Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.2. СОДЕРЖАНИЕ ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

  • Упражнения динамического характера.

  • 11.3. ОБУЧЕНИЕ ВОЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ

  • 11.4. КОМПОЗИЦИЯ ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

  • гимнастика смолевкий. Учебники по своим видам спорта Спортивная гимнастика


    Скачать 3.75 Mb.
    НазваниеУчебники по своим видам спорта Спортивная гимнастика
    Дата02.05.2022
    Размер3.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлагимнастика смолевкий.doc
    ТипУчебники
    #507522
    страница17 из 33
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   33
    Глава 11

    ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    11.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

    Вольные упражнения — это комбинации разнообразных гим­настических и акробатических элементов, логично связанных меж­ду собой по законам композиции.

    В содержание вольных упражнений для начинающих включа­ются доступные ОРУ, простые элементы художественной гимнасти­ки. В отличие от комплексов оздоровительной гимнастики, где каждое упражнение выполняется многократно, в вольных упраж­нениях, как правило, упражнения не повторяются.

    Существенное отличие вольных упражнений от комплексов ОРУ — слитность всех движений, объединенных композиционно в единую комбинацию, которая должна выполняться в соответствии с принятым в гимнастике стилем и оценивается по качеству испол­нения. В связи с этим особое значение имеет сочетание движений с музыкой.

    В спортивных видах гимнастики вольные упражнения выпол­няются на специальном ковре — настиле размером 12x12 м и включают в себя акробатические элементы и соединения, прыжки, равновесия, повороты, перемахи ногами, движения хореографиче- -ского характера, элементарные движения частями тела и позы.

    Вольные упражнения в начальной подготовке гимнастов могут носить спортивный или учебный характер. Вольные упражнения в спортивных видах гимнастики — это твердо установленные комби­нации классификационной программы (обязательные упражнения) и произвольные композиции — комбинации, составляемые инди­видуально в соответствии с требованиями правил соревнований.

    Начинающие спортсмены могут соревноваться также в выпол­нении вольных упражнений, состоящих из элементов, типичных для гигиенической или производственной гимнастики. Подобные комбинации выполняются индивидуально или группой. В группо­вых вольных упражнениях оценивается не только качество ис­полнения, точность движений, ритмичность, но и согласованность движений всех участников, общий замысел композиции, ориги­нальность построений и перестроений участников. Примером груп­повых упражнений могут служить выступления со своими компо­зициями целых классов общеобразовательных школ, вплоть до участия во всесоюзных соревнованиях «Старты надежд», соревно­вания представительниц женской гимнастики — разновидности ос­новной гимнастики для женщин, конкурсы групп ритмической гимнастики. Вольные групповые упражнения являются неизмен­ной составной частью содержания массовых физкультурных празд­ников, проводимых на стадионах, площадках, в парках.

    Велико значение вольных упражнений в овладении школой движений, в воспитании физических качеств: силы, быстроты, вы­носливости, подвижности в суставах, ловкости. В условиях более

    простых и естественных, чем при упражнениях на снарядах, гим­насты получают представления о таких характеристиках движений, как направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точ­ность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, плас­тичность и выразительность.

    С этой целью, особенно на этапе начальной спортивной подго­товки и в занятиях основной гимнастикой, применяются учебные комбинации вольных упражнений. Это небольшие комплексы раз­личной сложности, используемые е целью развития координации движений, создания двигательной базы для последующего овладе­ния более сложными упражнениями, развития творческих способ­ностей занимающихся. В каждом занятии преподаватель может предлагать занимающимся комплекс несложных для запоминания и в техническом отношении движений в новом сочетании. Как пра­вило, это комбинации на 8, 16, 32 счета, которые должны выпол­няться слитно, без остановки, под счет или музыку Благодаря серии таких занятий занимающиеся овладевают значительным объемом движений и способами их соединения.

    В занятиях со спортивной направленностью учебные комбина­ции должны составляться из элементов разных структурных групп. В дальнейшем из таких «заготовок» будут создаваться произволь­ные упражнения.

    11.2. СОДЕРЖАНИЕ ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

    Содержание вольных упражнений в сравнении с другими видами гимнастических упражнений весьма многообразно. Это обусловлено большим количеством простых и сложных движений и практически неограниченной возможностью их сочетания.

    В содержание вольных упражнений начальной подготовки входят элементы различных групп. Приведем примеры основных и наиболее распространенных движений и поз (динамических и статических упражнений).

    Упражнения статического характера. Элементарные положения рук: вперед, в сторону, вверх, перед грудью, за голову, к плечам, на пояс, за спину; асимметричные положения — одна рука вперед, другая в сторону; одна вверх, другая на поя« и т. п.; положения рук в промежуточных направлениях: руки вверх-в стороны, впе-ред-в стороны; скрестно перед грудью.

    Элементарные положения ног- основная стойка, полуприсед, присед, стойка на носках, стойка ноги врозь; стойка на одной (дру­гая на носок или поднята вперед, назад, в сторону); стойка на коленях, широкая стойка ноги врозь (о наклоном), выпады вперед, назад, в сторону.

    Смешанные упоры, седы: упор лежа (лежа на бедрах), упор лежа боком (ноги врозь), упор на предплечьях, сидя на пятках, стоя на коленях (на одном колене), присед (на одной, другая в сторону, назад); сед с наклоном, с захватом ног, ноги врозь, углом, на пят­ках, полушпагат, шпагат, мост, стойка на лопатках.

    Равновесия на ногах: стойка на носке (другая нога вперед, на-


    158

    1S9

    зад, в сторону), равновесие на одной («ласточка»), фронтальное равновесие с захватом, боковое равновесие, «арабеск», «атитюд». Равновесия на руках: стойка на руках, стойка на голове, стойка на голове и предплечьях, горизонтальный упор на локте, угол, высокий угол, упор ноги врозь вне.

    Упражнения динамического характера. Элементарные движе­ния руками имеют массу разновидностей, связанных со способами выполнения: по степени участия в движениях звеньев рук — дви­жения кистями, предплечьями, всей рукой; по форме движений: поднимания, опускания, круговые движения, сгибания, разгиба­ния, повороты, хлопки, волны, захваты, скрещения; направлению: однонаправленно, разнонаправленно, вперед, назад, в сторону, в промежуточных направлениях, симметрично и асимметрично; по характеру движений во времени: одновременно, разновременно (поочередно, последовательно), равномерно (в одном темпе), не­равномерно (с ускорением, с замедлением), быстро, медленно; по степени мышечных усилий: плавно, резко, силой, расслабленно.

    Такие же большие возможности имеются для разнообразных движений ногами и другими частями тела, а также для их сочета­ния.

    Хореографические элементы вольных упражнений характерны позициями рук, ног, стилизацией движений в соответствии с при­нятыми в хореографии правилами. Основные группы хореографиче­ских элементов — передвижения и прыжки.

    Передвижения: шаги — приставной, переменный, вальса, рус­ский, галопа вперед и в сторону, польки, мазурки, танца «модерн»,

    пробежка.

    Прыжки: на месте (ноги врозь, согнувшись, согнув ноги назад), согнув ногу коленом наружу; со взмахом ноги вперед, назад, в сторону. То же с поворотом на 90—360°; то же с продвижением впе­ред, назад, в сторону; перекидной прыжок с шага; прыжок шагом; шпагатом; со сменой положения ног; подбивной вперед, назад, в сторону; кольцом; полушпагатом; прогибаясь, то же в сторону. В число основных элементов вольных упражнений различной спортивной сложности входят многочисленные элементы акробати­ческого и гимнастического характера.

    Акробатические прыжки и перевороты: переворот вперед, на­зад, в сторону; вперед с опорой головой и руками; сальто вперед и назад в группировке. Темповой подскок (вальсет) и темповой пры­жок с рук на ноги (курбет), темповой переворот с поворотом кру­гом (рондат).

    Перекаты и кувырки: перекат через грудь со стойки на руках в упор лежа; перекат вперед со стойки на руках в сед и со встава­нием ноги врозь или вместе; кувырки вперед, назад в группировке; кувырок вперед с прыжка; кувырок назад из седа в стойку на руках. Перемахи ногами: из упора лежа перемах боком или ноги врозь в упор лежа сзади; из упора присев на одной, другая в сторону, круг ногой; из упора лежа перемах одной с поворотом кругом в упор лежа сзади.

    Повороты: на носке на 180—720° (другая нога назад, в сторону,

    160

    согнута вперед), переступанием на носках на 360—1080°, кругом скрестно; на 180—360° прыжком, в равновесии на 90—180°, в при­седе на одной; повороты в стойке на руках на 45—360° в упор лежа. Вольные упражнения в основной, спортивной и художествен­ной гимнастике выполняются также и с различными предметами: мячами, палками, скакалками, булавами, легкими гантелями, об­ручами и т. д. Владение предметом развивает координацию движе­ний. Упражнения с предметами предполагают координацию движе­ний в связи с формой, фактурой, объемом и весом предмета. При этом приобретается умение управлять движениями кистью, что имеет прикладное значение, так как связано с повседневными тру­довыми и бытовыми навыками.

    11.3. ОБУЧЕНИЕ ВОЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ

    Обучение вольным упражнениям в начальной подготовке гим­настов сводится к овладению школой движений и отдельными более сложными элементами, а также к освоению учебных и спортивных комбинаций. Овладение школой движений происходит в течение всего начального этапа занятий гимнастикой и сводится к детальной отработке основных положений тела и его частей (основная стойка, стойка ноги врозь, на коленях, смешанные упоры, седы, выпады, наклоны и т. п.), а также движений и перемещений в основных и промежуточных направлениях.

    Особое внимание необходимо обращать на точность исходных и конечных положений, на положение головы, кистей, стоп; на соот­ветствие движений принятым в гимнастике стандартам. В связи с этим очень помогает выполнение движений перед зеркалом, а также в парах с поочередным ассистированием и исправлением ошибок партнером.

    При освоении движений с большой амплитудой целесообразно сначала выполнять их в V4, V2 возможной амплитуды, а затем уже с максимальной или требуемой.

    Освоение изолированных простых движений с доведением ка­чества их исполнения до необходимого уровня должно сочетать­ся с разучиванием несложных учебных комбинаций, состоящих из этих движений.

    Освоение простых учебных комбинаций целесообразно прово­дить в подготовительной части занятий. Сначала отдельные движе­ния, входящие в комбинацию, выполняются многократно с целью разминки. После этого тренер предлагает соединения из этих дви­жений на 4, 8, 16 счетов.

    Постепенно от занятия к занятию приступают к овладению бо­лее сложными элементами вольных упражнений. Для этого исполь­зуется время основной части занятий. Разучиваются повороты, равновесия, стойки на руках, движения волной, прыжки, акроба­тические элементы, комбинации классификационной программы.

    Наибольшую сложность при этом представляет не запоминание последовательности движений, а само овладение элементами и их соединениями. При этом необходимо использовать различные прие-

    161

    мы обучения по частям и в целом, подводящие упражнения, под­собные снаряды, устройства, тренажеры: акробатическую дорожку ^желательно эластичную,) трамплинные мостики, поролоновую яму в сочетании с батутом, маты, подвесные и ручные лонжи (пояса для страховки), хореографический станок или гимнастическую стенку, зеркало.

    Особая роль отводится музыке, организующей движения, при­дающей им колорит, ритмичность, законченность. Вольные упраж­нения в сочетании с музыкой являются прекрасным средством эстетического воспитания. Наиболее употребительны музыкальные размеры 2/4, 3/4 (для женшин — вальс, мазурка, полька, танец «модерн»; для мужчин — гавот, вальс, марш, «модерн»).

    При разучивании упражнений целесообразно делать паузы в конечных положениях, которые одновременно являются и исходны­ми для следующих движений. Во время паузы гимнасты должны уточнить положения тела и его частей. Разучив части вольных упражнений с входящими в них сложными элементами, их соеди­няют в общую комбинацию. Выполнением упражнений в целом и в нужном темпе завершается период освоения. Тренировка в вольных упражнениях в целом должна сочетаться с выполнением их по частям с целью совершенствования техники движений и их выразительности. Количество повторений вольных упражнений целиком в одном занятии преподаватель определяет в зависимости от задач, памятуя, что при этом воспитывается одно из важных •физических качеств —выносливость.

    11.4. КОМПОЗИЦИЯ ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

    Составление комплексов учебных комбинаций, спортивных воль­ных упражнений (произвольная программа), а также групповых упражнений для показательных выступлений требует от препода­вателя и тренера знаний, умений и навыков в области компози­ции. Под композицией следует понимать как определенное сочета­ние, последовательность, взаимосвязь всех элементов и частей воль­ных упражнений в единое целое, так и сам процесс их создания.

