Главная страница
Навигация по странице:

  • Библиография

  • Борев Ю.Б. - Эстетика. Учебник. Учебника по курсу Эстетика


    Скачать 4.37 Mb.
    НазваниеУчебника по курсу Эстетика
    АнкорБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер4.37 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    ТипУчебник
    #5237
    страница71 из 73
    1   ...   65   66   67   68   69   70   71   72   73
    484
    в Чернобыле — тоже порождения прогресса. Однако нет подлинного прогресса общества вне гуманизма.
    Какова же роль искусства в современном мире? Когда-то Достоевский провозгласил: «Красота спасет мир». Однако почему же она его до сих пор не спасла? Разве мало было шедевров искусства в истории человечества? Свифт после издания «Путешествия Гулливера» ждал исправления мира, избавления его от зла и был очень огорчен тем, что мир не исправился даже через десять лет. Как же можно надеяться на красоту и искусство, если опыт истории столь печален? «Ревизор» не упразднил ни взяточничества, ни бюрократизма. Шекспир не избавил мир от Яго, Пушкин
    — от Сальери, Мольер — от мизантропов и ханжей.
    Глеб Успенский рассказал, как Венера Милосская выпрямила одного из угнетенных, согнутых жизнью людей. Но сколько людей остались согнутыми, сломленными в том самом мире, в котором существуют и
    Венера Милосская, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля! Многие охранники фашистских концлагерей были любителями музыки и даже создавали оркестры из заключенных. Музыканты несли гармонию надсмотрщикам, а надсмотрщики музыкантам — смерть. И от коричневой чумы мир спасла не музыка, а сила оружия и героизм людей. В обществе действуют многие силы, и красота, искусство — лишь одна из них. Красота способна «спасать мир», но тогда, когда разрушительные действия других сил не унич- тожают на корню все то, что созидает искусство.
    Высшая цель науки — давать людям знания. Высшая цель техники — опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять материальные и духовные потребности людей. Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, удовлетворение ее духовно- эстетических потребностей, наслаждение художественными шедеврами и формирование ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, освятить его идеями гуманизма. Развитие человека, его самосовершенствование
    — результат духовного труда личности. И в этом труде искусство — помощник человека. Идеал (быть может, недостижимый, но от этого не менее желанный): развитие человека идет через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике взаимообогащения человека и человечества — смысл и суть истории и высшее гуманное назначение искусства споспешествовать этому взаимообогащению.

    Библиография
    Аверинцев С. С.
    Поэтика ранней византийской литературы. М., 1976.
    Аверинцев С. С.
    Риторика в истории европейской культурной традиции. М., 1996.
    Адамар Ж.
    Исследования психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
    Аксенова О.
    Русская философия и национальное самосознание // Сборник резюме XIX Всемирного философского конгресса. М., 1993. Т. 2.
    Андронников И.
    Из жизни Остужева // Новый мир. 1959. № 6.
    Анненский И.
    Книга отражений. М., 1979.
    Аполлинер Г.
    Стихи. М., 1967.
    Аристотель.
    Об искусстве поэзии (Поэтика). М., 1957.
    Аристотель.
    Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1975.
    Арнаудов М.
    Психология литературного творчества. М, 1970.
    Асафьев Б. В.
    Музыкальная форма как процесс. Л., 1963;
    Асмус В.Ф.
    Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
    Асмус В Ф.
    Предисловие к «Античные мыслители об искусстве». М., 1937.
    Балашов Н.И.
    Новый взгляд на различительные особенности западноевропейской литературы и искусства
    Ренессанса и XVII столетия // Академические тетради. № 1.
    Балашов Н. И.
    Соотношение идеального и жизненно-реального в художественных системах Ренессанса и
    XVII столетия как критерий развенчания этих систем // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52. № 1.
    Балашов Н.И.
    Эстетика Канта // История немецкой литературы. Т. 2. М., 1963; Бальзак об искусстве. М.-
    Л., 1941.
    Бальзак О.
    Собр. соч. В 15 т. М., 1955. Т. 13.
    Барт Р.
    Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.
    Бахтин М.М.
    Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
    Бахтин М.М.
    Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
    Бахтин М. М.
    Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 1964.
    Бачепис
    Г. Интеллектуальные драмы Сартра // Современная зарубежная драма. М, 1962.
    Белинский ВТ.
    Полн. собр. соч. В 13 т. Т. 4. М., 1954.
    Белый А.
    Начало века. М. — Л., 1933.
    Бердяев
    Я. Л. Смысл творчества. М., 1989.
    Бердяев Н.А.
    Самопознание. М., 1990.
    Берковский Н.
    Театр Шиллера // Вопросы литературы. 1959. № 11.
    Бёрк Э.
    Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1978.
    Библер B.C.
    От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
    Благой Д. Д.
    Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.
    Бласс Ф.
    Герменевтика и критика. Одесса, 1881.
    Блок А. О
    литературе. М., 1931.
    Блок А.
    Собр. соч. В 8 т. Т. 5. М. — Л., 1962.
    Блюменфельд
    В. Проблема классицизма // Литературный критик. 1938. №9—10.
    486
    Бобринская Е.А.
    Концептуализм. М, 1994.
    Бодлер Ш.
    Об искусстве. М, 1986.
    Болингброк.
    Письма об изучении и пользу истории. М, 1978.
    Борее Ю.
    Искусство интерпретации и оценки (Опыт прочтения «Медного всадника»). М., 1981.
    Борее Ю.
    Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970.
    Борее Ю.
    О трагическом. М., 1961.
    Борее Ю.
    Сталиниада. Чита, 1992.
    Борее Ю.
    Эстетика. В 2 т. Смоленск. 1997.
    Бочаров С. Г.
    Поэтика Пушкина. М., 1974.
    Боэси де ля Э.
    Рассуждения о добровольном рабстве. М., 1952.
    Бояджиев Г.
    Вопрос о классицизме XVII в. // Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
    Брехт Б.
    Пьесы. М., 1958.
    Брехт Б.
    Краткое описание новой техники актерской игры, вызывающей так называемый "эффект отчуждения" // О театре. М., 1960.
    Бродский И.
    Нобелевская лекция // Бродский И. Стихотворения. Таллин, 1991.
    Брох Г.
    Дух и дух времени // Называть вещи своими именами. М., 1986.
    Буало Д. И.
    Поэтическое искусство. М., 1957.
    Будагов Р. А.
    Из истории слов «романтический» и «романтизм» // Известия АН СССР. 1968.
    Булгаков CH.
    В 2 т. М., 1993. Т. 2.
    Бычков В. В.
    Византийская эстетика. М.,1977.
    Бычков В. В.
    Зарождение средневековой эстетики числа и ритма // Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981.
    Бычков В. В.
    Эстетика поздней античности. М.,1981.

    Бюхер К.
    Работа и ритм. М., 1923.
    Вакенродер В. Г.
    Фантазии об искусстве. М., 1977.
    Валери П.
    Об искусстве. М., 1993.
    Ван Гог.
    Письма. М.—Л., 1966.
    Ванслов В. В.
    Эстетика романтизма. М., 1966.
    Васильев А.
    Раб Менона // Академические тетради. № 1.
    Вельфлин Г.
    Основные понятия истории искусств. М., 1930.
    Вельфлин Г.
    Основные понятия истории искусств. М., 1995.
    Вельфлин Г.
    Ренессанс и барокко. СРБ, 1913.
    Веселовский А. Н.
    Историческая поэтика. Л., 1940.
    Веселовский А. Н.
    О методе и законах истории литературы как науки / Журнал Министерства Народного
    Просвещения. 1870.
    Вильмонт Н.
    Борис Пастернак // Новый мир. 1987. № 6.
    Винер Н.
    Кибернетика и общество. М., 1958.
    Виппер Ю. Б.
    Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в. М., 1967.
    Волльман Ф.
    Гуманизм, ренессанс, барокко и русская литература // Русско-европейские литературные связи. М.—Л., 1966.
    Вольтер.
    Избр. страницы. М., 1913.
    Вольтер.
    Избр. произведения. М., 1947.
    Вольтер.
    Эстетика. М., 1980.
    Врубель М.А.
    Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976.
    Выготский Л. С.
    Психология творчества. М., 1965.
    Вяземский П.А.
    Полн. собр. соч. В 12 т. Т. 1. СПб., 1878.
    Гадамер Г.
    Актуальность прекрасного. М., 1991.
    487
    Гайденко П.П.
    Герменевтика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
    Гегель Г.В.Ф.
    Соч. В 14 т. Т. XII. М.—Л., 1959.
    Гегель Г.В.Ф.
    Эстетика. В 4 т. М., 1970—1972. Гейне и театр. М., 1959.
    Гейне Г.
    Собр. соч. В 10 т. М., 1959. Т. 6, 9.
    Герцен АИ.
    Об искусстве. М., 1954.
    Гершензон М.О.
    Мудрость Пушкина. М., 1919.
    Гете И.В.
    Избр. произведения. М., 1950.
    Гильберт К., Кун Г.
    История эстетики. М., 1960.
    Гоголь Н.В.
    Собр. соч. В 6 т. М, 1963.
    Гончаров И.А.
    Собр. соч. В 8 т. Т. 8. М., 1955.
    Григорьева Т.П.
    Японская художественная традиция. М, 1979.
    Гринцер П.
    Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974.
    Гринцер П. А.
    Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987.
    Гуревич А. Я.
    Категории средневековой культуры. М., 1972.
    Данте Алигьери.
    Божественная комедия. М., 1961.
    Декарт Р.
    Рассуждение о методе. Избранные произведения. М., 1956.
    Дидро Д.
    Избр. произведения. М., 1951.
    Дидро Д.
    Об искусстве. В 2 т. М.—Л., 1936
    Дидро Д.
    Парадокс об актере. М., 1957.
    Дидро Д.
    Соч. В 10 т. М.—Л., 1935—1947. Т. V.
    Добролюбов Н.А.
    Собр. соч. В 9 т. Т. 6. М., 1963.
    Достоевский Ф.М.
    Письма. В 4 т. Т. 4. М., 1959. Древнеиндийская философия. М., 1963.
    Еремеев А. Ф.
    Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 т. Саранск, 1997.
    Жан-Поль.
    Приготовительная школа эстетики. М., 1981.
    Жирмунский В.М.
    Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
    Завадский И.А.,Новикова Л.И.
    Искусство и цивилизация. М., 1986.
    Западное искусство ХХ в. М., 1992.
    Зелиг К.
    Альберт Эйнштейн. М., 1964.
    Иванов В.
    Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995.
    Иконников А. В.
    Художественный язык архитектуры. М., 1985.
    Искандер Ф.
    Воспоминания о романе // Академические тетради. № 1.
    Искандер Ф.
    Попытка понять человека // Литературная газета. 20.01.1993.
    Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
    История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983.
    История древнего мира. М, 1937. Т. 1.
    История европейского искусствознания. В 3 т. М., 1963—1969.
    История французской литературы. М.—Л., 1946.
    История эстетики. Эстетические учения XVII—XVIII вв. Т. 2. М., 1964.
    История эстетической мысли. В 6 т. М., 1985—1987.
    Каверин В.
    Собеседник. М., 1973.
    Каган М.С.
    Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.

