Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
Скачать 2.78 Mb.
|
Тематические выпуски содержат рассказ о том, что происходит в области экономики, финансов, искусства, спорта и т.д. Они привлекают внимание тех слушателей, кто в большей степени интересуется этими сферами жизни. Такие выпуски дают радиоканалы, вещающие или круглосуточно, или большую часть суток. Специальные выпуски посвящены крупным событиям: спортивным соревнованиям, мирового уровня (Олимпиады, чемпионаты, фестивали, кинофорумы и т.д.). Они содержат более подробную информацию о том, что происходит на этих крупнейших мероприятиях. 56_________________________________________________А.Г.Киселев Экстренные выпуски новостей обусловлены необходимостью самого оперативного сообщения об очень важных событиях (например, об отставке президента, премьер-министра). Важнейшим фактором работы информационной службы является отбор новостей. Аудитории должны предлагаться самые важные, значительные, интересные новости. Выпускающий редактор, составляя выпуски, решает двоякую задачу: отражает панораму событий и создает у слушателя представление об информационной картине дня. Такая работа требует высокой квалификации, большого опыта, хорошей ориентаций в политической обстановке. Именно отбор, монтаж и подача новостей создают информационную политику радиостанции. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое «факт» в журналистике? В чем состоят особенности работы информационной службы радио? 2. Что представляют собой выпуски новостей? Охарактеризуйте их специфику. 3. Запишите с эфира несколько новостных выпусков разных радиостанций и проанализируйте их с точки зрения тематики, структуры. Чем, на ваш взгляд, обусловлены их различия? 2.3. Аналитические жанры радиожурналистики Аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио. Теория и практика массовой информации_____________________________57 Поиски новых принципов журналистики, ее ценностей проявляются в свободе выражения мнений, усилении авторского начала - это одна из ведущих тенденций в современных массовых коммуникациях. Это относится в первую очередь к масштабу и глубине интерпретации событий, явлений, той области, где доминирует комментирование как форма проявления оценки возрастает роль осмысления, толкования, происходящего. Это связано с потребностями людей быть в курсе всех значительных событий, влияющих на их жизнь, судить о переменах в обществе, суммируя разные точки зрения, - в этом состоит она из задач демократизации общественной жизни. Аналитическая радиожурналистика призвана помогать гражданам страны разобраться в сложных перипетиях политической, экономической и социальной жизни, обо всем иметь свoe мнение. Журналистское произведение существует в контексте реальной жизни, хорошо знакомой людям. Слушатели, зрители, читатели воспринимают информацию радио- и телепрограмм, газет, соотнося ее со своими знаниями, взглядами на мир, убеждениями, опытом. Эта ориентация на объективность, возможную полноту отражения жизни, учет жизненных реалий повышает убедительность аргументов, которые используют журналист в своих выступлениях. И, наоборот, слова, расходящиеся с реальностью, вызывают недоверие к средствам массовой коммуникации. Сравнительный анализ информационной политики в советское время и во время реформ наглядно демонстрирует разные подходы к журналистике, разную степень объективности: начиная от выбора фактов и их подачи в контексте подборки информационных заметок (на газетном листе) и сообщений (в радио- и телепрограмме). Споры об объективности в журналистике ведутся и на страницах западной прессы. Абсолютной объективности в журналистике не может быть изначально, так как любой факт содержит в себе объективное начало, существующее в действительности независимо от сознания человека, и отражение этого факта в его сознании. Это отражение, его выделение из действительности уже несет в себе элемент субъективности. А тем более, когда публикация факта продиктована определенными целями.И все-таки в подаче новостей оценка, ,как правило, сеществует в скрытом виде. 58______________________________________________________А.Г.Киселев Аналитическая журналистика предлагает аудитории рассмотрение событий, пропущенных через отношение к ним журналиста. Она может оказывать прямое воздействие на общественное мнение. Ядро аналитики составляет аргументация, система доказательств, направленных на подтверждение определенной точки зрения. Анализ предполагает наличие собственной точки зрения на предмет исследования, основанного на изучении всех возможных обстоятельств события. Слово «анализ» в переводе с греческого значит - разложенuе, расчленение. Это разложение какого-то предмета на части с целью изучения внутренних связей между элементами и его составляющими, чтобы увидеть этот предмет в ином качecтвe. Анализ - это один из основных путей познания, метод научного исследования. Анализом оперируют многие науки и· в каждой из них - в математике, химии, физике, биологии и т.д. особенности его определяются спецификой предмета и задачами его изучения. В журналuсmике под термином «анализ» nонимается uзученuе фактов, собыmuи, основанных на лuчносmнои оценке.Публицистический анализ предопределяется задачами журналистики. Его виды разнообразны и включают в себя эмпирические, научно-теоретические методы исследования, наблюдение, изучение документов, обстоятельств взаимоотношений, обобщения. Аналитическая радиожурналистика, в основе которой лежит анализ, не может обходиться без синтеза. Журналист обобщает, подводит итоги, делает заключение, выводы, т.е. выводит мысль на новый уровень. В основе анализа всегда лежит мысль, высказанная прямо или лежащая в основе подбора фактов, аргументов. Аргумент - это факт или мысль, введенные в систему логических, эмоциональных связей с другими фактами и суждениями, усиленный этим контекстом и в свою очередь повышающий совокупное действие всей этой системы фактов. Аргумент - форма доказательства в споре, дискуссии, столкновении мнений. Приемы и способы аргументации также разнообразны. Среди них можно назвать прямую оценку (мнение, суждение), интерпретацию, аналогию, противопоставление, привязку к опыту той или иной группы аудитории, демонстрацию примеров, Теория и практика массовой информации_____________________________59 обращение к личному опыту, ссылки на статистику, цитирование, обращение к авторитетному мнению известного человека (специалиста, эксперта), использование клише, пропагандистских штампов, введение в полемику новых мыслей, оригинального авторского, подхода к объяснению событий, развитие мысли, утверждение, опровержение, полемика с оппонентами, акцентирование внимания на самых значительных, по мнению автора, фактах, пояснение, истолкования, прогноз, обобщение, довод и контрдовод и т.д. Эти приемы свойственны аналитической журналистике вообще, они проявляются в разных жанрах, конкретных журналистских произведениях сообразно задаче выступления, опыту, профессиональной квалификации, подготовке. Глубина анализа зависит не только от задач конкретного выступления, профессионализма эксперта, журналиста, но и от объема радиотекста, времени работы в эфире, которые позволяют автору «развернуться». Они помогают лучше увидеть сам сценарий использования аргументации, подходы к освещению проблемы. Аргументация в публицистике требует логики фактов, но еще и внутренней логики - связи между ними и логики построения всего произведения: последовательного развития сюжета, переходов между его частями, контрапункта и итога. В целом, современная аналитическая журналистика становится ареной мнений, способствует развитию демократических норм общения, помогая становлению гражданского самосознания людей. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое анализ? В чем существо, особенности публицистического анализа? 2. Какое место занимают аналитические жанры в системе жанров радиопублицистики? 3. Какова связь между информационными и аналитическими жанрами? 4. Каких профессиональных качеств требует работа журналиста-аналитика? 60_________________________________________________А.Г.Киселев В чем заключаются особенности досье комментатора, обозревателя? Радиобеседа Жанр беседы органически присущ радио, его диалогичности, направленности на слушателя. Слово «диалог», - в переводе с греческого - «беседа», восходит к опытам софистов. В античной философии это литературная форма, к которой прибегали для изложения своих взглядов с помощью диалектики всестороннего развития определенных постулатов, мыслей, проверяемых на противоречиях, т.е. испытание этих мыслей противoпoлoжными доводами. Платон довел диалог до высокого совершенства, сделав его эффективным инструментом познания действительности. В своих диалогах-дискуссиях, в которых только задаются вопросы, он приводит своего оппонента к определенным выводам, подталкивая к ним направлением и содержанием своих вопросов. В наше время под диалогом понимается «разговор между двумя или несколькими лицами». Беседа, как и некоторые другие жанры радиожурналистики, пришла в эфир из обиходного речевого общения. Все мы нередко беседуем друг с другом. Обсуждаем важные семейные дела, насущные вопросы политической, общественной жизни. Не меньшее воздействие на радиобеседу оказала такая форма, как лекция. Еще на заре. становления отечественного вещания в эфире звучали лекции, беседы, с которыми выступали ведущие политики, ученые, специалисты народного хозяйства. Функция беседы: сообщить новые знания слушателям в форме глубокого, системного изложения определенной темы. Тема беседы «всегда актуальна, созвучна времени, а нередко и вызывается оперативным поводом. Радио прибегает к большим циклам радиобесед. В эфире советского радиовещания звучали циклы «Беседы о природе», «Взрослым о детях», которые продолжались в течение многих лет. Беседа преследует воспитательные, образовательные, пропагандистские цели. Теория и практика массовой информации_____________________________61 Природа этого жанра - разговор, прямое обращение к предполагаемому слушателю. Радио беседа ближе всего стоит к газетной статье. Поэтому для выяснения специфики жанра обратимся к сравнительному анализу беседы и статьи. оба эти жанра подразумевают наличие определенной темы: мыслей, наблюдений с привлечением фактов, сведений, объединенных главной темой. Основа статьи и беседы - развитие, как правило, одной мысли, идеи, концепции. В статье, беседе автор получают возможность широкого подхода к фактам и их оценке, интерпретации. Широки здесь и временные рамки. Соответственно автор беседы может оперировать любым материалом, лишь бы он «работал» на раскрытие его темы, подтверждал его, мысли, наблюдения, оценки. И этот выбор зависит от творческих установок автора, от его эрудиции и компетенции. Поэтому статья и беседа требуют от автора специализации, серьезной подготовки. Цель беседы и статьи: убедить читателя и слушателя, дать ему пищу для размышлений или подвигнуть его к собственным выводам. В чем же отличие газетной статьи от беседы на радио? Статья - жанр, требующий особой текстовой формы аргументации, логики, стилистических средств. Цифры, теоретические выкладки, цитирование документов, научные постулаты, обобщение опыта сочетаются в разных вида статей с приемами литературной публицистики. Статью надо читать глазами, она обращена в большей степени к рассудку, paзyмy читателя, она рассчитана на его определенную подготовку. Радиобеседа - жанр живого разговорного общения. Она подразумевает особый психологический контакт восnриятия текста па слух. И это определяет особенности речевого общения выступающего в студии - с микрофоном (с воображаемым слушателем), слушателя - с радиоприемником (условия прослушивания передач). Беседа подразумевает две основные формы общения со слушателями. Традиционная беседа - выступление в студии специалиста в той или иной области знания, производства, сферы социальной деятельности или человека, обладающего системными знаниями по проблеме, интересующей широкий круг слушателей. О такой беседе и велась речь выше. Здесь подразумевается беседа со слушателями. Она готовится заранее, текст 62_____________________________________________________А.Г.Киселев читается в эфир. Такая форма была распространена в программах нашего радио долгие годы. Иногда автор выступал в студии без текста. Но это требовало огромного опыта и большой предварительной подготовки. Беседа, записанная на пленку по тексту, была более выстроенной, емкой по информации, стройной по своей внутренней логике, так как использовала приемы литературного текста. Выступление в студии без текста (по плану, тезисам, наброскам) обладало другими преимуществами, большей непосредственностью, эмоциональностью, особенностями живого разговорного языка, которые свойственны импровизации. Такая беседа требовала значительной предварительной подготовки, осмысления материала, умения подчинить его логике разговора с воображаемым слушателем. Другая форма беседы - разговор приглашенного специалиста с журналистом. Это беседа двух и более людей в студии, предназначенная для широкой аудитории. Современные радиопрограммы, звучащие в прямом эфире, значительно расширили рамки беседы. И в смысле разнообразия тем, и в тональности звучания. Такие встречи в студии приближают беседу к слушателям. Журналист становится представителем аудитории, он имеет возможность задавать дополнительные вопросы, уточнять, направлять ход разговора. Здесь доминирует автор, он «хозяин» материала, журналист выполняет лишь вспомогательную роль. Третья форма беседы напоминает интервью. В интервью журналист только задает вопросы и с их помощью направляет разговор в необходимое ему русло, в беседе же роль журналиста значительно активнее. Здесь он может высказать свое мнение, делиться впечатлениями, давать оценку фактам и мнению своего собеседника, в чем-то не соглашаться с ним. Беседа может быть монологической и диалогической. Радиокомментарий и радиообозрение более жестко привязаны к обсуждаемой теме - они в основе своей событийны. Радиобеседа же позволяет раздвинуть эти рамки в пределах одной темы и оперировать несколькими темами, связанными между собой более широкими проблемами или родом деятельности человека, приглашенного к микрофону. Образцом таких бесед является программа «Радио России», «Персона нон грата» («Желанная персона»). Она представляет из себя комбинированную форму беседы. Теория и практика массовой информации_____________________________63 Журналист, ведущий беседу, должен постоянно помнить, что приглашенный в студию человек владеет обширной, разносторонней информацией по вопросу, вынесенному на обсуждение. Он, как правило, умеет и любит говорить. И ведущий должен учесть его герои могут сесть на своего любимого «конька» и суть разговора потонет в деталях, подробностях, частностях. Беседа не терпит такой расплывчатости, она постоянно должен «держаться» на едином стержне. Технические условия и заинтересованность редакции в более тесных формах общения значительно расширили возможность прямого воздействия на аудиторию беседа, идущая в прямом эфире, может включать в себя звонки слушателей. В ином случае ее структура претерпевает некоторые изменения. Она задумывается, планируется и готовится с учетом живого общения в эфире, когда многое из того, что предполагают авторы, проявляется непосредственно в вопросах слушателей, и нужно быть готовым к варьированию основой темы, более острому повороту в развитии сюжета. Речевое поведение журналиста в студии во время контакта со слушателями требует большой мобильности, мгновенной санкции, такта, чутья. Кроме того, сама проблема беседы; содержание вопросов слушателей предполагают корректировку ответов, изменение тональности .разговора в ходе поступления новой информации. Роль журналиста в беседе многообразна. Он может выполнить роль стимулятора разговора, его дирижера, но всегда слушателя, подбадривающего человека, приглашенного в студии. Журналист должен помнить об аудитории не вообще, а настраиваться на ту ее группу, к которой адресована передача. Фактор проявления личности в эфире, его различные формы, зависящие от тематики, от понимания своей роли - немаловажные детали и в подготовке беседы, и в ее проведении. Контрольные вопросы и задания Каковы функции журналиста в беседе? В какой форме проявляется позиция журналиста во время ведения диалога? 64_________________________________________________А.Г.Киселев В чем состоит подготовка журналиста к беседе? 4. Каких профессиональных качеств от журналиста требует диалог в эфире? 5. В записанной с эфира беседе проанализируйте вопросы журналиста. Определите, какие из них были подготовлены заранее, какие возникли в ходе разговора. 6. Запишите беседу. Расшифруйте текст. Внимательно изучите вопросы и мнение журналиста и ответы· собеседника. Какие вопросы хотелось бы вам задать дополнительно (недостаточно освещенные, вытекающие из хода разговора, но упущенные журналистом)? Документально-художественные жанры радиожурналистики Радиоочерк; Радиозарисовка; Радиорассказ; Радиофельетон; Радиокомпозиция. В последнее время все большее распространение получает термин «документально-художественные». Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, все жанры журналистики принадлежат к одному типу творчества публицистическому, поэтому повторять слово «публицистические» в названии группы жанров излишне. Во-вторых, термин «документально-художественные» подчеркивает приоритет документальности в составе этих жанровых единиц, что отвечает их функционально-предметной основе. В произведениях этой группы жанров радиопублицистики «соединены информационное начало, авторская лично-чувственная оценка и образное представление о человеке и о событии». Добавим и художественное проявление, раскрытие и ощущение всех этих важнейших компонентов, составляющих единое целое документально-художественного произведения. Слово «документ»переводится с латинского как «поучительный пример», «способ доказательства», «свuдеmель- Теория и практика массовой информации_____________________________65 ство». Такое толкование значения слова показывает, сколь широки «владения» документа и какова его роль в жизни человека, особенно для нашего времени. Несомненно, что всеми этими качествами обладает и «звуковой документ». В радиожурналистике важна предварительная обработка инструментального материала, огромную роль в которой играет монтаж. Монтаж, как уже подчеркивалось, многогранное понятие. Сочетание технической стороны фонодокумента, его осмысления, творческой обработки и включение в контекст публистического произведения усиливают его содержательное эмоциональное воздействие. Звуковой документ с помощью монтажа приобретает новое качество. Документально-художественные жанры призваны показывать изображать факты, ситуации, события, явления, характеры людей в деталях, художественно описывая их в действии. В оценках, что позволяет представить поведение человека, социальные проблемы в живых картинах с исследованием и отражением более глубоких связей между фактами и событиями, подавая их более развернуто и масштабно. Функционально-предметная «база» этих жанров определяет их основу органичное соединение, сочетание документности и художественности. Это значит, что факты в них, как правило, документальны (адреса, имена героев, поле их деятельности и т.д.), раскрываются через поступки, действия людей и изображаются художественными средствами. Под единством документальности и художественности понимается органичность их соединения в структуре публицистического текста, при этом нормы их количественного объема в произведении определяются конкретными задачами, характером собранного материала, опытом журналиста, его талантом, в конце концов. Сама форма этих жанров как бы позволяет сдвигать в одном случае количественный акцент на документальность, в другом - на художественность. В документально-художественных жанрах автор «присутствует» в произведении в самых разных формах: в отборе информации, ее оценке, собственных размышлениях и способах организации текста. Диапазон его проявления очень широко приобретает новое качество: в радиоочерке и радиорассказе 66_________________________________________________А.Г.Киселев журналист может присутствовать и как лирический герой. Разнообразные методы исследования темы, проблемы, характера героя, определяемые задачей его публицистического выступления в эфире, поворачивают его творческую деятельность разными сторонами: он выступает как наблюдатель, истолкователь, собеседник, исследователь и т.д. Докуентально-художественные жанры вбирают в себя методы, которые используют другие жанры, все языковые, стилистические, акустические средства. Это жанры сложные, синтетические в первую очередь по своей структуре. Они нередко активно используют элементы других жанров для решения своих публицистических задач. Делая акцент на слове «документальность» при характеристике этих жанров важно не забывать об огромном значении «художественности» при описании их поэтики. Художественные элементы присутствуют в разной степени в организации и проявлении документального материала. В информационных и аналитичecкиx жанрах - частично, в жанрах третьей группы - в полной мере. Это относится к сюжету и к композиции радиоочерка, радиофельетона, радиокомпозиции, к использованию всех изобразительно-выразительных средств, главным образом языковых. Поэтому работа над этими жанрами требует литературного мастерства, умения владеть всем арсеналом звучащей публицистики. Время и пространство не только субстанциональные философские понятия, но и творческий материал для соединения различных фрагментов в органичное целое. Как правило, в радиоочерке, радиорассказе, радиофельетоне, радиокомпозиции отражается нелинейное течение текущего времени. Это время «законсервированное» - уплотненное. Время и пространство сюжетообразующие факторы, выражающие точку зрения автора на прошлое и на происходящие события. В дальнейшем, рассматривая творческий процесс создания произведений документально-художественных жанров, эти вопросы будут изложены детальнее. В документально-художественных произведениях звучат разные голоса, музыка, рисующие шумы. Это жанры полифонические, создающие определенный звуковой образ - и конкретный, и образ эпохи. Их адресная обращенность к слушате- лю, тональность звучания также неодномерны. Специфика природыэтих жанров (функционально-предметная, структурная, стилистическая, тональная) обеспечивает большой простор для творчества журналиста. Информационные и аналитические жанры, особенно радиообщение, радиокомментарий, радиообозрение, т.е. жанры экологические, более жестко «привязанные» к предмету отражения, не дают такой возможности. На протяжении десятилетия они трансформировались не так активно, это обусловлено значительными изменениями их содержания. В отличие от них документально-художественные жанры, обладая богатой сводообразной формой, запечатлели процесс освоения всех возможностей радиопублицистики. Поэтому история функционирования их в эфире раскрывает спектр творческих поисков журналистов на разных этапах развития отечественной радиожурналистики. Она очень поучительна для тех, кто хочет серьезно освоить возможности микрофона, звучащей публицистики, кто хочет завоевать доверие и вызвать интерес нового слушателя, опираясь на лучшие достижения и традиции журналистики прошлых лет и на их сегодняшнюю трансформацию в свободном эфире. Теория и практика массовой информации_____________________________67 Контрольные вопросы и задания 1. Какое место занимают документально-художественные жанры в системе жанров радиожурналистики? Каковы их природа, жанровые признаки? 2. Что такое «документальность» и «художественность» в радиопублицистике? Что отличает документально-художественных жанры от аналитических? Что значит «звуковой документ»? 4. Какую роль играют в структуре произведения время и пространство? 5. Начните собирать свою собственную личную «шумотеку» (характерные звуковые картинки, которые могут пригодиться в работе над документально-художественными жанрами). Это занятие поможет вам лучше слышать окружающий вас звучащий мир и видеть в нем яркие звуковые «краски». 67_________________________________________________А.Г.Киселев 6. Заведите себе особую папку, записывайте в блокнот услышанные вами на улице, в общественном транспорте, на рынке и т.д. интересные словечки, выражения. Складывайте их в папку. При работе над очередным материалом просматривайте ее и отбирайте то, что вам может пригодиться в каждом конкретном случае. Радиокомпозиция Композиция - понятие, широко используемое при анализе произведений различных видов искусства (литературы, музыки, кино, театра, живописи, фотографии). И в каждом из них композиция подчиняется теме, характеру материала, с помощью которых фиксируется и отображается действительность. «Комnозuцuя» в переводе с латинского имеет два основных зuаченuя: сочuненuе u составление. Первое - подчеркивает ее основополагающую роль в искусстве. Само «сочинение» уже есть композиция. «В литературе и искусстве - конкретное построение, внутренняя структура произведения: подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих художественное целое». Радиокомпозиция активно использует звучащее слово и музыку. Поэтому обратимся еще раз к трактовке этого понятия литературоведами и музыковедами - для лучшего выяснения возможностей и особенностей жанра. Литературоведы трактуют «комnозuцuю» как «членение u взаимосвязь разнородных элементов или иначе компонентов, лuтературuого nроuзведеuuя», выделяют и чисто внешнюю оргаuuзацuю nроuзведеuuя (деление на главы, части, явлeнuя, абзацы, строфы u т.д.) u рассматривают ее как «структуру художественного содержания ,как его внутреннюю основу». «Комnозuцuя в музыке – это структура музыкального произведения, его музыкальная 7. Просматривайте в свободное время словарь Даля и собрание его пословиц, словари новых слов и значений, сборники афоризмов. Фиксируйте на бумаге яркие выражения и складывайте их в папку под названием «Досье речевых выразительных средств». Теория и практика массовой информации_____________________________69 форма».Из этого следует, что в теории музыки композиция - важнейший компонент формы. Не случайно автора музыкальных произведений называют композитором. Истоком радиокомпозиции стала эстрада, выдающийся актер В. Яхонтов в 20-х гг., исполнял свои собственные композиции на сцене. Толчком к таким композициям стали стихи В. Маяковского, вбиравшие в себя масштаб, ритмы, новую стилистику и новое отношение к слушателям. Стихи поэта-трибуна, насыщенные публицистикой, ораторскими приемами прекрасно звучали на эстраде не только в исполнении автора, но и актеров. Постепенно к монтажу публицистических и поэтических текстов прибавился документальный материал: сценки реальной жизни, музыка, частушки на злободневные темы. С конца 20-x - начала 30-х гг. литературно-музыкальные радиокомпозиции занимают постоянное место в эфире. Политические, историко-биографические темы поворачивают радиокомпозицию в русло публицистики тех лет: героика, прославление строительства социализма. Жанр обретал свою самостоятельность, самобытность, осваивая новую сферу и новые выразительные возможности звучащей публицистики. Функции радиокомпозиции (познавательная, воспитательная) соотносились с политическими и эстетическими задачами и решали их в комплексе, Предметом радиокомпозиции стали как литературные, музыкальные материалы из уже созданных произведений (классических и современных авторов), так и написанных специально для радио, объединенных одной темой и единой эстетической установкой. Основной метод работы над радиоиокомпозицией - монтаж: отбор и художественная органичения структуры звучащего произведения. Основу радиокомпозиции составляет органичный сплав доку-ментального и художественного материала, его внутренняя архитектоническая соподчиненность всех фрагментов с целью наиболее полного, яркого раскрытия темы. Публицистичность и художественность в хорошей радиокомпозиции составляют целое. Документальные тексты несут частично и художественную нагрузку, а художественные – публицистическую. Современная радиокомпозиция отходит от прямой публицстичности, а тем более патетики; которыми были перегруже- 70______________________________________________________А.Г.Киселев ны тексты 50-:-80-х п. Она все больше наполняется познавательным материалом. Радиокомпозиция часто приурочивается к крупным памятным датам. Это хороший повод для выхода в эфир. Обычно в такие дни внимание общественности, широкого круга слушатeлeй привлечено к юбилейной теме. Разновидностью радиокомпозиции является радиофильм. О его жанровой форме существуют разные мнения. Одни считают его самостоятельным жанром, другие причисляют к разновидностям очерка, третьи относят его к видам радиокомпозиции. Радиофильм отмечен одной очень яркой характеристикой - в нем преобладающее значение имеет монтаж, особое композиционное построение, позволяющее соединять в едином тексте документальные и художественные структуры: на основе. сочетания разных звуковых «кадров». Поэтому радиофильм ближе всего стоит к радиокомпозиции, что и позволяет считать его ее разновидностью. Предметом радиофильма является изображение ярких примеров, взятых из жизни, исторических картин, осмысленных художественно и соответственно смонтированных. Методы работы журналистов и режиссеров: отбор и обработка разнообразного материала определенной тематики. Время, отображаемое в конкретном материале, соединяло две основные линии: показ текущих событий и ассоциативное расширение временных и пространственных рамок для создания звукового образа эпохи. Документальность усиливала достоверность, музыка, шумы, игровые сценки - эмоциональное воздействие на слушателя. И действительно, радиофильмы довоенных лет представляют из себя интереснейший исторический материал для понимания духа времени. Чем крупнее и значительнее событие, которому посвящен радиофильм, тем интереснее документальные материалы, тем больше возможностей ввести в текст игровые сцены, характеризующие действия героев и само событие. Журналист, работающий над радиофильмом, должен постоянно думать о сцене разных планов. Лучшие радиокомпозиции, радиофильмы, радиоочерки хранятся в фонотеках, радиокомитетов. Их тексты публикова- лись в сборниках, журналах, бюллетенях. Они составляют золотой фонд вещания, являются звуковыми страницами летописи страны. В них запечатлено историческое время и время их создания. Эти образцы звучащей публицистики представляют собой настоящую школу для тех, кто хочет овладеть мастерством радиожурналиста. Радиокомпозиции и радиофильмы, использующие исторические материалы из прошлого страны, о жизни и достижении великих ученых, писателей, артистов, высокохудожественныe литературные и музыкальные тексты, помогают эстетическому, патриотическому воспитанию слушателей, развитию вкуса, поднятию культурного уровня. Это особенно важно в наше время, когда эфир переполнен произведениями массовой культуры, трансляциями эстрадных выступлений поп-певцов, хит-парадов, уровень которых ориентирован на самые невзыскательные интересы аудитории. В современном эфире радиофильмы звучат редко, но они упрощаются с учетом прежнего опыта. Теория и практика массовой информации_____________________________71 Контрольные вопросы и задания Опишите жанровые признаки радиокомпозиции. Каковы принципы сочетания различных фрагментов радиокомпозиции? Выделите функции журналиста и режиссера в процессе работы над радиокомпозицией. Проанализируйте радиокомпозицию, подготовленную опытным журналистом. Обратите внимание на работу звукорежиссера. Изучите те фонды фонотеки, которые могут пригодиться вам для подготовки тематических, историко-биографических композиций. Посоветуйтесь с радиорежиссером, как работать с фондовыми, фонодокументами и записями художественных передач. Составьте себе список тех записей, которые могут приготовиться. Выпишите из фонда образцы радиокомпозиций. Внимательно прослушайте их. Разберите стыковки фрагментов в раз- 72_________________________________________________А.Г.Киселев личных композициях. Постарайтесь увидеть и понять мотивы «переходов» от одного элемента к другому, приемы монтажа, вытекающие из характера текста. Определите, на чем основываются структурные взаимосвязи документальных и художественных фрагментов. 8. Что такое радиофильм? В чем состоят особенности этого вида радиокомпозиции? 9. Посетите радиостудию во время записи радиокомпозиции, радиофильма, предварительно прочитав их сценарии. Обратите внимание, на работу ведущего, звукорежиссера, актеров, если они принимают участие в подготовке передачи. |