Главная страница

Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


Скачать 5.8 Mb.
НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Дата04.12.2022
Размер5.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
ТипУчебник
#827399
страница26 из 59
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   59
Раздел III Общество и его структура






мый высокий показатель достигнут и по количеству заключенных на 100 тыс. населения — около 1 гыс. человек*.

Объективные характеристики социетального кризиса российского общества нашли свое отражение и в сознании жителей страны. Далее будут приведены некоторые результаты исследования «Новая Россия: десять лет реформ», проведенного в конце 2001 г. Институтом ком­плексных социальных исследований РАН (руководитель — М.К. Горш­ков) во всех территориально-экономических районах страны по репре­зентативной выборке среди 11 социальных групп взрослого (старше 18 лет) населения2. Социологов интересовало отношение респондентов к тому, что происходило в 1990-х гг., их оценка имевших место измене­ний, в которой как раз и отразилась кризисная ситуация в обществе.

Преобладающими оказались негативные оценки десятилетнего пе­риода. Среди самых больших потерь респонденты называют снижение уровня жизни, развал передовых отраслей промышленности, падение морали, снижение авторитета России в мире, утрату стабильности, бе­зопасности и отсутствие должного порядка в стране. Конечно, это свя­зано в значительной степени с событиями в Чечне. В массовом созна­нии сохраняются глобальные страхи как некое предчувствие, как гипотетическая возможность очередного срыва России с позитивной траектории развития (более 50% опрошенных). Среди основных стра­хов также страх перед ростом преступности (57%).

Некоторая стабилизация социально-экономической обстановки в России в 2001—2002 гг. не повлекла за собой автоматически роста чув­ства защищенности и безопасности у граждан. У 70% респондентов к этому добавилась тревога в связи с угрозой международного террориз­ма (после событий 11 сентября 2001 г.) и даже новой мировой войны. Так что возможность возникновения новых кризисных ситуаций пред­ставляется преобладающей части населения вполне вероятной.

Приведенные и многие другие данные свидетельствуют о том, что при анализе социетального кризиса в обществе необходимо иметь в виду моменты не только объективного, но и субъективного характера, представляющие срез сознания многих социальных общностей в структуре российского общества (либо их частей). Речь идет также о том, что субъективные оценки населения испытывают на себе тради­ционное воздействие менталитета и ценностей, господствующих в об­ществе. Отечественные социологи, в первую очередь Н.И. Лапин, су-

1 См Добренькое В.И Молчание погубит пас // Советская Россия 2002. 10 сен-
1ября

2 Результаты исследования нашли отражение в статье «Десять лег российских ре­
форм глазами россия» // Социол. исслед 2002. № 10.

Глава 12 Специфика современного российского общества

243

мели доказать достаточную стойкость и консерватизм базовых ценно-

стей россиян

Ценности новой модели общества и отношение к ним

Несмотря на стремление государственных структур осуществить пе­реход к новой модели экономического, социального и политического развития, ее ценности воспринимаются и интериоризуются с боль­шим трудом. Значительная часть жителей страны негативно относит­ся к курсу экономических (рыночных) реформ, равно как и к полити­ческой системе общества, призванной его осуществить. Вот лишь отдельные данные исследования, на которое только что мы ссыла­лись. 60% респондентов в целом негативно оценивают десятилетний период реформ. Такое же отношение сохраняется к отдельным рефор­мам, происходящим сейчас. Подавляющее большинство населения не удовлетворено реформами в области жилищно-коммунального хо­зяйства и энергетики. Люди считают, что в обеих этих отраслях долж­на сохраниться государственная монополия.

Многие социальные общности не воспринимают ряд новых ценно­стей рыночной экономики, политической демократии потому, что они заимствованы у Запада, но не подкреплены реальными экономически­ми, социальными, политическими процессами в нашей стране. Отсут­ствует их должное (а иногда и всякое) правовое регулирование. Значи­тельная часть взрослого населения по-прежнему не воспринимает индивидуализм, стремясь, как и раньше, к коллективистским ценнос­тям. Отсюда, например, болезненное восприятие идеи частной собст­венности на землю. Крайне сложным является отношение к риску как ценности, а ведь без него в условиях рыночной экономики трудно че­го-либо добиться. Подобный перечень может быть продолжен.

Высокий удельный вес в системе сознания и поведения ценност­ных ориентации «социалистического типа» существенно затрудняет выход из социетального кризиса, точнее, делает его невозможным без радикальных перемен в них. Пока система ценностей, соответствую­щая новой модели развития, не станет достоянием значительной час­ти членов общества, не будет ими «освоена», нельзя говорить об ус­пешном ходе реформ в России. Ценностный потенциал, назовем это так, составляет в настоящее время один из основных ресурсов' рефор­мирования и развития российского общества. Вместе с тем существу­ет и обратная зависимость: интернализация, прочное «внедрение» но­вых ценностей в сознание сопряжены с успехами реформ.

1 См Лапин НИ Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. исслед 1996 №.5

244

Раздел III. Общество и его структура



§ 2. Социологические аспекты реформирования российского общества

В основе анализа реформирования лежит понятие реформы как способа нормативного преобразования структуры общества, его институтов, состоящего в нововведениях, совершенствующих социальный организм.

Понятие реформирования и его основные направления

Реформирование означает совокупность реформ, точнее, систему пре­образований, направленных на осуществление задач перехода к новому типу общества, построенного на принципах рыночной экономики и поли­тической демократии. В нашей литературе можно встретить и иной термин для обозначения этого процесса — реформация. Он, однако, представляется менее удачным, поскольку «пришел» в социологию из истории, где под ним понимается широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., имевшее в основном антифео­дальный характер и принявшее форму борьбы против католической церкви. Аналогия с нашим временем, как видно, весьма относительна.

Имеет смысл вначале просто перечислить ведущие направления реформирования общества, взяв за основу его «сферную» структуру. В экономической области оно означает: 1) закрытие или радикальную модернизацию от 1/з Д° 2/з промышленных мощностей (поскольку значительная часть промышленного потенциала страны нежизнеспо­собна в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке); 2} введе­ние полноценной частной собственности на землю и ее правовое обес­печение; 3) создание благоприятных условий для иностранных инвестиций, без которых сегодня вряд ли удастся поднять экономику; 4) последовательное и жестко обоснованное с правовой и экономиче­ской точек зрения осуществление приватизации, включая крупные предприятия; 5) демилитаризацию экономики и конверсию военного производства; 6) демонополизацию.

В социальной и политической сферах (мы их рассматриваем в едином комплексе, поскольку многие преобразования приобретают «смешанный» социально-политический характер) реформирование включает в себя: 1) создание условий для возникновения здорового и честного среднего класса и опору на него; 2) изменение приоритетов в социальной политике государства (от поддержки практически всех слоев-населения, что реально невозможно, а главное, не нужно и даже вредно, к действительной социаль­ной защите групп, выбитых из колеи нормальной жизни); 3) пенсионную реформу; 4) военную реформу; 5) реформу в энергетике; 6) жилищно-ком­мунальную реформу; 7) обеспечение эффективности власти при ее под-

Глава 12. Специфика современного российского общества... 245

контрольности (что означает реформу государственного и муниципально­го управления); 8) создание правового государства и обеспечение полной легитимизации как пускового механизма социального реформирования; 9) беспощадную борьбу с криминалом, обуздание преступности, в особен­ности — коррупции и взяточничества.

Специфика реформирования в России

Реформирование в России — явление одновременно и уникальное и т и п и ч н о с. Уникально оно по масштабам преобразований, по драма­тизму и даже трагизму осуществления (достаточно вспомнить августов­ские события 1991 г. и октябрьские — 1993-го), по трудностям, с которыми сталкивается, но количеству людей, так или иначе в него вовлеченных. Ти­пично лее потому, что осуществляется в контексте европейского социо­культурного пространства и приближает Россию к миру Запада, но не Вос­тока. Так реформирование изначально «сверху» задумано (в чем состоит одна из особенностей российских реформ), так оно и осуществляется.

Это вызывает и в обществе, и в социологической науке разные оцен­ки. Некоторые ее представители полагают, что «главное направление современного этана реформирования должно определяться как объек­тивными тенденциями развития мировой цивилизации, так и потреб­ностями принятия адекватной российскому евразийскому менталитету модели общественного развития»1. Мы бы согласились с первой час­тью приведенного суждения (о необходимости соответствия россий­ских реформ объективным тенденциям развития мировой цивилиза­ции) и выразили сомнение в отношении «российского евразийского менталитета», на базе которого и должна быть создана, по мнению авто­ров, модель общественного прогресса в нашей стране. То, что Россия территориально находится в Европе и Азии, вряд ли служит достаточ­ным аргументом в пользу «евразийской» модели. После развала СССР в России осталось крайне мало «азиатского», основой же менталитета, всего образа жизни населения страны всегда были (по крайней мере, со времен Петра I) ценности, имевшие больше общего с Западом, чем с Востоком, даже если речь идет о населении азиатской части России.

Причины неудач российского реформирования

Обратимся к анализу непосредственно социологических аспектов ре­формирования российского общества. Один из главных вопросов, тре­бующих «социологического» ответа, состоит в выявлении причин неудач, сопровождающих реформы на протяжении 90-х гг. XX — начала

' Чн> происходит с социологией. Беседа с академиком Г.В. Осиновым // Социол. иссисд 1997. №5. С. 8; см. 1акжс: Новый курс России: предпосылки и ориентиры. М., 1996,

246

Раздел III Общество и его структура

XXI в. Мы не будем говорить об экономических просчетах и неверных политических решениях, хотя по большому счету о последних сказать бы надо. У социологов есть на то право: их не спрашивали, не слушали и не принимали в расчет результаты исследований и аргументацию. Если бы политики задали социологам вопрос, к примеру, о целесообразности войны в Чечне, о том, как население воспримет ее, то получили бы абсо­лютно однозначный отрицательный ответ. Но этого не было сделано.

Более того, ни одно серьезное политическое решение не прошло социологической экспертизы. Невостребованность социологических исследований и выводов, делаемых из них, конечно, не может не ска­заться (пусть и не прямо) на результатах реформирования общества (или их отсутствии). Но не это главное.

С позиций социологии хорошо заметно, что властвующие структу­ры не соотносят реформирование общества на двух его основных уров­нях макросоциалъном и микросоциальном. Провозглашение той или иной реформы на макроуровне вовсе не дает гарантии ее успеха. Он может прийти только в случае осуществления реформ на микросоци­альном уровне. Как показывает анализ реальных процессов и резуль­татов социологических исследований, решение этой задачи оказывает­ся наиболее сложным и сталкивается с гигантскими трудностями в конкретных регионах, в рамках отдельных микросоциальных практик.

Здесь необходимо сказать об особенностях поведения россиян в гра­ницах локальных социально-территориальных общностей. В силу сло­жившихся в России традиций, вытекающих из отношений «регионы — центр», «село (малый город) — областной центр (столица республики)», «город — столица страны», в результате длительного господства сначала царизма, затем — тоталитаризма, потом — авторитаризма и дефицита элементарных демократических норм и отношений локальные общности не способны сколько-нибудь серьезно влиять на решения авторитарного руководства.

Более того, на микросоциальном уровне воспринимаются с полным пониманием недемократические, авторитарные действия макросоци-альных структур, поскольку они соответствуют прежним микросоци­альным практикам широких слоев населения, и возникают большие проблемы с адекватной реакцией на предлагаемые этими же структу­рами экономические реформы рыночного характера. Причина — в «не­стыковке» ценностного содержания реформ (экономическая самостоя­тельность, риск, индивидуализм и инициатива, ответственность, конкуренция и т.д.) и традиционного социального поведения субъектов (экономическая несамостоятельность, отсутствие ответственности, риска, конкуренции, коллективизм, безынициативность и т.д.).

Глава 12 Специфика современного российского общества

247





Таким образом, в процессе реформирования возникает двойной барьер между макросоциальными структурами и социальными субъ­ектами на микроуровне: один ставится сверху вниз, другой возводит­ся снизу вверх. Их несоответствие друг другу обусловливает серьез­ные противоречия в их взаимодействии и влияет на характер и уровень стабильности в обществе. Для того чтобы реформы «пошли», их инициаторы — властвующие «наверху» структуры — должны вме­сте с целью, содержанием, предвидимыми результатами разработать такие их механизмы, которые были бы поняты и приняты самыми разными социальными общностями, социальными субъектами.

Подобные сложности и противоречия должны быть осознаны об­ществом, но уже не в границах марксистской парадигмы, гипертрофи­рующей роль экономических и политических институтов и структур и умаляющей роль социокультурных и ценностных факторов1. Нуж­ны иные подходы, дополняющие и усиливающие экономический де­терминизм, позволяющие искать ответы на возникающие вопросы. Скажем, почему в России не появляются спаянные общими интереса­ми новые классы — собственников и наемных работников? Почему класс собственников «трещит» от внутренних «разборок»? Почему этот класс не консолидируется в борьбе за свои права с государством, которое стремится «удушить» его налогами? Почему наемные работ­ники не превращаются в «класс для себя»? На все эти «почему» вряд ли можно найти ответ, обращаясь к рассмотрению только объектив­ных экономических и политических процессов и не исследуя тща­тельно субъективный мир различных социальных общностей.

Типы адаптивного поведения

Социологический анализ помогает прояснить ситуацию путем выде­ления в ней типологических форм и видов адаптации социальных общностей к новым условиям деятельности. Авторы упомянутой вы­ше книги используют типологию форм приспособления, разработан­ную Р. Мертоном, и рассматривают пять основных типов поведения применительно к России 1990-х гг. Речь идет о конформистском, ин­новационном, ритуалистском, ретритистском и мятежном типах пове­дения'2. Раскроем кратко содержание каждого из них.

Конформизм как тип поведения распространен в обществах с вы­соким уровнем стабильности и характеризуется соответствием основ­ным ценностям, целям и средствам их достижения. В России пока лишь

* См Кравченко С А , Мнацакашт М О , Покровский НЕ Социология парадигмы и гемы С 350-351

2 См Там же С 360-364


248 Раздел III Общество и ею структура

небольшая часть населения способна принять ценности постиндустри­ального общества, к которому, по мнению авторов, движется страна.

Инновационный тип поведения в современной России ха­рактеризуется стремлением использовать для достижения цели-успе­ха институционально запрещаемые средства. Этот тип адаптации по­рождает тенденцию к девиантному (отклоняющемуся) повелению. Одна из главных его особенностей состоит в том, что он «отменяет » ценность труда, который перестает рассматриваться как источник ма­териального благополучия, законный способ добывания денег и до­стижения более высокого статуса.

Ритуалистский тип предполагает понижение значения цели-успеха. Для людей, чье поведение относится к э тому типу, богатство, власть, более высокий статус не стали стимулом для особой активно­сти. По существу, речь идет о безынициативном стиле деятельности, характерном для значительной части рабочих, инженеров, служащих, работников образования, науки, культуры. Многие из них не полага­ются на себя, па свой труд и интеллект, не проявляют способности к рациональной самоорганизации. Сильное психологическое давление на них оказывает угроза увольнения и безработицы.

В отличие от инновационного типа адаптации, ритуалистский не представляет для общества серьезной социальной проблемы, по­скольку здесь не нарушаются институционально допустимые средст­ва достижения целей. И все же проблема есть: ощущение бесправнос­ти и униженности у этих людей сковывает их активность, подавляет личность и формирует предпосылки к поиску своеобразных форм эс­капизма — бегства от общества и от себя, связанного с появляющимся интересом к алкоголю, наркотикам, замкнутым религиозным сектам, даже суициду (самоубийству).

Ретритизм как тип адаптации в стабильном обществе встречает­ся не часто, по крайней мерс реже, чем другие типы. Что касается кри­зисного общества, то здесь он свойствен целым социальным группам. Люди, входящие в них,'терпят неудачи в своем желании достичь цели легальными способами и средствами. То, что у представителей ритуа-лизма намечается лишь как тенденция, в этом типе поведения превра­щается в норму. Ретритизм может быть представлен алкоголиками, наркоманами, бомжами, т.е. людьми, отвергнутыми обществом.

По сути ретритизм в российских условиях — это следствие игно­рирования обществом социальной направленности реформ. Люди не могли (а возможно, и не хотели) адаптироваться к ним и оказались выброшенными на обочину. Особенность резкого и глубокого эконо­мического реформирования общества должна состоять в наличии

Глава 12 Специфика современною российского общества.. 249

компенсаторных механизмов социальной защиты и социальной помо­щи не сумевшим адаптироваться слоям населения, в противном слу­чае реформы серьезно «отягощаются». Именно это и произошло в России, где ретритистский тип приспособления практически никак не учитывается макросоциальными структурами. Они до сих пор не при­няли программ помощи людям этого типа поведения для того, чтобы изменить их доминирующие ценности и помочь обрести иной тип по­ведения, базирующийся на других нормах и ценностях.

Наконец, пятый тип приспособления, названный Р. Мертоном мятежным, весьма характерен для России 1990-х гг. Мятеж в этих условиях означавi резкий отказ от господствующих целей и стандар­тов тоталитарного общества. Но весь вопрос в том, что их заменяет. Лишь немногие (это в основном российские интеллектуалы) стано­вятся приверженцами ценностей постиндустриального общества. Другая часть (так называемые «новые русские», причем богатые, в от­личие от еще одной категории «новых русских» — бедных; впрочем, оба понятия, по нашему мнению, не вполне корректны в плане их на­учного использования) также ратует за радикальную смену ценност­ной основы общества.

Однако многие из новых ценностей, которых придерживаются бо­гатые «новые русские», в реальности выступают как суррогатные псевдоценности: разграбление созданного несколькими поколе­ниями богатства выдается за приватизацию, стяжательская купля-продажа — за рынок, борьба за власть и стремление любой ценой ур­вать от нее побольше — за демократию. Тем не менее во всех случаях форма поведения — мятежная но отношению к тоталитарному и авто­ритарному обществу.

Социальная адаптация - ключевая проблема реформирования

Почему проблема адаптации с точки зрения социологии является од­ной из ключевых в понимании сущности и характера процесса рефор­мирования? Выявление типов адаптантов, степени принятия ими ценностей нового общества, согласия с содержанием реформ дает от­вет на вопрос об успешности этого процесса, его устойчивости и нео­братимости, тем самым позволяя делать вывод и о степени необрати­мости политического курса.

Обратимся, однако, вначале к точке зрения российского социолога Л.А. Гордона, исследователя проблемы социальной адаптации в усло­виях реформирования (или реформации, в его терминологии) общест­ва. Один из основных выводов, который он делал в связи с анализом процессов адаптации, заключался в том, что они в условиях середины

250

Раздел III. Общество и его структура





1990-х гг. оказываются сильнее, чем процессы дезадаптации (хотя сама адаптация и не стада еще необратимой и надежно прочной). В 1994 г. от V2 до 2/з взрослого населения, по данным ВЦИОМ (Всероссийского центра по изучению общественного мнения), одобряло отход от преж­них государственно-социалистических порядков и считало, что рефор­мы должны продолжаться1.

Сравнение результатов исследований второй половины 1990-х гг. показывает, что активного роста рядов сторонников реформ не произо­шло. Респондентов, отрицательно относящихся к тому, что было до 1990-х гг., намного больше, чем тех, кто приветствует реформирование общества и согласен с его характером. Несмотря на то что последние го­ды были отнюдь не безоблачными в жизни россиян, они никак не по­влияли на степень адаптации различных социальных общностей к пе­реходному процессу. В этой связи авторы упомянутого исследования «Новая Россия: десять лет реформ» отмечают: «...почти половина опро­шенных заявила о том, что десять лет назад они в той или иной степени поддерживали начавшиеся тогда экономические и политические ре­формы, тогда как 34% либо сомневались, либо были категорически про­тив них. Отвечая же на вопрос о своем нынешнем отношении к рефор­мам, наши сограждане оказались более сдержанными и критичными. В результате негативные оценки десятилетнего периода реформ явля­ются сегодня преобладающими»2.

Вместе с тем следует отметить вывод этих авторов о том, что насту­пивший сейчас период можно охарактеризовать как «постпереход­ный, стабилизационный по крайней мере в той части, которая касает­ся общественных ожиданий»^.

В целом же можно предположить, что адаптация «буксует». Если это так, то возникает вопрос о причинах данного явления. Самый об­щий ответ состоит в том, что адаптацию нельзя связывать с какими-то отдельными сторонами процесса реформирования, это освоение новой социальной системы, нового типа общества в целом, приспособление к новому общественному строю. Но ведь его еще нет! Поэтому трудно говорить о позитивном принятии реформирования как системы преоб­разования всего общества. Это — одна часть ответа на вопрос о том, по­чему не совпадает число тех, кто приветствует реформирование и пе­реход к новому обществу (их меньше) и кто одобрительно относится к отказу от тоталитарного режима (их, соответственно, больше).

1 См.: Гордой Л.А. Социальная адашация и современных условиях // Социо i
исслед. 1994 №8-9. С. 6.

2 Десять нет российских реформ глазами россиян // Социол. исслед. 2002. № 10. С. 23

3 Там же С. 37.

Глава 12. Специфика современного российского общества... 251

Теперь о второй части ответа. Сам процесс адаптации чисто условно может быть расчленен на «расставание с прошлым» и вхождение в настоя­щее, которое становится частью нового будущего. Понятно, что здесь нема­ло проблем социального и психологического характера, ведь отказаться от того, что много лет провозглашалось смыслом жизни общества в целом и каждого конкретного его члена, не просто. Однако резкая критика и массо­вые разоблачения социалистического прошлого сделали свое дело.

Но воспринять новое гораздо сложнее, чем отказаться от старого, особенно с учетом того, что оно изначально повергло большую часть общества в шоковое состояние. Собственно, это состояние стало след­ствием так называемой шоковой терапии, которая на поверку оказа­лась скорее шоковой хирургией, поскольку «резала по живому» по­давляющее большинство населения страны.

Как известно, начало процессу реформирования было положено введением свободных цен в январе 1992 г., вслед за которым последо­вал первый этап массовой приватизации, означавшей переход общест­венной собственности в частную. Так началось экономическое рефор­мирование общества, воспринятое сразу же негативно массами населения, потерявшего свои сбережения, утратившего стабильность жизни, уверенность не только в отдаленном будущем, но и просто в завтрашнем дне. Последнее оказалось трудно воспринять и пережить и в то время (1992—1993), и сейчас, спустя десять лет. Не случайно в обществе возникло явление социальной ностальгии.

Социальная ностальгия

В условиях резких социальных перемен и нарастания разочарованно­сти складывающимся бытием острая потребность части общества удержаться в привычных для себя экономических и социокультурных рамках приводит к актуализации «образа прошлого». Социальная но­стальгия предстает своего рода индикатором нарушения взаимосвязи времен, когда переживание реальной действительности обращено к прошлому и настоящее оценивается лишь в сравнении с ним.

Известно значение слова «ностальгия»: боль, страдание, тоска по родине, чему-нибудь безвозвратно потерянному, ушедшему. В отли­чие от обычной ностальгии, субъектами социальной ностальгии ста­новятся не отдельные люди, а целые классы, слои, большие скопления индивидов. В качестве объекта социальной ностальгии фигурирует общество в целом (для индивидуальной ностальгии — это конкретная утрата, потеря человеком чего-либо личностно существенного из имевшегося у него в прошлом). Речь идет о восприятии прежнего об­щественного строя и социального порядка.

252

Раздел III Общество и его структура

Социальную ностальгию как массовое явление сложно не заме­тить. Ностальгические настроения, пронизывающие Россию (сочув­ствие больших групп населения идеалам, провозглашенным в совет­ском обществе коммунистическим учением) в течение нескольких лет, фиксируются как на уровне здравого смысла, так и в конкретных социологических исследованиях. Затрагивая повседневные иптерссы масс, эти настроения влияют на их жизненный стиль, установки, ори­ентиры, поведение, следовательно, играют важную роль в формирова­нии повседневности и, как результат этого, отражаются па общем со­циальном самочувствии, направленности мыслей, устремлений, ориентируют на прошлое, оживляют в общественном сознании те эле­менты советской системы, которые гарантировали относительную стабильность и благополучие. Но это, кстати, не означает, что люди безоговорочно хотели бы вернуться в прежние времена.

Характеризуя социальную ностальгию, допустимо определять ее как создаваемый post factum миф об общественном строе, обществен­ных отношениях, образе жизни, идеалах и целях, свойственных про­шлому. Разуверившись в настоящем, не ожидая ничего хорошего в гря­дущем и не будучи способными адаптироваться к новым ценностям и ориентирам, перманентно модифицирующимся вследствие быстрых и не всегда позитивных преобразований, ущемленные социальные груп­пы стараются найти себе некие «реперные» точки в прошлом. Поиск этих опор связан, прежде всего, с остро испытываемой нуждой обра­титься к прочным, непреходящим ценностям в неуклонно и быстро ме­няющемся мире. Отсюда — сложности, связанные с адаптацией многих людей и целых социальных общностей к реформированию общества.

Неравномерность социальной адаптации

Адаптационные процессы развиваются очень неравномерно. Одни соци­альные общности они почти не затрагивают, другие, наоборот, активно адаптируются к реформам. К противникам реформирования относятся преимущественно люди старших поколений, которые сразу же после на­чала реформ не прочь были бы вернуться «в социализм» с его всеобщей «уравниловкой». Молодые люди, напротив, почувствовали возможность реального самоутверждения, участия в бизнесе, открытия своего дела. Их адаптация к переходному процессу осуществляется чаще всего быстро и успешно. Это связано и с тем, что им просто нечего терять, приобрести же они могут многое, и прежде всего «самих себя», другими словами — само­реализоваться, доказать свою эффективность и полезность.

Неравномерность процесса адаптации состоит также в том, что зна­чительная часть населения находится в противоречивом положении:

Глава 12. Специфика современного российского общества... 253

оказывается адаптированной к одним реформам и переменам и непри­способленной — к другим. Так, многочисленные представители интел­лигенции сразу и беспрекословно восприняли реформы в области глас­ности, свободу творчества, международные контакты и т.д., но не в состоянии адаптироваться, что хорошо попятно, к минимальной и нере­гулярной оплате их труда, бюджетному дефициту, инфляции и др.

Сегодня в России существует целый ряд факторов, мешающих адап­тироваться к процессу реформирования. Среди них: слабая эффектив­ность производства, высокий уровень безработицы, отсутствие мини­мального прожиточного минимума у значительной части населения, коррумпированность и взяточничество властей и чиновничьего аппара­та, рост организованной преступности и т.д. Несомненно, одним из са­мых сильных противодействующих реформированию общества факто­ров стала война в Чечне, которая не только затормозила этот процесс, но отбросила его па несколько лет назад. Успешность реформ в России и их принятие, одобрение, активное включение в них во многом будет зависеть от противостояния этим факторам на всех уровнях — социаль­ных институтов, конкретных социальных общностей и групп, индиви­дов, иными словами, всех элементов структуры общества. К ее рассмо­трению мы приступаем в следующей главе.

Вопросы и задания

1. Что собой представляв! социеыльный кризис в России? Раскройте его объектив­
ную и субъективную стропы

2. Каковы причины и особенности соцнелального кризиса в России в 1980—
1990-х гг.? Охарактеризуйте его основные стадии

3 Какие субъективные фактры .шрудняю!, па ваш взгляд, выход российского об­щества из социеталыюго кризиса?

  1. В чем суп. реформирования общее 1ва вообще, российскою в особенности?

  2. Поанраитесь определить основные направления реформирования российского
    общества?

  3. Может ли социологическая наука и практика повлиять на процессы реформиро­
    вания российского общее та. Если да, то как?

  4. Постарайтесь определить тип адаптации, к которому вы могли бы отнести свою
    дея i ельнск гь и поведение своих близких.

  5. Почему адаптационные процессы протекаю! в российском обществе в усложнен­
    ной форме?

  6. Что собой представляет социальная ностальгия? Какое воздейс1вие она оказыва­
    ет па процесс адаптации социальных общностей к переходному периоду?

Литература

Беляев Э В. Трансформация у каждой страны уникальный путь // Социол. исслед. 2002. №10.

254

Раздел III Общество и его структура





Заславская ТИ Социе1альпая транс формация российскою общества дсяк'лыюппо-сгруктурная концепция М 2002

Заславская ТИ О социальном мехапише нос ] коммупис шчсс ких нрсобра ювании в России // Социол ис след 2002 № 8

Зборовский ГЕ, Широкова ЕА Социальная нос iалыми к исследованию феномена // Социол нес лед 2001 № 8

Косам ЛЯ., Рывкина РВ Сыновпение инс 1И1уюв генеиои жономпки is пек ieontT-с кой России//Социол исслед 2002 №4

Лапы/ип Ю Н, Эидельмаи Я Л Мсмивация жономичес кои деяюльпос in в условиях российской реформы М , 1996

Глава 13 Структура общества

§ 1 Морфология общества § 2 Основные концепции социальной структуры

в западной социологии § 3 Концепции социальной структуры

в отечественной социологии

§ 1. Морфология общества

Слово «морфология» известно людям еще с детства, со времен школь­ных уроков русского языка. Это система форм изменения слов в язы­ке, а также раздел грамматики, изучающий формы слов. Но есть иное значение этого термина — более широкое, которое мы и будем исполь­зовать. В этом, втором значении морфология выступает как учение о строении организмов. Социологию интересует морфология общества — раздел науки, изучающий его строение, структуру. Термин «струк­тура» происходит от латинского «structura», что означает строение, расположение, порядок. Структура — это внутреннее строение чего-либо, расположение и связь частей, составляющих целое.

«Историческая» структура общества

Вначале коснемся структуры общества, в которой рассматриваются исторические этапы его становления и прогресса, перехода от менее развитых к более развитым состояниям Здесь структура общества предстает как его типология. Одной из первых в этом качестве предстала теория общественной формации К Маркса, в которой он рассмотрел типы общества на каждом этапе развития — первобытно­общинном, рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и будущем коммунистическом.

Во второй половине XX в. появилось много теорий, претендовав­ших на типологию общества как вариант его структуры, взятый в ис­торическом разрезе. Так, американские социологи Г. и Дж Ленски ис­пользовали такой признак типолоши, как способ получения средств к

256

Раздел III. Общество и его струкгура

существованию. В соответствии с этим критерием ими были рассмо!-рены четыре типа общества: 1) живущие охотой и собирательством; 2) садоводческие общества; 3) аграрные общества; 4) промышленные общества1.

Опираясь на работу Ленски, Э. Гиддепс предлагает несколько иной вариант «исторической» структуры общества. Он выделяет общество охотников и собирателей плодов, аграрное общество, пасторальное (па­стушеское) общество, традиционные общества или неиндустриальные цивилизации (Древний Китай, майя). Далее английский социолог го­ворит о современных обществах и дслич их на общества первого, второ­го и третьего мира2.

Еще одна широко распространенная на Западе концепция опира­ется на представление о трех основных типах общества — доипдустри-альном, индустриальном, постиндустриальном3.

Таковы некоторые основные историко-социологические модели структуры общества. Не трудно обнаружить, что они все выполнены в рамках макросоциологической парадигмы и имеют скорее социально-философский, чем социологический характер. Нас же интересует совре­менное общество и его структура. Обратимся к изучению этой проблемы.

«Естественная» структура общества

Для анализа общества понятие структуры является ключевым, по­скольку позволяет «проникать» в глубины социального организма, обнаруживать взаимосвязи между его элементами. Самое первое, ска­жем так, «поверхностное» рассечение общества выявляет в его мор­фологии два вида структур — естественную и социальную. Каждая из них относительно самостоятельна, хотя обе тесно взаимо­связаны и не могут выполнять свои социальные функции без взаимо­действия: В основе морфологии общества лежит критерий природы, генезиса, происхождения названных структур.

Структурная расчлененность общества представлена тремя кри­териями: пола (мужчины, женщины); в о з р а с т а (дети, молодежь, люди средних лет, старики); расы (белая, черная, желтая). Эти есте­ственные, природные факторы структуры общества нуждаются хотя бы в краткой характеристике.

Пол — это совокупность признаков организма, обеспечивающих его размножение, по которым различаются мужские и женские особи; отсюда следует, что пол — это также один из двух разрядов живых су-

1 См : Lenski G, LenskiJ Human Societies.

2 См.: Гиддепс Э. Социолем ия. С 57—65.

3 См.: Bell D. The Coming of Post-Industrial Society N.Y , 1973

1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   59


написать администратору сайта