1.3. Организация досуговой деятельности школьников как средство развития творческой личности Проблема развития творческих способностей школьников, поддержка и развитие ярких, нестандартных, мыслящих личностей в наши дни приобретает особую актуальность.
Важность активного использования человеком отдыха, способность его приносить большую пользу рассматривалась еще в трудах К. Д. Ушинского: «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а заключается в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного. Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портятся голова, сердце и нравственность» [38]. Из этого следует, что свободное время школьников содержит в себе не просто большие возможности для отдыха, но является непременным условием развития личности.
Проблемой творческого развития школьников занимались П. П. Блонский, Г. С. Костюк, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Е. Л. Яковлева и др. В результате исследований, проведенных на детях, авторы отмечают, что творческие дети более автономны, честны, обладают юмором и склонностью к игре.
Первым и основным психологическим условием развития творческой личности Е. Л. Яковлева считает трансформацию когнитивного содержания в эмоциональное. При развитии творческого потенциала личности, по мнению автора, необходимо систематически осуществлять обращение человека к собственным эмоциональным переживаниям, целенаправленно трансформируя интеллектуальную проблему в эмоциональную [43].
Вторым психологическим условием развития творческого потенциала личности Е. Л. Яковлева считает организацию взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии. Когда «Я» развивается, индивид стремится к любви и принятию, у него имеется потребность в позитивном отношении со стороны других. Желание нравиться может привести к полной диссоциации между своим образом «Я» и базовым внутренним опытом. Следовательно, необходимым условием является безусловное позитивное принятие.
И третьим условием является процесс развития в соответствии с принципом развивающего обучения. Суть проблем развивающего обучения и воспитания сформулированы в работах В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и основывается на известном положении о том, что обучение ведет за собой развитие.
Наиболее благоприятен для развития творческих способностей младший школьный возраст. Уже в этом возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх. По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка представляет пример самого подлинного, самого настоящего творчества. Дети в своих играх многое воспроизводят из того, что видели, однако игра ребенка — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование из них новой действительности. Эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности, в психологии называется воображением или фантазией.
Широкий простор для проявления творческих способностей детей заложен в художественно-творческой деятельности. Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования детей, клубы, студии, дома творчества и т. д. ставят своей задачей развитие у детей способностей, направленных на предметную деятельность в области изобразительного искусства, музыки, танца, театрального искусства, одновременно являясь и образовательными учреждениями и прекрасной базой для организации творческого досуга детей.
Л. С. Выготский, исследуя своеобразие воображения у детей и подростков, отмечает, что художественное творчество является постоянным спутником детского развития. Связывая свои размышления с детским творчеством и необходимостью его воспитания у детей, он писал: «Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях» [9]. Изучая механизмы творческой деятельности в детском возрасте, Л. С. Выготский рекомендовал находить всевозможные связи между воображением и реальностью.
Б. М. Теплов, изучая психологические вопросы художественного воспитания, говорил о том, что всякая способность должна формироваться и развиваться в процессе такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности и не может без нее осуществляться. Он считал, что наиболее непосредственно художественное воспитание влияет на те сферы психики, затрагивающиеся в первую очередь образной и эмоциональной природой искусства. Таким образом, занятия искусством являются школой воображения и чувств, и воображение должно занимать центральное место в процессе художественного творчества.
Одним из распространенных видов искусства, посредством которого происходит развитие творческих способностей ребенка, является музыка. Исследователи детского музыкального творчества, наблюдавшие за творческими проявлениями детей в различных ситуациях и видах деятельности, использовали соответственно и разные термины — детское музыкальное творчество, сочинительство, импровизация, музицирование. Авторы считали, что элементы творчества должны быть неотъемлемой частью разнообразной музыкальной деятельности: пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах, музыкальных сочинениях.
Еще одним видом творческой деятельности, характерной для младшего школьного возраста является рисование. Рисуют все дети охотно, и стадии, через которые проходит эта деятельность, являются общими для детей одного возраста. Любимыми творческими занятиями в этом возрасте также являются лепка из пластилина, изготовление различных поделок из бумаги, резьба по дереву, аппликации, модели, макеты, шитье и др.
В период полового созревания ребенка, как считает Л. С. Выготский, доминирует литературное творчество. Именно в этом возрасте только и можно говорить о словесном творчестве, ведь нужен определенный словарный запас, личный опыт общения с людьми, умения анализировать отношения, чтобы создавать в слове нечто свое.
В. А. Левин в своей работе «Воспитание творчества», говоря о развитии у детей понимания литературного творчества, подчеркивает: «В попытках создавать художественные произведения ребенок на практике овладевает выразительными средствами искусства (и это позволяет ему при восприятии узнавать их и открывать заключенное в них значение), приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности. И самое главное, что до сих пор не привлекало к себе того внимания, какого заслуживает: в творческом опыте школьника формируются эстетические ценностные ориентации и особая потребность в общении средствами искусства, необходимая для развития художественного восприятия» [16].
Ближе всего к литературному творчеству стоит театральное. Оно представляет собой самый частый и распространенный вид школьного творческого досуга. Театр более всего связывает художественное творчество с личными переживаниями. Драма ближе, чем всякий другой вид, связана с игрой и сочетает в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют, готовят декорации.
В. В. Лубенко, создавший программу нравственно-эстетическо-интеллектуального развития детей, считает, что главным направлением творческого развития ребенка должно быть его саморазвитие через синтез искусств. Причем саморазвитие рассматривается в данной программе для того, чтобы «вывести личность на новый, более высокий уровень творческой активности в решении жизненно важных для нее творческих задач и проблем» [19].
Подростковый и юношеский возрасты являются важными периодами в формировании творческой личности, когда растет общественная активность ребенка, появляются стремление занять новое положение во взаимоотношениях с товарищами, тяготение к групповым формам досуга. Такие формы дают возможность школьникам выработать навыки общения, удовлетворить те интересы, которые не реализованы в школе.
На содержание творческой досуговой деятельности школьников оказывают влияние не только возрастные особенности, но и традиции и особенности школы, класса, индивидуальные различия детей, интересы педагога. Содержание творческого досуга школьников исходит из задачи усвоения ими опыта старших, систематического накопления положительных черт личности.
|