Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному
Скачать 1.75 Mb.
|
23 Теория и методика воспитательной работы К.Э. Циолковского (1857-1935), В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского (1897-1964). Примечательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в Космос, уже с середины прошлого века вызревало уникальное космическое направление научно-философской мысли. По мнению «космистов», человек — это существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко несовершенное, но вместе стем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мирно и собственную природу. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духов- ных сил, об управлении духом материи и одухотворенности мира и человека. Николай Федоров впервые в истории эстетических учений увидел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением. Такая точка зрения философа вытекала из его общей концепции мира, в которой силам падения (энтропии) противостоят созидательные силы «восстания». А.Л. Чижевский создал теорию невероятной предсказатель- ности: жизнь биосферы и социальные ритмы зависят от ритмов Солнца. Он утверждал Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца - этой грандиозной совокупности туманностей и звезд, Солнца и планет». В.И. Вернадский появление разума по значимости считал таким же важным, как и возникновение жизни на Земле. Он утверждал, что биосфера как планетная организация жизни есть часть космической организованности, поэтому жизни не может быть получена только путем изучения живого организма». Общее для всех «космистов» — они не воспринимали природу как орудие, годное лишь на то, чтобы почтительно ублажать новоиспеченный венец творения, набравшийся, на ее беду, порядочной силы и наглости. Природа — не служанка, но сестра Человеку. Она — такой же субъект, такое же уникальное Я 1. Теория воспитания как и Человек, только множественное, совокупное. Роль Человека в ней — не эксплуатировать, а освободить ее от рабства тлению закона энтропии, умирания, распада. В философском наследии русского религиозного возрождения, которое представлено творчеством НО. Лосского (1870— 1965), НА. Бердяева (1874-1948), ПА. Флоренского (1882-1943), И.А. Ильина (1883-1954), С.Н. Булгакова (1871-1944) и др, также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется ввиду то склонение в русской православной философии, которое НА. Бердяев называл «космоцентрическим, узре- вающим божественные энергии в творном мире, обращенным к преображению мира, и антропоцентрическим, к активности человека в природе и обществе. Именно здесь ставятся проблемы о космосе и человеке, разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой в том, что конец истории зависит и от творческого акта человека. Человек - эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мири все великие исторические эпохи, — писал в книге Смысл истории НА. Бердяев. Он утверждал также Цивилизация обезличивает. Личное начало раскрывается лишь в культуре». В одной из лекций, прочитанных в 1919-1920 гг., Николай Александрович Бердяев провозгласил В центре мира стоит Человек, и судьба Человека определяет судьбу мира, через него и для него. Нона вершине новой истории личность человеческая чувствует все больше и больше рабство и у природы, и у общества. Человек становится рабом созданной им машины и созданной имматериальной социальной среды. Народ наш должен пройти через великое покаяние. Как бы предвидя будущее планеты, Бердяев вопрошал Человек переживает состояние агонии, он вот-вот уйдет из жизни. Но он все равно хочет знать, кто он, откуда он пришел и куда идет Главная идея Бердяева — это свобода духа человека, его сознания. В книге Царство Духа и царство кесаря, за написанием которой философ и умер виз- гнании, Бердяев пишет В новом советском человеке происходит Теория и методика воспитательной работы не только страшное умаление свободы, но исчезает самый вкус свободы, самое понимание того, что такое свобода. Но это меньше всего означает появление свободного человека». Беспокоясь о духовности общества, И.А. Ильин в работе «Творческая идея нашего будущего тоже говорит о значении культуры В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, — нив народной школе, нив гимназиях, нив профессиональных училищах, нив университетах. Ильину принадлежит мысль о том, что первые движущие силы — любовь и вера через это — жертвенность. Из внутреннего огня создается голос совести — не укоряющий, а властью бросающий нас в самое верное и лучшее извоз- можных деяний и делающий невозможными дела злобы и коварства. По мнению НА. Бердяева, любовь — акт творческий, созидающий иную жизнь. В любви утверждается личность, единственная, неповторимая. С.Н. Булгаков считал, что народное мировоззрение и духовный уклад определяются Христовой верой. Как бы ни было, далеко здесь расстояние между идеалом и действительностью, нормой является христианское подвижничество. Общим для воззрения русских религиозных мыслителей было то, что они признавали — вся Россия создана силой русского духовного характера, вся история России есть победа духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами. В.И. Ленин (1870-1924) создал концепцию человека — строителя коммунизма. Он пытался построить жизнь человека и общества по одной схеме, что по своей сути абсурдно и неправомочно. Это тем более преступно, если учесть, что Ленин выдавал себя за человека с юридическим образованием. Почти все рассмотренные концепции развертываются вокруг трех философских категорий доброта, истина, красота. Так обретается человеческий образ, актуализируется человек. Отсюда можно протянуть нити к определенному типу личности 1. Теория воспитания. Личность ребенка в воспитательном процессе Человек — это загадка, ив основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой. Томас Манн Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом — изменение психологических характеристик личности. Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, те. параметров актуальных и откристаллизованных отношений между людьми. Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью существа, которое может выступить причиняющей силой. Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе. Воспитание — это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность Теория и методика воспитательной работы невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности. С этих позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания. Гуманистическое воспитание личности предполагает иное формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность. Уже в этих установках присутствует личность воспитанника. Введение личности воспитанника в модель воспитания не проходит бесследно для его логики. Личность воспитанника творец самой себя. В механизмах гуманистического воспитания она выступает действенной силой. Задача стимулировать ее активность есть основная цель гуманистического воспитания. Формирование целостной, всесторонне развитой личности цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности... Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие в личности самопознание самовыражение самоутверждение самоопределение самореализация саморегуляция. Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый 1. Теория воспитания образ, идеал школьника, а недействительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка только через его отношение куче- нию, те. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Надо же видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности. Эта проблема настолько важна, что в западных странах возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить ребенка от любых воспитательных воздействий. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, ноне воспитывать. У них есть антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая ассоциация в Австрии называется Дружба с детьми. Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности представляется сомнительным. Сточки зрения этой ассоциации, воспитание — это целенаправленное насилие, разрушающее личность ребенка. Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как воздействия взрослых на детей, сотрудничества. Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации личности. Если придерживаться такой позиции, тоне возникнет никаких разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания. Основные функции воспитания. Сохранение, передача и воспроизводство культуры. Обеспечение исторического процесса смены поколений, т. е. социализация личности. Социализация — это обеспечение вхождения ребенка в жизнь (мы ведь нередко готовим мар- гиналов — людей, не вписывающихся в общество. Развитие творческого потенциала личности, защита и охрана ребенка. Эти функции можно сформулировать короче созидательно-культурная, • социализации и адаптации человекообразующая. 29 Теория и методика воспитательной работы Таким образом, от воспитательных функций школу освободить нельзя. Несмотря на недостатки Марксовой концепции человека как объектной концепции, отрицать ее полностью тоже нельзя. Многое в этой концепции до конца еще не прочитано. Да и лучше Маркса человека как социализированное существо еще никто не описал. Концепция биосоциального человека воплощается в способности воздействия человека на обстоятельства (окружающую жизнь) и человека, те. в личность авторитарную. Ведь такой человек все время борется с обстоятельствами. Авторитарная личность — это порождение нашего массового воспитания. В 1956 г. в США были выполнены исследования, вылившиеся в книгу Т. Адорно Авторитарная личность. Согласно его утверждениям, авторитарная личность — это личность конвен- опирающаяся на нормативы, правила, конвенции и другие документы и не допускающая никаких отклонений от них. Эта личность делит людей на своих и чужих. Она негативно относится к инакомыслию и национальным меньшинствам; постоянно нуждается в сильном лидере, наделяет его только положительными чертами и не допускает его критики. Она характеризуется неразборчивостью в области сексуальных отношений, повышенным интересом в сфере власти, косностью. То есть это личность подавляемая и сама склонная к подавлению. Это типичный «Хомо советикус». Концепция религиозного человека формирует личность аскетическую, чуждую радостям, но целеустремленную. Концепция Ф.М. Достоевского формирует личность духовно богатую. Здесь — и сознание, и культура. Концепция психоаналитическая ведет к личности, способной осознать, что происходит с человеком, перейти от бессознательного к сознательному. То есть формируется личность культурная, сознательная, рефлективная. Рефлективность — это способность к раздумьям, к самоанализу. Даже этот неполный прогноз дает представление о том, как важно выбрать концептуальный подход в воспитании. И. Кант разделил вопрос Что такое человек натри составляющих: Что я могу знать Что я должен делать На что я смею надеять- 30 1. Теория воспитания СЯ? Сопоставляя различные концепции человека, нетрудно заметить, что на вопросы В чем смысл жизни, В чем истина?», «В чем спасение Человека большинство из них отвечают «В культуре ив Боге». Обозревая все поиски образа человека и помня, что мы работаем не в религиозной, а в светской школе, можно прийти к выводу о том, каковы главнейшие цели воспитания. Несомненно, мы должны быть причастны к концепции человека культуры. Древнейшие модели человека культуры описаны в трудах Платона и Конфуция. Конфуций (Кун-цзы) жил с 551 по 479 г. дон. э. Написал книгу по философии, Изречения, Афоризмы, Мысли мудрых людей. Он считал, что нравственный принцип начинается вот- ношениях между мужем и женой, но пронизывает всю Вселенную и завершается лишь в глубинах ее. Основные элементы конфуцианства Жень — благоволение к окружающим, великодушие Цзюнь-цзы — идеальный нравственный характер, благородный муж Ли — принцип взаимного уважения и почтения Дэ — нравственная сила примера без применения насилия, воспитание ума и характера Вэн — признание силы искусства. Платон (427-347 дон. э, описывая совершенную добродетель, видел в ней четыре рода разумение, справедливость, мужество и здравомыслие. Способности он тоже видел в четырех вариантах ум, тело, умение воевать и иметь богатство, умение творить и терпеть. В целом, говоря о человеке, Платон делил данные ему блага на душевные и телесные. Душевные — это справедливость, разумение, мужество, здравомыслие и т. п. Телесные блага красота, хорошее сложение, здоровье, сила. Обобщая эти модели, можно так сформулировать черты, определяющие древнейший образ человека культуры глубокое и длительное образование развитые способности истинная нравственность в поступках и жизни Теория и методика воспитательной работы забота о своей закалке и физическом здоровье умение управлять людьми (у Конфуция, например, особо были сформулированы пять качеств для государственного управленца). В дальнейшем, по мере зарождения религий, эту модель дополнило новое качество — духовность (религиозность, а в средние века, по мере формирования цехов и специализации производства профессиональная подготовленность. В XX в. в нашей стране произошло катастрофическое разрушение этой модели. Вначале она стала делиться на две части, и стали говорить Человек культурный — это человек образованный+ специалист. Км гг. первая часть стала угасать. Постепенно дошли до того, что человек культурный — это образованный специалист. К началу Великой Отечественной войны в сознании нашего общества твердо закрепилось, что человек культурный — это специалист (и даже короче — «спец»). В наши дни актуализируется задача возрождения образа человека культуры. Однако прежде чем поставить цели и задачи воспитания, необходимо обеспечить определенность и диаг- ностичность цели, учитывая сензитивные периоды развития личности. Эти периоды особенно чувствительны к воздействиям определенного плана. Сензитивные периоды связаны с тем, что на первый план выдвигаются либо биологические, либо социальные задачи. Почти у всех людей обнаруживается ступенчатость хода жизни, или волнообразное течение, которое проявляется в существовании особых узловых точек, соответствующих годам жизни 6-7 лет, 12-13, 18-19, 25-26 лети далее. Период примерно влет. Эти узловые точки характеризуются тремя главными признаками прояснением и усилением духовной жизни качественными изменениями относительно других узлов особой чувствительностью организма. Принцип сензитивности был сформулирован вначале века М. Монтессори ив дальнейшем развит японским педагогом Суд- зуки, который, оттолкнувшись от принципа освоения родного языка, сделал вывод, что для каждой способности есть свой сензитивный период развития. Некоторые авторы называют 1. Теория воспитания период сензитивности не влета в 2-3 года. И это соответствует действительности. Цели воспитания нужно индивидуализировать не только с учетом возраста ребенка, но и его пола у мужчин в характере преобладает стремление взять на себя все трудности, ау женщин во всем поддержать домне случайно ведь в древности женщина называлась «берегиней»). Когда мы говорим о воспитании, о становлении личности, необходимо признавать роль наследственности, роль среды и роль воспитательной работы. В заключение следует подчеркнуть, что многое в человеке зависит оттого, какие подходы были ведущими в его воспитании. Педагоги различают личностный, ценностный (аксиологический) и деятельностный подходы. Весь драматизм деятельностного подхода в воспитании российское общество пережило в 20—80-е гг. текущего столетия. Последствия «деятельностной» педагогики будут давать о себе знать еще много десятилетий. В цивилизованной стране доминирующими должны быть личностный и аксиологический подходы. Неслучайно в стране появились сейчас сотни экспериментальных школ личностно-ори- ентированного и личностно-развивающего обучения. Педагогика должна оперировать не только понятиями обучение, воспитание, но и такой категорией, как культура. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской) Бойся думать безучастия сердца. ММ. Пришвин Нравственность — это разум сердца. Г. Гейне Концептуальные подходы к воспитанию отличаются удивительным многообразием, что обусловлено полиэтническим характером нашего общества, пестротой природных условий № 33 Теория и методика воспитательной работы различием представлений об актуальности тех или иных общественных проявлений. Достаточно сказать, что в Трудах Всероссийской конференции по проблемам воспитания в обновляющейся системе образования, проходившей в марте 1993 г. в Ростове-на-Дону, было опубликовано 12 концепций воспитания. Среди них заслуживают внимания Социальное воспитание учащихся коллектива авторов под руководством проф. Б.П. Бити- наса, Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника В.М. Короткова, концепция эстетического воспитания Е.В. Квятковского, Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе Б.М. Неменского, Целостная система воспитания И.П. Иванова. Но бесспорное всеобщее признание в процессе обсуждения концепций воспитания на этой конференции получили идеи, сформулированные членом-корреспондентом РАО, профессором Ростовского педагогического университета Е.В. Бонда- ревской. Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе. Это теоретическое определение Е.В. Бондаревской естественным образом приводит нас к тому, что основной вопрос концепции — какова цель воспитания и каковы способы ее достижения. В работе Детская психология Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и уга- шение нежелательных. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания определяются социальным заказом, ведь назначение воспитания формирование такой личности, в которой нуждается общество. В философии цель определяется как мысленный идеал, для достижения которого люди выполняют определенные действия, организуют деятельность как собственную, таки других людей. Следовательно, цель воспитания — это представление обиде- альном воспитуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к деятельности, предопределяет цели, содержание и способы воспитания. При этом результаты воспитательной 1. Теория воспитания деятельности — знания, умения школьников, их физическое, нравственное развитие — сопоставляются как с частными, промежуточными целями, таки с конечной целью — образом идеального ребенка. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой деятельности вос- питателей. В предыдущем разделе были определены характеристики человека культуры, отфильтрованные мировой цивилизацией. Поэтому цели воспитания могут быть в той или иной степени уже обрисованы. Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Е.В. Бондаревская отмечает, что в современной российской школе идет не только демократизация и обновление учебного процесса, но и происходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства. Как свидетельствуют социологические исследования (табл. 1), несмотря на все экономические и политические трудности, мы отходим от идеалов социализма и возвращаемся в русло общечеловеческих и русских национальных ценностей. Ведь еще НО. Лосский в книге Характер русского народа отмечал такие национальные добродетели, как религиозность, способность к высшим формам опыта, эмоциональность, свободолюбие, народничество, доброта, даровитость, мессианизм и Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, в ученической среде появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой — многие начинают понимать, что ив условиях рыночной экономики вечные общечеловеческие ценности могут ярко расцвести и дать хорошие всходы знания, предприимчивость, деловая порядочность, творческий характер мышления, саморегуляция крайне необходимы деловому человеку. Его имидж включает не только профессионализм, внешность, культуру речи, но и общую культуру. То есть современная социально-педагогическая ситуация в России, по мнению Е.