Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественная эпоха Художественная эпоха

  • Художественная стадия Художественная стадия

  • I. ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ Стадия слиянности человека с природой

  • Период возникновения и становления ранних форм искусства

  • Период развития ранних Форм искусства

  • Период античного мифологизма

  • Стадия слиянности человека с Богом

  • II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ Стадия надежд и иллюзий

  • Период разочарований (кризис Возрождения)

  • Период надежд на долг, нормы и разум

  • Период надежд на чувства и веру

  • Период традиционного реализма

  • Период модернизированного реализма

  • II. Теоретическая история искусства. 1]. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА: ОСТАВАЯСЬ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕК ВЫДЕЛЯЕТ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА, СПОСОБНОГО ОСВАИВАТЬ МИР

  • Борев Ю.Б. - Эстетика. Учебник. Учебника по курсу Эстетика


    Скачать 4.37 Mb.
    НазваниеУчебника по курсу Эстетика
    АнкорБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер4.37 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    ТипУчебник
    #5237
    страница33 из 73
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   73
    Художественный период
    Художественный период
    (например, предмодернизм, или модернизм, неомодернизм, постмодернизм) —
    объединение группы исторически, эстетически и концептуально близких друг другу направлений, несущее
    инвариантную художественную идею, значимую для всех этих художественных направлений.
    Художественный период очерчивает историческое время господства в литературном развитии определенного типа героя (варьируемого в направлениях данного периода), определенного типа автора, и определенного типа участия автора в создании художественного текста.
    212
    Художественная эпоха
    Художественная эпоха
    — понятие, возникшее в раннеромантической эстетике, осознавшей искусство как процесс исторического развития. Этот процесс осмысляется Шиллером в терминах «наивной» и «сен- тиментальной» литературы, Жерменой де Сталь — «южной» и «северной», Ф. Шлегелем —
    «классической» и «романтической».
    В предлагаемой классификации этому термину придается следующее значение:
    художественная эпоха

    время существования группы художественных направлений или периодов, объединенных общей
    инвариантной художественной парадигмой, интегрирующей в себе ряд художественных концепций и
    идей.
    Художественная стадия
    Художественная стадия

    крупнейшая единица членения художественного процесса.
    В основе стадиального членения — глобальные проблемы эстетического отношения к Богу, Природе, Человеку,
    Обществу. Мировой художественный процесс включает в себя четыре стадии: 1)
    стадия единения
    человека с природой;
    2)
    стадия единения человека с Богом;
    3)
    стадия надежд и иллюзий:
    уповая на Бога, действуй сам сообразно Природе; 4)
    стадия утраченных иллюзий:
    А может быть не удалось Творенье?
    Всемирный замысел истории не сбылся? Что изменить: Природу? Человека? Бога? Или все дело в
    Общества пороках?
    Эра.
    Эра.
    Гегель выдвинул идею разделения художественного развития человечества на три этапа. Основание такого всемирно-исторического членения истории художественной культуры, по Гегелю, как уже об этом говорилось подробно выше — взаимодействие абсолютного духа (содержания) и его материально- чувственного воплощения (формы). История художественной культуры проходит три эры: символическую, классическую, романтическую. Искусство в его богатстве полно не укладывается в гегелевскую периодизацию, а ее логическое завершение — идея о гибели искусства — исторически не подтверждается, но историзм видения искусства и глобальность подхода — заслуга Гегеля.
    Предлагаю другой тип глобального членения и характеристики художественного процесса на основании параметра
    пространство и время.
    На разных стадиях своего развития искусство сосредоточивало внимание на тех или иных аспектах художественного мира — на пространстве, на времени или на времени-пространстве. С этой точки зрения можно выделить три эры художественного развития.
    Древнее искусство мыслило преимущественно пространством.
    Главная его тема и проблема — миропорядок. Вопросы космогонии, происхождения Вселенной, богов, покровительствующих разным сферам жизни и деятельности человека. Именно эти проблемы были в центре внимания древнего художника.
    213
    Начиная с эпохи Возрождения искусство (для которого характерны: рост личности и общества, процесс социальных преобразований, изменчивость всего)
    мыслит преимущественно временем.
    Историзм проникает во все поры художественного творчества.
    Новое искусство, сформировавшееся в XIX и ХХ вв., начинает
    мыслить пространством и временем в их

    единстве.
    Не случайно именно в нашу эпоху была сформулирована М. Бахтиным категория
    «хронотоп»
    (время-пространство),
    которая характеризует новейший типа художественного мышления.
    Если вышеизложенные теоретические соображения применить к стрежневому процессу художественного развития, если проследить полет стрелы времени в сфере художественной культуры, то общая картина теоретической истории литературы и искусства будет выглядеть следующим образом.
    I. ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
    Стадия слиянности человека с природой
    ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА:
    оставаясь частью природы, человек выделяет себя в субъекта, способного ее осваивать практически и эстетически
    Период возникновения и становления ранних форм искусства
    Магические реалии
    (тождество изображения и реальности) и происхождение искусства
    Миф
    — форма перехода от магических реалий к художественной реальности
    Период развития ранних Форм искусства
    Мифологический космизм:
    (шумерское, аккадское, древнеегипетское, хеттское, угаритско-финикийское): человек в мире неустойчивого равновесия глобальных сил, борющийся за жизнь
    ДРЕВНЯЯ ЭПОХА:
    доверчиво-наивное ощущение бытия: радостно, трудно и страшно жить в мире гармонии и рока
    214
    Период развития классических форм искусства
    Классическое искусство древности
    (древнекитайское, древнеиндийское, древнеиранское, древнееврейское искусство): художественная космогония: устройство мира загадочно и человеку трудно адаптироваться к жизни в природе и обществе
    Период античного мифологизма: героический человек в обстоятельствах гармонии, определяющей красоту, и рока, определяющего трагизм мира
    Мифологический реализм
    (мир каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни
    Мифологический романтизм
    (мир каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия
    Мифилогизм обыденного сознания
    (мир как о нем думают и говорят многие): героизм смешон, предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными утехами
    Стадия слиянности человека с Богом:
    судьба человека решается на небе
    ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: человек в черно-белом мире борьбы добра и зла
    Рыцарский романтизм (литература Замка):
    герой в сражениях, мученик в любви
    Сакральный аллегоризм (литература Монастыря):
    мученик, уповающий на волю Бога
    Карнавальный натурализм (искусство Города):
    народный смех казнит несовершенство мира и, омывая весельем, обновляет его
    II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
    Стадия надежд и иллюзий:
    уповая на Бога, действуй сам, однако оказывается, что действия имеют разные векторы и могут быть разрушительными
    215
    ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ:
    свободный человек — высшая ценность мира
    Период очарования свободой: «делай что хочешь!»
    Ренессансный гуманизм:
    титан, сражающийся с морем бед, чтобы победить их в единоборстве
    Маньеризм:
    элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты
    Период разочарований (кризис Возрождения): свобода порождает индивидуализм и возможность творить не только добро, но и зло
    Барокко:
    экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире
    «Плеяда»:
    жизнерадостный человек, ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности

    Рококо:
    изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей
    Готика:
    в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную
    ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ:
    человек надежд и иллюзий, ищущий верного вектора действия человека
    Период надежд на долг, нормы и разум
    Классицизм:
    человек долга в абсолютистском государстве
    Ампир:
    государственно ориентированный и регламентированный человек в империи, охватывающей видимый мир
    Просвещение:
    инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире
    Период надежд на чувства и веру
    Сентиментализм:
    впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу
    Романтизм:
    вечность зла и вечность борьбы с ним; мировая скорбь — состояние мира, ставшее состоянием духа
    216
    III. ЭРА ХРОНОТОПА (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО
    ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ)
    Стадия утраченных иллюзий
    (включает в себя две параллельно развивающиеся эпохи — авангардизм и реализм): А может быть не удалось творенье? Всемирный замысел истории не сбылся? Что изменить: Природу? Человека? Бога? Или все дело в Обществе пороках?
    ЭПОХА АВАНГАРДИЗМА:
    мир враждебен личности; поиски смысла жизни
    Период предмодернизма: свобода и удовольствие
    Натурализм:
    человек плоти в вещественно-материальном мире
    Импрессионизм:
    утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту
    Прерафаэлиты:
    современная жизнь далека от идеала, оставшегося в рыцарской эпохе Средних веков
    Символизм:
    «в закате утонула так (пышно!) кровать»; мечты о рыцарстве и Прекрасной Даме
    Эклектизм:
    демократизм, равенство, доходность
    Период модернизма: ускорение истории и усиление ее давления на человека
    Модерн:
    мир в лучах заката
    Акмеизм:
    поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос
    Футуризм:
    воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира
    Примитивизм:
    упрощение человека и мира
    Кубизм:
    геометрическое упрощение человека и мира
    Абстракционизм:
    бегство личности от банальной и иллюзорной действительности
    Лучизм:
    трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом лучами света.
    Фовизм:
    художник извлекает из форм вечность, тем самым приобщаясь к вечности.
    217
    Период неомодернизма: человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком
    Дадаизм:
    мир — бессмысленное безумие
    Сюрреализм:
    смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире
    Экспрессионизм:
    отчужденный человек во враждебном мире
    Имажизм, имажинизм:
    личность, образно видящая многокрасочность и трагичность мира
    Конструктивизм:
    человек в среде отчужденных от него индустриальных сил
    Экзистенциализм:
    одинокий человек в мире абсурда
    Литература «потока сознания»:
    духовный мир личности, не сопряженный с реальностью
    Неоабстракционизм:
    поток сознания, выраженный в цвете
    Период постмодернизма: человек не выдерживает давления мира и становится постчеловеком
    Поп-арт:
    зомбированный масс-культурой демократ-приобретатель общества массового потребления
    Гиперреализм:
    обезличенная живая система в жестоком и грубом мире
    Фотореализм:
    достоверный обыденный человек в достоверном, обыденном мире
    Сонористика:
    Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора)
    Музыкальный пуантилизм:
    «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит»
    Алеаторика:
    человек — игрок в мире случайных ситуаций
    Хеппенинг:
    своевольная, анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире случайных событий
    Саморазрушающееся искусство:
    безликая личность в мире «ничто»

    Соц-арт:
    социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности.
    Концептуализм:
    человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности
    ЭПОХА РЕАЛИЗМА:
    человек страдает, несет потери, но выстоит
    Период традиционного реализма
    Критический реализм XIX в.:
    что делать? кто виноват? установка личности на доброту и порядочность; непротивление злу насилием и самосовершенствование. Проповедь любви враждебным словом отрицанья
    218
    Социалистический реализм:
    личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами
    Крестьянский реализм
    (деревенская проза): крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни
    Период модернизированного реализма
    Неореализм:
    человек из народа, ариентированный на простые жизненные ценности
    Магический
    (фантастический волшебный)
    реализм:
    человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное и обыденное.
    Психологический реализм:
    личность ответственна; заполняя ее духовный мир, культура способствует братству людей и преодолению их эгоцентризма
    Интеллектуальный реализм:
    счастлив, творящий добро; состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути изменения мира?
    Предложенная выше схема исторического развития искусства будет подробно освещена в следующей главе (Теоретическая история искусства), однако в эту схему вносятся упрощающие изменения для облегчения усвоения предлагаемого материала
    II. Теоретическая история искусства.
    1]. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА: ОСТАВАЯСЬ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕК
    ВЫДЕЛЯЕТ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА, СПОСОБНОГО ОСВАИВАТЬ МИР
    ПРАКТИЧЕСКИ И ЭСТЕТИЧЕСКИ
    1. Магические реалии и происхождение искусства. Древнейшие изображения подражательны. Они — инобытие реальности. Это магические реалии, которые имеют изобразительную, пантомимическую, подражательную, звукоподражательную, интонационно и вербально суггестивную формы. Уходящие к истокам культуры канонизированные словесные суггестивные высказывания (заговоры, заклинания, проклятия, любовные «присушки», поминания, военные песни, «уничтожающие» врагов) не являются ни индивидуальным, ни даже коллективным самовыражением и представляют собой целенаправленную ритуально-магическую деятельность, исходящую из уверенности в практической действенности слова.
    «Словом останавливали солнце, словом разрушали города» (Николай Гумилев). Это словесная форма магии, обычно синкретически связанна с музыкальной и танцевальной обрядовой деятельностью.
    Ма-
    гические реалии в корне отличаются от художественных произведений
    219
    своими целями; искусство стремимся воздействовать на человека, магия

    непосредственно на
    действительность. Отсюда натуральность трактовки зверя в наскальном рисунке и в танце. Не
    случайна и «натуральность» ран, наносимых изображению зверя с помощью орудий охоты. Пятна же
    охры призваны представить во «всем ее естестве» кровь животного. Фигуративное наскальное
    изображение при всей его натуральности есть не образ, отражающий реальность, не знак, ее замеща-
    ющий, а способ удвоения реальности, ее второе, магическое обличье и средство овладения ею.
    Древний человек, ударяя копьем по изображению животного, совершал магическую операцию «охоты», считая, что удар по изображению зверя реально ослабляет животное, на которое завтра будет устроена облава. Это укрепляло веру охотника в удачу и победу. Художник палеолита рисовал на скале реальное животное. Для него мир вымысла и искусства еще не открылся, его заслоняла эмпирически воспринимаемая действительность. Процесс рождения театра схож с тем ритуально-магическим процес- сом, из которого возникло изобразительное искусство. Человек надевал маску или раскрашивал свое лицо, при этом он не становился образом или знаком зверя, а выступал как зверь в ином обличье (= магическое воплощение зверя, ритуальное подражание ему). Первые темы в истории культуры, поднятые в древнейших формах изобразительной и подражательной деятельности человека, — это труд и любовь

    (понимаемая как деторождение), то есть созидательные, животворящие силы общества.
    Трудовая концепция происхождения искусства К. Бюхера, обобщая материал трудовых песен различных народов, утверждала, что в древности музыка и поэзия составляли единство с работой, которая определяла ритм музыки и задавала стихотворный метр поэзии. Из трудовой песни, по Бюхеру, выросли эпос, лирика и драма. Эта концепция упрощенно трактовала связь труда с искусством. Опосредующее звено между трудом и искусством — магические реалии (наскальные рисунки, заговоры, заклинания) — из этой концепции выпадали.
    А.Н. Веселовский показал, что танец, музыка, поэзия возникли в недрах первобытного синкретизма искусств, объединенных народными обрядами. Роль слова вначале была ничтожна, и оно целиком подчинялось интонационно-ритмическим и миметическим началам. Формирование литературы, по
    Веселовскому, происходило путем постепенного повышения роли словесного текста в ритуальном синкретизме. Веселовский полагал, что синкретизм определил лироэпический характер древних форм эпоса. Лирика же рождалась из кликов древнего хора, из его коллективной эмоциональности, благодаря усилению индивидуального начала в поэтическом сознании.
    220
    2. Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальности.
    Миф (от греч. muthos = предание) — древняя история или легенда, объясняющая религиозные или сверхъестественные явления (См.:
    Scott.
    1980); образное выражение коллективного бессознательного, предшествующее индивидуальному бессознательному (Юнг); первая попытка объяснения естественных и социальных явлений
    (Rose.
    1963), сакральная история, повествующая о событии, происшедшем в достопамятные времена «начала всех начал» (миф не вымысел, не иллюзия, а реальное сакральное событие, служащее примером для подражания)
    (Элиаде.
    1958. С. 6); повествование, построенное на изображении в слове того, что ритуалы выражали на языке культа; саги о богах, о героях, о сотворении мира и о его крушении; сообщение о таких глобальных событиях, как возникновение земли и человека, социальных институтов и культуры (
    Gyldendals.
    1984); Миф — «воспоминание» о далеком прошлом, о событиях, происходивших до начала исторического времени; анонимное сказание предположительно исторического характера, истоки которого неизвестны; объяснение природных явлений (
    Beckson.
    1989); обращение к эмоциям, а не к разуму, ибо во времена создания мифологии разумные объяснения оставались невостребованными
    (Rose.
    1963). Мифы — обобщение представлений древнего человека о том мире, в котором он живет, и о тех силах, которые этим миром управляют (См.:
    Тахо-Годи.
    1989. С.8).
    Миф генетически и культурно связан с ритуалом, но возник позже него и существенно отличается от своего прародителя. Ритуал преднамерен и специально организован. В мифе события случайны и непреднамеренны. Ритуал каноничен, миф вариативен. Миф может разъяснять смысл обряда и подкреплять авторитетом мифических героев и доисторической традиции статус ритуально-магического действия. В информативном, культурном, эстетическом плане миф богаче ритуала. Ритуал — сфера по- ведения, область практических и деловых навыков. Миф — сфера священных и тайных знаний.
    Мифологическое мышление возникло на основе магических реалий (их изобразительного, подражательного и суггестивного опыта). Оно — шаг к постижению мира, попытка его осмысления.
    Мифологические образы фантасмагоричны, зачастую — это различные зверолюди (сфинксы, кентавры).
    Мифы повествуют о происхождении и устройстве мира и его современном бытии, об облике земли и человека, сложившихся в результате деятельности вечных первопредков, живших «вне времени», в доисторическое время, в «золотом веке» или в «эпоху сновидений». Древние мифы синкретичны и содержат в неразвернутом виде начала искусства, религии и донаучных представлений о природе и обществе (См.:
    Мелетинский.
    Т. 1. С. 29).
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   73


    написать администратору сайта