фикации) оказала очень большое воздействие на развитие социоло­гии. С определенными модификациями идеи этой концепции исполь­зуются и сегодня. Однако к ним добавляются новые, акцентирующие внимание не на объективных, а на субъективных аспектах социальной структуры, что Позволяет ставить вопрос о ее феноменологической парадигме. Речь идет о таких представлениях и взглядах, которые формируются на основе изучения социально-психологической само-идепгпификации людей. Иод ней будем понимать психологический про­цесс отождествления индивидом себя с той или иной социальной общ­ностью (классом, социальной группой, слоем и т.д.).

Можно анализировать положение группы или индивида в обществе на основе объективных дачных о собственности, власти, доходе, образовании, профессии и т.д., а можно изучать самооценки индивидов относительно их имущественного и социального положения, занимаемой социальной пози­ции и статуса. Социальная структура в таком случае будет выглядеть как сводные данные об отнесении людьми себя самих (или других людей — родственников, друзей) к тем или иным классам и социальным слоям.

Дело в том, что социально-психологическая самоидентификация людей формируется в процессе их социализации. С детства люди узна­ют, что они — русские (американцы, китайцы...), дети педагогов, врачей, менеджеров, рабочих, офицеров и др., богатые (среднего достатка, бед­ные) и т.д. Затем они становятся взрослыми и идентифицируют уже лично себя с той или иной профессиональной, статусной группами. По­скольку такая самоидентификация отвечает практике повседневной жизни, она вполне может быть использована для изучения социальной структуры общества. Другими словами, субъективные представления людей об их социальной принадлежности выступают в качестве реаль­ного основания социального структурирования общества.

Одно из первых исследований такого рода было проведено Л. Уорне-ром в ходе изучения им социальной структуры северо-восточной общнос­ти в США (Янки-Сити) в конце 1930-х гг. Используемый им способ иссле­дования получил название метода изучения репутаций. Смысл его состоял в том, чтобы выяснить у респондентов, к каким классам и слоям они отнесли бы других людей. Широкое интервьюирование респондентов в штате Массачусетс позволило сформировать общую картину взглядов и представлений о классовой и слоевой структуре общностей. На основе от­ветов опрошенных было выявлено шесть социальных классов: три основ­ных — высший, средний, низший и в каждом из них еще по подразделению.

264

Раздел 111 Общество и его структура

Другой метод, получивший название субъективно/о, впервые был использован Р. Сентерсом в США в 1949 г. С его помощью выявлялись мнения респондентов о том, к какому классу они относят себя. В ходе этого исследования (оно проводилось путем опроса избирателей через журнал «Форчун» на национальной выборке) 80% американцев отнес­ли себя к среднему классу. Всего же было предложено три выбора: выс­ший, средний, низший классы. Впоследствии сам Сентерс признался в допущенной ошибке: не был предложен в качестве варианта «рабочий класс», и это отразилось па качестве и точности самоидентификации. Опрошенные не хотели отождествлять себя с низшим классом, но гото­вы были это сделать в отношении рабочего класса.

Этот же метод, но в улучшенном, уточненном варианте применили М. и Р. Джекман в 1983 г., использовав данные национального обсле­дования Мичиганского университета. Респондентам (3066 человек) был предложен выбор из пяти классов: бедного, рабочего, среднего, высшего среднего, высшего. Только 3% респондентов не могли себя идентифицировать ни с одним классом, 8% увидели себя в бедном классе, 37 — в рабочем, 43 — в среднем, 8 — в высшем среднем и 1% — в высшем классе. Это был высокий уровень самоидентификации, свя­занный прежде всего с занятиями опрошенных. Например, руководи­тели бизнеса, юристы, доктора почти единодушно отнесли себя к выс­шему или высшему среднему классу.

Рассматривая концепции социальной структуры, можно обнару­жить в их содержании подходы к изучению стратификации общества. Это совершенно естественно, если учесть, что социальная стратифи­кация является той же структурой общества, в которой социальные общности рассматриваются в определенной иерархии, представляю­щей собой социальное неравенство. Однако о стратификации речь пой­дет в следующей главе. Сейчас же необходимо рассмотреть концеп­ции социальной структуры в отечественной социологии.

§ 3. Концепции социальной структуры в отечественной социологии

Два плюс один

Вплоть до конца 1980-х гг. в отечественной социологии господствовало представление о социальной структуре как структуре социально-клас­совой. В свою очередь, при рассмотрении социально-классовой струк­туры доминировал взгляд, согласно которому она включает в себя два класса рабочий класс и крестьянство и социальную группу — интел­лигенцию (которую в разное время называли то прослойкой, то слоем,

Глава 13. Структура общества 265

то группой, то даже классовоподобпой группой, т.е. группой, подобной классу, но не «дотягивающей» до него, поскольку якобы она объектив­но не была включена в отношения собственности на средства производ­ства). В сообществе социологов подобная схема (два класса плюс груп­па) получила полупрезрительное название «трехчленка», и отношение к ней еще в 1970-х гг. у ряда ученых было, мягко говоря, скептическое.

В чем здесь дело? Прежде всего, такая схема не улавливала чрез­вычайной сложности реальной социальной структуры общества, на­личия в ней громадного многообразия различных слоев и групп, кото­рые не вписывались в «прокрустово ложе» классовых отношений. В результате социологи стали создавать надуманные, искусственные концепции о промежуточных слоях, расположенных па «стыке» клас­сов и социальной группы интеллигенции, типа «рабочий-интелли­гент», «крестьянин-интеллигент» и т.д.

Кроме того, «трехчленная» схема базировалась лишь на определе­нии класса, данного В.И. Лениным, согласно которому классы — это большие группы, различающиеся по их месту в исторически опреде­ленной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к сред­ствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общест­венного богатства, которой они могут располагать *.

В этой трактовке класса, выдержанной в рамках Марксова подхо­да, ведущим признаком является отношение к средствам производст­ва, т.е. отношение собственности. Считалось, что она существует в нашей стране в двух формах — государственной и кооперативно-кол­хозной. Они составляют основу соответственно рабочего класса и крестьянства. Интеллигенции по этой схеме ничего не «доставалось». Хотя на самом деле ничего не «доставалось» не только ей, но и обоим классам, поскольку в реальной действительности рабочий класс пе владел и не распоряжался средствами производства на предприятиях, точно так же как крестьянство не владело и не распоряжалось землей. Реальная власть, распоряжение собственностью, использование ре­зультатов труда рабочего класса и крестьянства — все это было сосре­доточено в руках партии и отчасти государства. '

Ленинское определение класса рождало еще в пору его активного использования в качестве единственного идеологически разрешенного «инструмента» анализа социальной структуры массу вопросов: приме­нимо ли оно к рассмотрению современной социальной структуры об-

См ■ Ленин В И. Поли собр. соч Т 39 С 15

266

Раздел III. Общество и его структура





щества (в том числе и западного), поскольку его считали «универсаль­ным»? являются ли названные четыре признака класса единственны­ми? всегда ли отношение к средствам производства решающим образом определяет структуру общества? молено ли считать классами, опираясь на определение Ленина, такие социальные группы, как административ­но-управленческий аппарат, интеллигенция, бюрократия?

Является ли интеллигенция элементом социальной структуры общества?

Дискуссия о социально-классовой структуре общества касалась от­дельных ее элементов. Особенно спорной оказалась трактовка интел­лигенции. Чаще всего интеллигенцию рассматривали как социальную группу, состоящую из лиц, занятых преимущественно квалифициро­ванным умственным (интеллектуальным) трудом, требующим, как правило, высшего либо среднего специального образования. Отсутст­вие одного из двух названных признаков (соответствующего труда или образования) не давало возможности говорить о человеке как представителе интеллигенции.

Выпускник вуза, имевший диплом инженера и работавший у стан­ка (просто потому, что за эту работу платили в три раза больше, чем за труд инженера), даже если он был по-настоящему культурным, обра­зованным и интеллигентным человеком, не мог быть отнесен к этой социальной группе (в лучшем случае его следовало считать рабочим-интеллигентом). Вместе с тем малообразованный, невоспитанный, не­культурный человек, окончивший институт (вспомним бессмертного А. Райкина: «Ученье — свет, а неученых — тьма!») и занимающийся преимущественно умственным трудом, считался в обязательном по­рядке представителем интеллигенции.

Вследствие принятой в то время концепции интеллигенции из поля зрения социологии совершенно выпускались такие черты этой группы, которые в совокупности создавали комплексное понятие интеллигент­ности: высокая нравственность, терпимость, развитое гражданское чув­ство, подвижничество, совестливость. Эти черты оказываются в глазах людей привлекательными вдвойне, если они базируются на обширных и разносторонних знаниях, деятельности, связанной с распространени­ем культуры и образования.

Но социологи никогда не относили к числу признаков интеллиген­ции интеллигентность как качество личности, заключакщееся в высо­ком уровне развития интеллекта, культуры поведения. Между тем очевидно, что взгляд на интеллигенцию сквозь призму совокупности только объективных показателей явно недостаточен, крайне важно привнести в это понятие момент субъективного отношения людей к

Глава 13. Структура общества

267

фундаментальным ценностям общения и взаимодействия. Проблема, следовательно, состоит в том, как социологам по-новому рассматри­вать интеллигенцию, сочетая ее объективные и субъектив­ные характеристики.

Вместе с тем возникает еще один вопрос, более радикальный: нужно ли рассматривать интеллигенцию как единую социальную группу? На­сколько «социологично» включать в это понятие очень уж разные соци­альные общности — и по характеру и содержанию труда, и по месту, за­нимаемому в обществе, и по социальному статусу, и по доходам и т.д. и т.п.? Вероятно, не случайно западные социологи не используют кате­горию интеллигенции, предпочитая рассматривать социальные общнос­ти, в которые входят ее представители (в нашем понимании), сквозь призму среднего класса, групп по доходам, престижу, власти и т.д.

Радикальный пересмотр взглядов

На рубеже 1980—1990-х гг. начался радикальный пересмотр теорий со­циальной структуры в отечественной социологии. Произошел отказ от идеи ведущей роли рабочего класса в жизни общества, равно как и в це­лом от концепции классовой структуры в качестве единственно воз­можного варианта социальной структуры. Впервые социологи стали использовать различные теории социальной стратификации, которые раньше были просто «под запретом» (даже использование терминов «социальная стратификация» и «социальная мобильность» в 1970-х — начале 1980-х гг. считалось буржуазным лжетворчеством, результатом «тлетворного» влияния враждебной идеологии).

В нашей литературе (на рубеже 1980—1990-х гг.) наибольшее рас­пространение получили упоминания о следующих видах социальной структуры: а) социально-классовой, возникающей объективно как ре­зультат дифференциации людей на классы, сословия, касты, социаль­ные группы, слои; б) социально-этнической, появляющейся объективно как результат интеграции людей в род, племя, народность, нацию, этнос; в) социально-территориальной, включающей основные типы поселения (город, село, городские поселки, агломерацию); г) социально-демогра­фической, включающей группы по полу, возрасту; д) профессиональ­ной, возникающей на основе дифференциации населения по професси­ям (либо их группам); е) образовательной, появляющейся на основе дифференциации населения по полученному образованию; ж) религи­озной, формирующейся на основе конфессиональной интеграции людей в соответствии с их вероисповеданием и т.д.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. появляются новые концепции социальной структуры общества, не замкнутые исключительно на

268

Раздел III. Общество и его структура





марксовских и ленинских положениях. Их авторы (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, О.И. Шкаратан и др.) стремились рассматривать соци­альную структуру под иными углами зрения. При этом социологи вначале анализировали структуру общества в СССР, а затем обраща­лись к совершенно новым путям ее развития в связи с переходом стра­ны в качественно иное состояние, характеризовавшееся ликвидацией КПСС и ее власти, отсутствием Советов, возникновением частной собственности, предпринимателей, коммерсантов, принципиально других условий хозяйствования, т.е. новых политических, экономиче­ских, социальных отношений в стране.

Работы упомянутых и иных авторов оказались весьма близки к концепциям социальной стратификации. Но существу, впервые были сделаны попытки представить стратифицированное российское об­щество, о чем подробнее будет сказапо в следующей главе. В середине 1990-х гг. проводятся первые исследования субъективным методом (хотя точный набор признаков классов респондентам не предлагал­ся). В результате с высшим классом идентифицировал себя 1 % опро­шенных, со средним — 37, с низшим —,44, затруднились ответить — 18%. В ходе исследования обнаружилась интересная зависимость между социальными (в том числе социально-профессиональными и демографическими) группами респондентов и классом, к которому они себя причисляли. Так, 2/3 крестьян и пенсионеров отнесли себя к низшему классу^ тогда как среди студентов таких оказалось только 22%!. Исследование показало значительную поляризацию населения как по реальному уровню жизни, так и по его осознанию.

Таким образом, отечественная социология в трактовке социальной структуры общества совершила прорыв, приблизившись по.характеру ставящихся целей и исследовательских задач к мировой социологии. Последняя изучает социальную структуру общества па уровне его -стратификации. Лучшие работы российских социологов последних лет выполнены также в этом ключе. Перейдем к рассмотрению соци­альной стратификации.

Вопросы и задания

  1. По каким критериям можно структурировать основные этапы счаионлемия и раз­
    вития общества?

  2. Что мы понимаем иод естественной структурой общества? Какие виды естествен­
    ных структур можно выделить?

  3. Как соотносятся естественная н социальная структуры общее та?

' См.: Социальная и социально-политическая ситуация в России: анали.) и uporno.s. М., 1995. С. 30-32.

1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   59


написать администратору сайта