Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

  • ЧИТА - 2009 УДК

  • Пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов. Рецензенты

  • В.П. Смекалов; Заведующий кафедрой гистологии и эмбриологииЧитинской государственной медицинской академии,д.м.н., профессор А.В. Патеюк. ©

  • ГЛАВА 1. Происхождение этики. Виды профессиональной этики. Медицинская этика. История медицинской этики. Цель занятия

  • Мотивационная характеристика

  • Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов

  • Происхождение профессиональной этики.

  • Профессионализм как нравственная черта личности.

  • Виды профессионально этики.

  • Краткая история формирования основных этических учений в медицине и биомедицинской этики 1 этап - Догиппократовский

  • 2 этап - Врачебная этика Гиппократа.

  • 3 этап - эпоха Средневековья.

  • 4 этап - эпоха Возрождения.

  • Краткая история медицинской этики в России.

  • Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов

  • Уч.мет.пособие Биомедицинская этика 2. Учебнометодическое пособие чита 2009 удк 614. 253 (07) Авходиев Г. И., Кот М. Л., Беломестнова О. В


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие чита 2009 удк 614. 253 (07) Авходиев Г. И., Кот М. Л., Беломестнова О. В
    АнкорУч.мет.пособие Биомедицинская этика 2.doc
    Дата22.04.2017
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУч.мет.пособие Биомедицинская этика 2.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #5374
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


    БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ



    ЧИТА - 2009

    УДК: 614.253 (07)

    Авходиев Г.И., Кот М.Л., Беломестнова О.В.

    Биомедицинская этика: Учебно-методическое пособие. – Чита, 2009. – 216 с.


    В учебно-методическом пособии рассматриваются актуальные морально-этические проблемы, возникающие в сфере современной науки и здравоохранения, в котором представлен материал, касающийся истории возникновения и развития биоэтики как науки, ее теоретические основы. Анализируются такие аспекты биоэтики как достоинство пациента, свобода личности и информированное согласие, «право на смерть», дилеммы, возникающие в различны областях медицины.

    Пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов.


    Рецензенты:

    Заведующий кафедрой патологической анатомии

    Читинской государственной медицинской академии,

    профессор В.П. Смекалов;

    Заведующий кафедрой гистологии и эмбриологии

    Читинской государственной медицинской академии,

    д.м.н., профессор А.В. Патеюк.

    © Авходиев Г.И., Кот М.Л., Беломестнова О.В., 2009

    © ЧГМА, 2009
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. Происхождение этики. Виды профессиональной

    этики. Медицинская этика. История медицинской этики.

    ГЛАВА 2. Теоретические основы биомедицинской этики.

    Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.

    ГЛАВА 3. Основные правила биомедицинской этики. Права и

    моральные обязательства врачей. Права пациентов.

    ГЛАВА 4. Этические правила взаимоотношений медицинских работников.

    ГЛАВА 5. Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований

    на человеке и на животных.

    ГЛАВА 6. Смерть и умирание. Эвтаназия.

    Моральные проблемы трансплантологии.

    ГЛАВА 7. Медицинские вмешательства в репродукцию человека.

    Моральные проблемы медицинской генетики.

    ГЛАВА 8. Этика в психиатрии и психотерапии.

    ГЛАВА 9. СПИД. Морально-этические проблемы.

    ГЛАВА 10. Моральные проблемы распределения дефицитных

    ресурсов здравоохранения.

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ
    «Спешите делать добро!»

    Ф.П. Гааз
    Биоэтика – это новая и притом очень широкая область междисциплинарных научных исследований, хотя, как это будет показано, она не ограничивается одним лишь исследованиями. Сам термин «биоэтика» возник немногим более тридцати лет назад, однако, изучаемые биоэтикой проблемы во многом являются новыми для науки. Это не значит, что они удалены от повседневной жизни рядового человека и представляют интерес только для специалистов.

    Развитие биомедицинской этики было обусловлено революционными достижениями в сфере высоких биомедицинских технологий, разработкой концепции «смерти мозга» в неврологии и реаниматологии, фундаментальными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики (генодиагностика и генотерапия) и т.д. Значительное влияние на развитие биоэтики, как специализированной теоретической дисциплины, оказали идеи экологического и правозащитного движения.

    Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на старейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Основополагающие положения биоэтики (такие, к примеру, как правило добровольного информированного согласия) составили теоретическое основание для сформировавшегося в последнее десятилетия нового международного признанного этического стандарта в медицинской практике, нашедшего свое выражение в многочисленных документах международного права, национальных законодательствах (включая российское законодательство в области здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.

    Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области современной биомедицинской этики негативно сказывается на имидже российского врача в глазах международного медицинского сообщества. Ставит их в невыгодное положение по отношению к более подготовленным в данной области зарубежным коллегам (например, при разработке совместных программ научного сотрудничества), проблематичным становится вопрос конвертируемости дипломов, выдаваемых выпускникам российских медицинских вузов, препятствует формированию новых отношений в отечественном здравоохранении, более адекватно отвечающих современным политико-экономическим условиям.

    ГЛАВА 1.

    Происхождение этики. Виды профессиональной этики.

    Медицинская этика. История медицинской этики.

    1. Цель занятия:

    1. Освоить понятия: этика, медицинская этика, биоэтика.

    2. Изучить историю развития этики и формирование основных принципов.

    3. Ознакомиться с основными этическими документами: «Конвенция о правах человека и биомедицине», «Клятва Гиппократа», «Клятва российского врача».



    1. Мотивационная характеристика:

    Проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики в последние годы привлекают все большее внимание ученых, практиков, широкой медицинской общественности. Это обусловлено многими причинами, среди которых, прежде всего, следует назвать возрастающую важность нравственных, моральных, этических факторов во взаимоотношениях людей. Усложнение лечебно-диагностического процесса, постоянное внедрение в него новшеств, порожденных современной наукой требует от врача знаний этических норм поведение медика и основных документов регулирующих эти нормы.


    1. Оснащение занятий:

    1. Настоящая рекомендация.

    2. Задачи по теме занятий.

    3. Тексты: «Конвенция о правах человека и биомедицине», «Клятва Гиппократа».




    1. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:

    1. Первый известный источник концепции медицинской этики?

    а) Библия

    б) Книга « Аюрведа»

    в) «Клятва Гиппократа»

    г) «Канон врачебной науки»

    2. Покровитель врачевания в древнегреческой мифологии?

    а) Асклепий

    б) Зевс

    в) Аполлон-целитель

    г) Артемида

    3. Год принятия «Конвенция о правах человека и биомедицине»?

    а) 1946

    б) 1961

    в) 1991

    г) 1997

    4. Кому принадлежат слова: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва»?

    а) Авиценна

    б) Платон

    в) Парацельс

    г) Аристотель

    5. Как назывались частные лечебницы в Древней Греции?

    а) Асклепионы

    б) Ятрейи

    в) Госпитали

    г) Лечебницы

    6. В честь какого российского врача был назван институт в Бомбее?

    а) Заболотным

    б) Савенко

    в) Самойлович

    г) Хавкин

    7. Кто ввел в обиход термин «деонтология»?

    а) Бэкон

    б) Бентам

    в) Юм

    г) Гален

    8. Классик советской деонтологии?

    а) Иванов

    б) Петров

    в) Павлов

    г) Мечников

    9. Основная нравственная идея «Канона» Авиценны?

    а) Прагматизм

    б) Гуманизм

    в) Скептизм

    г) Стоицизм

    10. В каком документе впервые в России было определено наказание врачей за пренебрежительное отношение к своим обязанностям?

    а) Воинский устав

    б) Морской устав

    в) Земский устав

    г) Городской устав

    11. Кем был предложен термин биоэтика?

    а) Поттером

    б) Фрейдом

    в) Персивалем

    г) Кантом

    Эталоны ответов: 1-б, 2-а, 3-г, 4-а, 5-б, 6-г, 7-б, 8-б, 9-б, 10-а, 11-а.

    Происхождение профессиональной этики.
    Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание
    Аристотель, затем Кант, Дюркгейм. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших и судебные функции, появились гораздо раньше.

    Становление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.

    Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных и неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому осознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Эти нормы не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.

    Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

    Профессионализм как нравственная черта личности.

    Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
    Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип взаимоотношений между людьми и способы обоснование данных кодексов.

    Профессиональная этика изучает:

    - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

    - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

    - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

    - особенности профессионального воспитания.

    Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда в одной из христианских библейских книг сказано о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы" (II век н.э.).

    В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней ступени. В феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую (капиталистическую) и коллективистки-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет
    Ф.Энгельс " ... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль". Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

    Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.
    Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения, и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот.
    Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

    Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.
    Виды профессионально этики.
    Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики. Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
    Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы.
    Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

    Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и, конечно же, патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности
    Родине.

    Краткая история формирования основных этических учений в медицине и биомедицинской этики

    1 этап - Догиппократовский. В догиппократовский период формируются общие требования к подготовке и деятельности врача, к его личности, внутреннему и внешнему облику. Так в др. индийском трактате «Аюрведа» (наука жизни) 4 век до н.э., а также в учении др. индийского врача Сушруты содержатся наставления и требования к врачу. Вот некоторые из них: врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, проявлять к своим больным сострадание, быть терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладание: «Идя к пациенту, успокой свои мысли и чувства, будь добр и человечен и не ищи в своем труде выгоды. Пусть гуманность станет твоей религией» (Сушрута). Большое внимание уделялось отбору будущих врачей. При этом учитывалось возраст, состояние здоровья, память и необходимые нравственные качества: скромность, благочестие, целомудрие. Желавший стать врачом должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости и т.д. Важным считалось соблюдение врачебной тайны. В Др. Индии врачи давали клятву еще в 1500 г. до н.э. В отличие от норм характерных для европейской этики индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев и женщин с которыми нет сопровождающих лиц. Гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека отражено в памятнике др. китайской медицины – книге Хуан ди Ней-дзиня «О природе и человеке». В этой книге предпринята попытка определить основные правила, которыми должен руководствоваться каждый врач в своей практической деятельности, одно из них – внушить больному уверенность в выздоровлении. О глубоком понимании мер профилактики в медицине свидетельствует следующее наставление – «Медицина не может спасти от смерти, но в состоянии продлить жизнь и укрепить государство и народы своими наставлениями». Однако гуманизм догиппократовского периода носил ограниченный характер, т.к. предполагал избирательное отношение к больным различных социальных групп. Необеспеченным, а также безнадежным больным врачи вообще отказывались оказывать помощь.

    2 этап - Врачебная этика Гиппократа. Для европейской медицины непреходящее значение по сей день, имеют наставления древнегреческого врача Гиппократа (около 460-370 г.г. до н.э.), и в особенности его знаменитая «Клятва».

    Этические воззрения, требования и запреты великого медика изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставление», «Об искусстве», «Афоризмы» и др. Что касается взаимоотношений врача и пациента, этика Гиппократа – это, прежде всего этика гуманности, человеколюбия, милосердия. В ее основе лежит идея уважения к больному человеку, пациенту, обязательности и требования, чтобы всякое лечение не причиняло ему вреда: « Я…воздержусь от причинения всякого вреда…"- говорится в «Клятве». Современная медицина обладает огромным арсеналом средств и методов, нерациональное и неосторожное применение которых может стать причиной серьезного ущерба здоровью (ятрогенная патология) и вообще благополучию пациента.

    Идеи гуманности и уважения человеческого достоинства пациента конкретизируется во многих наставлениях «Корпуса Гиппократа», в частности касающихся семейной жизни больного. Особо следует подчеркнуть этический запрет интимных связей врача и больного. В «Клятве» говорится: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами».

    Известнейшей заповедью этики Гиппократа является его запрет разглашать врачебную тайну. Это этическое требование содержится в «Клятве»: «Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».

    Несомненный интерес представляет трактовка Гиппократом темы информирования больных: «Все…должно делать спокойно, и умело, скрывая от больного того, что наступит или наступило, ибо многие больные по этой именно

    причине, т.е. через изложение предсказаний о том, что наступает или после случится, доведены будут до крайнего состояния».

    Неотъемлемую часть этики Гиппократа составляют моральные предписания, касающиеся взаимоотношений врачей друг с другом: «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного…просит пригласить других врачей». Вместе с тем «врачи, вместе осматривающие больного, не должны строиться между собою и высмеивать друг друга». Врачам не к лицу уподобляться «соседям по ремеслу на площади», «никогда суждение врача не должно возбуждать зависти другого». Столкнувшись же с ошибкой коллеги, необходимо, по крайней мере, иметь в виду, что ты тоже человек, и ты тоже можешь ошибаться, «ибо во всяком изобилии лежит недостаток».

