Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как ана­лиз состояния мира).

  • 5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание).

  • Эстетика - Юрий Борев. Учебника по курсу Эстетика


    Скачать 3.74 Mb.
    НазваниеУчебника по курсу Эстетика
    АнкорЭстетика - Юрий Борев.doc
    Дата19.02.2018
    Размер3.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭстетика - Юрий Борев.doc
    ТипУчебник
    #15711
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница24 из 69
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   69

    II. Множественность целей искусства (полифункциональность)

    1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).


    Искусство преобразует реальность:
    1) через идейно-эстетическое воздействие на людей.

    1) через идейно-эстетическое воздействие на людей. Тип художест­венного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависи­мы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отно­шение к миру. Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья. Романы Льва Толстого породили толстовцев. Изображе­ние любви французскими писателями XVII в. повлияло на строй этого чувства во Франции, эротизм же кино и романов ХХ в. во многом опреде­лил сексуальную революцию 60-70-х годов;
    2) через включение человека в ценностно ориентированную деятель­ность.

    2) через включение человека в ценностно ориентированную деятель­ность. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям обще­ственной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ори­ентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабо­щенный исландский народ в безгероическую пору своей истории создал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные бо­гатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы, создав худо­жественный мир, непохожий на окружающий. Саги сформировали духов­ный облик народа, и без них ныне невозможно понять национальный ха­рактер современного исландца;

    154
    3) через преобразование в процессе художественного творчества

    3) через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности (автор пере­рабатывает жизненный материал, строя новую реальность — художест­венный мир);
    4) через обработку строительного материал образа

    4) через обработку строительного материал образа (художник пре­образует мрамор, краски, слова, создавая скульптуру, картину, поэму).

    Концепция «искусства для искусства» полагает, что к художественному творчеству не­применима «мерка результативного действия», ибо искусство переносит человека из реаль­ности, требующей действий, в мир эстетического наслаждения. Однако преобразующее воздействие искусства особенно ощутимо в переходные эпохи. Преобразующая функция, спящая внутри искусства, особенно привлекательна для пассионарных и революционно на­строенных слоев общества, которые ставят ее во главу угла своей эстетики. Марксистская эстетика придавала решающее значение преобразующей роли искусства и именно за это его ценили партийные деятели, прагматически подходившие к искусству.

    2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).


    Французский эстетик М. Дюфрен полагает, что искусство обладает утешительно-ком­пенсаторной функцией и призвано иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, ут­раченную в реальности. А французский социолог Э. Морен считает, что, воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение, порожденное ре­альной жизнью, и компенсируют монотонность повседневности.

    Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта: 1) отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный); 2) утешаю­щий; 3) собственно компенсаторный (способствующий духовной гармо­нии человека). Жизнь современного человека полна конфликтных ситуа­ций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство утешает, уводит в мир грез и своей гармонией влияет на внут­реннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. Создавая в «безумном, безумном, безумном, безумном мире» внутреннюю гармонию человеку, искусство помогает ему удержаться на краю жизненной пропасти и дает возможность жить дальше. Своей красотой оно компенсирует жизненные потери людей, скрашивает серые будни или несчастливое бытие. Функции искусства ис­торически подвижны: если в античности трагическое «очищает» челове­ка (преобразующая функция), то в Средние века оно уже не очищает, а утешает человека (компенсаторная функция: люди более достойные тебя претерпевают беды более горькие, чем те, что выпали на твою долю).

    3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).


    3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Платон считал необходимым изгнать из идеального го­сударства художников (даже Гомера, правда предварительно увенчав его лавровым венком). Так на заре своего развития философия выказала недо­верие к познавательным возможностям искусства. Для Гегеля искусство также было низшей формой познания истины.

    155

    В действительности познавательные возможности искусства огромны и незаменимы иными сферами человеческой духовной жизни. Из романов Диккенса можно узнать о жизни английского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистиков той эпохи, вместе взятых. Искусство способно осваивать труднодоступные для науки сторо­ны жизни. В научной формуле Н2О отражен закон существования воды. Но явление богаче закона, и в формулу воды не вошли ни прелестное журчание ручья, ни лунная дорожка на поверхности моря, ни девятый вал Айвазовского. Многие свойства воды, ее конкретно-чув­ственное богатство остались за пределами научного обобщения.

    Искусство осваивает конкретно-чувственное богатство мира, раскры­вает его эстетическое многообразие, показывает новое в привычном (так, Лев Толстой открыл «диалектику души» ). Искусство возвращает миру его первозданную прелесть, оттачивает наши чувства, учит по-человече­ски воспринимать жизнь. Оно становится призмой цивилизации между глазом человека и природой. Оскар Уайльд высказал афоризм-парадокс: живопись Тернера создала лондонские туманы. Искусство формирует че­ловеческую чувственность, видение мира. В этом смысле Тернер дейст­вительно открыл (= создал) красоту лондонских туманов.

    В каждом виде искусства свое соотношение деятельного и познава­тельного начал. При ведущей роли деятельного начала более развита вы­разительность (например, в архитектуре), а там, где преобладает позна­ние, возрастает значение изобразительности (например, в живописи). Когда архитектор решает здание изобразительно, он нарушает специфику своего искусства. Например, у здания Центрального театра Российской Армии в Москве — форма пятиконечной звезды. Такое изобразительное решение создало неудобства в функционировании здания (нефункцио­нальные лучи звезды); и нелепости в восприятии (изображение звезды прочитать можно только с вертолета — план сверху).

    Литература, кино и театр и изобразительны, и выразительны. Офелия поет:

    Ты во гробе лежал с непокрытым лицом,

    С непокрытым, открытым лицом..

    Первая строка создает зрительный образ. Вторая к нему ничего не прибавляет. С точки зрения изобразительности, бессмысленно после слов «с непокрытым лицом» говорить: «с открытым лицом». Эти слова работа­ют на выразительность, заостряя художественный смысл.

    Искусство — средство просвещения (передача опыта, фактов) и обра­зования (передача навыков мышления и системы взглядов). Оно выступа­ет как «учебник жизни», который читают даже те, кто не любит учебни­ков. Информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Искусство — средство и познания мира, и самопознания личности.

    156

    4. Художественно-концептуальная функция (искусство как ана­лиз состояния мира). Гегель писал: «...религия как всеобщее сознание истины составляет существенную предпосылку искусства...» (Гегель. 1969. С. 240). Искусство — не иллюстрация ни к философским, ни к рели­гиозным, ни к политическим идеям. Художник перерабатывает собствен­ные впечатления бытия, создавая художественную концепцию.

    Итальянский философ Б. Кроче определяет искусство как интуицию и отрицает его способность к концептуальному знанию, которое якобы может быть выражено только в ло­гических понятиях. По Кроче искусство «более простая форма познания», чем познание концептуальное. Однако искусство несет художественную концепцию, оно стремится к ре­шению общемировых проблем, к осознанию состояния мира. Художника интересует судьба и его героев, и человечества, он мыслит в масштабах истории, с нею соотносит содержание своего произведения.

    Художественная реальность концептуально нагружена.

    Загадки бытия решали Софокл и Еврипид. Данте в «Божественной ко­медии» создал модель Вселенной. Единой концепцией охватывал состоя­ние мира Шекспир. Вольтер развивал жанр философской повести. Лес­синг, исследуя личность и общество, ставил интеллектуальные экспери­менты, в которые вовлекал действующих лиц своих пьес. Он утверждал, что мыслящий художник удваивает ценность своего труда. Гете в «Фа­усте» дал глубокую концепцию человека и человечества. Суть своей эпо­хи выражают философичная музыка Бетховена, Вагнера, Шостаковича, скульптура Микеланджело, живопись Рембрандта и Шагала, кинематог­раф Тарковского и Феллини.

    Для А.Н. Радищева тяготение к философичности, размышления о ми­ре и человечестве были программны, что отразилось в тексте посвящения «Путешествия из Петербурга в Москву» А. М. Кутузову: «Я взглянул ок­рест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала... Я по­чувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» (Радищев. 1938. С. 227). Идея освобождения русского крестьянства от крепостничества выговорена здесь в ее сообразности с общечеловеческими идеалами. Для Радищева «наипротивнейшее челове­ческому естеству самодержавство», рабство духа — все это общемировые проблемы, частные проявления всеобщего неблагополучия человечества. Чаадаев мыслью сопрягал Россию и мир. В первом «философическом письме» (1829) он сетует на ее состояние вне человечества и считает необ­ходимым войти в него (См.: Чаадаев. 1906. С. 7). Гений Пушкина «всеми­рен и всечеловечен» (Достоевский. 1958. С. 459) и эти качества идеально соответствуют природе и назначению искусства.

    Для Льва Толстого принцип морального самосовершенствования лич­ности — путь к совершенствованию мира. Достоевский в своих романах искал ответ на вопрос о природе человека и сути человечества. Сознание

    157

    писателя было постоянно наполнено коренными проблемами бытия, ори­ентировано на самые высокие проблемы мироздания.

    Сама история нашей страны, не раз соединявшая судьбу России с судьбами мира, вырабатывала тип художника-мыслителя с общемировы­ми заботами, с общечеловеческой проблематикой.

    В духовной жизни современного общества сильна и антиинтеллектуа­листская волна, идущая в философии от интуитивизма Бергсона, в психо­логии — от Фрейда, в искусстве — от сюрреализма с его «автоматиче­ским письмом», «эпидемией снов» и «отключением разума». Однако в культурно-духовной ситуации ХХ в. доминирует тенденция к филосо­фичности (творчество Томаса Манна, Фриша, Дюрренматта). Искусство не исчезает под натиском мысли, как это представлялось Гегелю, оно ин­теллектуализируется. Для реалистического искусства ХХ в. характерно возрастание роли мысли в общем балансе художественного образа.

    5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание). Кас­сандра предсказала гибель Трои в дни расцвета и могущества города. В искусстве всегда живет «кассандровское начало» — способность пред­восхищать будущее. Интеллект человека способен совершать прыжок че­рез разрыв информации, обнажать сущность современных и даже гряду­щих явлений при очевидной неполноте исходных данных. Со времен Юма утвердилось мнение, что мышление человека индуктивно, склонно к логическим выводам на основе обобщения повторяющихся фактов. Од­нако современные нейрофизиология и психология указывают на скачко­образность мышления, которое приходит к выводам не только индуктив­ным путем, но и на основе однократного наблюдения, или путем экстра­поляции (вероятностного продолжения в будущее линии развития суще­ствующего). Ученый делает умозаключения о будущем, а художник — об­разно представляет его.

    Интуиция позволяет осознать некоторые истины, в том числе и карти­ны будущего, как самоочевидные. Художник способен ясно и достоверно предугадывать грядущее, что проявляется в фантастических, утопиче­ских, антиутопических, социально прогнозирующих произведениях ис­кусства.

    Литература часто предвосхищала будущее.

    Задолго до первой подводной лодки «Наутилус» прошел 20 тыс. лье под водой в романе Жюля Верна. Полеты в космос или действие лучей лазера, прежде чем осуществиться в дей­ствительности, осуществлялись на страницах «Из пушки на Луну», «Аэлиты» и «Гипербо­лоида инженера Гарина». Литература проектирует техническое будущее человечества, пытается проникнуть в его грядущую социальную структуру и предугадать судьбу лично­сти. Существует и фантастика предупреждения (Замятин «Мы»), которая пробуждает в лю­дях настороженность и активность по отношению к той или иной тенденции общественного развития.

    158

    Порой художественные предвосхищения полны леденящей душу безнадежности. Для романа Кафки «Процесс» характерно резкое смещение логики, переход от отчетливо выпи­санных реальных подробностей к ирреальному. Кафку занимает проблема отчужденных от личности, враждебных ей и управляющих ею сил. По мнению писателя, мир обречен пото­му, что он противочеловечен, а личность не способна противостоять метафизическому злу бытия. Безнадежность, отчаяние, ощущение крушения личности и абсурдности мира — та­ков общий смысл предвосхищений Кафки, который, подобно дельфийскому оракулу, про­рицал сквозь туманные, многозначно-неопределенные видения.

    Томас Манн предвосхищает будущее, опираясь на систему просветленных мыслью об­разов Так, в романе «Доктор Фаустус» он не только анализирует состояние современного мира и его культуры, но и дает прогнозы их грядущего бытия. Трагическая история компо­зитора Адриана Леверкюна отражает судьбу художника, творчество которого разъедают из­нутри скепсис и сомнения. Мироощущению героя произведения противостоит авторская позиция, которая прорывается сквозь отстраненно-спокойное повествование, ведущееся от лица друга и биографа композитора — Цейтблома. Леверкюн создавал технически изыскан­ные, усложненные, рационалистически исчисленные музыкальные «артефакты» (искусст­венные конструкции). И все же его высшее достижение — «Плач доктора Фаустуса» — явилось не только торжеством формализма, но и стоном отчаяния немецкой интеллигенции, раздавленной фашизмом. Вопреки историческому пессимизму Леверкюна, Томас Манн ут­верждает, что личность и народ продолжают жить, как бы ни были тяжелы их исторические испытания; свобода человека неотвратима, как судьба, и это послужит основой возрожде­ния искусства. Роман Томаса Манна полон предвосхищений. «Не смешно ли, что некоторое время музыка считала себя средством спасения, освобождения, тогда как она, равно как и все искусства, сама нуждается в освобождении от выспреннего отщепенчества.. от пребы­вания с глазу на глаз со «сливками образованного общества», то есть с публикой, которой скоро не будет, которой, собственно, уже нет, так что искусство в ближайшем будущем ока­жется в полной изоляции, обреченным на одинокое вымирание, если оно не прорвется к «на­роду», или, выражаясь менее романтично, станет совсем другим. Оно будет более радостным и скромным. Это неизбежно, и это счастье... Грядущие поколения будут смот­реть на музыку, да и она на себя, как на служанку общества» (Манн. 1960.С.418-419).

    Предвосхищение — «прорыв» образной мысли в будущее. В стихо­творении «О предсказаниях» французский поэт Аполлинер писал:

    ...предсказателем может быть каждый; Но людям так долго внушали, Что нет у них будущего, И от рожденья они идиоты, И невежество — их неизменный удел, Что поверили этому люди, И никто себя даже не спросит, Знает он. будущее или не знает. Религией тут и не пахнет — ни в приметах, ни в предсказаньях:

    Это просто попытка наблюдать за природой И ее истолковывать. Здесь ничего незаконного нет.

    (Аполлинер. 1967. С. ПО).

    159

    6. Коммуникативная функция (искусство как общение). Искусст­во — средство художественного общения, и его родство с языком неодно­кратно подчеркивалось в истории эстетики (Лессинг, Гердер, Потебня, Кроче). На коммуникативности искусства основывается его современное семиотическое рассмотрение как знаковой системы. Как всякая знаковая система, искусство имеет свой исторически и национально обусловлен­ный код, свои условности. Общение между народами и освоение культу­ры прошлого делают эти коды и условности общедоступными, вводят их в арсенал художественной культуры человечества. Восприятие произве­дения происходит по законам общения, другими словами, это коммуника­ция с обратной связью. Навстречу опыту художника, зафиксированному в произведении, реципиент бросает свой опыт, осовременивающий, прояв­ляющий и даже обогащающий смысл произведения. Художественное об­щение позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность чело­веку приобщаться к опыту, далеко отстоящему от него исторически и гео­графически. Тем самым искусство повышает духовный потенциал и об­щность человечества.

    Искусство объединяет людей. Когда в древности два разноязычных племени заключали перемирие, они устраивали танец, своим ритмом сплачивавший их. Когда политики в конце XVIII в. разделили Италию на мелкие графства и княжества, искусство роднило и соединяло неаполи­танцев, римлян, ломбардцев и помогало им ощущать себя единой нацией. Столь же велико было значение единого искусства для раздираемой меж­доусобицами Древней Руси. А в XVIII-XIX вв. объединяющую силу поэ­зии остро почувствовали в своей жизни немцы. В современном мире ис­кусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно — инстру­мент мирного сосуществования и сотрудничества.

    7. Информационная функция (искусство как сообщение). Искус­ство несет информацию, оно — специфический канал связи и служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присво­ению общественного опыта.

    Еще Аристотель подчеркивал вероятностный характер информации, содержащейся в художественном произведении. Он считал, что искусство изображает то, что могло бы произойти (= вероятное). Основатель кибер­нетики Норберт Винер утверждал, что сообщение о вероятном в инфор­мативном отношении ценнее сообщения о действительно происшедшем.

    Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного и декоративного искусства, легче усваивается другими народами, чем словесная. Она не нуждается в переводе. Инфор­мативные возможности искусства широки, так как его язык и понятен, и выразителен, и гибок. Художественная информация всегда оригинальна,

    160

    эмоционально насыщена, парадоксальна, эстетически богата, ее язык ал­легоричен и аллюзивнен.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   69


    написать администратору сайта