ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В.А. Кручинин, Н.Ф. Учебнометодическое пособие Нижний Новгород 2016
Скачать 1.8 Mb.
|
5. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭПИГЕНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Э. ЭРИКСОНА 5.1. Э. Эриксон о развитии личности Э. Эриксон (1902-1994) – американский психолог немецкого происхождения, последователь З.Фрейда. Его модель развития личности называется эпигенетической. Термин «эпигенез» Э.Эриксон взял из биологии. Согласно эпигенетическому принципу, все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из него, развиваются отдельные части, причем каждая часть имеет благоприятный период для развития. Так происходит до тех пор, пока части не сформируют общее целое. В основу развития он положил три процесса соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Яте. индивидуальное развитие. Э. Эриксон впервые использовал психоисторический метод, применил психоанализ к истории. Он считал, что становление личности зависит от экономического и культурного развития общества, в котором живет ребенок. Поэтому ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине 20 века, развивается не так, как маленький индеец из резервации. Он проанализировал биографии известных людей Махатма Ганди, Б.Шоу, Т. Джефферсона и многих других известных людей. В результате проведенного анализа пришел к выводу, что ценности передаются в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам с примерно одинаковым уровнем развития, приобретают разные черты из- заразных культурных традиций и стилей воспитания. Он наблюдал за 2 племенами – охотников и рыболовов. В племени охотников почти не ограничивали свободу детей, поэтому у них развивались такие черты, инициативность, решительность, смелость, щедрость к своим соплеменниками жестокость к врагам. В племени рыболовов, наоборот, ограничивали свободу детей, были сдержанны сними, поэтому они вырастали молчаливыми, подозрительными, скупыми. 28 Таким образом, развитие личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. В течение жизни человек проходит ряд стадий, каждой стадии присущи свои ожидания, определенные обществом. Эти ожидания индивид может оправдать или не оправдать и тогда индивид либо включается в общество, либо отвергается им. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общества. 5.2. Понятие идентичности В основе концепции лежат понятия групповая идентичность и эго-идентичность личностная идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первых дней жизни ребенка воспитание направлено на включение его в конкретную социальную группу. Эго-идентичность развивается вместе с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости своего Я, что не позволяет потерять индивидуальность, несмотря на возрасти другие изменения. Формирование эго- идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит 8 стадий. На каждой стадии общество ставит перед личностью определенную задачу и задает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Но решение задач будет зависеть от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида и от общей духовной атмосферы общества. Идентичность позволяет личности включаться в общество. Если идентичность не сложится, то человек не находит себя, своего места в обществе. Идентичность – это характеристика более зрелой личности, она формируется в юношеском возрасте, а до этого ребенок проходит ряд идентификаций. С кем идентифицирует себя ребенок С родителями, с мальчиками или девочками (половая идентификация, пр. Идентификация происходит в процессе воспитания, когда происходит приобщение ребенка к определенной социальной общности. В каждом возрасте в процессе приобщения проявляется то или иное личностное качество, характеризующее отношение ребенка к миру, самому себе. Это отношение может быть позитивным, в этом случае оно связано с прогрессивным развитием личности и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии личности, те. регресс. Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений, например, инициативу или пассивность и пр. Когда выбор сделан, например, в пользу положительного качества, то негативное продолжает существовать и может проявиться в более позднем возрасте, когда, например, человек столкнется с какой-то жизненной неудачей. 29 Развитие личности – это результат борьбы двух полюсов. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы – это не болезнь, не проявление невротических расстройства поворотные пункты развития. Это момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией или задержкой, те. выбор альтернативного пути развития. В зависимости от выбора личностное развитие может быть позитивным, гармоническим или негативным, с нарушениями в развитии. Общество в разрешении кризиса помогает, предлагая ритуализации. Это устойчивые социокультурные формы взаимодействия личности и ее социального окружения, которые создают благоприятные условия для благополучного разрешения кризиса. Стабильность ритуалов, например, укладывания спать, обеспечивает уверенность в ближайшем будущем, готовность активно участвовать во взаимодействии со взрослыми. Ритуалы позволяют прогнозировать действия партнера, подстраиваться. Важное место в ритуале занимают эмоционально нагруженные действия - улыбка, поцелуй, похлопывание и другие знаки внимания. Включение чего-то нового в ритуальные действия расширяет границы самостоятельности ребенка, знакомит его с миром. Ритуальные действия на протяжении жизни преобразуются, могут приобретать новые формы, учитывая всевозрастающую компетентность ребенка. Противоположные ритуалам формы взаимодействия, приводящие к воспроизведению негативного сценария развития личности, это ритуализмы. Ритуалы и ритуализмы дают возможность личности развиваться по разным сценариям. Психоаналитическая практика убедила Э.Эриксона в том, что любой жизненный опыт первоначально приобретается на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Он ввел понятия модус органа и модальность поведения. Модус органа – это зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, те. формирование доминирующего качества личности. Зоны и их модусы находятся в центре любой культурной системы воспитания детей. Но модус органа – это только толчок для психического развития, первичная почва. Когда общество через различные институты социализации (семья, школа) придает особый смысл данному модусу, то происходит отчуждение его значения, отрыв от органа и его значения и превращение в модальность поведения. 30 Через модусы осуществляется связь между психосексуальными психосоциальным развитием, те. наследственностью и средой. 5.3. Стадии психосоциального развития личности Э. Эриксон выявил, что процесс развития включает восемь стадий. Рассмотрим этапы жизненного цикла и их характеристику. Младенческий возраст – орально-сенсорная стадия (от рождения до 1 года. Девиз в этом возрасте основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности. Особенность модусов состоит в том, что для их функционирования необходим другой человек. Впервые дни жизни ребенок живет и любит через рота мать живет и любит через грудь. В акте кормления ребенок получает первый опыт взаимности. Отчуждаясь, модус проявляется во всех видах активности ребенка, вытесняя собой пассивное получение – (вбирать. Э. Эриксон писал, что глаза выучиваются фокусировать, уши – распознавать звуки, руки – вытягиваться, а кисти – схватывать и т.д. Все эти достижения приводят к тому, что ребенок выделяет себя как отдельного индивида. Формирование первой формы эго-идентичности сопровождается кризисом развития. Его показатели общее напряжение из-за прорезывания зубов, возросшее осознание себя как отдельного индивида, ослабление диады мать ребенок из-за возвращения материк профессиональным занятиями личным интересам. Кризис преодолевается легче, если у ребенка есть доверие к окружающему миру. Следовательно, предмет конфликта Могу ли я доверять миру Признаки социального доверия проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. Ребенок, который с доверием относится к миру, без тревоги переживает исчезновение из его поля зрения матери, он уверен, что она вернется и его потребности будут удовлетворены. В результате прогрессивного развития формируется энергия и жизненная радость. Вторая стадия – мышечно-анальная, она охватывает раннее детство. А если более точно, то тогда, когда ребенок начинает ходить. На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает 2 противоположных модуса – модус удержания и модус расслабления. Общество, приучая ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов. Борьба за сфинктерный контроль со стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение автономного ЯНа этой стадии возникает конфликт Могу ли я управлять собственным поведением 31 Возможности ребенка возрастают, он становится более самостоятельным. Но развитие самостоятельности не должно подорвать доверие к миру. Родители должны помочь его сохранить, ограничивая ребенка в излишних требованиях, желании разрушать, когда он, например, пробует силы. Излишние требования родителей могут создать условия для развития у ребенка чувства стыда и сомнений. Появление чувства стыда, по Э.Эриксону, связано с возникновением самосознания. Наказание ребенка за плохие поступки приводят к ощущению того, что на него смотрят глаза мира, постоянно следят за ним с осуждением. Он хочет, чтобы мир не смотрел на него или хочет стать невидимым. Но это невозможно, тогда у ребенка как бы появляются свои внутренние глаза мира, те. стыд за свои ошибки. Если родители понимают ребенка, предоставляют ему разумную дозволенность, оказывают поддержку, то у него развивается автономия или самостоятельность. Если родители проявляют гиперопеку, оказываются слишком требовательными, строгими или непоследовательными в требованиях, те. не оказывают поддержки и доверия, то у ребенка развиваются негативные качества – сомнение и стыд. Результат прогрессивного развития – независимость. Если стремление к независимости не подавляется, то устанавливается соотношение между способностью сотрудничать и настаивать на своем. Когда ребенку удается что-то сделать самостоятельно, то он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе, а если он терпит неудачи и егоза это наказывают, например, называют грязнулей и т.п., то он испытывает стыди сомнение в собственных силах. Третья стадия – локомоторно-генитальная (возрастные границы от 3 до 5 лет. Девиз этой стадии развития инициатива против чувства вины. Стержень составляют 3 линии развития. Ребенок становится более свободными настойчивым в своих движениях, в связи с этим устанавливается неограниченный радиус целей. Развитие речи приводит к тому, что он задает бесконечные вопросы, а также часто неправильно понимает различные понятия. Речь и моторика позволяют ребенку распространить воображение на большое число ролей. Он открывает для себя внешний мир. Он готов видеть себя таким же большим, как и взрослые. Он начинает делать сравнения по поводу размеров и других свойств окружающих людей, проявляет большую любознательность. Он представляет себе возможные будущие роли. 32 Повзрослевший ребенок выглядит более спокойным, более деятельным, инициативным. Инициативность добавляется к автономности и у ребенка появляется способность атаковать задачу только ради переживания чувства собственной активности и двигательной радости, а не так, как раньше, чтобы подчеркнуть свою независимость. На этой стадии доминирует модус вторжения, который определяет многообразие видов активности и фантазий. Ребенок вторгается или, как пишет Э.Эриксон, влезает в уши и души других людей посредством агрессивных звуков, перемещений в пространстве, др. В этом возрасте у детей сильное стремление к обучению, они жадно познают окружающий мир. В игре усваиваются отношения между людьми. В результате появляется желание включиться в реальную жизнь взрослых, выйти из роли малыша. Но взрослые остаются для детей всемогущими, они могут наказывать, высказывать претензии и пр. От этого у ребенка просыпается чувство вины, оно может развиваться, если цели, которые он ставит, не реализуются и ребенок терпит неудачи. Входе развития у ребенка появляется либо инициативность, либо пассивность и чувство вины. В связи с одобрением инициативы развиваются положительные черты – инициативность, самостоятельность, активность. А в связи с неодобрением активности, развиваются отрицательные черты, как страх перед наказанием, пассивность, мстительность и пр. Результат прогрессивного развития – целеустремленность. Четвертая стадия – школьный возраст ( 5 – 12 лет. Девиз трудолюбие против неполноценности. Эту стадию характеризует дремотность инфантильной сексуальности и отсрочка генитальной зрелости. Это необходимо, чтобы будущий взрослый человек научился техническими социальным основам трудовой деятельности. У него появляется желание завоевать признание других людей путем производства вещей. Развивается чувство усердия, трудолюбия, дисциплинированности, он получает удовольствие от завершения трудовой деятельности. Ребенку иногда хочется побыть одному – почитать, посмотреть телевизор, помечтать, что-то смастерить. Способность делать вещи Э.Эриксон называет чувством созидания. На этой стадии значимо социальное окружение и особенно хороший учитель, умеющий сочетать игру и учебу, поскольку ребенок учится любить учиться. Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувстве неадекватности и неполноценности. В этом случае он переживает отчаяние от своей 33 неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность. Поддерживаемое в каждом ребенке чувство компетентности создает основу для кооперативного участия в продуктивной взрослой жизни. В младшем школьном возрасте происходит начальная профессиональная идентификация, те. ощущение связи с представителями определенных профессий. В результате кризиса развивается трудолюбие, вкус к работе или чувство неполноценности. Если происходит прогресс в развитии, то ребенок успешно овладевает знаниями, умениями. Пятая стадия – отрочество и юность (12 – 18 лет) Девиз личностная индивидуальность против ролевого смешения (спутанность идентичности. Эту стадию характеризует самый глубокий жизненный кризис. К нему приводят следующие линии развития. Во-первых, бурный физический рост и половое созревание физиологическая революция. Во-вторых, озабоченность тем, как он выглядит в глазах других людей, что он собой представляет. В-третьих, необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее умениям, индивидуальным способностями требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все критические моменты развития, если они успешно решаются, то доверие к миру, самостоятельность, инициативность, компетентность создадут новую целостность личности. Таким образом, целостная идентичность, доверие к миру, самостоятельность, инициативность, компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит передним общество – задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Когда не удается осознать себя и свое место в мире, то наблюдается диффузность идентичности или ролевое смешение, которая может проявиться в неприятии социальных ролей, желательных для семьи. Это связано с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь. Присущая подросткам избирательность в общении и жесткость к чужакам – это нечто иное, как защита чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения. Создавая замкнутые группы, подростки помогают друг другу справиться с идентификацией. Ум подростка, по мнению Э.Эриксона, находится в состоянии моратория промежуточное между детством и взрослой жизнью, между моралью, выученной ребенком и этикой, которая должна быть сформирована взрослым. Шестая стадия – молодость (отлет до 25 лет) Девиз близость против одиночества. 34 На этой стадии происходит поиск спутника жизни, стремление к дружеским связям с членами своей социальной группы. Теперь молодой человек не боится утраты собственного Я, он готов смешивать свою идентичность с идентичностью других людей, он готов к сотрудничеству и даже к компромиссу. Избегание контактов из-за боязни потерять собственное Я может привести к чувству глубокого одиночества. Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чувства близости возникает дистанция, те. нежелание пускать других на свою территорию, в свой внутренний мир. В этом случае человек переживает изоляцию и одиночество. Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает любовь. В этом время уже не модус какого-то органа диктует развитие, а все модусы подчинены новому, целостному образованию эго-идентичности, появившемуся на предшествующей стадии. Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливает переход наследующую стадию. Седьмая стадия – зрелость (25 – 50 лет) Девиз генеративность производительность) против застоя. Эта стадия является центральной на взрослом этапе жизненного пути. Развитие личности взрослого человека продолжается благодаря влиянию на него детей, молодого поколения, тем самым он чувствует свою нужность другим людям, а зрелый человек очень нуждается в том, чтобы быть нужным. Генеративность – это заинтересованность в устойчивости жизни, в наставлении нового поколения. Но порой, в силу своей одаренности, взрослые люди направляют свои силы не только на потомство, но и на другие области деятельности, тогда генеративность включает продуктивность и креативность, что делает эту стадию более значимой. Если же человек излишне поглощен собой, например, озабочен своим здоровьем, старается уберечь свой покой, удовлетворить свои потребности, то наблюдается застой, регрессия. В этом случае человек рассматривает себя как свое собственное и единственное дитя. У него не сформирована способность любить других, заботиться о других, устанавливать близкие отношения. Стремление к заботе о других, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогают преодолеть этот кризис. Если же этого не происходит, то возникает опасность формирования отвержения. Отвержение может быть направлено на себя (суицид) или вовне (грабеж, разбой. Общество пытается защитить личность от отвержения, для этого оно создает специальные 35 органы – правоохранительные, социальные службы, в том числе и психологическую помощь. С утратой продуктивности личность направляет все усилия только на собственные нужды, что приводит к утрате смысла жизни, чувству безнадежности. Восьмой кризис – старость (после 50 лет. Девиз целостность личности против отчаяния. На этой стадии человек может обрести интегративность – это завоевание всех 7 предшествующих стадий. Э.Эриксон выделяет следующие характеристики интегративности. Это возрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности переживание своего жизненного пути как единственного и не нуждающегося в замене новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям причастное отношение к различным занятиями др. На этой стадии к человеку приходит мудрость, которую Э.Эриксон определил как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Ритуализация в этом возрасте – это философское осмысление прожитой жизни, принятие ее как необратимой. Утрата или отсутствие интеграции приводит к появлению чувства отчаяния. Оно заключается в том, что жить уже осталось мало и прожить жизнь по-другому уже нельзя. Отчаяние маскируется постоянным недовольством. Ритуализм проявляется в догматизме, когда пожилой человек не принимает инновации, у него появляется желание все сохранить по старому, догматизм приводит к снижению интеллекта, к личностному обеднению. Э. Эриксон показал, что на протяжении жизни человек проходит 8 стадий жизненного пути, связанных сформированием разных форм эго-идентичности на основе физиологического созревания и решения задач, поставленных обществом на каждом этапе развития. Э. Эриксон развитие личности рассматривает в целостном жизненном цикле. Выделяет два сценария развития, человек вправе сам выбирать тот или иной сценарий, те. автор полагает, что развитие не запрограммированно наследственностью. Задания для самообразования Литература 1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. - М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с. 3.4. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. - С. 102-130. 2. Шаповаленко, ИВ. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / ИВ. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд. 36 Глава 6. Психическое развитие как развитие личности теория психосоциального развития личности Э. Эриксона. 3. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон ; перс англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. – СПб. : Лет. сад, 2000. – 415 сил. Методические рекомендации Познакомиться с научной биографией Э. Эриксона. Какие методы использовал Э. Эриксон? Трактовка структуры личности. Понятие о групповой идентичности, эго-идентичности. Стадии жизненного пути определить основной девиз на каждой стадии, охарактеризовать нормальную и аномальную линии развития. Для закрепления знаний заполнить таблицу 2 Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону». Таблица 2 Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону Возраст, стадия Результат (девиз) развития Характеристика нормальной линии развития Характеристика аномальной линии развития Понятие о ритуалах и ритуализмах, их роль в развитии личности. Свойства ритуалов. Стадии развития ритуализации. Проанализировать теории З. Фрейда и Э. Эриксона, выявить отличия в их подходах. |