Главная страница
Навигация по странице:

  • Взаимодействие с электронными СМИ и другими ресурсами Почему интернет-сайт может помочь взаимодействовать с

  • 9.3. Журналист в условиях рынка

  • 9.3А. Самоуправление журналиста

  • 9.3.2. Потенциал творческой личности сотрудника СМИ

  • 9.3.3. Самомаркетинг как условие становления журналиста

  • Ч А С Т Ь

  • Распределение часов курса «Теория и практика массовой информации»

  • Год обучения Количество часов

  • 1-й курс 34 18 16 34

  • Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус


    Скачать 2.78 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
    АнкорКиселев
    Дата03.04.2023
    Размер2.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКиселёв А.Г. Теория и практика массовой информации.doc
    ТипУчебник
    #1035048
    страница26 из 36
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   36


    «Утро. ру» вообще не вошли в десятку наиболее цитируемых блогах интернет-СМИ.
    О чем и о ком пишут и читают в российском Интернете: темы и события
    Происшествия, спорт и культура — именно эти темы боль­ше всего занимают читателей интернет-СМИ. Интерес к проис­шествиям более чем вдвое превышает интерес к новостям политике.

    Самый популярный «новостной» поисковый запрос за последние три месяца — об Анне Политковской. Второй по попу­лярности — о пожаре в Троицком соборе Петербурга. Интере­суясь этой темой, чаще всего люди задавали запрос: «Троиц­кий собор горит» — с глаголом в настоящем времени. Всего на эту тему было написано 910 новостных сообщений и 1375 постов в блогах. Многие очевидцы пожара «в прямом эфире» вели ре­портажи в своих блогах (сетевых дневниках), опережая СМИ.

    Авторы блогов — это активная часть интернет-пользователей. Десятки тысяч блоггеров пишут о том, что видят своими глазами и узнают из новостей.

    Здесь заметно расхождение между российскими СМИ и блогосферой. Больше всего откликов в СМИ за минувший квар-

    Теория и практика массовой информации____________________________323
    тал вызвали российско-грузинские отношения. А по количеству обсуждений в блогах эта тема стала только второй. Зато ливано-израильский конфликт, разворачивавшийся вдали от границ России, в блогах стал темой № 1. Референдум о независимости Приднестровья вызвал значительный отклик в СМИ и попал в десять главных событий, но блоггерам обсуждать его было не­интересно. Даже несмотря на то, что ситуации в Украине было посвящено больше 23 ООО сообщений в интернет-СМИ (это 20% всех сообщений топовой десятки), у русскоязычных блоггеров тема не вызвала большого интереса. Зато, в отличие от СМИ, блогосфера не обошла вниманием Саммит Большой восьмерки. Трехдневный саммит вошел в десятку тем в блогах вместе с «долгоиграющими» ливано-израильским конфликтом и отноше­ниями России и Грузии.
    Персоны и цитаты
    Помимо информации о самых популярных событиях Ян­декс. Новости ведут статистику самых популярных персон по упоминаниям в сюжетах новостей (на основе раздела «Пресс-портреты»). Эта информация может дополнить картину собы­тий, больше всего занимавших СМИ, поскольку повышенный интерес к персоне свидетельствует и об интересе к связанному с ней событию.

    Владимир Путин сегодня — самый упоминаемый в русско­язычных СМИ политик. Значительно набирает вес Дмитрий Медведев. Следующие места поделили между собой политики Украины: Викторы Янукович и Ющенко и Юлия Тимошенко, а также политики Грузии.

    Таким образом, каждый будний день в российском Интер­нете появляется около 47 тыс. новостей, в выходной — около 10 тыс. Число сообщений от русскоязычных интернет-СМИ ра­стет так же быстро, как и дневная аудитория Рунета. При этом, по данным службы Яндекс. Новости, число новостей, копируе­мых одними изданиями у других, уже несколько лет составля­ет 20% от общего объема информационных сообщений.

    В среднем только треть аудитории посещаемых русско­язычных СМИ «помнит», где именно они привыкли читать но­вости (т. е. вводит в строке браузера адрес издания или перехо­-

    324_____________________________________________________А.Г.Киселев
    дит на сайт издания из закладок браузера). Другие источники трафика (потока пользователей) для типичного интернет-СМИ — сети обмена баннерами, каталоги сайтов, новостные агрегаторы и поисковые системы.

    Читателей русскоязычных интернет-СМИ сегодня больше всего занимают новости о происшествиях, спорте и культуре. При этом читательский спрос на новости о политике намного ниже предложения новостей на эту тему (из десяти самых глав­ных с точки зрения СМИ новостей за третий квартал 2006 г. только три — неполитические).

    Два наиболее цитируемых русскоязычными интернет-из­даниями высказывания за третий квартал 2006 г. принадлежат относительно неизвестным и непубличным чиновникам — зам­директора Федеральной миграционной службы Михаилу Тюркину и руководителю Федеральной аэронавигационной службы Александру Нерадько (оба комментария — на тему российско-грузинского конфликта).

    Русскоязычные СМИ достаточно часто пишут о полити­ках Украины. В рейтинге самых упоминаемых новостными из­даниями Рунета ньюсмейкеров за этот же период Виктор Янукович, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко занимают второе, третье и четвертое места.

    Больше всего новостей в Рунете распространяют интер­нет-издания из России, Украины и Беларуси. Среди наиболее информационно-активных городов лидирует Москва, второе третье место — у Екатеринбурга и Санкт-Петербурга.
    Взаимодействие с электронными СМИ и другими ресурсами
    Почему интернет-сайт может помочь взаимодействовать с традиционными и электронными средствами массовой информа­ции?

    СМИ проявляют повышенный интерес к Интернету как ис­точнику первичной информации, поэтому сайт можно и нужно использовать как канал воздействия на журналистов.

    Полноценный. Интернет-сайт компании может предоставить СМИ, в том числе и электронным, документы, фото, аудио- и видеоматериалы, необходимые для формирования правильного представления о деятельности и возможностях компании. В рам­ках

    Теория и практика массовой информации____________________________325
    интернет-ресурса можно мгновенно поставить в известность миллионы пользователей (например, акционеров или инвесто­ров) о новых продуктах или услугах, событиях или документах. Для этих целей наиболее эффективным может оказаться при­влечение Интернет СМИ. Посещаемость среднестатистическо­го корпоративного ресурса составляет 100 уникальных посети­телей в день или около 2500 посетителей в месяц с учетом вы­ходных и праздничных дней, в которые посещаемость традици­онно ниже, чем в будни. Не каждая компания в месяц раздает столько рекламных материалов. При сравнительно низкой себе­стоимости рекламы компания получает мощное средство про­движения на рынке. К тому же стоимость размещения реклам­ных материалов в Интернет СМИ обычно ниже, чем в традици­онных После публикации web сайт становится доступен пользо­вателям Интернет всего мира. Это означает, что компанию смогут найти люди из регионов, в которых нет ее представительств. При этом, если сайт имеет контент на нескольких языках, то о компании узнают посетители из других стран. Интернет-сайт сделает информацию о Вашей компании доступной для миро­вых электронных СМИ.

    Например, дня компании bitermark — http://wwwintermarkru/ был разработан интернет-ресурс, ориентированный одновременно на презентацию услуг компании, как за рубежом, так и на внут­реннем рынке.
    9.3. Журналист в условиях рынка
    Специалисты по связям с общественностью, получив выс­шее образование, должны приходить в учреждения PR, га­зету, на телевидение, радио вооруженными методологичес­кой культурой — они обязаны понимать законы массово-ин­формационной деятельности, знать функции и принципы жур­налистики, факторы ее эффективности; уметь отбирать и ин­терпретировать факты социальной действительности, В то же время в современной России сложился рынок журналист­ского труда, предъявляющий работникам СМИ новые требо­вания.


    326_____________________________________________________А.Г.Киселев
    9.3А. Самоуправление журналиста
    Каждый журналист постоянно чувствует на себе посто­ронние взгляды. О результатах его труда судят люди, знако­мящиеся с его материалами, и коллеги, оценки его поведению дает редакционный коллектив. Если стереотипы этих оценок со­впадают с требованиями общества и с внутренней работой само­воспитания, которую приходится вести каждому человеку ин­теллектуального труда, то освоение индивидом ценностей и норм профессиональной морали, их перевод во внутреннее дос­тояние личности происходят без мучительного надрыва. Напро­тив, любая рассогласованность между критериями нравствен­ного поведения обрекает журналиста на тяжелую внутреннюю борьбу: желания спорят с нормой, средства противоречат цели, совесть не мирится с долгом.

    Если благодаря самоорганизации складывается стратегия деятельности журналиста применительно к конкретным усло­виям подготовки материала, то функция самоконтроля — это проверка качества решения той или иной задачи, установление рассогласований между эталоном и результатом действия.

    «Когда обгоняли крестьянина, впрягшегося, как лошадь, в телегу с нехитрым скарбом, Халип потянулся к фотоаппарату и, несмотря на бурные мои протесты, все же нажал на спуск. Тогда мы были по-своему оба правы. Фотокорреспондент мог запечатлеть это горе только одним образом — только сняв его, и он был прав... Мне показалось тогда стыдным, безнрав­ственным, невозможным снимать все это, я бы не мог объяс­нить тогда этим людям, шедшим мимо нас, зачем мы снимаем их страшное горе. И я тоже по-своему был прав тогда» (Из военных воспоминаний 1941 г. К. Симонова).

    «Снять» расхождение между ними можно путем саморегу­ляции, которая заключается в корректировке деятельности, уточнении программ данной творческой операции и стратегии творческого акта в целом. Нравственный смысл управления сво­ей деятельностью со стороны журналиста состоит не только в том, что его «фундаментальный информационный блок» заклю­чает в себе моральные принципы и нормы, которые выступай в роли регуляторов от собственного поведения и критериев

    Теория и практика массовой информации____________________________327
    выносимых им оценок. Этот смысл еще и в том, что отношение журналиста к задачам и способам своей деятельности и к лю­дям, которые включены в нее, осознается им как его собствен­ное, интимное нравственное отношение.

    Конечно, перемены в общественном положении помогают человеку отделить в себе самом индивида от социального суще­ства. В таком случае происходит реальное отстранение (если воспользоваться терминологией В. Шкловского), возникает воз­можность взглянуть на объект — самого себя — в новом, не­привычном ракурсе. Но выйти из круга сложившихся представ­лений часто трудно даже очень одаренным людям. Рассматри­вая сущность человека как совокупность его общественных от­ношений, необходимо подчеркнуть значение наличных интере­сов в детерминации поведения индивида. Социальные интересы предопределяют и основную направленность ее позиции. Но полностью во власти своих интересов и потребностей человек находится до тех пор, пока он не выделяет себя из окружаю­щего мира, не рассматривает свое отношение к миру, к дру­гим людям и к самому себе именно как отношение, покуда тем самым он не сознает самого себя как личность, способную уп­равлять собой.

    Профессиональный долг — вот тот внутренний закон, ко­торый должен предопределять поведение журналиста. Его смысл в том, чтобы правдивым словом помогать людям, ориентиро­ваться в происходящем. Измена долгу ведет к утрате професси­ональной пригодности и нравственной деградации специалиста. Поэтому состояться, как профессионал журналист может в том случае, если он состоялся как личность, следующая требова­ниям долга. Верность сознательно выбранным принципам помо­гает ему выстоять в периоды социальных потрясений, не под­даться воздействию внешних влияний, избежать растерянности при изменении политической конъюнктуры, сохранить профес­сиональное достоинство и избежать мук совести. Несмотря на четко сформулированные правовые и моральные ограничения, нужно отдавать себе отчет в том, что это всего лишь настой­чивые рекомендации, но решение следовать им или не следо­вать в конкретной ситуации все-таки будет принимать живой человек, а не идеальный мифический журналист. И в этом смыс­ле трудно представить, что хоть раз столкнувшийся с угроза­-

    328_____________________________________________________А.Г.Киселев
    ми в свой адрес или в адрес своих близких и натолкнувшийся в такой ситуации на демонстративное равнодушие правоохрани­тельных органов обычный журналист будет и впредь, не огля­дываясь по сторонам, пытаться донести до читателей правди­вую, но для чьих-то интересов опасную информацию, опира­ясь при этом только на чувство журналистского долга.

    Трудно ожидать от обычного журналиста, родившегося и выросшего в нашей стране, где человек часто ценится не тем, что всю жизнь соблюдал законы, а тем, что умел их обхо­дить), что он в конкретной ситуации без колебаний предпочтет длинный, но законный путь короткому, но игнорирующему за­кон. И большой вопрос: можно ли его в этом обвинять? Ведь он — продукт окружающей его действительности. И, как это ни прискорбно, необходимо, наверное, признать, что в настоя­щее время в России отрицательным серьезнейшим регулятором в работе журналиста является, по нередко встречающимся оценкам общественности, низкий общий морально-нравственный уровень населения, разложившиеся правоохранительные орга­ны и коррумпированная или, как минимум, зависимая судебная система. Все это превращает работу журналиста, опирающего­ся на высокоморальные принципы, в постоянное испытание на прочность, а нравственный выбор часто сводится к выбору: «Нравственно ли отступить от своих принципов, если на карту поставлена безопасность твоих близких?»

    Конечно, не все так печально, и наметившаяся за послед­ние годы динамика в сторону роста правового самосознания граждан, укрепления нравственных устоев общества, требова­тельности к правоохранительным органам оставляет надежду, что влияние этого последнего из названных регуляторов на работу журналиста будет ослабевать. Возможно, скоро журна­лист, решившийся осветить острую тему, не будет оставаться один на один с проблемой среди -равнодушия сограждан и без­действующих правоохранительных органов перед выбором, не оставляющим выбора. И тут необходимо отметить, что на этом пути журналисты, уже выстрадавшие свой Кодекс профессио­нальной этики и использующие такое мощное средство влия­ния на общественное мнение, как СМИ, могут и должны быть впереди, подавая пример нравственного поведения в условиях нашей сегодняшней действительности всем остальным.

    Теория и практика массовой информации____________________________329
    9.3.2. Потенциал творческой личности сотрудника СМИ
    Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного че­ловека является работа. Многогранность феномена профессио­нальной деятельности признается экономистами, социологами, социальными психологами, однако представители различных научных дисциплин выделяют в его исследовании отдельные аспекты, не давая целостной картины.

    То же самое мы видим и в области журналистских иссле­дований. Выделяется следующий комплекс требований к жур­налисту:

    • тщательный анализ совокупности фактов, относящихся к теме публичного выступления;

    • соотнесение их с научно-материалистическими законо­мерностями общественного развития;

    • оценка их с точки зрения интересов большинства трудя­щихся;

    • единство слова и дела, публикаций и собственных обще­ственных проявлений каждого публициста, обеспечивающих искреннюю эмоциональность творчества;

    • объединение качеств глубинного и правдивого отобра­жения событий с популярностью изложения, доступностью пуб­лицистических произведений». Здесь связываются личность журналиста и метод журналистики.

    Проблему личности можно показать в виде схемы из ядра и концентрических окружностей. Ядро личности — это склон­ности, способности и социально-мировоззренческая позиция журналиста. Первый круг вокруг ядра — личностные качества (интеллектуальные, эмоционально-психологические, волевые и физические). Второй — система знаний: энциклопедизм, про­фессионально-журналистские, специальные. Третий — навыки и опыт, в горниле которых находят интегральное выражение качества, способности и знания журналиста. В практической деятельности одновременно проявляется и должна возрастать мера ответственности журналиста — гражданской, юридичес­кой, этической (четвертый круг схемы).

    Некоторые исследователи, полагая, что все многообра­зие необходимых журналисту качеств не поддается описанию»,

    330_____________________________________________________А.Г.Киселев
    делят их на несколько внутренне целостных подгрупп: идейно-нравственные, деловые (способность, интеллект, память, вла­дение техническими средствами труда и т.д.), характерологи­ческие (отношение к делу, инициатива и ответственность), физические (здоровье и выносливость).

    Широкий спектр параметров журналиста и связанные с этим проблемы (отношение к методам творчества, рейтинг жан­ров, этические вопросы и т.п.) раскрываются и в проводимых в последнее время социологических опросах, как работников средств массовой информации, так и массовой аудитории.

    Однако, на наш взгляд, исследования журналистского кор­пуса ведутся на макроуровне, когда журналист-личность рас­сматривается как частичка совокупности этого корпуса, и пред­лагаются качества, универсальные и необходимые для всех. Думается, следует переходить к анализу проблемы на микро­уровне, исследуя разные типы журналистов: их социально-про­фессиональную жизнь, скорость и качество публицистическо­го письма, адаптацию и комфортность в редакционном коллек­тиве.

    Правда, в последнее время делается попытка из совокуп­ности журналистов вычленить такой социальный слой-страту, как элита. Но журналистская элита по численности составляет доли процента армии работников средств массовой информации. Среднестатистическому журналисту в силу объективных и субъективных причин не прорваться в элитный ряд.

    Разного рода опросы показывают, что работа в обществен­ном производстве потеряла престиж, перестала быть социаль­но значимой ценностью. По данным сравнительного исследова­ния, считают работу главным делом жизни в США 50% населе­ния, в Швеции — 45, в ФРГ — 25, а в пределах бывшего СССР — лишь 10%. Причины такого положения известны: с одной стороны, труд из-за недостаточных заработков не может обеспечить нормальный уровень жизни, с другой, у человека практически нет возможности свободного выбора места прило­жения труда, степени интенсивности работы, социальной и про­фессиональной мобильности. Похожая проблема не обошла и журналистику. Социологический опрос среди работников средств массовой информации, проведенный в 1995 г. в восьми регионах России, показал динамику падения престижа журналистской

    Теория и практика массовой информации____________________________331
    профессии. До перестройки он составлял 26,5% (такова доля опрошенных, убежденных в его наличии), в первые годы глас­ности — престиж поднялся до 42%, а в 1995-м составлял всего 14,5% . Иначе говоря, даже в застойные времена, когда не было свободы слова, свою профессию журналисты ценили значительно выше, чем сегодня.

    В условиях жестко централизованной политики и отсут­ствия гласности, свободы печати журналисты были ограничены идеологическими рамками творчества, игнорировались их инди­видуальные качества, личностное «инакомыслие» подавлялось требованиями партийной организации. Поэтому сегодня весьма актуальным становится поиск средств максимального раскры­тия творческих способностей журналиста, формирования у него навыков самоконтроля и саморегулирования. Задача осложняет­ся из-за парадокса нашего времени. С одной стороны, нет цен­зуры — пиши, что хочешь; с другой — рынок, экономические трудности отбросили многие средства массовой информации за грань нищеты, и журналисты начинают искать какие-то пути, чтобы выжить.

    Бывший министр печати и информации Российской Феде­рации М. Федотов замечает по этому поводу: «Сейчас мы на­блюдаем очень прискорбный процесс, когда профессиональные журналисты уходят из редакций газет и редакций радио и те­левидения в другие сферы экономики и в рекламный бизнес, поскольку те деньги, которые они зарабатывают, не позволя­ют им содержать семью. А те, кто остается, к сожалению, не настолько профессиональны, чтобы соблюдать даже элемен­тарные нормы не только журналистской, но и общечеловечес­кой этики». Сказанное несколько лет тому назад и сегодня со­храняет силу. Но, к счастью, оставшихся профессионалов все же подавляющее большинство, и то, что они готовят к печати, к показу на телевидении и в радиоэфире, часто привлекает живостью, раскованностью, оперативностью. Но прав и вете­ран журналистики Александр Бовин (оставив дипломатичес­кую службу, он в 1997 г. вернулся в «Известия»), который ут­верждает, что интеллектуальный, духовный уровень многих газетных и телевизионных материалов заметно снизился. «За ориентир принимается низшая планка читательских интересов... Кто-то полагает, что в России теперь время других газетчиков:

    332____________________________________________________А.Г.Киселев
    не морализующих, а просто информирующих... Существует много журналистов мирового класса. И главный критерий их «классности» как-раз не объем информации, а, прежде всего, анализ, рассуждений, выводы. Не рассуждающая журналисти­ка — это нонсенс, это просто не журналистика». И в самом деле, именно аналитичностью и страстной публицистикой при­влекали читателей Анатолий Аграновский, Юрий Щекочихин, Юрий Рост, Александр Левиков, тот же Бовин — газетные «звезды» 80- гг. Сегодня популярны ведущие телевизионных раз­влекательных передач, а кумиров газетной публицистики вспо­минаешь с трудом. В кадровом «раскладе» наиболее ярких га­зет, и особенно журналов, выделяются всем известные име­на — «последние могикане» отечественной журналистики в ок­ружении молодых политологов, экономистов, юристов, литера­торов. Это не означает предубеждений редакций, отрицания существующей системы подготовки журналистских кадров, но сигнализирует о некотором неблагополучии в этой системе, на­целенной преимущественно на подготовку журналистов для мас­совой прессы, для рекламы и PR. Редакторы таких изданий, переманивая журналистов с безусловным авторитетом, просто не могут опереться на новое поколение журналистов и с трево­гой об этом говорят. В системе профессионального образования пока не в полной мере учитывается факт существования «раз­ноуровневой» журналистики, требования к кадрам для качествен­ной прессы. Иное положение в развлекательной прессе с ее легкостью изложения и отсутствием глубины в разработке со­циальных, политических и экономических тем. Используя ин­тервью, информационные заметки, корреспонденции, редакции подобных газет и журналов стремятся развлечь читателей, заполнить их досуг. Здесь у начинающего журналиста больше шансов добиться успехов, чем в ежедневных городских газетах: в основу текста ложится факт, и, используя его, журналист строит собственные предположения и гипотезы, всегда с оттен­ком скандальности или сенсационности. Журналисту не только рекомендуется — он даже обязан делать самые смелые пред­положения, порой оскорбляющие героев публикаций. Незначи­тельный факт при умелой подаче становится скандальным со­бытием и тем привлекает внимание читателей. Однако эта прак­-

    Теория и практика массовой информации____________________________333
    тика может сослужить журналисту и печальную службу: воль­ная трактовка фактов, поверхностное отношение к публикуе­мой информации часто приводят к судебным разбирательствам.

    Творческая личность в журналистике может быть изна­чально ориентирована не на виртуозное владение приемами, а на творческое самовыражение, в каких бы жанрах журналист ни выступал. Сегодняшний автор — «золотое перо» редакции — пишет уже не столько портретные или научно-популярные очерки (свидетельства качества издания), сколько обзоры, куль­турологические статьи, рецензии, комментарии, насыщенные иронией, владеет экономическими и политологическими знани­ями, развитым мыслительным аппаратом. Издания, связанные с высокоинтеллектуальным слоем читателей, требуют элитных журналистских кадров.

    Макс Вебер в противовес концепции одномерного расслое­ния К. Маркса первым провел различие между классами и ста­тусом групп. Он выделил три критерия расслоения общества: экономика, власть и престиж, а в соответствии с этим три еди­ницы стратификации: класс, партия и статусная группа. Свою статусную группу, или страту, образуют и журналисты, объе­диненные одинаковым престижем, находящиеся в одинаковом положении общественного признания.

    В философской литературе так трактуются формы бытия человека: потенциальный человек — еще не индивидуум; ин­дивидуум — человек, идентичный другим; индивидуальность — социально неповторимый человек; личность — индивидуум, влияющий на общественный прогресс. Последняя фаза (форма) часто так и остается неоконченной: причастность к статусу лич­ности человек доказывает до конца своего жизненного пути, утверждая свое лидерство, прежде всего, работой, творчест­вом.
    9.3.3. Самомаркетинг как условие становления журналиста
    Для личности журналиста, если он обладает уникальными качествами (талантом, глубоким аналитическим умом, творчес­кой оперативностью, настойчивостью и волей и т.д.), к тому же


    334_____________________________________________________А.Г.Киселев
    если он работает в авторитетном средстве массовой информа­ции, которое пользуется популярностью в массовой аудитории, открывается путь к широкой известности, к вершинам журна­листской карьеры.

    Она начинается, конечно же, не с надежды на везение, удачу, счастливый случай, которая при пассивном ее ожида­нии так и останется надеждой. Для активного карьерного про­движения журналисту, на наш взгляд, следует использовать определенный механизм.

    Как известно, на Западе наряду с маркетингом товаров, услуг и организации существует и маркетинг отдельных лиц. Имеется в виду деятельность, предпринимаемая для создания, поддержки или изменения позиции или поведения по отноше­нию к конкретным лицам. Две наиболее распространенные фор­мы этой деятельности — маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.

    Для поддержания и возвышения своего «звездного» образа знаменитые актеры нанимают пресс-секретарей, менеджеров. А политическая кампания включает в себя посещение кандида­том политического рынка избирателей и использование марке­тинговых исследований и коммерческой рекламы для обеспече­ния максимального уровня «покупки» кандидата избирателями. Интерес к маркетинговым аспектам выборов подогрет стреми­тельным ростом политической рекламы, распространением на­учных методов изучения общественного мнения, компьютерно­го анализа распределения голосов избирателей.

    Что же касается журналиста, работающего в средствах массовой информации, то о повышении своего рейтинга, при­влекательности своего образа он должен позаботиться сам, в лучшем случае — с помощью социолога и психолога (заметим, что телевизионные студии имеют штатных специалистов этого профиля, газетные редакции — пока нет), т.е. речь, на наш взгляд, может идти о самомаркетинге журналиста. Это важ­нейший инструмент, который помог бы молодому работнику те­левидения, радио или газеты добиваться успехов, ускорил бы развитие журналистской карьеры, наряду с талантом, трудо­любием, настойчивостью. Для этого он должен следовать прин­ципам маркетинга, которые применимы не только к товару, фирме, организации, но и к конкретному лицу. Если мы гово­-

    Теория и практика массовой информации____________________________335
    рим о сегментировании рынка труда, то подразумеваем специ­ализацию журналиста, где ему лучше бы работалось — в газе­те или на телевидении, радио, в каких изданиях, на каких каналах, по какой тематике. Позиционирование в выбранном сегменте предполагает, что если журналист специализируется по проблемам культуры, то его произведения не должны зате­ряться среди «культурных» публикаций коллег-соперников, а, наоборот, выделяться глубиной и яркостью показа и анализа проблем. Что же касается инновации, то она выражается в по­стоянной работе журналиста над собой, в росте его квалифи­кации. Наконец, важно гибко реагировать на колебания зри­тельского или читательского спроса (регулярные социологи­ческие замеры позволяют узнать, в какой тематике и глубине разработки проблем нуждается массовая аудитория).

    Но, прежде всего, нужно знать ситуацию на рынке жур­налистского труда. Интересно сравнить российский рынок с американским. Как пишут ученые факультета журналистики Московского университета, в ходе российско-американского исследования были «сконструированы» условные среднестатис­тические портреты. Типичный российский журналист — это мужчина лет сорока, русский, с журналистским образованием, женат, имеет одного или двоих детей, работает журналистом примерно 16 лет и привержен этой профессии, беспартийный, умеренных, центристских ориентации. Среднестатистический американский журналист представлен мужчиной, имеющим сте­пень бакалавра, полученную в общественном колледже, жена­тым, 38 лет, зарабатывающим около 31 тыс. долларов в год, имеющим журналистский стаж 14 лет и намеренным работать в журналистике дальше. Исследователи не показывают доход рос­сийского журналиста, Очевидно потому, что в условиях ны­нешней социально-экономической ситуации он несопоставим с заработком американского.

    Важно знать и потенциальные возможности среднестатис­тического российского журналиста. По данным другого опроса журналистов газет, они не испытывают затруднений при само­стоятельном выборе темы (76,6% опрошенных), общении с людь­ми (71,8%), но возникают проблемы при изучении документов (затруднений не испытывают лишь 42,7% опрошенных), целе­направленном наблюдении (31,6%), анализе и осмыслении фак­-

    336_____________________________________________________А.Г.Киселев
    фак­тов (44,1%), поиске решения проблемы (19,1%), подборе аргу­ментов (29%), поиске композиции текста (39,1%), саморедакти­ровании (44,5% опрошенных) [13].

    При подготовке публикации журналисты региональной прес­сы учитывают политическую целесообразность (от 44 до 52% в зависимости от стажа), позицию главного редактора (от 21,5 до 40,5%), интересы учредителя (от 16,5 до 36,5%), интересы влас­тей (от 18 до 28,5%), интересы спонсоров и рекламодателей (от 16 до 41% опрошенных).

    Среднемесячная зарплата журналистов региональных СМИ составляет треть от средней зарплаты по стране, и 40% до падения рубля в августе 1998 г. получали от 50 до 100 долл. в месяц. «Властители дум», «буревестники перестройки» оказа­лись, особенно в провинции, полностью зависимыми от своих работодателей. Это привело к диктату главных редакторов. Так, в 1995 г. тогдашний главный редактор «Известий» уволил в пол­ном составе всю редакцию еженедельника. «Неделя» - 36 жур­налистов, работавших там с момента создания приложения в 1960 г., и набрал новую команду.

    Что же касается выбора газетного жанра, то журналисты как центральных, так и региональных изданий положительно относятся к интервью (79,7%) опрошенных), очерку (72,2%), ре­портажу (66,4%), статье (65; 1%), корреспонденции (53,2%), но их мало привлекают отчет (положительно высказались лишь 14,1% опрошенных), обзор печати (22,4%) и, как ни странно, фельетон (46,5%).

    В самомаркетинге журналисту важно учитывать лучшие показатели творческого почерка среднестатистического газет­чика, телерадиожурналиста и стремиться превзойти их. Конеч­но, необходимо следить и за настроением массовой аудитории, знать ее потребности.

    Посмотрим с этих позиций на основные амплуа журналис­тов, работающих на центральном телевидении, которых мос­ковский ученый Г. Кузнецов образно называет «гномами от жур­налистики». Репортер стремится оказаться со съемочной тех­никой и группой там и тогда, где и когда происходит что-то интересное; он умеет выбрать, отснять кадры, сопроводить их текстом для вскрытия подоплеки события. Ежедневный добыт­чик новостей, динамичный и достаточно молодой человек.

    Теория и практика массовой информации____________________________337
    И достаточно смелый — он всегда в горячих точках. Не успела Елена Масюк вырваться из чеченского плена, как НТВ посла­ло ее в Боснию, а затем в Афганистан, раздираемые воору­женными конфликтами. Комментатор рассуждает, критикует, прогнозирует, обладает аналитическим умом и способностью к обобщению — этим запомнились. Евгений Киселев в «Итогах» и Николай Сванидзе в «Зеркале». Обозреватель умеет просто рас­сказать о сложном, он энциклопедист (не обязательно имеет диплом журналиста — вспомним Николая Дроздова из переда­чи «В мире животных»); находясь в стороне от политических пристрастий, он обычно уходит от острых выступлений и пото­му, быть может, менее заметен. Интервьюер стремится зада­вать острые, нелицеприятные для собеседника вопросы, к боль­шому интервью готовится как к сражению: таковы, например, Андрей Караулов в передаче «Век в лицах» и более мягкая Свет­лана Сорокина в «Герое дня». Модератор сидит в центре между «правыми» и «левыми», ведет теледебаты, предвыборные бесе­ды претендентов на высокий пост, пресекает непарламентское поведение. Должен быть хладнокровен, как, скажем, Александр Любимов в передаче «Один на один», когда участники беседы в пылу полемики нарушают порой этические нормы общения. Шоумен в отличие от хладнокровного, спокойного модерато­ра — талантливый массовик-затейник, готовый пошутить на са­мую серьезную тему, находится внутри собравшейся компании. У каждого шоумена свой почерк. Волевой, наделенный чув­ством юмора Леонид Якубович в «Поле чудес», «Колесе исто­рии» или эрудированный в песенном репертуаре, тактичный и доброжелательный, увлекающийся жестикуляцией Валдис Пелын в передаче «Угадай мелодию». Престиж ведущего ново­стей обеспечивается ежедневным появлением на экране с акту­альной информацией, журналист держится уверенно, демокра­тично; политических пристрастий, как и модератор, не пока­зывает. Популярны телеведущие Татьяна Миткова, Александр Шашков, Нелли Петкова, Анна Прохорова, Михаил Пономарев и др.

    Определяя портрет тележурналиста, московские социоло­ги опросили 149 человек — четвертую часть работников Цент­рального телевидения. Любопытно, что на первое место опро­шенные поставили общечеловеческие качества: ответственность,

    338_____________________________________________________А.Г.Киселев
    принципиальность, т.е. социальные и психические свойства лич­ности как фундамент профессии. Второе место было отведено когнитивным (знаниевым) качествам, таким, как компетентность, эрудиция, широкий кругозор, образование. На третьем оказа­лись специфические профессиональные способности: талант, оперативность, коммуникабельность, искусство импровизации, чувство телевизионного времени, умение работать в кадре, выступать публично, ориентироваться в обстановке, артистизм. Иными словами, нравственные и когнитивные свойства журна­листов в оценке последних преобладают над волевыми, а обще­человеческие — над профессиональными. Что же касается ве­дущих новостей, то к списку качеств были добавлены еще и такие, как телегеничность, простота и естественное поведение на экране. «Трудно найти того, кто обладал бы всеми этими качествами, — пишут исследователи, — Один хорошо знает предмет, но не телегеничен, другой обаятелен, но не глубок, третий — с плохой дикцией, четвертый — тугодум».

    Петербургский исследователь В.В. Маринович провел опрос музыкальных ведущих и редакторов коммерческих радиостан­ций, чтобы выявить их мнение о том, какова роль ведущего современных Санкт-Петербургских радиостанций. Она видится следующим образом: ведущий должен быть автором вещания — 70% опрошенных, звукорежиссером — 69, создателем настрое­ния — 60, актером — 30, журналистом — 10, другом — 10, диктором — 10, импровизатором — 5, интеллигентом — 5, ис­полнителем — 5% от числа респондентов. Руководители радио­станций предъявляют к современным ведущим такие требова­ния (в процентах от общего числа опрошенных): коммуника­бельность — 90, эмоциональность — 90, приятный голос (бари­тон) — 80, творческий подход — 60, знание музыки — 50, правильная речь — 50, интересная личность — 50, артистизм — 30, находчивость и реакция — 30, профессионализм— 10, уме­ние работать с микрофоном — 10, интеллектуальный уровень — 10, кураж — 5, вкус — 5, уровень культуры — 5, образова­ние — 5. Обращает на себя внимание две крайние позиции — коммуникабельность (с максимальным значением — 90%) и об­разование — 5%. Они свидетельствуют, прежде всего, о под­сознательном или осознанном неверии в возможность обучаться профессии «ди-джея». Однако многие радиоведущие имеют те­атральное или журналистское образование.

    Теория и практика массовой информации____________________________339
    Телевизионные журналисты особенно нуждаются в опера­тивной информации о динамике своей популярности у зрители. Учитывая это, пресса регулярно публикует рейтинги популяр­ности телеведущих.

    Престиж профессии — в одном ряду с такими понятиями, как привлекательность, авторитет, уважение, мода. Он свиде­тельствует о положении в обществе, является средством удов­летворения профессиональной, личностной, социальной потреб­ности журналиста в общественном признании, служит регуля­тором и стимулом его творческой деятельности.

    Подобного пристального внимания социологов, к сожале­нию, лишены журналисты газет. Престиж газетчика определя­ется в совокупности, по динамике тиража издания: растет ти­раж или падает. В то же время имена отдельных журналистов широко известны. Можно вспомнить всезнающего Максима Соколова из «Собеседника», скандального Александра Минкина из «Новой газеты», экономиста и политолога Отто Лациса из «Новых Известий», нестареющих Ольгу Кучкину и Василия Пескова из «Комсомольской правды».

    Изменения в настроениях массовой аудитории происходят довольно быстро, да и журналистская среда не статична, од­нако социологические опросы ведутся редко, особенно в реги­онах. Так, крупное исследование прессы и аудитории Северо-Запада проводилось факультетом журналистики Санкт-Петер­бургского университета лишь в 1990—1991 гг.

    Глубокий анализ массовой аудитории и журналистского рынка помог бы работнику газеты, радио, телевидения четче определиться с перспективой творческого роста, правильно проводить операцию по сегментированию. Удача этой операции предопределяет и другой успех — позиционирование: каким об­разом выступление журналиста сделать ярким, заметным, при­влекающим не сенсацией и скандальностью, а глубиной анали­за, актуальностью, новым подходом к решению социальных яв­лений и концепций.

    Рассматривая жизненные циклы знаменитостей, Филип Котлер пишет о шести видах карьеры:

    1. средний успех;

    2. устойчивый подъем до уровня суперзвезды;

    3. головокружительная карьера-вспышка;

    340_____________________________________________________А.Г.Киселев


    1. изменчивая карьера;

    2. резкое падение в безвестность с последующим возвра­щением популярности;

    3. запоздалое признание.

    В журналистской практике чаще всего встречаются пер­вые два вида карьеры: средний успех и устойчивый подъем. Одни журналисты растут по вертикали, переходя из одного издания в другое, большего ранга, другие — по горизонта­ли — сменяя должность на более высокую в пределах одной газеты. Вот несколько судеб тех, кто работал или работает в редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» (бывшей «Ленинг­радской правды»). Василий Захарько в начале 60-х, будучи эк­скаваторщиком, строил ленинградский Дом прессы, затем стал работать в нем корреспондентом газеты «Строительный рабо­чий», потом перешел в «Вечерку», после окончания заочного отделения факультета журналистики был приглашен в «Ленин­градскую правду», через несколько лет стал корреспондентом «Известий», потом был избран главным редактором этой газе­ты, а в 1998 г. после «приватизации» издания ОНЕКСИМбанком остался членом редколлегии. В те же 60-е гг. в «Ленинградской правде» начал репортерскую деятельность Игорь Чурин, два десятилетия возглавлял здесь отдел информации, был ответ­ственным секретарем, сейчас стал заместителем главного ре­дактора.

    Университетская подготовка работников средств массовой информации базируется на трех взаимосвязанных циклах дисциплин: гуманитарных (теория и история литературы и искус­ства, русский и иностранные языки, культурология), социаль­но-экономических (экономика, философия, политология, исто­рия) и журналистских. Но далее выпускника ждет строгий учи­тель — практика. А жизнь богаче учебника. И успех придет к тем, кто верно определится в роли, статусе, функциях, перс­пективах, сфере деятельности и будет энергичен и настойчив в реализации своих целей, опираясь на инструмент самомарке­тинга, который представляет собой творческую деятельность журналиста, предпринимаемая для создания, поддержания и (или) изменения поведения по отношению к массовой аудито­рии.

    Ч А С Т Ь II

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    ОПД.Ф.09

    ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    Социально-политические реформы общества и возникнове­ние журналистики; развитие массовой прессы; процесс моно­полизации прессы; особенности инфраструктуры в национальных границах различных стран; глобализация информационных про­цессов; понятие информационного общества.

    Особенности и основные этапы развития журналистики в XX в.; современные СМИ России; законодательное обеспече­ние свободы слова и информации в постсоветский период.

    Массовая информация и ее роль в современном мире. Сред­ства массовой коммуникации: печать, радио и телевидение; орга­низация работы редакции; журналистский корпус; источники информации, информационные агентства, агентства в сфере общественных связей, корреспондентская сеть, Интернет, ре­дакционные базы данных.

    СМИ как предприятие; рынок современной прессы; пози­ционирование издания; распространение издания; ценообразо­вание, себестоимость; оценка спроса, стимулирование сбыта; рынок типографских услуг; стандарты качества информации; финансовая политика; кредитование; государственные дотации средствам массовой информации. Связи с общественностью в редакционной структуре.

    Теория и методика журналистского творчества; журнали­стское творчество как профессиональная деятельность; Интер­нет и его использование журналистом; технические средства в процессе журналистского творчества. Журналистское произве­дение как текст — жанровые разновидности.

    Профессионально-этические правила и нормы; законода­тельство в сфере журналистики. Понятие «компромата»; про­блема «скрытой» рекламы; проблема факта и комментария. Тео­рия свободы прессы и ее социальной ответственности.


    342_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Технические средства массовой коммуникации. Полиграфи­ческая техника и полиграфические процессы; верстка и пе­чать; дизайн полиграфических изданий; основные технологи­ческие схемы выпуска газетно-журнальной продукции. Фото­графия, техника фотосъемки.

    Технические средства радио и телевидения. Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение.

    Компьютерная техника в производстве современной прес­сы, в работе редакций. Электронные версии современных газет.

    Распределение часов курса «Теория и практика массовой информации»

    по годам обучения


    Год обучения

    Количество часов



    1-й семестр

    2-й семестр



    всего

    лекции

    сем и н. занят.

    всего

    лекций

    селит, занят.

    1-й курс

    34

    18

    16

    34

    16

    18

    2-й курс

    62

    30

    32

    62

    30

    32

    3-й курс

    38

    22

    16

    36

    20

    16

    Итого:

    134

    70

    64

    132

    66

    66
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   36


    написать администратору сайта