Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
Скачать 2.78 Mb.
|
Ноосфера в конце ХХ столетия приобрела новое качество: космическое пространство, окружающее нашу планету, наполнилось не только путями его материально-технической деятельности, но и самой мыслью, летящей в эфире со скоростью электромагнитных волн. Человек неизмеримо расширил освоенное им пространство и с помощью стремительного развития техники прорвался в Космос. Все эти радиосигналы, окутавшие землю, несут огромное количество звучащей информации. Радиовещание, с одной стороны, есть естественное продолжение наработанного человеческого опыта в. отражении и организации социальной информации. Радиоканал для трансляции других звуковых, речевых искусств передачи огромных массивов собственной творческой деятельности. С другой - это создание новой речевой реально- сти, языкового существования в эфире. Всепроникающая способность, огромная скорость в передаче информации, массовость и в то же время единичность обращения к слушателю определили масштаб распространения радиокоммуникации и ее значение в жизни людей. Для нас раскрытие специфики радиокоммуникации нужно прежде всего для лучшего понимания природы ее жанров, об особенностях которых будем говорить в следующих лекциях. Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментная, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Радио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложняет логическое мышление, с другой - способствует созданию Теория и практика массовой информации____________________________23 определенного эмоционального настроения». Как сказал Б. Пастернак «Слух - это глаза души». Общие функции журналистики начинают реализоваться в радиовещании с использованием его специфики. Радиожурналистика - звуковая коммуникация. Ее главные особенности распределяются природой звука, его возможностями, психологического восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации учащего материала, знания психологии его восприятия на слух. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм - все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию. Характер звучания может быть дополнительным аргументом в речи выступающего у микрофона. И, наоборот, вызвать антипатию у слушателя к самому человеку, а значит, и к тому, о чем он говорит. Прослушивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая на кухне, убирая квартиру, обедая, передвигаясь в автомобилей и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности. На восприятие радиопрограмм накладывают отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профессия, представления о мире, но и опыт общения с радиоканалом, его отношение к передачам. Ожидания слушателя, его эмоциональный настрой на программу тоже важны для эффективности контакта. И так, физическая природа радиокоммуникации, ее возможности в передаче информации предопределяют способы ее переработки и интерпретации, трансформации и восприятия аудитории. Специфика канала обусловливает и особенности жанра, методику его работы журналиста, формы общения со слушающими. Речевой жанр представляет собой типовую модель построения речевого целого. Построение (процесс создания), струк- 24____________________________________________________А.Г. Киселев тура (архитектоника) жанра определяются многими фактора- ми, но все они находятся в состоянии соподчиненности между собой и образуют определенную целостность на базе внутреннего единства вceх формообразующих компонентов. Создание целостного акустического радиопроизведения есть творческий процесс. Работа журналиста над тем или иным материалом, с точки зрения природы и особенностей радиотворчества, определяется возможностями, которыми он располагает, а они связаны со звуковым отражением действительности, поэтому все его формообразующие средства - это компоненты проявления действительности в звуке. Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера. 1.3.1. Звучащее Слово В чем же заключаются психологические особенности звукового восприятия? Все звуковые средства являются компонентами акустической целостности, в которой слово в эфире играет ведущую роль. Ведь слово в радиопублицистике nредсmaвляет собой исходный материал и продукт целенаnравленного речевого эфира. Звучащая речь несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Эти две функции звучащего слова неотделимы одна от другой, так как слово одновременно является формой проявления мысли и чувств. Основу всех жанров радиожурналистики составляют речевые тексты в виде огромного разнообразия письменных текстов (предварительно написанных) и элементов импровизированной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство. Базу такого формирования состав- Теория и практика массовой информации____________________________25 ляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи. Язык в целом обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы и Т.д. демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя. Однако нас интересуют звуковые выразительные средства речи. Характеризуя выразительные возможности, следует в первую очередь выделить интонацию. В речевом общении она играет огромную, роль. Многие лингвисты определяют интонацию как главное средствосоздающее своеобразие речи. Причем, она передает не только эмоциональное состояние говорящего, но и несет значительную содержательную, смысловую нагрузку. Речевая интонация - это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта. В речи отражаются цели и задачи речевого воздействия, его характер, направленность общения, психологическое состояние говорящего, своеобразие его личности и темперамента. Голос человека индивидуален: он уникален подобно отпечаткам его пальцев. Голос труднее всего поддается описанию. Тончайшие оттенки звучания почти. невозможно перенести на бумагу. и это действительно так голос передает чувства, а чувства описываются литературным текстом лишь приблизительно. Поэтому молодому радиожурналисту надо знать не только особенности своего голоса, его сильные и слабые стороны, но и постоянно работать над развитием речи, дикцией, умением говорить искренне, заинтересованно, накапливая по крупицам опыт общения у микрофона в разных жанрах. В обычной жизни можно «видеть» речь; т.е. видеть говорящего человека. Жесты, поза, мимика; ситуация общения, настрой на конкретный разговор - дают немало дополнительной информации. На радио же слышится слово, отделенное от человека, который его произносит. Однако голос, отделении от человека, живет, самостоятельной жизнью. Он заставляет вслушиваться 26_____________________________________________________А.Г. Киселев в глубину звучания, и это, естественно, повышает его собственную информативную ценность. Если заметное влияние на восприятиеи оценку «видимого» звука оказывает зрение, а оно напрямую связано с работой мозга, то на только слышимый звук - душа, воспринимающая мир в первую очередь эмоционально. Восприятие речевой информации обогащается работой воображения, которое заметно активизирует механизм слухового восприятия. Микрофон предлагает пред нами как беспощадный сыщик, проникающий во внутренний мир человека без его ведома и контроля, так как от своего голоса в речи нельзя спрятаться. Поэтому голос можно назвать внутренним звуковым автопортретом личности. Формы проявления личности в звучащей речи необычайно разнообразны. Они зависят от темы выступления, отношения к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанртоже многое определяет в направленности этих эмоций и состоянии, в их качестве. Хотя о жанровой тональности мало говорят в теории и практике радиожурналистики. Однако это - конечная форма воплощения текста, eгo реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до uмnровизированного nублиицистического выступления в прямом, эфире. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала, программы и психологическим состоянием человека, выступающего у микрофона, особенностями его голоса. Поэтому радиожурналисту нужно знать как можно больше о возможностях микрофона, звукозаписи именно через них проявляются все эти особенности. Микрофон - не простое механическое устройство для фиксации речи. Этот прибор выводит вас на площадь для публичного выступления, одновременно это и «лот», опускающийся в тайники вашей души. Это и способ освоения звучащего мира, определяющий ваше творческое поведение и мышление. В современном эфире звучит много диалоговых передач: ведущий беседует с гостями, приглашенными в студию, отвечает на телефонные звонки, журналист берет интервью на са- Теория и практика массовой информации____________________________27 мые разные темы и в самых разных местах, проводит дискуссии, обсуждения острых вопросов. Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Он должен фокусировать в себе интересы слушателей. С точки зрения общения у микрофона, он создает ту атмосферу общения с выступающим, которая помогает ему проявить себя в контактной регулируемой речи. Эта aтмocфера общения и воспринимается слушателем, который как бы становится участником разговора. Открытость, раскованность современного эфира несут в себе и новые интонации. Таким образом, радиовещание активно формирует новую. аудиторию не только содержанием своих передач, но и их эмоциональным, интонационным настроем. 1.3.2. Музыка Вторым важнейшим выразительным и формообразующим элементом радиовещания по праву является музыка. Каковы ее роль и функции в радиовещании в отличие от звучащего слова? Музыка - это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации.Общее: музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя. Мы будем различать в ней две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. Самостоятельная в ее собственной сфере музыка выражает целый мир мыслей и переживаний человека, отраженный в разных формах и жанрах. Она играет огромную роль как формообразующий фактор радиопрограмм. Не случайно на Западе говорят об одной из функций вещания: «Музыка как вода из крана». Музыка как сопровождение широко используется в других видах искусства: театре, хореографии, телевидении. Под музыкальным сопровождением в радиопублицистике понимается не механическое следование за текстом, а активное участие музыкального материала в формировании произведений разных жанров. 28_________________________________________________А.Г. Киселев Музыка выполняет разнообразные функции и используется в виде: разбивок между информационными блоками в одной передаче; музыкальной «шапки» программы (характерных звуковых фраз), предназначенных для узнавания той или иной передачи в эфире; звуковой декорации, помогающей представить место действия, характеризующей историческую обстановку; звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста (в настоящее время этот прием используется часто в новостных программах); передачи звуковой атмосферы, помогающей журналисту описать ситуацию, состояние героя, а слушателю представить их; определения темпа и ритма текстовых отрывков, которые пишутся с учетом музыкального сопровождения; художественного средства для создания целостного звукового образа. Жанры радиожурналистики, включающие различные литературные средства для формообразования и внутренней организации текста с использованием музыки, получают огромные дополнительные возможности, в первую очередь - художественные. Значительна композиционная роль музыки. Обрамление текста (его начало и конец) одной музыкальной фразой, фрагментом музыкального произведения. Отрывом песни создает единую музыкальную тему, выражающую отношение автора к событиям, героям. Музыка может соединять различные временные и пространственные отрезки, являться композиционным стержнем всего материала. Музыка и предполагаемый литературный, текст начинают взаимодействовать на самых разных этапах уже в замысле автора. В таком случае характер материала, его тон определяют конкретную тему музыкального отрывка, а он в свою очередь влияет на стиль литературного текста. Еще больших выразительных возможностей может достигать музыка, взаимодействующая с шумами. Теория и практика массовой информации ____________________29 1.3.3. Шумы Под шумами в радиожурналистике обычно nонимаеmся звуковое проявление (в живой и неживой природе), nроmивоnосmавление речи и музыке как кoмnoнeнmaм, самосmояmельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами. Шумы выполняют также важные функции: • служат звуковой характеристикой ситуации, действия, обращения или описываемой журналистом, или случайно попадающей в зону фиксации, записи на магнитную пленку. Документальный шум, записанный синхронно, с речью, в таком случае передает звуковую характеристику действительности, несет дополнительную конкретизирующую информацию: • составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической, иллюстрации. Они оттеняют наиболее характерные детали обстановки, действия; • приобретают символику в литературном контексте, используются журналистом для образной характеристики. В таком случае они решают самостоятельную эстетическую задачу, являются художественной деталью, его звуковой «краской». Шумы проявляют выразительные и изобразительные оттенки радиотекста. Радиожурналисту и радиорежиссеру необходимы тонкий на тренированный слух, способность не только запоминать голоса, музыку; шумы, но и профессионально анализировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, создавая единую тональность из набора звуковых компонентов. Радиожурналист использует шум в разных жанрах: репортаже, очерке, радиорассказе в том или ином его качестве в зависимости от задачи, которую он перед собой ставит; выбирая также и прием использования шума, обусловленный характером материала. Шум, записанный, синхронно с речью, составляет с ней неразрывное целое, часть ситуации общения. Информация, которую несет такой шум, поясняет, углубляет речевой текст, делает его более объемным в звуковом отношении. 30____________________________________________________А.Г. Киселев Однако шумы, попадающие на пленку во время проведения записи в заводском цехе, на улице могут служить и помехой разговору, если они звучат слишком громко. Поэтому радиожурналисту нужно предварительно знакомиться с местом записи, выбирать его, учитывать расстояния от механизмов, работающих с грохотом, сильным скрежетом. Нужно учиться слышать и слушать звучащий мир, отбирая звуковые краски для того, чтобы умело применять их в своей работе. Многообразные выразительные сочетания этих формообразующих средств достигаются с помощью монтажа. 1 .3.4. Монтаж Слово «мoнmаж»в переводе с французского uмeeт два значения. Чисто техническое - «сборка и установка сооружений, сопутствующий, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе - «подбор и соединение omдельных частей чего-либо для создания единства, законченного nроизведенuя, нanpuмep, в кино - подбор и соединение заснятых кустов фильма в требуемой по сценарию последовательности». Для нас важно второе значение слова, так как монтаж не только сам по себе является творческим процессом в литературе, искусстве, публицистике. Он обуславливает характер . всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, романом, оперой, очерком, представляет себе назначение всех отдельных элементов будущего произведения и их место в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное (оно может меняться в процессе работы), но оно существует в голове автора в первоначальном варианте. Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, перечень вопросов для будущего интервью, беседы - тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы - отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов. Монтажно само наше восприятие окружающей жизни, наше мышление, общение; речевое поведение. Так что монтаж Теория и практика массовой информации____________________________31 можно понимать и воспринимать в широком смысле: все программы радио (и конкретные сборные передачи журнального типа) и вся радиопрограмма дня мотивируются из отдельных элементов. Самым показательным может служить композиция программы новостей. Именно монтажлежит в основе создания звукового образа, который представляет собой совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде nредставление о материальном объекте, явлении, характере человека. Выделим формы назначения и использования монтажа: сокращение текста; композиционное перемещение фрагментов документальных записей в их сочетаниях с авторским текстом; уплотнение времени; использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала; создание различных временных и пространственных планов, характеристика через них времени и места действия, показа событий с разных точек звуковой записи; использование контраста разных выразительных средств как приема сталкивания различных смысловых, психологических ситуаций, сцен; планов; использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов продвижении сюжета; создание целостной композиции радиопроизведения. Технические приемы осуществления монтажа также весьма разнообразны. Б числе первого и наиболее простого следует назвать монтаж встык, когда формообразующие элементы, звуковые выразительные средства следуют друг за другом без пауз. При монтаже используются в разных вариантах сила и звучания (повышение, понижение, контраст), пауза, наложение одного выразительного средства на другое (слово на музыку, шумы в различных вариантах их сочетаемости, продолжительность звучания того или иного средства). Набор различных способов монтажа позволяет добиться в каждом конкретном случае наибольшей выразительности и прав- 32___________________________________________________А.Г.Киселев дивости звукового изображения. Поэтому при выборе варианта монтажа необходимо руководствоваться его целесообразностью с точки зрения достоверности, выразительности, сочетаемости фрагментов литературного текста и звуковых средств, художественным замыслом. Удачно подобранный способ монтажа может создавать дополнительные нетекстовые образы и эффекты воздействия на эмоции слушателей. В каждом из жанров монтаж сочетает формообразующие элементы сообразно его задаче, сложности структуры, объема и характера материала. Спектр применения монтажа определяется особенностями и возможностями жанров: функционально-предметными, стилистическими, акустическими. Таким образом, все выразительные формообразующие средства радиовещания в комплексе помогают отразить звуковую картину действительности под определенного углом зрения, конкретным жанром, с помощью различных творческих методов. Взаимодействуя друг с другом, соподчиняясь друг другу, они создают содержательное и акустическое единство целостного произведения. Контрольные вопросы и задания В чем состоит специфика радиокоммуникации? Какова природа выразительных средств радиовещания? 3. В чем заключаются психологические особенности слухового восприятия? 4. Какова роль музыки в радиовещании? Опишите ее функции в журналистских текстах. Как взаимодействуют слово и музыка? 6. Назовите функции документальных шумов в звучащей радиопублицистике. 7.Какова роль монтажа (техническая, композиционная, художественная) в структуре радиотекста? 8. Что такое звуковой образ в радиопублицистике и как он создается? 9. Запишите сложную в структурном отношении радиопередачу. Рассмотрите монтажные «стыки». Чем они оправданы, как выполнены, с какой целью использованы различные компоненты? Теория и практика массовой информации____________________________33 1.4. Основные функции радиовещания Слово - «функция» словари трактуют как обязанносmи, назначение, рода, круг деяmельносmи. Опираясь на это определение, мы и рассматриваем разнообразные функции радиовещания. Роль в обществе возложена на радиовещание достаточно ответственная, кpyг деятельности очень широкий, назначение обусловлено многообразием целей, задач и проблем, стоящих перед обществом. Предварительно стоит обратить внимание на три фактора, общих для массового вещания. 1. Радиовещание осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно полифункционально. 2. В практике вещания очень сильно и постоянно проявляют себя дисфункциональные явления, когда реальная деятельность той или иной редакции (вещательной компании, информационного канала и т.д.) противоречит функциональному назначению вещания данного подразделения, а порой и объявленной им цели (например, вместо информационного обеспечения аудитории дается дезинформация). 3. Жизнедеятельность любого средства массовой информации, в том числе и радиовещания, никогда и нигде не существует вне определенных агитационно-пропагандистских тенденций и тем более не свободна от них. В соответствии с конкретными социально-политическими, экономическими и иными задачами идет подбор информации и комментирование ее в выпусках новостей; с учетом рекламных, воспитательных и других не менее конкретных задач формируются разнообразные художественные и образовательные программы. Наконец, важно подчеркнуть, что изменения государственного строя, социальной и нравственной атмосферы выводят на первый план одни цели и уводят в тень другие; соответственно одни функции в определенный период времени занимают доминирующее положение, а другие исходя на нет. Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом. 1. Информационные: собственно информационная функция, рекламная. 11. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования 34_____________________________________________А.Г.Киселев общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская. III Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения - рекреативная. Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач. Остановимся более подробно на описании функций радиовещания. 1.4.1. Информационные функции Радио распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее других СМИ. Из лекций по «Теории и практике массовой информации за l-й курс» известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем этот термин в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Лишь в этом значении можно выделить собственно информационную Функцию радио, поскольку информацией в широком плане является и трансляция театрального спектакля. Попадая в контекст радиопрограммы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня. Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло В последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. В выпусках новостей принято сначала сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики, а также о событиях, резко отличных от обычного, нормального течения жизни. Доступность информации для широких слоев населения, возможность свободного выбора ее источников и уровень ин- Теория и практика массовой информации____________________________35 формированности считаются признаками благополучия общества и цивилизованности. Спрос на определенную информацию диктуется прежде всего общей политической ситуацией в стране. Во времена политических стрессов очень важно информировать общество о том, когда и какие решения приняты, а какие отменены, кто у власти, а кто отстранен, как идут референдумы, выборы, - все это влияет на поступки, действия и поведение людей. Во время изменений экономической ситуации в стране информация становится жизненно важной. Необходимо освещать многие постоянно меняющиеся реалии жизни: уровень цен, пенсий, зарплаты, курс рубля, уровень инфляции, правовые нормы. Таким образом, происходит расширение зон, сфер и тем информации, ее видов и направлений. Активизируется процесс потребления информации, ее использования и пере работки. К числу дисфункциональныx явлений в программах радио относятся идеологизированность информации; появление рецидивов пресловутых запретных тем и зон, цензуры и самоцензуры; неудовлетворительное поступление информации из провинции; участие радио в информационной блокаде некоторых событий и явлений. Основной порок такой практики соединение факторов и мнений, подмена фактов мнениями. Был такой термин - «агитация фактами», т.е. замена фактов агитацией, что в информационном вещании совершенно недопустимо. Радионовости называют «секундной стрелкой истории». Работа этой «стрелки», особенно в горячие часы, истории, во многом определяет эффективность радиовещания и общественную потребность в нем. Рекламная функция радио близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей (в целеполагании, стилистике), что ее справедливо выделяют как самостоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от радиожурналиста профессионализма, специальных знаний, способностей и навыков. Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных редакций (станций, программ, рубрик). 36_____________________________________________А.Г.Киселев Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода. 1.4.2. Функции, обеспечивающие социальное управление обществом Радио, обладающее уникальными возможностями воздействия на население страны, вполне естественно используется весьма активно как инструмент социального управления обществом. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столько о регулировании общественного поведения сотен тысяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможности радио стимулировать тот или иной поступок людей; а о воздействии на глубинные процессы развития общества, именно на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей существующей общественной и государственной системы в целом. В работе по социальному управлению радиовещание имеет несколько функций. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция. Радио по природе своей обладает огромными интеграционными возможностями. Уже сам факт регулярного и одновременного прослушивания программы разными людьми свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на ее укрепление. Доминанта вещания — выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и т.п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась неохваченной группой людей с их специфическими интересами. Интегративная функция радио решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, Теория и практика массовой информации_____________________________37 ской, образовательной и другими функциями. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию радио, первейшим качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у радиодинамика. Известны примеры, когда радио было единственным реально доступным СМИ и служило своего рода социальным и психологическим связующим звеном общества. В советское время автономные республики России выпускали совместный радиожурнал «Между Волгой и Уралом» (о жизни Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Мордовии). В передачах разной тематики, форм и жанров важнее всего сама идея интегративности. Кaк дисфункциональные можно отметить следующие явления: размывание сложившейся системы ценностей; криминализация, «дебилизация» сознания; понижение уровня культуры и как следствие - дезинтеграция общества. Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения общественного мнения в жизни общества и самой природой вещания, органичecки связанной. с этим феноменом. Среди форм и механизмов проявления общественного. мнения следует назвать выборы и референдумы. Во времена политических перемен редакции радиoвeщaния не остаются в стороне от этих событий. А возможности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики. Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов, контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории). К сожалению, эта, казалось бы, очевидная задача очень часто· не выполняется (или даже не ставится и не осознается) на практике; Так, анализ значительного массива передач «Радио России» показал, что в них очень слабо представлены, а иногда и просто отсутствуют целые регионы, слои, значительные социально-демографические группы общества. Значит, и обществен- 38_____________________________________________________А.Г.Киселев ное мнение, отражаемое в таких передачах, неполное, усеченное, неадекватное реальному. Общественное мнение связано с дискуссионными ситуациями коллизиями и проблемами. Нет необходимости доказывать, что уровень дискуссионности в нашем обществе за последнее время возрос многократно. Радио отражает эту ситуацию не только содержанием передач, но и выбором форм и жанров. Тут и полемика, и дискуссии, и диспуты, и «круглыe столы» привлечением аудитории к прямому эфиру. В жизни постоянно происходит столкновение мнений, позиций, порой резких, непримиримых. Одно из правил СМИ в цивилизованном мире переводить конфликты в план дискуссий, искать точки соприкосновения, общие интересы.. Открытый диспут в эфире позволяет слушателям выяснить позиции, точки зрения из первоисточников, сравнить их, узнать сильные и слабые стороны. Радио и другие СМИ выступают своего рода школой для политиков и аудитории. В деятельности радио заметно повысилась роль социологии, изучающей общественное мнение. Результаты социологических исследований доводятся до сведения слушателей в виде комментариев, бесед и т.д. Ряд передач строится на выяснении мнения слушателей (с помощью писем, телефонных звонков) относительно отдельных проблем, музыкальных групп, исполнителей, песен. Радиожурналисты освоили некоторые социологические методы, например панельное Интервью, когда один и тот же вопрос задается людям (респондентам) на улицах, площадях, вокзалах (иногда с выходом в прямой эфир). Таким образом, собираются пробы, образцы мнений по актуальным проблемам, которые дают представление об общественном настроении и являются ярким, эмоциональным элементом передач. Среди дисфункциональных моментов, прежде всего, следует отметить манипулирование общественным мнением. Силы, которые прибегают к манипулированию, нередко добиваются успеха, но при этом. проигрывает общество в целом и всю СМИ, теряя доверие аудитории. К указанной функции формирования общественного мнения примыкает очень важная функция - функция общения. Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое Теория и практика массовой информации____________________________39 опосредованное общение всегда высоко оценивалась слушателями. В общем жизненном опыте человека все большее место занимает не личный опыт, а «опыт других», т.е. опосредованный, приобретенный, в частности, из СМИ. Такой вид общения имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые зависят от мировоззренческой и идеологической установок, вещательной политики редакций и профессионального мастерства журналистов. Функция общения приобретает особенно большое значение в период дезинтеграции общества. Радио в какой-то мере поддерживает разорванные человеческие связи. В них нуждаются миллионы соотечественников, оказавшихся вдали от этнической родины, в странах так называемого «ближнего зарубежья». Многие из них находятся в условиях информационной блокады. Необходима тщательно продуманная вещательная политика на эту многомиллионную русскоязычную аудиторию. Актуальна проблема общения и для старших возрастных групп аудитории. Разрыв общественных и межличностных связей наиболее остро переживается ветеранами, которым трудно адаптироваться к новым условиям жизни. Многие люди по разным причинам оторваны от дома и семьи, и радио обязано учитывать эти слои аудитории, тем более что накоплен богатый опыт подобных передач (например, «Для тех, кто в море»). Не случайно, что одной из старейших рубрик радио была «Полевая почта «Юности»« - для военнослужащих. Меняются поколения, но всегда существует потребность их общения с домом, семьей. Для современного радиовещания в его функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностного начала и прямой эфир. Большинство программ радио первоначально ориентировано на конкретных ведущих (ведущий и автор обычно выступают в одном лице), «Авторский канал», «Панорама «Маяка», «Молодежный канал». Сегодня радиослушатели нередко обращаются не в редакцию, а к. конкретному человеку, которого привыкли слышать в эфире. Он как бы входит в круг их знакомых, в число тех, с кем им привычно общаться. Прямой эфир - один из способов реализации личности журналиста, способ прямого диалога со слушателем. Последний перестает быть абстрактным слушателем и обретает лицо 40______________________________________________________А.Г.Киселев конкретного человека. Общение происходит обычно по телефону, что, однако, доступно не всем слушателям. Радио имеет возможность формировать образцы общения выбором собеседников. Но современный эфир изобилует и примерами иного порядка - дисфункциональными. Личность ведущего и установки редакции нередко не соответствуют требованиям грамотного, культурного эфирного диалога. Иногда журналисты перенимают тон, стиль, лексику общения люмпенизированных, а то и криминальных групп. Грешат, этим многие ведущие молодежных музыкальных программ, особенно на коммерческих радиостанциях. Подобный стиль общения, к сожалению, переходит и в государственное вещание, и тогда возникает очередной «эффект бумеранга»: радио само дурно воспитывает аудиторию. Воспитательная функция радио реализуется при осуществлении ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. Это связано с природой самого воспитания - сложного, многостороннего процесса. В течение многих лет радио вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенного государственного строя, системе власти и идеологии. Существовала система ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Резкий социальный слом поставил сложные проблемы перед воспитательным процесс ом в целом (и, очевидно, на продолжительный период). Появились передачи, 'объясняющие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире. Во многих передачах на другие темы присутствует ссылка на этот нравственный комплекс, апелляция к нему как к основной шкале оценки поступков и поведения людей. В идеале именно таким образом и осуществляется воспитательная функция. Одним из самых важных направлений воспитания стало правовое, например, «Человек и закон» - рубрику, существующих и на радио, и на телевидении. Многие передачи направлены на политическое, экологическое воспитание, на реализацию такой задачи, как воспитание законопослушного члена общества, гражданина. Встает новая для отечественного радиовещания проблема религиозного воспитания, в связи с чем появились специальные радиостанции и программы. Воспитательный Теория и практика массовой информации_____________________________41 посыл имеет большинство передач для детей, подростков, молодежи. Наконец, перед радио стоит задача огромной важности и актуальности: воспитание человека в духе просвещенного патриотизма, без которого не может быть крепкого государства. Значительная степень дисфункциональности в воспитательной сфере связана, прежде всего, с противопоставлением различных систем ценностей. Чаще всего противопоставляют «западную ориентацию» мышления и наши отечественные нравственные идеалы. Делается это под предлогами демонстративно патриотическими, но на самом деле за этим кроется стремление к обычной пропагандистской и политической выгоде. Дисфункция в области воспитания аудитории проявляется также в рекламе и «утверждении поведения» стиля жизни, нравственных коллизий, противоречащих общечеловеческим духовным и культурным ценностям, а нередко и интересам значительных групп населения (национальным, экономическим и др.). Перечисление, функций радиовещания, связанных с обеспечением социального управления обществом, целесообразно завершить рассмотрением агитационно-пропагандистской и организаторской функций. О них правомерно говорить, когда перед радиовещанием встают частные конкретные задачи политического, хозяйственного или культурного характера. Например, данные функции реализующихся при обращении по радио к населению с призывом прийти к определенному, пункту, чтобы выступить в защиту органов власти или конкретных объектов; при проведении специальных акций совместно с другими организациями и структурами («Возрождение Волги» на «Маяке»); при организации радиомарафонов с целью сбора средств для благотворительных целей; при регулировании автомобильных потоков в городе и т.д. Принято считать, что пропаганда убеждает, агитация внушает и призывает. Методы - разные, цели - схожие: добиться определенного поведения, действия. Считается, что пропаганда апеллирует к разуму, агитация - к подсознанию. Агитационная функция стала главной в выборной президентской кампании в России 1996 г. генеральный ее посыл был: «Голосуй или проиграешь». 42________________________________________________А.Г.Киселев 1.4.3. Культурно-просветительские функции Решая многообразные культурно-просветительские задачи, радиовещание выполняет в комплексе сразу несколько функций. Рассмотрим наиболее важные из них. Эстетическая функция. Можно выделить три аспекта ее существования в современном массовом вещании. 1. Прежде всего, это эстетика лучших образцов радиожурналистики. К ней относятся яркая образная речь, психологическая острота диалогов, выражающих различные точки зрения, многообразие мышления, логику идей; четко выстроенная звуковая картина событий, позволяющая слушателю в своем воображении представить их в мельчайших деталях, и возникающий вследствие этого эффект присутствия; элегантность композиции, всей передачи и ее отдельных фрагментов; убеди- тельность «монтажных» переключений внимания аудитории, которые уже сами по себе способны вызывать своеобразный виток ассоциаций; логичное (не формальное, а продиктованное внутренней логикой рассказа) сочетание слова, музыки и шумов. С помощью данного арсенала средств и звукового образа события, явления или человека радиожурналист может воссоздать у слушателя требуемое представление и вызвать чувственную оценку любого события: от самого грандиозного по масштабам до самого тонкого и на первый взгляд малозаметного. 2. Радио с момента своего рождения транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудиоадаптации художественных произведений разных жанров, видов и форм, позволяющей с тонкими подробностями доносить до слушателя идеи и художественные особенности первоисточника. В то же время радио научилось на основе литературных, музыкальных и театральных сочинении создавать аудиопроизведения, представляющие собой некую новую художественную реальность, имеющую самостоятельную духовную и эстетически-технологическую ценность. Радио имеет опыт разных методов и форм адаптации литературных произведений. Так, скажем, роман М. Шолохова «Тихий Дон» впервые звучал в эфире в актерском исполнении вско- Теория и практика массовой информации_____________________________43 ре после выхода из печати первого тома. Читали у микрофона отдельные отрывки, не меняя, разумеется, ни слова. Записи лучших театральных работ московских и периферийных театров в течение многих лет давали слушателям возможность не просто ознакомиться с наиболее интересными работами драматургов, режиссеров, актеров, но и проследить Многообразие их творческих поисков, сложную и, как правило, плодотворную творческую историю отечественной драматической и музыкальной сцены. Вся художественная палитра российского театра была представлена в программах радио. Рубрика «Театр у микрофона»,. во многом определяющая лицо нашего радиоэфира, уже к 1935-1936, и заняла прочее место в программах радио. «Золотой» фонд музыкального вещания насчитывает сотни тысяч фонограмм, которые попали в умелые руки при подготовке самых разных художественно-просветительских программ, оказывают большое влияние на формирование эстетических взглядов и вкусов всех слоев аудитории. 3. Свои оригинальные образцы аудиокультуры радио вырабатывало в течение многих десятилетий и достигло в этом больших успехов. Практически нет ни одного вида или жанра литературы, театра, музыкального театра, который не имели интересного аналога в искусстве незримой радиосцены. Радиопоэмы и оратории, фельетоны и очерки, оригинальные радиопьесы всех жанровых направлений, трагедии, психологические драмы, комедии, фарсы, радиоцирк и радиооперетта и также радиобалет как жанр с весьма определенными эстетическими критериями с большим трудом, но утвердились в эфире. Таким образом, радио в многолетней и многообразной практике своего существования доказало, что оно не просто ретранслятор различных видов творчества, но самостоятельная и равноправная с другими область культуры. К сожалению, иногдa об этом забывают и сами работники радио: понижается требовательность основополагающим характеристикам радиопроизведений (обеднение устной речи, проникновение ненормативной лексики, иностранных слов и выражений, специальных терминов, большей частью непонятных массовой аудитории). Однако все эти негативные явления имеют преходящий характер, ибо зависят от социально-экономических условий работы радио. 44____________________________________________________А.Г.Киселев Отечественное радиовещание всегда выступало как эффективное средство получения знаний и приобщения к достижениям мировой культуры широких слоев общественности. Поэтому функция просвещения была особенно важна для страны с огромной территорией, слабым коммуникациями и первоначально низким образовательным уровнем населения. Сегодня функция просвещения, конечно, видоизменилась, обрела новую конкретику, но познавательные потребности и интересы аудитории, которым и призвано отвечать радиовещание, будут существовать всегда. Функция развлечения (рекреативная функция) естественна для радио, так как оно не может не откликаться на стремление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, свободное от работы или учебы. Сегодня многие коммерческие станции привлекают слушателей именно развлекательными программами. Сформировав, таким образом, свою постоянную аудиторию, можно увереннее вводить в сетку вещания информационные и рекламные выпуски. Но развлекательность (она, же привлекательность) должна в принципе присутствовать в большинстве передач - вопрос в художественном уровне, во вкусе и такте при подборе художественного материала, Развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя ни сосредоточенного внимания, ни глубокого сопереживания, Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настроение, Другая группа развлекательных передач связана с игровыми формами: конкурсами, соревнованиями, викторинами, выиграв которые слушатель может получить, как правило, не только эмоциональное удовлетворение, но и материальный приз. Причем чем крупнее станция, тем выше стоимость этого приза, вплоть до автомобиля, дорогой туристической поездки, бесплатной путевки в модный респектабельный круиз и т.п. Подборки занимательных фактов, веселых исторических анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-познавательных передач, постоянно существующую в эфире многих станций. К чисто развлекательной продукции радио относятся трансляции и записи различных конкурсов и концертов. Теория и практика массовой информации_____________________________45 Как известно, юмор - обязательное свойство ведущего развлекательных программ, к сожалению, стремление быть абсолютно раскованным в эфире очень часто приводит к нежелательному, негативному результату: свобода выражений граничит с грубостью, свобода интонаций превращается в хамство, а желание элегантно пошутить - в малограмотную бестактность 110 отношению или к объекту шутки, или к самой аудитории. 3дecь главное - культурный уровень личности работника эфира. Слово «рекреация»происходит от лат. recreatio(букв. «восстановление») и означает (отдых, воссmановленuе сил человека, израсходованных во время работы".Отдых для каждогочеловека - вещь сугубо индивидуальная, требующая бесконечного разнообразия форм, способов, методов, условий и обстоятельств, столь же разнообразными должны быть и развлекательные программы, если их авторы и участники хотят привлечь, как можно больше слушателей. 1. Общее понятие «функций». 2. Перечислите факторы, общие для массового вещания, позволяющие выделять и говорить о функциях радиовещания. З. Назовите структуру функций радио, ее основные направления. 4. Дайте характеристику каждой отдельной функции из всех тpex основных ее направлений. Определите роль основных функций радиовещания. 6. Какие существуют дисфункциональные явления на радио и какова их роль? Контрольные вопросы и задания |