    Каган М. С.
    Философия культуры. СПб., 1996.
    Кант И.
    Критика способности суждения. СПб., 1898.
    Кант И.
    Соч. В 6 т. М., 1963—1966.
    Кириченко Е.И.
    Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1978.
    Клаус Г.
    Кибернетика и философия. М., 1963.
    488
    Козлова О. Т.
    Фотореализм. М., 1994.
    Коллжгвуд Р.Дж.
    Принципы искусства. М., 1999.
    Кошут Дж.
    История Флеш Арт. 1991. № 1.
    Крамер С. Н.
    История начинается в Шумере. М., 1965.
    Кронберг И.
    Исторический взгляд на эстетику. Харьков, 1830.
    Куделин А. Б.
    Средневековая арабская поэтика. М., 1983.
    Кьеркегор С.
    Наслаждение и долг. Киев, 1994.
    Киркегор
    С. Афоризмы, эстетика // Вестник Европы. 1886. Май.
    Лало Ш.
    Введение в эстетику. М., 1915.
    Лев Толстой об искусстве и литературе. М., 1958.
    Лекции по истории эстетики. Кн. 1—4. Л., 1973—1980/Под ред. М.С. Кагана.
    Леонардо да Винчи. Избр. произв. В 2 т. М., 1935.
    Леон-Портилья М.
    Философия нагуа. Исследование источников. М., 1961.
    Леопарди Дж.
    Этика и эстетика. М., 1978.
    Лессинг Г.Э.
    Избр. произв. М., 1953.
    Лессинг.
    Лаокоон. М., 1957.
    Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала ХХ в. М., 1975.
    Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
    Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935.
    Литературные теории немецкого романтизма. Документы. Л., 1934.
    Лихачев Д.С.
    Поэзия садов. Л., 1982.
    Лихачев Д. С.
    Контрапункт стилей как особенность искусства. Л., 1981.
    Лихачев Д. С.
    Заметки о русском // Новый мир. 1980. № 3.
    Лихачев Д.С.
    Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979.
    Лосев А. Ф.
    История античной эстетики. В 6 т. М., 1963—1980.
    Лотман Ю. М.
    Культура и взрыв. М., 1992.
    Лотман Ю. М.
    Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996.
    Лотман Ю. М.
    Структура художественного текста. М., 1970.
    Мамардашвили М. К.
    Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
    Мандельштам О.
    Слово и культура. М., 1987.
    Манн Т.
    Собр. соч. В 10 т. М., 1960.
    Манн Ю.В.
    Русская философская эстетика. М., 1969.
    Маркес ГГ
    Сто лет одиночества. М., 1979.
    Маркузе Г.
    Эрос и цивилизация. Киев, 1995.
    Мастера искусства об искусстве. Т. 1—7. М., 1965—1970.
    Матье М. Э.
    Древнеегипетские мифы. М.—Л., 1965.
    Матье М.Э.
    История искусства Древнего Востока. В 2 т. Т. 1. Л., 1941.
    Маца И. Л.
    История эстетических учений. М., 1962.
    Мошковский А.
    Альберт Эйнштейн. М., 1922.
    Мелетинский Е. М.
    Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы. В 9 т. Т.1.
    Мелетинский Е.М.
    Поэтика мифа. М., 1976.
    Мережковский Д. С.
    О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб, 1893.
    Миллер О.
    Лекции. Запись Л. Иполитова. 1863—1864 (рукопись ФБОН).
    Мириманов В. Б.
    Европейский авангард и традиционное искусство (проблема конвергенции) // L'Arbor moundi. Мировое дерево. 1993. № 3. С. 101.
    489
    Мириманов В.
    Черная Африка и новая эстетика // Академические тетради. № 1.
    Мириманов В. Б.
    Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.
    Митри Ж.
    Визуальные структуры и семиология фильма // Строение фильма. М, 1984.
    Михоэлс С.М.
    Статьи, беседы, речи. М., 1960.
    Мокульский С. С.
    Французский классицизм // Западный сборник. М; Л., 1937.
    Монтескье Ш.
    Избр. произв. М, 1955.
    Мопассан Г.де.
    Полн. собр. соч. В 12 т. М., 1958.
    Морозов А.
    "Маньеризм" и "барокко" как термины литературоведения // Рус. литература. 1966. № 3.
    Морозов А.
    Проблемы европейского барокко //Вопросы литературы. 1968. № 12.
    Моруа А.
    Литературные портреты. М., 1970.
    Набоков В.
    Лекции по русской литературе. М., 1996.
    На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ в. М., 1994.
    На грани тысячелетий: судьба традиций в искусстве ХХ в. М., 1994.

    На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры. М., 1997.
    Никольский В.А.
    История русского искусства. Берлин. 1923.
    Ницше Ф.
    Полн. собр. соч. В 9 т. Т. 1. М., 1912.
    Новерр Ж.Ж.
    Письма о танце и балетах. Л.; М, 1965.
    Обломиевский Г.
    Французский классицизм. М., 1968.
    Олеша Ю..
    Ни дня без строчки. М., 1965.
    Ортега-и-Гассет X.
    Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
    Осповат Л.
    Как становятся Маркесом
    //Маркес Г. Г.
    Сто лет одиночества. М., 1979.
    Оцуп Н.
    Серебряный век // Числа. 1933. № 7—8.
    Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962—1968.
    Пастернак Б. Л. Об
    искусстве. М., 1990.
    Пастернак Б.Л.
    Стихотворения и поэмы. М.—Л., 1965.
    Никсонов Н. К.
    Творческая история «Горе от ума». М., 1928.
    Пинский Л.
    Поэтическое и художественное. Выразительное // Вопросы литературы. 1997. Март—апрель.
    Писатели США о литературе. В 2 т. М., 1982.
    Платон.
    Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир //
    Платон.
    Соч.: В 3 т. М., 1968.
    Плеханов Г. В.
    Искусство и литература. М., 1948.
    Плеханов Г.В.
    Избр. филос, произв. В 5 т. Т. 5. М., 1958.
    ПодгаецкаяИ.
    Поэтика сюрреализма // Критический реализм ХХ века и модернизм. М., 1967.
    Поляков М.
    Поэзия критической мысли. М., 1968.
    Поляков М.Я.
    О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М., 2001.
    Поспелов Г. Н.
    Сумароков и проблема русского классицизма // Ученые записки МГУ. 1948. В. 127. Кн. 3.
    Потебня А.А.
    Слово и миф. М., 1989.
    Потебня А.А.
    Эстетика и поэтика. М., 1976.
    Потебня А.А.
    Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
    Пригов Д.
    Стихограмма. М., 1979.
    Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
    Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. М., 1986.
    Пуанкаре А.
    Математическое творчество. Юрьев. 1909.
    Пуришев Б. И.
    Литература эпохи Возрождения. М., 1996.
    Пушкин Ф.С.
    Собр. соч. В 10 т. М., 1958.
    Рабинович В.Л.
    Viva mortua в исповедальном слове Августина // Материалы Всемирного философского конгресса. В 2 т. М., 1993. Т. 2.
    490
    Радищев А.Н.
    Полн. собр. соч. В 2 т. Т. 1. М.—Л., 1938.
    Раппопорт С. X.
    Искусствознание и точные науки // Искусство и точные науки. М., 1979.
    Раппопорт С.Х.
    От художника к зрителю. М.,
    1978.
    Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
    Рёскин Дж.
    Пре-Рафаэлитизм. М., 1902.
    Рикёр П.
    Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.
    Рифтин Б.Л.
    Историческая эпопея и фольклорные традиции в Китае. М., 1970.
    Роден О.
    Сборник статей о творчестве. М., 1960.
    Родионова Т.
    Интонация как инструмент анализа природы мироздания // Академические тетради. № 4.
    Роллан Р.
    Собр. соч. В 14 т. Т. 3. М., 1955.
    Розанов ВВ.
    Сочинения. М., 1990.
    Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания/Сост. В. Н. Терехина, А.П. Зименков. М.,
    1990.
    Руссо Ж.Ж.
    Избр. соч. В 3 т. Т. 1. М., 1961.
    Руссо Ж.Ж.
    Об искусстве. М.—Л., 1959.
    Саккетти Л.
    Эстетика в общедоступном изложении. В 2 т. Пг., 1917. Т. 2.
    Сакулин П.Н.
    Проблема «творческой истории». Л., 1930.
    Сакулин П. Н.
    Социологический метод в литературоведении. М,, 1925.
    Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.
    Самсонов Н.В.
    История эстетических учений. В 3 т. М., 1915.
    Свифт Дж.
    Путешествия Гулливера. М., 1947.
    Сб. Литературного центра конструктивистов. М.-Л., 1925.
    Сезанн П.
    Переписка. Воспоминания современников. М., 1972.
    Сент-Бев Ш.
    Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.
    Симонов К.
    Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М., 1979.
    Смирнов А.
    Шекспир. Ренессанс и барокко // Из истории западноевропейской литературы, М.—Л., 1965.
    Соллертинский И. И.
    Избранные статьи о музыке. Л.; М., 1946.
    Соловьев В.
    Три речи в память Достоевского. М., 1884.
    Спиноза Б.
    Этика //
    Спиноза Б.
    Избр. произв. В 2 т. Т. I. M.—Л., 1957.
    Станиславский К.С.
    Собр. соч. В 8 т. Т. 1. М., 1954.
    Столович Л.Н.
    Жизнь, творчество, человек. М., 1985.
    Столович Л.Н.
    Искусство и игра. М., 1987.

    Столович Л.Н.
    Красота. Добро. Истина. М., 1994.
    Столович Л.Н.
    Природа эстетической ценности. М., 1972.
    Столяров Я.
    Несколько слов о красоте в технике. Харьков, 1910.
    Страда В.
    Пространство, время, менталитет // Академические тетради, № 1.
    Страхов П.
    Эстетические задачи техники. М., 1906.
    Тагер Е.
    Возникновение модернизма // Русская литература конца XIX — начала ХХ века. Девяностые годы. М., 1968.
    Тахо-Годи А.А.
    Греческая мифология, М., 1989.
    Тахо-Годи А.А.
    Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве
    // Эстетика и искусство. М., 1966.
    Твардовский А.Т.
    Собр. соч. В 5 т. М., 1971.
    Теории, школы, концепции. В 6 т. М., 1974—1985.
    Толстой А.Н.
    Собр. соч. В 10 т. Т. 10. М., 1961.
    Толстой Л.Н.
    О литературе. М., 1955.
    1   ...   65   66   67   68   69   70   71   72   73


    написать администратору сайта