Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Примитивизм: упрощение человека и мира.

  • 6. Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира.

  • 7. Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной действительности.

  • Борев Ю.Б. - Эстетика. Учебник. Учебника по курсу Эстетика


    Скачать 4.37 Mb.
    НазваниеУчебника по курсу Эстетика
    АнкорБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер4.37 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    ТипУчебник
    #5237
    страница48 из 73
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   73
    322
    Определяющий художественный фактор футуризма — динамика. Футуристы осуществляли принцип безграничного экспериментаторства и достигали новаторских решений в литературе, живописи, музыке, театре.
    Творческий процесс в эстетике футуризма по своей природе импульсивен и спонтанен. Это искусство прислушивалось к звукам улиц и стремилось точно передать и воспроизвести урбанистически организованный хаос мира. Немецкий культуролог А. Хаузер (франкфуртская школа) пишет, что футуризм выражал протест против эстетики конформизма рубежа веков.
    Футуризм отрекался от созерцательности импрессионизма, но не преодолевал его сенсуалистическую пассивность и объективизм. Футуризм был анархическим бунтом против привычной обыденной реальности и выступал против позитивистского «общественного вкуса».
    Авангардистов и утопистов-революционеров объединяло и восторженное отношение к проекту идеального будущего, и отвращение к прошлому в жизни и искусстве.

    Русский футуризм (В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов, В. Каменский, В. Крученых, В. Хлебников, О.
    Брик) вихрем ворвался в литературу и «сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана». Русские футуристы вели большую экспериментаторскую работу в области литературных художественных средств и литературного языка. В ходе этих экспериментов появилась заумь (термин введен в обиход русскими футуристами). Заумь — для футуристов язык «для себя», способность поэта «выражаться не только общим языком... но и личным... не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным»; отказ от коммуникативной функции языка и упор на его ритмические выразительные возможности и возможности самовыражения личности через непонятный для других набор звуков.
    Заумь, по словам Л. Тимофеева,«превращалась либо в междометия («у-бе-щур») эмоционального характера, либо в звукоподражания («чур-лю журль»), отвечая своей обедненностью обедненности самого содержания поэзии с ее представлением о литературном творчестве как языковом изобретательстве. В призыве к «самовитому слову» был и положительный элемент, ценный полемической направленностью против условности языка символистов. Словотворчество Хлебникова шло по пути поиска новых словообразований, сохранявших корневую основу слова (неологизмов). Эти поиски часто были оправданы
    («творяне», «замеса», «могатырь», «смехач», «зазовь», «чареса», «миларь»). Эти поиски были восприняты
    Маяковским, Кирсановым, Асеевым, тоже искавшими новые словообразования, не разрушавшие смысловую основу слова».
    Заумный язык определял смазанность семантики текста (вплоть до нулевой семантической значимости).
    323
    Течением внутри русского футуризма стал
    кубофутуризм
    (1910—20-е гг.), утверждавший социальную активность личности в вещном мире. Свою задачу это течение видело в стимуляции этой активности.
    Соответственно ценилась ораторско-трибунная интонация стиха (Маяковский, Асеев, например).
    Кубофутуристы провозглашали необходимость отречения от литературных условностей.
    5. Примитивизм: упрощение человека и мира.
    Примитивизм (primitivism — упрощение, простота, неусложненность) —
    художественное направление,
    упрощающее человека и мир, стремящееся увидеть мир детскими глазами, радостно и просто, вне
    «взрослой» сложности
    Такое стремление порождает сильные и слабые стороны примитивизма.
    В картинах А. Руссо и Н. Пиросманишвили с помощью упрощения достигалась понятность мира.
    Постижение примитивистами «сущности хотя бы первого порядка» оставляло им надежду на сохранение связи с действительностью, поскольку для личности все нарастает сложность бытия. Однако это было обретение ценой потери. Человек и мир становились понятными, радостно-детскими, но игрушечными и утопическими, черное и белое, доброе и злое в человеке и обществе резко и легко разграничивались, упрощались.
    По мнению английского теоретика Дж. Гуддона, примитивизму присуще наивное видение технически
    «простых» концепций и изображений, а также грубоватость стиля и недостаточная обученность художника.
    Примитивизм

    атавистическая ностальгия о прошлом, тоска по доцивилизованному образу жизни.
    Существует легенда о «золотом веке», воспоминание о котором отягощается грехопадением. Об этом писала Библия и древние авторы. В наивном взгляде на мир человек ищет утраченную «невинность добрых старых дней».
    Примитивизм стремится запечатлеть главные очертания сложного мира, ища в нем радостные и понятные краски и линии. Примитивизм — противодействие реальности: мир усложняется, а художник его упроща- ет. Впрочем, художник затем и упрощает мир, чтобы справиться с его сложностью.
    Примитивизм — против цивилизации и технического прогресса, за Природу и связь человека с ней. Он зовет «назад к обезьянам», к тому времени, когда человек был «таким свободным, каким его сотворила
    Природа». Примитивизм — против индустриализации, прогресса; полагает, что «дикари в лесу», предпочтительнее людей, которые цивилизованно живут в городской среде по «гнусным законам рабства». Сентименталистское и романтическое почитание человека, растворенного в природе, созданный
    Ж.Ж. Руссо культ «Благородного Дикаря» стали опорой для примитивизма.
    324
    Некоторые писатели попытались обнаружить примитивистский мир в личности. По мнению Куддона, в
    ХХ в. отдали дань концепции примитивизма личности поэты У. Йейтс, Р. Фрост; романисты Конрад
    («Лорд Джим», 1900); Д.Г. Лоуренс («Радуга», 1915); а также Мэри Уэбб, Сол Беллоу, Патрик Уайт.

    6. Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира.
    Термин «кубизм» возник из высказывания Матисса по поводу работ Брака; это название закрепила критика, сказавшая о Браке: «Презирает форму, и все вещи — города, дома, фигуры сводит к геометрическим схемам и кубам» (Vauxelles. 1908).
    Первые произведения кубизма появились около 1910 г. (ранние работы Брака и Пикассо). В начале 10-х годов принципы кубистской эстетики распространяются на все сферы художественного творчества. П.
    Пикассо, А. Лоренс, Ж. Липшиц создают первые кубистские скульптуры; кубисты пишут театральные декорации, иллюстрируют книги.
    Кубизм

    геометрическое упрощение человека и мира. Кубизм стремится к универсальному языку, что
    делает его схожим с эсперанто и соответствует главным установкам эпохи, ориентированной на
    интернационализм и демократию.
    Майоль считал, что цивилизованные европейцы не способны пользоваться такими свободами, какими пользуются негры. Кубизм расширил частичные свободы, завоеванные импрессионистами, особенно
    Курбе, Мане, Сезанном. Однако кубизм не утверждает «безграничную свободу». Он устанавливает другие правила, в известном смысле более жесткие, чем прежние; становится переломным моментом в мировом искусстве.
    Кубизм пытался найти простейшие пространственные структуры явлений мира: все многообразие жизни сводилось к элементарным тригонометрическим и геометрическим моделям.
    Кубизм

    это примитивизм,
    сосредоточенный на стереометрическом упрощении форм явлений. Усталость от сложности бытия и
    стремление к максимальному рациональному упрощению даже ценой вульгаризации сквозит в
    произведениях этого течения.
    Гиперкомпонентом кубизма становятся пластика и композиция, а пространственная перспектива и сюжет отходят на второй план.
    Позитивистская идея накладывания элементарных естественнонаучных представлений на сложные социальные явления проникла в искусство и восторжествовала в кубизме, который увидел и в человеке, и в окружающих его вещах конструкцию из кубиков, параллелепипедов, цилиндров, пирамид, шаров и конструировал личность по простейшей стереометрической схеме.
    325
    Кубизм возник на основе позднего импрессионизма, под влиянием африканского искусства. Пьер Дэкс видит главные истоки кубизма в африканской скульптуре («l'art negre» )
    1
    и в творчестве Сезанна. «В "Обна- женной на покрывале" Пикассо возвращается... к Сезанну. Но в этот момент он потрясен впечатлением от "l'art negre"... В течение шести-семи последующих лет Пикассо не перестает думать одновременно о
    Сезанне и об "l'art negre"»
    (Vauxelles.
    1908). Вопрос о художественных истоках кубизма освещается всеми серьезными исследователями однозначно: «L'art negre» и живопись Сезанна — два главнейших фактора становления кубизма»
    (Golding.
    1965. Р. 8, 82) — утверждает английский искусствовед Дж. Голдинг.
    История запечатлела момент рождения кубизма. По словам М. Жакоба, Матисс поставил на стул черную статуэтку и обратил на нее внимание Пикассо. Это была деревянная негритянская скульптура. Пикассо взял ее в руки и держал весь вечер. На следующее утро весь пол мастерской Пикассо был усеян бумажными листами. На каждом повторялся почти без изменений рисунок: лицо женщины в фас, с одним глазом и преувеличенно длинным носом. Кубизм родился. Та же женщина появилась на холстах. Затем их стало две, три. Так возникли «Авиньонские девицы» (См. Мах. 1928) Пикассо. С этой картины начался
    «негритянский период» в работах французских художников и поэтов (П. Пикассо, Ж. Брака, X. Гриса, Ф.
    Леже, Г. Аполлинера, М. Жакоба).
    Кубизм в живописи и скульптуре развивали итальянские художники Д. Северини, У. Боччионе, К. Карра; немецкие — Э.Л. Кирхнер, Г. Рихтер; американские — Дж. Поллок, И. Рей, М. Вебер, мексиканский Диего
    Ривера, аргентинский Э. Петторути, уругвайский И. Торрес-Гарсиа, шведский — О. Скельд, португальский А. Суза-Кардосо, голландский Л. Гестел, греческий Н. Хаджикиракос-гикос, японский X.
    Кога, австрийский В. Паален, чешский Э. Филла, венгерский Чаки.
    В кубизме ощущаются архитектурные построения; массы механически сопрягаются друг с другом, причем каждая масса сохраняет свою самостоятельность. Кубизм открыл принципиально новое направление в фигуративном искусстве. Условные работы кубизма (Брака, Гриса, Пикассо, Леже) сохраняют связь с моделью. Портреты соответствуют оригиналам и узнаваемы (один американский критик в парижском кафе узнал человека, известного ему только по портрету кисти Пикассо, составленному из геометрических фигур). В. Мириманов обращает внимание на то, что спровоцировавшие развитие кубизма африканские маски и статуэтки, по-
    Здесь и далее: положения, связанные с африканским искусством, автор обсудил с искусствоведом В.Б.
    Миримановым и многие сведения почерпнул в его работах.

    326
    строенные из геометрических объемов, точно передают этническое своеобразие черт лица и особенности телосложения (См.:
    Мириманов.
    № 1. С.48—60).
    Кубисты не изображают действительность, а создают «иную реальность» и передают не облик
    предмета, а его конструкцию, архитектонику, структуру, сущность. Они не воспроизводят
    «повествовательный факт», а зрительно воплощают свои знания об изображаемом предмете.
    По словам
    X. Гриса, кубизм «задался целью отыскать в изображаемых объектах наиболее устойчивые элементы»
    (Gris.
    № 9. 1930).
    Кубизм декларирует идею искусства как чистой формы и дает принципу абстракции чистое выражение, не имеющее прецедента со времен древневосточного и раннегреческого искусства.
    Современники остро прореагировали на творчество кубистов. Критик Габриель Мурей писал, что их
    «новаторство» явилось возвращением к дикарству, к примитивному варварству Поэт Андре Сальмон считал кубизм жонглированием ума. Французские газеты резко критиковали живопись кубизма за экстравагантность, а Гийом Аполлинер полагал, что это жестокое искусство в будущем обретет человечность.
    Английское искусствознание проявило живой интерес к новому направлению: Артур Эдди опубликовал первую книгу о кубизме (1914), а Канвейлер выпустил книгу «Подъем кубизма» (1920). Русский философ
    Н. Бердяев в брошюре «Кризис искусства» (1918) высоко оценил кубизм, подчеркнув, что это направление изменило характер и суть изобразительного искусства и продвинуло вперед художественное развитие человечества. В этих работах кубизм характеризовался как самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса.
    Кубизм

    геометризированная разновидность примитивизма, упрощающая реальность, воспринимая ее
    детскими или «дикарскими» глазами Кубизму присущ особый характер примитивизации: видение мира че-
    рез формы геометрически правильных фигур.
    7. Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной действительности.
    Абстракционизм (от лат. abstractio — отвлечение, согласно другим источникам: от лат. ab + trahere — вытаскивать) —
    художественное направление искусства ХХ в., художественная концепция которого
    утверждает необходимость бегства личности от банальной и иллюзорной действительности.
    Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни и воплощают субъективные цветовые впечатления и фантазии художника. Для В. Кандинского, П. Мондриана, В. Татлина, К. Малевича абстракционизм — внутренняя эмиграция личности, уход во внутренний мир, отчуждение от реальности.
    В абстракционизме сложились два течения.
    Первое течение
    лирическо-эмоциональный, психологический абстракционизм

    симфония красок,
    гармонизация бесформенных цветовых сочетаний
    Это течение родилось из импрессионистской пестроты впечат-
    327
    лений о мире, нашедших воплощение в полотнах Анри Матисса. Создателем первого произведения психологического абстракционизма стал В. Кандинский, написавший картину «Гора» (1909). Кандинский изобразил некоторые очертания, подобные горе. Цвет в картине чисто выразителен и лишен изобразительных ассоциаций. Эта картина — переход к нонфигуративной живописи, к интуитивным
    «лирическим абстракциям» — моментальным снимкам душевного состояния человека.
    Кандинский в своих книгах «О духовности в искусстве», «Точка и линия к плоскости» доказывал в духе платоновского учения, что модель общества — пирамида. В ее основании — люди материальные и примитивные, выше — одухотворенные; на вершине художники — руководители умов и сердец (по
    Платону на вершине — философы). Согласно Кандинскому, художник отворачивает взгляд от внешнего мира и направляет его на себя, искусство - способ самовыражения: «Голос души подсказывает художнику подлинную форму произведения». Кандинский полагал, что реальный мир иллюзорен или банален и художник должен покинуть его во имя мира «под знаком Духа». Он теоретически обосновывал абстрак- ционизм, опираясь на афоризм Оскара Уайльда: «Искусство начинается там, где кончается природа». По
    Кандинскому, природные формы — препятствия для художника и должны быть отвергнуты; картина - это конструкция, в которой используются необходимые формы и цвета, приспособленные к внутреннему зрению. «Предметы убиты своими знаками», поэтому живопись должна быть беспредметной.
    Второе течение —
    геометрический (логический, интеллектуальный) абстракционизм («неопластицизм»)

    это нонфигуративный кубизм.
    В рождении этого течения существенную роль сыграли П. Сезанн и кубисты, создавшие новый типа художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.
    Геометрический абстракционизм в России повлиял на проявление лучизма М. Ларионова, абстракций О.

    Розановой, Л. Поповой, супрематизма К. Малевича; в Голландии геометрический абстракционизм проявил себя в творчестве группы «Стиль» (П. Мондриан, Т. ван Дусбург), выдвинувшей концепцию неопластицизма, утверждавшего ясность, простоту, функциональность, конструктивность чистых неприродных геометрических форм. Мондриан начал с реалистических пейзажей, а затем стал схематизи- ровать изображаемое и создавать геометрические абстракции, «раскрывающие логику красоты». Формы жизни постепенно превращаются им в геометрические конструкции. «Логический абстракционизм»
    Малевича и Мондриана продолжает традицию кубизма, в котором за элементарными геометрическими фигурами (прямоугольниками, треугольниками, кругами) не стоят реальные явления.
    328
    Мондриан сформулировал принципы логического абстракционизма: 1) Художник мыслит в живописи плоскостью; в архитектуре пустое пространство должно быть принято за «нецвет» (черный, белый и се- рый), а строительный материал — за цвет. 2) Необходимо равновесие, оно предполагает большую поверхность «нецвета» и маленькую — цвета. 3) Дуализм пластических средств требуется уже в самой композиции. 4) Равновесие достигается отношением положений и выражается прямой линией. 5)
    Равновесие, которое нейтрализует пластические средства, создается соотношением пропорций. Эти положения Мондриана обосновывали логику плоскостных построений и нашли выход в архитектуру, в прикладное искусство, дизайн, книжную графику. Эстетика абстракционизма утверждает расторжение связей искусства с действительностью.
    Работы Мондриана (он называл их композициями) — это комбинации геометрических фигур, образованных рассечением полотна жирными черными линиями. Раскраска фигур подобна чертежной заливке. Цвета и их интенсивность распределены так, чтобы сохранялась (зрительно не распадалась) плоскость картины.
    Теоретически обосновывая абстракционизм, Мондриан выдвигал аргументы, схожие с Кандинским: мир наших чувственных впечатлений — источник страданий человека. Это обманчивый, противоречивый мир.
    Все в нем субъективно. Задача художника освободить жизненные отношения от погруженности в природные формы, очистить их от природы и дать им «новое формирование». Мондриан освобождает живопись от чувственной формы, отказываясь от фигуративности, трехмерности художественного пространства, перспективы изображения, оттенков цвета, светотени.
    Фотография отняла у живописи изобразительность, оставив последней лишь выразительные возможности для раскрытия субъективного мира художника. Абстракционизм внес вклад в художественную культуру
    ХХ в. обогатил экспрессию палитры и ритмико-динамическую выразительность живописи, предвосхитил важные принципы пласико-пространственных решений в современной архитектуре, оказал влияние на развитие дизайна, индустриального, прикладного и декоративного искусства.
    В литературе художественная концепция мира и личности, присущая абстракционизму, проявила себя в творчестве «ничевоков», в известных звукословесных упражнениях В. Крученых («Дыр, бул, щир» ). Это своеобразный абстракционизм в литературе — создание «нонфигуративных» слов-звуков.
    Абстракционизм обогатил палитру, ритмику и динамику живописи, перенес упор с изобразительности на выразительность, стимулировал поиск новых пластических решений в современной архитектуре.
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   73


    написать администратору сайта