Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
Скачать 2.78 Mb.
|
Форма контроля: по итогам семестра — дифференцированный зачет; всего курса обучения — экзамен. Примерные вопросы к зачету (V семестр) Отечественное радиовещание: история; техника радиовещания: радиоаппаратура, устройство и функции студии. Электронные СМИ в современной России — радиовещание: специфика формообразующих и выразительных средств. Звучащее слово и музыка. Электронные СМИ в современной России — радиовещание: специфика формообразующих и выразительных средств. Шумы и монтаж. Понятие о жанре радио. Особенности речевых жанров. Основные категории радиожанров, определяющие творческий процесс создания произведения. Система жанров радиожурналистики. Понятие системы жанров. Что объединяет жанры радиожурналистики в систе- Теория и практика массовой информации____________________________343 му? Чем предопределяется деление жанров на основные группы? Признаки жанров (структура). Информационные жанры радиожурналистики: обзор по жанрам (информационное радиосообщение, радиообзор печати, информационное радиоинтервью, информационный радиорепортаж, радиоотчет, информационная радиокорреспонденция). Новости на радио. Аналитические жанры радиожурналистики: обзор по основным жанрам (интервью, радиокомпозиция, радиорепортаж, радиорецензия, радиокомментарий, радиообозрение, дискуссия, радиоречь, журналистское расследование). Письмо. Обзор писем. Радиобеседа. Документально-художественные жанры радиожурналистики: обзор по основным жанрам (радиозарисовка, радиорассказ, радиофельетон, радиокомпозиция). Радиоочерк. Электронные СМИ в современной России — телевидение: Развитие электронных СМИ. Техника телевидения. Правовые нормы тележурналистики. Этические принципы тележурналистики. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации: как осуществляется телевизионная передача. Телевидение и театр. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации: как осуществляется телевизионная передача. Телевидение и радио. / Место телевидения в системе средств массовой коммуникации: как осуществляется телевизионная передача. Телевидение и кино. Информационные агентства и Интернет в системе социальных связей. Природа современного телевидения: язык экрана. Природа современного телевидения: соотношения изображения и слова. Телевизионный сценарий и сценарист: виды сценариев. От заявки к сценарию. Телевизионный сценарий и сценарист: средства создания публицистического сценария. Сценарист в творческой группе. Работа сценариста после съемки. Жанры телевизионной. журналистики: информационные жанры телевидения. Информационное сообщение (видеосюжет). 344_____________________________________________________А.Г.Киселев Жанры телевизионной журналистики: аналитические жанры телевидения. Комментарий и обозрение. Жанры телевизионной журналистики: художественные жанры телевидения. Очерк. Творческие профессии на телевидении. Продюсер. Редактор. Телерепортер. Комментатор и обозреватель. Интервьюер. Ведущий новостей. Телекорреспондент. Телеведущий. Телеобозреватель. Критерии оценки журналистской работы. Рынок СМИ: журналист и рынок. Факторы формирования профессиональной карьеры в журналистике. 25. Экономическое управление в редакции. Менеджер в газете как гарант стабильности редакционного коллектива. Маркетинг как инструмент в рыночных условиях СМИ. Маркетинг электронных СМИ. Основные принципы. Суть взаимосвязи маркетинга СМИ и социологии журналистики. Реклама как вид журналистики. Понятия. Особенности рекламы для современных СМИ. Журналист в рекламном бизнесе. Родство журналистики и рекламы. Коммерческая реклама. Сущностные характеристики. Отличие от политической рекламы. Политическая реклама. Приемы создания положительного имиджа. Отличие от коммерческой рекламы. Антиреклама или негативная реклама. Сущность. Допустимость и границы использования. Билеты к итоговому экзамену по специальности «Теория и практика массовой информации» (1—3 курсы) Билет № 1 Теория и практика массовой информации: предмет, цель, задачи курса. Государственная информационная политика: основные понятия и базовые принципы. Электронные СМИ в современной России — радиовещание: техника радиовещания. Устройство и функции радиостудии. Теория и практика массовой информации____________________________345 Билет № 2 1. СМИ и СМК в системе социальных связей: основные понятия по курсу (информация, коммуникация, журналистика, PR, массовая информация, массовая коммуникация, средства массовой информации, средства массовой коммуникации, масс-медиа, социальный институт). 2. Государственная информационная политика: основные направления. 3. Электронные СМИ в современной России — радиовещание: специфика формообразующих и выразительных средств. Звучащее слово и музыка. Билет № 3 СМИ и СМК в системе социальных связей: роль средств массовой информации в общественном развитии. Государственная информационная политика: право на информацию, формирование его в современной России. Электронные СМИ в современной России — радиовещание: специфика формообразующих и выразительных средств. Шумы и монтаж. Билет № 4 СМИ и СМК в системе социальных связей: общее и различное в понимании средств массовой информации и средств массовой коммуникации. Государственная информационная политика: единое информационное пространство. Понятие о жанре радио. Особенности речевых жанров. Основные категории радиожанров, определяющие творческий процесс создания произведения. Билет № 5 СМИ и СМК в системе социальных связей: средства массовой информации как специфический социальный институт. Государственная информационная политика и ее современные реалии. 