    Составление учебных комбинаций с учетом закономерностей композиции является хорошей школой начинающего тренера. Со­ставляя комплексы каждому ученику или к очередному занятию для всей группы, тренер имеет возможность опробовать самые различные варианты композиции. Рекомендуется создавать учеб­ные композиции, дающие занимающимся представления о законо­мерностях сочетания движений, их многообразии. К примеру, че­редование простых движений может показать проявление закона нарастания: и. п. — упор присев. 1. Руки в стороны. 2. И. п. 3. Встать, руки в стороны. 4. И. п. 5. Встать, руки вверх. 6. Ру­ки вниз. 7 Прыжок, руки вверх. 8. О. с.

    Постепенное наращивание амплитуды движений (при маховых движениях, выпадах, прыжках и т. п.), их скорости (одно и то же движение на 4,2 и 1 счет) является проявлением этой закономер­ности композиции.

    Эффектны движения, построенные на контрасте. Даже очень простые упражнения с учетом этой закономерности выглядят более зрелищно. Например, и. п. — о. с. 1—2. Медленно дугами наружу руки вверх. 3. Быстро упор присев. 4. Прыжком в упоре присев поворот направо, голову наклонить вперед. 5. Быстрый выпад вперед, руки вниз. 6—7. Медленно руки вперед и в стороны. 8. Быстро приставляя ногу, упор присев.

    Закон контраста основан на чередовании быстрых и медленных движений, перемещений вверх и вниз, вправо и влево и т. п. Конт­растен и быстрый переход от силовых движений к расслаблению.

    Композиции произвольных упражнений спортивного характера создаются по подобию обязательных программ: определяется коли­чество и содержание трудных элементов, которые в соответствии с правилами соревнований необходимо включить в комбинацию данного разряда. Затем определяется последовательность их вы­полнения. Эти элементы соединяются с помощью более простых движений по законам композиции. При этом определяется начало, середина и концовка упражнений. Наиболее трудные части, осо­бенно с включением акробатических элементов, выполняются по диагоналям и сторонам площадки. Графическое изображение (ли­нии — схема передвижений) с указанием элементов на линиях зна­чительно облегчает эту работу. Более сложно составлять вольные упражнения под музыку. В этом случае рекомендуется подобрать соответствующую музыку, имеющую четкую структуру, и уклады­вать соединения движений и элементов на музыкальные фразы (см. гл. 28). При составлении произвольных упражнений тренер должен учитывать склонности учеников, их сильные стороны и качества и как можно активнее привлекать их к совместному творчеству. Упражнения девочек и женщин должны отличаться большей плас­тичностью, танцевальностью. Вольные упражнения для детей ре­комендуется делать тематическими (пионерские темы, «ГТО», воен-но- патр иотические).

    Композиция групповых вольных упражнений имеет свои осо­бенности, что обусловлено большими возможностями сочетания действий одних учеников с действиями других. Несложные пере­строения группы в колонны, шеренги, размыкания и смыкания, выполненные в сочетании с поворотами, движениями руками, могут составлять содержание простых групповых композиций. Разбивка на пары, тройки, плотный строй, круговые построения позволяют использовать совершенно иные приемы показа движений, чем при индивидуальных упражнениях.

    В частности, только в групповых композициях можно показать волну — последовательное включение в движение участников вы­ступлений (к примеру, в плотном строю наклоны или приседания g отставанием от движений рядом стоящего на один счет, на опреде­ленную часть амплитуды и т. д.)

    В групповых упражнениях с участием гимнастов разного пола рекомендуется использовать приемы контраста с одновременным выполнением отличающихся друг от друга «мужских» и «женских» движений. Варианты такого приема разные: мужчины встают из


    162

    163

    приседа, женщины приседают; мужчины приседают, женщины вы­полняют равновесие; мужчины делают стойку на голове, женщи­ны — выпад, руки в стороны и т. д. Групповые вольные упражне­ния — одна из основных частей гимнастических выступлений на школьных праздниках, физкультурных парадах, спартакиадах (см. гл. 21).

    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   33


    написать администратору сайта