Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава I Развитие радиовещания и его неотъемлемые компоненты

  • 1.1. Из истории становления отечественного радиовещания

  • Существуют два спорных мнения по поводу радиоизобре­тателей.

  • Суть спора о первенстве изобретения

  • Что же касается собственно радио, то голос человека по радио России прозвучал впервые лишь в 1919 г.

  • Радиопе­редачи уже рассматривались как радиоискусство.

  • Контрольные вопросы и задания

  • 1.2. Многообразие техники радиовещания и особенности ее применения

  • Ныне радиоспектр чрезвычайно широк.

  • Что же касается оборудования радиостанций

  • Для станции, вещающей на современный город

  • Студийные магнитофоны подразделяются на четыре типа

  • 1.3. Специфика радиокоммуникации и ее формообразующие и выразительные средства

  • Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус


    Скачать 2.78 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
    АнкорКиселев
    Дата03.04.2023
    Размер2.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКиселёв А.Г. Теория и практика массовой информации.doc
    ТипУчебник
    #1035048
    страница2 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    Раздел I

    Отечественное радиовещание

    в формировании информационного

    общества. Теория и практика

    радиожурналистики
    Глава I

    Развитие радиовещания

    и его неотъемлемые компоненты


    Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. Вопрос о конкретной дате начала массового вещания в России имеет неоднозначные мнения. Выделим наиболее до­стоверные из них.

    Первые радиотелефонные передачи, обращенные к массо­вой аудитории, состоялись весной 1921 г. Их осуществили ин­женеры Казанской базы радиоформирований. Был сконструиро­ван усилитель, благодаря которому разговор по телефону мож­но было передавать через рупор наподобие грамофонной тру­бы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 г., и через передавались тексты газетных статей. Эта информация быстро разнеслась по стране. И уже 7 мая московские газеты напечатали об этом событии информацию РОСТА (Российского телеграфного агентства). Казанский опыт быстро переняли Москва и Петроград.

    С 28 мая па 1 июня 1921 г. громкоговорящая радиотелефон­ная установка была испытана в Москве (на балконе здания Мосcоветa). А 17 июня передачи Центральной радиотелефонной стан-


    1.1. Из истории становления отечественного радиовещания


    Теория и практика массовой информации_____________________________13
    ции начали транслировать на шести площадях Москвы. Их со­держание составляли телеграммы РОСТА, материалы газет, а также лекции и доклады.

    Однако следует отметить, что регулярные передачи мос­ковской Сокольнической радиостанции имени АС. Попова нача­лись 12 октября 1924 г. 23 ноября того же года началось еже­дневное вещание радиопрограмм станции имени Коминтерна.

    Существуют два спорных мнения по поводу радиоизобре­тателей. Первооткрыватели А.С. Попов из России и Г. Маркони из Италии на самом деле и не предполагали что выйдет из изобретения, поскольку они сконструировали средства связи, а не средство массовой информации и культуры. Однако их ве­ликое открытие неоспоримо. И все же кто из них был первым?

    25 апреля (7 мая) 1895 г. русский ученый АС. Попов выступил с научным докладам и демонстрацией прибора, который был назван «громкоговорителем» и выразил надежду его при­менении для передачи сигнала на расстоянии без проводов. Уже в марте 1896 г . он продемонстрировал свое открытие на практи­ке, передав на расстояние 250 Азбукой Морзе первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: «Генрих Герц» (имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения А. Попова).

    Суть спора о первенстве изобретения в основном в том, что АС. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал - его изобретение засекретили. А в этом же году итальянский ученый Гульельмо Маркони получил па­тент от английского правительства на такое же изобретение. Изучение исторических обстоятельств и документов дает осно­вание поддержать мысль об автономности исследований уче­ных.

    К сожалению, в России изобретение Попова в течение дли­тельного времени использовалось главным образам в военных це­лях, тогда как Маркони привлекло к радиотелеграфии внимание широких деловых, кругов, благодаря чему он получил хорошие материальные возможности для развития. Так, в 1901 г. Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. А в 1909 г. за свои достижения он был удостоен нобелевской премии.

    В истории радиовещания заслуживают внимания и опыты телефонии - системы передачи человеческой речи по прово-

    14_____________________________________________________А.Г.Киселев
    дам. Так, с помощью изобретения американского профессора Александра Белла телефонный аппарат использовался для экс­периментальных попыток передачи с его помощью спектаклей прямо со сцены театра.

    Что же касается собственно радио, то голос человека по радио России прозвучал впервые лишь в 1919 г. - это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, который услышали в Москве и Петрограде.

    Между тем в качестве технического коммуникационного просветительско-пропагандистского канала радио заявило о себе еще на стадии «точек и тире» Морзе. Важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве было не автономным СМИ, а составлял звено информационно-пропагандистской цепочки. Так, в 1914-1917 гг., из Зимнего дворца передавались важнейшие сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства. По той же схеме после революционных событий распространялись отдельные постановления и декреты Совет­ского правительства.

    Экспериментальное массовое вещание в России начина­лось с радиоконцертов, постепенно приобретая политическую направленность, которая была вызвана необходимостью на тот период. Так, в 1921 г. массовое печатное издание «Известия ЦИК и ВЦИК» выходило малым тиражом всего 350 тыс. экземп­ляров на страну. Это было вызвано отсутствием денежных средств, недостатком и дороговизной бумаги, чрезмерностью типографских расходов и с другой стороны - развал эконо­мики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего - поголовная неграмотность двух правящих классов - рабочих и крестьян, которые, тем не ме­нее, должны были управлять государством. Поэтому рост поли­тического самосознания невозможен был без хорошо отлажен­ной информированности самих масс.

    В этих условиях радио играло важнейшую роль. Оно не просто дополняло прессу, но и выполняло своеобразную фун­кцию замещения ее обязанностей в системе информации. «Вся Россия будет слушать газету, читаемую в Москве», - объявил вождь пролетариата В.И. Ленин. Таким образом, радио стало основным видом информации благодаря задачам социально-по­литических и экономических условий страны.


    Теория и практика массовой информации_____________________________15
    Между тем взрыв любительства давал свои плоды. В раз­ных уголках страны были установлены радиоприемники, изго­товленные кустарным способом. В этой ситуации Совнарком принял два постановления, чрезвычайно важных для разви­тия отечественного радиовещания (4 июля 1923 г.) - Декрет о радиостанциях специального назначения и 28 июля. 1924 г. ­Секрет СНК СССР, которым разрешалось иметь радиоприем­ники, покупать их в магазинах и пользоваться ими по собствен­ному усмотрению. Так активизировалось развитие радиодела в стране.

    Быстрыми темпами велось строительство станций переда­ющей приемной радиосети. В 1924 г. уже существовало 10 таких станций, в 1926 - 48, а к концу 1928 г. - вещанием уже была охвачена территория в 2 млн. 940 тыс. кв. КМ. Число радиослушателей возросло до нескольких миллионов.

    Вполне естественен вопрос: почему руководство партии и государства, возглавляемые И.В. Сталиным, уделяли огромное внимание радиовещанию в период становления тоталитарного государства. Радио рассматривалось в агитационно-пропаганди­стской структуре как важнейшее оружие. Это привело к реор­ганизации 45-минутного выпуска «Радиогазеты РОСТА». Смысл этой реорганизации заключался, прежде всего, в дифференциа­ции аудитории, увеличении и конкретизации «адресов» радио­передач. С 1925 г. появляются комплексные программы радио, и в его передачах звучат сообщения не только для малограмотных. Так появляются «Рабочая радиогазета» и «Крестьянская радиогазета», а затем «Комсомольская правда по радио», «Ра­диопионер», «Призывник», «Кустарь». Врачебно-физкультурнаярадиогазета» и ряд других.

    Однако с бурным ростом радиогазет начали появляться жалобы слушателей. На отсутствие обратной связи, культуры информационных возможностей, формы изложения, манеры веде­ния передач, их доступности, музыкальности и т.д. Так возникла теория «дикторского единообразия», требующая от чтеца максимальной интонационной скупости, любое выражение дик­тором личного отношения к содержанию радио сообщения по­средством эмоциональной окраски и голосового грима объявлялись, грубы нарушением профессиональной этики.

    Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории в большей степени начала проявляться в начавшихся вне-


    \ '

    . ,
    16_____________________________________________________А.Г.Киселёв
    студийных прямых событийных трансляциях. По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на:

    • Общественно - политические;

    • Просветительские;

    • Развлекательные.

    По форме радиосообщения этого исторического периода

    представляется возможным разделить на:

    • радиособрания;

    • радиопереклички;

    • радиолекции;

    • радиоконцерты.

    Важнейшая особенность событийных трансляций - это ярко выраженная агитационно-партийная направленность в духе того времени.

    Итак, радио перестало быть новинкой. Заместитель Нар­кома почты и телеграфов А.М. Любович 12 февраля 1926 г. пред­ложил усложнить требования, т.е. «перенести микрофон из сту­дии в аудитории театров, концертов, лекций, собраний, съез­дов и т.д. Участники таких вечеров, зная, что имеют своей аудиторией радиослушателей всего Союза, будут гораздо вни­мательнее относиться к их устройству, чувствовать большую ответственность». Безусловно, также большое воздействие на процесс совершенствования радиовещания советского периода оказали письма радиослушателей. Так появились радиопереда­чи «Радиопередача», в которой шел анализ почты радиослуша­телей, «Радиомузыка», где транслировались концерты, а так­же стали транслироваться радиопередачи со спектаклями, фель­етонами, юморесками и т.д.

    12 декабря 1924 г. впервые из Колонного зала Дома союзов прозвучал концерт симфонического оркестра, подтвердивший утверждения о том, что «на публике» при хорошей, акустике оркестр звучит лучше.

    Теперь появилась новая техническая задача. При трансля­ции объемной передачи звука из концертного зала нежелатель­но было вмешательство посторонних шумов. Поэтому группой инженеров и музыкантов во главе с А.Л. Минцем была разрабо­тана схема установки параллельно работающих микрофонов (до шести одновременно). При этом создавалась возможность авто-

    Теория и практика массовой информации_____________________________17
    номно регулировать уровень сигнала, идущего от каждого мик­рофона. Так родилось микширование - техническое и художе­ственное средство, позволяющее вести звуковой монтаж в про­цессе не фиксируемой на пленку передачи.

    С конца 1925 т. музыкальные и литературные трансляции становятся постоянными на советском радиовещании. Так сфор­мировались новые виды вещания «Театр у микрофона» и «Радио­театр». Из Художественного театра передавались весьма значи­тельные и привлекательные для того времени спектакли Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» в исполнении В. Качалова и Н. Баталова, вахтанговская постановка «Разлома» Б. Лавренева с участием Б. Щукина и М. Державина и др. Официальная дата рождения отечественного радиотеатра - 25 декабря 1925 г.

    Таким образом, с этого момента начался новый период в развитии радиовещания - очень быстрое освоение выразитель­ных эстетических и технических возможностей радио. Радиопе­редачи уже рассматривались как радиоискусство. Этому спо­собствовали многие мастера литературы, театра, музыки и даже кинематографа, который сам в те времена пока оставался не­мым.

    За годы советской власти радиовещание получило огром­ное развитие. Если не сосредоточиваться на чисто идеологи­ческих радиопередачах, то сегодня можно с уверенностью за­явить, что литературно-художественные, музыкальные, спортивные, детские, развлекательные передачи были подлинным образцом отечественной культуры. Даже их постоянные позыв­ныe вселяли бодрость духа и хорошее настроение на весь рабо­чий день. За рассматриваемый период отечественное, радиове­щание усовершенствовалось до небывалых высот. Хотя с про­грессом трудно спорить. Сегодняшнее наше радио приоритет­ное по техническим возможностям. Однако, к сожалению, о его культуре, эстетике, художественных ценностях, наконец, об искусстве говорить не приходится. В ходу практически одни развлекательные программы. Сегодняшнее радиовещание «идет в ногу» со своим временем.

    Материалы об отечественном радиовещании в условиях рын­ка представлены в учебнике в разделе «Радиолекции для до­полнительного изучения».


    18_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Основные виды становления регулярного вещания в России и отечественной радиопрессы приведены в разделе «Приложения».
    Контрольные вопросы и задания

    1. Раскройте сущность существующих противоречивых мне­ний о конкретной дате начала массового вещания в советский период.

    2. Приведите основные даты становления регулярного ве­щания в России и отечественной радиопрессы.

    3. Назовите первых изобретателей радио и дайте характе­ристику их изобретениям.

    4. Раскройте опыты телефонии А. Белла и их значение для развития радиовещания.

    5. Назовите причины особою интереса к радио в.и. Ленина

    и и.в. Сталина.

    1. К чему привел в 20-е гг. «взрыв» радиолюбительства?

    2. Дайте характеристику структуре трансляций.

    8. Что послужило причинами дальнейшего совершенство­вания радиопередач?

    1.2. Многообразие техники радиовещания и особенности ее применения
    Радио представляет собой область техники, имеющей дело с применением электромагнитных волн (радиоволн). И посколь­ку ее технические средства базируются на широком использо­вании электронных компонентов, то радио теперь называют радиоэлектроникой.

    На начальном этапе радиосвязи считалось, что повысить дальность связи можно увеличением длины радиоволны и мощ­ности передатчика. В результате мощность передающих уст­ройств стала достигать десятков и сотен киловатт, а длина вол­ны - сотен и тысяч метров. Лишь в 20-х гг. было обнаружено замечательное свойство коротких волн распространяться на ог­ромные расстояния благодаря отражению от ионизированных

    Теория и практика массовой информации_____________________________19
    слоев атмосферы. Это позволило существенно снизить мощ­ность передатчика. Чтобы обеспечить нормальную работу все увеличивающегося числа передающих и приемных средств, надо было осваивать все новые высокие частотные диапазоны мет­ровых (короче 10 м) и более коротких волн.

    Ныне радиоспектр чрезвычайно широк. Он характеризуется от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс ог­раничен - из-за технологических трудностей. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечающими не только за оборону стpaны и организацию правительственной связи, но и за обес­печение безопасности человека, например, при авиаполетах, воздушных перевозках. Пути решения проблемы были сформу­лированы в «Концепции использования радиочастотного спект­ра в Российской Федерации», одобренной 25 апреля 1994 г.Го­сударственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ). В частности, средствам радиосвязи предла­гаются совместно использовать частотные полосы.

    Что же касается оборудования радиостанций, то степень их насыщения зависит от запланированном зоны вещания. Так, для поселковой станции необходимы радиопередатчик, 50 м многожильного медного провода для антенны, устройство антенной настройки, два микрофона на стойках, два стационар­ных магнитофона, две пары наушников, две кacceтные деки, микшерный пульт на пять каналов микшер сводит источники звyкa во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на передатчик, аудиокабели и электропроводка. А также некото­рая мелочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т.п. Для станции, вещающей на современный город, список этот существенно расширяется, включая большой ас­сортимент устройств, связанных с источниками звука (микро­фоны, компакт-диски, в ходу также остаются магнитная плен­ка и кассеты и т. д.), преобразователями сигнала (микшерные пульты, репродукторы, фильтры и т. д.), линиями связи, студией-передатчиком (коаксиальный кабель, радиосистема) и передающей системой (передатчик, фидерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенка и мачта ее установки и т. д.). Весьма полезно дополнительное сту-
    20_____________________________________________________А.Г.Киселёв
    дийное оборудование: фильтры низких частот, позволяющие уменьшить фоновый шум при записи интервью в аэропорту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интервью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропускаю­щие полосу средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю части спектра; узкополосные режекторные фильтры (фильтры-проб­ки), способные подавлять часть звукового спектра в очень уз­ком диапазоне, отсекая гудение, свист и т. п.

    Студийные магнитофоны подразделяются на четыре типа в зависимости от подачи пленки: на магнитных катушках, кас­сетах, современных компакт-дисках. Однако еще достаточно широко используются старые технологии. Пленка в магнито­фонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хрома. В первом варианте цена ее существенно снижа­ется, во втором - пленка дорогая, но позволяет уловить высо­кие частоты звукового спектра, что очень важно при записи музыки. В компакт-кассетах, или картриджах (каргах), концы короткой, рассчитанной на минутную запись пленки на бобине склеены, и ее не надо ни перематывать, ни прокручивать.

    Картриджами пользуются для коротких и часто повторя­ющихся сообщений - таких, как регулярные объявления, по­зывные станций и передач, реклама, звуковые эффекты и т. д. Магнитофоны третьего типа, работающие с открытой плен­кой, намотанной на большие плоские бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор на­ходит нужное место записи, режет и склеивает пленку, пере­писывает фонограмму на кассету или картридж или сразу же пускает в эфир).

    Сегодня радиовещание перешло на цифровые технологии, когда компьютер, снабженный звуковой картой, цифровым пуль­том, студийным микрофоном, комплектом дек для мини- и ком­пакт-дисков преобразовывает аналоговый звук в цифровой и на­оборот. При этом существенно возрастет качество звучания. Это наиболее оптимальный вариант, использующийся в производ­стве радиовещания.

    Итак, современная типовая радиостудия (речевая) состоит из магнитофонов перечисленных типов, центрального Пульта. Студия отгорожена стеклом для визуального контакта режис­сера с ведущим передачи. В отгороженной и уплотненной звуко-

    Теория и практика массовой информации_____________________________21
    непроницаемой решеткой второй комнате (собственно речевой студии) находятся преимущественно микрофоны, кнопки для переговоров с режиссером, светильники, специально оборудо­ванный дикторский стол и стулья. В отличие от речевой кон­цертная студия более объемна по размеру, в ней присутствуют также подвесные, передвижные микрофоны для записи кон­церта хора или оркестра и т.п.
    Контрольные вопросы и задания


    1. Определите тождественность или противоречивость «ра­дио» и «радиоэлектроники».

    2. Охарактеризуйте начальный этап радиосвязи и совре­менного радиоспектра.

    3. Как оборудованы радиостанции поселкового и городско­го типа?

    4. Назовите техническое оснащение радиостудии.
    1.3. Специфика радиокоммуникации и ее формообразующие и выразительные средства
    Мы хорошо помним мифологию. Древние греки считали, что их боги жили в эфире — верхнем лучезарном слое. Бук­вально все и, в частности, молния были подвластны только Зевсу. И вот с наступлением научно-технической революции сделано величайшее достижение — создано радиовещание. Современная наука вырвала из рук Зевса молнию и заставила ее заговорить, поэтому не случайно новое открытие, вначале именовалось голосом Бога.

    Скорость — главный фактор в покорении пространства. С использованием электрических волн она превратила радио (а вскоре и телевидение) в планетарные массовые коммуника­ции. Если бы по мановению волшебной палочки можно было вдруг увидеть звучащее околоземное пространство, то наша планета предстала бы перед нами окутанной плотной «паутиной» звуковых нитей — «продукта» неисчислимого множества рабо­-

    22____________________________________________________А.Г. Киселев

    тающих радио-и телестанций. Эти сигналы, посланные в Эфир (одно из величайших изобретений и достижений человечест­ва) - электронная революция, изменившая не только инфор­мационный лик планеты, но и активно влияющая на самого человека.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    написать администратору сайта