Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
Скачать 2.78 Mb.
|
ГЛАВА3 ФУКЦИИ ПО ОСНОВАМ МЕТОДИКИ РАБОТЫ РАДИОЖУРНАЛИСТА (ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И3УЧЕНИЯ) 3.1.Система жанров радиожурналистики Система по самому общему определению - есть целостность, все элементы которой составляют некое единство и подчинены выполнению общей функции. Радиожурналистика входит в систему средств массовой ком- муникации, поэтому для более панорамного представления особенностей жанров на радио рассмотрим некоторые системные взаимосвязи на более широком и в то же время сравнительном уровне. Генезис и эволюция жанров - сложный процесс, он зависит не только от исторических условий, закономерностей внутреннего развития жанра, но обусловливается и жанровым окружением в своем канале коммуникации, а также воздействием других, соседних каналов. Ибо любое взаимодействие в публицистике осуществляется не только по вертикали, но и по горизонтали, а пространство этих горизонталей может быть дополнительно широким. Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объединяет общность основной функции журналистики - отражение и формирование общественного мнения, которую каждую из систем передачи информации решает своими средствами, определенными природой и спецификой коммуникационного канала. Так, в печати это - написанное слово и запечатленное изображение (фотография, рисунок, репродукция живописной 74______________________________________________________А.Г.Киселев картины), на радио - звучащая действительность (речь, музыка, шумы), на телевидении - звукозрительное отражение действительности. Но в каждом коммуникационном канале некоторые жанры приобретают свои характерные особенности: оперативность, достоверность, выразительность и т.д., которые обусловлены техническими, возможностями канала и их творческим использованием. Система жанров в каждом коммуникационном канале складывалась исторически. Их эволюция была тесно связана с политической жизнью общества, т.е. теми задачами, которые решали журналисты в различные периоды жизни страны. В электронных средствах они во многом зависели от развития техники. Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах становления радиопрограмм и жанров, в 20-30-е годы оказала газета. Определенное воздействие на становление, развитие системы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступления у микрофона писателей, ученых, специалистов), а позже - внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, радиопереклички). Таким образом, в периоды становления регулярного и массового вещания система жанров вбирала в себя и перерабатывала сообразно политическим задачам и своим внутренним возможностям несколько потоков: газетные тексты. Устное речевое общение. и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения. Наличие параллельного, родственного по природе канала коммуникации, работавшего на одну и ту же аудиторию - со своими средствами, способами отражения действительности, способствовало более активному использованию радиовещанием своих возможностей. Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров, динамические связи которых (как внутренние, так и внешние) определяются: Теория и практика массовой информации_____________________________75 потребностями отражения социальной жизни с целью информирования, воздействия на общественное мнение; функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций; единым типом творчества - публицистическим; функциями жанров, внутренними закономерностями их взаимосвязи, их взаимодействием. Система жанров - подвижная, гибкая, меняющаяся структypa. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение жанров, их модификация сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества. Журналистика решает триединую задачу, выражающуюся: в сообщении фактов; в оценке, анализе, интерпретации фактов, событии, явлений; в изображении фактов, событий, явлений. Эти три основные задачи формируют и три группы жанров: информационные; аналитические; документально-художественные. По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произношения, жанры распределяются по группам так: Информационные жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж. Аналитические жанры: аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; 76__________________________________________________А.Г.Киселев радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио. Документально-художественные жанры: радиоочерк; радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция. Жанры в своей совокупности представляют собой некую условную «цепочку», свернутую в «спираль». Расположение жанров в каждой из названных групп определяется движением от более простых форм к более сложным в структурном отношении, постепенным обогащением своего фактического материала и приобретением в связи с этим иного функционально-предметного качества. Особенно ярко эти свойства проявляются в группе информационных жанров. Так, например, радиокорреспонденция, радиоинтервью, радиорепортаж - жанры в своей основе информационные, тяготеют к аналитической группе и при определенном насыщении элементами оценок переходят в соседнюю группу. По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие группы. Монологическuе жанры: информационное радиосообщение; радиорецензия; радиообзор печати; радиокомментарий; радиоотчет; радиобеседа; радиокорреспонденция; радиоречь; письмо; радиозарисовка. Дuалогическuе жанры: радиоинтервью; радиодискуссия; радиобеседа. Теория и практика массовой информации_____________________________77 Сuиmеmuческuе жанры (в них используются все звуковые средства вещания): радиоотчет; радиоочерк; радиокорреспонденция; радиозарисовка; радиорепортаж; радиорассказ; радиорецензия; радиофельетон; радиообозрение; радиокомпозиция. Как мы видим, некоторые жанры не закреплены жестко в своих групповых «гнездах». Эта подвижность определяется, как уже подчеркивалось, изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение фактов или их анализ, или их изображение. Форма звучания тоже варьируется: некоторые жанры бытуют в монологическом варианте, а с включением звучащих элементов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение - переходят в группу синтетических жанров. Вообще между жанрами нет жестких границ. Элементы одних жанров могут входить в другие, более сложные в структурном отношении жанры. И тем не менее каждый жанр в системе суверенен. Вступление в определенные отношения с другими жанрами, он дифференцирует среду отражения и проявляет динамику отношений между жанрами по своим законам. Рассмотрев теорию жанра и его категории (функция - предмет - метод - содержание - форма) в общем плане, теперь подробнее остановимся на трансформации жанров, происходящей во время создания произведения, т.е. межжанровом взаимодействии. Предмет, который предопределяет функция, представляет собой предлежащий материал, базу для изучения, осмысления, творческого освоения. Содержание и форма - готовый продукт творческой деятельности. Метод центральная категория, воплощая в себе процесс творчества и превращение «сырого» мате- 78______________________________________________________А.Г.Киселев риала в произведение. Поэтому взаимоотношения метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса. Функция и предмет носят объективный характер. Использованиеже и воплощение творческих методов более индивидуально, субъективно. Рассмотрим трансформацию фактического материала под воздействием изменяющейся функции в разных группах жанровой системы. Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче - сообщение фактов, лежит в основе всей журналистики. Информационные жанры «насыщаются» фактическими сведениями в зависимости от конкретного жанpa. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор; элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. Методы наблюдения, повествования" обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. В интервью, оперирующем одноименным методом (опроса), факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляются в ином движении, монтажe вопросов, внутреннем развитии мысли. Ужев этих жанрах, информационных в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор фактов, их характеристика, акценты и элементы описания (места действия, времени ситуаций), портретные характеристики. В аналитических жанрах, естественно, присутствует фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации. Оценка выходит на передний план, она сердцевина авторских размышлений, умозаключений. Методы работы: подбор фактов, осмысление событий подчинены наиболее полному, всестороннему, глубокому взгляду на предмет публицистического исследования. Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только потому, что о событии уже заявлено средствами информационных жанров. Документально-художественные жанры также включают в себя факты, анализ, но уже на ином уровне. Их главная функция - показать факты, события, явления, исследовать их документально-художественными средствами - определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных Теория и практика массовой информации_____________________________79 элементов текста. Наблюдение, интервью, описание, повествовавшие, размышления подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию социального характера, проблемы, изучению явлений, представляющих значительный социальный интерес для аудитории. Таким образом, жанры, объединяясь в систему, соотносят этой задачи и возможности их решения с задачами и возможностями жанров самых различных групп. Другой важной составляющей структуры системы жанров является использование одними жанрами элементов других, смежных. Такое взаимодействие опять-таки обусловлено разновидностями функций и их естественным «переплетением» в рамках одного текста при решении конкретной задачи и тем самым - использовании различных методов для их решения. Однако следует подчеркнуть: мозаичность сложного в структурном отношении жанра подчинена его основной функции, его значению. Поэтому органичное сцепление элементов - невременное условие для создания полноценного текста. Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных - в радиоинтервью и радиорепортажах. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения. Особенно разнообразна структурная палитра документальнo-xудожественныx жанров. Они могут вбирать в себя элементы почти всех других жанров (даже элементы жанров художественного вещания). Но это вовсе не значит, что их использование является непременным условием. Они присутствуют только в этом случае, когда в них возникает творческая необходимость. Мастерство радиожурналиста состоит в том, чтобы овладеть всеми творческими методами, уметь использовать богатейшиe возможности звучащего слова и всю палитру акустических красок для эффективного воздействия на слушателей. Таким образом, функционально-предметная основа служит надежным теоретическим инструментом и для уяснения специфически отдельных жанров и их разновидностей. Каждый жанр имеет свой диапазон, в котором действует журналист, решая творческую задачу. Эти диапазоны могут быть болee узкими или более широкими в зависимости от задач и от особенностей конкретного жанpa. Они и предполагают использование всего, что может пригодиться тому или иному жанpy, 80________________________________________________А.Г.Киселев дают творческий простор на всех стадиях работы: от сбора материала до его воплощения. В этих диапазонах и проявляются разновидности жанров. Функции и предмет журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в программах новостей до присутствия автора в качеств лирического персонажа в радио очерке или радиорассказе. Жанры функционируют в контексте вещательном, и это также накладывает свой отпечаток на их взаимодействие. В конкретной программе происходит, как правило, внешнее сцепление жанров. И это взаимодействие зависит от типа передачи, от ее обращенности к своей аудитории, от ролевого поведения ведущего, от того, что наполняет программу. Все активнее проявляется разговорная природа речевых жанров, их, нацеленность на, непосредственного слушателя, на участника диалога. Формы диалогизации становятся разнообразнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседников добавляется диалог «разыгранный» грамматически, стилистически, тонально). Диалогизируется и такой жанр, как радиоочерк, в нем все больше звучит разговоров. И комментарий когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оценки актуального события. Итак, становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляют собой сложный исторический процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития, Он характеризуется динамикой всех его компонентов. Этот процесс тесно связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых коммуникаций и, в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте меняющихся отношений с аудиторией. Предварительная подготовка к эфиру Любая передача для журналиста начинается с определения той цели, которую он ставит перед собой, готовясь к ней, любое жизненное событие, социальное или культурное явле- Теория и практика массовой информации_____________________________81 ния многогранны и потому уже при выборе темы требуют от журналиста формирования своеобразной рамки, осознания границ проблемы. Все это помогает сосредоточению внимания на главномсначала самого журналиста, а потом и аудитории. Конечно, в некоторой степени выбор темы уже предопределение специализацией редакции, радиоканала или радиокомпании, ее основными тематическими направлениями, форматом. Таким образом, выбор редакции - первый и важнейший этап в определении главной темы журналистского творчества. Самoe важное в русле этой главной проблемы - процесс на закрепления знаний, умение оценить новое явление или факт. Второй этап освоения темы - специализация радиожурналиста. Заметим, что, не найдя своей оригинальной, темы, корреспондент вряд ли сможет стать сколько-нибудь заметной творческой личностью даже при наличии несомненного таланта. Широта охвата, своеобразие, многотемье также являются своеобразной специализацией журналиста. Специализация позволяет в то же время глубже проникают в суть затрагиваемых вопросов, раскрывать их. Она предусматривает не только знакомство журналиста с литературой подбор и информации по избранной тематике, но и организацию, и постоянное ведение им специального справочного аппарата, т.е. наличие своеобразного досье. Досье журналиста - это прежде всего жизненный опыт и, конечно же, знания, накопленные им в период общей предварительной подготовки, о которой говорилось выше (такие знания, естественно, должны быть активно использованы на всех этапах работы); это понятия об основных и наиболее актуальных сторонах избранной тематики и «подходах» к ней, представление об этических рамках данной проблематики; и, наконец, это знание истории, географии, культуры региона, на который работает эфирный канал. Конечно, нельзя надеяться на то, что репортер владеет всей суммой знаний и фактов, которые выработало человечество, даже по сугубо ограниченной тематике. Кроме справок в интернете хороший журналист пользуется газетными вырезкам в сообщениями информационных агентств, справочниками по выбранной специализации. Эти материалы могут быть заложены 82_________________________________________________А.Г.Киселев личный или редакционный компьютер, куда могут также заноситься лучшие написанные на данную тему материалы — как собственные, так и коллег. В это же досье вносятся запомнившиеся фразы, цитаты, по тем или иным причинам не использованные в предыдущих передачах удачные приемы, «задумки», заголовки и т.д. Журналист всегда должен быть готов при необходимости использовать этот материал. Подобные наработки должны всегда находиться под рукой, но чтобы и их легко можно было найти, необходима строгая система их подбора и хранения. |