346_____________________________________________________А.Г.Киселев Система жанров радиожурналистики. Понятие системы жанров. Что объединяет жанры радиожурналистики в систему? Чем предопределяется деление жанров на основные группы? Признаки жанров (структура). Билет № 6 СМИ и СМК в системе социальных связей: отличие средств массовой информации как специфического социального института от других социальных институтов общества. Технологии планирования и осуществления информационной политики. Информационные жанры радиожурналистики: краткий обзор по жанрам (информационное радиосообщение, радиообзор печати, информационное радиоинтервью, информационный радиорепортаж, радиоотчет, информационная радиокорреспонденция). Новости на радио. Билет № 7 1. История развития коммуникации: Древний мир. Механизмы регулирования информационных процессов в обществе. Аналитические жанры радиожурналистики: краткий обзор по основным жанрам (интервью, радиокомпозиция, радиорепортаж, радиорецензия, радиокомментарий, радиообозрение, дискуссия, радиоречь, журналистское расследование). Радиобеседа. Билет № 8 1. История развития коммуникации: Средние века. Организация газетного дела: типичная структура редакционного коллектива. Документально-художественные жанры радиожурналистики: краткий обзор по основным жанрам (радиозарисовка, радиорассказ, радиофельетон, радиокомпозиция). Радиокомпозиция. Теория и практика массовой информации____________________________347 Билет № 9 История развития коммуникации: эпоха Иоганна Гутенберга. Организация газетного дела: функции сотрудников редакции. Электронные СМИ в современной России — телевидение: развитие электронных СМИ. Техника телевидения. Билет № 10 Основные теории общественного развития и коммуникации: внеисторический период. Организация газетного дела: устав редакции. Этические принципы тележурналистики. Билет № 11 Основные теории общественного развития и коммуникации: сущность подходов в их изучении. Организация газетного дела: редакционная коллегия и редакционный совет. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации: как осуществляется телевизионная передача. Телевидение и театр. Билет № 12 1. Основные теории общественного развития и коммуникации: прогрессивный период. 2. Организация газетного дела: секретариат редакции. 3. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации: как осуществляется телевизионная передача. Телевидение и радио. Билет № 13 1. Основные теории общественного развития и коммуникации: прогрессивный и непрогрессивный периоды общественного развития и коммуникации. Общее и различное. 348_____________________________________________________А.Г.Киселев Организация газетного дела: структура организации работы журналиста. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации: как осуществляется телевизионная передача. Телевидение и кино. Билет № 14 1. Основные теории общественного развития и коммуникации. Первые идеи социального прогресса, их зарождение, суть. Организация газетного дела: трудовой договор. Основы режиссуры прямого эфира. Билет № 15 Основные теории общественного развития и коммуникации: основатели школы позитивизма А. Сен-Симон и О. Конт. Зарождение новой науки об обществе. Организация газетного дела: журналистская специализация. Природа современного телевидения: язык экрана. Билет № 16 1. Основные теории общественного развития и коммуникации: марксистско-ленинская концепция. 2. Организация газетного дела: работа собкоров. 3. Природа современного телевидения: соотношение изображения и слова. Билет № 17 Основные теории общественного развития и коммуникации: три фазы развития общества. Организация газетного дела: спецкоры и собкоры: общее и различное. Телевизионный сценарий и сценарист: виды сценариев. От заявки к сценарию. Теория и практика массовой информации____________________________349 Билет № 18 Основные теории общественного развития и коммуникации: «Три волны» Э. Тоффлера. Организация газетного дела: творческая учеба. Телевизионный сценарий и сценарист: средства создания публицистического сценария. Сценарист в творческой группе. Работа сценариста после съемки. Билет № 19 Основные теории общественного развития и коммуникации: «Галактики» М. Мак-Люэна. Рабочее место журналиста и инструментарий. Жанры телевизионной журналистики: информационные жанры телевидения. Информационное сообщение (видеосюжет). Билет № 20 Основные теории общественного развития и коммуникации: «Информационное общество»: понятие, основные характеристики. Организация газетного дела: социально-психологический климат и его особенности в редакционном коллективе. Жанры телевизионной журналистики: аналитические жанры телевидения. Комментарий и обозрение. Билет № 21 Основные теории общественного развития и коммуникации: современные идеи Ю. Хабермаса. Особенности техники безопасности в репортерской профессии. Жанры телевизионной журналистики: художественные жанры телевидения. Очерк. Билет № 22 Основные теории общественного развития и коммуникации: роль влияния теорий общественного развития на средства массовой информации и коммуникации. 350_____________________________________________________А.Г.Киселев Техника безопасности: причины «исковой активности». Специфика телевидения. Билет № 23 Четыре теории прессы: характеристика, роль работ Ф. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсонса. Техника безопасности: типичные оплошности и упущения. Рынок СМИ: журналист и рынок. Потенциал творческой личности. Билет № 24 1. Четыре теории прессы: авторитарная теория. Техника безопасности: примерные правила техники безопасности журналиста. Экономическое управление в редакции. Самомаркетинг как условие становления журналиста. Менеджер в газете как гарант стабильности редакционного коллектива. Билет № 25 1. Четыре теории прессы: либертарианская теория. Репортер и перспективы его деятельности. Что способствует успеху в репортерской деятельности? Маркетинг как инструмент в рыночных условиях СМИ. Маркетинг электронных СМИ. Основные принципы. Суть взаимосвязи маркетинга СМИ и социологии журналистики. Билет № 26 1. Четыре теории прессы: теория социальной ответственности. 2. Наиболее простая структура организации газетного дела. 3. Реклама как вид журналистики. Понятия. Особенности рекламы для современных СМИ. Журналист в рекламном бизнесе. Родство журналистики и рекламы. Теория и практика массовой информации____________________________351 Билет № 27 1. Четыре теории прессы: советская коммунистическая теория прессы. 2. Важнейшие правила подготовки материалов. 3. Коммерческая реклама. Сущностные характеристики. Отличие от политической рекламы. Билет № 28 1. Четыре теории прессы: функции средств массовой информации в рамках этих теорий. 2. Важнейшие правила оформления материалов. 3. Политическая реклама. Приемы создания положительного имиджа. Отличие от коммерческой рекламы. Билет № 29 Четыре теории прессы: общее и различное между авторитарной теорией и советской коммунистической теорией (по Т. Питерсонсу, Ф. Сиберту, У. Шрамму). Особенности техники и технологии СМИ: что такое новость? Газетные новости. Антиреклама или негативная реклама. Сущность. Допустимость и границы использования. Билет № 30 Роль средств массовой информации в правовом государстве по И. Фойницкому. Особенности техники и технологии СМИ: новостные каналы (источники). Журналист в рекламном бизнесе. Билет № 31 Средства массовой информации и коммуникации, формирование общественного мнения. Особенности техники и технологии СМИ: сложный новостной вид (с несколькими происшествиями). Аналитические жанры радиожурналистики: место аналитических жанров в системе жанров радиожурналистики. 352_____________________________________________________А.Г.Киселев Билет № 32 Роль средств массовой информации в Советской России. Особенности проблематики материалов: материалы простого типа. Аналитические жанры радиожурналистики: анализ и аналитическая журналистика. Общее и различное. Билет № 33 Особенности формирования общественного сознания россиян: роль средств массовой информации и коммуникации. Особенности техники и технологии СМИ: приемы полировки лида. Аналитические жанры радиожурналистики: радиобеседа. Билет № 34 Правовые основы деятельности СМИ: законодательство в сфере СМИ. Специфика литературного редактирования: Корректура и корректурные знаки: знаки замены, знаки вставки. Документально-художественные жанры радиожурналистики: природа и жанровые признаки. Билет № 35 1. СМИ как «четвертая власть». Специфика литературного редактирования: Издательско-типографский производственно-технологический процесс. Документально-художественные жанры радиожурналистики: документальность и художественность в радиопублицистике. Билет № 36 1. Периоды развития СМИ. Особенности проблематики материалов: материалы комплексного типа. Документально-художественные жанры радиожурналистики: жанровые признаки радиокомпозиции. Теория и практика массовой информации____________________________353 Билет № 37 Сущность профессиональной этики журналиста. Понятие свободы печати. Особенности проблематики материалов: материалы специального типа. Документально-художественные жанры радиожурналистики: функции журналиста и режиссера в процессе работы над радиокомпозицией. Билет №. 38 Печать периодов цензурной истории. Специфика литературного редактирования: Общая схема работы редактора над текстом (основные компоненты). Документально-художественные жанры радиожурналистики: понятие радиофильма и его особенности. Билет № 39 СМИ как «четвертая власть» на практике. Аргументы «за» и «против». Методика работы над материалом: Замысел произведения (возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза). Современная телестудия: понятие, устройство, функции. Билет № 40 Периоды развития СМИ. Основные их модели. Специфика литературного редактирования: Виды правки. Корректорская и редакторская правка. «Новости» в газете, на радио и телевидении. ПРОГРАММА КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» (Основные разделы, главы, темы) 3-й год обучения Раздел 1. Электронные СМИ: радиовещание и телевидение в формировании информационного общества. Теория и практика радиожурналистики РАДИОВЕЩАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА В ЭФИРЕ |