Главная страница

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному


Скачать 1.75 Mb.
НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному
Дата11.03.2021
Размер1.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаteoriyametodikavospitaniya2002.pdf
ТипУчебное пособие
#183782
страница16 из 24
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24
2. Методика воспитательной работы
упер», что означает нищий. У паперти ив наши дни просят подаяние нищие.
У древних храмов колокольня ставилась отдельно. В последние века ее стали совмещать с папертью (вверху — колокольня, внизу — выходи пристраивать к трапезной.
Для полноты представления об архитектуре храмов необходимы пояснения еще некоторых терминов. Солея (по-гречески возвышение) — это площадка перед иконостасом с полукруглым выступом посредине. На солею прихожане поднимаются только для принятия святых тайн. По обеим сторонам от солеи находятся клиросы. Здесь вовремя богослужения певчие исполняют песни и духовную музыку. Пение в храме весьма абстрагирован- но, небесно. Архитектура храма способствует полетности звука благодаря куполу создается эффект неземного, небесного,
«ангелогласного» пения. Рядом с клиросами на длинных древках устанавливаются хоругви, напоминающие древние воинские знамена. Это иконы, увенчанные крестом с изображением Христа,
Богоматери и святых. Они выносятся при торжественных крестных ходах, символизируя торжество православной веры.
Амвон — центр храма. С амвона произносятся проповеди и поучения, читается Евангелие, с него обращаются к народу амвон символ тех мест, с которых проповедовал Христос (от
Матфея, 5-1, 2). В кафедральных соборах напротив амвона устраивается квадратный помост, на котором вовремя богослужения устанавливается кафедра для епископа. Только он имеет право здесь стоять и совершать службу, поэтому такой помост носит название архиерейского амвона».
В центре средней части храма устанавливается столик сна- клонной плоскостью. Это аналой. На него кладется икона празднуемого святого или события, его ставят на амвоне при чтении
Евангелия, используют при таинстве исповеди. При венчании священник трижды обводит молодых вокруг аналоя с лежащими на нем Евангелием и крестом.
Перед иконостасом нацепи из-под купола свисает многорож- ковый светильник — паникадило. Если в храме есть боковые приделы, то у входа в каждый из них нисходят светильники меньших размеров — поликадила, с двенадцатью и семью рожками для свечей
Теория и методика воспитательной работы
Вот и подготовлен педагог для проведения экскурсии к памятникам культовой архитектуры. Для начала же можно рекомендовать экскурсию в ближайшую церковь по месту жительства.
Лучше всего предварительно посетить церковь самостоятельно,
без детей, пообщаться с настоятелем прихода, уточнить детали интерьера и предложить священнику принять участие во встрече с учащимися. Никакие иконы и интерьеры не помогут донести до сознания детей живое вечное слово духовности нашей культуры без общения со священником.
С христианством связано не только важнейшее искусство - культовое зодчество. Сегодня можно во весь голос говорить о том, сколь велика роль православия в образовании Русского государства, формировании культуры, становлении новой этнической общности — русский народ. В учебнике История древнерусской литературы XI-XVII веков констатируется:
«Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Самая ранняя литература Древней Руси — это христианская литература библейские книги, жития святых, патристика, патерики, да и самобытное творчество русских авторов летописи, слова, поучения, повести, — пронизаны христианскими сюжетами, образами, символами. Характерно, что первая печатная книга на Руси называлась Апостол, и Букварь первопечатника Иоанна Федорова, по которому учились многие поколения русских людей, включал в себя православный
«Молитвослов», фрагменты Посланий апостола Павла, изречения из Притч Соломоновых. Как утверждается водной из статей журнала Вопросы философии (1988, № 6), религия формирует становящуюся культуру и становится неотъемлемым компонентом национального самосознания».
Академик Д.С. Лихачев пишет Живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Древней Руси находились в орбите христианской мысли, христианских споров,
христианских тем (Новый мир, 1988, № 6). До принятия христианства на Руси жили племена вятичей, кривичей,
полян... И лишь соединившись во Христе, они стали единым русским народом.
И в последующие века христианские мотивы являются неотъемлемой составляющей русской культуры

2. Методика воспитательной работы В музыке ПИ. Чайковский — Литургия, Всенощная и другие произведения СВ. Рахманинов — Всенощная, Литургия Иоанна
Златоуста» и др НА. Римский-Корсаков — Чертог твой, Се жених»,
«Да исполнятся уста и др.
Христианские мотивы встречаются в творчестве Бортнян- ского, Глинки, Алябьева, Танеева, Балакирева, Гречанинова, Ка- стальского и других композиторов В живописи Иванов — Явление Христа народу И.Н. Крамской — Христос в пустыне Поленов — Христос и грешница».
Религиозная тематика встречается в произведениях Н.Н. Ге,
В.М. Васнецова, МВ. Нестерова, Н. Рериха. Русские храмы расписывали В.А. Тропинин, К.П. Брюллов, В.А. Суриков, В.Д. По- ленов, МА. Врубель, В.М. Васнецов, МВ. Нестеров.
• В литературе Г. Державин — ода Бог М. Ломоносов — Вечернее размышление о Божием величии А. Пушкин — Отцы пустынники и жены непорочны Н. Гоголь — Размышления о божественной литургии В. Маяковский — Облаков штанах М. Булгаков — Мастери Маргарита А. Блок — поэма Двенадцать и др Ч. Айтматов — «Плаха».
Религиозные настроения можно встретить в произведениях Ф. Тютчева, А. Фета, В. Жуковского, И. Никитина, Коль- цова, А. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гумилева, М. Во- лошина и даже пролетарского писателя М. Горького — «Мать»,
«Сказки об Италии В философии — в работах С.Н. Трубецкого,
• НО. Лосского,
• Е.Н. Трубецкого,
• Н.Ф. Федорова,
189
Теория и методика воспитательной работы Г.П. Федотова,
• ПА. Флоренского,
• Л.П. Карсавина,
• И.А. Ильина П.Я. Чаадаева,
• АС. Хомякова,
• ИВ. Киреевского,
• И.С. Аксакова,
• КН. Леонтьева,
• НА. Бердяева,
• B.C. Соловьева,
• С.Н. Булгакова.
В отзыве на книгу Н. Полевого История русского народа»
А.С. Пушкин писал История новейшая есть история христианства. Он же в Заметках по русской истории XVIII века утверждал исповедание дает нам особенный национальный характер».
И далее:
«В России влияние духовенства было столь же благотворно,
сколь пагубно в землях римско-католических... Мы обязаны монахам нашей историей, следовательно, и просвещением»
(Собр. соч, т. 7. МВ работе Православие и Россия А. Карташев писал:
«Православие могло обойтись без России. Но обратное соотношение исключено России нет без Православия. Свободное
Православие, стоящее на своих собственных ногах, наряду с другими верами вернет России, как собирательному имперскому и культурному целому свою печать, свой лик, свою икону
Святой Руси (цит. по Литературная Россия, 28.06.91).
B.C. Соловьев:
«Высший идеал русского народа — идеал Святой Руси. Вот идеал и не либеральный, не политический, не эстетический,
даже не формально-эстетический, а идеал нравственно-религи- озный» (Собр. соч, т. По мнению Н. Крылатского (Церковный вестник Ростовской- на-Дону епархии, 1992, № 2-3), созидание русского национального возрождения на основе православия даст народу принятие абсолютной Истины

2. Методика воспитательной работы приведение своей жизни в соответствие с законами, по которым функционирует Вселенная духовно соединит ныне живущих с прошедшими поко- лениями.
Мы будем ходить в те же храмы, в которых бывали Дмитрий Донской, Александр Невский, Борис и Глеб, Андрей Руб- лев, Суворов, Кутузов, Пушкин, Достоевский, Нестеров, Глинка. Мы как бы соприкоснемся стой же чашей радостей и бед,
которой прикасались наши деды и прадеды. Ведь в государстве,
утратившем понятие огрехе и стыде, порядок может быть наведен только насилием. В последние годы мы не разубеждались в
Когда раньше говорили Святая Русь, то это не означало, что
Русь считала себя святой. Русь стремилась к святости, чистоте и безгрешности. Если мы хотим возродить святую Русь, то мы должны возродить ту иерархию ценностей, которой мы обязаны лучшими страницами своей истории. Страницы же эти связаны с убежденностью, которую Русь впитала от православия:
только святость нормальна для человека.
Даже сейчас, когда мы в целом отказались от воинствующего атеизма, кое-кто пытается скомпрометировать христианство.
Говорят, например, о противоречиях в Библии. Да, это так.
Моисей: Ударили по одной щеке — подставь другую. Христос (в Нагорной проповеди Око — за око, зуб — за зуб».
Но не может же быть идеальным собрание 66 книг, написанных несколькими десятками
Некоторые воинствующие атеисты ссылаются на греховность церкви. Особенно яркими им кажутся примеры работ Лео Таксиля, пользовавшегося при их написании ар- материалами Забавная Библия Забавное Евангелие, или Жизнь Иисуса Священный вертеп».
Безусловно, в этих книгах приводятся потрясающие воображение факты безнравственности священников. Но ведь речь идет не о сути христианства, а о людях — носителях веры. Нет ничего страннее человека. Даже любая кошка легко может продемонстрировать, как мы безнравственны -и несовершенны
Теория и методика воспитательной работы
Поэтому, говоря о духовных ценностях христианства, не следует автоматически переносить на них безнравственность носителей культуры. Ведь ив годы большевистской идеологии не столь страшной была суть коммунистической веры (она многое позаимствовала в христианстве, как поступки ее носителей и пропагандистов. Как это ни грустно, но процент больных венерическими заболеваниями был самый высокий среди. руководящих партийных работников. Затем следовали водители такси и работники торговли. То есть речь опять идет о носителях идей, а не о самих идеях. И не следует знакомить детей и подростков с христианским учением, взяв в руки Забавную библию, как это делают некоторые педагоги. Книги Лео Таксиля адресованы прежде всего взрослым.
Для выхода страны из тяжелейшего кризиса нам нужны созидательная работа, просвещенный патриотизм, подвижничество, концентрирующееся в русской идее. Выдающийся философ Л.П. Карсавин, изгнанный из России большевиками на
«философском пароходе и создавший в Каунасском университете Витаутаса Великого кафедру философии культуры (а после освобождения Литвы погибший в лагере на территории
Коми АССР в 1953 г, убедительно показал, что если русский усомнится в абсолютном идеале, то может перейти от невероятной законопослушности до самого необузданного, безграничного бунта».
Без любви к вере предков народ погибает. Православие неотделимо от русской национальной идеи. Христианство сего неисчерпаемыми духовными ценностями может обеспечить своего рода освящение законноизбранной власти и вместе стем внушить ее представителям сознание величайшей ответственности за судьбу тысячелетнего государства Российского, за будущее Святой Руси.
Еще Гегель прозорливо говорил, что Россия в лоне своем скрывает небывалые возможности развития своей интенсивной природы. Наша натура проявлялась в доброте, стойкости, жизнеспособности россиян и, что особенно важно, в подвижничестве,
предпринимательстве, трудолюбии. Возрождая нацию, нужно возродить по-настоящему великое кредо русского народа Без труда нет добра

2. Методика воспитательной работы
Говоря же о месте христианской этики и морали в системе школьного воспитания, нужно помнить о светском характере нашего образования. Полезно прислушаться к советам профессора психологии из Уфы Г. Аминева, серьезно занимавшегося этой проблемой, и изучить опыт Американской федерации учителей. Объединив усилия 15 ведущих педагогических и религиозных организаций, Федерация разработала целый том методических советов, как обходиться с религиозными праздниками в светских общеобразовательных школах, не обходя закона и не поступаясь совестью.
Вот некоторые из этих советов. Учитель не должен требовать от ребят объяснений попово- ду их приверженности тем или иным верованиям или обычаям. Изучение и обсуждение могут сосредоточиваться на том,
как и когда отмечаются религиозные праздники, на их происхождении, истории и общепризнанном значении. Учителю не следует ставить в сознании детей своего рода
«указатели» религиозных направлений (например, некоторые буддисты верят ...»).
4. Использование картин, пьес, книг с религиозными сюжетами допустимо, если только это служит здравой образовательной цели. Но, составляя программы праздничных концертов, нельзя допускать, чтобы в них доминировала религиозная музыка. Пышные представления на темы рождества Иисуса или пьесы о чудотворстве иных вероучений непригодны для общеобразовательных. Религиозную атрибутику можно использовать в качестве наглядных пособий притом условии, что они рассматриваются только как образцы культурного или религиозного наследия. Эти символы можно выставлять лишь на некоторое время, их демонстрация должна быть тесно увязана с учебной программой. На соответствующих уроках дети могут выполнять поделки, рисунки, украшения с религиозной тематикой, но учителя не должны ни поощрять их к таким занятиям, ни препятствовать Профессор Г. Аминев рекомендует приобщать детей к акциям милосердия, обучать их основам народной медицины, фитотерапии № 193
Теория и методика воспитательной работы
чтобы дети могли помогать больными престарелым помощь слабыми немощным испокон веков была характерной чертой религиозной морали.
В заключение можно лишь заметить, что любой учитель должен быть человеком высочайшей культуры, знать обрядность,
живопись, историю, литературу. Только в этом случае он может стать для ребенка идеалом. А без идеалов, по словам Ф.М. Достоевского, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Нравственное воспитание
Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.
А. Швейцер
Несовершенство душ обидно...
О. Мандельштам
2.7.1. Общие понятия
Несколько лет назад работники Оренбургского института усовершенствования учителей провели опрос учащихся сельских школ. Детям самых различных возрастов было предложено назвать главную ценность в следующем списке человек, познание, жизнь, красота, труд, отечество. Для тех, кто проводил исследование, оказалось открытием, что на первое место дети ставят жизнь. Подобные исследования проводились ив Санкт-
Петербурге, и там результаты оказались аналогичными. Однако на вопрос, в чем состоит ценность самой жизни, учащиеся дают настолько различные ответы, что трудно выкристаллизовать общую идею.
До недавнего времени во всех учебниках по педагогике нравственное воспитание неизбежно увязывалось с марксистско- ленинским учением о коммунистической морали. Создавалось впечатление, что либо существуют два понятия нравственнос-
194

2. Методика воспитательной работы
ти — коммунистическое и капиталистическое, либо до 1917 г.
нравственности совсем не существовало. Даже в известном учебнике Педагогика, изданном в 1993 г. Б.Т. Лихачевым, насчитаем «В.И. Ленин убедительно доказал конкретно-историчес- кий характер морали, дал обоснованную критику идей вечной и неизменной нравственности, попыткам отрицания ее объективного классового характера. Там жена с. 301 встречаем совершенно противоположное заявление ряд общих духовных и нравственных ценностей. Все это дает возможность говорить о приоритете общечеловеческих моральных императивов перед классовыми. В диалектическом взаимодействии классовых и общечеловеческих императивов общечеловеческие интересы и ценности выходят на первый план, освобождают людей от классового ослепления 2. Человеческие потребности и культура 195
Теория и методика воспитательной работы
Именно с позиций общечеловеческих, а не классовых ценностей мы должны рассматривать нравственность. Три основополагающие ценности — истина, добро, красота — соответствуют трем функциям нашего существования разуму, воле и чувствам.
С помощью разума мы способны узнавать и ценить истину, с помощью чувств — отзываться на красоту, воля помогает нам жить для всеобщего блага.
Тяга к истине привела к развитию науки, религии и философии стремление к красоте стало стимулом для творчества и всех видов искусства, в то время как стремление к добру выработало нормы нравственного поведения и милосердия. Все разнообразные общественные институты, такие как культура, право, экономика, спорт, средства информации, являются определенным сочетанием этих основных направлений.
Во II томе Словаря русского языка, изданного Институтом русского языка АН СССР в 1986 г, дается следующее двойное определение нравственности совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе моральные качества человека.
И далее нравственный — относящийся к нормам поведения человека в обществе соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали относящийся к внутренней, духовной жизни человека. Мораль же трактуется как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Таким образом, понятия мораль, «нравственность»,
«этика» близки друг другу и требуют некоторые уточнения.
В переводе с греческого и латинского слова «этос» и мора- лис означают обычай, порядок, уклад, привычка, нравы. То есть эти слова имеют одинаковое лексическое значение.
Однако в философии под этикой понимается исследование, изучение морали, а термины мораль, нравственность означают определенную форму общественной жизни и культуры.
Таким образом, мораль, или нравственность, являются предметом изучения этики, подобно тому как право представляет собой предмет юридической науки, а язык — языкознания. Вопросы о том, что такое мораль, какова ее природа, в чем состоит ее назначение и какую роль она играет в жизни человека

2. Методика воспитательной работы
очень сложны для ответа и анализа. Ведь они затрагивают интересы множества людей, а еще философ Гоббс утверждал, что если бы геометрические аксиомы задевали чьи-либо интересы,
они непременно бы опровергались. К моральной сфере относятся достаточно разнородные явления правила и нормы поведения, оценки, ценности, идеалы, способности и свойства человеческого характера.
Что есть добро, человечность, правда В чем состоит назначение человека и его нравственный долг Что делает нашу жизнь осмысленной и счастливой Чтобы ответить на эти важнейшие вопросы, и существует этика. Каждый из нас по-свое- му видит краски жизни, и то, что одному кажется нормой, другого возмущает до глубины души. Поэтому невольно мы должны обратиться и к вопросу совести. Жизнь по совести предполагает, что человек непросто следует усвоенным нормами ценностям морали, но и постоянно задумывается о природе нравственного долга, об объективном содержании моральных требований и ценностей. Происхождение морали

В истории этики существует три основных направления,
принципиально отличающиеся в трактовке морали.
Религиозная этика считает, что нравственные ценности даны человеку Богом и носят абсолютный, те. вечный и неизменный характер. С этих позиций подлинная нравственность может быть только в самоотверженном аскетическом служении высшему духовному началу в человеке, которое и конкретизируется в нравственных заповедях. Создается впечатление, что без веры в Бога человек не может быть нравственным.
Натуралистическая этика стремится вывести нравственные ценности из природы вообще и природы человека как ее частицы. До появления теории Ч. Дарвина о происхождении человека натуралистическая этика была умозрительной. Сего помощью она получила вроде бы научное обоснование. Однако генная инженерия и другие науки поколебали сейчас как саму теорию эволюции, таки натуралистическую этику утверждается, например, что нравственно все, что ценно и полезно для человека
Теория и методика воспитательной работы
Исходя из таких позиций, мы во многих регионах, в том числе ив Ростовской области, распахали практически все земли. Введение в сельскохозяйственный оборот всего земельного фонда привело к массовой водной и ветровой эрозии, и сейчас наши чер- ноземы содержат на каждом гектаре на 4-6 т перегноя меньше,
чем четверть века назад. Опасность таких последствий для человека очевидна. Следовательно, интенсификация земледелия и животноводства в интересах человека оказалась безнравственной она обернулась экологическим кризисом.
Историческая этика исходит из решающей роли труда в процессе порождения человека и общества. С этой точки зрения нравственность зарождается в первобытном обществе под воздействием необходимости в согласовании и регулировании совместной трудовой и бытовой деятельности членов коллектива, в подчинении его интересам стремлений и воли отдельных В русле исторической этики в значительной мере развивалась советская педагогика. В последние десятилетия советской власти из учебных планов школ были изъяты многие гуманитарные дисциплины логика, психология, конституция СССР. Вместо них были введены уроки обслуживающего и технического труда и начальной военной подготовки. Некоторое время в школах существовала даже должность замдиректора по трудовому обучению. Однако нравственность учащихся оттого, что они стали к станкам, не стала выше. Факт, не требующий доказательств наблюдается всеобщее падение нравов. В г. Всероссийский институт общественного мнения установил россиян констатировали резкое падение нравов, а 35% полагали, что можно говорить не о всеобщем падении нравов, а о том, что в последние годы накапливалось, ноне замечалось. Говоря опадении нравственности, 45% участников опроса имели ввиду рост насилия и жестокости, 40% — безразличие к судьбам окружающих стяжательство, 26% — падение трудовой дисциплины, столько же — рост числа уголовных нарушений и распущенность молодежи, 24% — равнодушие к судьбам Родины,
под моральным нездоровьем общества имели ввиду распространение эротики и порнографии. На сегодняшний день эта статистика вряд ли изменилась бы

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24


написать администратору сайта