Главная страница

Учебнометодическое пособие для студентов педагогических учебных заведений


Скачать 306.5 Kb.
НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов педагогических учебных заведений
Дата27.05.2021
Размер306.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMishutina_O_V_Organizacija_dosugovoj_dejatelnosti_shkolnikov.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#210584
страница5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава 2. Методика организации творческой досуговой деятельности школьников

2.1. Общая характеристика форм и методов
организации творческой досуговой деятельности школьников


Л. С. Жарков, В. В. Чижиков определяют организацию досуговой деятельности как наличие необходимых для достижения выдвинутых целей и задач людских, материальных, информационных ресурсов, последовательность практических действий руководителей групп, кружков, объединений, составляющих в своей совокупности досуговую общность [14].

Организация творческой досуговой деятельности осуществляется во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

Внеклассная работа с учащимися играет большую роль в приобщении детей к творчеству, в развитии их творческих способностей.

Для всех возрастных групп подрастающего поколения характерны потребность и стремление к активному общению со сверстниками с ориентацией на «камерные» формы досуга, в которых осуществляется непосредственная коммуникативная деятельность. Поэтому наиболее эффективны формы работы в небольших коллективах (кружках, секциях, студиях и других группах), позволяющих реализовать и индивидуальную работу и «камерное» общение.

Невозможно перечислить все формы внеклассной работы, отметим лишь те, которые являются распространенными.

Индивидуальные формы пронизывают всю творческую деятельность школьников. Они действуют в групповых и коллективных формах. Перед педагогами стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, раскрыть его таланты. С каждым из них необходимо взаимодействовать индивидуально. Важно расположить к себе ученика, завоевать доверие. В таких формах заложены большие возможности для развития творческих способностей школьников.

К групповым формам можно отнести творческие группы, микрокружки. Д. М. Комский выделяет следующие формы кружковой досуговой деятельности школьников:

— кружки, студии эстетического цикла,

— кружки художественного слова,

— театральные коллективы, кукольные театры,

— студии изобразительного творчества,

— музыкальные и хоровые коллективы,

— хореографические студии,

— кружки эстетики быта.

К коллективным формам работы относят различные конкурсы, спектакли, концерты и др.

Некоторые авторы выделяют три основных типа форм коллективной творческой досуговой деятельности школьников:

— коллективные творческие дела,

— культурно-массовые мероприятия,

— сюжетно-ролевые игры.

Они различаются по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Технология коллективной творческой деятельности была разработана ленинградским ученым И. П. Ивановым и группой его единомышленников. Суть ее проста: дети сами ищут дела по душе, делают выбор и отбор этих дел, планируют их, режиссируют при участии педагога. Педагог подводит школьников к пониманию задач, передает им свой опыт, принимает все предложенные детьми варианты, поддерживает любой поиск, побуждает ребят к творчеству.

Как отмечает С. А. Шмаков, многие формы коллективных дел имеют прямое отношение к досуговой деятельности школьников. Это и познавательные, и трудовые, и спортивные формы. «Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность.
И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Они — действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, дети предъявляют к себе сами. Эти творческие дела несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным» [41].

С. А. Шмаков предлагает большой список возможных творческих дел, где школьники могли бы проявить себя на досуге. Это и «Аукцион забав», и различные балы (новогодний, ситцевый, летний, осенний и др.), «Базар головоломок», «Баталия бумажных корабликов», «Бюро предложений по делам развлечений», «Вечер легенд», «Вечер — путешествие», «День рекордов Гиннесса», игродискотека и другие. Каждая модель вариативна и несет свое воспитывающее и развивающее значение. Любое творческое дело можно использовать как в работе с младшими школьниками, так и со старшеклассниками, облегчая или усложняя ее композицию, программу и содержание.

Любая форма коллективного творческого дела — это не самоцель, главное в ней — участие или соучастие школьников. Любой этап коллективного дела — это творчество ребенка, которое необходимо заметить.

Организация коллективного творческого дела предусматривает шесть стадий: предварительная работа, подготовка, планирование, проведение, подведение итогов, обсуждение.

Коллективные творческие дела могут быть самыми разнообразными. Каждое коллективное творческое дело неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях коллективного творческого дела. Прежде всего, невозможно побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена, предложена самими детьми, а для этого необходимо создание специальных ситуаций.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективного творческого дела — это создание микроколлективов, групп для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы. Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать 1—3.

Формой коллективной творческой деятельности могут стать и сюжетно-ролевые игры и мероприятия, если идеи, содержание и способы организации разрабатываются в ходе коллективного творчества.

Одним из эффективных средств педагогики является организация культурно-массовых мероприятий или праздников. Хотя, как отмечает Г. П. Черный, термин «праздник» не всегда уместен. Здесь «нередко соседствует веселое и грустное, минуты шумного оживления и молчаливой душевной сосредоточенности» [39].

Праздник воспитывает, он не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает нравственным содержанием. Праздники открывают школьникам простор для творчества, рождают в душе светлые благородные чувства.

Есть традиционное понятие праздника, которое связывается со свободным временем, когда отмечается какое-то событие, сопровождающееся праздничным ритуалом, символическим действием. Во все времена праздники утверждали в обществе самые высокие идеалы: любовь к Родине, свободу, доброту, верность, трудолюбие. Праздники сплачивали людей, делали их лучше, чище, активнее, доброжелательнее.

В современной школьной досуговой практике зачастую приходится сталкиваться с тем, что учителя называют праздником любое школьное мероприятие. Однако у этой формы досуговой деятельности есть самое большое отличие. Так, Н. Опарина подчеркивает, что «у праздника всегда есть так называемое «предпразднество» — ощущение радостного ожидания, в котором живут люди в преддверии того или иного события». И это «предпразднество» помогает организаторам праздника создать определенный настрой [28]. В это время проводятся дополнительные мероприятия, готовя сознание людей к торжеству. Умело проведенный этап «предпразднества» обеспечит празднику успех и радость всему коллективу.

На творческое развитие школьников большое влияние оказывает организация игровой деятельности.

В отечественной педагогике существует ряд классификаций игр, основу которых заложил П. Ф. Лесгафт. Одна из классификаций принадлежит В. И. Логиновой, которая выделяет следующие игры:

— творческие: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры;

— с готовым содержанием и правилами: автодидактические, игры занятия, игры-упражнения;

— по использованию материала: дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные;

— подвижные.

Психологические аспекты игровой деятельности наиболее глубоко к настоящему времени рассмотрены в трудах С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, Д. Б. Эльконина, зарубежных ученых Дж. Брунера, Ж. Пиаже и др. В работах авторов игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность.

Содержание творческой игры влияет на формирование творческой личности ребенка. Творческая игра богата эмоциями, причем такими, какие в жизни ему еще не доступны.

А. Мелик-Пашаев и З. Новлянская в своей работе «Трансформация детской игры в художественное творчество» выделяют младший школьный возраст как наиболее важный для творческого развития ребенка. Особое значение имеет игровой опыт. Предпосылки художественного развития детей тесно связаны с игрой, «они ее и создают, и в ней создаются, развиваются и укрепляются» [23].

Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее.

Ребенок в игре и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор — рисует картины и ковры, делает костюмы, он и изобретатель — создает новые конструкции домов, машин, новые модели платьев.

Безусловно, детское творчество в игре еще не совершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастет искусство. Однако проявление творчества в игре, позволяет ребенку глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей деятельности.

Наиболее способствуют развитию творческой личности школьника игры театрализованные, которые являются разновидностью творческих игр.

Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфи­ческого характера. Игра — это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. Потребность в игре возни­кает как потребность в развлечении, удовольствии и бывает только на досуге.

Внешкольная организация досуговой деятельности школьников осуществляется в клубах по месту жительства, домах культуры, центрах творчества и эстетического воспитания детей и других учреждениях.

Распространенной формой внешкольной организации творческой досуговой деятельности, как показывает анализ педагогического опыта, является клуб, который объединяет ребят по интересам.

Д. М. Комский в работе «Детские и подростковые клубы по месту жительства в новых социально-экономических условиях» подчеркивает, что социально-педагогические возможности детских и подростковых клубов по месту жительства в нашей стране до настоящего времени недостаточно оценивались и использовались обществом и государством. Ребенок в таком клубе является активным действующим лицом: в воспитательном процессе происходит самостоятельное творческое конструирование личности.

Детские и подростковые клубы по месту жительства — это центры организации досуга детей и вместе с тем — учреждения дополнительного образования. Их назначение — осуществление процесса обучения, воспитания, удовлетворения творческих, коммуникативных и иных потребностей. Направление и содержание деятельности различных возрастных групп детей и подростков в клубах определяется кадровым составом специалистов, материальной базой, а также местными условиями и могут быть разнообразны. Наиболее эффективна групповая работа в небольших коллективах (кружках, секциях, студиях). Это кружки эстетического цикла, художественного слова, театральные коллективы, кукольные театры, студии изобразительного творчества, музыкальные и хоровые коллективы, хореографические студии, художественно-прикладного творчества, технического моделирования, научно-исследовательские и др.

Совместно с центрами творчества учащихся и другими внешкольными учреждениями клубы принимают участие в литературно-музыкальных лекториях, кинофестивалях, смотрах и конкурсах художественного творчества, праздниках, выставках, встречах с деятелями литературы и искусства, знакомят с лучшими образцами музыкального, театрального, литературного, народно-декоративного и прикладного искусства.

Определяющим фактором эффективности и результативности всей деятельности клуба выступает его педагогический коллектив — объединение специалистов разных профилей, людей разного жизненного опыта, осуществляющих совместную деятельность по воспитанию и развитию детей и подростков.

Труд педагога в таком клубе представляет органическое единство двух компонентов: педагогического, который предполагает овладение ситуацией творческого становления личности и профильно-технологи-ческого, который не имеет прямого аналога в работе школьного учителя. В условиях клуба профессионально-технический компонент является средством решения педагогических задач обучения и воспитания, поэтому здесь важно квалифицированно выполнять этот вид деятельности: уметь предлагать детям увлекательную программу, соответствующую их интересам и возможностям, обосновывать педагогические задачи и определить пути их решения в процессе приобщения школьников к миру их увлечений.

Большая роль в организации детского досуга отводится школьным каникулам. Школьные каникулы более всего отвечают потребностям ребенка в свободе: свободном выборе интересной для ребенка деятельности и свободном развитии интересов. Каникулы — важное пространство образования, в основе которого лежит творчество и совместность.

Проблемой становления и развития системы летних оздоровительных лагерей занимались ученые-практики Б. З. Вульфов, О. С. Газман, А. Г. Кирпичник, М. И. Рожков и др., подчеркивающие роль временного детского коллектива, дающего возможность детям проявить себя по-новому, утвердиться в общности сверстников. Большая работа в обобщении опыта работы детских лагерей была сделана С. А. Шмаковым, обобщившим опыт и сформулировавшим правила, которыми должны руководствоваться вожатые.

Таким образом, творческая досуговая деятельность школьников может быть представлена большим разнообразием видов и форм как во внеклассной, так и во внешкольной работе с детьми. Организация творческой досуговой деятельности школьников предполагает систему разнообразных видов деятельности педагога, владеющего необходимым набором знаний, умений и навыков, обладающего определенными личностными качествами, способностями, необходимыми для осуществления данной деятельности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта