Главная страница

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному


Скачать 1.75 Mb.
НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному
Дата11.03.2021
Размер1.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаteoriyametodikavospitaniya2002.pdf
ТипУчебное пособие
#183782
страница13 из 24
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24
межнациональных отношений
Национальный вопрос одна из самых сложных и деликатных граней человеческих отношений. На межличностном уровне никогда нельзя игнорировать национальных чувств людей,
пренебрежительно относиться к их истории, языку, ценностям культуры. Мы обращаем внимание на это потому, что при всей нашей внешней благопристойности отношений нет-нет, да и прозвучит где-то реплика Чурка, «Чучмек» или анекдот про чукчу. Вряд ли мы отличаемся от москвичей, свыше трети которых) при социологическом исследовании заявили, что расовые и национальные предрассудки у насесть и свойственны многим почти половина из них (48%) считают, что такие предрассудки есть, хотя свойственны немногим лишь 11% москвичей полагают, что их в российском обществе нет 65% респондентов не одобрили бы брак своих близких с африканцами.
Однако таким ощутимым является межрасовый, а не межнациональный барьер. Наши пилотажные исследования показывают, что у старшего поколения (50 лети более) лишь 10-
15% жителей имеют родителей различных национальностей;
наиболее творческая прослойка общества (25-50 лет) — до студенты — до 40%; если же проанализировать национальный состав семей, формирующихся в студенческой среде, национальность будущих детей до 60% окажется смешанной. Такова картина, по крайней мере, в вузах многонациональных городов
Юга России
Теория и методика воспитательной работы
В целом же по стране, как свидетельствует официальная статистика, тоже растет процент межнациональных браков если в гон составил 8,8%, то по переписи 1989 г. — 16,7%. Процесс интернационализации идет ив отношении к языку своей диаспоры. Улиц нерусской национальности, проживающих в крупных городах, родной язык в большинстве случаев остается языком общения лишь в семье и среди родственников.
Все это лишний раз подтверждает условность национальной принадлежности, и с каждым годом эта условность возрастает.
Практически невозможно сейчас найти чистокровного русского или армянина, украинца или даргинца: все народы давно породнились друг с другом. Неслучайно Чингиз Айтматов писал:
«Мы сегодня водной лодке, аза бортом — космическая бесконечность. Тем не менее национальные черты проявляются во многом. Все люди плачут одинаково, смеются одинаково, но играют в разные игры, слушают различную народную музыку.
Интересны материалы исследований Э. Мулдашева, полученные в Уфимском медицинском институте. Фотографии глаз наносили на специальную математическую сетку с учетом параметров, позволяющих читать даже психологические особенности и внутреннее состояние человека. Оказалось,
что среднестатистический глаз приходится на тибетцев и алтайцев. Предполагается, что от тибето-алтайцев произошли основные расы. Остальные вышли из них. Такие непохожие друг на друга народы, как финны и японцы, имеют единый корень происхождения. Прародителями аборигенов Новой
Зеландии являются индейцы Южной Америки, те. все мы имеем общие корни.
Наличие общих корней не означало тем не менее необходимость насильственной «советизации» (формирования анонимной новой обности — советский народ. Каждый народ имеет право на свою политическую, духовную, нравственную индивидуальность, в той или иной мере развитую национальную автономию и культуру. Правда, стремление к автономии не должно быть самоцелью, не должно стать розыгрышной картой в руках провинциальных политиков.
Любой человек должен понимать, что только туризм, бизнес,
искусство и школа способны примирить народы, погасить меж

2. Методика воспитательной работы
национальные конфликты, вернуть людям их культуру, вывести общество на новый виток развития цивилизации.
Анализируя современную межнациональную ситуацию на заседании одного из круглых столов, профессор богословия
Духовной академии, архимандрит П.П. Игумнов сказал Мы привыкли делить людей на своих и чужих. Человек же всегда есть человек. И такое представление, что чужой человек — враги только свой человек — друг, в принципе неверно. Глубокие нравственные начала жизни должны стать основой для отношения человека к самому себе, к окружающей среде, родному народу, ко всем близкими дальним народам».
Нравственно — это когда человек и его деятельность имеют положительную направленность на другого человека, в котором изначально видится высшая ценность. То есть интернационального воспитания как такового не существует оно является составной частью, а скорее — результатом нравственного воспитания.
Таким образом, главная мысль, которую следует объяснять детям с самого раннего возраста, — не существует плохих и хороших наций. Хорошие же и плохие люди есть у любой нации.
Второе, что должны усвоить дети даже младшего школьного возраста, — не существует больших и малых народов. Все народы равны, всем им отведено место под солнцем, все мы — звенья одной цепи геобиоценоза, все мы — уникальные, бесценные творения Природы, каждый из нас имеет свою нишу. Можно говорить лишь о численности того или иного народа.
Технологии воспитания межнациональной толерантности можно свести к следующему изменение содержания дошкольного воспитания (наполнение его этнокультурными планетарным компонентом изменением парадигмы школьного образования (отказ от знаниевой парадигмы, актуализация гуманистической парадигмы, заполнение вариативной части Базисного учебного плана этнокультурными планетарным компонентом новые акценты во внеурочной работе (фестивали национальных искусств, выставки национального народного творчества, выставки и дегустация национальных блюд,
проведение общешкольных народных праздников
Теория и методика воспитательной работы новые формы работы с родительской общественностью
(вовлечение их в общешкольные мероприятия, родительские национальные клубы и т. п.).
В содержании образования могут появиться непривычные, на первый взгляд, учебные дисциплины Музыкальный фольклор Культура нашего края как часть русской культуры Национальная семейно-бытовая культура История государства Российского Жилище как центр мироздания Этнография Экология человека Культура и питание народов мира Человек и космология Математика как часть мировой культуры Этические ценности мировых религий и др.
Инновации во внеурочной работе должны касаться как учащихся, таки педагогов, и опираться на их художественное и техническое творчество. Самореализация детей и подростков позволяет не только повысить их самооценку, почувствовать большую психологическую комфортность в школьном коллективе. Осознание самоценности, независимо от национальной и религиозной принадлежности, дает каждому ребенку возможность найти собственную экологическую нишу, самоутвердиться и самореализоваться. Для страны с полиэтническим составом учащихся это весьма важно. Технологии формирования межнациональной толерантности должны лежать не в русле приказов или разъяснений, а в русле опосредованного утверждения самоценности каждого ребенка.
Это не априорное мнение, эти рекомендации — результат нашего десятилетнего исследования педагогических технологий в образовательном комплексе этнокультуры, включающем детский сад и среднюю школу, в которых представлены 32 народности и все мировые религии (комплекс является школой-лабо- раторией Академии педагогических и социальных наук).
Социологические и психологические исследования показывают правильность выбранного пути. В школе исчезли не только мелкие правонарушения, но и заметные конфликты, тем более

2. Методика воспитательной работы
на межнациональной основе. Исчезли привычные стереотипы мышления, среди учащихся четко прослеживается интернациональный характер мышления, межконфессиональная и межнациональная толерантность. Негативное отношение учащихся,
судя по анкетам, больше проявляется к чужой, американской культуре, заполонившей экраны телевизоров.
На второй ступени обучения идеи мира и гуманизма в отношениях между народами вполне реально формировать уже средствами отдельных научных дисциплин. К сожалению,
большого банка дидактической информации пока не накоплено. Учителю самому приходится изыскивать соответствующий материал. При желании его можно найти ив местной печати,
и в управлениях статистики, ив отделах культуры местных ад- министраций.
Биолог, например, может использовать уже описанное выше открытие Э. Мулдашева, математик при построении столбчатых и круговых диаграмм — сведения не о производстве металла надушу населения, а о структуре национального состава и динамике роста численности населения. Учитель русского языка может сделать акцент на этимологии названий рек, поселений, на интернациональных корнях слов географ может знакомить учащихся с удивительной пестротой расселения народов, сих взаимовлиянием в области экономики историк пусть вспомнит, кем ковалась Великая Победа в годы Отечественной войны 1941-1945 гг. На территории
Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии в годы войны были сформированы 80 дивизий и бригад. В числе героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов татарин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев,
18 туркмен, 10 литовцев, 9 карелов, 9 эстонцев, 8 7 кабардинцев абхазцев, 3 якута, 2 молдаванина, а также представители других национальностей.
На уроках литературы и мировой художественной литературы полезно будет обратить внимание наследующие моменты.
Всемирно известный донской скульптор Сергей Корольков (автор скульптурных композиций Гибель Вандеи», и Железный
Теория и методика воспитательной работы
поток» на фасаде театра им. Горького в Ростове) оставил свое творческое наследие (за исключением трех работ) в США.
П.И. Чайковский взял для своего либретто к балету Золушка французскую сказку.
Родившийся в Италии и получивший там же в Болонье прекрасное образование Аристотель Фиораванти создал жемчужину Московского Кремля — Успенский собор.
Замечательный литовский композитор и художник Микало- юс родился в Литве (г. Друскенинкай), а образование получил в Польше (Варшаве. И поляки, и литовцы в равной степени претендуют на национальный характер творчества поэта
Адама Мицкевича.
М.Ю. Лермонтов писал по-русски на грузинские темы (Мцыри, «Демон»).
Что это — национальное или интернациональное В чем патриотическое начало деятельности великих мастеров Вряд ли названные художники, поэты и композиторы задумывались о соотношении именно этих категорий в своем творчестве. Несомненно, их интересовало нечто более величественное, что составляет жизненную ценность не одного поколения людей, делает великие произведения бессмертными, придает им интернациональный характер. Таким основополагающим началом в творчестве выдающихся людей является отображение всего лучшего в существующих национальных культурах, органично включающего в себя общечеловеческие нравственные ценности и категории, накопленные разными поколениями и сохраненные исторической памятью народов.
Любовь к Родине, служение Отечеству, деятельность, направленная на улучшение жизни человека и общества, — вот содержание великих произведений, раскрывающее патриотические устремления людей разных национальностей к лучшему устройству мира, к обществу положительного гуманизма»
(К. Маркс).
Учитель любого предмета легко может управлять формированием планетарного мышления учащихся. Ведь наука глубоко интернациональна. Один только перечень фамилий ученых,
сделавших открытия и сформулировавших законы — это созвездие всех материков мира. Дети должны четко усвоить, что

2. Методика воспитательной работы
культура — важнейший фактор стабилизации межнациональных отношений.
В старших классах и на уроках, и вне школы учитель должен делать акцент на культурный контекст. Мы так мало знаем искусство родного края Займитесь поисковой и исследовательской работой, и дети будут вам глубоко благодарны за совместные открытия.
Если вы проведете полноценные исследования по направлениям, вы сможете убедиться, что искусство и техническое творчество интернациональны. Они не могут принадлежать только одному народу. Интересу учащихся-старшеклассников вызывают вечера, олимпиады, викторины, связанные с этнографией.
Есть еще одно направление в исследовательской работе для старшеклассников демография города или района. Круг вопросов, которые охватывает демография, довольно широк возраст населения, динамика численности, трудовой потенциал, половая структура и др. Сбором этих сведений занимается местная статистика, а вот прогнозированием и их использованием для народнохозяйственных целей могут заниматься творческие коллективы даже на уровне школы (при наличии квалифицированного математика или экономиста).
Педагог должен всегда помнить, что между проявлением национального сознания и национализмом существует очень тонкая грань, которую легко нарушить. Каждый из нас должен нетерпимо относиться к проявлениям национальной исключительности.
Например, в газете Литературная Россия (1989, № 52) в статье За политику народного согласия и российского возрождения»
читаем: Россия всегда была и останется мировой державой!»
Этот пример — результат нашей низкой культуры, недостаточной просвещенности, воспитанности ибо воспитанный человек не выбирает друзей по цвету глаз, волос и кожи.
Вспоминается точное замечание оригинального русского мыслителя-эмигранта
Федотова: есть большие страны и
«большие нации, маленькие страны и маленькие нации, но выясняется, если вдуматься в историю, что маленькая Греция породила высочайшую культуру и высший тип демократии,
крохотная Иудея подарила миру одной из религий, на которых посей день держится цивилизация, а небольшой остров
Теория и методика воспитательной работы
Британия еще в XIII веке определил великую доктрину политической свободы.
