Главная страница
Навигация по странице:

  • Кукушин К 89

  • ISBN 5-241-00104-2

  • «Западные ценности»

  • «Советские ценности»

  • Ценности, наиболее важные для опрошенных

  • Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному


    Скачать 1.75 Mb.
    НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному
    Дата11.03.2021
    Размер1.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаteoriyametodikavospitaniya2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #183782
    страница1 из 24
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    Серия Педагогическое образование. Кукушин
    ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
    ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
    Предназначено для студентов педагогических
    специальностей вузов и соответствует Государственному
    образовательному стандарту
    Ростов-на-Дону
    Издательский центр «МарТ»
    2002

    ББК Я 89
    Рецензенты:
    М.В. Буланова-Топоркова — завкафедрой педагогики высшей школы
    Южно-Российского государственного технического университета, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук;
    Т. Д. Молодцова — доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического института, член-корреспондент Международной академии педагогических наук.
    Кукушин К 89 Теория и методика воспитательной работы Учебное пособие Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. —
    320 с. (Серия Педагогическое образование».)
    Пособие включает материалы по общим вопросам теории воспитания и частные аспекты методики эстетическое, экологическое, экономическое, нравственное, патриотическое, семейное. Дан исторический обзор отечественных воспитательных систем, рассмотрены критерии количественной и качественной оценки их эффективности. Книга построена на конкретных примерах, что выгодно отличает ее от существующих изданий.
    Предназначено для студентов педагогических вузов. Представляет несомненный интерес для педагогов-практиков.
    ISBN 5-241-00104-2 ББК Я Кукушин B.C., 2002
    © Оформление Издательский центр «МарТ», 2002

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Когда 100 человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.
    Ф. Ницше
    Последние десять лет в жизни российской школы внесли в образовательное пространство больше новизны, чем многие предыдущие десятилетия. Появились новые типы учебных заведений, новые формы обучения, новые учебные планы и программы. Возрождаются очаги педагогической культуры — гимназии,
    лицеи. Школа начинает постепенно возвращаться к своей изначальной цели — сохранению и развитию духовного потенциала,
    интеллекта нации. Мы постепенно прозреваем и начинаем понимать, что школа — гарант национального согласия, нравственности, стабильности общества.
    Коренное изменение обучения и воспитания невозможно без изучения опыта новых очагов педагогической культуры. К сожалению, нигде в культурологических исследованиях до сих пор не выделяются такие категории, как педагогическая культура общества, педагогическое сознание, педагогическая картина мира, хотя современная педагогическая культура — весьма сложное явление, функционирующее на уровне от примитивного до высокопрофессионального.
    Отечественная модель обучения традиционно отличается тем,
    что учитель является не транслятором знаний, а посредником между книгой и учеником, собеседником, своего рода духовным наставником. Неслучайно ведь, в отличие от англоязычных стран, где существует лишь одно слово «education», в русской лексике различаются обучение и воспитание. Обучение — это всего лишь вкладывание в человека какой-то информации.
    Воспитание, а не обучение, формирует человека
    Теория и методика воспитательной работы
    Английское «education» происходит, видимо, от латинского, что означает выведение человека на свет, озарение человека. Таким образом, даже там, где в лексике присутствует только один термин — «education» (образование, главная задача школы видится не в трансляции знаний, а в формировании личности. Образование как явление культуры выступает в качестве феномена культуры лишь тогда, когда является процессом становления человека как субъекта своей жизнедеятельности. Вопросы взаимодействия культуры и образования обсуждались в 1992 г. на
    43-й сессии ЮНЕСКО в Женеве. Было решено, что главнейшая задача образования — дать человеку средства его развития.
    Патриарху Всея Руси Алексию II принадлежит мысль о том,
    что образование имеет цель создать образ человека, а ВО. Клю- чевский в свое время писал, что школа должна учить божеству и вежеству», имея ввиду нравственное воспитание человека.
    Со времен МВ. Ломоносова русский учитель с учениками идет к предмету, а нес предметом — к ученикам. В этом — гуманистическая направленность личности учителя, в этом его яркая педагогическая позиция.
    Новое педагогическое мышление определяется прежде всего отношением к ученику. В СССР, согласно марксистской идеологии, пронизывавшей все отечественные учебники по педагогике,
    мы должны были воспринимать ребенка как объект воспитания.
    Цели воспитания определялись обществом, те. социальным заказом. Господствовавшее более полувека технократическое мышление мешало понять, что цели воспитания определяются культурой, школой и самим учеником. Отсюда вытекает суть современного педагогического мышления — субъектный подход к ребенку. Школьник участвует в воспитании вместе со своим педагогом. Во-вторых, надо признать все права ребенка на защиту, на помощь, на развитие в учебно-воспитательном процессе. В- третьих, отношение к ребенку как к субъекту предполагает развитие его творческих способностей. В-четвертых, должна быть установка на развитие субъектных свойств личности ребенка саморегуляции, саморазвития, самокритики и т. п.
    В связи с этим мы должны признать, что воспитание — это сложная модель, рассматривающая педагогическую деятельность с разных сторон
    Предисловие как явление культуры как педагогическое воздействие как организацию деятельности детей как общение как сотрудничество как сотворчество учащихся друг с другом и с учителем как жизнетворчество.
    Что касается учебной педагогической литературы, то ее особенностью является традиционно всеобщий характер. Безусловно, теоретические основы воспитания едины для учителя с любым базисным образованием, будь то математик или словесник. Однако методика воспитательной работы, несомненно, должна учитывать и специфику предмета, и региональные особенности. Ведь воспитание должно осуществляться прежде всего через предмет

    1. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ. Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики
    В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
    В.О. Ключевский
    Слово теория происходит от греческого исследую. Применительно к педагогике исследуемые величины должны дать представление о ценностях, целях, принципах, содержании воспитания и обучения, о критериях их оценки. Эти параметры определяют структуру педагогической теории.
    Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомиться с различными воззрениями на это понятие. В учебнике НИ. Болдырева Методика воспитательной работы в школе, по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение:
    «Воспитание — это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов. С позиций деятельности дает определение и вышедший в свет в 1985 году Краткий психологический словарь. Правда, его определение дано с заметным
    «привкусом» идеологии Воспитание — это деятельность попе- редаче новым поколениям общественно-исторического опыта,
    диалектико-материалистического мировоззрения, высокой морали, глубокой идейности, общественной активности, творческого отношения к действительности, высокой культуры труда и поведения».
    Изданный тремя годами позже Краткий педагогический словарь пропагандиста рассматривает воспитание уже не как де

    1. Теория воспитания
    ятельность, а как процесс Воспитание — объективно-законо- мерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций. С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в книге Разговор с молодым директором школы Воспитание в широком смысле — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления».
    Л.Н. Толстой, немало внесший в формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки».
    О том, что воспитание — это искусство совершенствования человеческой души, писал Иммануил Кант В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
    Есть и еще одна точка зрения, высказанная Г. Нойцер в учебнике Педагогика, вышедшем под редакцией Ю.К. Бабанского в 1984 году Воспитание — это усвоение общественнозначимо- го социального опыта».
    Иными словами, в педагогике есть несколько определений категории Воспитание, нонет общепризнанного. Признание получило и определение Х.Й. Лийметса, согласно которому воспитание это целенаправленное управление процессом развития личности. Оно весьма близко к определению А.В. Мудрика и коренным образом отличается от до сих пор распространенного в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого усилиями педагогов воспитательного процесса является обучение передача подрастающему поколению определенных знаний, умений и навыков.
    Воспитание — процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием.
    Воспитание — процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от терминологических споров и конъюнктурных метаний. Это реальность человеческого бытия
    Теория и методика воспитательной работы
    Воспитание — процесс многомерный. Его большая часть связана с социальной адаптацией, с саморегуляцией каждой личности. В тоже время другая часть осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание, конечно же,
    отражает особенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей государственной, в том числе образовательной, системы. Оптимальный путь к успеху — гуманистическая воспитательная система.
    Таким образом, воспитание — это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки — педагогика.
    Еще Аристотель в IV в. дон. э. утверждал Едва ли кто-ни- будь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи. Так как государство в его целом имеет ввиду одну конечную цель, то ясно,
    что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом. Должны существовать законы, касающиеся воспитания, и оно должно быть общим. Нельзя оставлять невыясненным, что вообще представляет собой воспитание и как оно должно осуществляться...»
    (Аристотель, Политика, VIII, I, 1-3, 1337а).
    В этой мысли Аристотеля воспитание рассматривается как процесс преемственности культуры нации. В Древних Афинах обучение еще не было обязательным, хотя уже в V в. дон. э. в период Пелопоннесской войны афиняне гордились тем, что среди них нет ни одного неграмотного. Но воспитание рассматривалось как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказал мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании.
    Платон считал, что деятельность воспитателя необходимо подчинить строгому и широкому контролю:
    «Страж законов должен быть у нас зорким он должен очень заботиться о воспитании детей, исправлять их характер и всегда направлять их ко благу согласно законам (Платон, Законы, 808е-809а).
    Коллективное обучение в Древнем Риме началось в III в. дон. э. Квинтилиан, теоретики практик античной педагогики, от

    1. Теория воспитания
    крыл в Риме первую государственную школу и стал получать ежегодное вознаграждение от государства — из казны императора Веспасиана. В римском обществе обсуждались не только вопросы содержания и организации обучения, но и подобающих методов воспитания, те. воспитание рассматривалось как важнейшая сфера государственной деятельности.
    В Древней Русина выработку послушания установленному порядку жизни был направлен Домострой, разработанный священником Сильвестром, и «Стоглав». В Домострое глава 14 таки называлась Как детей учити и страхом спасати». В 1551-1553 гг.
    царь Иван Васильевич Грозный созвал Собор всех православных церквей на Руси, который выработал основные законы управления земли Русской, записав их в 100 главах, за что и назвал был документ «Стоглавом». Одна из глав посвящена просвещению детей и старейшим священникам ... по благословению своего святителя избрати добрых духовных священников...
    И утех священников и диаконов учинити в домах училища, чтобы. всеправославные христиане в каждом граде давали своих детей научение грамоте, книжному письму и церковному пению,
    и чтению налойному. И те бы священники и диаконы избранные учили своих учеников страху Божию, и грамотеи писати, и пети, и чести со всяким духовным наказанием, но и более же всего учеников бы своих берегли и хранили во всякой чистоте и блюли бы их от всякого плотского растления...»
    В 1758 г. МВ. Ломоносов разработал Проект регламента
    Академической гимназии, позднее высочайше утвержденный.
    Параграфы 76-90 сохранились в рукописном оригинале в Санкт-
    Петербургском филиале АН России. Некоторые из них представляют интерес и ныне 77. Учителям оказывать себя вежливо и уклонно, не упрямиться и нив чем сними не спорить, а особливо не досаждать грубыми словами, помня, сколько их за наставление почитать 81. Гордостию и грубостию никого не огорчать, но больше учтивостью и снисходительством привлекать к своему люблению.
    § 82. Пустых слов, подлых и соромских в разговоре остерегаться, зная, что довольно есть материи говорить о школьном учении и примечания о достопамятных вещах и приключениях
    Теория и методика воспитательной работы 83. Остерегаться самохвальства, хвастовства, а паче всего лганья, которое часто служит к закрытию злых дел 90. Весьма должно блюстись лакомства и гулянья и больше удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать скоро может повод к бездельному и праздному житью, прогуливать школы, не исправлять заданного уроку...»
    Эти параграфы были, конечно же, адресованы гимназистам,
    но с большой пользой могут быть восприняты и современными педагогами.
    Екатерина II Великая ввела, помимо специального, общее воспитание, готовящее человека к гражданскому общежитию.
    Это воспитание должно было, по словам ВО. Ключевского, сосредоточиться на разработке нравственного чувства и находиться в руках самого государства. Такие мысли императрица высказала потом в своем Наказе. Вместе с президентом Академии художеств И.И. Бецким она задумала целую систему воспитательных училищ, которая должна была густой сетью покрыть
    И в наши дни все цивилизованные страны имеют законы об образовании. Россияне исключение из этих правил. Но если в Японии поставлен вопрос о всеобщем высшем образовании, в
    США обязательным является среднее, тов РФ теперь является обязательным всего лишь К сожалению, в России наших дней ценность образования значительно снизилась. И
    неудивительно: мы сталкиваемся с безнравственностью на улице, в общественном транспорте, на предприятиях торговли, в органах милиции, судах, в прокуратуре, наконец, в правительстве и Думе. Чего стоит с позиции нравственности гражданская война в Чечне Результатом снижения ценности образования явилось то, что по международной оценке индекса интеллектуализации молодежи Россия со 2-3 места в е гг. опустилась на
    50-52-е место в е. Тем не менее наши национальные идеалы мало изменились. Фонд Общественное мнение в марте 1994 г.
    провел Всероссийский опрос городского и сельского населения
    (были опрошены 2468 человек. Из предложенных респондентам пунктов надо было выбрать несколько ценных для себя ориентиров. Кроме того, респонденты должны были назвать те ценности, которые они считают западными и советскими. Ре

    1. Теория воспитания
    зультаты исследования были опубликованы в № 24 газеты Аргументы и факты (табл. Таблица Ценностные ориентиры людей, получивших различное воспитание
    (по исследованиям фонда Общественное мнение, 1994 г.)
    «Западные ценности»
    Предприимчивость
    Богатство
    Деловитость
    Неприкосновенность частной собственности
    Прибыльность труда
    Свобода выбора убеждений и поведения
    Профессионализм
    Невмешательство
    Дисциплина труда
    Гарантия политических прав
    «Советские
    ценности»
    Атеизм
    Энтузиазм
    Гарантия социальных прав личности
    Верховенство государственных интересов над личными интересами
    Борьба
    Чувство долга
    Терпеливость
    Дисциплина труда
    Образованность
    Гостеприимство
    Ценности, наиболее
    важные для опрошенных
    Справедливость
    Личное достоинство
    Трудолюбие
    Чувство долга
    Образованность
    Гостеприимство
    Профессионализм
    Равенство всех граждан перед законом
    Гарантия социальных прав
    Бескорыстие
    Важнейшие ценности, названные респондентами в числе первых, являются, несомненно, плодом воспитания справедливость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга и др.
    Однако здесь же возникает дискуссия каким должно быть воспитание, какие приоритеты должны быть в современной школе нравственное воспитание или интеллектуальное развитие ребенка?
    В работе Два воспитания ВО. Ключевский высказал поэтому поводу почти безапелляционное мнение Образование составляется из воспитания и обучения, но эти составные образовательные процессы легче разграничиваются в психологическом анализе, чем в педагогической практике».
    По ВО. Ключевскому, только образовательная, а не ремесленная школа может служить продолжением начального воспитания, которое обязана давать каждая семья. Дети, как взрослые,
    воспитываются интересным трудом. Поэтому воспитание и образование по существу тождественны подлинное образование
    Теория и методика воспитательной работы
    воспитывает человека, и другого способа воспитания нет, — пишет АИ. Фетв статье Может ли образование быть товаром?»
    Несколько противопоставляет образование воспитанию
    В.М. Бехтерев: Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность».
    Мы считаем, что хотя образование и воспитание — две равноправных грани педагогического процесса, необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным. В педагогике термин воспитание употребляется в трех смыслах В широком социальном, когда воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием всей социальной окружающей действительности. При этом ведущую роль играют воспитательные силы общества, его социальные институты, общественные организации, средства массового воздействия В широком педагогическом, когда имеется ввиду учебно- воспитательный целенаправленный процесс в системе специальных учебно-воспитательных учреждений. Школа изучает социальную среду и влияет на среду через человека детей, родителей, педагогов. В этом — функция оздоровления социума школой В узком педагогическом, когда имеется ввиду собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения. Это является предметом изучения в вузе, где студенты познают методику формирования взглядов и убеждений, черти поведения личности.
    Необходимо уяснить до предела простую истину, что всякий урок в школе должен учить, развивать, воспитывать. В первом приближении о качестве урока можно судить потому, что унес ребенок домой в тетради, в голове, в дневнике и, главное, в сердце. О воспитательном значении урока говорил еще патриарх системной педагогики Ян Амос Коменский. Он считал, что учить надо всех мальчиков и девочек, богатых и бедных, начальствующих и подчиненных, тупых и умных. На вопрос Зачем ответ был следующим

    1. Теория воспитания
    Женщина должна быть образованной, так как через ее руки проходит все человечество тупые — кувшин бездна, сколько ни мой, дна не приобретет, но чистым будет одаренные — ум столько может набрать дурного, что много может натворить начальствующие чтобы хорошо руководили подчиненные чтобы разумно подчинялись богатые — без мудрости это свиньи, откормленные отрубями бедные — без мудрости это ослы,
    вынужденные таскать тяжести. Таким образом, ведущие мотивы образования кроются вовсе не в интеллектуальном развитии личности.
    Анализируя педагогику прошлого и современных цивилизаций, легко выявить три различных подхода к образованию.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта