Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности жанров радиожурналистики

  • Контрольные вопросы и задания

  • 2.2. Информационные жанры радиожурналистики

  • Новости на радио Наз

  • Главное направление работы информационных служб ра­диостанций

  • Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус


    Скачать 2.78 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
    АнкорКиселев
    Дата03.04.2023
    Размер2.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКиселёв А.Г. Теория и практика массовой информации.doc
    ТипУчебник
    #1035048
    страница4 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    ГЛАВА 2

    СВОЕОБРАЗИЕ РАДИОЖАНРОВ
    2.1. Радиожанр как итог творческой работы журналиста
    В каждом виде искусств существуют сваи подходы к определенному этого понятия, но они базируются на общей основе практике. Функционирования этих видов искусств на протяже­нии определенного времени. Жанр - понятие общее. В узком смысле в переводе с французского слова «жанр» обозначает «вид», «род». В широком смысле слова жанр- это форма воплощения замысла, исследования действительности средствами публикации, итог творческой работы жур­налистa. Жанр вбирает в себя и отражает собой особенности радиокоммуникации, его возможности вырази­тельные средства. Знание жанровых свойств. - необходимые условие для владения спецификации радиокоммуникации.

    Отсюда изучение жанров радиожурналистики - эта своеобразные достижение истории нашего отечественного вещания. Более этого, эта звуковой срез прошлой эпохи, запечатленный в акустических формах и проявляющий в себе всю сложность и драматизм общественного бытия. Изучение жанров, их возмож­ностей, характерных признаков особенно важно для журнали­стов, так как именно жанры определяют во многом своеобра­зие их творчества и профессиональной деятельности. В жанрах проявляется содержание вещания, его тематика, проблемати­ка, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей. Жанр - свое­образный «инструмент», с помощью которого автор создает и оформляет свае выступление в эфире па законам публицисти­ческого творчества. Словам, жанр - эта «мастик», с помощью


    Теория и практика массовой информации_____________________________47
    которого журналист, вступает в речевое общение с невидимым слушателем и общается с ним с определенной целью, воплощенной в произведении.

    Специфика различных видов искусств вносит свои коррек­тивы в толкование жанров. Жанр есть разовая память творчес­ких сфер деятель- ности (литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и публицистики, в том числе). Это тип отражения действительности и организации собранного ма­териала для решения конкретной задачи средствами, предос­тавленными автору видом творчества, его особенностями и воз­можностями.

    Публицистика ближе всего стоит к литературному творче­ству, так как имеет дела со словами. Основа журналистских жанров - речевая, и поэтому, их следует отнести к речевым жанрам, хотя в радиовещании широко используется и музыка.

    В литературе «жанр - это исторически складывающийся тип литературного произведения, в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее об­ширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации и.ли мировой культуре вообще».

    Как видим, здесь в подходе к жанру положены временные признаки (исторические), содержательные (обобщающие при­знаки произведений определенной группы) и статистические. Эта довольно общее определение. На надо заметить, что внутри литературоведения существуют разные толкования понятия «жанр». Так, одна из них считает публицистику тоже жанром.

    Музыкальный жанр описывается как «многозначные поня­тие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местам) ис­полнении восприятия, а также особенностями содержания и формы». 3десь уже просматриваются более конкретные жанровые признаки, из которых следует обращать внимание на «на­значение» произведения.

    Главные в понимании жанра, его признаков – функция, но она не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет, на который она направлена, чтобы воплотиться. Поэтому речь идет в функционально-предметном подходе к жанру.

    48______________________________________________________А.Г.Киселев
    А теперь «анатомируем» творческий процесс журналис­та и уясним, как каждый этап его творческого труда влияет на природу жанра.

    Итак, потребность общества определяет задачу и цель, ко­торая ведет к ее решению и удовлетворению потребности: в таком случае все действия будут подчинены поиску необходи­мых материалов, набору «инструментов», способов работы, вы­полнению определенных операций.

    Задача - это набор представляемых операций, которые должны воплотиться в творческом действии для удовлетворе­ния определенных потребностей, обусловленных путем их дос­тижения.

    Цель - рубеж, фокусирующий в себе потребность и обо­значающий путь ее достижения.

    Функция в переводе с латинского «исполнение» - это возможность данного «механизма», устройства, приспособления, органа, с помощью которого выполняются целевые дей­ствия, овладеть необходимыми средствами для решения постав­ленной задачи. Это задача в действии, в процессе достиже­ния цели, это обязанности, созданные потребностью, отноше­ние между тем, что надо выполнить, выполнением и результа­том.

    Предмет - конкретный материал для изучения, вопло­щающийся в журналистское произведение, это информацион­ная база, необходимая для решения журналистской задачи: факты, события, явления, ситуации, отношения между ними, процесс их развития, это сведения, порождающие мысли че­ловека.

    Метод - набор способов, приемов для решения задачи, овладения предметом (наблюдение, изучение, осмысление и т.д.), написание материала.

    Содержание и форма - творчески воплощенная задача в определенном тексте, готовый результат, выраженный в закон­ченном журналистском произведении. Под текстом понимается не «газетный фрагмент», а принятое в современной науке воп­лощенное в форму содержание (музыкальный текст, телевизи­онный текст и т.д.).

    Функция, предмет, метод, содержание и форма находят­ся в теснейшем взаимодействии, так как создание произведе­ния есть творческий процесс.


    Теория и практика массовой информации_____________________________49
    В жанре проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям. И поэтому каждый жанр имеет разную степень самовыражения автора.

    Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и фор­мой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать. И функциональные задачи воздействия на слушателей, при­шли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизмени­лись под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушате­лем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращен­ность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обраще­ния до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанр речевого общения на радио приобрели и новое качество - художественные средства организации текста.

    Ранее уже говорилось о том, как важно интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявле­ния разных жанров включают в себя широкий спектр варьиро­вания интонацией, обусловленного задачами конкретного мате­риала.

    В информационных жанрах тональность радиосообщения, интервью, репортажа определена задачей: сообщить новость, рассказать о событии, быть посредником между человеком, владеющим актуальными сведениями, компетентным мнением и с аудиторией. Образцом такого чтения были сообщения о важ­нейших событиях в жизни страны, передаваемые в эфир Юри­ем Левитаном, спортивные репортажи Вадима Синявского, Ни­колая Озерова.

    Интонационный спектр более широк в аналитических жанрах, так как они призваны, открыто воздействовать на слушате­лей. Отсюда вытекают и особенности тонального обращения к аудитории. Хорошо известно воздействие ораторской публи­цистики - оно было одним из составляющих радиопрограмм еще на заре становления отечественного вещания. Оно опреде­ляется не только смыслом, содержанием текста, приемами по-

    50_____________________________________________________А.Г.Киселев
    лемики, риторики, но и в значительной степени тем, как произносится речь, темпераментом личности, артистизмом, знани­ем психологии аудитории и конкретного настроения тех ее групп, к которым обращено выступление.

    Не меньшими возможностями активного воздействия на радиослушателей располагает и интонация интимности, на ко­торой строятся некоторые типы бесед и разговоры по душам со слушателями.

    Документально-художественные жанры, включающие раз­нообразные элементы разных текстов, обладают огромным спек­тром тональности. Интонации речевых фрагментов, зависящие от множества факторов конкретного высказывания в контексте определенного общения, практически безграничны в своих эмо­ционально-смысловых проявлениях,

    Чем сложнее задачу выполняет речевой жанр, чем объем­нее его внутренняя структура, тем ярче и разнообразнее про­являются возможности интонационного раскрытия личности в речевом общении.

    Итак, эта упрощенная схема помогла понять механизмы жанра, его внутреннее устройство и отразить его главные ха­рактеристики и признаки.

    Жанр - категория историческая. Он видоизменяется, эво­люционирует, осваивая новое творческое пространство с изме­нением условий творчества, определяемых возможностями ком­муникационного канала и общественно-политическими задача­ми.

    Жанр - категория и политическая. Жанры, публицистики опираются в первую очередь на опыт, традиции, поэтику лите­ра туры как родственного вида творчества.

    Жанр как продукт творческой деятельности - категория творческая. Его обновление, самосовершенствование зависят от творческих установок журналиста, его нацеленности на поиск новых возможностей, на творческое самораскрытие через ис­следуемый и воплощенный в текст материал.

    Следует еще раз подчеркнуть особенность жанров, Они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ста­вит иногда в затруднение при жанровом определении конкрет­ного материала. Такая динамика и размытость очертаний объяс­няются спецификой публицистического творчества, разнообра-


    Теория и практика массовой информации_____________________________51
    зием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения.

    Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолиро­ванно, а в системе. Каждый жанр в процессе своего развития проходит определенную эволюцию в соседстве с другими жан­рами. И это взаимодействие жанров накладывает свой отпеча­ток на их развитие и внутреннее устройство. Многообразие за­дач, обусловливающее многообразие жанров, объединяет их в некую целостность — систему, которая регулирует их взаимо­зависимость, их внутренние и внешние связи. Тема «Система жанров радиожурналистики» предлагается в учебнике в гла­ве 3 (для дополнительного изучения).
    Контрольные вопросы и задания


    1. Что такое «жанр»?

    2. В чем состоит особенность речевых жанров,?

    3. Каково взаимодействие функции и предмета в процессе

    работы журналиста?

    1. В чем заключается специфика жанров радиожурналис­тики?

    2. Перечислите основные категории жанра, определяющие творческий процесс создания произведения.

    3. Послушайте различные передачи по радио. Охарактери­зуйте их жанровую принадлежность.


    2.2. Информационные жанры радиожурналистики


    • Новости;

    • Радиосообщение;

    • Радиообзор печати;

    • Радиоотчет;

    • Информационная корреспонденция;

    • Информационное радиоинтервью;

    • Информационный радиорепортаж.



    52_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Новости на радио
    Назначение информационных жанров - оперативно сообщать о важных событиях. Основу события составляет факт. «Факт» в переводе с латинского - «сделанное»: 1) действительно не вымышленное происшедшее событие, явление, твердо устоявшееся знание, данное в опыте, служащее для какого-то заключения, вывода, являющееся проверкой какого­-либо предположения;- 2) действительность, реальность, то, что объективно существует».

    Факт, т.е. знание, ставшее достоянием человека, обще­ства, с философской точки зрения есть сочетание объективной реальности с ее субъективным восприятием и отражением. Факт в журналистике - актуальные, значительные сведения, имев­шие место в действительности и представляющие обществен­ный интерес.

    Основу информационных жанров составляют сообщения о фактах, высказанных в разных формах. Сообщение о самом событии, краткий рассказ о его развитии, дающий представ­ление о происшествии, сообщение новых мыслей по его пово­ду, высказанных компетентным лицом. Информационные жан­ры лежат в основе системы жанров, определяют отношения между всеми журналистскими произведениями; взаимоподчи­ненность ее составных частей, их функционирование.

    Главное направление работы информационных служб ра­диостанций - «добывание» новых сведений, их обработка и со­ставление программ новостей. Поэтому прежде чем рассматри­вать специфику самих жанров, остановимся на более объемной характеристике природы новостей.

    Среди огромного потока сведений о жизни нашей планеты первое место по своему значению, бесспорно, занимают новости. Именно они прежде всего рисуют постоянно меняющуюся общественно-политическую, экономическую, социальную, куль­турную картину мира, представляют собой самую важную информации для функционирования общества .. Узнавая новости, происходящие в разных уголках земного шара и в первую оче­редь в своей стране, люди с тревогой и надеждой следят за ходом главных событий в мире и своей стране, которые могут оказать и оказывают реальное воздействие на их жизнь. И в

    Теория и практика массовой информации_____________________________53
    оперативном информировании людей по всему миру, как уже замечалось, доминирует радио, не признавая границ и расстоя­нии, оно несет новости в каждый дом. В системе средств массо­вой информации радио завоевало себе позиции наиболее удоб­ного, доступного, регулярного, дешевого канала трансляции новостей.

    Новости на радио передаются крупными радиостанциями большую часть суток, потому что новости на радио - это поток информации. В целом он создает панораму происходящих событий, если же рассматривать его временные рамки шире - это живое движение, беспрерывный конвейер новостей: значение новостей для аудитории, их объем и различные фор­мы подачи в эфир определяют организацию информационного вещания.

    Одна из важнейших особенностей вещания - его программ­ность. Радиопрограмма дня создает многомерность, разнообра­зие, динамику, взаимосвязи ее частей всего объема веща­ния, куда входят и общественно-политические, и документально-художественные, и художественные, и музыкальные пере­дачи. А главное радиопрограмма дня влияет на восприятие слушателем ее отдельных частей, она создает особый контекст взаимодействия передач при их прослушивании.

    Информационные выпуски составляют основу программы дня, образно говоря, ее «скелет». Выпуски эти не изолированы в радиопрограмме дня даже с точки зрения восприятия ново­стей. Они дополняются комментариями, обозрениями, беседами с самым широким кругом людей Информация живет в програм­мах в самых разных формах.

    Выпуски новостей не являются чем-то застывшим по сво­ей форме. Более того, как наиболее мобильные, значимые - выпуски новостей отражают не только саму информационную политику, но влияют на другие программы.

    Практика отечественной радиожурналистики, опыт работы зарубежных радиостанций выработали основные принципы орга­низации информационного вещания. Они основаны на осмыслении прошлого, изучении аудитории, наблюдениях за ее реак­цией, рекомендациями психологов, а главное, повторим этот важнейший постулат, - на изменениях политического «климата».


    54_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Особенность информационного вещания проявляется в первую очередь в том, что оно должно стремиться к макси­мальной объективности. Задачи хроникера, корреспондента редакции новостей - сообщать факты. Комментарии, оценки должны давать специалисты, эксперты, обозреватели. На что обращают внимание слушатели прежде всего, с каких пози­ций, по каким критериям оценивают они содержание и форму радиоинформации? Наиболее существенными, значимыми, для восприятия являются показатели: объективность, оперативность, компетентность, актуальность и доходчивость. Эти качества и

    должны лежать в основе выпусков новостей. А это значит: определять работу журналиста при сборе, отборе и подаче сообщений.

    Информационное вещание обращено к самой широкой ауди­тории, поэтому оно должно сочетать в себе .сообщения о важ­ных событиях, проблемах общественной жизни с их доступнос­тью для слушателей. При составлении программ, выборе места и времени для информационных выпусков учитывается время выхода в эфир (утренние, дневные, вечерние, ночные выпус­ки) - а они бывают разными по своему характеру. Объем зву­чания (от 3-4 мин до 10) определяет тематику содержания, панорамность, доминанту основных событий, их развитие в те­чение дня, психологию восприятия на слух насыщенного конк­ретной информацией текста. Слушатель сам «фильтрует» ново­сти значимые и незначимые для него, представляющие инте­рес прямой, опосредованный и т.д.

    Выпуск новостей в самом общем виде - это набор радио­сообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. Это очень важно для органи­зации внимания аудитории. Слушатель должен знать, когда и где найдет он в эфире свежие новости. Так, радиостанция «Ра­диo России» передает выпуски новостей каждые полчаса, а «Эхо Москвы» - каждые 15 мин, и в различные отрезки времени эти выпуски различны, в первую очередь по объему передаваемой информации и по ее группировке.

    Выпуск имеет свое «фирменное» звуковое оформление. Заставку или, как еще говорят радиожурналисты, «шапку», му­зыкальные разбивки (музыканты называют этот материал «му­зыкальными обоями»). Такое специальное оформление выделя-

    Теория и практика массовой информации_____________________________55


    ют информационный выпуск из других передач. Не рекоменду­ется часто менять звуковое оформление: слушатель должен привыкнуть к его звучанию и настраиваться на него. Знакомый сигнал привлекает его внимание. Он должен быть коротким, музыкально ярким, насыщенным, динамичным и психологически выстраивать слушателя на восприятие этой программы. Музы­кальная заставка - это звуковая визитная карточка програм­мы. Ее повторение дает возможность внутренне подготовиться к прослушиванию новостей. Так, радиостанция «Маяк» начина­ет передачи музыкальной фразой из популярной песни «Под­московные вечера», которая повторяется 2-3 раза и звучит 8 с, создавая этот важный настрой. Позывные новостей «Радио России» звучат 20 с, разбивки внутри выпyска - 7. Разбивка, как короткая музыкальная рубрика, дает возможность «отбить» один блок новостей от другого. Блоки обычно объединяют сооб­щения на разные темы: политические, экономические, куль­турныe, спортивные, рекламные.

    По характеру материала, его объему, тематике, охвату со­бытий, значимости, оперативности - выпуски новостей делят­ся на следующие:

    • общие;

    • тематические;

    • специальные;

    • экстренные.

    Общие содержат самую разнообразную информацию. Их цель - дать движущуюся панораму событий. Это самые распро­страненные программы. Они представляют интерес для широкой аудитории, так как знакомят слушателей со спектром новостей, имеющих представление о положении в стране и в мире.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    написать администратору сайта