Главная страница
Навигация по странице:

  • Чарльз Дарвин (1809-1882)

  • Карл Маркс (1818-1883)

  • Образ человека, созданный Ф.М. Достоевским (1821-1881)

  • Образ человека по Л.Н. Толстому (1828—1910)

  • Концепция Фридриха Ницше (1844-1900)

  • Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному


    Скачать 1.75 Mb.
    НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному
    Дата11.03.2021
    Размер1.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаteoriyametodikavospitaniya2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #183782
    страница2 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    Директивный подход:
    Это очень скучно!
    Традиционный подход:
    Косвенный подход:
    Учитель
    — •
    Ученик
    Учебный материал
    Это увлекательно
    Теория и методика воспитательной работы
    Каждая цивилизация порождала новый тип школы. Меняется тип мышления — меняется тип школы (Библер). Нов любой цивилизации школа — это будущий родитель гражданин личность работник.
    По исследованиям валеологов, здоровье человека опреде- ляют:
    Так как здоровье человека на зависит от образа жизни, педагогика может и должна играть главную роль в воспитании здорового поколения. Воспитание — это только часть педагогики, ставящая перед собой цель передать стереотипы мышления (сознания)
    и поведения.
    Педагогика же в целом изучает процесс становления личности что влияет на развитие личности что способствует ее самосовершенствованию какие методические пособия существуют каковы программы обучения и воспитания как меняется личность какой результат достигнут.
    В связи с ухудшением состояния окружающей среды, массовой децелерацией подрастающего поколения в наши дни актуализируются здоровье сберегающие педагогические технологии. Теория воспитания. Человек как предмет образования
    (образ человека в историко-культурном развитии)
    Познай самого себя...
    Фалес из Милета
    Этимология слова человек насчитывает по меньшей мере три группы значений греческое — взгляд, запрокинутый ввысь, цветущий лик иудео-латинское — Адам — от еврейского Земля (подчеркивается телесно-материальный аспект индогерманское — мыслящий, наделенный духом».
    Сложности и проблемы нашего времени заставляют многих обратиться к беспокойным исканиям цели и смысла жизни, сути самого Человека, сути Истины. Эти искания вполне естественны, ибо еще Иммануил Кант заметил, что каждый должен искать ответы на вопросы Что я могу знать Что я должен делать На что я смею надеяться Что есть Человек?
    Сакраментальный вопрос Что есть Истина многим хорошо известен как по Евангелию от Иоанна, таки по названию знаменитой картины русского художника Н.Н. Ге, находящейся в Третьяковской галерее. Простые зрители и даже специалис- ты-искусствоведы по-разному относятся к этой картине, но передней всегда толпится народ. Не потому ли, что этот вопрос стоит перед каждым мыслящим человеком, но почти никто, даже из философов, не может дать четко сформулированный ответ.
    Еще более сложным является вопрос Что есть Человек?».
    В мире известны десятки концепций человека, ив каждой из них есть доля общечеловеческого понимания идеала. Наибольшую известность обрели следующие представления о сути Человека.
    В Древней Греции человек хотел познать самого себя ив этом видел разгадку бытия, источник философского познания. Эллины
    Теория и методика воспитательной работы
    создали культ человеческого тела. Они славили его прекрасные черты, восхищались этим удивительным созданием природы.
    Даже боги приняли у греков образ человека. А ведь жившие до возникновения античной цивилизации азиатские народы наделяли свои божества скорее фантастическими, чем людскими свойствами.
    В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ — ничто не подлежало сомнению, все представлялось идеалом совершенства и гармонии. Греки создали культ природного естества людей, полагая, что всякое изменение натурального облика сына Земли непозволительно. Они высоко отзывались о духе человека. Они говорили о достоинстве индивида, о предназначенности любого его свойства. Платон гг. дон. э) сформулировал мысль о всестороннем, гармоническом расцвете человеческих качеств. Он полагал, что наслаждение,
    к которому стремится человек, должно быть в определенной степени обуздано. Аристотель (384-322 гг. дон. э) в противовес Платону считал, что разумное услаждение тела есть благо.
    К концу древней эпохи эллинское представление о человеке существенно изменилось. Сенека (5 дон. э. - 65 г, например, не смог совместить моральные нормы стоиков с благоговением перед человеческой природой. Он отверг идею благости человеческого существа. Он пришел к мысли, что в самом человеке гнездится неразумение, греховность. Телок этому времени стало рассматриваться лишь как временное хранилище души. Культ тела сменился прославлением нетленной души. Дух, согласно
    Сенеке, выше тела. Сенека заменил Космос на Бога. В Письмах к Луцилию» он писал А что лучшее в человеке Разум, который выделяет его среди животных и приближает к Богам. Значит, совершенный разум есть благо, присущее именно человеку, ибо все остальное он делит с животными...»
    В русле гуманистических традиций Протагор (ок. 480 - ок. дон. э) был одним из первых, кто выделил человека, задумался над его оценкой, сравнил с другими существами, окружающим миром. Ему принадлежит известный афоризм Человек есть мера всех вещей».
    Христианская концепция человека сформулирована в пяти- книжье Моисея ив Нагорной проповеди Христа. Христианство —
    16

    1. Теория воспитания
    это религия любви. Христос многократно говорит с верности заповедям Моисея Не сотвори себе кумира Не произноси имени Господа своего напрасно Почитай отца и матерь свою Не убивай Не прелюбодействуй...
    Бог через Моисея определил меру наказания за нарушение этих заповедей. Идеал человека — не оскорблять других словом,
    жить в целомудрии, не употреблять насилия, терпеть обиды,
    любить врагов, ненавидящих нас, не делать различий между ними и своими согражданами.
    Плоть в христианстве рассматривается как причина всех человеческих злоключений. Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, великомученика, страстотерпца. Религия хоть и изобличала греховность плотине ставила под сомнение полноценности самой человеческой природы. По словам Н. Бер- дяева, христианство освободило человека от власти космической бесконечности. Оно поставило его в зависимость от Бога, а не от природы».
    Христианская концепция обрекает человека на путь трудный и трагический, как у Иисуса, ведь впереди — Голгофа. В любом случае человек должен оставаться нравственным, не забывая своего Я. У Иисуса трагическая вера, трагическая надежда,
    трагическая любовь. Эта концепция человека аскетического,
    который в земной жизни готовит себя к служению Богу.
    Чарльз Дарвин (1809-1882), изучавший медицину и богословие, намеревавшийся в свое время стать священником, совершил в качестве натуралиста поездку с целью изучения животного мира Южной Америки, после чего выдвинул гипотезу о родстве ныне живущих организмов и уже вымерших. Оригинальность заключалась в предложенном им механизме - естественном отборе. Так называемая эволюционная концепция»
    человека, разработанная Дарвином, видит человека как результат мутаций и постоянной борьбы за существование. Но известно ведь, что мутации не дают улучшения вида, а искажают его. К тому же теория Дарвина бросала вызов традиционному
    Теория и методика воспитательной работы
    христианству в двух направлениях. Во-первых, утверждением,
    что человек и обезьяны произошли от общего предка, что являлось ударом по представлению об уникальности, неповторимости человека. Во-вторых, в его теории не было места цели эволюционного развития, так как естественный отбор слеп. Многие современники приветствовали теорию Дарвина, так как атеизм в то время становился популярным течением.
    Сам Дарвин продолжал верить в Бога, несмотря на то, что больше не верил дословной истине Библии и отрицал божественное сотворение каждого вида животных. В предисловии ко второму изданию книги о естественном отборе он привел заявление выдающегося церковного деятеля Чарльза Кингсли,
    который рассматривал как благородный замысел Бога, что он создал существа, способные к саморазвитию, а также направлял процесс появления новых видов».
    Карл Маркс (1818-1883) утверждал, что человек — существо биосоциальное. Человек не есть абстракта есть совокупность всех общественных отношений. Поэтому человек является объектом правового, эстетического, нравственного воздействия со стороны общества. Маркс подчеркивал активность человека в активном взаимодействии с историей. Обстоятельства творят людей, как и люди творят обстоятельства, — утверждал Маркс.
    Именно этот процесс характеризует рост сознания человека,
    изменение его личностных характеристик. Поэтому мера личности человека — это мера его участия в переделке общественных отношений. Отсюда возникла концепция «хомо социалис». То есть человек не выделяет себя из обстоятельства ощущает себя частицей чего-то большего, чем сам человек, те. общества. Следовательно, отделяя человека от общества, мы разрушаем самого человека. Поэтому и принято в психологии считать человека социальным агентом.
    Именно отсюда происходит и советский приоритет общественных отношений над личными. В соответствии с этой идеей, глубоко проникшей в сознание общества, можно дать классификацию нравственных типов личности человек добровольно, сознательно, безусловно отдает предпочтение общественным интересам, пренебрегая личными

    1. Теория воспитания человек гармонично сочетает личные интересы с общественными, не разделяя их (мое личное — это общественное человек отдает предпочтение общественным интересам под влиянием внешнего принуждения, не испытывая при этом радостных переживаний, а чувствуя борьбу мотивов и желаний наблюдается крайняя расщепленность личности, это конформизм человек сознательно отдает предпочтение личным интересам, полностью пренебрегая общественными. Он иногда поступает даже преднамеренно криминально.
    Гармония — главная характеристика по-настоящему социализированного человека. Гармоничен тот, у кого нет противоречий между духовностью (внутренняя мораль) и внешними обстоятельствами. Идея такой гармонии хорошо выражена в стихах
    С.Я. Маршака:
    Пусть будет добрым уму Вас.
    А сердце умным будет...
    Отсюда была сформулирована и цель воспитания — формирование целостной, всесторонне развитой личности.
    Образ человека, созданный Ф.М. Достоевским (1821-1881), это личность с богатым внутренним миром. Человек, живущий в согласии с Богом, — главнейшая часть его концепции. Такое представление о человеке формировалось в XIX в. в период расцвета русской идеалистической философии В.Л. Соловье- ва, В. Розанова и др, не отраженной в советских учебниках.
    По мнению Н. Бердяева,
    творчество Достоевского насыщено жгучей и страстной любовью. Путь у Достоевского есть путь страдания. Любовь у него — вулканическое извержение,
    динамитные взрывы страстной природы человека. Эта любовь не знает закона и не знает формы. В ней выявляется глубина человеческой природы. Любовь не самоценна, она не имеет своего образа, она есть лишь раскрытие трагического пути человека,
    есть испытание человеческой свободы...»
    В русской культуре Достоевский признан мыслителем, утвердившим новый гуманизм, высший статус которого — свобода выбора добра и зла. Он считал это вершинным достижением человеческого духа, сердцевиной культуры. Идейный
    Теория и методика воспитательной работы
    человек — в центре концепции Достоевского. Идейные люди спорят, мыслят, ищут свое место в жизни. Для них самое главное получить ответы на мучительные вопросы, решить идею.
    Главные же вопросы Что есть Человек Для чего он живет Как жить в согласии с Богом?
    Достоевский выдвинул идею самоценности человека. Каждый человек самоценен. Смысл жизни — в самой жизни человека.
    Утверждая эту идею, герои Достоевского совершают поступки,
    в результате которых нередко гибнет сама идея. Достаточно вспомнить Раскольникова, утверждавшегося недопустимыми средствами. В результате — одиночество, разрыв с обществом...
    По Достоевскому, человек живет для того, чтобы выделять из себя человека, обрести человеческое состояние. Человеческое же состояние — это всеобщая виновность, всеобщая ответственность и братство. К казарменным идеям социализма Достоевский относился с иронией. Единственное, что роднит его с социализмом, — это идеи равенства и духовного братства.
    У Достоевского важно то, что он верит в силу воспитания:
    люди нравственные и сильные в критические моменты, переживаемые другими людьми, оказывают на них позитивное влияние
    (князь Мышкин, Карамазов и др. Концепция Достоевского это концепция духовного, нравственного человека.
    По словам В. Соловьева, общий смысл всей деятельности Достоевского состоит в разрешении двойного вопроса о высшем идеале общества и о настоящем пути к его достижению.
    Образ человека по Л.Н. Толстому (1828—1910) получил известность как толстовство. Граф Толстой был автором не только великих литературных произведений, но и основателем учения о человеке, за которое был отлучен от церкви.
    После 50 лет жизни Толстой резко изменил свой образ мыслей и существования. Он стал отвергать все, что вдохновляло его в молодости. Он пришел к выводу, что религия у всех слоев общества одна, а вера — разная. У богатых она показная, у бедных необходимое условие жизни. Больше всего Толстого возмущали православные обряды и таинства крещение младенцев,
    принимающих христианство бессознательно искупление грехов с помощью исповеди, что, по его мнению, лишь способствовало безнравственности. Толстой считал священство нарушением

    1. Теория воспитания
    слов Христа, ясно запрещавшего называть кого-либо учителями, наставниками.
    Разочаровавшись в христианстве, Толстой не перестал быть глубоко верующим человеком. Его вера была глубоко личным делом, поиском смысла жизни. Он внимательно изучал Коран,
    идеи буддизма, иудаизма, конфуцианства. Он испытывал каждую религию судом своего разума и принимал только то, что соответствовало его личным проблемами духовным устремлениям. Поскольку ни одна из религий его не удовлетворяла полностью, он в 1882 г. изложил в книге Так что женам делать?»
    свое собственное учение — толстовство. Он не делал различий между людьми разных религий, так как для него христианство было одной из многих и, возможно, не лучших религий.
    Для Л.Н. Толстого материальное и духовное составляли одно целое. Спасение зависит от самого человека. Человек должен противостоять соблазну прогресса и культуры — всем этим железным дорогам (которые ничего не дали крестьянам, культуре и искусству (которые ничего не прибавили к народным песням. Нужно покинуть город, оставить комфорт ради природы,
    солнца, земли, воздуха, света и воды. Нужно пахать и сеять, как повелось на Земле с незапамятных времен. Нужно содержать семью, жить в согласии с окружающими, в моногамии, любить своих ближних и не мстить обидчикам. В тоже время, строго следуя своим идеям, великий писатель нередко среди ночи возвращался к своему писательскому столу со словами Я грешен. Господи, ноне могу не писать».
    В 1901 г. за обличительную критику церкви в романе Воскресенье Л.Н. Толстой был отлучен от церкви.
    Концепция Фридриха Ницше (1844-1900) формировалась в тоже время, что и толстовство. В конце XIX в. людей стало тяготить чувство экзистенциальной заброшенности. У Толстого и
    Достоевского образованные люди пытаются примирить себя с жизнью, из которой вытеснен высший смысл. Одной извели- чайших трагедий истории стало то, что совокупность ряда популярных в те годы идей создала социальные и психологические предпосылки для волны насилия и отчаяния, охватившей последующие поколения. Под влиянием усилившегося в обществе материалистического мировоззрения Ф. Ницше в своих
    Теория и методика воспитательной работы
    работах до предела обострил духовные противоречия этой эпохи. Как и Маркс, он считал, что человек в его современной форме появился путем жесточайшей борьбы за выживание.
    Ницше, идеи которого впоследствии повлияли на Адольфа
    Гитлера, писало сверхчеловеке, представляющем соединение яростного интеллекта и спартанской воли. Являясь венцом и целью эволюции, он призван безжалостно царить над серыми массами. В работе Об антихристе Ницше утверждал Природа разделяет людей на одаренных или умом, или силой, и на таких,
    которые не выделяются ни темни другим. Первые — суть избранники, вторые — большинство. Слабые и неудачные должны погибнуть такова альфа нашего человеколюбия. Серое меньшинство, по мнению Ницше, существует для удовлетворения нужд избранных Почти все, что мы называем высокой культурой»,
    основано на одухотворении и усилении жестокости. Его благородный человек на самом деле — воплощение обнаженной воли к власти, которую он считал главной движущей силой природы.
    В 1882 г, написав свои знаменитые слова Бог умер, Ниц- ше считал эту идею освобождением человечества. Открытие, что
    Бога не существует, можно было сравнить с открытием заключенного, что камера незаперта и часовой отсутствует он может уйти. Освобожденный таким образом человек может достичь господства над природой и другими, более слабыми людьми, чтобы строить мир по своему усмотрению.
    Ф. Ницше утверждал, что человек вовсе не является биологическим совершенством сдернул завесу, обнажив испорченного человека. По его мнению, человек — это еще неустановившееся животное, нечто несостоявшееся, биологически ущербное создание, которое не должно размножаться. Эти общие догадки стали основой для последующих выводов нового течения — философской антропологии.
    Зигмунд Фрейд (1856-1939) создал психоаналитическую концепцию человека. Неофрейдисты А. Адлер, КГ. Юнги др. усвоили главную мысль Фрейда о том, что человек состоит из двух частей рациональной (сознательной) и иррациональной (бессознательной. Новаторство Фрейда было в открытии иррационального. По Фрейду, модель психической жизни человека включает три элемента Оно, Я сверх-«Я».
    22

    1. Теория воспитания
    «Оно» (Ид) — самая глубинная подструктура душевного аппарата, содержание которой бессознательно. Она содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Сверх-«Я»
    (суперэго) — высшая инстанция в структуре душевной жизни,
    выполняющая функции внутреннего цензора, совести. Деятельность суперэго остается тоже бессознательной. Она представляет собой морально-общественные нормы ив течение жизни может меняться. Я (эго) — подструктура душевной жизни человека, лежащая между Иди «суперэго», индивидом и реальностью. Несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Иди «суперэго».
    Бог жизни Эрос и бог смерти Танатос в человеке руководят всеми делают его таким, каков он есть. Эрос и Танатос — все время в борьбе. Если Я принимает решение в пользу «Ид», то человек испытывает укоры совести, муки стыда. Для восприятия концепции Фрейда важно понятие сублимации. Сублимация это один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. В Словаре иностранных слов сублимация трактуется как вытеснение, преображение. Разновидностью сублимации является творчество.
    В психоанализе Фрейда особое место занимает состояние тревожности человека как спастись от «Ид»? Фрейд видит два пути спасения путь, созданный природой, — сублимация, рационализация жизни и другие действия, связанные с разумом консультация медика-психоаналитика, помогающего выявить причину беспокойства а потом человек нес помощью лекарства собственным разумом побеждает «Ид»
    (достаточно вспомнить американский фильм Молчание ягнят»).
    По Фрейду, миром правит любовь.
    Особое место в воззрениях на человека занимает философия русских «космистов»: В.Ф. Одоевского (1803-1869), А.В. Сухово-
    Кобылина (1817-1903), Н.Ф. Федорова (1829-1903), B.C. Соловьева
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта