Бгуки. Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Раздел ii. Менеджмент в сфере культуры для специальности 121 04 01 Культурология,
Скачать 1.82 Mb.
|
Компетентностная модель руководителя современного учреждения культуры 50 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И По Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникову компетентностная модель руководителя современного учреждения культуры включает Концептуальность – понимание теоретических и методологических основ своей профессии • Контекстуальность – представление об экономической, социальной, психологической среде, в которой осуществляется проект. • Технологичность • Адаптивность • Коммуникативность • Интегративность – сочетать теоретические знания социально- культурной деятельности с практикой. Вопрос 4. Кадры культуры. Кадры культуры выступают как коллективное, устойчивое социально- профессиональное объединение людей – носителей предметно-практической активности в сфере социально-культурной деятельности. Деятельность кадров культуры направлена на воспроизводство культуры в видовом ее разнообразии осуществление художественного творчества, его обеспечение, реализацию и рефлексию, художественное воспитание и образование, реставрацию и сохранение художественного наследия. Кадры культуры имеют определенные признаки общие цели интересы ценности нормы совместная деятельность. Кадровая политика – совокупность правили норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Основное содержание кадровой политики - обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и нам, высвобождение (выход на пенсию, увольнения, анализ текучести кадров и др - развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе - совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты. Цели кадровой политики - безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, Трудового Кодекса, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами поэтому вопросу 51 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И - подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности требуемым числом работников необходимого профессионально-квалификационного состава - рациональное использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия, организации, объединения - формирование и поддержание работоспособного, дружного коллектива, разработка принципов организации трудового процесса развитие внутригрупповой демократии - разработка критериев и методики подбора, отбора, обучения и расстановки квалифицированных кадров - подготовки и повышения квалификации остальной части работающих. Вопрос 5. Требования к работникам сферы культуры. Общие (универсальные, инвариантные) требования • психосоматическое здоровье – физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность • профессиональная компетентность – достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности • личностно-нравственные качества – добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность. Специфические требования • ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми • способность к публичной импровизации • знание истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации • знание педагогики и психологии подрастающего поколения • ориентация в вопросах гражданского права, общая правовая и экономическая компетентность. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое компетенции и компетентность 2. Чем отличается компетентность от профессионализма 3. Назовите критерии компетентности специалиста сферы культуры. 4. Назовите показатели профессиональной компетентности специалиста сферы культуры. 5. Каковы профессиональные компетенции культуролога-менеджера в Беларуси? 52 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И 6. Какова компетентностная модель руководителя современного учреждения культуры 7. Что такое кадры культуры 8. Что такое кадровая политика и каковы ее цели 9. Перечислите общие и специфические требования, предъявляемые к кадрам культуры. 53 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И ЛЕКЦИЯ 13 ТЕМА Творческий коллектив как объект управления Вопросы лекции 1. Понятие творческий коллектив и его виды. 2. Роль руководителя в управлении творческим коллективом. 3. Особенности управления творческим коллективом. 4. Команда как форма творческой активности. Ключевые слова Творчество, творческий коллектив, команда, творческий работник, творческая атмосфера, психологическая совместимость. Литература 1. Степанцов, АИ Кадры культуры как коллективный субъект социально-культурной деятельности / АИ. Степанцов // Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности : сб. статей / Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. унт культуры и искусств ; под ред. С. Б. Мойсейчук, АИ. Степанцова. – Минск : БГУКИ, 2011. – С. 36–47. 2. Тульчинский, ГЛ. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие / ГЛ. Тульчинский. – СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2009. – 541 с. 3. Чижиков, В. М. Введение в социокультурный менеджмент / В. М. Чижиков, В.В. Чижиков М. : МГУКИ, 2003. – 382 с. 4. Шекова, ЕЛ. Управление учреждениями культуры в современных условиях : учеб. пособие / ЕЛ. Шекова. – СПб. : Лань ; Планета музыки, 2014. – 416 с. Вопрос 1. Понятие творческий коллектив и его виды. Творческий коллектив – это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры. Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо оттого, связано оно 54 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И или не связано трудовыми соглашениями, и является членом какой-либо ассоциации творческих работников или нет. Специфика творческого коллектива заключается в следующем творческий, исполнительский коллектив продолжает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс творческий коллектив создаёт собственную интерпретацию исполняемого произведения лидер коллектива совмещает лидерство формальное и неформальное любой участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким способом проявляет своё индивидуальное творческое начало. Виды творческих коллективов по типу организации государственные – это группы работников, занимающихся творческой деятельностью в государственной бюджетной структуре например, Национальный академический театр им. Я. Купалы, Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Национальный академический концертный оркестр Беларуси и др) частные – это творческие коллективы, действующие на предприятии культуры и искусства, учрежденном частным физическим или юридическим лицом (например, антрепризные театры, частные картинные галереи и т.д.). По целям деятельности коллективы делятся на виды коммерческие – деятельность таких коллективов в максимальной степени направлена на получение прибыли благотворительные – некоммерческая деятельность с целью поддержки нуждающихся на основе добровольности и свободы выбора ее целей (малоимущих, детей с серьезными заболеваниями, акции в защиту животных и т.д.); общественно-просветительские – деятельность, целью которой является повышение общественного социально-культурного уровня населения. По сфере деятельности различаются следующие коллективы музыкальные – музыка, пение, хор хореографические – хореография, балет литературные – поэзия, проза труппа – театр, опера, эстрада, цирк съемочная группа – кинематограф, фотоискусство; художественные – живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и др. 55 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И Вопрос 2. Роль руководителя в управлении творческим коллективом. Руководитель – это активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Руководство творческим коллективом обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессиональными качествами руководителя являются выдержка и самообладание. Исходя из специфики деятельности руководителя творческого коллектива, выделяют следующие функции • гуманистическую • коммуникативную • информационную • обучающую. Вопрос 3. Особенности управления творческим коллективом Для достижения целей творческого коллектива лидеру следует понимать структуру коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, руководитель учитывает психологические явления, связанные с индивидуальностью человека явления коммуникации и взаимодействия в парах взаимодействия внутри малых (до 10 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом. Члены коллектива воплощают одновременно две функции профессиональную – творец и социальную – сотрудник. И если права и обязанности первого нестрого определены в связи неопределимостью уровня творчества, то второй защищён всеми формальными законами предприятия и открыт действию неформальных законов группы. Входе групповой деятельности возникают и закрепляются определённые групповые нормы. Нормы – это установленные правила, передаваемые от индивида к индивиду за всё время существования коллектива. Соблюдение этих норм поощряется (повышается статус индивида, уровень его эмоционального приятия другими членами коллектива. В случае их нарушения индивида ждут негативные для него действия со стороны остальных членов коллектива (группы. Однако индивид может подчиняться или не подчиняться этим нормам. 56 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И Формальные группы – это группы, возникающие по инициативе администрации, они входят определенным подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия. Неформальные группы – это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в постоянное взаимодействие для достижения личных целей. Творческая атмосфера – это, в первую очередь, доброжелательное окружение, обеспечивающее поддержку и ощущение причастности к команде, принятие, отсутствие оценочных взглядов, отношения, которые создают ту безопасную среду, в которой творческие способности смогут раскрыться. Психологическая совместимость – это способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом. Наличие высокой психологической совместимости сотрудников способствует их лучшему взаимодействию, а в итоге – высокой эффективности труда. Вопрос 4. Команда как форма творческой активности. Команда как актуальная форма организации людей, это несколько человек, действующих совместно при выполнении какой-либо работы это группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов. Основное отличие команды и коллектива в традиционном коллективе действует принцип пирамиды начальник дает подчиненному определенное задание и назначает срок исполнения, а сотрудник, так или иначе, справляется с ним в команде вся группа принимает участие в анализе проблемы, поиске решения, после разработки сценария действий распределяются зоны ответственности внутри команды (кто за что отвечает) и обозначаются конкретные сроки Для команды обязательны командная миссия (или назначение, которая выражает организационные ценности и направления работы цели, которые должны быть достигнуты командой для реализации ее миссии задачи, которые конкретизируют цели и соотносятся стем, какие шаги команда планирует делать командные роли, от выполнения которых зависит успешность командной деятельности руководство (нормы, определяющие, как команда будет выполнять свою работу и как члены команды будут вести себя по отношению друг к другу. 57 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое творческий коллектив и какова его специфика 2. Что такое команда 3. Чем команда отличается от творческого коллектива 4. Что такое формальные и неформальные группы в творческом коллективе 5. Назовите критерии классификации творческих коллективов. 6. Какова роль руководителя в управлении творческим коллективом 7. Что такое творческая атмосфера и как она создается 8. Что такое психологическая совместимость в творческом коллективе 58 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И ЛЕКЦИЯ 13 ТЕМА Творческий коллектив как объект управления Вопросы лекции 1. Понятие творческий коллектив и его виды. 2. Роль руководителя в управлении творческим коллективом. 3. Особенности управления творческим коллективом. 4. Команда как форма творческой активности. Ключевые слова Творчество, творческий коллектив, команда, творческий работник, творческая атмосфера, психологическая совместимость. Литература 1. Степанцов, АИ. Кадры культуры как коллективный субъект социально-культурной деятельности / АИ. Степанцов // Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности : сб. статей / Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. унт культуры и искусств ; под ред. С. Б. Мойсейчук, АИ. Степанцова. – Минск : БГУКИ, 2011. – С. 36–47. 2. Тульчинский, ГЛ. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие / ГЛ. Тульчинский. – СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2009. – 541 с. 3. Чижиков, В. М. Введение в социокультурный менеджмент / В. М. Чижиков, В.В. Чижиков М. : МГУКИ, 2003. – 382 с. 4. Шекова, ЕЛ. Управление учреждениями культуры в современных условиях : учеб. пособие / ЕЛ. Шекова. – СПб. : Лань ; Планета музыки, 2014. – 416 с. Вопрос 1. Понятие творческий коллектив и его виды. Творческий коллектив – это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры. Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо оттого, связано оно 59 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И или не связано трудовыми соглашениями, и является членом какой-либо ассоциации творческих работников или нет. Специфика творческого коллектива заключается в следующем творческий, исполнительский коллектив продолжает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс творческий коллектив создаёт собственную интерпретацию исполняемого произведения лидер коллектива совмещает лидерство формальное и неформальное любой участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким способом проявляет своё индивидуальное творческое начало. Виды творческих коллективов по типу организации государственные – это группы работников, занимающихся творческой деятельностью в государственной бюджетной структуре например, Национальный академический театр им. Я. Купалы, Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Национальный академический концертный оркестр Беларуси и др) частные – это творческие коллективы, действующие на предприятии культуры и искусства, учрежденном частным физическим или юридическим лицом (например, антрепризные театры, частные картинные галереи и т.д.). По целям деятельности коллективы делятся на виды коммерческие – деятельность таких коллективов в максимальной степени направлена на получение прибыли благотворительные – некоммерческая деятельность с целью поддержки нуждающихся на основе добровольности и свободы выбора ее целей (малоимущих, детей с серьезными заболеваниями, акции в защиту животных и т.д.); общественно-просветительские – деятельность, целью которой является повышение общественного социально-культурного уровня населения. По сфере деятельности различаются следующие коллективы музыкальные – музыка, пение, хор хореографические – хореография, балет литературные – поэзия, проза труппа – театр, опера, эстрада, цирк съемочная группа – кинематограф, фотоискусство; художественные – живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и др. 60 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И Вопрос 2. Роль руководителя в управлении творческим коллективом. Руководитель – это активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Руководство творческим коллективом обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессиональными качествами руководителя являются выдержка и самообладание. Исходя из специфики деятельности руководителя творческого коллектива, выделяют следующие функции • гуманистическую • коммуникативную • информационную • обучающую. Вопрос 3. Особенности управления творческим коллективом Для достижения целей творческого коллектива лидеру следует понимать структуру коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, руководитель учитывает психологические явления, связанные с индивидуальностью человека явления коммуникации и взаимодействия в парах взаимодействия внутри малых (до 10 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом. Члены коллектива воплощают одновременно две функции профессиональную – творец и социальную – сотрудник. И если права и обязанности первого нестрого определены в связи неопределимостью уровня творчества, то второй защищён всеми формальными законами предприятия и открыт действию неформальных законов группы. Входе групповой деятельности возникают и закрепляются определённые групповые нормы. Нормы – это установленные правила, передаваемые от индивида к индивиду за всё время существования коллектива. Соблюдение этих норм поощряется (повышается статус индивида, уровень его эмоционального приятия другими членами коллектива. В случае их нарушения индивида ждут негативные для него действия со стороны остальных членов коллектива (группы. Однако индивид может подчиняться или не подчиняться этим нормам. 61 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И Формальные группы – это группы, возникающие по инициативе администрации, они входят определенным подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия. Неформальные группы – это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в постоянное взаимодействие для достижения личных целей. Творческая атмосфера – это, в первую очередь, доброжелательное окружение, обеспечивающее поддержку и ощущение причастности к команде, принятие, отсутствие оценочных взглядов, отношения, которые создают ту безопасную среду, в которой творческие способности смогут раскрыться. Психологическая совместимость – это способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом. Наличие высокой психологической совместимости сотрудников способствует их лучшему взаимодействию, а в итоге – высокой эффективности труда. Вопрос 4. Команда как форма творческой активности. Команда как актуальная форма организации людей, это несколько человек, действующих совместно при выполнении какой-либо работы это группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов. Основное отличие команды и коллектива в традиционном коллективе действует принцип пирамиды начальник дает подчиненному определенное задание и назначает срок исполнения, а сотрудник, так или иначе, справляется с ним в команде вся группа принимает участие в анализе проблемы, поиске решения, после разработки сценария действий распределяются зоны ответственности внутри команды (кто за что отвечает) и обозначаются конкретные сроки Для команды обязательны командная миссия (или назначение, которая выражает организационные ценности и направления работы цели, которые должны быть достигнуты командой для реализации ее миссии задачи, которые конкретизируют цели и соотносятся стем, какие шаги команда планирует делать командные роли, от выполнения которых зависит успешность командной деятельности руководство (нормы, определяющие, как команда будет выполнять свою работу и как члены команды будут вести себя по отношению друг к другу. 62 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое творческий коллектив и какова его специфика 2. Что такое команда 3. Чем команда отличается от творческого коллектива 4. Что такое формальные и неформальные группы в творческом коллективе 5. Назовите критерии классификации творческих коллективов. 6. Какова роль руководителя в управлении творческим коллективом 7. Что такое творческая атмосфера и как она создается 8. Что такое психологическая совместимость в творческом коллективе 63 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И ЛЕКЦИЯ 14 ТЕМА Менеджмент музейного дела Вопросы лекции 1. Музейное дело и его роль в современном обществе. 2. Коммерческая деятельность музеев. 3. Организация деятельности современного музея. 4. Направления развития музейного менеджмента Ключевые слова Музейное дело, типология музейной сети, музейный менеджмент, коммерческая деятельность музеев. Литература 1. Гаўрылава, СМ. Музейныя ўстановы / СМ. Гаўрылава // Беларуская культура сёння: гадавы агляд, 2009 / БДУ культуры і мастацтваў, Мінск, 2010. – С. 24–40. 2. Грыгаровіч, ЯД. Прыкладная культуралогія / ЯД. Грыгаровіч, А. І. Смолік. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2005. – С. 62–64. 3. Лорд, Б Менеджмент в музейном деле / Б. Лорд, Г. Лорд. – М. : Логос, 2002. – 256 с. 4. Менеджмент музея залог успешного управления Электронный ресурс. – Режим доступа http://pandia.ru/text/77/389/22140.php. 5. Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства : учеб. пособие / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. – М. : Инфра-М, 2007. – 192 с. Вопрос 1. Музейное дело и его роль в современном обществе Музейное дело – это область сферы культуры и искусства, выполняющая функции сохранения социально-культурной информации, познания и передачи ее посредством музейных предметов. Музейное дело играет значительную образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую роль в современной жизни, сохраняя, преумножая и донося до общества накопленное предыдущими поколениями культурное наследие. Формирование системы музейного менеджмента началось в период после Второй мировой войны, когда в Европе и США начался новый виток развития музеев. Несмотря на то, что музеи изначально выполняли образовательную функцию (взаимоотношения музеев и общества начинаются в XVIII вони долгое время ориентировались на посетителей-ценителей, их 64 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И деятельность была направлена, прежде всего, на сами коллекции музейных предметов, их исследование и хранение. Начиная с х гг. музеи заняли свое место в ряду других культурных индустрий, и встали перед необходимостью производить новые культурные продукты, продавать их и оценивать свою деятельность в терминах экономической эффективности. Изменения, произошедшие сначала последнего десятилетия XX в. с белорусскими музеями, в каком-то смысле повторили эти мировые тенденции. В 1990–1994 гг. в Беларуси возникло около 30 новых музеев. Расширилась структура музейной сети. Впервые в Республике Беларусь были открыты музейные специальности на базе Белорусского государственного университета и Белорусского государственного университета культуры и искусств. приятий и др. Сегодня в Республике Беларусь действуют 151 музей системы Министерства культуры, около 1,5 тыс. — системы Министерства образования, около 200 — других ведомств, около 20 – созданных общественными объединениями и частными лицами (на 30.09.2016). Согласно профилям музеи распределяются сегодня следующим образом комплексные (57 %), исторические (28 %), художественные (10 %), литературные (5 %). В типологии музейной сети преобладают комплексные музеи, большинство из которых представляют собой краеведческие. Особенностью Беларуси по сравнению со многими другими странами является сохранение прежней советской системы иерархического управления культурой. Музеи, как и прежде, являются подведомственными учреждениями и соответственно, зависят от вышестоящих чиновников. Вопрос 2. Коммерческая деятельность музеев. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает коммерческая деятельность музеев. Большинство музеев — некоммерческие организации и их основной целью является неполучение прибыли, а сохранение социально-культурной информации и передача ее посредством музейных предметов. Тем не менее, коммерческая деятельность в современных учреждениях культуры практически повсеместно распространена. Сточки зрения искусствоведа, человек посещает музей для удовлетворения своих культурных и духовных нужд, его материальные потребности в этой сфере вторичны. Сточки зрения предпринимателя и менеджера, необходимо обеспечить безубыточную деятельность музея. Поэтому значительную часть потенциала музея направляют на коммерческую деятельность. В последние годы коммерческая деятельность музеев 65 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И приобретает все больше черт, схожих с другими областями бизнеса, зачастую встраиваясь в него (например, в туризм) в качестве системного элемента. Коммерческая деятельность музеев постоянно развивается, поэтому очень важно разработать и внедрить в практику музейного менеджмента систему экономических показателей, объединяющих результаты основной некоммерческой деятельности музея и коммерческих направлений его работы. Такая система разработана Шековой ЕЛ. в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства. Исходя из логики данной системы показателей, одной из стратегий коммерческой деятельности в музее является обеспечение максимально возможного уровня трансформации посетителей музея в покупателей музейной коммерческой продукции, что определяется коэффициентом конвертации клиентов в покупателей. Данный коэффициент наглядно демонстрирует уровень организации коммерческой деятельности в учреждениях культуры, однако не позволяет выявлять факторы, влияющие на ее эффективность. Для этого используется другой показатель — коэффициент численности посетителей на единицу торговой площади. Кроме того, целесообразно использовать коэффициент коммерческих доходов на одного посетителя, позволяющий провести общую стоимостную оценку коммерческой деятельности в музее. Расчет данного коэффициента дополняется факторным анализом. При определении эффективности коммерческой деятельности музея указанные коэффициенты следует применять совместно. Для различных учреждений культуры (театров, библиотеки т.п.) могут быть разработаны собственные критерии эффективности коммерческой деятельности, однако все они имеют в своей основе критерии экономической эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики [5, с. 104–106]. Вопрос 3. Организация деятельности современного музея. Подавляющее большинство белорусских музеев было создано в советское время в условиях командно-административной системы и плановой экономики. В те времена управление музеями было возложено на специалистов-искусствоведов, экономика музея не зависела от интереса публики к его экспозиции. В этих условиях от руководства музея не требовалась гибкость, реакция на изменения внешней среды, поиск новых форм и методов хозяйственной деятельности. развитие рыночных отношений, конкуренции в сфере культуры и искусства показали, что государство неспособно полностью содержать все музейные объекты — нужен новый механизм хозяйствования. Изменения в нашей стране совпали с общемировой 66 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И революцией в музейном деле — стало очевидным, что музей должен найти формы и методы взаимодействия с обществом. Рассмотрим организационную структуру и основные направления деятельности современного музея на примере Национального художественного музея Республики Беларусь. Музей имеет следующие филиалы Музей белорусского народного искусства на территории олимпийского спортивного комплекса «Раубичи» в 20 км от Минска. Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины ХIХ века улице Верхнего города в Минске. Музей Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули в Могилеве. С 1991 года в Национальном художественном музее работает художественно-образовательная студия В гости к Тюбику. Вопрос 4. Направления развития музейного менеджмента В заключение следует сказать, что в настоящее время в сфере культуры и искусства интенсивно формируется глобальное культурное пространство. Представители различных культур с помощью современного туризма, информационных технологий, средств связи и телекоммуникации не только могут получить интересующую их информацию о музеях, выставках, экспозициях, но и посетить их в любой точке мира. В этих условиях развитие музейного дела заключается в повышении эффективности деятельности на основе поиска и реализации современных методов, форм и средств донесения социокультурной информации до аудитории. 67 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И Достижение современным музеем данной цели возможно следующими методами создание интерактивной музейной экспозиции, погружение аудитории в культурно-историческую среду музея, использование элементов шоу разнообразных технических средств при демонстрации музейных предметов развитие культурного туризма, расширение международного сотрудничества в музейном деле, выставочной деятельности, создание и развитие гостиничной инфраструктуры и туристского сервиса. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое музейный менеджмент 2. Охарактеризуйте структуру музейной сети Беларуси 3. Перечислите показатели эффективности музеев 4. Какова организационная структура Национального художественного музея Республики Беларусь? 5. Каковы основные направления музейного менеджмента в современных условиях 68 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И ЛЕКЦИЯ 15 ТЕМА Менеджмент в изобразительном искусстве Вопросы лекции 1. Понятие и сущность арт-рынка. 2. Основные субъекты арт-рынка. 3. Типы художественных галерей. 4. Этапы создания выставки. Ключевые слова Арт-рынок, аукцион, галерея, ярмарки искусства, дилерское агентство, арт-дилер, специализированные издательства. Литература 1. Бабенко, А. ВО менеджменте художественного рынка в изобразительном искусстве / А. В. Бабенко Электронный ресурс. – Режим доступа http://x-uni.com/menedzhment/info/o-menedzhmente-khudozhestvennogo- rynka-v-izobrazitelnom-iskusstve. 2. Галерейный бизнес : практ. советы как эффективно управлять галереей / под ред. В. Бабкова. – М. : АРТ-менеджер, 2006. – 248 с. 3. Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт / под ред. В. Бабкова. – М. : АРТ-менеджер, 2008. – 370 с. 4. Драгичевич-Шешич, М. Менеджмент в изобразительном искусстве / М. Драгичевич-Шешич // Культура менеджмент, антимация, маркетинг. - Новосибирск, 2000 Электронный ресурс. – Режим доступа http://www.culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=2&aid=254. Вопрос 1. Понятие и сущность арт-рынка. Арт-рынок (англ. Art Market, нем. Kunstmarkt ) – система культурных и экономических отношений, определяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства. Сфера товарного обмена предложения и спроса на произведения искусства, специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка (например, экспертиза и атрибуция. Различают местный (московский, парижский, национальный (в масштабе страны) и мировой арт-рынки. Организационная структура арт-рынка определяется наличием специализированных фирм по торговле, рекламе, пропаганде, экспертизе, 69 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И оформлению, производству материалов и услуг для художников (аукционы, галереи, салоны магазины, ярмарки, дилерские агентства, издательства. Существуют рынки современного и несовременного (антикварного) искусства, белый и «чёрный» арт-рынки (официальная торговля через галереи и магазины с оформлением сделки и неорганизованного, через совершение сделки частным образом, без соответствующей регистрации) Вопрос 2. Основные субъекты арт-рынка. Аукционы по продаже произведений искусства являются достаточно совершенной и прогрессивной формой взаимоотношений между продавцом и покупателем на художественном рынке. Собственник произведения, желая его выгодно продать, выставляет его на аукцион, где опытные арт-эксперты проводят, во избежание обмана и подделок, полную экспертизу, атрибуцию. После этого арт-диллеры предлагают стартовую цену. Крупнейшие аукционные фирмы называются аукционными домами, среди них самые знаменитые «Sothebys» (основан в 1744 г) и «Christies» основан в 1766 г) Оба Дома английские, но имеют филиалы во многих странах мира. В 2004 году, 31 марта, в Минске был проведен первый аукцион по продаже произведений искусства. Галерея – государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность. Коммерческие галереи имеют чёткие концепции деятельности и либо работают по принципу выставки продажи, либо устраивают продолжительные тематические выставочные проекты отдавая проданные веще только после окончания выставки. Появление в Беларуси негосударственных, частных галерей (Дом картин, галерея «ДК», «Ў», салон Аристократ) и салонов оживило художественную жизнь общества. Возникнув, как культурная альтернатива государственному патронажу художников, галереи разработали разные программы деятельности, тактику и стратегию своего развития. Международные ярмарки искусства – это представление произведений искусства посредством участия в них галерей из разных стран. Ярмарки специализируются по предметам продаж антиквариат, искусство ХХ века, современное искусство. Количество участников ярмарки всегда ограничено площадью выставочного павильона, чем она престижнее, тем больше претендентов на участие. В отличие от галерей и просто художественных персоналий, на международных ярмарках организация происходит комплексно, продуманно, с привлечением ведущих специалистов и СМИ. 70 РЕПОЗИТОРИЙ БГ УК И Самой престижной среди ярмарок является Арт Базель (Швейцария. В Беларуси столь широкомасштабных международных выставок-ярмарок пока нет, однако первые пробы организации подобных проектов уже появляются. В качестве примера можно привести I Международную Минскую Триеннале современного искусства, прошедшую в 2012 году. Дилерские агентства – компании, которые покупают и продают произведения искусства. Арт-дилер, как правило, ищет различных художников, чтобы представлять их интересы, а затем строит отношения с коллекционерами и музеями, чьи интересы могут совпадать с творчеством представленных художников. Специализированные издательства Искусство, Советский художник, Изобразительное искусство) занимаются изданием книг, альбомов, каталогов, постеров, открыток и буклетов. Вопрос 3. Типы художественных галерей «галерея-магазин», где продаются наиболее покупаемые направления искусства, понятные среднему зрителю «Галерэя мастацтва». Для галерей такого типа обязательно наличие помещения, постоянной экспозиции. Организацией и проведением выставок такая галерея, в общем, не занимается «галерея-выставочный зал галерея «Ў». В галерее такого типа практически не бывает постоянной экспозиции. Она занимается организацией выставок, реализацией проектов, участием в ярмарках, салонах и т.д. Обычно имеет свою коллекцию, занимается созданием и поддержанием определенного имиджа; «галерея-клуб» |