В. Бондаревской, формирует альтернативный 35 Теория и методика воспитательной работы по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает неосвоенные практикой задачи, связанные с воспитанием делового человека. В этом нетрудно убедиться, посетив ряд школ Ростова-на-Дону. Учащиеся лицея при университете настояли на том, чтобы курс Имидж преподавался не только в м, но ив м классе. Они весьма серьезно относятся к предмету Дизайн жилой среды, понимая, что культура среды отражается на культуре общения, на общем настроении ив конечном счете — на результатах труда. Во многих школах, даже неэлитарных, по настоянию родителей иностранный язык введен в учебный план с 1 класса. Есть немало примеров, когда по инициативе учащихся и родителей введено изучение второго иностранного языка. И это в классах, вовсе не ориентирующихся на филологическое образование. Водной из школ Ростова-на-Дону, где ведется углубленная подготовка по немецкому языку и осуществляется периодический обмен учащимися с русскоязычными школами Швейцарии и ФРГ, замечено усиление интереса не только к немецкому, но и к русскому языку и литературе. На вопрос учителя, чем объяснить этот факт, ученицы, побывавшие в Швейцарии, ответили лаконично Стыдно быть некультурным». Е.В. Бондаревская предлагает формулировать концепцию воспитания в следующей логической последовательности анализ современной социально-педагогической ситуации критическое переосмысление идеологии современного воспитания, его целей, функций и задач определение базового компонента содержания воспитания обоснование методов и технологий воспитания выявление критериев воспитанности учащихся. В советское время, став полностью государственным учреждением, школа не могла влиять на науку, которая ее обслуживала. Наука о воспитании была подменена государственной (коммунистической) идеологией, и на практике вместо законов воспитания стали действовать идеологические императивы. Основными принципами воспитания были провозглашены классовый подходи коренное отличие советского воспитания от воспитания всех эпохи народов 1. Теория воспитания Целью воспитания стало формирование нового человека», борца и строителя коммунизма, свойства и качества которого противопоставлялись общечеловеческим гуманизм социалистический и гуманизм буржуазный. Корни такой идеологии шли от выступления И. Сталина у гроба вождя мирового пролетариата, в котором он заявил Мы, коммунисты, — люди особого склада, мы скроены из особого материала...». Основой воспитания стал всемогущий коллектив. Действовал постулат коллектив — цель, средство и результат воспитания. Личность стала рассматриваться как производное от коллектива. В воспитании были забыты народные обычаи, национальные традиции. Создавалась идеологическая иллюзия о бесконфликтности процесса смены поколений и непротиворечивости вхождения молодежи в жизнь общества. Культивировались воинствующий атеизм, борьба с буржуазной идеологией, подмена прав революционной моралью. Аксиомой стала партийность педагогики как социальной науки, вся технология воспитания стала укладываться в привычные педагогические действия потребовать, подсказать, наказать, направить. В результате возникло рассогласование между практикой и педагогической теорией, которая вопреки действительному положению дел стала ориентироваться на идеальную модель воспитания, утверждая, что школа воспитывает свободную, всесторонне развитую личность. На самом же деле традиционная практика воспитания была весьма далека от этой цели, так как она воспроизводила исполнителей, действующих по принципу ты должен, а не ты можешь не проводила учащихся через процедуры жизненного, нравственного и профессионального самоопределения представляла набор стандартных способов воспитательной работы, отчуждающих ребенка от образовательного процесса (Орленок, Зарница, Экспедиции патрулей и др оценивала работу воспитателя по валу, те. по показателям мероприятий и видов деятельности, без учета особенностей воспитуемых, что приводило к дегуманизации воспитания Теория и методика воспитательной работы ориентировала на включение молодежи в социальную жизнь в репродуктивном (а не в творческом) статусе. Такой анализ советской педагогики последних лет, выполненный Е.В. Бондаревской, позволил учителю средней школы Г.Г. Ла- рину из Ростовской обл. представить графически программный принцип воспитания позиций сегодняшнего дня (рис. Рис. 1. Программный принцип воспитания, разработанный Г.Г. Лариным на основе концепции Е.В. Бондаревской Из этой схемы видно, что в отличие от традиционного утверждения Ты должен, свойственного советской педагогике, утверждение Ты можешь характерно для нетрадиционной, инновационной педагогики, а вопрос Ты хочешь — для новой практики восстановления воспитания как фактора отношений. Каждый человек имеет реальную возможность быть яркой индивидуальностью, так как его формируют среда, генотип и субъектность. Одной из важнейших задач воспитания как человекообразу- ющего процесса является, согласно концепции Е.В. Бондаревс- кой, его возвращение в контекст культуры. Необходима интеграция образования в культуру. Это означает его ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания обучения и воспитания. Гуманитаризация образования означает насыщение учебного плана предметами о человеке (психология, экология челове- |