Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы

  • Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


    Скачать 5.8 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
    Дата04.12.2022
    Размер5.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
    ТипУчебник
    #827399
    страница24 из 59
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   59

    деградация человеческого потенциала. Россия на рубеже веков нахо­дилась как раз около этой цифры.

    При создании и внедрении регулятивных механизмов обществен­ной системы необходимо помнить, что основой ее социальной устой­чивости является экономическая и политическая стабильность, ха­рактеризующаяся такими ведущими ценностями, как: сохранение здоровья в условиях относительного экологического благополучия, нормальное потребление основных продуктов и товаров, возмож­ность получения образования, профессии, квалификации, работы, от­сутствие жесткого политического противоборства, гарантии личной безопасности при необходимом уровне общественного порядка. Со­здание условий для реализации этих ценностей будет означать пере­ход к стабильной социальной системе.

    Подведем итог. Мы задались целью охарактеризовать общество как социальную, общность и социальную систему. В первом случае общест­во было определено как взаимосвязь различных социальных общностей, взаимодействующих с природой в условиях определенной пространст­венно-временной локализации. Во втором случае оно рассматривалось как сложная, противоречиво развивающаяся и функционирующая со­циальная система, характеризующаяся стабильностью, изменчивостью, целостностью, единством, взаимосвязью социальных общностей, инсти­тутов, организаций, структур, социальных норм и ценностей, регулиру­ющих связи и отношения между ними.

    Этими двумя подходами, однако, не исчерпывается анализ общест­ва. Понять его вне отношений с культурой было бы невозможно. К рас­смотрению взаимосвязи общества и культуры мы переходим в следую­щей главе. '

    Вопросы и задания

    1. Как изменялись представления об обществе в истории классической социологии
      XIX - начала XX в.?

    2. В чем состоят особенности понимания общества современной западной социоло-
      1ией?




    1. Даше краткую характеристику общества как социологической категории от име­
      ни отечественной науки.

    2. Как вы понимаете следующее суждение: «Общество — это взаимосвязь различ­
      ных социальных общностей»?




    1. Что такое социальное пространство и как эго понятие применяется в анализе об­
      щества? Почему мы должны говорить о пространственной локализации различных со­
      циальных общностей?

    2. Что такое социальное время и как это понятие применяется в анализе общества?
      В чем заключаются особенности временной локализации различных социальных общ­
      ностей?

    220

    Раздел III. Общество и его структура


    ' mm



    1. Какие системные принципы необходимы для анализа общее ни?

    2. Расскажете о видах социальных сисюм.

    3. Можно ли анализирова! i> общее iво как сие i ему вне рассмо] рения ею прсмиворе-
      чий? Аргументируй 1 е свой ошег Какие противоречия общееi венной жи.шп (с ючки
      зрения их типологии) пы могли бы на mi ь и охарактеризован.?

    4. Чго означает стабильность социальной системы и каковы механизмы ее поддер­
      жания?

    Литература

    Артемов В.А. Социальное время Проблемы изучения и использования Новоси­бирск, 1987.

    Гиддепс Э Социожм ия. М., 1999

    Капитонов Э.А. Социология XX века. Росюв н/Д., 1996 С. 120- 148

    Комаров М С. Общество как социокультурная система// Проблемы i cope i и чес кой социологии. СПб., 1994.

    ЛумапН. Понятие общества//Проблемы георешческой еоциоло! ни СПб., 1994

    Луман Н. Теория общее гва // Теория общества.-М., 1999

    Российская социолог ичеекая энциклопедия. М., 1998.

    Черников В Г. Общест венное пространство Воронеж, 1984

    Глава 11

    Общество и культура

    § 1 Понятие культуры Культура как 6a.au общества § 2. Элементы культуры § 3 Этноцентризм и купыпцрпый релятивиш




    § 1. Понятие культуры. Культура как базис общества

    О разных понятиях культуры

    В социально-гуманитарных науках нет, вероятно, другого столь многооб­разного понятия, как кул ы ура. Оно употребляется и как общее обозначе­ние форм и продуктов художественной деятельности (живопись, музыка, театр, кино, литература и др.), и как указание на особенности образа жиз­ни и способа развития какой-либо страны в определенный период (куль­тура России в первой половине XIX в.), и как характеристика состояния общества, его нравов, порядков (страна высокой культуры), и как описа­ние типа личности (культурный человек, некультурный человек).

