Главная страница

Бгуки. Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Раздел ii. Менеджмент в сфере культуры для специальности 121 04 01 Культурология,


Скачать 1.82 Mb.
НазваниеУчебнометодический комплекс по учебной дисциплине менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Раздел ii. Менеджмент в сфере культуры для специальности 121 04 01 Культурология,
АнкорБгуки
Дата09.06.2021
Размер1.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаhttprepository.buk.bybitstreamhandle12345678917622RAZDEL20II.20M.pdf
ТипУчебно-методический комплекс
#215864
страница2 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
2. Организации и учреждения, обеспечивающие функционирование культуры.
13
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И

М.П. Переверзев и Т.В. Косцов все организации культуры искусства подразделяют натри группы К первой группе относят объекты культурного наследия нации памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество, экспериментальные виды искусства, которые не могут быть объектом рыночных отношений из-за их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необходимости сохранения для последующих поколений. Ко второй группе принадлежат организации и учреждения культуры и искусства, входящие в зону ограниченного действия (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и поэтому предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации могут получать дополнительные доходы за счет предпринимательской деятельности В третью группу включены организации, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы этих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвований. К ним относятся предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, книгопечатания, печатные и экранные средства массовой информации [4, с. 26]. Вопрос 3. Миссия учреждений культуры. Миссия учреждений культуры – создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные) с использованием особых образно-символических средств и творческого восприятия в соответствующих видах искусства
Миссия клубного учреждения – развитие и приумножение духовно- нравственного и художественно-эстетического потенциала населения, создание достойной среды обитания для сельских жителей, организация межличностного общения и отдыха, удовлетворение культурных потребностей населения. Миссия театра – осмысление классического наследия в свете духовных запросов обновляющегося общества, введение отечественного зрителя в мировой театральный контекст, способствование формированию эстетических приоритетов в театральном искусстве. Миссия музея – сохранение материального и нематериального культурного наследия Вопрос 4. Инновационные и традиционные подходы в развитии системы управления сферой культуры.

14
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
Развитие и сочетание инновационных и традиционных подходов в системе управления сферой культуры возможно наблюдать в исторической ретроспективе управленческих отношений в культуре на примере Советского Союза, частью которого являлась Беларусь. Каждый конкретный отрезок истории по отношению к предыдущему имел определенный инновационный характер.
1918-1941 гг. – закладывание основ институциализации, упорядочения общественных связей и отношений в культуре в соответствии с концепцией партийности культуры и подчиненности всей ее сферы классовым интересам командно-бюрократические методы управления.
1944-1975 гг. – интенсивно возрождалась и совершенствовалась культурно-просветительская система, развертывалось профессиональное искусство, образовательная подсистема культуры поворот от принципов принуждения к добровольности, сознательности. В е гг. на первый план выдвигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культуре как культуре обслуживания.
1976-1990 гг. – в контексте социально-экономических реформ культурно-просветительская работа органично переросла в составную часть социально-культурной деятельности ставилась задача эстетического обслуживания людей, активного развития самодеятельных форм организации досуга. В е гг. происходит переосмысление функции культуры в обществе не идеологическое воспитание, некультурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека. Период 1991-2017гг. государственная политика в сфере культуры направляется на создание условий развития и укрепления инфраструктуры отрасли, обеспечение доступа граждан страны к культурным благами информационным ресурсам, поддержку научного осмысления культурных процессов. Профессиональное образование в сфере культуры обеспечивает преемственность культурного процесса, воспитание творческих личностей, способных двигать вперед культуру. Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое отрасль культуры и какова ее цель
2. Какие виды деятельности, согласно Кодексу Республики Беларусь о культуре, включает культура
3. Каковы отличительные черты товара и услуги в сфере культуры
15
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И

4. Перечислите основные группы организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование культуры.
5. Что такое миссия учреждения культуры
6. В чем заключаются инновационные и традиционные подходы в системе управления сферой культуры
16
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
ЛЕКЦИЯ 3 ТЕМА Менеджмент в сфере культуры как компонент государственной культурной политики Вопросы лекции
1. Государственное регулирование сферы культуры
2. Модели культурной политики
3 Культурная политика Республики Беларусь
4. Структура органов управления культурой в Беларуси. Ключевые слова Регулирование, принципы культурной политики, управленческие рычаги государства, культурная политика, роли государства в управлении культурой. Литература
1.
Дзяржаўная праграма Культура Беларусі» на 2016–2020 гг. Электронный ресурс / Мин-во культуры Респ. Беларусь. – Режим доступа http://www.kultura.by/by/zakanadautva-kultury/.
2.
Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры : уступу сілу з 3 лютага
2017 года / адк. за вып. Н. В. Судзілоўская. – Мінск : Нац. цэнтр прававой
інфарм. Рэсп. Беларусь, 2016. – 271 с.
3.
Матвеенко, В. В. Модели государственной культурной политики в современном мире / В. В. Матвиенко // Вопросы культурологии. – 2009. –
№ 11 – С. 52–56. Электронный ресурс.
4. Моль, А. Социодинамика культуры:Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. е. – М. : Издательство ЛКИ, 2008. – 416 с. Электронный ресурс.
– Режим доступа http://yanko.lib.ru/books/cultur/mol_sociodinamika_cult-a.htm.
5.
Юдина. А. В. Государственная культурная политика понятия и модели / А. В. Юдина // Современная наука актуальные проблемы теории и практики Электронный ресурс. – Режим доступа http://www.nauteh- journal.ru/index.php/--gn12-07/584. Вопрос 1. Государственное регулирование сферы культуры Регулирование лат. regulare – приводить в порядок, упорядочивать – направлять в нужное русло. Экономический словарь раскрывает понятие регулирование как обеспечение функционирования управляемых процессов в рамках заданных параметров. Государственное регулирование осуществляется
17
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
через правила и законы, изменяющие или контролирующие деятельность в определенных сферах общества. В Республике Беларусь основные цели и приоритеты государственной политики в отрасли культуры изложены в Кодексе о культуре. Культура признается в качестве одного из главных факторов самобытности белорусского народа, иных национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и саморазвития личности [2, ст. 2]. Принципы культурной политики государства принцип субсидиарности; принцип взаимодополняемости. Управленческие рычаги государства собственность (учредительство) ; контроль и администрирование культурная политика финансирование организационная поддержка организаций, проектов, программ воспроизводство профессиональной среды стимулирование информация. Вопрос 2. Модели культурной политики Культуролог А. Моль различает четыре группы культурной политики, предлагая в качестве основания для классификации социостатические и социодинамические характеристики моделей культурной политики.
«Социодинамическая» политика, по А. Молю, имеет два направления прогрессивное и консервативное. Социостатическая модель описывает устойчивые цели культурной политики и ее институты. Она разделяется, в свою очередь, натри подгруппы
* Популистская или демагогическая – наибольшее удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа людей.
* Патерналистская или догматическая – право и основные каналы распространения культурных ценностей принадлежат административному совету, располагающему точной шкалой ценностей существующих и создаваемых культурных благ.
* Эклектическая – оснащение каждого человека индивидуальной культурой, представляющей собой неискаженное отражение, хорошую выборку из более общей гуманитарной и гуманистической культуры [3, с. 53]. Культуролог М. Драгичевич-Шешич выделяет четыре модели
18
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
модель либеральной культурной политики частное владение средствами производства и распространение культурных товаров модель государственной бюрократической или просветительской культурной политики доминирование государства, которое с помощью аппарата (законодательного, политического, идеологического) и финансов контролирует сферу культуры модель национально-освободительной культурной политики развитие или утверждение оригинальных культурных традиций, подавлявшихся в колониальный или в социалистический период модель культурной политики переходного общества демократические ориентиры реализуются через структуры государства, неспособные в одночасье отказаться от командно-бюрократических методов [3, с. 54]. Руководитель исследовательского института культурной политики из Бонна А. Визанд. Он выделяет две основные модели развития культурной политики. Первая основывается на традиционной идее общественной поддержки искусства и культуры, а вторая – на рыночной модели[Матвеенко, с. 53]. Канадские учены Г. Шартран и К. Маккахи предлагают четыре диспозиции в системе отношений государство (правительство) – культура помощник, архитектор, инженер и меценат. Позиция архитектора государственное финансирование культуры через специальные органы управления последней (Франция и др. западноевр. страны. Позиция помощника финансирование культуры осуществляется государством в форме встречных субсидий, стимулирующих частные или коллективные вложения в сферу культуры (США. Позиция инженера состоит в том, что культурная политика целиком подчиняется задачам воспитания и образования (СССР и странах Восточной Европы дох гг.). Позиция мецената или патрона выделение государством субсидий на культуру, которые поступают в фонды финансового обеспечения и развития культуры и далее распределяются по решению специализированных советов, формируемых из наиболее известных и авторитетных деятелей культуры и искусства [3, с. 54–55]. Вопрос 3 Культурная политика Республики Беларусь Основные направления культурной политики Беларуси на ближайшую пятилетку отражены в Государственной программе Культура Беларуси на
2016-2020.
19
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
Стратегической целью государственной политики в сфере культуры является сохранение исторической памяти белорусского народа, его национально-культурной самобытности и традиций активное вовлечение граждан Беларуси в культурную жизнь страны, реализация творческого потенциала нации [1]. Согласно Кодексу о культуре, направлениями государственной политики в сфере культуры являются сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры и языка обеспечение реализации прав и законных интересов граждан в сфере культуры обеспечение охраны историко-культурного и археологического наследия создание государственных организаций культуры и содействие развитию их материально-технической базы создание условий для сотрудничества в сфере культуры государственных органов с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями создание условий для развития юридических лиц всех форм собственности, которые осуществляют культурную деятельность, оказание им поддержки в реализации культурных проектов на конкурсной основе создание условий для привлечения средств спонсоров и меценатов культуры, других юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, для финансирования культуры разработка и реализация государственных, региональных и отраслевых программ, направленных на сохранение и развитие культуры реализация государственных минимальных социальных стандартов в сфере культуры создание благоприятных условий для эстетического воспитания граждан и пр. [2, ст. 8]. Главные принципы нашей государственной политики в культуре планомерность, последовательность, постепенность, преемственность.
4 Структура органов управления культурой в Беларуси. Государственное управление в сфере культуры осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерства культуры Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы в соответствии сих компетенцией.
20
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте сущность государственного управления сферой культуры.
2. Перечислите принципы формирования культурной политики государства.
3. Назовите основные управленческие рычаги государства в сфере культуры.
4. Охарактеризуйте модели культурной политики А. Моля и А. Визанда.
5. Каковы отличия моделей культурной политики М. Драгичевич-
Шешич?
6. Раскройте основные диспозиции в системе отношений государство – культура, обозначенные Г. Шартраном и К. Маккахи.
7. Охарактеризуйте культурную политику Республики Беларусь.
8. Раскройте структуру органов управления культурой в Беларуси.
21
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
ЛЕКЦИЯ 4 ТЕМА Организационно-административный и экономический механизмы менеджмента в сфере культуры Вопросы лекции
1. Методы управления в сфере культуры.
2. Сущность организационно-административного механизма менеджмента.
3 Сущность экономического механизма менеджмента.
4. Принципы государственного финансирования сферы культуры. Ключевые слова Управленческое действие, методы управления, регламентирующий механизм, распорядительный механизм, бюджетное финансирование, самофинансирование, хозрасчет, коммерческий расчет. Литература
1.
Артемьева, Т. В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т. В. Артемьева, ГЛ. Тульчинский. –СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2010. –
286 с.
2.
Булойчик, СИ. Необходимость совершенствования подхода к распределению государственных ассигнований в сфере культуры / СИ. Булойчик // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь – 2012. – Вып. 14. – С. 67–77.
3.
Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры : уступу сілу з 3 лютага
2017 года / адк. за вып. Н. В. Судзілоўская. – Мінск : Нац. цэнтр прававой
інфарм. Рэсп. Беларусь, 2016. – 271 с.
4.
Тульчинский, ГЛ. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие / ГЛ. Тульчинский. – СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2009. –
541 с. Вопрос 1. Методы управления в сфере культуры Управленческие действия представляют собой циклическую последовательность и комбинации ряда практических операций по изучению ситуации, выявлению проблем, выбору оптимального решения из альтернативных вариантов, по исполнению, контролю и анализу результатов действий, последовавших за принятым решением.
22
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
Методы управления экономические – реализуют материальные интересы участия человека в производственных процессах путем использования товарно- денежных отношений. социально-психологические реализуют мотивы социального поведения человека материальное поощрение, содержательный характер труда, возможности для проявления инициативы, квалификационное роста и т.д. организационно-административные и правовые реализуют мотивы принудительного характера для обеспечения заинтересованности в совместной организации труда. Эти методы делятся на регламентирующие представление методической, инструктивной, законодательной помощи работниками распорядительные (распределение задач, контроль за их выполнением, применении при необходимости административных, материальных и уголовно-правовых санкций. Вопрос 2. Сущность организационно-административного механизма менеджмента. Механизмы управления – комплекс рычагов (или совокупность средств) воздействия, используемых в управлении.
Организационно-административный механизм подразделяется на регламентирующий механизм – систему распределения полномочий (прав и обязанностей, фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях, и распорядительный – систему организационно-административного воздействия. К организационным документам относятся, прежде всего, уставы, положения, договоры и должностные инструкции. К вторичным материалами документам, выражающим содержание организационно-административного механизма, относятся организационные структуры и штатные расписания организаций и их подразделений. Вопрос 3 Сущность экономического механизма менеджмента. Экономический механизм
– система ресурсного обеспечения финансовых, материально-технических ресурсов — прежде всего) и хозяйственного содержания, экономический расчет и экономическое стимулирование (организация заработной платы, материального поощрения или наказания. Бюджетное финансирование учреждений культуры нормативный уровень – финансовое обеспечение требуемого состояния материальной базы (содержания зданий и помещений, работоспособного
23
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
состояния инженерных систем и технических средств, транспорта, инвентаря и т.д.); содержательный уровень – финансирование труда персонала работников по созданию и реализации социально-культурных проектов и программ, отвечающих потребностям региона (города, района социальный (или компенсационный) уровень финансирование социокультурных объектов (театров, библиотек, музеев, учебных заведений, а также сельских клубов, не имеющих возможности работать по заказным проектами программам, но нуждающихся в нем для поддержки социальной стабильности и существующих культурных традиций. Самофинансирование платные услуги либо некоммерческие поступления (благотворительные. Внебюджетные источники финансирования доходы от самостоятельной производственной деятельности социально-культурных учреждений и организаций с помощью методов хозяйственного расчета и предпринимательской деятельности. Хозяйственный расчет – самостоятельное покрытие предприятием текущих затрат и получение прибыли, за счет которой осуществляют расширенное воспроизводство. При этом источники прибыли находятся внутри предприятия. Коммерческий расчет – метод ведения производства хозяйственным субъектом, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности с целью получение максимальной прибыли при минимуме затрат. Вопрос 4. Принципы государственного финансирования сферы культуры. Принцип свободы художественного творчества (за исключением пропаганды фашизма и насилия.
2. Принцип компенсации труда.
3. Принцип финансовой поддержки сферы культуры.
4. Принципы партнерства и смешанных форм финансирования. Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте сущность управленческого действия.
2. Перечислите основные методы управления в сфере культуры.
3. Дайте определение понятию механизм менеджмента.
4. Раскройте суть организационно-административного механизма менеджмента в сфере культуры.
24
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И

5. Раскройте суть экономического механизма менеджмента в сфере культуры.
6. Назовите черты бюджетного и внебюджетного финансирования.
7. Назовите принципы государственного финансирования сферы культуры.
25
РЕПОЗИТОРИЙ
БГ
УК
И
ЛЕКЦИЯ 5 ТЕМА Кадровый и социально-психологический механизмы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта