Бгуки. Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Раздел ii. Менеджмент в сфере культуры для специальности 121 04 01 Культурология,
Скачать 1.82 Mb.
|
– наименее распространенный тип галереи в Беларуси, для которой характерно тяготение к зрелищным видам искусства (видеоарт, компьютерное искусство, инсталляция, перформанс). Вопрос 4. Этапы создания выставки. Работу по подготовке и проведению выставки можно разделить на этапа • научно-исследовательская работа и сбор материалов • разработка концепции выставки • подготовка дизайнерско-архитектурного проекта • монтаж выставки, защита экспонатов, работа с посетителями вовремя проведения выставки. На этапе подготовки образовательной и популяризаторской части программы выставки необходимо осуществить следующее • оборудовать выставку соответствующей техникой 71 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И • организовать предварительную информационно-рекламную работу • подготовить популяризаторскую программу выставки (видео- и кинопросмотры, лекции, беседы в соответствии с концепцией и темой выставки • продумать образовательную программу. После закрытия выставки музейный или галерейный специалист по оценке (или внешний эксперт, приглашенный по договору) оценивает теперь общее впечатление посетителя выставки. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое арт-рынок в узком и широком смысле 2. Каковы основные субъекты арт-рынка? 3. Назовите крупнейшие аукционные дома 4. Чем ярмарка искусства отличается от аукциона 5. Охарактеризуйте основные типы галерей, представленных на белорусском арт-рынке. 6. Перечислите основные этапы создания выставки 72 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И ЛЕКЦИЯ 16 ТЕМА Менеджмент в музыкальной сфере Вопросы лекции 1. Понятия «шоу-бизнес» и музыкальная индустрия. 2. Участники музыкального проекта. 3. Управление музыкальным проектом 4. Организация концертно-гастрольной деятельности музыкального проекта. Ключевые слова Шоу-бизнес, музыкальная индустрия, продюсер, участники музыкального проекта, концерт. Литература 1. Воротной, МВ. Менеджмент музыкального искусства : учеб. пособие / МА. Воротной. – СПб : Лань Планета музыки, 2013. – 256 с. 2. Жарков, А. Д.Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник / АД. Жарков. – М. : Изд. Дом МГУКИ, 2009. – 470 с. 3. Жданова, Е. И. Управление и экономика в шоу-бизнесе : учеб. пособие / Е. И. Жданова, СВ. Иванов, Н. В. Кротова. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 176 с. 4. Корнеева, С. Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюсирования / С. Корнеева. – Спб : Питер, 2004. – 320 с. 5. Макарова, Е. А. Организация концертно-зрелищной деятельности : пособие / Е. А. Макрова, С. Б. Мойсейчук, ИЛ. Смаргович. – Минск : Змитер Колас, 20015. – 166 с. 6. Макарова, Е. А. Теория и технология арт-менеджмента : науч- метод. пособие / Е. А. Макарова. – Минск : ГУО «Ин-т культуры Беларуси», 2013. – 131 с. Вопрос 1. Понятия «шоу-бизнес» и музыкальная индустрия. В нашей стране понятие «шоу-бизнес» появилось сравнительно недавно – в середине х гг. и заменило существовавшее ранее советская эстрада. Шоу-бизнес (англ. show business) – коммерческая деятельность в сфере развлекательных зрелищ. Этот термин применяется к компаниям, занимающимся производством и распространением продукции в сфере 73 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И развлечений. Также термин относится к артистами исполнителям, ко всем сферам развлечений – кинотеатру, музыке, телевидению. В узком толковании под шоу-бизнесом понимают исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. В более широком понимании к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней виды деятельности киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и музыкальное радиовещание. Кроме того, к шоу-бизнесу относятся реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм, аудио- и видеопродукции, организация эстрадных выступлений актёров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных видеоклипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего. Музыкальная индустрия или музыкальный бизнес или музыкальный рынок часть экономики и общественной жизни, объединяющая компании и граждан, зарабатывающих деньги посредством создания и продажи музыкальных произведений. В музыкальном бизнесе задействовано большое число людей и организаций музыканты, создающие и исполняющие музыкальные произведения компании и специалисты, занимающиеся звукозаписью и продажей музыки (в т.ч. продюсеры, студии звукозаписи, звукорежиссёры, лейблы, музыкальные магазины и коллективные организации по управлению правами организаторы гастролей теле- и радиосети, работающие в музыкальном формате (музыкальное телевидение, музыкальные радиостанции музыкальные журналисты и критики производители музыкальных инструментов и многие другие. Вопрос 2. Участники музыкального проекта Ключевой фигурой в музыкальном бизнесе является продюсер. Понятие продюсер сформировалось в процессе зарождения кинопроизводства и определяло новый тип предпринимателя, который осуществлял идейно-финансовый и художественный контроль над постановкой. Поскольку технологии создания фильмов и телешоу сходны по своей природе, термин продюсер утвердился ив этих областях. Именно продюсер как предприниматель ищет новые идеи и средства их воплощения. От истоков до финала создания продукта он отвечает за всю творческую и производственную деятельность формирует бюджет предстоящего проекта, подбирает и нанимает творческий и исполнительский персонал, обеспечивает график работ в рамках установленного бюджета, 74 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И разрабатывает рекламную стратегию, осуществляет прокат, дистрибъюцию и другое. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Продюсер работает в тесном взаимодействии с командой, которая занимается разработкой и продвижением проекта. Схематически основных участников и партнеров продюсерского проекта можно представить такс Продюсер – руководитель проекта Финансовый блок Организационно- правовой блок Творческо-управленческий блок блок - инвесторы и спонсоры - финансовый директор - директор группы - менеджер - юрист гастрольный концертный) директор - артисты и исполнители - музыкальные издательства - саунд-продюсер; - рекорд-компания (лейбл); - программные директора ТВ и радио - промоутер; - пресс- атташе - PR- директор Вопрос 3. Управление музыкальным проектом Весь процесс реализации музыкального проекта условно можно разделить на несколько последовательных, а нередко и параллельных этапов генерация идеи, разработка концепции проекта, привлечение финансов, создание проекта (начальная стадия – проведение кастингов, отбор артистов-исполнителей, создание имиджа, стиля и репетиционная, организация промо-кампании, запуск проекта (дистрибуция, организация концертной и гастрольной деятельности постпромоушен. Вопрос 4. Организация концертно-гастрольной деятельности музыкального проекта. Концерт – это зрелище с открытой, гибкой, публичной и весьма мобильной технологией, состоящее из отдельных номеров, в которых занято различное число артистов, где возможно чередование жанров, самостоятельных программ, различных номеров, а также объединение малых и крупных коллективов разного профиля [5, с. 15]. Концерты подразделяются следующим образом. 75 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И По природе исполнения – вокальные, инструментальные, пластические, речевые. По содержанию – тематические и нетематические. По жанру – филармонические, эстрадные, литературные, хореографические и сборные (смешанные. По социальному назначению – обычные, праздничные, благотворительные. По составу зрителей – детские и взрослые. Повремени утренние, дневные и вечерние или концертные марафоны продолжающиеся в течение суток. В работе концертного директора по организации концерта можно выделить следующие аспекты деятельности Организационный аспект аренда и художественное оформление концертных помещений установка звуковой, музыкальной и технической аппаратуры (согласно техническому райдеру), расписание репетиций и саун- чеков, подбор вспомогательной группы (менеджеры, визажисты, стилисты, персональная охрана, а также создание бытовых условий для исполнителя и других членов гастрольного тура. Аккредитация журналистов различных ТВ каналов. Маркетинговый аспект выявление процента потенциальной зрительской аудитории, исследование востребованности данного исполнителя или группы, организация рекламной кампании, подготовка афиши видеоролика, проведение пресс-конференций, организация акций по связям с общественностью и т.д. организация каналов распространения билетов. Финансовый аспект формирование бюджета гастрольного тура, поиск генеральных, официальных и медиа спонсоров. Подготовка коммерческих предложений для данной категории организаций. Нормативно-правовой аспект заключение договора с представителями эстрадного исполнителя и выполнения договорных обязательств [6, с. 30–31]. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите отличительные черты понятий музыкальная индустрия и «шоу-бизнес». 2. Какова структура музыкальной индустрии 3. Перечислите основных участников музыкального проекта 4. Кто такой музыкальный продюсер ив чем специфика его деятельности 5. Перечислите основные этапы создания музыкального проекта. 6. Дайте определение понятию концерт и перечислите его основные виды 7. Что включает в себя работа по организации концерта 76 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И ЛЕКЦИЯ 17 ТЕМА Менеджмент в кинематографии Вопросы лекции 1. Этапы развития белорусского кинопроизводства. 2. Кинопродюсер как менеджер кинопроекта. 3. Типология кинопродюсеров в американской киноиндустрии. 4. Менеджмент кинопроекта. Ключевые слова Кинопродюсер, исполнительный продюсер, функциональные продюсеры, формирующий продюсер, независимый продюсер, фильм, кинопроект. Литература 1. Жданова, Е. И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е. И. Жданова, СВ. Иванов, Н. В. Кротова. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 176 с. 2. Культура Беларуси: 20 лет развития, 1991–2011 / С.П. Винокурова и др ; под общ. ред. О.А. Галкина, И.Г. Голубевой. – Минск : Ин-т культуры Беларуси, 2012. – 332 с. 3. Мастерство продюсера кино и телевидения учебник / под ред. П. К. Огурчикова и др. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 863 с. 4. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера учеб. для вузов / Г. П. Иванов и др редкол. : Г. П. Иванов и др. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 719 с. Вопрос 1. Этапы развития белорусского кинопроизводства. В Советском Союзе киноиндустрию олицетворяла система Госкино, в подчинении которого находились все киностудии страны и прокат. Действовавшая в то время схема отношений внутри системы была следующей областные киноуправления получали из центра фильмы, прокатывали их, а сборы перечисляли обратно в Москву, где происходило их дальнейшее распределение между киностудиями и административным аппаратом системы государственного управления кинематографией. С развалом этой системы отечественная киноиндустрия канула в Лету. Студии оказались предоставленными сами себе. В итоге пустоты в репертуаре 77 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И отечественного кино стали заполняться картинами коммерческих кинокомпаний, способных работать только с малобюджетными фильмами. Сегодня в нашей стране кино производится в основном на киностудии Беларусьфильм, где сложились определенные тематические направления – это традиционная для белорусского кино тема Великой Отечественной войны, тема городской жизни, а также новые фильмы Андрея Курейчика. Вопрос 2. Кинопродюсер как менеджер кинопроекта. Понятие кинопродюсер в значении менеджер проекта (Project Manager) пришло из западной кинематографии. Основной задачей кинопродюсера является сопровождение творческого кинопроекта от замысла, формирования идеи до его массовой коммерческой реализации. Главным отличием является то, что кинопродюсер зачастую сам подыскивает проект, достойный приложения его энергии, либо генерирует идею, которую затем воплощает в жизнь. Кинопродюсер – это непросто менеджер, но и художники риск-менеджер и сплав этих начал определяет всю его работу. Для продюсера важно верить в проект, в его команду и режиссера, активно заниматься рекламой и продвижением, но удача все равно всегда приходит неожиданно. Производство картины – дело более чем рисковое. Невысокие затраты на производство фильма могут обернуться высокой прибылью, а может произойти и наоборот. Задача продюсера – найти идею и тех, кто ее будет реализовывать, привлечь деньги под производство, довести проект до конца, а затем удачно продать. Вопрос 3. Типология кинопродюсеров в американской киноиндустрии. Независимый (от англ, independent) продюсер, делающий фильмы без финансового участия голливудских компаний. Исполнительный (executive) продюсер, который исполняет волю студии, непосредственно руководя постановкой фильмов. Функциональные продюсеры – находятся в подчинении у исполнительного продюсера и отвечают за определенный отрезок работы • ассоциированный – обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций • линейный – следит за бюджетом фильма и ежедневным производством. В любой момент постановки фильма отвечает за самый трудный или отстающий участок • административный докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства 78 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И • арт-продюсер – отвечает за творческую составляющую проекта подбор творческой группы (режиссёр-постановщик, художник, сценарист, оператор, композитор и т.д.), художественное руководство проектом. Формирующий (creative) продюсер развивающий (проект) продюсер. Вопрос 4. Менеджмент кинопроекта. Фильм – аудиовизуальное произведение, созданное путем воплощения творческого замысла в соответствии с литературным сценарием. Фильм состоит из зафиксированных на материальных носителях информации и последовательно соединенных в тематическое целое изображений (кадров) с сопровождением или без сопровождения их звуком и предназначен для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Производство фильма осуществляется на основании комплекта документов (кинопроекта) и включает несколько этапов подготовительный сценарий (регистрация сценария с целью защиты авторских прав постановочный проект фильма бюджет режиссерский сценарий (раскадровки эскизы декораций, костюмов, грим кастинги; выбор места съемок и оборудования и пр Съемочный период расписание съемок, которое контролирует второй режиссер. Монтажно-тонировочный период надписи, титры, спецэффекты. Рабочие копии фильма. Озвучание, запись музыки. Презентация Премьера Дистрибъюция, фестивали. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение понятию кинопродюсер. 2. Раскройте функциональные особенности продюсеров американской киноиндустрии. 3. В чем отличие независимого продюсера от исполнительного 4. Каковы особенности работы формирующего продюсера 5. Дайте определение понятиям фильм и «кинопроект». 6. Перечислите основные этапы производства кинофильма. 7. Какова, на Ваш взгляд, ситуация с развитием белорусского кинематографа 79 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И ЛЕКЦИЯ 18 ТЕМА Творческий коллектив как объект управления Вопросы лекции 1. Театр как социальный институт. 2. Театр как объект управления. 3. Организационные модели государственного и частного театра. 4. Кадровый менеджмент в государственном и частном театрах. Ключевые слова Театр, государственный театр, частный театр, театральный организм, театральный продюсер. Литература 1. Безгин, И. Д. Объект управления – театр опыт комплексного исследования / И. Д. Безгин. – Киев : Мистецтво, 1976. – 198 с. 2. Борев, Ю. Б. Эстетика : учебник / Ю. Б. Борев. – М. : Высш. шк, 2002. – с. 3. Бузук, Р. Л. Беларускі тэатр і глядач на парозе ХХІ стагоддзя / Р. Л. Бузук ; Беларус. дзярж. ін-т праблем культуры. – Мінск : БелДІПК, 2004. – 254 с. 4. Зись, А. Виды искусства / А. Зись. – М. : Знание, 1979. – 128 с. 5. Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры [Электронны рэсурс] : 20 ліп. 2016 г, № З : прыняты Палатай прадстаўнікоў 24 чэрв. 2016 г. : Адобр. Саветам Рэсп. 30 чэрв. 2016 г. // Нац. рэестр прававых акта Рэсп. Беларусь. – 2016. – № 31. – 2/2412. 6. Культура Беларуси: 20 лет развития, 1991–2011 / С.П. Винокурова и др ; под общ. ред. О.А. Галкина, И.Г. Голубевой. – Минск : Ин-т культуры Беларуси, 2012. – 332 с. Вопрос 1. Театр как социальный институт. Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. В театре личность овладевает системой ролей, усваивает социальные стереотипы и осознаёт общественный смысл своих действий. Театр – средство социальной ориентации, потому что именно эмоционально-творческий характер восприятия, помогает зрителю использовать полученную театральную информацию в арсенале жизненного опыта. 80 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И Одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Наряду с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие, театр полифункционален, потому и занимает такое важное место в жизни общества. Вопрос 2. Театр как объект управления. Театр как искусство имеет своей целью самовыражение художника- творца, развитие самого сценического искусства. Однако в акте сценического творчества неотделимы друг от друга создание произведения искусства и его потребление, те. без зрителя оно не состоится. Следовательно, зритель – часть социума – является полноправным участником этого творческого акта. Также неотделим акт сценического творчества и от других организационных составляющих театра, от материальных ресурсов, те. от производства. В этих условиях возникает трудная дилемма между свободой творчества и зависимостью от коммерческого успеха. Советский режим мог создать все условия для творчества художника, поощряя его морально и материально. Но мог и наоборот лишить возможности работать, подвергнуть гонениям, репрессировать. Сегодня же предприниматель, менеджер выступает проводником между художником и публикой. Он диктует условия творчества. От шкалы его ценностей, как художественных, таки материальных зависит качество и судьба, создаваемой художественной продукции. Театральный организм состоит из артистически-творческого персонала и его обслуживающей части. Успех театральной постановки зависит от таланта артистов, но эффект от игры может быть усилен или ослаблен деятельность других членов театрального организма. Осветители и звукорежиссеры, художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики и множество других специалистов является участниками театрального действа, и их труд также необходим. Вопрос 3. Организационные модели государственного и частного театра Признаки Государственный театр Частный театр сценическая площадка стационарная арендуемая руководство театра директор организационные и продюсер |