Главная страница

Учебнометодическое пособие для студентов педагогических учебных заведений


Скачать 306.5 Kb.
НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов педагогических учебных заведений
Дата27.05.2021
Размер306.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMishutina_O_V_Organizacija_dosugovoj_dejatelnosti_shkolnikov.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#210584
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

2.2. Сценарно-режиссерские основы организации
творческой досуговой деятельности школьников


Сценарий является одним из средств технологии организации досуговой деятельности. Это подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое мероприятие, игровая или какая-нибудь иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, телевидения, так и особенные, присущие только формам досуговой деятельности.

К общим чертам относятся доминирующие черты драмы: действие, цепь событий, связанных сюжетом, наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами, наличие композиции, соединяющей эпизоды в единое целое.

К особенным чертам относится отклик в художественной форме на то или иное событие, использование в сценарии фактов, документов, событий глобального характера и местного материала.

Драматургия школьной досуговой программы предполагает дифференцированный подход к аудитории, изучение ее возрастных особенностей, интересов, так как сценарий пишется для конкретного зрителя.

Разработка досуговой программы начинается с творческого замысла, который представляет собой задуманное автором построение программы, включающее в себя разработку основной мысли и элементы творческого процесса ее воплощения. В основе сценарного замысла досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы, которая связана с идеей, требующей ответа на вопрос «что я хочу сказать?».

Следующая важная конструктивная деталь замысла — содержание и форма. Просмотр концертных номеров, спектакль, танец, музыка — все оказывает влияние на отбор содержания. Форма — это способ содержания. Существует множество форм досуговых программ, требующих постановки на сценической площадке: театрализованное представление, праздники, концерты и гала-концерты, литературно-музыкаль-ные композиции, игровые и конкурсные программы, шоу и т. п.

Выбор соответствующего драматургического решения диктует свои правила. Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы. Концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера. Формы развлекательных шоу-программ («Угадай мелодию», «Поле чудес» и др.) предполагают форму, рассчитанную на конкретного ведущего. Его личность становится условием успеха программы.

Поиск художественного образа программы — следующая составляющая конструкции сценарного замысла. Художественный образ создается на основе синтеза жизненных фактов, документов, реальных героев. Свет, музыка, пластика, герои — это яркие краски художественного образа программы.

Характер сценария школьной досуговой программы предполагает, что педагог выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы. Для этого необходимо знать основы драматургии, иметь художественное воображение.

Постановщик программы начинает свою работу с написания программы, в процессе самой постановки устраняет неточности в тексте для полного соотношения между частями и целым. Затем встречается с будущими исполнителями и распределяет роли. Репетиционный период, как правило, должен занимать немного времени, в связи с его ограниченностью при подготовке программы. Лучше, если репетиции будут проводиться по эпизодам.

Педагогу важно овладеть искусством светового и музыкального оформления, так как это является одним из самых сильных выразительных средств. Каждый номер в программе требует своего решения.

Необходимо заметить, что постановка художественных программ требует от школьников элементарного владения сценическим мастерством, поэтому хорошо, если с учащимися регулярно проводятся занятия по сценическому мастерству.

Программа, предусматривающая элементарную подготовку школьников по сценическому мастерству, может быть построена на следующих принципах:

— целенаправленное конструирование содержания под задачу подготовки детей к творческой досуговой деятельности;

— учитывание специфики интересов обучающихся, их индивидуальные различия;

— учитывание уровня подготовленности школьников к усвоению знаний.

В методической литературе имеется множество примеров таких занятий со школьниками. Приведем некоторые из них.

Сценическое действие включает ряд взаимосвязанных элементов: внимание, воображение, логику и последовательность, общение с партнером. Для практического овладения сценическим действием уделяется специальное внимание тренировке каждого элемента, подчиняя ее задаче раскрыть потенциальные творческие возможности участников коллектива.

На данном этапе простейшие игры-упражнения помогают организовать коллектив, воспитывают внимание, собранность, умение действовать в коллективе. Важно с первых шагов мобилизовать внимание школьников, установить дисциплину, т. е. серьезное отношение к выполнению заданий.

Пример такого упражнения. Дается задание: на счет «пять» бесшумно встать, поставить свои стулья в большой круг, соблюдая равные интервалы между ними, и одновременно сесть. Затем по сигналу руководителя также на счет «пять» бесшумно вернуться в исходное положение — полукруг. Наблюдая за выполнением этого задания важно не допустить малейшей заминки, звука или неточности интервалов. Требовательность руководителя и его умение заметить каждую погрешность вызывают серьезное отношение к заданию, заставляют мобилизовать все силы и внимание на точное выполнение.

По определению К. С. Станиславского, творчество начинается с «если бы», т. е. с допущения, которое переводит актера из условий реальной жизни в условия вымысла. Что бы я делал, если бы предложенный вымысел оказался действительностью? Этот вопрос дает толчок работе воображения, вызывает отклик в действии. Через «если бы» нормально, естественно, органически, сами собой создаются внутреннее и внешнее действия.

Школьники садятся полукругом, руководитель предлагает им разместиться так, как если бы посередине комнаты поставили бы телевизор и предложили бы им посмотреть новый интересный кинофильм. Пусть каждый подумает и займет соответствующее место там, где должен стоять воображаемый телевизор, руководитель ставит стул, спинка которого как бы является экраном. Школьники переносят свои стулья и размещаются вокруг мнимого экрана. Или руководитель предлагает учащимся так устроиться на своих стульях, если бы сейчас была ночь и они находились на маленькой станции, где надо долго ждать поезда.

Далее руководитель кладет на стул карандаш и предлагает убрать его, как если бы это был большой земляной червяк. Причем каждый должен сделать это по-своему, не копируя предыдущих, именно так, как сделал бы это в действительности. При выполнении этого задания руководитель следит, чтобы чувства не были наиграны, а соответствовали логике действий.

Воспитание умения вступать во взаимодействие с партнером — сложный раздел в занятиях сценической грамотой. В процессе общения осуществляется обмен мыслями, чувствами, переживаниями ради определенной цели. В этом процессе сталкиваются разные точки зрения, разные намерения и побуждения. Поэтому необходимо хорошо понимать, чего добивается партнер, соглашаться с ним или противодействовать ему.

Несмотря на все разнообразие содержания и формы, во всяком взаимодействии есть три обязательных момента, без которых оно не может существовать. Первый момент — оценка намерения и действия партнера, на основе возникающего ответного намерения. Второй момент — пристройка к партнеру, т. е. приспособление (подойти, подсесть ближе и т. д.). Характер пристроек безграничен. Третий момент — само воздействие на партнера в желаемом направлении.

Ознакомление школьников с требованиями сценического общения целесообразно начинать с таких упражнений и этюдов, в которых можно обойтись без слов. Важно научить школьников устанавливать контакт с партнерами, замечать изменения в их поведении и соответственно изменять собственное.

Развитие воображения и наблюдательности осуществляется с помощью различных упражнений, которые обязательно скажутся положительно на сценической речи. Наблюдательность и воображение, безусловно, необходимы для актерской деятельности. Поэтому не имеет смысла ограничивать их какими-либо узкими задачами, их надо просто развивать. Это обогатит личность ребенка, а вместе с тем поможет ему правдиво и убедительно действовать (в том числе и словом) в любых предлагаемых обстоятельствах. Речь — главное средство общения людей и важное средство воспитания.

Школьникам полезно давать задания, направляющие их внимание на особенности речи окружающих людей — на манеру разговора, на проявляющиеся в речи основные качества личности и характера говорящего, на невысказанное в словах, но явно слышимое в них отношение говорящего к собеседнику, к предмету разговора и т. п.

Можно предложить понаблюдать за стилистическими особенностями речи людей, обусловленными их профессией, социальной группой, возрастом.

В ходе занятий сценической грамотой вполне уместно использовать упражнения, одновременно служащие и целям освоения отдельных правил техники или логики речи. Так, обучающемуся, привыкшему говорить очень тихо и невнятно, могут быть предложены такие обстоятельства в этюде, когда ему потребуется произнести свои слова громко и отчетливо, например, окликнуть, позвать партнера. Основной целью такого этюда будет овладение конкретным действием, а попутно учащийся поймет разницу между тихим звучанием голоса и таким, о котором говорят: «на опоре», «на дыхании».

Самостоятельное придумывание заданий содержит в себе творческое начало, которое надо всячески поддерживать и развивать. Его проявления многообразны. Инициатива, активность и творчество находят свое выражение в способе выполнения того или иного задания, в придумывании новых упражнений или в стремлении внести усложняющие условия в старые.

Упражнения на развитие техники движения помогают повысить пластичность. Движение на сцене требует высокоразвитого нервно-мышечного аппарата, легко подчиняющегося игре творческого воображения, способного мгновенно отражать в физическом поведении всю сложность жизни сценического образа.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта