Главная страница
Навигация по странице:

  • Прямой эфир, в

  • 3.5. Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991-2007 гг.)

  • Рассмотрим особенности некоторых

  • «Радонеж», «Благовест», «Алеф», «София», «Голос ислама», «Радиоцерковь»

  • Маяк»

  • Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус


    Скачать 2.78 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
    АнкорКиселев
    Дата03.04.2023
    Размер2.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКиселёв А.Г. Теория и практика массовой информации.doc
    ТипУчебник
    #1035048
    страница8 из 36
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   36

    Мобилизованность и подтянутость, как внутренняя, так и

    внешняя. Журналист должен держаться с достоинством, без фамильярности, которую можно принять за развязность, но и без лишнего напряжения, выглядеть всегда готовым к деятель­ности. Его внешний вид тоже можно считать это фактором обще­ния (встречают «по одежке», как говорит русская пословица).

    В процесс е общения интересы взаимодействующих людей различаются, между ними так или иначе распределяются роли: один партнер (в нашем случае радиожурналист) стремится по­лучить информацию, другой - дает или должен дать ее; один из них может быть на позиции сильного, другой - на позиции слабого. И есть еще один предпочтительный для журналиста вариант: позиция равных собеседников, каждый из которых ­профессионал в своем деле.

    Обстановка общения становится благоприятной, если собе­седник чувствует непредвзятость, беспристрастность журнали-


    Теория и практика массовой информации_____________________________91
    ста, видит, что его принимают таким, каков он есть на самом деле, независимо от обстоятельств и занимаемого им положе­нии в обществе, и атмосфера доверия немедленно разрушает это, если у партнера по общению возникает ощущение, что он представляет для журналиста интерес только как средство до­стижения профессиональных целей.


    Корреспондент обязан учитывать, что «живая передача», форму какого бы жанра она ни принимала, - это еще и осо­бый вид контакта с аудиторией.

    Работа в прямом эфире, позволяющая, действительно, ис­пользовать все возможности радио, должна предусматривать некое равенство между ведущим и аудиторией. Успех передачи определяется не только емкостью и оперативностью информа­ции, ее оценкой слушателями, при знанием правоты журналис­та или, по крайней мере, попыткой понять его точку зрения, прислушаться к ней, но и умением ведущего найти форму ис­креннего разговора и желанием выслушать оппонента. Именно здесь смыкаются или расходятся точки зрения, здесь возника­ют уже не радиовещание, а радuоо6щенuе, когда журналист­ ведущий и радиослушатель - равные партнеры.

    Этот настрой на общение - решающее качество, которое необходимо вырабатывать в себе ведущему прямого эфира, ибо никто не захочет слушать, человека, не заинтересованного в содержании процесса взаимодействия с аудиторией.

    Прямой эфир, в том числе в форме прямого рenoр­тажа, - это доходчиво и живо поданная звуковая картина происходящего, донесение существа ситуации до ауди­тории.

    Умелое построение материала позволяет уйти от поверхностного изложения репортажа. Задача журналиста здесь не только записывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей. В этом - признак высокого профессионализма.

    Обычно на прямой эфир с места события информационная программа на любом канале выделяет не более 2-3 мин, за



      1. Репортер в прямом эфире

    92_____________________________________________________А.Г.Киселев
    исключением, возможно, спортивных и протокольных репорта­жей, и это рождает стремление к точности, выразительности, а главное - к емкости речи.

    Вообще стремление передать одной-двумя фразами суть происходящего (наряду с описанием и звуковой картиной) ­одно из самых плодотворных направлений в практике прямого эфира. Такой «словесный концентрат», по сути, становится об­разным осмыслением события, подобно тому, как стало звуко­вым образом великого события знаменитое гагаринское «По­ехали!»

    Стремясь к максимальной насыщенности и точности язы­ка, нужно помнить, что слушатель всегда оценивает не толь­ко характер события и его составляющие, но и самого журна­листа именно в силу важнейшего свойства специфики радио ­его личностного характера воздействия на аудиторию.

    Журналист на радио должен постоянно ощущать, что со­временный прямой эфир (в отличие, скажем, от дикторского текста), во многом из-за телевидения, все более тяготеет к аналитичности. И это относится ко всем жанрам. Так, во время беседы корреспонденту постоянно приходится следить за хо­дом мысли, решая на ходу, на какие не заданные еще вопросы его собеседник уже ответил, не стоит ли отказаться от некото­рых запланированных вопросов из-за того, что в процессе ин­тервью возникли новые появились какие-то другие повороты темы, о которых журналист не догадывался ранее.

    И, наконец, еще об одном аспекте творческой технологии прямой передачи с места события, влияющем на специфику подготовки к ней.

    Прямой эфир - это всегда фиксация мгновения, описа­ние ситуации устами ведущего-журналиста. Отсюда неизбежна субъективная форма изложения, когда автор с полным правом говорит от первого лица, от своего «я» о своем видении. события и о своем впечатлении. А значит, именно в этом случае требу­ется особая индивидуализация языка, голоса, манеры повество­вания. Хорошего репортера должны узнавать с первых же слов в эфире, как узнавали и помнили долгие годы голоса и манеру держаться у микрофона таких мастеров, как Вадим Синяв­ский, Константин Ретинский, Юрий Арди, Николай Озеров, Юрий Гальперин…

    Теория и практика массовой информации____________________________93
    Однако заметим, что чрезмерная индивидуализация язы­ка может иметь и свою негативную сторону, особенно в том случае, если ведущий начинает тяготеть к ненормативной лек­сике.

    В прямом эфире неизбежно происходит смешение разных жанров в структуре одной передачи.

    Tак, например, ведя прямой эфир с премьеры нового ки­нофильма, журналист в той или иной степени обязательно ис­пользует:

    • радиосообщение (информационную заметку) о самом фак­те выхода нового фильма к зрителю;

    • интервью с режиссером и исполнителями главных ролей; комментарий, раскрывающий процесс создания фильма отзамысла к воплощению;

    • «круглый стол», где будут высказываться различные мнения;

    • репортаж о торжественном открытии этой премьеры, об атмосфере на сцене, в зрительном зале и фоне.

    И, наконец, если журналист заранее добросовестно под­готовился к программе, то по согласованию с ведущим, нахо­дящимся в студии, в нее могут быть включены заранее запи­санные на пленку радиозарисовки или мини-очерки об авторах ,фильма.

    Непременное условие прямого эфира в том, что журна­лист обязан быть непосредственно на месте события, участво­вать в нем, чтобы иметь возможность рассказать о нем досто­верно и интересно.

    Есть еще один вариант - так называемая спровоцирован­ная ситуация, когда журналист заранее конструирует передачу (иногда достаточно острую и рискованную), как бы провоцируя участников например, журналистка, «переодетая» путаной, предлагает взятку милиционеру или репортер пытается пронести недозволенный груз через таможню и т.д.). При этом всегда возникает целый ряд этических, а иногда, и правовых проблем, поэтому тщательный учет последствий здесь крайне необходим.

    Журналист, на событии начинающий свою работу с «ори­ентации на местности» и в кругу его участников, должен со­блюдать несколько правил:

    • определить место, где он будет находиться с микрофо­ном на руках; следует непременно учесть возможность акусти-

    94____________________________________________________А.Г.Киселев
    ческих помех, удобство установки аппаратуры, определить для себя возможность передвижения по ходу события и что особенно важно - оговорить это передвижение с организаторами;

    • прибыв на место, по возможности договориться заранее с главными героями события об их участии в передаче (если это, например, спортивный репортаж, согласовать встречу после финала соревнования);

    • проверить предварительные заготовки текста и убедить­ся, что они совпадают с реально складывающейся ситуацией и атмосферой.

    Вообще готовность к импровизации - обязательное свой­ство любого журналиста; так как могут возникнуть самые не­предсказуемые ситуации в воспоминаниях известного диктора Ю.Б. Левитана есть рассказ о том. как замечательный актер О.Н. Абдулов, много лет работавший на радио диктором, читал в прямом эфире текст научно-популярной и очень скучной для рядового слушателя статьи. Вдруг две последние страницы неожиданно скользнули у него под пальцами и оказались на полу, довольно далеко от дикторского столика. Как быть? Неужели вставать, ходить по студии, собирать листки? Об этом и речи быть не могло такая пауза в эфире, да и прихрамывал Осип Наумович. А из аппаратной уже стучат в стекло, отделяющее технику от дик­торской, жестами показывают: «Продолжайте!» Положение просто критическое!

    Но так как к этой передаче Абдулов, как всегда, готовил­ся очень тщательно, глубоко проработал и усвоил ее содержа­ние, то всем на удивление он озвучил материал до конца без текста. Из студии, правда, вышел в состоянии довольно подав­ленном, ожидая неприятностей. Но строгий редактор оценил изобретательность Осипа Наумовича: «Ну что же, товарищ Аб­дулов, - сказал он. - Конечно, статейка тяжеловата. Скучно написана. Но зато в конце автор проявил блестящий юмор, изящество мысли, и концовка у вас прозвучала великолепно!»

    Журналист должен быть готов к любому неожиданному по­вороту события, который преподнесет ему жизнь. Это не озна­чает, что он в состоянии «просчитать» все возможные вариан­ты, речь идет о внутренней готовности, когда наблюдатель­ность, быстрота реакции, аналитический дар и умение мгно-

    Теория и практика массовой информации_____________________________95
    венно «схватить» суть события - все эти свойства человечес­кой личности становятся качествами профессионала. И, конеч­но же, здесь очень важна эрудиция журналиста, знание всего этого, что стоит за пределами события, его информированность освещаемой проблематике.

    Но право на такой подход к освещению события надо за­воевать, и его дает не только мастерство, но и такие факторы, как известность журналиста, его узнаваемость аудитории, доверие к нему. Все это, достигается годами практики.

    Иногда события, свидетелем которых оказывается радио­журналист, могут принимать трагический оборот, требуя от него не только профессионализма, но и огромного морального и психического напряжения. Известен, например, случай, когда его время футбольного репортажа рухнула часть трибун стади­она. Спортивный репортер счел своим долгом в коротком комментарии с горечью сообщить о происходящей на его глазах, беде. Правильно ли он поступил? Может быть, отставив микро­фон, ему следовало броситься на помощь в самую гущу челове­ческой трагедии? Думается, нет, ибо человеческим и профессиональным долгом журналиста было донесение до широкой аудитории этой трагической информации, с тем, чтобы подобное не могло повториться.

    В этой верности законам профессии и методам их осуществления состоит профессионализм журналиста.

    Прямая передача с места события предусматривает ситуа­ция открытого разговора с аудиторией и, конечно же, не опускает читку заранее заготовленного текста. Фальшь особен­но заметна, когда текст написан в демонстративно «литератур­ным» или, напротив, в нарочито «разговорном» тоне. Любая на­рочитость, любой сознательный уход от естественной речи, при­сущей журналисту (к которой постепенно привыкает и аудитория, знающая его) всегда разрушают единую интонацию про­граммы, а следовательно, и подрывают доверие слушателей.

    Великое достоинство прямо го эфира как раз в том и заключается, что он предоставляет человеку у микрофона мак­симальные возможности для самовыражения - и интеллек­туального, и чувственного. Найти «свой тон» в любом рассказе, в любой передаче - это высшее выражение профессионально­го мастерства, творческой состоятельности и независимости

    96______________________________________________________А.Г.Киселев
    корреспондента, возможность демонстрации самых разнообраз­ных свойств характера журналиста и его дарований. Но, конеч­но, прямой эфир - это каждый раз и своеобразный экзамен для журналиста, причем часто самый неожиданный, почти за границами его чисто профессиональных обязанностей.
    3.5. Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991-2007 гг.)
    Новой точкой отчетности временем активного формирования нового исторического этапа в развитии радиовещания России стало начало 90-х гг. Политические, экономические и соци­альные преобразования в стране привели к серьезным измене­ниям в структуре и функционировании всех средств массовой информации, в том числе и электронных. Их демократизации, делению по различным формам собственности (государственной, муниципальной, общественной и частной), возникновению широкого спектра новых направлений вещания, появлению но­вых форм радиожурналистики, внедрению новейших техноло­гий.

    Прежде всего, подверглась изменениям структура бывше­го Гостелерадио СССР. Главный удар по монополии Гостеле­радио был нанесен созданием официального государственного «Радио России», которое 10 декабря 1990 г. вместе с Россий­ским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК.

    В ноябре-декабре 1991 г. Гостелерадио СССР было пре­образовано в Российскую телерадиокомпанию «Останкино», В состав которой входили следующие редакционные коллективы:

    • «Радио-1 Останкино» (бывшая 1 программа Всесоюзного радио);

    • Информационно-музыкальная программа «Маяк» (эти два канала кроме эфирного имели проводное вещание, что в усло­виях России обеспечивало им многомиллионную аудиторию;

    • Программа «Молодежный канал» радиостанции «Юность»;

    • Радио «Орфей» - классическое музыкальное наследие.


    Теория и практика массовой информации_____________________________97
    Так выглядело государственное радиовещание в начале рассматриваемого периода: мощное «Останкино» и набиравшее силу«Радио России» - две параллельные вещательные струк­туры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту.

    Надо сказать, что обе организации в своейпрограммной политике развивались в целом в едином русле, хотя и имели несколько различные группы слушателей. Нестыковка же двух государственных компаний состояло главным образом в том, что «Радио-1» двигалось в направлении канала художественных программ, но не смогло развить эту, бесспорно плодотвор­ную, тенденцию, хотя и опиралось на традиции художественного вещания и удачный опыт радиофестиваля «Рампа у микрофонa», проводившегося осенью 1995 г. к 70-летию отечественного радиотеатра. Успех фестиваля был отмечен в печати; «Радио России», «Эхо Москвы» посвятили ему несколько программ.

    Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания.

    Более молодое, конкурирующее с «Радио-1» и другими ка­налами «Радио России» вступает в 1992 г. в новый этап своего развития. Его вещание становится круглосуточным. «Радио Рос­сии» превращается в главный государственный канал информа­ции. На волнах «Радио России» звучат выпуски новостей, ана­литические передачи, литературно-художественные, детские, религиозные и развлекательные программы. «Радио России» вобрало в своем коллективе лучших журналистов Всесоюзного Радио, «Маяка», «Юности», иновещания (Л. Азарх, Н. Бехтина, В. Соколовская, А. Сикалашвили, Д. Ушканов и др.).

    В основу программной концепции «Радио России» было по­ложено деление вещательного дня на ряд так называемых «каналов» - вещательных блоков.

    Здесь надо сделать терминологическое уточнение с конца 80-х и особенно в начале 90-х гг. и в научно-учебной лексике, и в обиходе журналистов радио и телевидения началась большая путаница. Слова «канал», «передача», «программа» стали употребляться как, синонимы одного и того же явления, одной и

    98______________________________________________________А.Г.Киселев
    той же формы вещания. Появились и новые определения, вро­де «передача на первой кнопке» или просто «третья кнопка» с явным желанием цифрой подчеркнуть социально-государствен­ную значимость программы или уровень опеки и патроната вла­стей. Это, мол, первая кнопка! А это - только третья зна­чит, менее важная. И уже не всегда можно было понять, что имели в виду журналист или его начальники, употребляя сло­во «канал», - техническое обозначение эфирного диапазона, программу, которая идет по проводному (трехпрограммному) вещанию, или многочасовое обозрение - передачу, соединяю­щую разные по жанрам журналистские материалы, объеди­ненные общей темой или адресом (об этом мы более подобно будем говорить в разделе о жанрах и формах радиовещания).

    Утром на «Радио России» звучал двухчасовой блок канала «Начало», включавший сообщения корреспондентов, музыку, новости, в основном неполитические. Дневной блок был отдан популярному каналу «Домашняя академия». В программах ав­торского канала «От первого лица» обсуждались проблемы по­литики и экономики. Поздно вечером выходил молодежный раз­влекательный канал «4/4», включавший ставшие быстро попу­лярными джазовые программы А. Колосова, цикл передач «Корни И ветви» - о жизни и судьбах известных людей.

    Программы для детей выходили в эфир утром под общим названием «Детский остров». Для подростков существовал «Шал­тай-Болтай»; для старшеклассников - познавательные програм­мы, программа психологической помощи подросткам «Счастли­вый билет», а также «Танцы на ужин» - дискотека с диджеем. Отдел религиозных программ знакомил своих слушателей с де­ятельностью различных религиозных концессий на: территории России. Существовали также рубрики по письмам слушателей: «Час письма», «Из России с любовью», «Преодоление» и др.

    С тех пор как «Радио России» стало главной государствен­ной компанией, оно постепенно теряло свой «альтернативный имидж. Его программы перестали принципиально отличаться о программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера. Но в целом «Радио России» превратилось в официальный источник информации важный момент в преобразовании государственного радиовещания связан с Указом Президента России «О совершенствова-
    Теория и практика массовой информации_____________________________99
    нии телерадиовещания» от 6 октября 1995г. «Телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована. «Радио России», остав­шуюся в составе ВГТРК, Радио-1, «Маяк», «Юность» и «Орфей» получили статус общероссийских каналов с равными льго­тными и правами на использование технических средств, при­надлежащих государству. Было подтверждено создание рос­сийcкой радиовещательной компании «Голос России» (образова­на в 1993 г.) - иновещания.

    Таким образом, были созданы единые условия для разви­тия всей государственной системы радиовещания в Российской радиостанции. Можно констатировать также закрепление автономизации отдельных эфирных каналов в этот период, их полную самостоятельность в проведении программной и кадровой политически и как следствие - безусловно, усиление конкуренции в сфере государственного радиовещания.

    Однако реорганизация не сработала, и прежде всего в силу консерватизма старых вещательных структур, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской в информационной политики в стране, укоренившегося в созна­нии многих работников ощущения невозможности. Да и отсутствии необходимости каких-либо серьезных изменений в веща­нии.

    Помимо этого важного психологического фактора сыграла свою роль и объективная ситуация в стране: не только недоста­точное финансирование электронных СМИ. Но и почти полное его отсутствие, невнимание государства к радиовещанию, иг­норирование того факта, что в стране за долгие годы сложи­лась особая культура восприятия радиопередач, прочный интерес аудитории к радиовещанию, наконец, отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, интеpec к радиовещанию появляется у правительства в момен­ты либо кризисных ситуаций, либо выборов или других обще­национальных политических кампаний)

    Смелее откликнулся на требования времени стремительно информировавшийся в стране сектор негосударственного радио. С его появлением, возникла качественноновая ситуация, радикальноизменившая старую структуру радиовещания в стране.

    После того как в 1991 г. было разрешено частное, коммерческое радиовещание, в Москве, Санкт-Петербурге и в област-


    100________________________________________________А.Г.Киселев
    ных центрах страны начинается бурный рост негосударственных радиостанций. Если в 1990 г. в Москве функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, в 1992 - 21, в 1993-м - 27, в 1994 г. - 33 станции. В целом же к середине 1994 г: государством было выдано более 4 лицензий на коммерческое телерадиовещание. При этом ряд станций исчез из эфира, например «Алла», SNC - радиостанция известного музыканта Стаса Намина - первый прорыв отечественных вещателей в еще не освоенную сферу музыкального УКВ- FM - диапазона.

    На рубеже 80-90-х гг. стал заполняться диапазон (отечественный стандарт). Это связано было с тем, что отечественная аудиотехника, доступная в то время потребления была рассчитана только на его прием. Но по мере насьпцения российского рынка западной и японской техникой аудиторией стал уверенно осваиваться FМ-диапазон, причем наиболее успешные станции, такие как «Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы», обладали частотами в обоих диапазонах.

    О росте негосударственного вещания к концу 90-х гг. говорят и такие, цифры: Федеральная служба телевидения и ради вещания Российской Федерации выдала к 1998 г. более 15 лицензий на право вещания, главным, образом частным лица так, в Москве к концу 90- х гг. работали более 40 негосударственных радиостанций, из них в УКВ- FM -диапазоне – около 25 и т.д.

    Сложившийся мощный сектор негосударственного вещания представляют независимые коммерческие, религиозные другие радиостанции с объемом вещания от нескольких часов до круглосуточного. Рассмотрим особенности некоторых из них.

    Музыкальная радиостанция «Русское радио» начала вещание в августе 1995 г. Эта станция вскоре вырвалась в лидер коммерческого вещания, оставив позади и «Европу Плюс», «Радио-7», и радио «Максимум». Феномен «Русского ради заключается в том, что это первая национальная станция, реализовавшая принцип: музыкальные произведения только русском языке. Отличное качество звучания, хорошее производство радиорекламы, популярные опытные ведущие, а глав-

    Теория и практика массовой информации____________________________101
    ное «музыка для души» - отечественная музыка минувшего времени

    и наших дней - все это обеспечило ей успех.

    Программная политика «Русского радио» оказала влияние и на другие коммерческие станции, которые также пошли по частичной или полной переориентации на российскую или русскоязычную музыку. Социологические исследования пока­зали, что период безоглядного увлечения западной музыкой быстро прошел.

    Изменило свою музыкальную политику радио «Максимум», предназначенное прежде всего для молодежи, таким образом это удержало свои позиции в группе лидеров FМ-диапазона.

    Особое место занимают радиостанции так называемого «об­щего и новостного формата». Это станции, в программах кото­рых было серьезное место отведено информации, аналитическим задачам, художественным и др. Таков, в частности, формат радиостанции «Эxo Москвы». «Свободное радио для свободных людей» - таков девиз и принцип, выдвинутый создателями радиостанции «Эхо Москвы», начавшей свои передачи в эфире 22 1111 уста 1990 г. Верность девизу, профессионализм в его практической реализации обеспечили быстрый и прочный успех этой радиостанции не только в Москве, но и в десятках городов и регионов России, где была организована ретрансляция программ радиостанции. Для журналистов «Эха» с первого выхода в эфир не существовало запретных или невыгодных тем - самые острые включая болезненные и трагические, вопросы жизни об­ществa и отдельных людей, такие как путч 1991 г., террорис­тические акты в России и за рубежом, война в Чечне, катаст­роф, положение в армии, городские проблемы, вопросы социальной и правовой защиты граждан и др., постоянно становятся объектами внимания «Эха Москвы».

    Наряду с программами просветительского характера по истории страны и мира, с передачами об искусстве и культуре, литератуpe и музыке, которые готовят А. Агамиров, А. Варгаф­тик К. Ларина, Р. Валиуллин, М. Пешкова, В. Рамм, М. Коро­лева, Б. Алексеев, М. Багдасарян, Н. Болтянская, Т. Невская и их коллеги, практически все журналисты «Эха Москвы» ус­пешно соединяют в своей ежедневной практике навыки репор­теров и обозревателей, специализирующихся на той или иной проблеме.

    102________________________________________________А.Г.Киселев
    С первых дней сyществавания «Эха Москвы» были определенные основополагающие критерии информационных материалов: четкое разделение факта и комментария, показ события наиболее полном и многогранном его, проявлении, оперативность иногда опережающая информация, достоверность, максимальное использование, различных источников, выделение основного события дня. Динамичное развитие информационного вещания, постоянные инновации, эксперименты привели к созданию насыщенного информационного поля – утреннего, дневного вечернего каналов. К ним примыкают сделанные в оригинальной разговорной форме обзоры газет, новости экономики,

    спортивный канал.

    Аналumuческuе программы отличает не только злободневность обсуждаемых вопросов, но и их ограниченное включение в новостные передачи по свежим следам событий, а также, привлечение к обсуждению в форме живого, диалога эксперта политиков, общественных деятелей, журналистов и др. Особую привлекательность дискуссиям общественно-политического характера в программах «Рикошет», «Персонально ваш» и другие придает возможность для слушателя включиться в передачу, выказать свое мнение в прямом эфире, принять участие интерактивном голосовании. В эфире «Эха» можно услышать интервью с крупнейшими политическими деятелями разных стран.

    Просвеmumельскuе, культурные, nознаваmельные программы имеют, также специфический характер. Это воспоминания потомков известных личностей («Непрошедшее время»), новости театра и кино, «Театральная площадь», «4 минуты театрам», «25-й кадр»), «Арбатский АРС», «Саунд трек» снискавшая всеобщую популярность передача М. Королевой «Говорим по-русски», исторические передачи, наконец, викторин и конкурсы «Книжное казино» и «Все на выход».

    Существуют и сnецuалuзuрованные программы для

    автомобилистов, садоводов, пользователей Интернета.

    Интерактивность - важнейшее качества программ «Эхо Москвы». Эта первая радиостанция, которая нашла удачную постоянную совершенствуемую форму диалога са 'слушателе причем бесспорными лидерами здесь являются передача главного редактора А. Венедиктова и его заместителя С. Бунтмана

    Теория и практика массовой информации____________________________103
    «Без посредников» и программа «Рикошет». Важное место зани­мают игры и радиошоу с использованием новейших технологий, позволяющих соединить в эфире вeдyщeго в студии, - радиослушатателей по телефонной линии и шоумена и участников передачи, находящихся вне студии («Большая конан-дойлевская игра», «Бендер-шоу», «Большая фандоринская игра» и др.).

    Добавим к этому, что, на рубеже XXI в. аудитория «Эха Москвы» составила десятки миллионов человек, ибо к- 2000 г. передачи станции распространялись регулярно почти в 70 круп­ных городах страны и прилегающих к ним регионах.

    Интерес к политике, экономическим проблемам, повседневным вопросам жизни побудил некоторые станции музыкального профиля обратиться к новым темам, пригласив наиболее приоритетных и известных журналистов. Так, «Радио-7» орга­низовало еженедельную программу «Давайте это обсудим» с В. Познером, посвященную актуальным проблемам. Эта передача резко подняла престиж станции.

    Интересное явление в негосударственном секторе радио­вещания - религиозные радиостанции, представляющие раз­ные конфессии: «Радонеж», «Благовест», «Алеф», «София», «Голос ислама», «Радиоцерковь», относящиеся также к числу раз­говорных, и др.

    Путь, пройденный коммерческим вещанием, достаточно

    сложен. Многие станции родились и развивались под сильным влиянием государственных, особенно это относится к тем из них, основателями которых стали журналисты, работавшие в ­единственной в стране государственной радиоструктуре. Некоторые начинали просто с нуля, не зная специфики радио, его труды, закономерностей. Ряд каналов осваивал западные модели - сначала в чистом виде, а затем с пониманием необходимости их модификации, адаптации к российским условиям.

    Государственным станциям пришлось значительной мере рассматривать свои программные концепции, корректировать радиовещания, вводить новые программы. И это в весьма бед­ственных условиях, в которых оказались государственные стан­ции особенно после президентских выборов 1996 г. На пресс-конференции в феврале 1997, г. выяснилось, что в 1996 г. госу­дарственныe радиостанции получили всего, лишь 4% от положенных им бюджетных средств.
    104_________________________________________________А.Г.Киселев
    Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствую постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая централизованная государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую наряду с телеканалами вошли «Радио России», «Маяк», соединенный с «Юностью», «Голос России», 89 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, 110 региональных передающих радиоцентров на местах. Воссоздается жестко централизованная вертикаль государ- ственного телерадиовещания (по модели Гостелерадио СССР). «Радио России» - неизменным лидер отечественного веща ния, имеющий высокий рейтинг и потенциала доверия аудитории. Программы «Радио России» слушают на территории все страны. Это многопрофильная радиостанция, на волнах которая звучат передачи разной тематики, жанров, социально-демографической направленности. Она имеет полноценное информационное и информационно-аналитическое вещание: выпуски новостей - «Вести», канал «От первого лица», который ведет Н. Бехтина, ток-шоу В. Ушканова «Персона грата», в котором принимают участие наиболее видные политические деятели, крупные экономисты, ведущие ученые, артисты и др. Серьезное мecтo среди общественно-политических передач занимает «Пресс-клуб», «Мир за неделю» с А. Бовиным, «Открытия сту­дия», комментарии Л. Борзяк. У слушателей популярны «Домашняя академия», «3доровье», «ХХ век Люди. События. Идеи. Золотой запас России» (В. Соколовская) - программы о людях - наших современниках, «Детский остров», музыкально-­развлекательные программы (Т. Визбор и др.), познавательна передача Л. Азарха «Алфавит». «Радио России» сумело сохра­нить то лучшее, что было в отечественном радиовещании: куль­турный и музыкальный пласты, традиции постановочных пере­дач. В эфире «Радио России» звучит как классическая музыка («Опера для публики» Л. Азарха), так и лучшие образцы совре­менной литературно-музыкальные композиции, спектакли ра­диотеатра, передачи постановочного чтения.

    Серьезную эволюцию претерпела информационно-развлекательная радиостанция «Маяк». К началу 2002 г.«Маяк» объе­диняет три канала. Во-первых, традиционный федеральный

    Теория и практика массовой информации____________________________105
    «Маяк», существующий с августа 1964 г. (занесен в книгу ре-

    кордов Гиннеса как единственная радиостанция, не менявшая почти за 40 лет своего названия и мелодии позывных). «Маяк» насчитывает огромный поток информации, каждые 15 мин звучат новости, за сутки можно услышать 55 оригинальных звуковых материалов, репортажи, интервью с политиками, учены­ми, экспертами в различных областях. Располагая сетью корпунктов регионах, «Маяк» имеет возможность давать в эфир эксклюзивные новости, оперативные комментарии.

    Ключевое направление государственной радиостанции «Маяк» - освещение нарушений правительства. Государственной Думы, министерств. Среди аналитических программ особенно популярна передача политического обозревателя Ю. Семенова «Народ и власть» - в режиме прямого эфира слушатели имеют возможность задавать вопросы высшим чиновникам. Вниматель­но изучая радиорынок, «Маяк» меняет сетку, разрабатывает свои проекты, в том числе иинформационно-музыкальные.

    Второй канал - радиостанция «Юность», программы кото­рых рассчитаны на молодежь 15-25 лет.

    И, наконец, новый специализированный информационный проект - «Маяк24», начавший вещание 26 апреля 2000 г. Это радио для социально активных людей 30-40 лет, которых ин­тересуют последние новости: политические, экономические, позитивная оперативная информация из разных регионов стра­ны и зарубежья.

    В условиях рынка обострилась конкурентная борьба за частоты и качество звучания, а, следовательно, проблема технического оснащения станций (переход на цифровую аппаратуру, компьютерный монтаж, спутниковую связь и спутниковое вещание и т.д.), а также борьба за рекламу - важнейший источ­ник существования радиостанций.

    Конкуренция заставляет станции искать свои индивидуаль­ные черты; свой неповторимый эфирный образ, который может привлечь внимание пусть небольшой, но постоянной части аудитории. Найти, завоевать, а затем удержать своего слушателя - такова программная политика любой современной радиостанции.

    Интересен опыт московской радиостанции «Авторадио», работающей для тех, кто находится за рулем. «Авторадио» стре-


    106________________________________________________А.Г.Киселев
    мится дать максимально оперативно всю необходимую для водителя информацию: о состоянии дорог, об аварийности, преступности, экологических проблемах и т.п. Именно узкая функциональность и определила успех станции, которая расширила свою аудиторию за счет музыкальных, развлекательных игровых программ.

    Важные черты развития СМИ на рубеже ХХ и ХХI вв. концентрация капитала, медиасобственности, образование мощ­ных вещательных корпораций, борьба за передел собственности - все это в значительной мере определяет состояние радиорынка.

    В московском эфире в 2002 г. работали 25 15 из них входили в пять разных холдингов.

    В 1996 г. был создан первый мультимедийный холдинг «Медиа-Мост», охватывавший все направления деятельности СМИ в том числе и радио. Эту корпорацию можно былo бы постав в ряд с крупнейшими западными аналогами, если бы не возникшие после финансового кризиса 1998 г. экономические, финансовые, юридические и другие трудности, которые привели тому, что все производящие и вещательные составляющих холдинга перешли к новому владельцу - «Газпром-Медиа (включая радиостанции «Эхо Москвы» и др.).

    Самым крупным холдингом к началу ХХI в. стало ЗАО «Российская медиагруппа» (РМГ), удостоенное в 2001 г. прем Правительства РФ в области науки и. техники за создание общероссийской вещательной сети «Русское радио». В состав холдинга - имеющее высокий рейтинг среди коммерческих станций «Русское радио», станции «Монте-Карло», «Динамит-FМ», а также «Русское радио-2», начавшее вещание в 2001 г.

    Корпорация «Европа Плюс» схожа по своей структуре РМГ. Помимо первой в России коммерческой радиостанции «Европа Плюс» в нее входит «Радио Ретро». «Авторадио - Народная марка», радиостанции «Новости оn- line» (выходит в эфир мая 2001 г.) и «Энергия» принадлежат информационно-издательскому холдингу. «Проф-Медиа».

    Наконец, в холдинг «New Corporation» входят музыкальные радиостанции «Наше радио» и «Ультра».

    Одна из сформировавшихся тенденций радиорынка - развитие сетевых станций. (Это «головные» станции, имеющие фи-

    Теория и практика массовой информации____________________________107
    лиалы на местах и охватывающие вещанием обширную терри­торию.) В государственном секторе к ним относятся прежде всего «Радио России» и «Маяк», вещающие практически на всю страну. В коммерческом вещании это станции «Русское радио» (700 городов России и зарубежья, в том числе шесть городов США, где есть многочисленная русская диаспора),

    «Русскoe радио-2» (18 городов России и СНГ), «Европа Плюс» (300 городов страны), «Наше радио» (130 городов России). Круп­ными сетевыми станциями являются «Эхо Москвы» (70 городов страны и зарубежья), «Шансон» (37 городов). Стратегии, на­правленной на постоянный рост зон влияния, следуют все хол­динги и высокорейтинговые станции.

    К числу важных явлений развития радиорынка на рубеже XX-XXI вв. следует отнести создание новых станций и исчез­новение старых в результате острой конкурентной борьбы. Так, концерн «Русская медиагруппа» расширил свою структуру за счет радиостанции «Станция», которая вскоре передала свою частоту «Русскому радио-2». Вытесненные из эфирного про­странствa радиостанции «Надежда», «Ностальжи», «Радио-l0l», « Престиж» и ряд других сменили «Love радио»; «Шансон», в наше время на милицейской волне», радио «Арсенал» (созданное как дочерний канал «Эха Москвы»), «Тройка» и «Энергия». Про­цесс поглощения небольших станции крупными медиа-холдинга- характерный феномен развития радиобизнеса в начале XXI в.

    Внедрение высоких информационных технологий открыло широкие возможности для совершенствования качества веща­ния, экспериментов в области создания новыx программ и ярко­стью звукового решения и оформления программ полностью пе­решли на цифровое вещание не только крупные коммерческие радиостанции, но и государственные: «Радио России» и «Маяк». Од­нако возник серьезный разрыв между станциями; оснащенный новейшими информационными технологиями и современной техникой, и радиоорганизациями, таких возможностей не име­ющими, - особенно в регионах.

    Тем не менее, радио по-прежнему играет огромную роль в жизни страны. Это обстоятельство объясняется рядом причин. Исторически радио было и остается главным источником ин­формации, особенно в «глубинке» России. Именно поэтому оно

    108________________________________________________А.Г.Киселев
    способно сыграть важнейшую интегрирующую роль. Социоло­гические исследования показывают, что 89% жителей област­ных центров России слушают радио и 77% из числа опрошен­ных отмечают, что радиовещание в целом их удовлетворяет. А это значит, что требования к работе журналиста у микрофо­на, критерии успеха и уровень контакта с аудиторией требуют постоянной заботы, а следовательно, повышения мастерства.

    Основу радиовещания в описываемый период составляет прямой эфир с элементами интерактивного общения с аудито­рией. Вполне естественно, что такие возможности меняют, по­стоянно ускоряя, ритм вещания.

    В то же время стало очевидным, что чрезмерное увлече­ние «высокими технологиями» приводит порой к снижению ка­чества профессиональной практики радиожурналиста у микро­фона. Журналисты все чаще сталкивались с собственным не­умением формулировать мысли, не говоря уже об общем рез­ком снижении культуры речи.

    Не случайно возник живой интерес к наиболее ярким об­paзцaм отечественного радио. «Русское радио» передавало в эфир для детей знаменитую «Радионяню», «Клуб знаменитых капитанов» возродился на волнах радиостанции «Эхо Москвы» готовятся художественные передачи на радиостанции; «Арсе­нал».

    Радио XXI в. все чаще обращается к лучшим традициям отечественного вещания. Это касается всех. направлений веща­ния и в информационной деятельности радио, и в публицисти­ке, и в организации просветительских и развлекательных передач.

    Анализ отечественного радиовещания на рубеже веков по­зволяет сделать следующие выводы.

    • В условиях широкого выбора каналов сформировался ста­бильный интерес аудитории к радиопрограммам. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций.

    • Возросли оперативность, динамичность информационно­го радиовещания благодаря использованию постоянно расши­ряющихся источников информации, новейших технологий.

    • Продолжают развиваться разговорные программы тип шоу, появилось множество развлекательных, «игровых» пере-


    дач, радиоконкурсов и викторин, что в значительной степени объясняется стремлением привлечь аудиторию.

    • Развивается вещание практически всех станций в глобальной сети Интернет в режиме реального времени.

    На рубеже ХХ-ХХI вв. сложилась система общенацио­нальных (федеральных), региональных и местных каналов, раз­вивающихся по охвату аудитории, типам собственности, на­сыщенности и формам вещания, использованию новейших тех­нологий, сферам влияния.
    Теория и практика массовой информации____________________________109


    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   36


    написать администратору сайта