    Тема отношения врача к профессии проходит через этические сочинения «Корпуса Гиппократа» красной нитью. Забота об авторитете медицинской профессии накладывает у Гиппократа своеобразный отпечаток не на педагогику врачебного дела, а направляет все усилия по воспитанию и самовоспитанию врача. Вот начало книги «О враче»: «Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Далее молодому врачу даются советы: «держать себя чисто, иметь хорошую одежду», которая должна быть «приличной и простой» и одеваемой «не для излишнего хвастовства». Лицо врача не должно быть суровым, но и противоположной крайности также следует избегать: «Тот врач, который изливается в смехе и сверх весел, считается тяжелым».

    Мы подошли к исключительно важной проблеме – врачевания и вознаграждения за него. Труд врача оплачивался в Древней Греции высоко (лучше, например, чем труд зодчих). Основная масса врачей жила за счет гонораров, получаемых от пациентов. Автор «Наставлений» советует своему ученику: «Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении,- ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, - то, конечно, наведешь больного на мысль, что,

    если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности».

    Здесь сделана попытка разрешить извечную дилемму: с одной стороны, труд врача должен быть справедливо оплачен, а с другой, - гуманная природа медицинской профессии выхолащивается, если свести отношения врача и пациента исключительно к денежным. Отношения врача и пациента не могут характеризоваться в одних лишь экономических категориях уже потому, что пациенту очень трудно оценить качество предлагаемого ему «товара». Врач – это не та профессия, где обогащение может быть единственной мотивацией профессиональной деятельности.

    Итак, этика Гиппократа – это система морально-этических заповедей, требований, запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим врачам, а так же к своей профессии в целом и отношении врача к обществу. Она оказала огромное влияние на моральное сознание медиков Древней Греции и Рима.

    3 этап - эпоха Средневековья. В эпоху средневековья немалый вклад в становлении мед. этики внесли такие ученые Востока как Авиценна (980-1037 г.г.) и его труд «Канон врачебной науки» и Маймонид (1135-1204 г.г.). Маймонид известен как автор произведения «Молитва врача» – это своего рода способ обретения врачом той душевной крепости, моральной силы, без которой невозможно выполнение им своего благородного дела. Вот некоторые изречения из него: «Не допусти чтобы жажда к наживе, погоня за славой и почестями примешивались к моему призванию… Укрепи силу сердца моего, чтобы оно всегда было одинаково готово служить бедному и богатому, другу и врагу, доброму и злому… Внуши моим больным доверие ко мне и моему искусству… Отгони от одра их, всех шарлатанов… Даруй мне кротость и терпение с капризными и своенравными больными; даруй мне умеренность во всем – но только не в знании; в нем же дай мне быть ненасытным, и да будет далека от меня мысль, что я все знаю, все могу». Маймонид – представитель двух культур (еврейской и арабской), в своем труде «Учитель заблудших» утверждал смелое для Востока правило: «ради тяжелого больного, родильницы можно нарушить все предписания Субботы и считать ее обычным днем».

    4 этап - эпоха Возрождения. В эпоху возрождения в центе внимания оказывается вопрос о том, какими моральными качествами должен обладать врач. Споры шли вокруг того, достигаются ли качества, необходимые хорошему врачу, в процессе академического обучения, либо они даются путем озарения, через интуицию и опыт, приходят, что называется, от Бога.

    Последней точки зрения придерживался величайший врач эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541). Знаменитый практический врач-целитель, смелый реформатор господствующих подходов к лечению (отвергший изнуряющие больных массивные кровопускания и слабительные), основоположник ятрохимии (он первым объяснял жизнедеятельность как, в сущности, химические процессы), непримиримый враг профессионального чванства, «врачебного истеблишмента». Парацельс отстаивал ценности такого мировоззрения: «Из сердца растет врач, из Бога происходит он, и высшей степенью врачевания является любовь».

    В следующем столетии идея опытного изучения природы станет самым авторитетным философским руководством всей европейской науки Нового времени. Ярким представителем этого периода можно назвать Ф.Бэкон (1561-1626), автора фундаментальной работы «Этика или наука о морали». Его работа интересна по следующим причинам, во-первых, Бэкон четко и ясно говорит о необходимости и допустимости экспериментов на животных: в исследовательской деятельности врача одинаково важны и соображения пользы и требования гуманности, но для этого «нет необходимости совершенно отказываться от вивисекций…, если, разумеется, при этом делать правильные выводы».

    Во-вторых, Бэкон обсуждает этические вопросы отношения к неизлечимым, умирающим больным.

    Сильный импульс к своему дальнейшему развитию врачебная этика получила в эпоху Просвещения. В это время происходит переосмысление миссии медицины в обществе – целью медицины теперь становиться не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность.

    В 1803 г. Т. Персиваль опубликовал трактат «Медицинская этика», идеи которого во многом предопределили последующее развитие этой области знания в англоязычных странах. В трактате были выдвинуты такие моральные стандарты поведения врача, которые резко контрастировали с атмосферой взаимных нападок, ссор и свар, характерных для взаимоотношений врачей того времени.

    Опираясь в целом на гиппократовскую традицию, Т. Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: «Медики любого, благотворительного учреждения являются в какой-то степени … хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен, открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег… Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента…, нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу». Следует отметить, что этический кодекс Т. Персиваля был обращен не только к собственно врачам, но и к фармацевтам, больничному персоналу. Таким образом, прежде всего с именем Персиваля следует связывать расширение предмета врачебной этики и ее превращение в медицинскую этику.

    Что касается отношения к пациентам, то врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно». Персиваль был первым, кто начал признавать обязательство врача по отношению не только к пациентам, но и к обществу.

    Краткая история медицинской этики в России.

    В России развитие медицинской этики происходило, конечно, под влиянием тех представлений, которые были в Европе, однако с некоторыми особенностями. Переводы отдельных произведений Гиппократа на русский язык появились лишь в 1840 г. Однако намного ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831).

    М.Я. Мудров рассуждая о медицинской этике в своем труде «Слово о способе учить и учиться медицине практической при постелях больных» говорил так: «…хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных…молчание о слышанных и виденных семейных беспорядках… радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шел; убедительное отклонение вредных предложений и советов; удаление от суеверий». М.Я. Мудров в своем высказывании подчеркивает элементы филантропии в деятельности врача, считая, что выбравшему эту профессию должно быть присуще бескорыстие. Это перекликается с представлениями об этике врача Гиппократа, Авиценны и Парацельса, т.е. является, своего рода сплавом тех продуктивных мыслей об этике врача которые пропагандировались в прошлом.

    Врачебная этика, по М.Я. Мудрову, предваряет всю медицину: изложение «обязанностей» врачей и «прочных правил, служащих основанием деятельному врачебному искусству», он начинает с этических наставлений.

    Положение этики Гиппократа об уважении к больному в устах М.Я. Мудрова звучит так: «начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели, а именно услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днем, и ночью, приветливость, привлекающую к себе и робких и смелых, милосердие к чувствительным и бедным;…снисхождение к погрешностям больных; короткую строгость к их непослушанию…наряд твой должен быть таков: что встал, то готов. Не только в бодрственном состоянии, но и в самом сне изнемогшего тела твоего при одре болящего ты бодрствуй духом, слышь дыхание его, внимай его требованиям, кашлю, бреду, икоте; и воспрянь от твоего бодрственного сна».

    Младшим современником М.Я. Мудрова был Н.И. Пирогов (1811-1881). Вскоре после окончания Московского университета, Н.И. Пирогов приступает к работе профессора и заведующего кафедрой хирургической клиникой Тартуского университета. Его отчет за первый год исключительно важен в контексте истории медицинской этики. В отчете рассматривается одна из самых важных проблем профессиональной этики врача – проблема врачебных ошибок. Согласно Пирогову, врачи должны извлекать максимум поучительного из своих профессиональных ошибок, обогащая как свой собственный опыт, так и совокупный опыт медицины. Он считал, что такая моральная позиция может возместить «зло врачебных ошибок».

    Признанным лидером клинической медицины в России был С.П. Боткин (1832-1889), возглавлявший почти 30 лет кафедру терапевтической клиники в Военно-хирургической академии, а с 1878 г. и до конца жизни – Общество русских врачей им. Н.И. Пирогова.

    С.П. Боткин в своих «Клинических лекциях» затрагивает различные вопросы врачебной этики. Например, его решение проблемы информирование безнадежных больных дается здесь в духе врачебного патернализма: «я считаю непозволительным врачу высказывать больному сомнения о возможности неблагоприятного исхода болезни…Лучший тот врач, который умеет внушить больному надежду; во многих случаях это является наиболее действительным лекарством».

    Наиболее видное место в истории медицинской этики в России принадлежит В.А. Манассеину (1841-1901). Он был учеником С.П. Боткина и в течение 20 лет возглавлял кафедру частной терапии в Петербургской медико-хирургической академии. Не только в медицинской среде, но и в обществе в целом Манассеин сникал себе звание «рыцаря врачебной этики», «совести врачебного сословия».

    Манассеин считал, что врачи должны быть принципиальными противниками смертной казни и телесных наказаний, ибо в противном случае их функция входит в неразрешимое противоречие с их миссией в обществе, с их профессиональной этикой.

    Принципиальной критики подвергались различные проявления неколлегиальных отношений врачей друг к другу – барство некоторых профессоров в отношении своих сотрудников; отступления отдельных врачей от древнего обычая их профессии – лечить бесплатно; клевета в адрес коллег, иногда приобретавшая чудовищные формы.

    Манассеин стоял за абсолютное сохранение врачебной тайны при всех обстоятельствах… «Молчать…врач не имеет право выдавать тайн, которые узнал благодаря своей профессии, это предательство по отношению к больному…».

    Современный этап исторического развития этических учений ознаменовался формированием во второй половине ХХ века нового учения – биоэтика.

    Термин «биоэтика» был введен в оборот американским биологом В.Р. Поттером в 1971 г. Первоначально под биоэтикой понималась проверка на этическую состоятельность всех биологических наук. В дальнейшем значение термина стали связывать в основном с клинической медициной. Биоэтика – это опыт философского, этического осмысления так называемых проблемных ситуаций или проблем конфликта интересов, возникших за последние 40 лет. Речь идет о комплексе проблем связанных с умиранием, медицинского вмешательства в репродукцию человека, о допустимости применения современных методов медико-генетического контроля и т.д.
    Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
    1. Что означает термин деонтология?

    а) уважение прав и достоинств человека

    б) завоевание социального доверия личности

    в) обязательства перед учителями, коллегами, учениками

    г) совокупность «должных» правил

    2. Основной принцип этики Гиппократа:

    а) «не навреди»

    б) «соблюдай долг»

    в) «твори добро»

    3. Основной принцип биомедицинской этики:

    а) уважение прав и достоинств человека

    б) защита справедливости

    в) оказывая помощь человеку – не наносить ему вреда

    4. Мораль – это:

    а) наука, изучающая психо-эмоциональную сферу жизни человека

    б) совокупность норм, идеалов, принципов регулирующих жизнь людей, в виде неписаных правил

    в) наука о нравственности.

    5. Профессиональная этика – это:

    а) совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу

    б) наука, изучающая правила взаимоотношений в коллективе

    в) правила и принципы позволяющие улучшить качество труда

    6.Основные причины возникновения биоэтики:

    а) научно-технический прогресс с его положительными и отрицательными воздействиями на жизни людей

    б) проведение антигуманных экспериментов в годы Второй мировой войны

    в) повышение требований к качеству оказания медицинской помощи

    7. Профессиональная этика изучает:

    а) отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

    б) нравственные качества личности специалиста,

    в) взаимоотношения внутри профессиональных коллективов

    г) особенности профессионального воспитания.

    8. Биоэтика рассматривает проблемы современной медицины:

    а) на уровне конфликта интересов

    б) с точки зрения профилактики заболеваний

    в) в рамках полезности или вредности внедрения новшеств науки в медицинскую практику

    9. Персиваль был первым, кто начал признавать обязательство врача:

    а) не только к пациентам, но и к обществу в целом

    б) нести ответственность за неблагоприятный исход лечения

    в) за результаты проводимых научных исследований

    10. Основой медицинской этики является:

    а) гуманизм

    б) профессионализм

    в) прагматизм

    Эталоны ответов: 1 – г; 2 – а; 3 – а; 4- б; 5 – а; 6 – а; 7 – а, б, в, г; 8 – а; 9 – а; 10 – а.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта