Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному
Скачать 1.75 Mb.
|
38 1. Теория воспитания ка, логика, обществоведение и др, а гуманизация образования означает, что каждый предмет учебного плана должен повернуться лицом к человеку, его природе, его истории, его духовным нуждам, эмоциям, устремлениям. Отсюда вполне логично, что методологическую основу концепции Е.В. Бондаревской составила русская классическая гуманистическая философия XIX-XX вв. Образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, те. научить жизнетворчеству. Гуманитарность, а не технократизм должна преобладать в образовании. Альберт Эйнштейн сказал однажды, что человека недостаточно учить только специальности бездуховной сферы такой специалист будет похож на обученную собаку. Выпускник школы должен не адаптироваться, а интегрироваться в социокультурное пространство. Процесс воспитания должен иметь региональную окраску. Под регионализацией воспитания имеется ввиду учет социаль- но-экономических, демографических, культурных особенностей обслуживаемого школой социума. Например, не может быть одинаковой система воспитания в деревне ив школе им. Чехова в Таганроге. Не может быть одинаковой система воспитания в школе, где обучаются представители 30 этнических групп, ив школах, где преобладает исключительно славянское население. Основу новой идеологии воспитания должна составить гуманизация. Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Исходя из принципа гуманизации, Е.В. Бондаревская видит важнейшие функции воспитания в следующем приобщение воспитателей и воспитанников к ценности гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе воспитание духовности и нравственности социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства, прав человека создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества; 39 Теория и методика воспитательной работы оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, его способностей, в жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности все- мье, школе, окружающем социуме. Опираясь на философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного начал, создателе и хранителе жизни и разума на Земле, творце исторического процесса, ответственном за все содеянное перед будущими поколениями, подготовленном к жизнетворчеству, свободному выбору смыслов и форм собственной жизнедеятельности, профессор Бондаревская считает возможным в качестве глобальной цели современного образования и воспитания рассматривать человека культуры. Она очертила модель выпускника школы — человека культуры, ядром личности которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества (табл. Возрождение и развитие нации, воспитание благородных, талантливых людей во многом зависит оттого, что предлагается ребенку в качестве предметов познания, размышления, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения. Е.В. Бондаревская считает, что определение базовых компонентов обусловливается требованиями, идущими от ребенка, связанными сего развитием и становлением личности. Отечественной науке предстоит еще обосновать эти требования, но уже сейчас концептуальный подход к воспитанию как формированию культуры и нравственности позволяет определить базовую основу содержания воспитания. Важнейшие базовые компоненты содержания воспитания по Е.В. Бондаревской следующие. Интернализация детьми универсальных общечеловеческих ценностей осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части сохранение совокупного духовного опыта человечества диалог между различными культурами и народами уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности ответственность перед будущими поколениями свобода, братство, равенство, человечность. Овладение детьми сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения 1. Теория воспитания Таблица Модель выпускника школы - человека культуры (по Е.В. Бондаревской) Направления педагогического воздействия Воспитание свободной личности Воспитание гуманной личности Воспитание духовной личности Воспитание творческой личности Воспитание практической личности Характеристика личности (критерии оценки) Высокий уровень самосознания. Гражданственность. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Самодисциплина, честность. Ориентировка в духовных ценностях жизни. Свободный выбор содержания жизнедеятельности Милосердие, доброта. Способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм. Терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близкими дальним. Стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни Потребность познания и самопознания. Потребность в красоте. Рефлексия. Потребность в общении. Поиск смысла жизни. Автономия внутреннего мира, цельность. Развитые способности. Потребность в преобразующей деятельности. Знания, умения, навыки, развитый интеллект. Интуиция, жизнетворчество Знание основ экономики. Трудолюбие, хозяйственность. Компьютерная грамотность. Владение языками мира. Знание народных и религиозных обычаев. Здоровый образ жизни, физическая закалка. Эстетический вкус, хорошие манеры. Обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи. между людьми художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье охрана природы и среды обитания общение с родителями и друзьями совместные экскурсии и путешествия участие в воспитании младших братьев и сестер, оказание им помощи и повседневного внимания. Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры художественных, научных, технических, нравственных путем ознакомления Теория и методика воспитательной работы их охраны, возрождения, воспроизводства в творческих видах деятельности. Формирование опыта гражданского поведения участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, в том числе в ситуациях риска, противодействие аморальным явлениям, отстаивание прав человека. Накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к правами достоинству других людей. Овладение детьми ситуациями реальной ответственности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности. Самовоспитание и самооценка рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирование поведения, овладение способами самосовершенствования, психокоррекции. Такое содержание воспитания гарантирует развитие актив- но-творческих возможностей человека, его интеллектуально- нравственной свободы. Этической доминантой образования XXI в. должно стать осознание каждым личной ответственности за настоящее и будущее планеты. Воспитание может базироваться на разных ценностях трансцендентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности — Истине, Богу социоцентрических (свобода, равенство, братство, труд, согласие, творчество, мир, гуманность антропоцентрических (самореализация, гедонизм, польза, искренность, автономность, индивидуальность). Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы 1. Теория воспитания. Принципы гуманистического воспитания Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира... В.А. Сухомлинский Принципы воспитания — это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строятся процесс воспитания, его содержание и организация. Чтобы проследить динамику принципов воспитания в отечественной педагогике за последние 15 лет, предлагаем ознакомиться с материалами табл. Таблица Выделение принципов воспитания различными авторами Педагогика Под ред. Ю.К. Бабан- М. Коммунистическая целеустремленность и партийность. Связь воспитания си практикой коммунистического строи. Комплексный к воспитанию 4. Единство сознания и поведения Педагогика Под ред. Ю.К. Бабан- Г. Нойцер. 1984 2 1. Коммунистическая целенаправленность Воспитание в труде на общую пользу. Единство развития и коллектива Комппекс- единство всех воспитательных Коммунистическая целеустремленность. Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив. Единство действий всех воспитателей, школы, семьи, трудовых коллективов, общественно- сти Педагогика Под ред. СП. Барано- ва, В.Л. Сласте- нина. 4 1. Коммунистическая идейность, партийность и целеустремленность. Связь воспитания с трудом, практикой коммунистического строительства. Воспитание в коллективе и через коллектив Единство требований и уважение к личности воспитанника Концепция общего среднего образования // Учительская газета, 1988, №100 5 1. Реализм целей. Совместная жизнедеятельность детей и взрослых. Самоопределение. Личностная направленность воспитания Ф. Савину Учительская газета, №5 Дисциплина Естество. Ценность. Активность Битинас Б. Процесс воспитания: приобщение к ценностям. М., 1994 7 1. Гуманистическая направленность. Деятельность на пользу других. Групповая сплоченность воспитанников Систематичность Теория и методика воспитательной работы Продолжение табл. 3 1 5. Воспитание в труде. Воспитание сти в коллективе. Сочетание единоличного руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся. Уважение к ребенка в сочетании с разумной требовательностью. Опора на положительное в человеке возрастных и индивидуальных особенностей Преемственность и систематичность педагогических воздействий. Единство требований и обществен- ности 2 5. Единство цели, со- держания, методов и условий воспитания. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Педагогическое руководство и самодеятельность учащихся. Прочность результатов воспитания. Взаимосвязь всех принципов 5. Учет возрастных особенностей и индивидуальных различий Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности школьника. Уважение к и требования ней. Опора на положительное в человеке 5. Последователь- ность, систематич- ность, единство и непрерывность воспитательного процесса Соответствие возрастными индивидуальным особенностям учащихся. Добровольность воспитательной деятельности детей. Коллективистская направленность деятельности воспитуе- мых детей 7 5. Сотрудничество воспитателей и воспитанников. Результативность. Теория воспитания Даже если не обращать внимания на принцип коммунистической идейности, партийности и целеустремленности, занимающий в таблице первое место (без этого ни один учебник не увидел бы свет, нетрудно заметить, что интерес к личности и индивидуальности воспитуемого проявляется лишь на й позиции. Так было вплоть до решительных перемен в жизни России дог. Коллективистский же принцип был в числе ведущих до 1991 г. Предыдущие разделы учебника доказали, как важно выявить такую систему принципов, которая бы не зависела от частных теорий воспитания и социальных условий, в которых проходит его процесс. История свидетельствует, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизма, усиления нравственных основ образования и воспитания, к культуре. И не только педагогика. Выдающееся творение русского зодчества — храм Покрова нарву (известный как храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве) возведен Бармой и Постником как гимн победе русского национального духа над татаро-монголами; я симфония Д. Шостаковича создана и впервые прозвучала в исполнении оркестра в блокадном Ленинграде в трагические дни января 1991 г, когда КГБ СССР пытался утопить в крови независимость Литвы, в крупнейшем концертном зале Вильнюса звучала симфоническая музыка. С развитием гуманитарной культуры, гуманитаризацией образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности связывают педагоги пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Академик Д.С. Лихачев писал Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей. Поэтому вполне естественно то, что на первое место в воспитании можно поставить принцип гуманизма. По словам СВ. Кульневича, этот принцип предполагает нормальные, а не казенно-официальные отношения между педагогом и воспитанником. Человек, ученик со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями является главной ценностью. С позиций аксиологического подхода гуманность как проявление человеколюбия включает Теория и методика воспитательной работы такие ценности, как достоинство, доброта, обходительность, образованность, духовная культура, утонченный вкус, изысканность речи, учтивость. Возрождая русскую историко-культур- ную педагогическую традицию, при формулировке принципов воспитания просто невозможно обойти стороной тот вклад, который внесли в педагогику крупнейшие писатели, мыслители вв. Человечность как принцип воспитания был сформулирован еще ВТ. Белинским в работе Подарок на Новый год»: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность. Воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека». А в статье о сказках Гофмана и Одоевского Белинский писал: «Под человечностью мы разумеем живое соединение водном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой бы он ни был нации, звания, состояния, возраста... Без этих элементов он не человек». Вторым принципом воспитания является культуросообраз- ность. Изложенная выше концепция воспитания Е.В. Бондарев- ской возвращает образование и воспитание в контекст культуры, и этот ориентир можно рассматривать как принцип воспитания. С этой идеей созвучны подходы к воспитанию Б.М. Неменского, Е.В. Квятковского, ОС. Газмана. Говоря о принципе культуросообразности воспитания, невозможно обойти вопрос о духовном воспитании. Духовность различают светскую и религиозную. В томном Словаре русского языка, изданном в 1985 г, дается следующее определение духовности: «Духовность — интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности. Духовный: а) связанный с внутренним, нравственным миром человека; б) связанный с религией, церковью». Из публикаций советского периода может сложиться ложное представление, что чуть лине все выдающиеся русские педагоги были атеистами или, по крайней мере, небыли сторонниками религиозного воспитания. Однако более близкое знакомство с дореволюционными изданиями показывает другое: русские педагоги признавали важность религиозного образова- 46 1. Теория воспитания ния, но протестовали против неуместных форм, в которых оно осуществлялось государством, и уровня педагогической подготовки церковных служителей. НИ. Пирогову принадлежит мысль Я от души желаю, чтобы все были истинными христианами но еще более желаю, чтобы религиозные истины и чувства укрепили молодое поколение. В статье Вопросы жизни» он писал Вспомним еще раз, что мы христиане, и, следовательно, главной основой нашего воспитания служит и должно служить Откровение...» П.А. Флоренскому принадлежит утверждение «Культура, оторвавшаяся от культа, теряет смысл. О важности религиозного воспитания говорит в книге Этика ПА. Кропоткин. В.Н. Сорока-Росинский относил религиозное воспитание к национальной характерной черте русской семьи. Религиозность создает особый педагогический фон нравственную стабильность, доброту, природосообразность. Поэтому вначале в. С.Н. Булгаков сожалел: «Его (атеизм) мы приняли как последнее слово западной цивилизации. На многоветвистом дереве западной цивилизации, своими корнями идущем глубоко в историю, мы облюбовали только одну ветвь, не зная, не желая знать всех остальных, в полной уверенности, что мы прививаем себе самую подлинную европейскую цивилизацию...» Ныне в России религиозно-духовная ситуация такая же, как и 100 лет назад, характеризующаяся непониманием и невыполнением первой заповеди Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоими всей душою твоею и всем разумом твоим (Матфей, К сожалению, доподлинного возрождения, которое произошло в Западной Европе в результате реформации, нам еще далеко. Философ ЮН. Давыдов замечает Результатом реформации на Западе было появление трудовой этики. Вот проблема, достойная величайших усилий и нашей светской, нашей церковной интеллигенции». Третий принцип воспитания — принцип личностного функционирования. Воспитание как процесс, в который человек погружен с момента своего рождения до самой смерти, имеет множество видов. Каждый из них окрашен собственным смыслом Теория и методика воспитательной работы Обобщенно воспитание можно представить как стихийное (воспитание средой — социальным, экономическим, географическим, культурным и другим окружением) и организованное (семейное, школьное, политическое, клановое, мафиозное. Школьное воспитание зависит во многом от личности учителя и условий его деятельности. Однако наибольшую научную разработанность, отраженную в учебниках педагогики, получило воспитание как целенаправленное формирующее воздействие посредством передачи заготовок-образцов: сознания, поведения, организации деятельности. Современный заказ школе предполагает, что воспитание не может ограничиваться формированием сугубо исполнительских функций сознания. Воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека. Функциями, проявлением которых определяется понятие творческая личность, являются мотивирующая, опосредующая, коллизийная, рефлексивная, критическая, смыслотворческая, ориентирующая, преобразующая, самореализующая, духовная. |