Постулаты всех религий удивительно схожи не убий, не укради, не обмани. И к какой бы вере или национальности ни относился человек, ему просто надо быть Человеком. С большой буквы. Это — главное.
Для сведения школ, серьезно намеренных заниматься исследованиями. В числе других важных вопросов Российский науч- но-исследовательский институт культурного и природного наследия, образованный в Москве в 1992 г, изучает проблемы развития национальных культур коренных и малочисленных народов, сохранения языка, фольклора, форм расселения, природопользования, этнографического и археологического наследия.
Если вы хотите пополнить музей института своими находками или получить консультацию, попробуйте установить связи с этим учреждением.
И еще один совет. Каждый учитель должен иметь минимум знаний по этнографии и этнокультуре. Предлагаем небольшой библиографический список:
Васильева
Социально-экономическая структура населения СССР. М, 1978.
Я.Е. Население России залет начало 1973.
Кириков СВ Человек и природа степной зоны. М, Козлов В.И. Национальности СССР. Этнодемографический обзор. М, Население мира. Демографический справочник. М, 1989.

2. Методика воспитательной работы. Воспитание религиозной толерантности
Культура, оторванная от культа, теряет П. Флоренский

Христианин рожден быть гражданином
Вселенной; и высшее призвание его состоит в том, чтобы отвергнуть всякие условные деления людей — по сословиям, классам, странам, национальностям,
расам и т. п.
И. Ильин
Слово религия в переводе с латинского означает связать заново, те. основополагающая задача религии — вновь свести воедино Бога и человека, потому что между ними возникло рассогласование. Основатели всех вероучений получали Откровение свыше. Британский культуролог Арнольд Тойнби, изучавший историю мировых цивилизаций, пришел к выводу, что все цивилизации имели религиозную основу.
Религия является одной из древнейших форм культуры. Поданным Американского института Гэллапа, в настоящее время в
Бога и высшее существо верят 90% жителей Африки, 96% Латинской Америки, 94% жителей США, 89% — Азии, 78% Западной Европы.
Религия отражает потребность людей понять внутреннюю сущность окружающего мира не только того, что происходит снами и вокруг нас, но и почему это происходит. Религия — это путь поиска вечной Истины это поиск ответа на вопросы о цели и смысле жизни о существовании и природе Бога о происхождении добра и зла о причине страданий о жизни после смерти.
Наивысшей задачей религии является раскрытие природы
Вечной действительности.
Современные религии создали условия для развития науки благодаря следующим постулатам
Теория и методика воспитательной работы Мир создан совершенными поэтому достоин исследования Бог создал мир рациональными упорядоченным, поэтому его можно представить математическим языком Природа не требует поклонения, поэтому люди могут ее исследовать Технология — это действенное средство, позволяющее владычествовать над Землею (Бытие, 1-28), и человек имеет моральное право заниматься научной деятельностью и творить Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть. Наука — это система. Существенные признаки научной системы следующие Логическая связь, соподчиненность, иерархия понятий,
категорий, законов, порядок идей Упорядоченность элементов, не сводимая к простой сумме Конкретно-всеобщий характер взаимосвязанных идей,
умение непросто скопить и пересказать факты, а подняться над ними Монистичность (идеалистичность или материалистичность, объяснение всех явлений из одних и тех же исходных оснований Отсутствие лишнего (принцип минимальной достаточности Принципиальная разомкнутость, готовность воспринять и теоретически обобщить доселе неизвестные факты и явления.
«Как?» — вопросы о том, как создан мир, принадлежат науке.
«Почему?» — вопросы о цели и смысле мира и жизни относятся к философии и религии. Но ни одна наука не может ответить на вопросы В чем цель нашей жизни Как строить свои взаимоотношения с людьми Как найти в этой жизни любовь?
Между наукой и религией установились весьма сложные взаи-
В советской России, где религия была отделена от государства, эта сложность, естественно, отсутствовала, и все,
что не могло быть объяснено наукой, просто игнорировалось. В

2. Методика воспитательной работы
наши дни точка зрения на эту связь существенно изменилась.
Ведущий профессор Ростовского государственного университета по проблемам экологии ЮН. Куражсковский в книге Учение о человеке в 1993 г. высказал мысль о том, что пути науки и религии не пересекаются каждая из них лишь дополняет другую,
соприкасаясь в той или иной точке. Еще раньше аналогичная мысль была высказана Альбертом Эйнштейном Наука без религии ущербна, религия без науки слепа. Профессор Гарвардского университета Е.О. Уилсон заметил Предрасположенность к религии — наиболее сложная и наиболее могущественная сила в человеческом разуме. Трудно не согласиться с этим даже сейчас, в цивилизованное время, религия не ушла из жизни человека, несмотря на массовые нападки на нее в советское время.
Через доктрины люди соприкасаются с Богом. Культура часто базируется на религиозных верованиях. Русскую культуру невозможно отделить от истории христианства. Религия влияла на природу взаимоотношений как в обществе в целом, таки в семье. Ф.М. Достоевский в Бесах заметил Бесконечное и вечное также важны для как та маленькая планета,
на которой он обитает. Человек имеет духовную природу, и его всегда интересовало не только материальное окружение, но и поиск Истины, смысла и цели жизни. Религии пережили все существовавшие империи, в том числе и СССР. Может быть, это лишний раз доказывает, что религия — это необходимая часть человеческого существования.
Недостатки религии имеет много противоречий представлена множеством конфессий отвечает не на все вопросы уделяет слишком много времени доктринами ритуалам (неслучайно Маркс назвал ее опиумом народа терпима к несправедливости и расизму (поэтому Маркс отвернулся от Бога имеет слишком мало сил, чтобы осуществить проповедуемые идеалы.
Вопрос о взаимодействии науки и религии обсуждается давно. Однако мнение о разладе науки и религии есть частный вид мнения о противоречии веры и разума вообще. Такое суждение Зак. №
Теория и методика воспитательной работы
встречает значительную поддержку среди тех, кто считает, что религия — это чувства, не нуждающиеся в рассудке. Но большинство религиозных учений несут в себе призыв к разуму и ос- мыслению.
«Испытуйте Писание, — говорит Христос. В другом месте:
«Слушайте и разумейте». Апостол Павел в послании Титу наставляет Ты говори мне то, что сообразно со здравым учением, а в послании Тимофею чтением, наставлением, учением. В Коране слово «илм» (знание) употребляется около 750 раз. В притчах иудейского мудреца Шломо-Соломо- на вначале первой же главы отмечается, что в познании мудрости и наставления большая польза для всех содержится.
Другим источником для мнения о несовместимости науки и религии является просто слабое религиозное знание или недооценивание науки. Известный геолог заметил Пустой болтовней считаю толки о конфликте между наукой и религией.
Когда человек предается подобной болтовне, я всегда уверен он не понимает, что такое наука, или же лишен понимания основных учений истинной религии».
Есть и еще одна причина, подкрепляющая ложное представление о взаимоотношениях науки и религии, а именно отступления людей от веры, особенно в средние века, когда на ученых были гонения от имени религии. При этом основанием служило несогласие, якобы, научных знаний со Святыми писаниями, будь то Библия, Тора или Коран. Поэтому поводу известный немецкий географ и натуралист Карл Раумер писал:
«Когда неверующие люди нашего времени со злорадством, более вредным для них самих, выискивают в истории христианства слабые, а то и ужасные страницы, то они при этом упускают из внимания самое важное все эти грехи и слабые стороны в истории христианства, как например, религиозные войны, инквизиция, не плоды учения Христа, а плоды отдаления от этого учения, следовательно, — косвенные доказательства достоинства христианства. Тоже можно сказать о религии вообще.
Многие люди думают, что ученый не может быть верующим.
Благодаря огромной работе, проделанной профессором Киевского университета св. Владимира протоиереем П.Я. Светловым
162

2. Методика воспитательной работы
в 1914 г, мы можем назвать немало величайших ученых, высказавших свое суждение о связи науки с религией.
На вопрос о противоречии новейших достижений естественных наук религиозному знанию физик ответил В результате научных изысканий последних летя не вижу ничего такого,
что заставило бы меня усомниться в непосредственном откровении
Бога людям в разные времена. Более того, наука приводит косо- знанию существования Бога и к Его познанию. В творении я как бы осязаю Бога руками, — сказал астроном И. Кеплер.
Наука есть путь к вере, единогласно утверждали астроном
А. Секки, физик Эрстед, химик Бойль, физики лорд Кельвин и лорд Рейлей. Ампер заявил В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу. Хотя Бог скрывается в Своем творении в некоторой мере так, как действительные движения звезд закрываются мнимыми, однако мнимые движения звезд ведут к познанию действительных и, подобно этому, познанием дел творения мы возвышаемся к Творцу и отчасти даже созерцаем его Божественные свойства Светлов назвал 165 имен величайших ученых, заявивших о своей вере в Бога, среди которых Бернулли, Вольт, Декарт,
Менделеев, Максвелл, Ом, Паскаль, Рентген и др. Многие ученые были священнослужителями, монахами, как математик
Коши, астроном Кеплер, биолог Мендель и другие.
Наибольшие противоречия между религией и наукой возникают в вопросе о происхождении мира. Существует множество теорий, но наибольшее признание получили три модели эволюционная Ч. Дарвина креационная (Земля — творение Бога панспермия (привнесение жизни из других миров).
Согласно эволюционной модели, ныне существующий мир был сначала беспорядочными лишь постепенно, стечением длительного времени, становился все более организованными сложным. Для того чтобы привести Вселенную в современное сложное состояние посредством ныне существующих природных ресурсов и процессов, необходимо до 30 миллиардов лет, причем из них развивалась непосредственно планета Земля.
Креационная модель, наоборот, представляет мир созданным в уже совершенном виде к концу периода творения. Частицы 163
Теория и методика воспитательной работы
вещества, планеты, звезды, организмы и люди были в нынешнем виде с самого начала, так что длительного времени для их развития не требовалось. Хотя с тех пор Вселенная и поддерживается продолжающимися процессами сохранения, понятно,
что степень порядка в ней может изменяться. А если так, то улучшаться порядок не может, ведь он был совершенным с самого начала значит, ему остается только ухудшаться.
Эволюционная модель допускает как улучшение, таки ухудшение порядка во Вселенной входе естественных процессов, нос общим результатом — улучшение.
Креационная модель допускает только ухудшение порядка, при этом, однако, ничего не утверждается относительно скорости ухудшения порядка. Такое ухудшение может быть равным нулю в спокойное время и значительным в период больших катастроф.
Ни одна из этих моделей не имеет достаточно убедительного научного доказательства. В г. в предисловии к изданию книги Ч. Дарвина Происхождение видов Л.Г. Мэттьюз признал:
«Факт эволюции является стержнем биологии, ив связи с этим биология находится в щекотливом положении как наука, основанная на недоказанной теории. Что же это тогда — наука или вера?
Вера в теорию эволюции, таким образом, совершенно аналогична вере в специальное, предумышленное творение. Сторонники как той, таки другой теории считают истинной только свою, однако истинность ни одной из них не смогла быть доказана.
Ученые многих стран сейчас ставят под сомнение истинность теории Дарвина, объяснявшего эволюционное развитие действием двух механизмов мутации и борьбы за существование. Многие видные специалисты считают, что эти механизмы не работают. То, что мы можем наблюдать с использованием современных научных методов и оборудования, то, что мы находим в ископаемых формах, говорит не в пользу теории Дарвина, казавшейся еще недавно правдоподобной. Борьбой за существование ивы- живанием наиболее приспособленных нельзя объяснить процесс
А как с позиции дарвинизма объяснить летний эксперимент, начатый с крысами в Гарвардском университете США в году Суть его состояла в том, что из экспериментального

2. Методика воспитательной работы
бассейна с водой было два выхода — в темное и освещенное помещение, причем второй выход не содержал никаких препятствий и не причинял болевых ощущений. У крыс появилась привычка выплывать на свет не только в экспериментальном,
но и. за стеной, в контрольном зале, и даже. в Австралии.
Через 38 поколений эта реакция закрепилась у крыс повсеместно. Значит, существует какое-то информационное поле?
Кстати, Ч. Дарвин до конца своей жизни продолжал верить в
Бога, несмотря на о, что он больше не верил дословной Истине
Библии и отрицал Божественное сотворение каждого вида животных. В предисловии ко второму изданию книги о Происхождении видов он привел в качестве эпиграфа слова выдающегося богослова того времени Чарльза Кингсли, утверждавшего, что
Бог создал существа, способные к саморазвитию, а также направлял процесс появления новых видов».
По словам астрофизика Фреда Хойля, наука — это предвидение. В основе конкретной, глубокой науки лежит что-то неформальное, угаданное, изначально интуитивно придуманное.
Это не слабость, это сила познания. Примеры в физике известны механика Ньютона и Эйнштейна, электродинамика Максвелла, квантовая механика Шредингера и Гейзенберга. Кроме логического метода познания существует еще и путь прямого созерцания, непосредственно проникающий в сущность явлений.
Человеку свойственно не только рациональное, но и иррациональное знание, основанное на чувстве, а не на рассуждении.
Наука пришла к тому, что условия рождения Вселенной
(Природы) случайны, она появилась из ничего, что равнозначно чуду Современная наука не может ответить на вопрос какова вероятность спонтанного возникновения из ничего сверхэкстре- мальных условий, способствующих зарождению Вселенной. Такое чудо больше созвучно существованию Творца, нежели стройной научной теории. Ведь даже Ньютон, сего способностью видеть проблему даже там, где, казалось бы, ничто не выдает ее присутствия, прибегнул к гипотезе первотолчка. Он сознавал, что альтернативой Божественной силы может быть только случайность, ноу этой случайности меньше шансов, чему Высшей силы. С другой стороны, существование строгих законов математики, физики, химии и других наук, по законам
Теория и методика воспитательной работы
которых происходит развитие Природы, само по себе явным образом противоречит способности случая породить эти законы и саму Природу. Поэтому не остается ничего иного, как прийти к выводу, что признание или непризнание теории большого взрыва, без Бога объясняющей происхождение Вселенной, есть предмет веры, по сути не отличающейся от религиозной.
Наука и религия имеют дело с чудесами, находящимися за пределами нашего повседневного опыта, ив этом их сходство.
Например, в физике известно, что при нормальных условиях соотношение J и U адекватно описывается законом Ома. Нов г. Камнерлит-Оннес обнаружил, что некоторые металлы при определенных, ниже критических, температурах утрачивают электрическое сопротивление и ток длительное время течет без необходимого для его поддержки Никто не знал, что явление сверхпроводимости нужно считать элементом иррационального. Теоретическое обоснование было сделано лишь спустя полвека просто один режим меняется на другой. Никто также не видит ничего иррационального в физической интерпретации света, когда благодаря квантовой механике появилась возможность толкования этого феномена как комбинации волны и частицы.
Таким же образом можно рассуждать и о богочеловеческой двойственности Христа.
Как в физике, таки в теологии непосредственная ненаблю- даемость какого-то понятия не означает отрицания его существования. Сегодня физика оперирует термином нейтрино понятийной конструкцией, используемой для объяснения некоторых физических явлений и содержащей ряд свойств, которые невозможно изобразить с помощью классической физики. Тоже самое можно сказать и о теологическом определении божественной Троицы.
Существует великое множество фактов и роковых совпадений, совершенно необъяснимых сточки зрения науки. Например, если мир формировался случайно, то почему во всем прослеживаются системы и ритмы Биоритмология суточные, недельные, месячные (лунный месяц, годовые и многолетние ритмы в жизни растений, животных и человека.
Академик
Пушкин (диплом академика поэт получил 13 января года) разработал оригинальную модель Космоса, в

2. Методика воспитательной работы
которой чувствуется более глубокая проработка и анализ закономерностей, чему его предшественников — Будды, Иисуса,
Мухаммеда.
Таблица Модели развития человечества АС. Пушкину
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24


написать администратору сайта