Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 1.2. Специфика формообразующих и выразитель­ных средств.

  • Тема 2.1. Радиожанр и его категории.

  • Тема 2.2. Система жанров радиожурналистики.

  • Тема 2.3. Информационные жанры радиожурналистики. Новости.

  • Тема 2.4. Аналитические жанры радиожурналистики. Ра­диобеседа.

  • Тема 2.5. Документально-художественные жанры радио­журналистики. Радиокомпозиция.

  • Раздел 2. Роль российского телевидения в период вхождения в информационное общество

  • Тема 3.1. Развитие электронных СМИ. Техника телевиде­ния. Цифровое телевидение. Спутниковое телевидение. Кабель­ное телевидение.

  • Тема 3.2. Этические принципы тележурналистики.

  • Тема 3.3. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации.

  • Тема 3.4. Информационные агентства и Интернет в систе­ме СМК.

  • Тема 4.2. Телевизионный сценарий и сценарист.

  • Тема 4.3. Телевизионные жанры.

  • Раздел 4. Рынок средств массовой информации: состояние, направления, перспективы

  • Раздел 5. Экономика журналистики

  • Тема 6.2. Реклама в СМИ. Виды рекламы.

  • ЛИТЕРАТУРА

  • Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус


    Скачать 2.78 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
    АнкорКиселев
    Дата03.04.2023
    Размер2.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКиселёв А.Г. Теория и практика массовой информации.doc
    ТипУчебник
    #1035048
    страница28 из 36
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   36
    Тема 1.1. История радио. Многообразие техники радиове­щания и особенности ее применения.

    Из истории изобретения радиоволн. Роль А. Попова и Г. Маркони в' изобретении радио. Понятие радио.

    Широта современного радиоспектра. Оборудование типо­вых радиостанций. Студийная техника. Типы студийных магни­тофонов. Компакт-кассеты и компакт-диски. Цифровая техноло­гия. Качество вещания. Магнитофонная запись на заставках. Кар­триджи. Пульт. Микрофоны. Студии. Запись радиопередач и пря­мой эфир.

    (Семинар по теме).
    Тема 1.2. Специфика формообразующих и выразитель­ных средств.

    Особенности радиокомпозиции. Природа выразительных средств радиовещания. Основные формообразующие средства.

    Звучащее слово. Психологические особенности слухового восприятия.

    Роль музыки. Основные функции в журналистских тек­стах. Искусство взаимодействия слова и музыки.

    Шумы. Понятие. Разновидности. Применение. Функции до­кументальных шумов в звучащей радиопублицистике.

    Теория и практика массовой информации____________________________355
    Монтаж. Использование при структурировании текста. Роль (техническая, композиционная, художественная).

    Звуковой образ в радиокомпозиции. Структура создания.

    (Семинар по теме).
    2. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАДИОЖАНРОВ
    Тема 2.1. Радиожанр и его категории.

    Понятие о жанре радио. Жанр газеты, журнала, радио: общее и различное.

    Особенности речевых жанров. Особенности жанров радио­журналистики. Главное в понимании радиожанра. Роль творчес­кого процесса. Основные категории радиожанров, определяю­щие творческий процесс создания произведения. Тональность радиосообщения. Воздействие ораторского искусства. Интона­ция интимности.

    Подвижность жанров радиовещания.

    (Семинар по теме).
    Тема 2.2. Система жанров радиожурналистики.

    Система жанров радиожурналистики. Понятие системы жанров. Объединение жанров радиожурналистики в систему. Роль многообразия задач, обусловливающая многообразие жанров. Регулирование их взаимозависимости, их внутренних и вне­шних связей.

    Необходимость обращения журналиста к элементам анали­за, работая над информационным жанром.

    Особенности факта при использовании аналитического жанра.

    Соотношение факта, анализа, художественного изображе­ния в текстах документально-художественных жанров.

    Понятие целостной системы современных радиожанров. Обусловленность деления жанров на три основные группы: ин­формационные, аналитические и документально-художествен­ные. Признаки жанров (их структура): по функционально-пред­метным признакам; по форме звучания.

    Межжанровое взаимодействие (на примере трех основных видов радиожанров). Мастерство радиожурналиста. Функцио­нально-предметная основа как надежный теоретический инст­румент для уяснения специфики жанров и их разновидностей.

    (Семинар по теме).
    Тема 2.3. Информационные жанры радиожурналистики. Новости.

    Радиосообщение, радиообзор печати, радиоотчет, инфор­мационная корреспонденция, информационное радиоинтервью,

    356_____________________________________________________А.Г.Киселев
    информационный репортаж — информационные жанры радио. Обзор. Понятия.

    Новости на радио, как важнейший информационный ра­диожанр. Понятие. Характеристика. Виды.

    Факт в новостях. Особенности работы информационной служ­бы радио.

    Понятие выпуска новостей. Характеристика их специфики.

    (Семинар по теме).
    Тема 2.4. Аналитические жанры радиожурналистики. Ра­диобеседа.

    Аналитическое радиоинтервью, аналитическая радиокор­респонденция, аналитический репортаж, радиорецензия, пись­мо, радиокомментарий, радиообозрение, дискуссия на радио, радиоречь, журналистское расследование. Обзор. Понятия.

    Суть анализа и его особенности в публицистике.

    Место аналитических жанров в системе жанров радиопуб­лицистики.

    Связь между информационными и аналитическими жанрами. Необходимые профессиональные качества журналиста-ана­литика.

    Особенности досье комментатора, обозревателя.

    Радиобеседа как наиболее распространенный аналитичес­кий жанр. Функции журналиста в беседе. Форма проявления позиции журналиста во время ведения диалога в эфире. Осо­бенности подготовки ведущего (журналиста) к беседе. Профес­сиональные качества журналиста, ведущего диалог в эфире. Неожиданность и находчивость ведущего во время беседы в прямом эфире.

    (Семинар по теме).
    Тема 2.5. Документально-художественные жанры радио­журналистики. Радиокомпозиция.

    Радиоочерк, радиозарисовка, радиорассказ, радиофелье­тон. Обзор. Понятия.

    Место документально-художественных жанров в системе жанров радиожурналистики. Документальность и художествен­ность в радиопублицистике. Отличие документально-художе­ственных жанров от аналитических. Время и пространство в структуре произведения.

    Радиокомпозиция (радиофильм) как распространенный ху­дожественно-ценностный документально-художественный жанр. Жанровые признаки радиокомпозиции. Принципы сочетаемости различных фрагментов радиокомпозиции.

    Функции журналиста (ведущего), режиссера, звукорежис­сера, звукооператора в процессе работы над материалом радио­-


    Теория и практика массовой информации____________________________357
    композиции. Выделение роли работы звукорежиссера в работе над радиокомпозицией. Фонды фонотеки и их использование. Роль предварительно подготовленного сценария.

    (Семинар по теме).
    Раздел 2. Роль российского телевидения в период вхождения в информационное общество
    3.ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ВЕЛИЧАЙШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПРОГРЕССА
    Тема 3.1. Развитие электронных СМИ. Техника телевиде­ния. Цифровое телевидение. Спутниковое телевидение. Кабель­ное телевидение.

    Из истории телевидения. Черно-белое и цветное телевиде­ние. Первая трансляция отечественного телевидения в цветном изображении.

    Телевидение сегодня. Виды телевидения. Цифровое теле­видение. Волоконно-оптические линии связи. Техника, обору­дование, сотрудники в телестудии.

    Основа телевизионной передачи. Виды съемки.

    (Семинар по теме).
    Тема 3.2. Этические принципы тележурналистики.

    Понятие телевизионной этики. Специфика телевизионной этики.

    Исходные этические принципы тележурналиста. Достовер­ность каждого сообщения. Полнота представленных фактов. Не­предвзятость позиции автора.

    Телевидение и культура. Положительные и отрицательные стороны влияние на массовую аудиторию.

    Ответственность ведущего телепередачи в прямом эфире. Важнейший для профессиональной деятельности телеработни­ков документ. Анализ Хартии телерадиовещателей.

    (Семинар по теме).
    Тема 3.3. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации.

    Телевидение, как мощное пропагандистское средство. Спе­цифичность воздействия телевидения на зрителя.

    История создания телевещания в России.

    Краткая характеристика развития телевидения как инст­румента управления социумом. Роль телевидения в России.
    358_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Особенности регуляции массового сознания с помощью видеоряда на разных этапах развития советского общества. Те­левидение как основной инструмент формирования мировоззре­ния, норм, ценностей, симпатий и антипатий, инструмент дав­ления на общественное мнение. Особенности телевещания на современном этапе и проблемы управления.

    История государственного телевидения в России. Основ­ные государственные телеканалы. Региональное государствен­ное телевидение.

    Развитие негосударственного телевидения. Кабельное те­левещание.

    Сети и национальные каналы. Организации, связанные с телевещанием. Законодательно-правовые условия российского телевещания. Исследование зрительской аудитории и рынка. Реклама как механизм регулирования деятельности СМИ.

    Изменения в российском телевещании. Авторская и офици­альная телеинформация - приобретения и потери. Комментарий и факт. Прямой эфир. Прямое и опосредованное регулирование общественного мнения. Психологическая обработка зрителя те­лесериалами. Приоритетность на российском телевидении пере­дач, обещающих «чудо». Распределение основного эфирного времени: соотношение информационных, аналитических, развлекательных, познавательных, рекламных передач. Место и роль политической информации в телепередачах. Значение телевещания в подготовке и проведении политических кампа­ний, выборов в органы государственной власти.

    Особенности взаимовлияния: власть — телерадиовещание. Местное телевещание и проблемы экономической, управлен­ческой и информационной независимости от власти.

    Технология типовой телепередачи в типовой телестудии. Порядок осуществления телепередачи.

    Телевидение в системе СМИ. Телевидение и радиовещание. Телевидение и театр. Телевидение и кино. Сравнительный ана­лиз. Специфика телевидения (масштабность охвата многочислен­ных масс телезрителей практически постоянно). Признаки теле­видения как средства и канала передачи сообщения. Роль совре­менного телевидения как средства массовой коммуникации.

    (Семинар по теме).

    Тема 3.4. Информационные агентства и Интернет в систе­ме СМК.

    Новости — главный товар информационных агентств. Зада­чи и функции информационных агентств. Роль информационных агентств в системе средств массовой информации.

    Из истории возникновения информационных агентств: Гавас (Франция. 1835), Ассошиэйтед Пресс (США, 1848), Рольф


    Теория и практика массовой информации____________________________359
    (Германия, 1849), Рейтер (Великобритания, 1851). Зависимость первого в нашей стране Российского телеграфного агентства (Петербург, 1894) от европейского агентства Вольф. Развитие новостных агентств в России до 1917 г. ТАСС как центральный информационный орган Советского Союза. Специфика деятель­ности ТАСС и АПН: фильтрация и дозирование информации, обязательность опубликования определенных новостей, подго­товка новостей «не для печати».

    Современное положение информационных агентств на ми­ровом рынке новостей. Особенности функционирования государ­ственных и негосударственных информации или агентств России с начала 90-х гг. Ведущие информационные агентства страны.

    Особенности информационной политики отдельных российс­ких информационных агентств. Государственная информационная политика в отношении «информационной ленты» последних лет.

    Глобальные изменения в практике СМИ с развитием теле­коммуникационных компьютерных сетей. Предыстория новых средств массовой информации. Газеты и журналы в сети. Ин­формационные агентства и распространение новостей посред­ством Интернета. Аудиовизуальные СМИ в Интернете.

    Проблемы, вставшие перед средствами массовой информа­ции с активным применением Интернета.

    (Семинар по теме).
    4. СЛАГАЕМЫЕ МАСТЕРСТВА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ЭФИРА
    Тема 4.1. Природа современного телевидения. Типовая тех­нология телепередачи.

    Язык экрана. Понятие кадра. План на телевидении и их виды. Телевизионный ракурс. Шумы. Специфика монтажа и его виды. Виды съемок.

    Основы режиссуры прямого эфира. Основные технологии.

    Соотношения изображения и слова. Особенности связи сло­ва и изображения на телевидении и отличие от радио. Место изображения в кадре (картинке).

    (Семинар по теме).
    Тема 4.2. Телевизионный сценарий и сценарист.

    Понятие. Искусство написания сценария. Общее и различ­ное в теле- и радиосценарии и материале для газеты. Виды сценариев.

    Порядок и принципы написания и оформления сценария.

    Заявка, как сложившийся замысел. Заявка и сценарий.

    Средства создания сценария. Тема, идея, композиция. Ос­новные элементы композиции: «экспозиция — заявка — перипе­тии — кульминация — перипетии — развязка»; Сюжет. Ремарка.

    360_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Сценарист в творческой группе. Работа сценариста после съемки.

    Творческие профессии на телевидении: редактор (продю­сер), телерепортер, комментатор и обозреватель, интервьюер, ведущий новостей.

    Критерии оценки журналистской работы.

    (Семинар по теме).
    Тема 4.3. Телевизионные жанры.

    Жанр, как явление и профессия. Основные понятия жан­рового многообразия на телевидении. Специфика телевизион­ных жанров. Телепередача. Телепрограмма. Телеканал.

    Жанры телевизионной журналистики:

    Информационные жанры телевидения.

    Аналитические жанры телевидения.

    Художественные жанры телевидения.

    Информационное сообщение (видеосюжет) как информа­ционный жанр телевидения.

    Комментарий и обозрение как аналитические жанры теле­визионной публицистики.

    Очерк как художественный жанр телевидения.

    Интерактивное телевидение.

    Фотография и ее технологии.

    (Семинар по теме).
    Раздел 4. Рынок средств массовой информации: состояние, направления, перспективы
    5.СМИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
    Тема 5.1. Журналист и рынок.

    Сотрудник СМИ: потенциал творческой личности. Основ­ные факторы формирования профессиональной карьеры в жур­налистике.

    Особенности творчества в рассматриваемой среде. Причины экономических трудностей СМИ. Условия экономической неза­висимости СМИ.

    Суть самомаркетинга. Самомаркетинг как условие станов­ления журналиста.

    Социожурналист. Смысл понятия. Истоки миграции в жур­налистской среде.

    (Семинар по теме).


    Теория и практика массовой информации____________________________361
    Тема 5.2. Экономическое управление в редакции.

    Менеджер в газете. Его специфика на радио, телевиде­нии, в газете и журнале.

    Содержание экономического и социально-психологическо­го векторов менеджмента СМИ.

    Причины внутриредакционных конфликтов.

    Стиль руководства. Руководитель как гарант стабильности редакционного коллектива.

    (Семинар по теме).
    Раздел 5. Экономика журналистики
    6. ЭЛЕМЕНТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СМИ

    Тема 6.1. Маркетинг как инструмент в рыночном поведе­нии СМИ.

    Маркетинг электронных СМИ. Принципы и комплекс маркетинга.

    Маркетинг прессы: исследование рынка, сегментирование, позиционирование, инновация. Программа изучения рынка мас­совой аудитории. Примеры удачного и неудачного сегментиро­вания СМИ на рынке.

    Маркетинг СМИ и социология журналистики: суть взаимо­связи.

    Пример действия редактора СМИ в случае падения тира­жа. Поиск оптимальной финансовой модели СМИ (прогноз фи­нансового состояния прессы на ближайшие десять лет).

    (Семинар по теме).
    Тема 6.2. Реклама в СМИ. Виды рекламы.

    Понятия. Особенности рекламы в рыночных условиях. Рек­лама в СМИ: за и против. Подходы к отбору и структурирова­нию рекламы. Место рекламы в СМИ среди других публикаций. Прогнозы рекламы в СМИ.

    Журналист в рекламном бизнесе. Родство журналистики и рекламы.

    Примеры стабильно работающей независимой газеты и обо­снование в ней роли рекламы. В каких случаях можно обойтись без рекламы.

    Коммерческая реклама. Сущностные характеристики.

    Политическая реклама. Отличие политической рекламы от любой другой деловой информации. Рекламная кампания приме­нительно к политической рекламе: использование принципа се­рийности. Приемы создания положительного имиджа политика.

    Антиреклама или негативная реклама. Допустимость и гра­ницы использования подобного вида.

    (Семинар по теме).

    ЛИТЕРАТУРА


    1. РАДИОВЕЩАНИЕ


    Основная литература

    1. Барноу Б. Как писать для радио. М., 1960.

    2. Васильева Т.В. Публицистические жанры радио. СПб.,

    1992.

    1. Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание: Страницы истории. М., 1976.

    2. Гаврилов К. Как сделать сюжет новостей и стать медиат-ворцом: Руководство для начинающих журналистов. СПб.: Ам­фора; ТИД Амфора, 2007.

    3. Душенко К.В. Универсальный цитатник политика и жур­налиста: 600 цитат о политике и журналистике. — Изд. 4-е. испр. М.: Эксмо, 2006.

    4. Ефимова Н.Н. Звук в эфире: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.

    5. Зарва М.В. Слово в эфире: О языке и стиле радиопере­дач. М., 1977.

    6. Инджиев А. Универсальный справочник начинающего журналиста. (Профессиональное мастерство). Ростов н/Д.: Фе­никс, 2007.

    7. Киселёв А.Г. Радиовещание и телевидение: Курс лекций по дисциплине «Теория и практика массовой информации (5— 6-й семестр).

    1. Киселёв А.Г. Из практики работы на радио и телевиде­нии / Методические разработки и инструментарий.

    2. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка к созданию PR-текстов в государственных, обще­ственных и коммерческих структурах: Учеб.-метод. пособие. М.:-АТиСО, 2005.

    Теория и практика массовой информации____________________________363


    1. Коновченко СВ., Киселёв А.Г. Информационная полити­ка в России. М.: РАГС, 2004.

    2. Киселёв А.Г. Управленческая информация в государ­ственном региональном управлении: опыт, проблемы, социоло­гический анализ. М.: Перспектива, 2003.

    3. Киселёв А.Г. Из практики работы в прессе: Методичес­кие разработки и инструментарий.

    1. Константиновский М. КОАПП: Сб. радиосценариев. Вып. 1—8. М., 1970—1979.

    2. Любосветов ДМ. По законам эфира: О специфике твор­чества радиожурналиста. М., 1979.

    17.Лукина М.М. Технология интервью. М., 2003.

    1. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. М., 1981.

    2. Минков М. К проблеме жанров в радиовещании // Те­левидение и радиовещание за рубежом. М., 1973. С. 3—53.

    3. Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радио­журналистов) / Пер. с нем. М., 1991.

    4. Радиожурналистика: учебник / Под ред. А.А. Шереля. М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005.

    5. Радиоискусство. Теория и практика. Вып. 1. М., 1981; Вып. 2. М., 1983.

    1. Радиожурналистика. М., 2000.

    2. Радиорепортаж. М, 1967.

    25. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

    26. Смирнов В. Радиоочерк. Ростов-н/Д., 1984.

    1. Смирнов В.В. Аналитическая журналистика: Жанры радиовещания в контексте массовых коммуникаций. Теория и практика. Ростов-н/Д., 1999.

    2. Смирнов В.В. Практическая журналистика. Информа­ционные жанры радиовещания. Ростов-н/Д., 1997.

    3. Телевидение и радиовещание: Словарь терминов. Жу­ковский: ЭРА, 1999.

    4. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналиста / Пер. со швед. М., 1999.

    31. Щербатюк В. Радиорепортаж. М., 1970.

    32. Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. М., 1976.

    364_____________________________________________________А.Г.Киселев
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   36


    написать администратору сайта