Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей вузов и соответствует Государственному
Скачать 1.75 Mb.
|
2. Методика воспитательной работы Однако не стоит искать истину водной точке зрения. Изучив фундаментальный труд ПА. Кропоткина Этика, читатель убеждается в том, что в формировании морали принимают участие и природа, и наша духовность. Посиотрите вокруг себя любое животное во многом может нам дать почувствовать и понять, как мы незначительны, неблагородны и несовершенны А Пятикнижие Моисея лежит в основе важнейших этических правили иудаистов, и христиан, и мусульман. В работе Нравственные ценности и личность В.А. Кондра- тов определяет мораль как особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование Нравственная регуляция поведения не может осуществляться по приказу, принуждению или эгоистическому расчету. Критерием нравственного прогресса может быть духовная зрелость личности, ее способность сделать гуманистические общечеловеческие ценности смыслом собственной жизнедеятельности. Нравственность и общество Религиозные нормы определили развитие многих культур в течение тысячелетий и поддерживали относительный мири стабильность в обществе. Однако для многих людей религия не была достаточно связана с реальностью, и следование этим нормам поведения превратилось в игру. Американцы открыто признают свою условную набожность традиционная воскресная служба в церкви — этого слишком мало, чтобы считать себя верующим! КПСС утверждала, что главнейшая проблема общества отчуждение человека от продукта его труда. Чтобы положить конец такому отчуждению, надо построить социализм. Нормами человеческого поведения стали действия, направленные на воплощение коммунистических идеалов вне зависимости от возможных пагубных последствий. По подсчетам профессора А.И. Курганова, строительство социализма только в России обошлось в 26,2 млн человеческих жизней. О какой морали может идти речь Теория и методика воспитательной работы Иммануил Кант утверждал чтобы быть нравственным в отношениях с людьми, наши личные цели и желания должны быть подчинены требованиям абсолютного морального закона, названного им категорическим императивом. Упрощенно говоря, мы всегда должны воспринимать свои поступки сточки зрения других людей. Сущность этого правила человек должен считаться с теми, кого так или иначе его поведение может затронуть. Кант не считал заслугой поступки, лишенные нравственной мотивации, как бы хорошо внешне они ни соответствовали нравственному закону. Заслуга Канта в том, что он первым осознал важность концепции универсальности этики. Такие взгляды, как и другие, основанные на здравом смысле, могут быть эффективными до некоторой степени, ноне могут дать людям уверенность, что, следуя им, можно развить более глубокие взаимоотношения любви. В человеке одиноком, запутавшемся и обезумевшем от жизненных сложностей, такие моральные наставления не пробудят жизни. Как учить нравственности? Проблема формулируется просто как преподать объективные ценности, чтобы они стали частью характера человека При этом надо помнить, что нравственное воспитание идет дальше развития интеллекта, хотя и начинается с него. Нравственные ценности должны стать частью характера человека. Еще Сене- ка утверждал, что главное условие нравственности — желание стать нравственным. Нравственная позиция — это ценности, которые важны для нас. Они формируются в дошкольном возрасте. Отсюда ясно, как важна роль родителей в воспитании учащихся. Мы же, педагоги, всегда ограничены в возможностях влиять на нравственное развитие школьника. Порой мы бросаем вызов тому, что сформировалось в ребенке до прихода в школу. Поэтому важно найти надлежащий путь к сердцу ребенка. Мы должны помочь человеку преодолеть внутреннее сопротивление в нравственном развитии. Различают следующие типы ценностей 1. Нравственные (этические): Всеобщие универсальные 2. Методика воспитательной работы честность, сочувствие, сострадание, справедливость, уважение, свобода эти ценности выходят за пределы веры, мировоззрения, культуры, расы, национальной принадлежности. Многие из них вошли в Декларацию прав человека, ибо они оздоравливают общество. Неуниверсальные: • обязанности по отношению к религии, обязанности по отношению к школе, партийные обязанности, семейные обязанности и др. Например, для индуиста страшно убить корову, но ничего не значит обряд крещения 2. Ценности, несвязанные с нравственностью. Иногда их называют предпочтениями классическая музыка, хоровое пение, джаз, спорт, рок-музыка, математика, балет, рыбалка и т. п. Следует обратить внимание начисто терминологические особенности. В английском языке слово «Values» — ценности, которые существуют объективно мире вокруг нас, и ценности внутри нас. Первую группу мы таки называем — объективные ценности, вторую мы знаем как качества личности. Вопрос в том, чтобы объективные ценности переместить в качества личности. Этот процесс носит название интернализация (от английского internal — внутренний, те. перехода извне внутрь. Существует множество психологических понятий, которые описывают этот внутренний мир ценностей. Его можно назвать и нравственной позицией ребенка. По мнению психологов, летний ребенок уже имеет нравственную позицию. Следовательно, нашу задачу можно рассматривать как развитие существующей у школьника позиции, которая, как правило, не желает изменяться. Ведь позиция защищается от изменений, в этом — особенность человека. Педагоги часто встречаются с так называемыми барьерами, возникающими между педагогическими усилиями и позицией школьников мы преподносим детям прекрасные ценности, но они не принимаются, потому что метод их преподнесения неудачный. Профессор Б.П. Битинас выделяет 6 теорий о том, как принимаются ценности Теория и методика воспитательной работы Биологическая теория. Все передается от предков генами, поэтому в школе ничего изменить нельзя. В крайнем случаев самом раннем детстве можно сформировать какие-то ценности, поэтому столь важно дошкольное воспитание. Эта теория имеет в своей основе многое от неофрейдизма и социал-дарвинизма. • Интеллектуальная теория. Ведет начало от Сократа, который говорило важности формирования нравственности. Процесс мышления человека, его нравственную позицию можно развить. В гг. XX в. американский профессор Лоуренс создал теорию о том, что человек может выбрать высшие нравственные ценности в конкретной ситуации Теория духовности. Каждый человек рождается с определенной духовной положительной основой. Каждый имеет преимущественно хорошую основу, но теряет ее, идя по жизни. Задача состоит в том, чтобы постоянно искать хорошие ориентиры и не терять изначальное позитивное. Человека испортила цивилизация. Эту теорию развил Руссо. Эти же постулаты содержат и большинство религий. Согласно верованиям, наша задача — возродиться снова (в христианстве второе рождение. Нужно вытянуть из ученика наружу то добро, которое в нем уже есть Теория социальных условий (приспособление к группе). Эта теория, подобно последующим, учитывает как основной фактор общественные условия воспитания. Наша нравственная позиция определяется той группой людей, среди которой мы находимся. Прежде всего, это семья, оказывающая весьма большое влияние на ребенка. Отношения со сверстниками и культура, в которой мы выросли, определяют наше отношение к ценностям. Это относится и к межличностным отношениям. Есть народы, воспевающие труда другие — не очень. Теория социальных условий полагает, что нравственность — это принятие групповых норм. В какой группе ты существуешь, таковы и твои личные нормы. Этот подход похож на известную нам теорию коллектива. Однако неудачи методики были в 2. Методика воспитательной работы том, что зачастую для ребят то, что мы называли коллективом, было не ценно. Или сам коллектив принимал нормы, которые педагога не устраивают круговая порука, подсказки, списывание и др Поведенческая теория — бихевиоризм. Построена на теории академика И.П. Павлова. Не так важны сами ценности, как поступки и действия человека, поэтому ребенка надо просто приучить к хорошему поведению. Хорошее поведение должно быть поощрено, плохое — наказано. В таком подходе нет интернализации, те. внутреннего сознания, есть только привычки. Такой подход к воспитанию теоретически у нас не принимается, хотя находит применение в семейном воспитании и у некоторых недобросовестных или неквалифицированных педагогов. В зарубежных странах, например, в государствах Бенилюкса, бихевиоризм в педагогике распространен довольно широко Теория деятельности. Теория деятельности тоже много внимания уделяет поступкам человека, но содержит и компонент внутреннего сознания. Главный фактор воспитания — активность самого ребенка, его участие в реальных делах. Если мы говорим о нравственности, то это нравственные поступки, и через них мы приобщаем ребенка к ценностям. Согласно этой теории, ребенок должен практически почувствовать, как приятно делать добро. Чтобы школьник почувствовал, что делать добро — это не столько жертва, сколько удовольствие. Это приятно потому, что ты выполнил моральный долг. Приятно потому, что другому хорошо. Приятно потому, что ты почувствовал себя полноценным человеком. Прошло более полувека со дня победы над фашизмом. Сколько юбилейных кадров по российскому телевидению, сколько статей в газетах и журналах, сколько различных праздничных мероприятий А всели школьники приняли участие в благоустройстве мемориалов А постоянно ли они за ними ухаживают А как хранят они память о тех, кто не дожил до наших дней, недолюбил, не полюбил, не познал жизнь, а узнал лишь дорогу на фронт Теория и методика воспитательной работы Ответы на эти вопросы — критерий нравственности наших школьников. Все перечисленные теории ценны по своему, но должен быть какой-то целостный подход. Н. Горожанкина выделяет следующие критерии нравственной воспитанности учащихся глубина осмысления правил морали степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков, привычек характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях степень принципиальности меры нравственной требовательности к себе, к людям характер поведения наедине с собой ив коллективе наличие гуманистических черт характера и поведения степень уважительного и доброжелательного отношения к людям уровень развития чувства собственного достоинства уровень развития совести, чести, стыда. Проблема в том, что наши потребности часто корыстны, и это ведет к эгоистическим поступкам. Педагог должен пробудить в ребенке бескорыстие. Это процесс очень длительный и добровольный. СССР убедил нас в том, что нельзя заставить делать добрые дела. И мы не должны ожидать быстрых чудес в воспитании 2. Методика воспитательной работы Эмоции Интеллект Воля Эта диаграмма соответствует действительности куда больше, чем предыдущая, так как лучше отражает сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния. Даже мы, педагоги, не всегда поступаем так, как думаем и говорим. И у детей, говорящих красивые слова, поступки не всегда адекватны словам. Не каждый, обнаружив в библиотечной книге вырванную страницу, вклеит ее. На словах (как показывают специальные исследования) это обещают сделать 80% учащихся, а наделе лишь Наша задача — пробудить позитивные эмоции в человеке, хотя этот процесс весьма тонкий и болезненный. Нравственная позиция Мотивация Поведение Знания В процессе нравственного воспитания необходимо акцентировать внимание на таких категориях, как свобода и ответственность, совесть и вина, страдание, счастье и несчастье, справедливость и несправедливость, достоинство и бесчестье, жертвенность и долг. Рассказывая учащимся об этих ценностных ориентирах в жизни, следует постоянно приводить примеры из духовной жизни общества, чтобы воспитание не было излишне теорети- зированным. Наиболее понятными подросткам будут следующие соотношения Теория и методика воспитательной работы нравственность и политика, совесть и власть, цель и средства нравственность и право, совесть и закон, гуманность и жестокость нравственность и искусство, добро и красота, нравственно прекрасное нравственность и религия, разум и вера нравственность и наука, добро и истина. Как показывает опыт, уже влет дети могут довольно зрело обсуждать эти проблемы. Ребенок должен хорошо усвоить идею, высказанную еще Ге- гелем Свобода — это осознанная необходимость. Не может быть свободы безответственности за свои поступки. Свобода это вовсе не вседозволенность. Не может быть свободы без закона, как внутреннего (эталон морали личности, основанной на любви к людям, таки внешнего (общественного. Чем нравственнее человек, тем меньше потребность во внешних законах. Но внутренние нравственные законы должны рождаться в чувствительном сердце, а не насаждаться извне Упражнение-дискуссия: — Нормально ли лгать (Речь идет об очевидной, а не святой лжи Что такое ложь Что такое святая ложь Ты сам часто лжешь Что при этом чувствуешь Отчего люди лгут Кто обычно лжет Как ложь влияет на отношения людей Когда люди начали лгать (Возраст, история Кто страдает от лжи Как следует понимать поговорку Ложь — забывается, правда — остается Может ли солгать друг Кто чаще лжет — мягкий характером или жесткий человек Каковы последствия лжи 2. Методика воспитательной работы Какое общество провоцирует человека на ложь Подстрекаешь литы на ложь других Может ли фантазия заставить солгать Если все лгут — хорошо это или плохо Как ты себя чувствуешь, если тебе откровенно лгут Долго литы переживаешь обман Как ты себя чувствуешь, если знаешь, что твой друг обманул своих родителей Может ли ложь влиять на внутренний мир человека Если твой друг обманет тебя, а потом извинится, простишь литы его Сложно ли постоянно лгать Может ли ложь войти в привычку Хотите ли высчитать себя честным человеком Как ложь влияет на стабильность дружбы Как бы вы чувствовали себя в обществе, в котором нельзя доверять никому Почему вы хотите, чтобы люди говорили правду? Такие простые вопросы, рассчитанные на обратимость, универсальность и долгосрочность, могут иногда изменить человеческую жизнь. Может быть, дети задумаются, как важно жить для других людей. Может быть, изменится само общество, в котором мы живем. Разговор о лжи не может не затрагивать проблему совести. Совесть — способность человека формулировать моральные обязательства и требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать свое поведение. Совесть — это внутренний голос, позволяющий отличить правильное от неправильного. К такому определению пришло большинство студентов нам курсе физико-математического факультета Ростовского государственного педагогического университета. Были и такие не менее точные определения Совесть — качество, присущее людям с высокими моральными принципами Совесть — та струна человеческой души, на которую неблаговидные поступки человека действуют подобно смычку Совесть — это качество человека, характеризующее степень его духовного развития Теория и методика воспитательной работы Совесть — это психологическая подпрограмма, которая останавливает нас, когда мы у порога дурного дома Совесть — это внутренний судья человека, удерживающий от плохого и благословляющий на хорошее Совесть — это способность к рефлексии Совесть — это часть нашего сознания Совесть — это чувство меры во всем Совесть — это способность обнаружить в своей душе чувство Каждое из этих определений несет долю истины, ибо совесть так важна для человека ив тоже время так пространна в определении и проявлениях своих. Всегда ли мы прислушиваемся к этому внутреннему голосу и следуем его советам Если у нас развивается привычка не замечать его, то внутренний голос звучит все тише и тише, потому что развитие совести не идет автоматически, подсознательно. В жизни встречаются различные формы извращенной совести неправильно сформированная совесть неоправданное чувство вины, когда мы не виноваты, но по- чему-то несем в себе чувство виновности (это чаще всего бывает приобщении с ярко выраженными интравертами); • ослабленная (ленивая) совесть, когда мы оправдываем свое неправильное поведение, ложно успокаиваем себя, указывая пальцем на других или ссылаясь на то, что нас заставили плохо поступить консервативная совесть вы — педант на улице видите умирающего человека, а вам надо вовремя попасть на работу. Как поступить — В соответствии с порывом сердца. Что важнее — Человека неточность прихода на ра- боту. Человек должен помнить о двух аспектах совести знать, что верно, различать добро и зло поступать правильно, потому что мы никого не можем винить за свои поступки Упражнение-дискуссия: — Так ли уж невинно списывание 2. Методика воспитательной работы Что вы чувствуете при списывании Представьте себя на месте учителя. Задевает ли ваше самолюбие то, что ваши учащиеся списывают Если да, то почему Как списывание влияет на доверие между учащимися Является ли списывание честным по отношению к тем ученикам, которые не грешат этим Если высчитаете учителя несправедливым или сам предмет скучным, то этично ли списывать на экзамене Что могло быть лучшей реакцией Если обман — это нормально, то значит ли это, что когда учитель несправедлив или уроки неинтересны, вы можете выбирать быть или не быть честным Является ли обман нашей сегодняшней проблемой Как ваш характер влияет на ваше отношение к списыванию К обману Влияет ли вообще и как? Общение с учащимися по приведенному перечню вопросов (он — не догма, его можно дополнить или даже заменить другими вопросами) позволит педагогу подвести их к нужным ответам. Здесь должен быть анализ и самоанализа не поучения. Ребенок не может быть нравственным потому, что вы ему посоветовали или, тем более, приказали быть таким. Мы можем показать учащимся много хороших примеров, чтобы они сами решили, что им надо благородно поступить. Нравственность человека определяется и проявлениями уважения и терпимости по отношению к окружающим. В переводе с английского уважение означает признание и почитание в других людях их основных качеств. Мы охотно критикуем друг друга, мы почему-то больше замечаем недостатки не свои, а других людей. А надо бы наоборот, если мы хотим стать лучше. Надо уважать каждого, ив основе отношений должны быть добро, эмпатия к человеку. Эмпатия — это способность понять чувства, мысли, переживания другого. Однажды вдет- стве меня хотели поколотить в школе. А приятель, узнавший об этом позднее, сказал Я рад, что я не на твоем месте. Разве это эмпатия? Золотое правило уважительного отношения к окружающим Я хочу, чтобы со мной обращались также. Необходимо Теория и методика воспитательной работы признавать ценность личности каждого. Разве не бывает так, что после вечеринки самые популярные за столом люди уходят домой в полном одиночестве? Мы должны общаться с индивидуумом, а нес категорией. Нельзя, например, заявить Евреи — жадные, Все русские коммунисты, Все негры — ленивые, Американцы — империалисты, желающие господства во всем мире. Никому ведь не нравится, если его причисляют к категории. Каждый человек хочет быть оценен по достоинству. Стереотипы — худшие враги уважения, основанные на невежестве. Прежде чем судить о ком-то, нужно открыть истину. Во внеурочной работе учитель может выбирать любую тему для обсуждения нравственных качеств, чувств, принципов. На- пример: Нравственные качества Характер и бесхарактерность, нрав и своенравие Воля — своеволие — безволие Добродетель и порок, доброта и злоба Скромность и тщеславие, честолюбие и гордость Великодушие и благородство — надменность и высоко- мерие. Нравственные чувства Любовь и ненависть Стыди бесстыдство Сострадание и злорадство. Нравственные принципы Альтруизм и Коллективизм и индивидуализм Гуманизм и бесчеловечность Честность и лицемерие. Нравственное поведение Мысль — поступок — привычка Слово и дело Одиночество и дружба Культура поведения, вежливость и грубость. Учитель как руководитель дискуссии должен помнить несложные правила такой формы воспитательной работы |