Главная страница

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному


Скачать 1.75 Mb.
НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному
Дата11.03.2021
Размер1.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаteoriyametodikavospitaniya2002.pdf
ТипУчебное пособие
#183782
страница8 из 24
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24
2. МЕТОДИКА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Парадоксы методики воспитания
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
О. Уайльд
В условиях тоталитарного общества методика воспитательной работы представлялась довольно простой и бесконфликтной.
Создавалось впечатление, что реализовать идею формирования
«всесторонне развитой личности не так уж сложно, если овладеть такими приемами воспитания, как политические информации, политические кружки и клубы, ленинские уроки и чтения,
ленинские зачеты, агитколлективы, читательские конференции,
комсомольские собрания, пионерские сборы, классные часы,
переписка школьников, встречи с передовыми людьми и др. (перечисление взято из книги НИ. Болдырева Методика воспитательной работы в школе»).
Даже в фундаментальной книге Ю.К. Бабанского Методы обучения в современной общеобразовательной школе чувствуется некоторое упрощение в трактовке методики образовательного процесса Метод деятельности — это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели.
Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат. Эта заявка на уверенный и кратчайший путь сделана автором уже на третьей странице учебника, изданного в 1985 г.
Пристальное изучение имеющейся теоретической литературы и накопленного педагогического опыта убеждает в сложности образовательно-воспитательного процесса ив наличии ряда парадоксов. Профессор Московского открытого педуниверситета
Б.З. Вульфов сформулировал три из них
Теория и методика воспитательной работы положение методики воспитания в соотнесении с теорией и практикой воспитания представления о роли и функциях главного носителя методики воспитания — воспитателя-методиста;
• представления о специальной его подготовке.
Эти разные предметы проходят по разным ведомствам, но несогласованность в деятельности этих ведомств работает, по мнению Б.З. Вульфова, против науки, школы, учителя и — совокупно против и без того обиженного сегодня детства.
Первый парадокс состоит в том, что именно методика воспитания делает возможной практико-ориентированность теории воспитания и наукоемкой, творческой практику воспитания.
Если воспитание — целенаправленное создание условий на формирование личности, то методика воспитания — наука об адекватных способах решения воспитательных задач в конкретных условиях.
Теория воспитания рассматривает общие педагогические закономерности этого процесса, его сущность и содержание, структуру и результаты, обосновывает общепедагогические требования к технологии этого процесса. Теория объективирована и потому относительно устойчива консервативна, хотя и динамична, способна к переменам не один век живы классно-урочная система, обоснованная Я. Коменским, идеи свободного воспитания Ж.Ж. Руссо или педагогика среды С. Шацкого. Жизнь дает лишь новые их модификации.
Практика воспитания может быть представлена как реальное осуществление реальными людьми в конкретных условиях целенаправленного духовного воспроизводства новых поколений.
В живой ткани этого процесса реализуются цели и задачи, принципы и содержание, методы воспитания. Практика более субъективирована и потому более подвижна и изменчива, чем теория,
хотя это не лишает ее устойчивых связей и зависимостей при всем многообразии ситуаций и условий. При этом методика не- сводима ник одной из своих составляющих — ник организаторской науке, ник правилам межвозрастной коммуникации или к идеям адекватности формы. Методика — это синтез, единство,
и это составляет ее качественное своеобразие как всякой технологии и как технологии воспитания

