Главная страница

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному


Скачать 1.75 Mb.
НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному
Дата11.03.2021
Размер1.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаteoriyametodikavospitaniya2002.pdf
ТипУчебное пособие
#183782
страница15 из 24
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24
(по данным протоиерея М. Казновецкого)
Год
1985 1987 1989
Крещение
Число
637081 682427 1142693 1639285
%%
16,4
Венчание
Число
30085
%%
1,4
Отпевание
Число
249033
%%
9,6
Данные газеты Аргументы и факты»
Данные газеты Аргументы и факты 83767 3,8 324391 Примечание по состоянию на 2000 год обряд крещения проходят свыше родившихся детей, а венчание — 75% молодых пар

2. Методика воспитательной работы
И хотя приведенные в табл сведения к настоящему времени безнадежно устарели, они все-таки говорят о твердой тенденции возрождения христианских традиций. В Ленинграде даже в е гг. крестили до 27% родившихся детей (АиФ, 1993, № В наши дни на планете Земля из 6,3 млрд жителей 1,60 млрд считают себя христианами. По сообщению Аргументов и фактов»,
в марте 1990 г. на территории СССР проживало 90 млн православных верующих. Из 140 млн жителей России млн, по крайней мере сейчас, считают себя христианами. Настало время выяснить, что же такое христианство — фанатическая вера в Бога Такое заключение поспешно и поверхностно. Даже дети в возрасте 10-12 лет уже понимают, что это неравнозначные — это особое видение мира через призму добра и нравственности. Христианство зиждется на Библии - Священном Писании. Учащиеся 6 класса одной из ростовских школ,
изучающие Библию как памятник мировой художественной культуры на уроках литературы, дали следующее толкование слова святой неземной, возвышенный, нравственно чистый,
необыкновенный, достойный подражания.
Не случайно ведь Россия — единственная страна в мире, имеющая в своем названии прилагательное святой Святая Русь.
И только у нашего народа есть собственное имя, имеющее в своей сути корень святость Святослав.
Святость, составляющая основу христианства, связывает Россию со странами Западной Европы. Благословенный император
Александр I, спасший Европу от Наполеона, высказал в свое время дерзкую мысль о создании Союза Европейских Христианских государств, куда бы вошли все страны, независимо оттого, какая ветвь христианства там доминирует протестантизм, католицизм,
православие. Эта идея реализуется в наши дни, когда создан общий Совет Европейских государств и постепенно стираются политические и экономические границы. К сожалению, имя русского императора и великая русская идея при этом как-то забываются. А ведь еще Сомерсет Моэм говорил, что великая подаренная миру Россией, состоит в том, что миром правит любовь.
Христианство — это не только вера в Бога, но и культура доброты, нравственности, честности, это вера в нравственное начало
Теория и методика воспитательной работы
человека. Из университетов средневековой Западной Европы были созданы для изучения Библии. Христианская культура создала самое развитое, самое богатое, самое производительное общество на Земле.
Духовная сущность христианства изложена в Библии — самой необыкновенной книге. Эта самая почитаемая и читаемая книга на Земле она полностью переведена на 240 языков в мире, а отдельные главы еще на 739 языков, те. всего на 979 языков.
Таким образом, каждый из трех народов нашей планеты может знакомиться с Библией народном языке. Библия прошла через жестокие гонения. В 1919 гона попала в список запрещенных книг, составленный Н.К. Крупской, и была изъята из библиотек.
Библия — это книга о том, откуда мы пришли, кто мы есть, и что снами будет. В Библии описаны реальные люди со всеми их грехами и высокими помыслами. В Библии описаны существовавшие и многие существующие города и события. В реальности ее легко убедиться, сравнив карты, приведенные в конце Библии, с современными географическими картами.
Библия писалась более лет на протяжении жизни более поколений. Ее создавали свыше 40 авторов из самых разных слоев общества.
Библия
Ветхий Завет (39 книг) повествует о сынах Израиля.
Новый Завет (27 книг) повествует об Иисусе Христе.
Иногда можно встретить Библию с большим числом книг, но это перед вами уже апокрифические, не канонизированные официальной церковью книги Ветхий Завет включает Историю Ветхого Завета, 17 книг Поэзию, 5 книг стихов-псалмов и притчей Пророчества, 17 книг. Более чем залет были предсказаны рождение Иисуса Христа и его деяния Новый Завет включает Историю Нового Завета, 5 книг (Евангелия Послания апостолов, 21 книга Пророчества (откровения) Иоанна Богослова, 1 книга.
Согласно этим пророчествам, на Земле наступит Апо-
178

2. Методика воспитательной работы,
калипсис, так называемый конец света, если человек нарушит основные заповеди Христа и гармонию человек природа».
Многие события и факты, описанные в Библии, в наши дни вполне объяснимы сточки зрения науки. Экстрасенсорные способности Христа, явление биолокации — все это теперь нам относительно понятно. Полезно прочитать, на наш взгляд, следующие книги Баландин Р.К. Чудо или научная загадка // Знак вопроса Дубров А.П. Земное излучение и здоровье человека. М.:
Аргументы и факты, 1992.
• Гаркуша АТ. Стрела летящая. — М Московский рабочий Кукушин B.C. Основы валеологии. — Ростов н/Д: ГинГо,
1998.
Школьный педагог должен владеть минимальным запасом слов религиозного содержания, поэтому ниже приводим некоторые разъяснения:
Апостол — странствующий проповедник, ученик Иисуса
Христа.
Апокрифический — скрытый, тайный.
Евангелие — благая весть книга, рассказывающая о Христе.
Иисус — спаситель.
Канон — стандарт.
Мессия — помазанник Божий спаситель, который должен явиться с неба.
Храм — священная ограда (греч.).
Церковь — место собраний (греч.).
Храм — один из древнейших типов построек на Руси. Вис- торических документах нет достоверных сведений о древнейших культовых постройках славян — языческих храмах, летописи лишь упоминают о них. Сами же храмы, выполненные из недолговечного материала — дерева — погибли в пожарах, войнах и от времени.
Схема церковного здания, заимствованная вместе с христианством в Византии, претерпела на Руси несущественные изменения. Они если и были, тов деревянном зодчестве, где трудно
Теория и методика воспитательной работы
было выдержать полуциркульную форму алтаря или круглый барабан подкупольное покрытие. По мере распространения каменных зданий русские церкви, имея самобытное оформление интерьера и своеобразные приемы художественного оформления фасадов, сохраняли традиционную для христианских церквей планирвоку.
Храм — это Дом Бога (от Луки, 19-46), дом молитвы. Это как бы жилище Всевышнего. Дорога, ведущая человека к Богу, проходит через церковь и ее святые места. Церковная молитва это торжественный гимн во имя Бога. Она содержит живое слово церкви, адресованное Богу всеми верующими. Молитва призывает человека жить согласно священным заповедям церкви,
где душа его обновляется в молитвенном экстазе. Молитва восходит в то время, как Божеское благословение нисходит, — писал митрополит Филарет Московский. Христос сказал Когда двое или трое собираются вместе помолиться, я нахожусь среди них (от Матфея,
Св. Иосиф Волоколамский писал:
«Моление вместе сильнее молитвы одинокого».
Для каждого христианина храм Бога — школа духовной мудрости и веры. Вся литургическая символика православной церкви неразрывно связана с событиями духовного спасения человечества. Православная символика раскрывает духовную правду, заключенную в Священном Писании и учении церкви.
В наши дни и юридически, и материально, и медицински доказаны реальность существования Христа и его Воскресение.
Только необразованный человек может гордиться своим воинствующим атеизмом. У каждого есть своя вера одни верят, что
Бог есть, другие верят, что его нет. Но для всех существует одна вера — вера в духовное богатство человека, его высокие нравственные идеалы, которыми обладал реальный человек — Иисус
Христос, живший в реальных городах реальной страны — Палестины почти две тысячи лет назад. Полнота Божественного
Откровения раскрывается в учениях святых апостолов, в наставлениях святых отцов ив православной литургии.
Православная церковь, как правило, имеет крестообразную форму в плане. Она символизирует царство Бога в единстве духовного, небесного и земного. Этим объясняется самое общее разделение церкви на святилище (алтарь, храм (неф) и трапез

2. Методика воспитательной работы
ную. В самых старых русских храмах трапезная устраивалась как самостоятельное сооружение, особенно в монастырях. Стечением времени храм и трапезная стали объединяться в единый комплекс.
Алтарь — это духовный центр церкви. Он символизирует царство триединого Бога, божественную природу Христа Спасителя, рай или царство небесное. На верхних сводах алтаря обычно изображены Херувим и Серафим, ближе всего стоящие к Богу. В самом верху апсиды (полукружья) алтаря находится икона Богоматери Знамение. В центральной части апсиды обычно изображен образ Бога, общающегося со святыми апостолами. В центре алтарной части церкви находится алтарь — символическое место гибели Господа. Его центральный элемент — ан- тименс — квадратная скатерть, на которой находится частица святых мощей. На скатерти изображены снятие Иисуса с креста, инструменты его крестовых пыток и четыре евангелиста по углам. На антименсе происходит таинство святого причастия,
при котором хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа.
Святая литургия не может быть отпразднована без антименса.
Реликвии святых на антименсе и под алтарем символизируют связь церкви ликующей и церкви борющейся.
В центре алтаря на антименсе лежит алтарное Евангелие,
содержащее Святое Божественное учение. Евангелие означает и символизирует его духовное присутствие в главной части церкви. В связи стем, что бескровное жертвование тела и крови
Христа происходит на алтаре, рядом с Евангелием находится крест с образом распятого Господа. Алтарный крест символизирует вершину искупительного акта, совершенного Иисусом Христом во имя спасения человечества, жертвоприношение сына
Божьего за грехи людей. Антименс, Евангелие и крест, вместе взятые, олицетворяют полноту откровения Нового Завета (Апокалипсиса) о святом спасении человечества.
Кроме того, в алтарной части церкви находится священный сосуд, олицетворяющий святую гробницу, где хранятся святые дары.
Алтарь окружен сиянием крестового света, невидимого, недоступного простому зрению. Его духовное присутствие выражается через свечи и лампы, зажженные на алтаре, а также
Теория и методика воспитательной работы
семисвечным канделябром, находящимся сзади алтаря и символизирующим семь таинств православной церкви.
Центральная часть церкви — это собственно храм или неф.
Она означает небесное царство ангелов, где обитают праведные.
В отличие от алтаря, представляющего обиталище Бога, неф принадлежит мирозданию. В больших храмах может быть 3, и даже 11 нефов, отделенных друг от друга рядами колонн. В
храме должен быть обязательно главный неф, остальные — второстепенные. Бог отличен от мироздания, независим от него, поэтому святилище (алтарь) отделено от нефа перегородкой, именуемой иконостасом.
Иконостас русских православных церквей унаследовал символику перегородки ранних христианских византийских храмов.
Структура высокого иконостаса, олицетворяющегося ликующую церковь с ее основателем Господом Иисусом Христом, приняла свою окончательную форму в XVI в.
В центре иконостаса — святые врата, ведущие на алтарь. Через них Иисус Христос приходит со святыми дарами, чтобы общаться с верующими. Справа от святых ворот в первом нижнем ряду находится икона Христа Спасителя, а рядом — икона того святого или изображение того события, в честь которого заложен храм. Слева от святых ворот — икона Божьей матери. Она говорит о том, что вход в небесное царство открыт Господом
Иисусом Христом и его святой матерью — богомольными заступниками за наше спасение. За иконами Богоматери и празднества Покровителю следуют иконы наиболее почитаемых святых или событий Святого Писания в местности, где построен храм. Поэтому нижний ряд иконостаса называется местным. На святых двухстворчатых воротах иконостаса изображено Благовещение возвещение архангелом Гавриилом деве Марии о предстоящем рождении Христа. В правой части иконостаса находится диаконская дверь, аза ней в святилище — диаконник,
т. е. помещение в южной части алтаря (в противовес жертвеннику помещению в северной части).
Над святыми вратами находится икона Тайная вечеря. Она рассказывает о том, что произошло в последний ужин Христос с учениками в ночь перед Голгофой, где он установил таинство
Святого Причастия, центральной идеи всей русской иконописи

2. Методика воспитательной работы
Образ тайной вечери венчает второй ряд иконостаса, называется праздничным. Сюжеты этого ряда икон, обычно небольших по размеру, посвящаются двунадесятым (великим) праздникам,
отмечаемым в богослужениях и помеченным в богослужебных книгах знаком красного креста в круге.
В центре третьего — деисусного ряда — образ Христа Вседержителя натроне. По правую руку от него — икона с образом Богоматери, полевую Иоанна Предтечи. Оба образа наклонены к Христу в позе моления за грехи всех людей, поэтому-то ряд называется деисусным (по-гречески деисус — это моление).
Центральный образ Христа создает впечатление, что он пришел судить и мертвых, и живых. Идея деисусного ряда икон — моление, попечительство за человечество Богоматери, Иоанна
Предтечи и апостолов. Поэтому остальное пространство в ряду
(чине) занимают иконы апостолов.
В центре четвертого — пророческого ряда — находится икона Богоматерь с младенцем Христом, молитвенно поднявшим руки. По обеим сторонам Богоматери — иконы ветхозаветных пророков, за столетие до рождения Христа предсказавших это событие.
Самый верхний — пятый чин — праотеческий. В середине его икона с образом Саваофа, Бога-Отца. Справа и слева — изображения ветхозаветных праотцов и святителей — Адама, Авеля,
Сифа, Ноя, Еноха, Авраама и других, олицетворяющих ветхозаветную дохристианскую церковь.
Иконостас всегда венчает крестили икона Распятия, что символизирует высшую Божественную любовь к падшему миру.
Три нижних чина иконостаса отражают полную картину духовного содержания церкви и ее миссию спасения. Четвертый и пятый ряды усиливают первые три, которые являются обязательными. Такая расстановка позволяет менять высоту иконостаса в зависимости от размеров церкви. Ансамбль больших иконостасов невозможен без сложного резного орнаментального убранства. Обычно резьба по дереву осуществляется по мягкому материалу — липе, поверхность которого после грунтовки золотится. Орнаментальная вязь обычно изображает виноградную лозу, декоративную символику библейских притч.
Художник В.М. Васнецов в письме к В.Д. Поленову в 1887 г
Теория и методика воспитательной работы
писал:
храме художник соприкасается в самой положительной стороной человеческого духа — с человеческим идеалом».
При выборе тем для росписи интерьеров в храмах художник пользуется определенными канонами. И хотя выбор их довольно широк, можно составить наиболее распространенный вариант композиций. По старой традиции на центральном куполе дается изображение Христа Создателя, Христа Пантократора,
т. е. Вседержителя. Ведь Христос — центр и вершина церкви.
Реже дается изображение Бога-Отца. В Ростовском соборе, например, в подкупольном пространстве — Бог Саваоф и Христос,
а на противоположной стороне — Богоматерь с младенцем. Композиции даны в круге — символе единства Вселенной.
Участки покрытия, которыми храм квадратный переходит в барабан купола, называются парусами. На них всегда изображаются образы четырех евангелистов Матфея, Марка, Луки,
Иоанна. Каждый из них — со своим загадочным символом, заимствованным из видения Иоанна Богослова. Эти символы как бы объясняют различные стороны искупительного подвига Христа Ангел (Матфей) — мессианское посланничество в мир,
предсказанное пророками Лев (Марк) — могущество, царственное достоинство Телец (Лука) — жертвенное искупительное служение Христа Орел (Иоанн) — высоту евангельского учения.
Северные и южные стены храма могут быть украшены сценами из Ветхого и Нового Заветов, образами апостолов, мучеников и святых.
Над главным, западным входом в храм обычно расписывают фрески, изображающие Страшный суд. Если сверху остается место, то там может быть картина Шестидневное создание мира. По обе стороны входных западных дверей принято помещать сюжеты Христос и грешница и Спасение утопающего Петра из Нового Завета. Общий смысл фресок на западной стороне — начало и конец земной жизни человечества.
Нижняя часть стены на высоте плеча обычно покрывается орнаментом, который усиливает красоту и торжественность интерьера. Фреска — это картина, написанная водяными красками.
На колоннах в центральной части храма обычно изображаются святые иерархи, мученики и святые, особо почитаемые в при

2. Методика воспитательной работы
ходе. Свет в православном храме символизирует небесный божественный свет. Он означает, что Христос принес свет в мир.
Он является настоящим светом (от Иоанна, 8-12). Он — правдивый, настоящий свет, который освещает каждого человека,
входящего в мир (от Иоанна Лампы и свечи зажигаются перед иконами. Свеча — это символ добровольного пожертвования Богу, свидетельство веры. Это также символ молитвы. Свечи горят в подсвечниках, которые кроме утилитарного назначения символизируют духовную высоту, с которой свет веры освещает каждого.
Из центрального купола церкви свешивается главная люстра с обилием огоньков. Она зажигается вовремя Божественной службы. Главная люстра и люстры боковых нефов с свечками каждая символизируют ликующую церковь как собрание святых, освещенных светом веры, зажженных любовью Бога и пребывающих в свете царства небесного.
Третья часть церкви называется трапезной. Трапезная — это место земного существования. В ранних христианских храмах трапезная предназначалась для новообращенных, претендентов на крещение. Не было трапезных во многих ранних русских церквях по причине традиций младенческого крещения. В связи с этим строили отдельную часовню. Традиционная церковь — в форме куба, из двух частей. Трапезная как третья часть церковного современного здания возводилась поблизости, отдельно и предназначалась для кормления бедных по праздникам, в дни поминовения усопших. Теперь же, когда трапезная (притвор)
объединена с церковным зданием, она служит дополнительным помещением, увеличивающим вместимость церкви. Кроме того,
в трапезной продают свечи, иконы, просфоры, крестики дается очистительная молитва женщинам по истечении 40 дней после рождения ребенка (без этого она не может войти в храм в трапезной стоят люди, получившие эпитимию — послушание от духовника.
Церкви обычно возводятся на вершине холмов, на высоких точках рельефа. Они как бы освящают своим присутствием окружающую местность. И хотя художественный образ церквей глубоко индивидуален, большинство из них строятся в форме корабля, подобно ковчегу патриарха Ноя, спасшему его и его
Теория и методика воспитательной работы
семью вовремя потопа. Подобно ковчегу, церковь спасает верующих от потока грехов и соблазнов суетного мира.
Алтарь православных храмов всегда обращен на восток, потому что Господь Иисус Христос, сын праведный, посетил нас свыше с востока (от Луки, До последнего времени в большинстве популярных турных источников указывалось, что количество церковных куполов несет определенную символику 1 купол означает единство Бога 2 купола — двуединство, двухприродность Бога-человека и Бога-Христа;
• 3 — символизирует святую Троицу 4 — означает 4 евангелиста Матфея, Марка, Луку и Иоанна 5 — Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов 7 — семь таинств церкви и семь вселенских соборов.
Купола символизируют также горящие свечи. Православный храм венчается крестом на куполе как знаменателем победы. Это означает, что церковь и человечество входят в царство небесное благодаря освободительному действию Христа Спасителя.
В 1992 г. в Московском журнале была опубликована большая статья А. Мельника, который убедительно доказывает, что в источниках не только древнерусских, но даже в XVIII ив первой половине XIX в. нет никаких упоминаний о символике числа глав храма. Патриарх Никон, упорно насаждавший освященное пятиглавие, не преминул бы сослаться на его символическое значение, если бы такое существовало. Об отсутствии всякой символики в количестве глав храма свидетельствует и В.Н. Татищев в своей Истории русской, говоря о тринадцатиглавом Софийском соборе в Новгороде Великом О верхах или главах на церкви благорассудному говорить бы не о чем, но нашлись безумцы, которые всем таинство заключают. В самом деле, а как же тогда объяснить символику 15 глав церкви Иоанна Предтечи в
Ярославле или 22 глав Преображенской церкви в Кижах?
Есть еще одна специфическая черта в облике культовых зданий. Это паперть. Раньше у паперти стояли кающиеся в грехах,
прося входящих в храм помолиться за них. Одно из предполагаемых объяснений слова паперть — от латинского слова па

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24


написать администратору сайта