    Многообразие не только в бытовом, но и в научном понимании термина «культура» отразилось в большом количестве ее определе­ний. Еще в 1952 г. известные американские ученые А. Кребер и К. Клакхон в книге под названием «Культура. Критический обзор по­нятий и определений» предложили читателю анализ более 150 опре­делений культуры, которые выражали самые разные аспекты этого понятия1. Издав через 11 лет новый вариант своей работы, они намно­го расширили список дефиниций, приведенных ранее. Конечно, нет смысла их рассматривать, даже в том систематизированном и сгруп­пированном варианте из шести типов, который предложили Кребер и Клакхон, поскольку это перегрузило бы материал главы.

    Затем несколько десятилетий продолжались дискуссии о том, ка­кое из значений и смыслов понятия «культура» является основопола­гающим. Похоже, что и сейчас эти споры еще не угасли, особенно сре­ди культурологов — специалистов, изучающих культуру как единую

    1 См.: Kroebei A , Kluckhon К. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions Cambridge, Massachusets, 1952.

    222

    Раздел 1II Общество и его структура

    систему и особый класс явлений. Однако у упомянутой вялотекущей полемики, скорее всего, нет будущего.

    Учитывая это обстоятельство, отдельные исследователи культуры стремятся найти в определениях культуры не столько то, что их разъ­единяет, сколько то, что сближает. В этом отношении значительный интерес представляет позиция Л.Г. Ионина, предлагающего гакие об­щие положения в определении культуры, с которыми были бы соглас­ны буквально все авторы, работающие над ее проблемами: «...культу­ра — это то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества... культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.... культура напрямую связа­на с идеями, которые существую: и передаются в символической фор­ме (посредством языка)»1.

    Отказываться от споров вокруг определения культуры еще не зна­чит отвергать необходимость самого этого определения. Что же такое культура с социологической точки зрения? При ответе на этот вопрос будем постоянно иметь в виду наше стремление связать два фунда­ментальных в социологии понятия — общество и культуру, следова­тельно, станем характеризовать культуру как явление общественное, социальное, человеческое.

    Культура в обществе

    Значение термина «культура» (от лат. cultura — возделывание, обра­ботка) довольно быстро изменилось, наполнившись новым содержа­нием уже в Древнем Риме и пройдя путь от «возделывания земли» до «воспитания и образования человека». Затем этот термин приобрел не только личностный, но и социальный смысл.

    Наличием культуры общество отличается от всего окружающего мира, в том числе от животного. Культура в этом смысле может быть определена как содержание социальной жизни людей, как система форм деятельности, необходимых для общества и личности в качестве соци­альных систем. Общество и культура «живут» друг в друге, они не в со­стоянии существовать порознь. Их взаимосвязь, более того, взаимопро­никновение имеет многосторонний характер.

    Об этом прежде всего свидетельствует наличие субъектов культуры, в качестве которых выступают основные типы социальных общностей — общество, нация, социальная группа. Так, мы говорим об американской или российской культуре (как многонациональной куль­туре, культуре всего общества). Не менее, а в ряде случаев даже более

    Ионии Л Г Социолошя культуры М , 1996 С 47

    Глава 11 Общество и культура 223

    важно говорить о конкретной национальной культуре (например, о та­тарской или украинской). Существует культура той или иной социаль­ной (демографической, профессиональной и т.д.) группы (молодежная культура, культура учительства). Конечно, все эти культуры весьма раз­личаются между собой по содержанию, формам, особенностям комму­никативных связей, устанавливаемых в процессе деятельности групп, специфике культурной информации, создаваемой, распространяемой и потребляемой в ходе социального взаимодействия.

    Общество как культурное целое

    В каждом обществе есть специфическая, отличная от других система вза­имосвязанных норм, обычаев, верований, ценностей, разделяемых боль­шинством населения. В этом смысле общество выступает как единое культурное целое, отличающее его от других обществ. Однако культура и общество не обязательно «совпадают», и границы их не идентичны.

    Здесь можно выделить два аспекта «несовпадения». С одной сторо­ны, не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы. Так, даже в США есть немало людей, не стремящихся к успеху, не же­лающих не только работать активно, но трудиться вообще (тем более что общество берет на себя определенную заботу о таких людях, в част­ности о безработных).

    С другой стороны, некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются во многих других обществах. В качестве примера приведем знаменитое римское право, являющееся основой систем гражданского права во многих странах (в том числе в России) и сейчас, спустя две тысячи лет после его созда­ния. Не случайно практически во всех высших юридических учебных заведениях страны студенты изучают римское право на первых кур­сах в качестве важнейшего научно-культурного наследия историчес­кого прошлого человеческого общества.

    Вместе с тем в одном обществе может функционировать несколько культур, подчас значительно отличающихся друг от друга. В их основе, как правило, оказываются разные языки, религии, обычаи и даже ценнос­ти. Так, в республиках Татарстан и Башкортостан, наряду с русским язы­ком, христианством, русской музыкальной культурой с ее семитоновым музыкальным ладом, русскими обычаями, традициями, сосуществуют и взаимодействуют татарский и башкирский языки, мусульманство, собс­твенная национальная музыкальная культура с пятитоновым музыкаль­ным ладом — пентатоникой, национальными обычаями и традициями.

    Опыт многих стран, в том числе Советского Союза в прошлом, стран СНГ и России сейчас, показывает, что проблема сосуществова-

    224

    Раздел III. Общество и его структура





    «

    ния различных культур в едином социальном пространстве совсем не проста, а в ряде случае ситуация может приобрета гь конфликтный ха­рактер. Мудрость властных структур состоит в гом, чтобы создать благоприятные условия для бесконфликтного сосуществования и ак­тивного взаимодействия разных культур в одном обтцестве. Понимая это, во многих регионах нашей страны, где есть достаточно представ­ленные этнические общности, власти способствуют созданию выра­жающих их духовные интересы национально-культурных обществ. Так, в Екатеринбурге (равно как и во многих других городах страны) работают общества татаро-башкирской, украинской, еврейской, не­мецкой культур. Конечно, это не единственный и, возможно, не глав­ный способ решения проблемы, но и он оказывается продуктивным и особенно важным в социально-психологическом плане.

    Виды культуры в обществе

    Характеризуя культуру в целом, необходимо видеть ее важнейшие ви­ды и структурные проявления. Она включает в себя материальные предметы, произведенные человеком: автомобили, станки, здания, ме­бель и т.д., т.е. то, что называют материальной культурой. Кро­ме того, культура — это духовные ценности, произведения литерату­ры и искусства, нормы, обычаи, слова, идеи, верования и т.д. В этом случае говорят о нематериальной (либо духовной, что не столь точно) культуре.

    Оба вида культуры тесно связаны между собой и являются причи­ной друг друга. Материальная культура есть следствие развития идей, результат человеческого мышления. Нематериальная культура во всех ее многочисленных проявлениях, несмотря на кажущуюся авто­номность и независимость от материальной, на самом деле не сумела бы просуществовать и дня сама по себе. Оба вида культуры не просто тесно связаны, они «пронизывают» друг друга. Усвоение культуры осуществляется путем научения, передачи опыта и знаний. Основным «инструментом» этого процесса выступает образование.

    Под культурой понимается не только система деятельности, ее материализованных результатов, а также идей, ценностей, норм, ве­рований и обычаев одного общества, но и то, что называют целост­ным историческим феноменом, культурно-историческим типом, ци­вилизацией. Это то, что принято называть «великими культурами» (античная, индийская, китайская, европейская, майя и иные цивили­зации — культуры), используемыми для характеристики как опреде­ленных исторических эпох, так и конкретных обществ, народностей и наций.


    Глава 11 Обществом культура 225

    Основой этих кульгур являются «простирающиеся» во времени и пространстве, проходящие этапы зарождения, развития, расцвета и упадка этнические, территориальные, хозяйственные, языковые, по­литические, психологические общности. Можно говорить также о культуре земной цивилизации, подразумевая, по крайней мере гипо-[етически, наличие внеземных цивилизаций как культур. На эту тему написано немало исследований, по еще больше — научно-фантастиче­ских романов. Однако такая предельно широкая трактовка культуры выходит за пределы социологии (по крайней мере, пока).

    Культура общества включает в себя ряд субкульту р. Субкульту­ра — это система деятельности, ценностей и норм, отличающих культу­ру определенной социальной общности (группы) о г культуры большин­ства общества (например, молодежная субкультура). Она не отвергает культуру этого большинства, но отклоняется от нее. Субкультура сов­сем не обязательно должна быть со знаком «минус», особенно если речь идет о тех или иных профессиональных группах (субкультура врачей).

    Наряду с субкультурой существует и к о н т р к у л ь т у р а. Она вы­ступает как разновидность субкультуры, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и цен­ности, противоречащие основным аспектам культуры. Хорошо изве­стна распространенная на Западе с 1960-х гг. контркультура хиппи. Среди ее ценностей — стремление к экстравагантным формам само­выражения, требование полной свободы, поощрение равенства муж­чин и женщин (в том числе в сфере сексуального поведения), восии-1ание детей в отрыве от общества (что означает их «спасение»). Все »то подразумевает отрицание и отказ от таких ценностей господству­ющей культуры, как самодисциплина, самоограничение, стремление к успеху и достижениям.

    Ценности контркультуры часто проникают в господствующую культуру. Так, характерные для хиппи длинные волосы, особый сленг, причудливость в одежде, употребление наркотиков — все это стано­вится достоянием широких слоев населения (чему немало способст­вуют средства массовой информации, в первую очередь телевидение), воспринимается ими с той или иной степенью полноты, вследствие чего ценности контркультуры становятся менее «конфликтными».

    Культура общества как предмет социологии

    Какие же аспекты культуры привлекают внимание социологов? Их, интересы сконцентрированы вокруг проблем, которые чисто условно можно рассматривать на трех уровнях. Первый из них — эмпириче-с кий. На этом уровне изучается система норм и ценностей, регулиру-

    226

    Раздел III. Общество и его структура

    ющих поведение индивидов и социальных общностей, их культурную (в основном досуговую) практику, связанную с созданием, распрост­ранением, потреблением культурных (и антикультурных) ценностей. Предполагается также изучение организации культурно-массовой и просветительской работы, культурного уровня различных социаль­ных групп и т.д.

    В рамках исследований второго — теоретического — уровня социологию волнует вопрос об основных формах культуры в общест­ве. Принято говорить о высокой (часто называемой элитарной) куль­туре: изящные искусства, классическая литература и музыка, произ­ведения которых воспринимаются относительно неширокими слоями населения, и культуре народной (часто именуемой массовой): это сказки, песни, фольклор, мифы, сказания. К последней нередко отно­сят и поп-культуру, и рок-культуру. С появлением и широким рас­пространением средств массовой информации различия между обеи­ми формами культуры постепенно стираются.

    Исследования социологов на третьем уровне предполагают свое­образный «стык» первых двух — эмпирического и теоретического. Здесь речь идет об изучении качеств и характеристик культуры в раз­личных сферах общественной жизни и деятельности социальных общностей. В этом смысле говорят о культуре труда, быта, свободно­го времени, а также о профессиональной, политической, экономичес­кой, нравственной, эстетической и иной культуре.

    Одна из важных проблем социологического изучения — конфликт в культуре. Как показало развитие западной социологии в XX в., ее представители выделяли три вида конфликтов, связанных с культу­рой: аномию, культурное запаздывание, чуждое влия-н и е. Об аномии писал Э. Дюркгейм, понимая под ней нарушение един­ства культуры в связи с распадом системы нравственных ценностей (рост преступности, увеличение числа разводов, самоубийств и др.).

    Американский социолог У. Огборн в 1922 г. сформулировал ос­новные положения теории культурного запаздывания (культурного лага), суть которой состояла в показе причин культурного конфликта. По его мнению, перемены в материальный жизни, прогресс производ­ства «обгоняют» изменения в нематериальной культуре: обычаях, за­конах, убеждениях и т.д. Отставание культуры и является причиной конфликтов, с ней связанных.

    Третий вид конфликта определил английский социолог Б. Малинов­ский в 1945 г., рассматривая влияние чужой (в основном европейской) культуры в Южной Африке во время ее колонизации и в последующий период. Б. Малиновский писал о конфликте двух культур — навязывав-

    Глава 11. Общество и культура 227

    мой извне и местной. Если попытаться определить общую идею много­численных теорий культурного конфликта, то ее можно сформулиро­вать так: эти конфликты имеют место потому, что различные модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противопо­ложными тенденциями — объединения и разъединения культур.

    § 2. Элементы культуры

    Структура культуры: разные мнения

    В литературе существуют разные точки зрения на структуру культу­ры. Одна из наиболее принятых на Западе принадлежит американско­му исследователю Уорду Гудинафу и сводится к тому, что культура включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: понятия, отно­шения, ценности, правила11. Понятия выражаются через язык, слова, поэтому их изучение и знание позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Второй элемент — отношения между людьми и предметами, их взаимосвязи, конкретизирующие явления культуры в пространстве и времени. Третий элемент — ценности — представляют собой общепринятые убеждения относительно целей, к которым че­ловек должен стремиться. При этом каждое общество само устанавли­вает, что для него есть ценности, а что — нет. Наряду с ценностями конкретной культуры существуют и общечеловеческие ценности. Четвертый элемент культуры — нормы и правила — регулирует пове­дение людей в соответствии с ценностями культуры.

    В отечественной социологии, так же как в зарубежной, содержат -ся разные взгляды на структуру культуры. Приведем одну из точек лрения, принадлежащую Л.Н. Когану2. Согласно его мнению, куль­тура включает в себя три основных блока: когнитивный, поведенчес­кий и праксеологический. В первый (когнитивный) блок входят зна­ния, навыки, умения, мировоззренческие парадигмы, т.е. то, что характеризует культуру как социальный опыт, накопленный челове­чеством. Ядром этого блока являются ценности культуры, такие, как деятельность людей и ее результаты (танец, книга, картина и т.д.). 11оведенческий блок включает в себя нормы культуры, поведения и деятельности. Праксеологический регулирует саму культурную дея­тельность людей через социальные институты культуры (образова­ние, наука, право, религия, мораль, искусство). Это так называемый «культуро-организующий» блок.

    1 См ■ GoodenoughW. Culture, Language and Society. Mcnlo Park, 1981. P. 62.

    2 См.: Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. С 9—12.
    228 Раздел III Общество и его структура

    Рассматривая структуру культуры, назовем в качестве ее элемен­тов ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность и дадим характери­стику каждого из них. Начнем с ценностей.

    Ценности культуры

    Ряд социологов считает ценности ведущим элементом культуры. Ценности, действительно, выступают тем «стержнем», который объе­диняет материальную и нематериальную культуру, поскольку ни один другой компонент культуры, исключая деятельность (обычаи, нормы, язык), не выступает в таком качестве. Поэтому не случайно отдельные авторы определяют культуру через систему ценностей. Н. Смелзер — один из них — пишет: «Культура — система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью оп­ределенного образа жизни»1.

    Под социальными ценностями мы будем понимать значимость яв­лений, предметов и процессов как образцов, принятых в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в соци­альной общности. Ценности выступают как социально-нормативные' регуляторы общественной жизни и поведения людей. Они оказыва­ются тем фундаментом, который обеспечивает целостность опреде­ленной социальной системы.

    Ценности являются основанием тех или иных норм и стан­дартов поведения, реализующихся в ходе взаимодействия между людьми и социальными общностями. Естественно, ценности в разных типах обществ не одинаковы. Сравним в этом отношении некоторые ценности американского, японского и российского обществ.

    Уже не раз цитировавшийся Н. Смелзер в главе «Культура» своего учебника по социологии посвящает целый параграф характеристике американской культуры, называя среди ее традиционных ценностей стремление к личному успеху, активность и упорный труд, эффектив­ность и полезность деятельности, материальное благополучие, уваже­ние к науке, оптимизм. Именно эти достижения культуры определяют прогресс американского общества2. Японскому обществу и японской культуре свойственны иные ценности — приверженность традициям, обращенность к прошлому, преданность семейным устоям, уважение к религии предков, повышенное внимание к чести имени и к чести семьи.

    Сопоставляя с названными ценности российского общества и рос­сийской культуры, отметим, что они обращены больше не к прошло- му, а к будущему, хотя часто последнее понимается достаточно абст-

    1 Смелзер Н. Дж Социолошя. М., 1994. С. 654.

    2 См.: Там же С. 63—64

    Глава 11. Общество и культура 229

    рактпо, как вечность. К. Касьянова пишет в этой связи, что «мы, явля­ясь традиционалистами, слабо воспринимаем конкретные формы этих самых традиций. К своим культурным и социальным устоям мы относимся как к части какой-то огромной, вечной, не зависящей от нас действительности, которая развивается по каким-то своим собст­венным законам, интуитивно нами ощущаемым, но недоступным на­шему познанию»1.

    Можем ли мы назвать и дать характеристику ценностей русской культур'ы? Попытку ответить на такой вопрос предпринимает Касья­нова в работе «О русском национальном характере». Она считает, что наша культура — очень древняя и суровая — требует от человека силь­ного самоограничения, репрессии своих непосредственных внутрен­них импульсов, своих личных индивидуальных целей в пользу гло­бальных культурных ценностей2.

    К. Касьянова не согласна с традиционным представлением о кол­лективизме как особенности и ценности русской культуры и русского национального характера. Она полагает, что мы — глубокие социаль­ные интроверты (личности, ориентированные на внутренний, субъек­тивный мир), «которые очень трудно "монтируются" в ту группу, кон­сенсуса которой не разделяют»3. Еще одна особенность русского национального характера — связь культа личности с личностным ста­тусом, из которого он (культ) вырастает. Личностный статус Касьяно­ва считает очень сильным средством культуры.

    В связи с этими рассуждениями обращает па себя внимание нали­чие единого корня в словах «культура» и «культ» (последний означа­ет чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо, например культ личности). На первый взгляд содержательного родства в этих одноко-ренных словах не обнаруживается. Однако анализ показывает, что в основе каждого из них — совокупность (или даже система) ценностей определенного рода.

    Говоря о ценностях российской культуры, мы могли бы назвать среди них и такие, как верность принятой и разделяемой идее, готов­ность ей слулсить до конца, а также стремление к образованию, тягу к знаниям, культуре, искусству.

    Конечно, нельзя в полной мере сопоставлять характеристики цен­ностей американской, японской и русской культур. Наша цель в дан-пом случае состояла в том, чтобы показать возможность и необходи­мость подобных рассуждений и исследований.

    1 Касьянова К. О русском национальном характере. М , 1994. С. 350.

    1. См.: Там же С. 337

    2. Там же. С. 342.

    230

    Раздел III Общество и его структура


    Продолжая характеристику элементов культуры, необходимо рейти к рассмотрению норм, которые тесно связаны с ее ценностями.

    Нормы

    Нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нравственные, институцио­нальные, правовые нормы (законы и подзаконные акты) и другие (на­пример, нормы этикета, повседневного поведения, правила «хорошего тона»). Нормы не вечны, они устаревают, обновляются, могут способст­вовать развитию или тормозить его. Нравственные нормы — это приня­тые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Простые нравственные нормы содержат десять заповедей христианской морали: «неубий», «не укради», «чти от­ца своего и мать свою», «не прелюбодействуй» и др.

    Институциональные нормы, в отличие от нравственных, тщатель­но разрабатываются, а правила следования им устанавливаются. Каж­дый социальный институт имеет собственную нормативную базу. Так, институт образования в свою нормативную базу включает номы деятельности и поведения основных социальных общностей учащих­ся и педагогов, взаимодействующих в его рамках.

    Наконец, в качестве правовых норм выступают прежде всего законы и подзаконные акты, являющиеся усиленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения всеми. Право­вые нормы, их выполнение обеспечивается принуждением со стороны государства. В этом их принципиальное отличие от норм морали.

    Обычаи

    Еще один элемент культуры — обычаи. Это принятые в обществе (общностях) образцы поведения, позволяющие людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Обычаи часто рассматривают как унаследованные стереотип­ные способы поведения, постоянно воспроизводимые в определенных обществах, определенных социальных общностях и привычные для их членов.

    В одних типах общества обычаи выступают в качестве основных регуляторов человеческой деятельности (это, главным образом, при­митивные общества), поскольку регламентируют повседневное пове­дение индивидов, поддерживают внутригрупповую сплоченность, пе­редают социальный и культурный опыт от поколения к поколению и т.д. В других, более развитых типах общества обычаи являются не основными (поскольку существуют иные нормативные способы регу-

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   59


    написать администратору сайта