2. Методика воспитательной работы
Содержание методики воспитания весьма разнообразно, и
Б.З. Вульфов выделяет три наиболее важных блока диагностический, конструктивный и творческий.
Диагностический блок — это обобщение и осмысление конкретного опыта, который всегда не сумма, а интеграция апробация новинок, те. определение не столько факта новаторства, сколько рациональных сферы и меры его распространения описание и накопление методически ценной информации в виде банка знаний.
Конструктивный блок — подготовка рекомендаций с учетом региональных особенностей анализ и рекомендация адекватных методов и форм воспитательной работы, те. целенаправленная организация передового педагогического опыта определение перспектив и технологии овладения профессиональным мастерством;
в целом — развитие индивидуального творчества каждого учителя.
Творческий блок еще более массивный. Теория дает методике научный фундамент, профессиональный образ мышления,
набор идей и зависимостей, переводимых на технологический уровень для передачи непосредственно в практику. Но всемогущая в своих абстракциях теория оказывается бессильной без методики Однако и методика бессильна, если не опирается на знание общего. Конкретные приемы, способы деятельности,
отношений, уже сложившиеся в предшествующем опыте, традиционные для воспитания, а то и новые для конкретного субъекта, существенно упорядочивают процесс, совершенствуют его течение. Без этого практика захлебнулась бы в откровенной эмпирике, и успешные решения стали бы делом случая. Но и методика, лишенная практической реализации, превратилась бы в чистейшую схоластику, интересную разве что ее авторам.
Болезни методики, ее бедность — обязательный результат и показатель не только однообразия или бесплодности науки, но и их обоюдного равнодушия. И наоборот, добротная методика выступает одним из мощных стимуляторов и научного поиска,
и новаторства практики, выводя последнюю из сферы сугубо эмоционально-оценочной в сферу рационально-аналитическую ив тоже время придавая жестким формулировкам теории воспитания профессиональную душевность.
Второй парадокс состоит в следующем. Областью деятельности определяются функции специалиста, поэтому интерес
Теория и методика воспитательной работы
представляет сравнение функций методиста и ученого или учителя. Индивидуальное творчество и ученого, и педагога едва лине в первую очередь обусловлено их взаимодействием. с методистом. Ученый — это прежде всего исследователь практики воспитания, закономерностей ее развития от прошлого через настоящее в будущее. Он может и не реализовать свои идеи, но должен владеть методологией и способами исследовательской деятельности выдвинуть гипотезу, обосновать пути и условия доказательства, разработать концепцию. Учитель — это прежде всего практик, осуществляющий воспитание, в бесконечных импровизациях повседневности опираясь на концепции, на педагогический опытно в своих неповторимых условиях. Он может и не быть творцом идей или частных гипотез, но он всегда творец собственной практики. Методист — это специалист, владеющий методикой, призванный приобщить к ней других, ориентируя их на индивидуальное творчество воспитания. Для успеха дела ему необходимо и знание методики и методологии воспитания, и методики научного исследования, и практическое владение технологиями. Такие сложные функции приводят к тому, что на должности методистов крупных школ или районо педагоги идут неохотно.
Идеальный случай — сочетание водном лице ученого, методиста и учителя. Деятельность методиста тогда результативна,
когда возникает и успешно реализуется творческий поиск учителя, ученого, с которым он работает. Еще большие возможности школа получает тогда, когда в ее штате или хотя бы на началах творческого сотрудничества имеется работник вузовской кафедры. Ростов-на-Дону накопил в этом плане уникальный опыт:
практически все сотрудники кафедры педагогики РГПУ работают по совместительству в школах города на должностях заместителей директоров школ по научной работе или на правах научных консультантов. Такого масштабного охвата педагогической практики вузовским патронажем не знает ни один город России.
И положительный результат налицо — более половины городских школ являются экспериментальными площадками городского или областного значения. Многие руководящие работники школ и творчески работающие педагоги учатся в магистратуре и аспирантуре кафедры, некоторые уже защитили кандидатские диссертации и продолжают свою деятельность на школьной стезе

2. Методика воспитательной работы
В свою очередь школы являются великолепной базой студенческой педагогической практики.
Таким образом, без сильной, развитой методики воспитания нет ни продуктивной теории, ни эффективной практики воспитания. Без взаимодействия с методистом-воспитателем нет подлинного творчества ни учителя, ни ученого. Без опоры прежде всего на собственные резервы — потребности, опыт, знания ме- тодиста-воспитателя невозможна его целенаправленная и эффективная профессиональная практика.
В последующих разделах (2.2-2.9) рассматриваются различные аспекты воспитательной работы эстетический, экологический, экономический и другие. Такое дифференцированное рассмотрение продиктовано чисто педагогическими соображениями для удобства изучения студентами. Само собой разумеется,
что воспитание как сложнейший процесс совершенствования личности ребенка должно осуществляться комплексно, с учетом личности ребенка, его возраста, особенностей ситуации, индивидуальности педагога и других факторов. Эстетическое воспитание учащихся. Несколько слов об эстетике

Мир будет счастлив только тогда,
когда у каждого человека будет душа художника.
Огюст Роден
Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.
В.А. Сухомлинский
«Эстетикос» по-гречески означает имеющий отношение к чувственному восприятию».
Эстетика — это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования
Теория и методика воспитательной работы
мира по законам красоты, об общих закономерностях искусства. В Кратком словаре по эстетике читаем Эстетика наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей».
Термин эстетика введен в научный обиход немецким филосо- фом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г, но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. С тех пор, как появилась эстетика, идут бесконечные споры что же такое прекрасное, ведь его не почувствуешь материально.
Прекрасное — это то, что в наивысшей степени соответствует глубинным человеческим потребностям, представлениям, целям. То есть прекрасное — функция соответствия между природой и человеком, предметом и человеком, и т. п. На древнейших рисунках мы видим процесс труда люди рисовали то, чем занимались охотой, рыболовством, земледелием. И трудно не согласиться с определением красоты, сформулированным Н.Г. Черны- шевским: Красота спасет мир».
Однако понятие о красоте субъективно. На определение прекрасного существенное влияние оказывают целый ряд социаль- но-психологических обстоятельств (эпоха, национальные и расовые факторы, классовая принадлежность, мода, индивидуальные психологические особенности личности).
Красота — понятие расплывчатое. Более конкретное — совершенство. Если человек достигает в своем деле совершенства,
он достигает прекрасного. Иначе можно сказать эстетика — это философия искусств. Эстетические знания нужны любому школьнику. Хотя они не заменят уроков литературы, истории,
труда, искусства, где он сталкивается с непосредственными проявлениями красоты, все же они послужат дополнением к ним,
путеводителем по стране прекрасного. Эстетическое воспитание на примере уроков физики

В процессе преподавания физики нам представляется целесообразным сделать акценты наследующих эстетических моментах

2. Методика воспитательной работы
Излагая вводную тему Что изучает физика, следует показать ленту, выпущенную Всесоюзной студией Диафильм. Вовремя демонстрации фильма нужно обратить внимание детей на красоту явлений природы, заметить, как эти элементы природной красоты человек использует, создавая на основе физических знаний самолеты, ракеты, корабли, станки и машины.
В разделах Строение вещества, Взаимодействие тел»,
«Тепловые явления можно акцентировать внимание на том, как знание физики помогает архитекторам. Воплощая свой художественный замысел, архитектор должен знать многие свойства строительных материалов плотность и упругость, прочность и теплопроводность, линейное и объемное температурные изменения. Современные материалы — стекло, алюминий, пенобетон,
природный камень и искусственный кирпич — все они подвергаются сложной физико-технической экспертизе.
В длинных зданиях через каждые 46-60 м предусматриваются осадочные швы, фермы больших перекрытий (как и мостов)
ставятся накатки, а не заделываются наглухо в стены, для уменьшения нагрузок на фундаменты применяются облегченные материалы, и т. д.
В теме Различные состояния вещества процитируйте рассказ ММ. Пришвина Кочки оттаивают Когда мороз сошел,
то кочки обдались росой и засияли на солнце, а когда разогрело, то от каждой повалил легкий пар, как будто каждая кочка,
спасенная солнцем, облегченно вздохнула».
Пусть дети объяснят причины этих явлений.
Изучая движение молекул, прочтите фрагмент из Драмы на охоте А.П. Чехова От окна до моей кровати шел широкий солнечный луч, в котором, гоняясь одна за другой и волнуясь, летали белые пылинки, отчего и сам луч казался подернутым матовой белизной. Ведь это описание броуновского движения При раскрытии темы обратите внимание на чудо-красоту природы,
на ее талант все молекулы одного вещества одинаковы, а какие фантастические узоры строит природа из молекул, например,
при замерзании воды!
Изучая физику в м классе, дети знакомятся сплавлением и отвердеванием тел. Симметрия процессов плавления и кристаллизации, парообразования и конденсации после графической
Теория и методика воспитательной работы
иллюстрации усваивается прочно. Нужно только обратить внимание детей на красоту симметрии графиков и указать, что суть здесь в участках разрушения и восстановления порядка частиц кристаллов, чего мы не наблюдаем у аморфных тел. Симметрия самая популярная категория эстетики.
В теме Смачивание. Капиллярные явления, раскрывая сущность этих процессов, можно продемонстрировать работы всемирно известных художников. Ведь не только благодаря их таланту, но и благодаря использованию природного свойства смачивания — существуют и знаменитая Джоконда, и прекрасные произведения Левитана, Шишкина, Петрова-Водкина и др.
Изучая Инерцию, прочитайте фрагмент из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина»: «Вронский знал, как много быстроты прибавила его лошадь. Канавку она перелетела, как бы не замечая. Она перелетела ее, как птица нов это самое время Вронс- кий, к ужасу своему, почувствовал, что, не поспев за движением лошади, он, сам не понимая как, сделал скверное, непростительное движение, опустившись на седло. Он понял, что случилось что-то ужасное. Он не мог еще дать себе отчета в том, что случилось. Вронский касался одной ногой земли, и его лошадь валилась на эту ногу. Она упала на один бок, тяжело хрипя. Она затрепыхалась у его ног, как подстреленная птица. Неловкое движение, сделанное Вронским, сломало ей спину. Но он это понял после».
Пусть дети объясняют причину происшедшего.
При изучении силы тяжести уместно использовать некоторые сведения из области архитектуры. Ведь гравитация — это не только физическое явление, но и эстетика.
В прежние времена представление о красивой монументальной архитектуре было связано с представлением о массивном.
Чем массивнее, тяжелее здание, тем оно считалось монументальней и выразительней. Сила тяжести не только учитывалась в строительстве — она подчеркивалась в образе здания или сооружения. Египетские пирамиды, греческие храмы, римские сооружения, итальянские палаццо — это своеобразные памятники,
посвященные преодолению человеком силы земного тяготения.
А сколько материальных средств было принесено в жертву этим представлениям о красоте уже в нашу эпоху Порой на это

2. Методика воспитательной работы
уходило до 50% общей стоимости постройки. Взять хотя бы архитектуру х гг. Жилые здания или гидросооружения Волго-
Донского судоходного канала строились не только с архитектурными излишествами, но и с большими коэффициентами запаса прочности.
Однако существовала и другая тенденция. Хотя человек поклонялся тяжести, его не покидало стремление вырваться из ее оков. Так появились башни до неба, готические храмы, поражающие своей легкостью.
В архитектуре существовали две тенденции одна — опоэтизировать победу человека над силой тяжести, другая — дема- териализовать массу, опоэтизировать легкость.
К гравитации можно подходить по-разному. Ив зависимости оттого, как именно мы ее учитываем, меняется наша эстетика. Можно поставить предмета можно его повесить. Древние зодчие дома и сооружения ставили на фундамент. Современной архитектуре стали свойственны и висячие конструкции. Например, висячий мост через реку Гудзон в Нью-Йорке — это две мощные опоры на расстоянии более 1 км друг от друга, через них перекинуты две цепи, к которым подвешена проезжая часть моста.
По такому же принципу Крымский мост в Москве,
мост через реку Даугаву в Риге.
В Советском павильоне на Брюссельской выставке 1958 г. стены висели, не касаясь земли. Здание может дышать (висячая стена, подвешенная подобно ковру).
Итак, родилась идея висячего дома. Их сейчас немало в
США, Франции, ФРГ, Голландии, в ряде стран Африки. Много таких высотных домов построено ив России.
Практика показала, что благодаря замене обычных колонн,
работающих на сжатие и продольный изгиб, подвесками, работающими на чистое растяжение, экономится значительное количество дефицитной стали. Кроме того, отказ от громоздких колонн позволяет увеличить полезную площадь на Открытый первый этаж улучшает условия в районах густозаселенной городской застройки. На 60% снизились сроки строительных работ, на 25% — потребность в квалифицированных рабочих
Теория и методика воспитательной работы
Итак, сегодня в архитектуре мы стремимся не положить тяжесть, а повесить ее.
Объясняя тему Сложение сил. Равнодействующая сила»,
используйте в качестве наглядных пособий картины И. Репина
«Бурлаки на Волге и В. Перова «Тройка».
Изучая давление жидкостей и газов, расскажите детям об архитектуре из воды, воздуха и пленки. Всем известны детские надувные игрушки петухи, зайцы, куклы, автомобили, Дед-
Мороз. Однако сегодня надувными бывают не только игрушки.
Существуют надувные шины, лодки, антенны, овощехранилища,
выставочные залы, склады, плавательные бассейны. Существует самолет, созданный из воздуха и пленки. Существует мост из воздуха и пленки. Создан проект метровой пленочной башни, надутой легким газом. Появилась в обиходе надувная мебель.
В 1968 г. группа французских архитекторов создала для парижской выставки, посвященной пневматике, проект надувного дома.
В нем надувные ванны, умывальники, унитазы. При смене жильцов в квартирах они выбрасываются. Новые жильцы — новый санузел. Так гигиеничнее.
Существуют воздухонадувные и водоналивные плотины длиной дом и высотой до 5 м.
Возможности пневматической архитектуры воистину безграничны. Лишь бы были прочные пленки, ведь основной принцип пневмоконструкций — внутреннее давление должно быть больше атмосферного. И пленки должны выдержать разность этих давлений.
При изучении давления газов, в частности атмосферы, проводится опыт с магдебургскими полушариями, демонстрируется опыт Герике 1654 года (диапозитив. Обратите внимание на архитектуру сооружения и сравните (тоже на слайде) с Пизанской башней.
В теме Сообщающиеся сосуды. Шлюзы продемонстрируйте плакат (таблицу) Шлюзование судов и обратите внимание на красоту каналов со шлюзами — Волго-Донского, Беломоро-
Балтийского, этих рукотворных рек.
Излагая тему Воздухоплавание, можно познакомить учащихся с историей возникновения и последовательного развития отечественных и зарубежных летательных аппаратов, попы

2. Методика воспитательной работы
таться пробудить интерес к достижениям современной техники. При этом уместно использовать статьи и фотографии из журналов Техника молодежи, Крылья Родины и Детская энциклопедия».
К уроку заранее готовится весь класс. Дети конструируют модели самолетов, и устраивается небольшая выставка, позволяющая проследить развитие техники от ее возникновения до моделей будущего, какими их представляют ученые и школьники.
Рассказывая о возникновении парашюта, учитель обращает внимание на то, что это древнее изобретение и автором его является всемирно известный скульптор, архитектор и художник
Леонардо да Винчи. В его работах встречаются чертежи первого космического корабля — прадедушки современного.
В разделе Энергия можно вспомнить Сцены из рыцарских времен Пушкина. На вопрос, что такое перпетуум мобиле,
Бертольд отвечает Это вечное движение. Если найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человека. Делать золото задача заманчивая, открытие может любопытное, выгодное, но и найти разрешение перпетуум мобиле..!»
При изучении темы Тепловые явления. Тепловые движения»
прочитайте маленький шедевр ММ. Пришвина, который даже в нескольких строчках подталкивает нас к бесконечной радости постоянных открытий. Это его рассказ Лесное зеркало».
«В лесной лужена дороге более холодные частицы воды при остывании поднимались на поверхность, и мороз сколотил из них белую пленку и наузорил на ней какие-то нам неведомые тропические цветы. Разве поймешь, для чего у мороза цветы. А по себе если судить, так все понятно мороз замечтался о далекой тропической стране, и, пока занимался узорами, теплая вода убежала под землю. Таки осталась от всей лужи тонкая, белая,
хрусткая пленочка с узорами тропических водорослей».
Школьники должны вспомнить особенности расширения воды и объяснить, почему теплые слои (при плюс четырех градусах по Цельсию) ушли под землю, а не поднялись вверх.
Об остроумном использовании теплового расширения тел
Л.Н. Толстой написал в рассказе Как в городе Париже починили дом
Теория и методика воспитательной работы
В рассказе об электризации тел интересным примером может служить отрывок из повести К. Паустовского Черное море»:
«Воздух вовремя урагана так густо насытился электричеством,
что я был свидетелем, как у негра, привратника Кадрингтонс- кой коллегии, искры сыпались из волос будто из трубы паровой машины».
В теме Электрические разряды рекомендуем демонстрацию опытов с получением разрядов обязательно ассоциировать с красотой природных явлений, используя диапозитивы:
«Огни Святого Эльма» — почему?»;
«Коронный разряд — красиво, но потеря энергии в ЛЭП».
К симметрии обратимся, изучая законы электричества, решая задачу о проволочном кубе вцепи постоянного тока. Равенство потенциалов в определенных вершинах куба, изображенное на плоской схеме, дает красивую, эквивалентную кубу, схему с симметричными участками дети легче ее усваивают, а внешний вид схемы оставляет чувство эстетического удовлетворения.
В этом же разделена примерах бытовых приборов можно продемонстрировать реализацию законов красоты пользы, надежности, совершенства форм и линий в оформлении их внешнего вида. Есть смысл обрисовать детям перспективу совершенствования электрорадиоаппаратуры и дизайна. Например,
недавно японская фирма Сони продемонстрировала образец стереомагнитофона размером с небольшую записную книжку,
который может с восьмимиллиметровой пленки воспроизводить цветное изображение. Ориентировочная цена такой микротех- ники сравнительно невысока — 1300 долларов.
На уроках нужно добиваться органического слияния искусства и науки. Ведь главное на уроках физики — ее практическое использование человеком. А может ли физика объяснить состояние детей, бегущих от грозы, на одноименной картине
К. Маковского?
В разделе Световые явления отметьте, что световые приемы широко использовались и используются в театре. Современная сцена — это сложнейшее сооружение, а было время, когда источниками театрального освещения были свеча, масляная лампа или газовая горелка. Но и при этом ухитрялись добивать

2. Методика воспитательной работы
ся нужных эффектов на статических декорациях. Например,
восхитительную игру различных оттенков розового цвета в картинах заходящего или восходящего солнца получали, располагая прозрачный сосуд свином перед источником света.
Подлинной революцией в театре было изобретение вращающейся сцены и открытие электричества. В настоящее время в
Италии создана фирма оснащающая светотехникой театры многих стран мира, в том числе и России.
Сегодняшний театр невозможен без светотехники. В балете
М. Плисецкой по пьесе А.П. Чехова Чайка свет несет чуть лине главную эмоциональную нагрузку. Неяркий луч высвечивает в темноте большую белую птицу, пока глаз привыкает к темноте. Руки балерины выразительно имитируют крылья улетающей чайки.
«Бушующее пламя в печах (вентилятор и полоски цветной ткани, стелющийся дым от них (жидкий азот или хлористый аммоний с каплей соляной кислоты) при боковом освещении создают яркий эффект в спектакле Сталевары, поставленном
О. Ефремовым по пьесе Г. Бокарева.
А как интересны приемы ночного освещения отдельных зданий, парков, улиц Рассмотрите конкретные местные примеры.
Искусство светотехники подарило человеку и такие красочные иллюминации, как салюты, фейерверки, праздники на воде. Существует даже профессия пиротехника (а в театрах —
светотехника).
Изучая прямолинейное распространение света, можно привести пример из весьма известной сказки Дж. Харриса Братец Лис и братец Кролик, в которой рассказывается, как тетушка Корова однажды так быстро погналась за Кроликом,
что обогнала свою тень. В этом отрывке дети находят ошибку автора сказки, зная, как и почему образуется тень от предмета.
Объясняя закон прямолинейного распространения света и комментируя рисунок в учебнике, изображающий образование тени, уместно прочитать стихи А. Блока «Шар»:
Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный
Теория и методика воспитательной работы
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой...
Во многих случаях можно использовать произведения изобразительного искусства. Например, изображение опрокинутого пейзажа на спокойной поверхности воды выполняется по правилам зеркального отражения. Можно привести немало примеров из кинофильмов и портретной живописи, когда оператор или художник использует зеркало для того, чтобы показать лицо героя, повернутого к зрителю спиной. Офорт или гравюру на дереве режут в зеркальном отражении, чтобы оттиск получился качественным. В процессе работы мастер обычно проверяет изображение на доске по отражению в зеркале.
В разделе Основы динамики можно рассказать о том, что в лексиконе скульпторов и архитекторов немало физических понятий деформация и напряжение, статичность и динамичность, площадь опоры и равновесие масс, центр тяжести и «устойчивость».
Нельзя, например, не заметить динамизм скульптуры Э. Фаль- коне Медный всадник в Санкт-Петербурге, скульптуры В.И. Му- хиной Рабочий и колхозница в Москве, скульптуры Е.В. Ву- четича «Родина-мать» в Волгограде, здания ростовского театра им. М. Горького (архитекторы — профессор В.Г. Гельфрейх и академик В.А. Щуко).
Учитель может рассказать о великолепной скульптуре Давида, изваянной великим Микеланджело из изуродованного неумелой рукой бесформенного куска мрамора. Когда было выбрано место на одной из площадей Флоренции, встал вопрос о перевозке скульптуры. Эту сложную техническую задачу решил титан мысли Леонардо да Винчи. По его чертежам была изготовлена деревянная башня, покоившаяся на 14 катках. Статую подвесили внутри башни на толстом канате так, чтобы при раскачивании она не могла прикасаться к бревнам башни. В течение трех дней Леонардо руководил работой сорока человек, которые с помощью воротов и рычагов перемещали все сооружение.
Не менее интересна история создания памятнику Петру I в
Петербурге. Автор — французский скульптор Э. Фальконе решил изобразить императора на вздыбленном коне у самого края скалы. Неподалеку от города нашли огромный громка

2. Методика воспитательной работы
мень», прозванный так из-за глубокой расщелины, оставленной в нем молнией. Камень нужно было вызволить из болотной топи пятиметровой глубины и доставить в город.
Плотники соорудили большую платформу, сбив крест-на- крест четыре слоя бревен, потом ее и землю вокруг устлали толстым слоем мха и сена, чтобы сохранить камень от раскалывания при опрокидывании на платформу (с помощью рычагов и воротов. Осуществить перевозку удалось только после наступления морозов, так как дорога, проложенная по зыбкой почве,
была ненадежной. Четыре месяца путешествовал камень от деревушки Лахти, находящийся в 8 верстах от города, к берегу
Невы. Несколько сот рабочих каждые 100 метров устанавливали вороты и приводили их в движение, следили залитыми бронзовыми шарами, которые перекатывались в деревянных желобах под платформой (гигантский подшипник, переносили эти желоба походу движения, но прежде чем попасть на Сенатскую площадь, камень на специальной барже проделал еще путь по Неве.
Образ Петра на скачущем коне сложился у скульптора сразу. Но задуманное надо было закрепить технически. Фальконе долго наблюдали делал зарисовки скакунов, которые взлетали по деревянному настилу, специально для этого приготовленному, и застывали у самого края, поднявшись на дыбы. Когда стало ясно, что удержать огромную скульптуру на двух опорах не удастся, Фальконе решил создать третью точку опоры. Так под задними копытами коня появляется змея, символизирующая врагов России. Такое техническое решение блестяще было согласовано с глубокой гражданской и художественной идеей. Нас восхищают при этом тонкое знание механики и высокий эстетический вкус мастера.
В теме Механические колебания и волны можно рассказать детям о применении физических знаний в сооружении и эксплуатации метровой скульптуры «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде (автор Е.В. Вучетич). Было решено выполнить скульптуру полой из напряженного железобетона с толщиной оболочки до 30 см. Для прочности и устойчивости внутри скульптуры натянули около 100 каналов, свитых из стальных жил.
Посетители мемориала и не подозревают, что вместе со скульпторами и архитекторами бок о бок трудились физики и
Теория и методика воспитательной работы
инженеры-конструкторы. Они не оставили поле деятельности и после завершения строительных работ. Уже через полтора месяца после сдачи объекта титановая обшивка каркаса метрового меча стала греметь при раскачивании даже от небольшого ветра.
Размах достигал 0,5 м, что грозило разрушением скульптуры.
На моделях в аэродинамической трубе выяснили, что причиной вибрации являются срывы воздушных вихрей с поверхности меча. Строители просверлили в титановой обшивке отверстия, пытаясь устранить вибрацию, а внутри меча установили динамический гаситель колебаний. И хотя они уменьшились почтив полтора раза, меч заменили. Длину сократили на шесть метров, а вместо титановой обшивки применили малолегирован- ную сталь. Теперь амплитуда колебаний не превышает нескольких миллиметров.
Изучая механические волны, можно продемонстрировать картину Айвазовского Девятый вал (волны в жидкой среде) в сопровождении музыки Л. Бетховена или М. Чюрлениса (симфоническая поэма Море. Характеризуя основные параметры волн — длину, высоту, скорость распространения — упомяните о грозном явлении природы — цунами.
Тема Звуковые волны для эстетического воспитания не менее благодатная. На уроках демонстрируется, как любое колеблющееся тело издает звук (звук стеклянного стакана, журчащей воды, струны гитары. Затем можно включить запись скрипичной музыки (например, Лебедь Сен-Санса) или дать послушать цикл ПИ. Чайковского Времена года. Пусть дети постараются определить по звучанию, какой именно фрагмент музыки (лето, осень, зима, весна) звучит.
В процессе преподавания темы Скорость и громкость звука,
высота тона при формировании понятий тон, «тональность»
используются звукоряды. Озвучиваются различные музыкальные произведения. Обратим внимание на закономерность гармонии звуков и противопоставим ей дисгармонию — шум, какофонию. В этом плане весьма удачным можно считать использование какого-либо одного произведения, например первого диска группы «Кинг Кримсон». Отличительная черта этого коллектива широкое использование технических возможностей синтезаторов. Вначале по нарастанию дается, казалось бы, набор непонят

2. Методика воспитательной работы
ных случайных звуков, чем подчеркивается сложный, философски противоречивый характер жизни. И когда слушатель начинает уставать от этой какофонии, как награду за терпение слушателя ансамбль «Кинг Кримсон» исполняет великолепную мелодию, которая свидетельствует о красоте гармонии, о существующей красоте жизни и природы.
Из современных музыкальных групп новейшие достижения техники — стереоквадромагнитофоны, электромузыкальные полифонические синтезаторы, установку типа «стереофоносвет» широко использует рижская рок-группа Зодиак. Выпущенные ею диски Музыка во Вселенной, «Диско-альянс» широко известны нашей молодежи. Предоставьте школьникам возможность на уроке послушать одну из записей. Как название группы, таки сама музыка привлекают внимание и будоражат воображение. Это музыка для молодежи, имеющая большие возможности использования ее можно слушать в одиночестве, полагаясь на полет фантазии, в ее сопровождении можно танцевать, она может служить просто фоном. Моторная ритмическая пульсация, приятный тембр и акустические эффекты, простой,
неброский мелодический рисунок — все это создает своеобразные, современные настроения, порой космически-нереальные,
как бы улетучивающиеся (Мираж, Зодиак, порой почти гротескные или жизнерадостные (Рок на льду, «Поло»).
Поясняя значение разнообразия обертонов для музыки, важно процитировать А.Г. Столетова Простые тоны, какие мы имеем от наших камертонов, не употребляются в музыке они также пресны и безвкусны, как химически чистая вода, — они бесхарактерны».
Замечено, что учащихся всегда привлекает рассказ В. Биан- ки Музыкант, прекрасно иллюстрирующий важный вывод урока — всякое колеблющееся тело звучит Старик подкрался из-за елочки и видит на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А поддеревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее.
Щепка выпрямилась, задрожала, ив воздухе раздалось дзинн! как струна пропела. Медведь наклонил голову и слушает...».
Знакомя детей с частотой в диапазоне от 17 до 20000 герц, т. е.
со звуком, можно использовать большой исторический материал
Теория и методика воспитательной работы
В Древней Греции музыкальный инструмент-монохород (ящик с натянутой струной) давал определенный тон в зависимости оттого, где поставят подпорку тона тона и т. д. С того времени считается, что в гамме 7 тонов ив спектре — 7 цветов.
Случайность или закономерность В Древнем Египте был найден папирус с иероглифами, имеющий следующую расшифровку Если 7 мышей съедают 7 мер зерна, а 7 кошек съедают по мышей, то сколько зерна можно сэкономить. То есть, опять это странное, почти магическое число Звуковые волны, как и другие, могут отражаться у знаменитой
Китайской стены даже шепот слышен на огромном расстоянии.
Качество отражения, как известно, определяется акустическими свойствами здания или сооружения формой и отделочными материалами. Для уменьшения звукопоглощения и улучшения акустических свойств во многих соборах (например, в соборе святого Петра в Риме) и театральных залах в стены и потолок заделывали пустые бутылки или глиняные сосуды. Многое зависит и от профиля зала. Замечательные по акустике залы Одесского оперного, Таганрогского драматического театра построены при участии известных итальянских мастеров акустики.
В 1934 г. в Ростове-на-Дону был сдан в эксплуатацию крупнейший в мире провинциальный театр со зрительным залом на мест. Несмотря на великолепную планировку и замечательный художественный образ («театр-трактор» увековечил эпоху индустриализации страны, ее высокий революционный романтизм, акустика зала была неудачной десятки мест оказались в
«провалах», те. в мертвых точках, куда звук со сцены почти не доходил. Вовремя Великой Отечественной войны театр был разрушен. После восстановления в 1963 году здание перестроили, акустику улучшили.
Неплохое знание акустики проявили и монахи. Для успешного подслушивания бесед в недрах соборов и монастырских кельях нередко использовались специальные акустические приемы в процессе строительства зданий.
В западном партере одного из парков в г. Ростове (у фонтана работы Е.В. Вучетича) имеются две дугообразные скамьи-дива- настоящие друг против друга на расстоянии примерно 10-15 м.
Благодаря особо плавному очертанию скамьи звук настолько хо

2. Методика воспитательной работы
рошо отражается, что даже шепотом произнесенное слово отчетливо слышно на противоположной скамье.
Акустические проблемы возникли еще в Древней Греции при строительстве массовых театров. Для того чтобы представление могли посмотреть и услышать до 20 тысяч человек, сцена помещалась в глубине гигантского амфитеатра. Спектакли ставились под открытым небом, но даже шепот был отчетливо слышен в любой точке амфитеатра.
Изучая скорость звука в воздухе, уместно вспомнить рассказ
О. Генри о двух мошенниках, один из которых обманул другого
(история с поросенком с какой же скоростью должен был лететь поросенок, чтобы опережать звук собственного визга?
Здесь, видимо, О. Генри использовал гротеск, чтобы достичь цели (повеселить читателя).
Подытоживая тему Звук, следует подчеркнуть значение звука для человека музыка, речь, акустика.
Подлинно новым искусством космического века считается светомузыка. Ученики знакомы с примитивными светомузыкальными установками, имеющимися в продаже, а живущие в
Казани, Москве, Петербурге и других крупных культурных центрах могли быть свидетелями грандиозных феерий Звуки свет. Но мало кто знает, что у истоков этого искусства стояли выдающиеся композиторы русский АН. Скрябин, литовец
М.К. Чюрленис, — и что в 1918 г. первая годовщина революции в Москве быа отмечена исполнением Интернационала искря- бинского Прометея в сопровождении света.
Этим фактам можно посвятить физический бюллетень, стенгазету, оформить специальный стенд или провести вечер-кон- ференцию с демонстрацией действующих светомузыкальных установок.
На III Всесоюзной конференции Свети музыка доктор философии Л.А. Волович говорил светомузыкальном синтезе мы встречаемся с явлением весьма сложным в техническом отношении. В эстетическом отношении этот синтез представляет собой также сложное явление, тем не менее становится весьма эффективным средством эстетического воспитания».
Приятно удивляют и, безусловно, влияют на становление нравственно-эстетического идеала молодого человека рассказы № 97
Теория и методика воспитательной работы
об ученых, чья жизнь так или иначе связана с музыкой. В коротких биографических справках, там, где это уместно, учитель должен упомянуть, что А. Эйнштейн с упоением играл на скрипке, а М. Планк был превосходным пианистом. Их дуэты могли продолжаться часами, когда в стенах благословенной академии
Олимпии» звучали Бетховен, Скрябин, Бах и Моцарт.
Необыкновенную музыку семидесятилетней давности услышали в 1988 г. казанские школьники. Передними выступил изобретатель, в свое время демонстрировавший В.И. Ленину свой первый в стране электромузыкальный инструмент. То было в году, — рассказывал девяностолетний Лев Сергеевич Тер- мен. — Неожиданно меня пригласили в Кремль со своим инструментом. Я исполнил «Аве Марию Баха и другие произведения, в том числе Жаворонка Глинки».
По распоряжению правительства Термену выписали постоянный железнодорожный билет, ион давал трудящимся концерты на «терменвоксе». С успехом прошли его гастроли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. А терменвокс стал прообразом нового направления в искусстве — светомузыки с центром в Казанском авиационном институте. Там же сейчас создан первый в стране музей светомузыки. Для полноты ощущения связи физики и изобразительного искусства учителю полезно заглянуть в III раздел учебника B.C. Кузина для художественных училищ
«Психология» (1974 г. В разделе Познавательные процессы»
раскрыто значение для художников таких физических характеристик света, как сила света, освещенность, угол падения лучей и др. Отдельный параграф посвящен восприятию времени и движения.
Эстетическая выразительность движения дается художнику подчас с большим трудом. Можно рассказать, что для получения точного эффекта движения саней в картине Боярыня Мо- розова» В.И. Сурикову долго пришлось искать композицию картины и несколько раз перешивать нижнюю часть холста.
Опосредованно учащиеся поймут, что живопись — это огромный, тяжелый труд.
На той же картине обратите внимание детей на снег. Он белый и небелый, при близком рассмотрении можно увидеть множество цветных мазков, которые при отдалении зрителя

2. Методика воспитательной работы
(уменьшении угла зрения) сливаются и создают нужное впе- чатление.
Этот эффект занимал художников, создавших новый стиль пуантилизм (живопись точками или мазками в виде запятых).
Художники-пуантилисты Ж. Сёра и П. Синьяк изучали работы
Томаса Юнга и Теорию цветов американского физика ОН. Руда.
Решающим фактором в технике исполнения Сёра была оптическая смесь, позволявшая добиваться необыкновенной прозрачности и вибрации воздуха. И Сёра, и Синьяк подходили к своим сюжетам в соответствии с оптическими законами, установленными Максвеллом, Гельмгольцем, Шеврейлем. Например,
по закону Шеврейля одновременный контраст цветов заключает в себе все видоизменения, каким подвергаются разного цвета объекты в своем физическом составе ив силе тона их собственных цветов, когда на них смотрят одновременно. Объективной предпосылкой этого одновременного контраста является то, что два смежных цвета взаимно влияют, отбрасывая друг на друга собственный дополнительный цвет. В живописи это явление называют рефлексией цвета.
Цвет как символ широко использовался в древнегреческом театре. В красном всегда выходил главный герой, в синем раб смуглый цвет означал здоровье, багровый — раздражительность, красный — хитрость. Примеры эстетического воспитания средствами
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


написать администратору сайта