Главная страница

Учебнометодическое пособие для студентов педагогических учебных заведений


Скачать 306.5 Kb.
НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов педагогических учебных заведений
Дата27.05.2021
Размер306.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMishutina_O_V_Organizacija_dosugovoj_dejatelnosti_shkolnikov.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#210584
страница3 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

1.2. Понятия «досуг» и «досуговая деятельность»
в современной литературе


Согласно теории личностно-деятельностного подхода формирование личности происходит в процессе преобразовательной деятельности. Данная теория разработана Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном.

По мнению этих ученых, деятельность является фактором развития личности, если в ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, фор­мируются и перестраиваются частные психические процессы, от этой дея­тельности зависят основные психологические изменения личности.

При определении понятий «досуг» и «досуговая деятельность» многие авторы, отождествляя эти понятия, делают акцент на значимость свободы индивидуального выбора деятельности каждым человеком. Если сопоставить ценность рабочего и свободного времени, можно сделать вывод о том, что современное развитое общество становится все больше обществом свободного времени. Связанное с научно-техническим прогрессом увеличение объема свободного времени, формирование нового стиля жизни ведет к развитию досуговой сферы.

К настоящему времени в досуговедении европейских стран сложилось четыре основных теоретических концепции при определении сущности и значимости досуга для отдельной личности. В соответствии с данными концепциями досуг рассматривается в качестве:

временного пространства,

— вида деятельности,

— психологического состояния,

— холистического (целостного) образа жизни.

Концепция рассмотрения досуга в качестве временного пространства является наиболее распространенной и основывается на утверждении, что все временное пространство жизни человека может быть разделено на определенные отрезки времени в соответствии с их назначением. В этом случае досуг является временным отрезком, свободным от непреложных обязанностей.

Вторая концепция предполагает рассмотрение досуга как одной из функций, необходимых человеку для достижения удовлетворения жизнью.

Психологическая концепция связана с рассмотрением досуга как интеллектуального состояния. В данной концепции подчеркивается, что человек может принимать участие в любой деятельности, которая может считаться досуговой, однако, если эмоциональный настрой человека негативен, то для него это не есть досуг.

Концепция досуга как целостного образа жизни обобщает все предыдущие подходы. В соответствии с данной концепцией выдвигается утверждение, что все сферы жизнедеятельности обладают досуговым потенциалом, т. е. основа досуга — возможность для творчества, самовыражения, физического и интеллектуального совершенствования — может присутствовать в различных сферах жизнедеятельности человека.

В современной отечественной научной литературе понятия «досуг» и «досуговая деятельность» определяются как более возвышенная деятельность человека, связанная с его духовным развитием, с раскрытием его способностей.

Отечественные авторы предлагают определенный набор видов досуговой деятельности:

— отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать в себя различные уровни и степени активности;

— развлечение, исполняющее роль психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей человека, которые в силу ряда причин не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе;

— праздник, связывающий прошлое и настоящее путем торжественного, художественного преображения действительности, служащий основанием для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров; здесь человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения личных чувств;

созерцание как освобождение от мелких работ, мелочных волнений, эгоистических желаний, позволяющее человеку возвыситься над «злобой дня», углубиться в сущность вещей, осмыслить прожитые отрезки жизни, оценить их и сделать какие-то жизненно-важные выводы, утвердиться в своих жизненных стратегиях или изменить их;

— просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры;

— творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое.

Все эти виды тесно взаимосвязаны. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие, интегрирующие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогические потенциалы досуга.

Научное обоснование досуговой деятельности как педагогической сделано В. А. Воловиком [6]. Автор выделяет уровни досуговой деятельности — потребление, творчество, экстериоризация (социальная активность).

Потребление может носить как индивидуальный характер, так и совместный, быть пассивным, активным и целенаправленно активным. Пассивное потребление как низший уровень досуговой деятельности состоит из таких видов занятий, как просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, посещение зрелищ, прием гостей, застолья и т. д. Активное потребление включает в себя рыбалку, охоту, турпоходы и турпоездки, посещение театров, выставок и др. Целенаправленное активное потребление состоит из различного вида увлечений — занятия спортом, путешествия, коллекционирование и т. п.
В связи с тем, что человек не может развиваться в рамках только потребления, его развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание. Реализация этих потребностей, как правило, приводит к творчеству. Творчество как уровень досуговой деятельности с достаточно высокой степенью обобщения, охватывает все те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

Экстериоризация досуговой деятельности личности или группы — понятие не однозначное. Она может быть осуществлена в виде распространения знаний, идей, художественных ценностей и иной информации в целях формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, а также как организация социально-полез-ной досуговой деятельности других людей. Экстериоризация осуществляется как демонстрация групповой досуговой деятельности — показ спектакля, выступление хора, оркестра, экспонирование выставки и т. п., как пропаганда, то есть распространение знаний, взглядов, учений, как организация детского и взрослого досуга.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта