Учебнометодическое пособие по истории медицины предназначено для студентов лечебного факультета медицинских вузов
Скачать 0.57 Mb.
|
Философские основы древнегреческой медицины. Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. Следствием этого было объединение всех знаний о природе в единое русло – натурфилософию. Становление естественнонаучной основы древнегреческой медицины (материалистического направления) происходило в упорной борьбе с религиозно-мифологической идеологией. Яркими представителями первого направления были Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Суть их учения: 1) Основа всех вещей - первоматерия. 2) Первоматерия никем не создавалась, существует вечно. 3) Движение - свойство материи. 4) Каждая вещь - единство и борьба противоположностей. Материалистические позиции были у Демокрита, который создал целостную систему античной атомистики. Выразителями идеалистического направления были представители рабовладельческой аристократии: Пифагор (VI в до н.э.) и Платон ( IV в до н.э.) Согласно учению Пифагора, количество и форма определяют сущность вещей. По Платону – реальный мир – лишь отражение идеального мира идей, признавал существование вечного разума. Между идеальным и материалистическим направлением шла постоянная борьба. Материалистическая философия - научная основа передовой медицины античной Греции, которая получила значительное развитие на о. Кос. и полуострове Книдос. Медицинские школы были семейные: знания передавались от отца к сыну. Книдская медицинская школа - одна из ведущих в Древней Греции. Уделялось внимание диагностике: частные симптомокомплексы воспринимали, как отдельные заболевания. Диагностика не была научно-обоснованной. Косская медицинская школа Главная медицинская школа Древней Греции, расцвет которой приходится на вторую половину IV в до н.э. и связан с именем Гиппократа (460-377 гг. до н.э.). Сам он себя считал 17-ым потомком Асклепия. Гиппократ - великий реформатор медицины. Свои знания получил в семейной школе, набирался опыта, много путешествуя. “Гиппократов сборник” составлен после смерти Гиппократа в Александрийской библиотеке. Предполагается, что наиболее выдающиеся разделы сборника: “Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемии”, “О воздухах, водах, местностях”, “О диете при острых болезнях”, “О переломах” принадлежат Гиппократу. Остальные написаны его родственниками. Суть учения Гиппократа 1. К анализу медицинских явлений приложил достижения современной древнегреческой философии. 2.Рассматривал болезнь не как проявление воли злого духа, а проявление жизни человека (“О воздухах, водах и местностях”). Создал учение о влиянии окружающей среды и образа жизни на здоровье. Выделял общие и индивидуальные причины. Общие причины: время года, температура воздуха, климат, свойства почвы, воды. Индивидуальные причины: образ жизни, диета, возраст, наследственность 3. Рассматривал организм как единое целое. Болезнь - общий процесс всего организма. 4.Создал гуморальную теорию патогенеза заболеваний - жизнь организма определяется 4 соками-влагами: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Пока жидкости находятся в состоянии равновесия - человек здоров, при нарушении равновесия - развивается болезнь. 5.Положил начало учению об основных типах телосложения у людей. Выделил типы темпераментов: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики. 6.Предложил собственный метод – наблюдение "у постели больного" с дальнейшими обобщениями. 7.На основании признаков заболевания устанавливал прогноз и индивидуальное лечение. 8.Считал, что основа терапии - целительные свойства природы. «Природа лечит, врач помогает». 9 Основная заповедь врача - «Не вреди!» 10.Противоположное предлагал лечить противоположным (переполнение врачуется опорожнением, опорожнение переполнением. Труд врачует отдых и наоборот). 11.Широко использовал в лечении народные средства: предложил более 250 видов растительного и 50 видов животного происхождения. 12.При отсутствии педиатрии как науки и отдельной врачебной специальности, написал труд "О природе ребенка". В работе даются рекомендации по уходу за ребенком и воспитанием. 13. Написал «Клятву» для врачей - в основных чертах она была сформулирована еще до Гиппократа. Организация лечебного дела в Греции. В VI- IV вв до н.э. были воздвигнуты первые величественные святилища в честь Асклепия -асклепейоны, которые имели лечебно-санаторный характер. В античном мире их было 200-800. Главные средства лечения: водолечение, массаж, гимнастика, священный сон. Были и частные клиники. В ряде крупных городов Древней Греции работали общественные врачи, которые выполняли противоэпидемические мероприятия. Раненных во время войн лечили светские врачи. Авторитет их был высок. Гомер писал: «Стоит многих людей один врачеватель искусный". Медицина эпохи эллинизма. IV в до н.э. с момента воцарения на престол Александра Македонского начинается новая эпоха в истории древности - эпоха эллинизма (древнее название Греции - Эллада). Она заканчивается в середине 1в. н.э.- когда завоевание последнего эллинистического государства Египта завершило создание Великой Римской империи. В эту эпоху происходит великое взаимодействия культур Древней Греции и народов Востока. Центры греческой культуры перемещаются на Восток. Самым крупным эллинистическим государством становится царство Птоломеев (эллинистические Египет и Ливия) с его столицей Александрией. Медицина получает значительное развитие и сочетает греческую теорию и практику с опытом и знанием, накопленными в странах Древнего Востока. Особый прогресс наблюдается в анатомии и хирургии. Крупные анатомо-физиологические исследования связаны с деятельностью александрийских врачей- Герофилом и Эразистратом. Герофил- описал основные элементы центральной и периферической нервной систем. Изучал внутренние органы, строение глаз (труд "О глазах"). Эразистрат прославился как блестящий исследователь сердца и его клапанов, описал сердечные и венозные клапаны, изучал строение мозга. Разделил нервы на чувствительные и двигательные. Развитие анатомии способствовало развитию хирургии. Развивается фармакология. Римские завоевания (1-й век до н.э. – 30 г. н.э.) положили конец самостоятельности эллинистических государств. Политическим, экономическим, культурным центром стал Рим. Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства и составила существенную часть той основы, на которой успешно развивается мировая культура. Развитие медицины в Древним Риме Понятие «Древний Рим» менялось с течением веков: от Рима – города-государства к Римской республике, а затем – к Великой Римской империи. В полной мере это относится и к понятию «медицина Древнего Рима». В 1 в. до н.э. Древний Рим - гигантская империя, включающая значительные территории Западной и Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Переднего Востока. Раскинулась по берегам Средиземного моря, превратив его во внутреннее море. Неодинаковая судьба была у западных и восточных провинций Римской империи. Западные провинции были под очень сильным влиянием Рима. Даже Греция в рамках Римской империи потеряла свое влияние, утратила свое политическое значение, но передала завоевателю-Риму основные элементы, на базе которых сложились римская литература, искусство, наука. В богатых восточных провинциях народы через века эллинистического и римского господства пронесли основные элементы своей культуры и поднялись на более высокую ступень общественного, экономического и культурного развития (Сирия, Египет и другие). Римская империя кормилась и вооружалась за счет своих восточных провинций. В 476 году н.э. Западная Римская империя пала под натиском варварских племен Центральной и Северной Европы, в то время как богатая Восточная Римская империя, или Византия, существовала еще тысячу лет. Таким образом, римская культура сформировалась в результате взаимного проникновения и влияния греко-римской и восточной культур. Источники информации о медицине Большой интерес представляют: поэма "О природе вещей" Тита Лукреция Кара, трактат "О медицине"- Авла Корнелия Цельса, труд "О назначении частей человеческого тела" Галена. Интересным источником являются греческие и латинские эпиграммы, археологические находки в ряде стран Европы, Азии, Африки, которые входили в состав Римской империи. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера являются Законы 12 таблиц (450 г. до н.э.) - на колоннах перед Римским сенатом были вывешены медные таблицы с начертанными на них законами, краткость и простата которых до сих пор поражают юристов. Ряд параграфов Законов посвящен охране чистоты города. Наблюдение за выполнением Законов возлагалось на выборных государственных чиновников. Свидетельство внимания к гигиене - акведуки - арочные каменные мосты и системы подземных труб для подачи воды с горных источников. В начале I-го века н.э. в Риме действовало 11 акведуков, общая протяженность их 436 км, из них 55 км на арочных мостах. Ежедневно на душу населения приходилось в Риме 600-900 л воды (в дореволюционном Петербурге в сутки - 200 л воды). Акведуки охранялись законом. За умышленную порчу полагался крупный штраф. Вода распределялась между императорским дворцом, общественными учреждениями и фонтанами (более 600). В частные дома вода не подавалась. Начиная с VI в до н.э., для стока нечистот в Риме строили каналы - клоаки. Они открывались непосредственно в Тибр, в связи с чем вода была не пригодна для питья. Наиболее известная cloaca maxima, которая функционирует и по сей день. Предъявлялись высокие требования к соблюдению правил личной гигиены. Строились бани – термы, которые являлись гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Риме были не только частные, но и общественные термы (императоры, богатые горожане строили их и передавали в бесплатное пользование населению города). Пропускная способность терм была очень большой, что позволяло десяткам и сотням тысяч людей находиться там одновременно. Организация медицинского дела. В Древней Италии до II в н.э. обходились без врачей профессионалов. Лечили дома народными средствами, заклинаниями. Первыми врачами были рабы, из числа военнопленных. Они лечили семью хозяина, его родственников. В конце III - начале II в. до н.э. в столице Римской республики стали появляться свободные врачи. По приказу Юлия Цезаря с 46 г. до н.э. предоставлялось почетное римское гражданство приезжим врачам. Это уже была государственная регламентация численности врачей. Рим внес значительный вклад в военную медицину. В конце I- начале II в. во всех подразделениях и во всех родах войск появились врачи-профессионалы. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждый воин имел необходимый перевязочный материал. Были санитарные команды из 8-10 человек, которые подбирали раненых на поле боя, оказывали доврачебную помощь. После битвы раненых отвозили в специальные лагеря, где устраивались военные лечебные учреждения - валетудинарии. Во время войн врачи получали освобождение от воинской обязанности, что способствовало наплыву иноземных врачей. Существовала врачебная специализация. Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинской дело в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей – архиатров, которые работали в банях, цирках, театрах. В обязанности врачей входило и преподавание медицины. Образование в период Ранней Римской империи состояло их трех основных ступеней: начальной, средней и высшей. Первые специальные высшие школы – юридические и медицинские – появились в Римской империи в I- II вв. н.э. Кроме медицинских предметов (анатомии, физиологии, хирургии, акушерства) преподавались грамматика, математика, литература, философия. Практическую медицину изучали у постели больного. Учащиеся все свое время должны были посвящать учебе. За нарушение дисциплины следовали строгие наказания. Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ. Медицинская наука Виднейшим представителем был Асклепиад (последователь Эпикура, Лукреция). Годы жизни 128 – 60 гг до н.э. Грек по происхождению. Отверг идеалистическое учение: болезнь - кара богов. Считал, что какова причина, таким должно быть и лечение. Предложил девиз: «Лечить безопасно, скоро, приятно». Античная медицина достигла высшей ступени своего развития в лице выдающегося врача Рима, анатома, физиолога Галена (ок. 130 – ок. 201 г. н.э.). Родился в Пергаме (ныне Турция) в семье известного архитектора. С 28 лет в течении 6 лет работал в школе гладиаторов. Был очень хорошо образован. Оставил около 500 произведений по философии, математике, медицине. Основной труд по медицине – «О назначении частей человеческого тела». В учении Галена прослеживается 2 линии: материалистическая и идеалистическая. Изучая анатомию, физиологию (на раненых гладиаторах, животных: свиньях, собаках, иногда - львах и слонах), он предстает как материалист. Описал кости, мышцы, суставы - дал им название. Описал внутренние органы, мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок; 7 пар из 12 ЧМН, все отделы головного и спинного мозга. В физиологии применил острый эксперимент. Положил начало учению о физиологии различных систем организма. Изучал двигательную функцию (сгибание, разгибание), дыхательную (роль грудной клетки, легких в дыхании), нервной системы (использование поперечного и продольного сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств). В фармакология предложил собственный метод приготовления лекарств. Галеновы препараты - естественное сырье, обработанное механическим или физико-химическим способом. Выделял таким образом действующее начало в лекарственном растении. Ввел дозировку с помощью весовых и объемных единиц. В трудах Галена имеются зачатки учения о кровообращении. Он создал схему движения крови. Центром кровеносной системы считал печень. По его мнению кровь разносится по всему телу и целиком поглощается тканями. В печени немедленно образуется новая порция крови. Перегородку сердца он считал проницаемой для крови, как у новорожденных. Систола, по его мнению, - пассивный процесс, диастола - активный. Линия Платона (идеалистическая) На формирование его мировозрения большое влияние оказали учения Платона и Аристотеля о целесообразности всего созданного, о существовании в природе вечного разума. В вопросах философии следовал Аристотелю "Первичной является материя, которая вечна, неизменна. Жизнь самозародилась, все целесообразно. Всеми процессами управляет душа - живет в крови». Считал, что болезнь - разлад тела с душой, выход тела из подчинения души. Деятельность Галена представляет собой целую эпоху в развитии медицины. Он творчески обобщил и переработал сочинения всех предыдущих поколений врачей. В течении 14 веков его произведения были основным источниками медицинских знаний. Но галенизм - это одностороннее понимание учения Галена. Церковь "забыла" о выдающихся экспериментальных достижениях Галена в области анатомии и физиологии, а идеализм его был возведен в религиозную догму и стал знамением медицины средневековья. Всякие попытки его критики жестоко пресекались церковью. Опровержение галенизма, потребовало колоссального напряжения и героических усилий многих медиков мира. Наиболее выдающиеся место занимает Андрей Везалий. С критикой галенизма выступали Мигель Сервет, Абу Али ибн Сина, Парацельс, Гарвей. С падением Рима в 476 г. древняя рабовладельческая общественная система Западного Средиземноморья прекратила свое существование. Наступил новый период истории - эпоха феодализма. Достижения древних рабовладельческих цивилизаций Греции и Рима легли в основу последующего развития европейской и других культур мира. Контрольные тесты
Тема 4 Медицина раннего (V и Х вв.) и классического (XI – XV вв.) средневековья: Византийская империя, халифаты, Средняя Азия, Древнерусское государство, арабоязычные халифаты, средневековый Восток, Западная Европа. Цели изучения темы
Основная литература
Дополнительная литература
Средние века – время господства феодального строя. В разных странах мира феодальные отношения складывались не одновременно. В Европе началом средневековья считают дату падения Западной Римской империи под натиском варварских германских племен – 476 г. В странах Востока феодальный строй сложился значительно раньше. В Китае он установился в III в, в странах Закавказья – в IV в; в Византии и государствах Средней Азии – в VIII в. На Руси феодальный строй сформировался в IX в. Конец эпохи феодализма определяется временем первых буржуазных революций, главное значение среди которых имела английская буржуазная революция 1640 –1649 гг. Византийская цивилизация – непосредственная преемница греко – римского наследия. В течение 10 веков она была центром блестящей и своеобразной культуры. Предистория ее начинается во время правления императора Константина Великого, перенесшего столицу Великой Римской империи из Рима, который подвергался набегам варварских племен, в древне - греческий городок Византий на берегу Босфора. Сюда были доставлены самые известные архитекторы, построено много дворцов, храмов и общественных учреждений. В 330 г. состоялось торжественное открытие столицы, которая в последствии получила название Константинополь – «град Константина» (ныне Стамбул). Если Западная Римская империя, раздираемая внутренними противоречиями и ведущая кровопролитные войны, прекратила свое существование в 476г., то Восточная Римская империя со столицей Константинополь - продолжала усиленно развиваться до VII в. В недрах ее развивался феодализм. В V-VI вв. в ее состав входили Балканы, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, острова Эгейского моря. Константинополь называли царем городов и Римом Востока. До XII в.- это государство Европы с самым высоким уровнем развития культуры, оказывавшее влияние на соседние страны. Как и в Древнем Риме практиковалось строительство крупных гидротехнических сооружений: 2х и 4х ярусных акведуков. Значительные запасы воды всегда имелись в подземных цистернах города. Большим достижением византийской культуры было изобретение в IX в. братьями Кириллом и Мефодием славянской письменности-кириллицы. Христианство в Византии вытеснив языческую религию греков, оказывало значительное влияние и на медицину. Основой медицинских знаний в Византии оставались сочинения Гиппократа и Галена, которые служили базисом для компиляций. Представления о лечении болезней тесно связывались с зарождающейся алхимией - "священной наукой"; получением философского камня - панацее от всех болезней и средства продления жизни. Первыми христианскими врачами считались Козьма и Домиан. Они были преданы мученической смерти и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей. Одним из самых выдающихся врачей Византии был Орибасий из Пергама (325-403 гг.). Он не принял христианской религии и стремился сохранить наследие древнегреческой языческой цивилизации. В своем энциклопедическом труде, состоящем из 72 книг, он обобщил наследие Гиппократа, Галена, Геродота и других античных авторов. О многих из них мы знаем лишь то, что успел написать Орибасий. Написал о доступных лекарствах, большое внимание уделял предупредительной медицине, разработал рационы питания для различных возрастных групп населения. Павел с острова Эгина - самый смелый хирург своего времени, разработанные им операции считались классическими вплоть до XVII в. Развитие больничного дела тесно связано с христианством. В IV веке в Египте зародилось пустынножительство, основателем первой формы монашества был Антоний Великий, который в качестве протеста против несправедливого мира раздал имущество и ушел в пустыню, став примером для бесчисленных последователей. Трудности жизни заставляли монахов-отшельников объединяться. Первый монастырь был основан в Египте в 320 году бывшим римским солдатом - Пахомием. Монахи занимались суровым физическим трудом, читали, переписывали, писали книги. В трудные годы войн, эпидемий они принимали под свою крышу больных, раненых, стариков, детей. При монастырях появились приюты для увечных и больных - ксенодохии (прообразы монастырских больниц). В IX веке в Византии развивается высшая школа. Под высшим образованием в Византии понималось овладение философией, в которой выделялись теоретический и практический разделы, причем, медицина причислялась к теоретической дисциплине, поскольку преподавание осуществлялось по книгам. Практическая философия - этика, политика, история. Религия запрещала пролитие крови и вскрытие трупов. Обучение медицине велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии. Чтобы поступить в эту школу надо было иметь общее образование - базу для поступления. Преподаванием занималось несколько человек; при этом использовались наглядные пособия, учебники. Имелись библиотеки книгохранилища. Аптеки, появившиеся в Византии представляли собой склад лекарств, которые здесь готовились и продавались. Баня перестала быть центром общественной жизни, как это было в Древнем Риме, старые термы переделывались под храмы. В 1453 году Константинополь был захвачен турками, а ее территория вошла в состав Османской империи. Но влияние византийской культуры на страны востока и Запада осуществлялось в течение многих столетий. Именно Византия сохранила те античные традиции, преемственность которых в Западной Европе была нарушена. |